|
|||
Б. Г. Тилак 36 страница
ненная таким образом идея дня и ночи богов говорит о принадлежности ее не только индоиранцам, но и индогерманцам. — Точное указание на исходную полярную родину.
ГЛАВА V. ВЕДИЧЕСКИЕ ЗОРИ 111 Наиболее красивы в Ригведе гимны о рассвете. — Божество, описываемое четко, без неясности в персонификации. — Первые намеки на длительность рассветов. — Обязательность прочтения тысячи строк и даже целой Ригведы во время наступления рассвета. — Тройное и пятикратное подразделение рассвета. Оба эти указания говорят о его длительности. Таков же вывод из двух имен — Ушас и Вьюшти. Сюда же относятся и дискуссии, связанные с непониманием этих пассажей Ригведы. — Долгий промежуток в ряд дней между первым появлением света и восходом солнца. Это ясно отражено в Ригведе (VII, 76, 3). — Объяснения комментатора Саяны неестественны и неудовлетворительны. — Наличие многих рассветов перед восходом. — Почему зори упоминаются в Ригведе во множественном числе. Множественное число в обращении не показатель почета и не означает зорь последовательных дней. Говорит о непрерывности процесса рассвета. — Этот взгляд подтверждается в «Тайттирийя Самхите» (IV, 3, 11). — Зори как тридцать сестер. Прямые подтверждения их неразделенности и длительности есть в •Тайттирийя Брахмане». — Проверка объяснений Саяны по поводу тридцати зорь. — Тридцать зорь описываются как тридцать шагов одного рассвета. — Прямое упоминание в Ригведе о вращательном движении зорь, " подобном колесу. Их прохождение изо дня в день по тому же месту. Все это говорит как бы о группе зорь, объединенных в количестве тридцати. — Сумма результатов. — Утверждение полярного характера зорь в Ведах. — Возможные колебания в описаниях рассветов в Ведах. — Объяснение легенды об Индре, сотрясавшем их колесницу. Точные строки гимнов говорят о том, что зори, описываемые таким образом, относятся к древним временам. — Ведические зори носят полярный характер.
ГЛАВА VI. ДОЛГИЙ ДЕНЬ И ДОЛГАЯ НОЧЬ 142 Несомненные свидетельства долгой ночи. — Вритра жил в долго длящемся мраке. — Выражения в гимнах, говорящие о долгой тьме или долгой ночи. — Беспокойство в ожидании конца мрака. — Молитвы о благополучном достижении конца ночи. — Ночь, конца которой, судя по Атхарваведе, не знали. В «Тайттирийя Самхите» говорится, что эти молитвы были порождены страхом жрецов, которые в древности боялись, что рассвет не наступит. И это не было вызвано страхом перед долгими ночами зимы, как думал Саяна. — Описания в Ригведе ночей и дней. — Разделение на типичные пары. Одна описывается как светлая-темная, и выражение «вирупе-вирупе» означает разность длительности, а не цвета. Другая же пара «ахани» отличается от первой. — Сверка длительности дня и ночи на" вемле. — «Ахани» может относиться только к паре долгой арктической ночи и дня. Описаны в «Тайттирийя Араньяке » как левая и правая, то есть противоположные стороны года. — В Ригведе о солнце говорится, что оно останавливает колесницу посреди неба. Этим отплачивается дасам за разрушения. — Представлены долгий день и долгая ночь. — Суммарные свидетельства этих факторов. — Ушас и Сурья как дети Дакшина и Дакшини. Возможно, это относится к южной части их пути.
5J2
ГЛАВА VII. МЕСЯЦЫ И СЕЗОНЫ 166 Очевидность забытого календаря сберегается консервативными жрецами в сохранении жертвоприносительных правил. — Варьирующиеся числа месяцев солнечного света в арктическом регионе. Их влияние на проведение описываемых жертвоприношений. — Семь образов солнца в Ведах. — Легенда об Адити. Она предъявляет богам семь сыновей и отбрасывает восьмого. Разные объяснения этого факта в «Брахманах» и в «Тайттирийя Араньяке». — В более поздней литературе 12 месяцев поясняются как образы двенадцати солнц. По аналогии семь солнц должны также обозначать семь месяцев солнечного света. Считалось, что разные солнца упоминались для обозначения разных сезонов. — Легенда об Адити связана с древними веками, с «сурьям-югам». — Свидетельства жертвоприносительной литературы. — Родовые группы жертвоприносителей прежних времен. В Ригведе их называют «наши древние отцы». — Роды Атхарванов и Ангирасов восходят к индоевропейскому периоду. — Главными среди Ангирасов являются Навагвы и Дашагвы. Они помогали Индре в его битве с Валой. — Проведение жертвоприношений в течение 10 месяцев. Срок пребывания солнца во мраке. Десять месяцев светило солнце, за ним следовала долгая ночь. — Этимология названий «навагва» и «дашагва». По объяснению Саяны, так называли тех, кто приносил жертвы в течение девяти и десяти месяцев. — Объяснения профессора Лигнана неверны. — Определение «вирупа», применяемое к Ангирасам, обозначает другой тип этих жертвоприносителей — «саптагу», то есть семь хотри, или випра. Легенда о диргхатамах, по «Махабхарате». — Те в Ригведе, кому покровительствуют Ашвины. Достижение старости в течение десяти юг. — Спор о значении слова «юга». — В Ригведе определение «мануша юга» означает век человека, а не всегда век племени. О двух пассажах, доказывающих это. — Интерпретации западных ученых проверяются и отклоняются. — Слова «мануша юга» обозначают время от долгого рассвета до начала долгой ночи. — Слово «Диргхатамас» означает солнце, заходящее после десяти месяцев. Мануша юга и долгая ночь. — Пять сезонов древности. — Спор об этом пассаже Ригведы. — Описание пятисезонного года, пребывающего в воде. Обозначает мрак долгой ночи. Не является сочетанием двух последовательных сезонов из шести. — Объяснения в «Брахманах» неверны. — Итог.
ГЛАВА VIII. ПУТЬ КОРОВ 206 Церемония праваргья. Она символизирует возрождение годового жертвоприношения. — Молоко представляет собой семена, нагретые в чарме, или махавире. — При заливании молока читаются мантры. — Создание пятерки двумя. — Вивасват и десять. — Обозначает смерть года после пяти сезонов в течение десяти месяцев. •**- Традиция говорит, что солнце упало за небо. — Годовые саттры. — Их тип — Гавам аянам, то есть путь коров. По «Айтарейя Брахмане», это длится от 10 до 12 месяцев. — О двух пассажах из «Тайттирийя Самхиты», говорящих о Гавам аянам. Тут упоминаются десять месяцев этой саттры, но не дается подтверждения этого, кроме ссылки на древнюю практику. Целиком означает древний жертвоприносительный год длиной в 10 месяцев. — Сравнение с римским годом в десять месяцев, или 304 дня. Неизвестно еще, как римляне объясняли разницу с годом в 360 дней. Эти лишние дни были днями тьмы, длившейся долго, судя по легенде о Дашагвах. Это при
водило к арктической теории. — Профессор Макс Мюллер говорил о тройном смысле образа коров в Ведах. Это коровы как дожди, как животные и как рассветы или дни в Ригведе. — Прохождение коров в течение десяти месяцев обозначает срок длительности обычных дней и ночей, подобно 350 быкам Гелиоса. — Кража Гермесом быков Аполлона. — Коровы, похищенные Вритрой в Ведах. Является как бы кражей дней-коров, а следовательно, причиной долгой ночи. — Дальнейшие свидетельства в Ведах о жертвоприношениях. — Классификация жертвоприношений Соме. — Разница между экаха и ахина. — Жертвоприношения в течение ста ночей. — Годовые саттры подобно Гавам аянам. — Модель или схема проведения их. — Другие их модификации. Сейчас все основывается на гражданском календаре, но все же длится те же десять месяцев, как в древности. — Ночные жертвоприношения теперь бывают включены в число дневных. Еще не объяснена причина их древней длительности в 100 ночей. Подходящее объяснение кроется в арктической теории. Даже теперь продолжают выжимать сок сомы в часы атиратры, то есть всенощного жертвоприношения. — Аналогичны и другие ночные жертвоприношения. В древности проводились ратри саттрас — жертвоприношения во время долгой ночи. Эти возлияния сомы предназначались Индре с целью помочь ему в битве с Валой. — О долготе ночи говорит название «сто ночей» — «шата ратра». Соотнесение этого с легендой об Адити и семи месяцах солнечного света. — Разъясняется, прочему Индру называли именем Шатакрату в Пуранах. Этот эпитет был не понят западными учеными. — Подобие жертвоприношений сомы и ашвамедхи. — Эпитет Шатакрату никогда не пересказывался в Ведах, в отличие от других эпитетов. Это указывает на то, что он относился только к Индре. — Мнение д-ра М. Хауга о том, что слово «крату» в Ведах означает жертвоприношение. — Сто фортов
«пура» (городов) Вритры. Объясняется как сто мест тьмы или ночей. — Легенда в Авесте о том, как Тиштрия борется с Апаошей. Это то же самое, что борьба Индры с Вритрой. В Авесте описано как Тиштрия сражается от одной до ста ночей. Это независимое подтверждение факта сотни ночных жертвоприношений сомы. — В Авесте есть такое определение, как «сэто карахе». — Обсуждение значения и сути атиратры. Оно обозначает всенощное жертвоприношение сомы в начале или в конце долгой ночи. — Последовательное сложение цикла дня и ночи. Это, соответственно, предшествует годовым саттрам. — Отмечает завершение долгой ночи и начало периода солнца. — Саттра, атиратра — это ночные жертвоприношения. — Атиратра легла в основание годичного круга жертвоприношений в древности. Ясно указывает на сто ночей долгой тьмы в древности. Таким образом, древняя система жертвоприношений соотносилась с годом. Обе формы были адаптированы в текстах Брахман на новых землях расселения, подобно реформе Нумы 4, старом римском календаре. — Важность выводов из свидетельств о жертвоприношениях.
ГЛАВА IX. ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ О ПЛЕННЫХ ВОДАХ. . . 25 1 Подведение итогов о прямых свидетельствах, относящихся к арктической теории. — Разница в характерах мифологических свидетельств. — Школы их интерпретации. — Школа натуралистов, или Нирукты. — Теория рассветов и объясняемые ею мифы. — Теория штормов, Индра и Вритра. — Теория весны
52/
и подвиги Ашвинов. — Легенда о Вритре обычно разъясняется теорией штормов. — Равнозначный эффект и победы Индры над Вритрой. — Освобождение вод, освобождение коров, возрождение рассветов и появление солнца. Ведические авторитеты поддерживают их одновременный характер. — Пассажи, говорящие о месте и времени конфликта. —• Природа одновременности не объясняется теориями рассветов или штормов. Битва происходила не в атмосфере, как говорится в теории штормов. Также и не в сезон дождей. — Неправильное понимание таких слов, как «парвата», «гири», «адри» и др. — Теория штормов не адекватна в любом случае. — Необходимость нового разъяснения. Объяснена реальная суть понятий о водах. Это воздушные, или небесные, воды, но не воды дождей. — Ведические барды знали про область «под тремя мирами». — Опровергается противоположная точка зрения Г. Уоллеса. — Объяснение реальных значений таких терминов, как «раджас», «нир-рити», «ардхау» и «самудрам». — Космическая циркуляция воздушных вод. — Нижний мир как родина воздушных вод. — Цитирование и разъяснение пассажей Авесты относительно циркуляции вод. Небесными реками являются Сарасвати и Ардви Сура Анахита. — Источник всех растений и дождя. — Истинная природа битвы Вритры. Одновременное освобождение вод и света понятно, если оба имеют один и тот же источник. Их остановил Вритра, заперев воды в нижнем мире. — Закрытие прохода в горах (парватс) на горизонте. — Соотнесение движений вод и солнца (их соответствие). — Выразительность пассажей Авесты об этом. — Длительная задержка солнца в водах. Поддерживающие это пассажи Авесты. Влияние этого на положение тел умерших. Тьма синхронна прекращению течения вод зимой. — Длительный период тьмы. — Другие мифологии о космической циркуляции вод. — Выразительные тексты, показывающие, что битва Вритры была ежегодной и происходила зимой. Это необъяснимо вне арктической теории. — Точное время битвы Индры с Вритрой указано в Ригведе. — Поясняется значение слов «чатваримшьям шаради». — Шамбара был обнаружен на 40-й день шарада. Это означает начало долгой ночи. — Ведические пассажи указывают на шарад как на последний сезон солнечного света. — Палеографические свидетельства определения времени по сезонам. — Аналогичные методы определения времени. — Такие же определения в Авесте. — Объясняются понятия ста осенних фортов Вритры и убийство водного демона льдом. — Семь рек, освобожденных Индрой. Они не могут быть ни земными реками, ни реками Пенджаба. — Разбирается и отрицается интерпретация западных ученых. — Подчеркивается связь семи рек с семью сыновьями. — Происхождение слов «хапта хинду» в Авесте. — Возможен^ перенос старого мифологического названия на новое место обитания. — Арктическое происхождение легенды о Вритре. — Перекрытие вод говорит о ежегодной борьбе света и тьмы на арктической родине.
ГЛАВА X. ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ ОБ УТРЕННИХ БОЖЕСТВАХ 318 Теория весны и легенда об Ашвинах. — Роль Ашвинов в борьбе за воды и свет. Можно понять лишь в свете арктической теории. — Их подвиги и легенды о них. — Спасение или омоложение, извлечение из океана или восстановление кругозора либо света, данные Чхьяване, Ребхи, Бхуджьи, Атри, Вандане и др. Все это теперь объясняется как спасение дневного
рассвета или восстановление весной силы зимнего солнца. Но теория весны не может пояснить указания в некоторых легендах на слепоту или тьму. Не считается она и с длительностью этих заболеваний у пациентов Ашвинов. Не характеризуются и те места, где с ними случилось несчастье, от которого они были спасены. — Бездонный и темный океан реально обозначает нижний мир. — Кувшин горлом вниз и дном вверх означает опрокинутую полусферу. — Легенда о Риджрашве. — Убийство сотни овец отражает превращение ста дней в столь многие ночи. — Рассказ о Саптавадхри, или о семи евнухах, молящихся о благополучном разрешении от бремени после десяти месяцев. Это остается доныне не объясненным. — Внутреннее пространство между землей и небом трактуется в Ведах как утроба женщины, в которой солнце движется, пребывая над горизонтом. — Десять месяцев беременности означают десять месяцев пребывания солнца над горизонтом. — Молитва о благополучных родах говорит об опасности, связанной с долгой ночью. — Загадкой или парадоксом является образ ребенка, становящегося невидимым сразу после рождения. — Рассказ о скрытом Агни относится к тому же феномену. — Возможно, это породило рассказ о Кумаре, или Карттикейе, в Пуранах. — Правильность арктической теории по сравнению с теорией весны состоит в выяснении сути легенды об Ашвинах. — Легенда о том, как Индра похитил колесо Сурьи. — Обсуждается значение термина «даша прапитве». Означает тьму после десяти месяцев. — Три шага Вишну, Приводятся цитаты из разных высказанных мнений. — Шаги Вишну как годовой курс солнца. — Третий, невидимый его шаг говорит о нижнем мире. — Одно из имен Вишну — Шипивишта. Говорит о потемневшем или заболевшем солнце, о долгой ночи в Арктике. — Три прибежища Савитри, Агни и Ашвинов сравниваются с третьим шагом Вишну. — Легенда о Трита Аптья. Трита, то есть третий, — это третья часть года. — Индогерманское происхождение легенды. — Описаны тип и природа Апас. — Семичастное и десятичастное деление в ведической литературе. Собрание разных частей этих делений. Вероятно, эти деления отражают семи- и десятимесячные периоды солнечного света в Арктике. — Битва дашараджна. Отражает борьбу с десятичастным периодом мрака. — Брихаспати и его потерянная жена в Ригведе. — Десять царей-нежертвоприносителей сравниваются с Раваной. — Мифические черты в «Рамаяне», вероятно, восходят к ведической мифологии. — Хануман и Вришакапи. — Была ли «Рамаяна» заимствована из поэм Гомера. Оба произведения могли иметь общий источник.
ГЛАВА XI. СВИДЕТЕЛЬСТВА АВЕСТЫ 375 Характер свидетельств Авесты. — Разные ученые о них. Необходимо пересмотреть этот вопрос. — Извлечение из первого фаргарда «Вендидада». — Новые эквиваленты шестнадцати земель, созданных Ахура Маздой. — Первая созданная земля, Айрьяна*Ваэджо, представляет собой рай иранцев. Разные точки зрения на нее. Дармштетер, Шпигель и другие помещают ее на востоке, Хауг и Бунсен — на далеком севере. — Проверка аргументов Дармштетера. Исходя из позиций Вангухи нельзя определять Айрьяна Ваэджо. Сомнительна и идентификация Рангхи по Каспийскому морю, то есть как самой западной реки. Рангха, видимо, то же самое, что и Раса в Ригведе (X, 75, 6). — Несоразмерность позиций Дармштетера. — Место
Айрьяна Ваэджо следует определять исходя из описаний Авесты, из их особенностей. — Приводится цитата, говорящая о десяти месяцах зимы, что характерно. — Десять месяцев зимы впервые наслал на землю Ангра Майнью. Указано, что до прихода беды на этой земле должно было быть десять летних месяцев и два зимних. — Внезапное изменение полярного климата полностью подтверждается последними геологическими изысканиями. — Два месяца зимы как раз совпадают с долгой арктической ночью. — Традиция, говорящая о семи месяцах лета и пяти месяцах зимы, тоже соответствует изначальному климату в Айрьяна Ваэджо. Это упоминается в «Бундахише». Нет несовпадения с упоминанием о десяти месяцах лета, отраженном в тексте. Все это возможно проследить в арктическом регионе. Подобные же указания есть в Ригведе. — Объяснены совпадения между указаниями на семь месяцев лета, на легенду об Адити и о битве Индры с Шамбарой. — Итог анализа второго фаргарда. — Вара Йимы в Айрьяна Ваэджо. Там солнце восходит раз в год и день равен году. Это все указывает на то, что Айрьяна Ваэджо должна была быть вблизи Северного полюса, а не к востоку от Ирана. Эти четкие указания не могут считаться воображаемыми или мифическими. Говорят о наступлении здесь ледниковой эпохи. Это древнейшее свидетельство человека о начале ледниковья, разрушившего арктическую родину. — Указывается на особую важность этих свидетельств Авесты. Полностью подтверждается данными науки. — Оледенение вызывает уход из Айрьяна Ваэджо. — Удачные этапы миграций в Центральную Азию описываются как 16 стран в первом фаргарде. Это указывает на историческую ценность первого фаргарда. — Легенда о потопе в «Шатапатха Брахмане». Вероятно, указывает на легенду Авесты об аналогичном событии. — Другие пассажи в Ведах, указывающие на северное происхождение индийских арьев. — Для решающего заключения следует опираться на данные Вед и Авесты в их сочетании.
ГЛАВА XII. СРАВНИТЕЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ 419 Ценность данных сравнительной мифологии как подтверждающих свидетельств. Использование этого в настоящем исследовании. — Древние календари арийских рас Европы. — Данные о множественности рассветов в мифологии литовцев, греков и кельтов. — Древний римский год из десяти месяцев и реформа Нумы. — Точка зрения Плутарха. — Указание на невероятность теории Лигнана. — Древний год кельтов. Завершение его последним днем октября и указание на начало зимы и мрака. Праздник зимы в этот день. — Среднелетний праздник Лугнассада первого августа. — Первое мая как начало лета. — Дата битвы Мойтура. — Подобная же длительность древнего норвежского года. — Сравнение с древнегреческим календарем. Все это указывает на шесть месяцев света и шесть месяцев мрака. — Подтверждающие данные, извлеченные из сравнительной филологии. — Две части года в древнейшие времена. — Дева, имеющая девять образов, в мифологии кельтов. — Девять шагов Тора в норвежских легендах. — Сравнение этого с ведическими Навагвами и авестийскими Вифра Наваза. — Родина Балдера на небесах. Это говорит о долгом арктическом дне. — Сказания славян об Иване и трех его братьях. — Длительная ночь в доме Ивана. — Сравнение с ведической легендой о Троих. — Демон зимы у славян. —
Повествование о рассвете и сумерках в мифологии финнов. — Указание на долгий день сроком в четыре недели. — Легенды кельтов и тевтонов о ежегодной борьбе солнечного бога с мраком. — Балдер и Ходур, Кухулэн и Фомори. — Временные болезни и диспозиции богов и героев. Взгляд на это профессора Раиса. — Недомогание означает мрак зимы. — Мифы кельтов и тевтонов о долгом дне и долгой ночи. Все это говорит о древней родине в арктическом регионе. — Рассмотрение недавних исследований этнологов в поддержку взгляда о европейской прародине. Относятся к Северной Германии или Скандинавии. — Необходимо углубиться дальше к северу. — Профессор Райе говорит о Финляндии или Белом море. — Нет расхождений с теорией, говорящей о Северном полюсе как о прародине всего человечества. — Метод и выводы профессора Раиса. — Традиции восточных и западных арьев утверждают мысль об исходной родине в Арктике. — Объясняется соотношение этого с мыслью о колыбели человечества на Северном полюсе.
ГЛАВА XIII. ЗНАЧЕНИЕ НАШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ ИЗНАЧАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И РЕЛИГИИ АРЬЕВ 444 Суммирование доказательств теории об арктической прародине. — Они четко указывают на полярные области, но точное место в Арктике, то есть к северу от Европы и Азии, еще не выяснено. — По данным геологии, арктическая прародина могла существовать лишь в межледниковый период. — Изучены древние календари и хронология Вед. — Промежуток между началом постледниковья и периодом Ориона не может, судя по всему этому, длиться 80 000 лет. Это поддерживается в среднем выводами американских геологов. — Хронология Пуран относительно юг, манвантар и кальп. Взгляды на это Рангачарьи и Айера. — Последующая система Пуран основывается на исходном цикле, в котором считается со времени потопа, что прошло в целом четыре юги по 10 000 лет каждая. — Вьясе и Ману не была знакома теория «небесных годов». Это было воспринято более поздними авторами, которые не могли поверить, что они живут в век, именуемый Крита. — Исходная традиция, утверждающая, что со времени потопа прошло 10 000 лет, полностью согласуется с ведической хронологией. А также и с утверждением американцев, что постледниковье началось за 8000 лет до н. э. — Все сходится на том, что доказывается наличие полярной родины арьев до 8000 лет до н. э. — Древние традиции достоверны, и нужен метод их сохранения. — Теория полярного происхождения всего человечества не расходится с теорией арктической прародины арьев. — Рассматриваются современные взгляды на вопросы культуры и религии первых арьев. — Первых арьев и их цивилизацию нельзя теперь относить к постледниковью. — Определенные нарушения первичной культуры и цивилизации были причинены ледником. — Перерывы и дефекты в цивилизации неолитических арийских рас в Европе следует приписывать наступлению варваризма в последелювиальные века. — Жизнь и календарь в арктической прародине в эру межледниковья. — Древние жертвоприношения арьев. — Степень цивилизованности, достигнутая арийским единством на арктической прародине. — Дэваяна и питрияна и божества, почитавшиеся в этот период. — Древние жертвоприношения арьев. — Утверждения результатов
сравнительной филологии. — Открытая ими цивилизация должна считаться минимальной, или нижайшей, из тех, что можно утвердить относительно нераздельного арийского единства. — Культура арийского единства выше, чем культура каменного века. И даже эры металла. Весьма вероятно даже использование ими металлических монет. — Нельзя еще выявить истоки языка арьев или дифференциации человеческих рас по языку и цвету кожи. — Происхождение арьев и их религии теряется в геологических потемках. — Итог взглядов теологов на происхождение и характер Вед. — Разница в их поддержке авторами или разными школами философии. — Утверждения Патанджали и Вьясы, что Веды были утрачены при потопе, а затем восстановлены по смыслу, если не по форме, в начале новой эры. — Четыре периода, на которые может быть разделено постледниковье по данным астрономии. — Сравнение их с приводимыми в «Айтарейе Брахмане» четырьмя югами. — Взгляды теологов и историков на происхождение Вед, представленные здесь в четырех колонках и взаимно сопоставленные. — Ведические тексты, показывающие, что сюжеты могут быть древними, а язык более поздним. Это приводится в цитатах. — Божества Вед и их подвиги — все это должно быть древним. — Невероятность предложений д-ра Д. Муира о примирении. — Веды, или, скорее, ведическая религия, являются относящимися к межледниковью по сути, но по форме связаны с постледниковым временем. — Завершающие замечания.
СЛОВНИК 504
Издательская группа «ГРАНД-ФАИР»
приглашает к сотрудничеству авторов и книготорговые организации
тел. /факс.
(095) 170- 93 - 67 (095) 170- 96 - 45 Почтовый адрес:
109428, Москва, ул. Зарайская, д. 47, корп.
e-mail: grandpub@dol. ru Книги on-line: http: //www. grandpub. ru
Бал Гангадхар Тилак
АРКТИЧЕСКАЯ РОДИНА В ВЕДАХ
Редактор Н Баринова Технический редактор Л Глубокова Художник обложки С Даниленко Компьютерный дизайн обложки А Матросова
ЛР 065864 от 30 апреля 1998 г. Подписано в печать с готовых диапозитивов 20. 12. 2000 Формат 84 х 108 /37. Бумага книжно-журнальная. Гарнитура «Ньютон». Печать офсетная. Усл. печ. л. 27, 72. Тираж 5000 экз. Заказ 2398.
Издательство «ФАИР-ПРЕСС» 109428, Москва, ул Зарайская, д 47, корп 2
Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфический комбинат» 143200, г Можайск, ул Мира, 93
«... изначальная родина арийской расы была расположена где-то вблизи Северного полюса, и предки нашей расы ушли оттуда просто потому, что земля не выдержала натиска снега и льда в дни начала ледниковой эпохи».
ISBN 5-8183-0263-6
785818 302638
|
|||
|