|
|||
Б. Г. Тилак 35 страницацивилизации и культуры в межледниковое время, чем принято считать, и что нет причины, по которой изначальные арьи должны быть поставлены не на тот же уровень развития, что и древние обитатели Египта доисторических времен.
Жизнеспособность и превосходство арийских рас, выявленные через поражения, потери и ассимиляции, принесенные ими другим неарийским расам, с которыми они встречались на путях своих миграций в поисках новых земель от полюса до экватора (если не еще южнее), могли проявляться только как показатели достижения ими высокой степени развития цивилизации на их арктической родине.
Когда начнется изучение Вед в свете новой арктической теории, можно ожидать открытия в них многих других фактов, поддерживающих этот взгляд, но пока еще скрытых от нас в силу несовершенства знаний о физических условиях и об этническом окружении, словом, о тех условиях, которыми определялась жизнь предков ведических риши вблизи Северного полюса в доледниковый период. Проводимое сейчас изучение арктических областей тоже может помочь в разыскании начала арийской цивилизации. Но все это над» отложить до того времени, когда арктическая теория может стать признанным фактом науки. Нашей целью в данное время является показ того, что в Ведах и Авесте имеется достаточное количество свидетельств для доказательства существования арктической родины в период межледниковья, и тот читатель, который поймет представленную нами аргументацию, сможет вое
502 ГЛАВА XIII
принять то, что доказываемая нами теория имеет прочную базу в виде выразительных текстов и пассажей, сохраненных традиционно в двух древнейших памятниках арийской расы, а также в виде последних результатов, полученных представителями таких наук, как палеология, геология, археология, лингвистика, сравнительная мифология и астрономия.
Сама идея поиска в Ведах свидетельств об арктической родине была стимулирована, если не прямо подсказана, новыми достижениями в этих науках, а метод, принятый нами в разработках ее, был нацелен на неуклонность. Прошло уже много столетий с момента возникновения науки толкования Вед, основанной индийской школой Нирукты. Может казаться удивительным, что до сих пор оставались нераскрытыми следы в Ведах, указывающие на существование арктической родины. Но подобные сюрпризы не имеют места в исследованиях такого рода, когда надо быть готовым к восприятию доказанных результатов, получаемых в свете развивающегося знания при строгом соблюдении правил логики.
Если ценность наших заключений выдержит испытания по таким стандартам, мы надеемся на обнаружение того факта, что мы преуспели в нахождении истинного ключа к интерпретации многих ведических текстов и легенд, считающихся и теперь безнадежными, отклоняемыми или неверно понимаемыми.
В эти времена прогресса, когда начинают с разных сторон приближаться к изучению вопроса об изначальных культуре и цивилизации человека, наука об интерпретации Вед не может занимать изолированную позицию или же полностью зависеть от лингвистического или грамматического анализа. Мы должны просто следовать духу времени в поисках пути к координации послед
ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ... 503
них достижений науки с традициями, содержащимися в древнейших книгах арийской расы, в книгах, которые заслуженно воспринимались как высоко почитаемые и были сохранены нашими предками среди непреходящих трудностей. Это было достигнуто благодаря религиозному энтузиазму, постоянно проявляемому с самого начала текущего века.
словник
В словнике приводятся названия памятников религиозной литературы Индии и Ирана, встречающиеся в тексте, а также имена и термины, которые неясны по содержанию текста и не разъясняются в скобках или сносках.
АВЕСТА — собрание священных книг зороастризма.
АГНИ — бог огня, одно из древнейших божеств в Ведах. Имеет три формы-воплощения: солнце, молния и земной огонь.
АДИТИ — богиня в Ведах, мать группы богов-Адитьев.
АДИТЬЯ — собирательное название группы древнейших богов в Ведах; дословно — сыновья Адити; божества солнечных месяцев.
АЗИ (АХИ) — мифический огромный змей, ограждающий реки; общее название ядовитых змей.
АЙРЬЯНА ВАЭДЖО (АРИАНАМ ВАЙДЖА) — мифический арийский рай, или рай иранцев, считающийся областью их зарождения и исхода.
АЙТАРЕЙЯ БРАХМАНА — одна из Брахман, соотносится с текстами гимнов Ригведы.
АМРИТА — в ведической литературе (и во всех последующих литературных текстах) — напиток, дарующий бессмертие; напиток богов.
АМША — одно из имен солнца, сына Адити.
АМЭША СПЭНТА — бессмертные святые в Авесте.
АНГИРАСЫ — первые из класса полубогов, мудрецы, поющие гимны и приносящие жертвы; соратники и помощники бога Индры.
АНГРА МАЙНЬЮ (АНХРА МАНЬЮ) — злой дух в Авесте.
АПАОША — демон засухи; дословно — иссушающий.
СЛОВНИК 505
АРАНЬЯКА — дословно лесная; Араньяки входят в состав книг ведической литературы.
АРДВИ СУРА АНАХИТА — в Авесте название реки и имя ее богини (в науке продолжается дискуссия о географическом положении этой реки).
АРДЖУНА — третий брат из числа пяти светлых героев эпоса «Махабхарата», братьев-Пандавов. Его небесным отцом является бог Индра.
АРЬЯ (АРИЙЯ) — с древнейших времен это слово определяет принадлежность человека к одному из индоиранских племен.
АРЬЯМАН — одно из имен солнца, сына Адити.
AT АР — огонь в Авесте.
АТХАРВАВЕДА — название последней из четырех Вед, содержащей заговоры и магические заклинания.
АТХАРВАН — жрец, связанный с ритуалами культаогня.
АХИ-ДАХАКА — трехглавый змей, враг добрых дел Ахура Мазды. Он же — Ази-Дахака и Ахи-Дахаках.
АХИЛЬЯ — небесная змея. Одно из имен Вритры.
АХУРА — благой бог в Авесте.
АХУРА МАЗДА — верховный бог в зороастризме (в поздней литературе Ормазд).
АЧАРЬЯ — буквально: учитель, наставник. В литературе прибавляется к личному имени почитаемого человека — проповедника, основателя религиозного или философского течения или школы.
АШВАЛАЯНА ШРАУТА СУТРА — одна из сутр, относящаяся к Ригведе.
АШВИНЫ — в Ведах два брата-близнеца, возвещающие утро. Считаются врачами и помощниками богов и святых.
506 СЛОВНИК
БРАХМА — имя бога-творца, прародителя всего сущего, создателя богов, демонов, земного и небесного миров.
БРАХМАН — член высокой социальной группы жрецов и наставников, глубоко уважаемых большинством приверженцев религии индуизма.
БРАХМАНА — книга из раздела ведической литературы, наиболее близкой к Ведам. Название отдельных Брахман указывает на их связь с определенной Ведой.
БРАХМА-СУТРА — сутра о почитании бога Брахмы.
БРАХМАЧАРИН — юноша, проходящий первую ступень (ашрам) жизни (до брака).
БРИХАСПАТИ — верховный жрец богов, сын Ангираса.
БУНДАХИШ — название „ среднеперсидского пересказа Авесты.
БХАГА — одно из имен солнца, сына Адити.
ВАЛЬМИКИ — поэт-сказитель, которого считают автором эпоса «Рамаяна».
ВАРТИКА — имя перепела, спасенного Ашвинами.
ВАРУНА — один из древнейших богов Вед. Охранитель риты — закона мирового порядка. Повелитель вод.
ВАЧ — имя богини речи.
ВЕДАНГА ДЖЬОТИША — трактат по астрономии.
ВЕДЫ — четыре сборника религиозных и ритуальных^ текстов в форме гимнов и ритмических строф. Слово «веда» значит «веденье». Возникновение каждой Веды точно не датировано.
ВЕНДИДАД — главная часть Авесты, состоящая из 22 фаргардов (глав). Вариант названия — Видевдат.
СЛОВНИК 507
ВИВАСВАТ — одно из имен солнца, сына Адити.
ВИШНУ — в Ведах бог света и солнца.
ВОУРУКАША (ВОРУКАША) — в зороастрийской мифологии море, определяемое то как мировой океан, то как Каспийское, то как озеро Балхаш.
ВРИТРА — в Ведах демон мрака, похититель солнца, враг бога Индры, один из Данавов.
ВЬЯСА — мудрец, легендарный автор «Махабхараты » и дед ее светлых героев Пандавов.
ГЕЛИОС — имя бога солнца в греческой мифологии.
ГЕРАКЛ — герой древнегреческих мифов, сын бога Зевса. Ему приписывается совершение двенадцати подвигов, требующих проявления огромной силы.
ГОТАМА — имя ведического мудреца.
ГРИХЬЯ-СУТРЫ — трактаты, посвященные домашней религиозной обрядности (IV—VI века н. э. ).
ДАКША — одно из имен солнца, сына Адити; имя одного из ведических богов, сотворенных Брахмой.
ДАКШИНАЯНА (ИЛИ ПИТРИЯНА) — Южный путь (или Путь предков): ночь богов, период долгого ухода солнца с северного неба.
ДАНАВЫ у- разновидность демонов в индуизме.
ДАСА, ДАСЬЮ — демон, разбойник. Название враждебного арьям народа.
ДАЭВЫ (ДЭВЫ) — злые духи, демоны в литературе парсов.
ДВАДАШАХА — двенадцатидневное жертвоприношение.
508 СЛОВНИК
ДВАПАРА — название третьей юги (эпохи) из числа четырех юг в мифологии Пуран. ДЖАТАКИ — часть буддийской литературы повествовательного содержания. ДЖЬОТИША — наука астрономия. ДИРГХАТАМАС — одно из имен солнца, летящего, как всадник, в течение десяти месяцев света. ДХАТРИ — одно из имен солнца, сына Адити. ДЬЯУС — имя бога неба, бога света.
ДЭВАЯНА (или УТТАРАЯНА) — Путь богов (или Северный путь): день богов, период пребывания солнца на небе.
ЗАКОНЫ МАНУ — сборник религиозно-правовых указаний и разъясцений. Предположительная дата создания — конец I тысячелетия до н. э. Книга издана на русском языке под этим же названием.
ЗАОТА — верховный жрец-жертвоприноситель у парсов.
ЗАРАТУШТРА (ЗОРОАСТР) — пророк, основатель религии зороастризма.
ИНДУС — приверженец религии индуизма (в современной Индии — свыше 80% населения).
ЙИМА — царь времен золотого века в Авесте. Первый умерший земной человек. Аналогичен Яме в Ведах.
КАЛЕНДЫ — применявшееся в римском календаре подчеркивание значения первых чисел месяца, близких к новолунию; переносное название этих дней.
СЛОВНИК 509
КАЛИДАСА — поэт и драматург Древней Индии (V век н. э. ). Автор драмы «Признанная Шакунтала ».
КАЛИЮГА — век богини Кали; век демона по имени Кали; железный век. Это последняя юга из общего числа четырех юг.
КАЛЬПА — название долгого периода времени, равного 4320 годам (по другим источникам — 12 млн лет). Это и название Дня Брахмы.
КАРШВАР — в зороастризме весь обитаемый мир делится на семь каршваров (зон, областей).
КУМАРА — буквально: юноша, сын, царевич. Одно из имен бога Сканды-Карттикейи, сына бога Шивы.
КУТСА — злодей, убивший своего домашнего жреца- брахмана.
КУХУЛЭН (КУХУЛЕЙН) — солнечный герой кельтской мифологии.
МАЗДА — сокращенное имя верховного бога парсов Ахура Мазды.
МАНДАЛА — книга, состоящая из того или иного количества гимнов Вед. Чаще всего цитируются мандалы Ригведы.
МАНУ — имя предка всех людей, спасшегося после потопа. Ему приписывается авторство сборника « Законы Ману ».
МАРТАНД— одно из имен солнца, восьмого сына Адити.
МАРУ ТЫ — боги ветров.
МАТСЬЯ ПУРАНА — Пурана о рыбе. Содержит рассказ о всемирном потопе и о воплощении бога Вишну в рыбу, спасшую корабль прародителя человечества, Ману.
510 СЛОВНИК
МАХАБХАРАТА — великая эпическая поэма Древней Индии. Индийская традиция относит время ее создания к концу IV тысячелетия до н. э. (3102 г. ). но ее части возникали разновременно.
МЕРУ — мифическая гора, предстающая в блеске золота и драгоценностей, прибежище богов. Считается указанием на Северный полюс.
МИТРА — имя бога, дружественного ко всему живому, противника ссор.
НАКШАТРА — созвездие, группа звезд; часть эклиптики.
НИРУКТА — комментарий к текстам Вед, созданный Яской (VII—VI века до н. э. ).
НУМА ПОМПИЛИИ — имя древнеримского царя реформатора (VIII—VII века до н. э. ).
ПАНДЖАБ (ПЕНДЖАБ) — буквально Пятиречье, древнее название одной из областей на северо- западе Южно-Азиатского субконтинента. Это название сохранилось за одним из штатов Индии.
ПАНДИТ — ученый, образованный человек; по большей части член высокой брахманской касты.
ПАНИ — в некоторых памятниках индийской литературы — название народа, враждебного арьям; в Ведах —разновидность демонов.
ПАНИНИ — древнеиндийский грамматист (V—IV века до н. э. ).
ПАРВАРДИН-ЯШТ — один из гимнов Авесты.
ПАРСЫ — приверженцы религии зороастризма. Известны также как огнепоклонники.
СЛОВНИК 5jU
ПАТАНДЖАЛИ — древнеиндийский грамматист (II век до н. э. — II век н. э. — ориентировочная датировка времени его жизни).
ПИТРИ — души предков, предки.
ПИТРИЯНА — Путь предков, темная половина года (другое название: Дакшинаяна — Южный путь).
ПЛУТАРХ — греческий писатель и историк, автор 50 жизнеописаний великих исторических личностей (I—II века н. э. ).
ПРАШНОПАНИШАДА (ПРАШНА УПАНИШАДА) — одна из Упанишад.
ПУРАНА — буквально: древний. Пураны в индуизме — житийные предания, сказы. Известны 18 основных Пуран и много более мелких. Они создавались от конца I тысячелетия до н. э. и до середины II тысячелетия н. э.
ПУРУША — в Ведах это первочеловек, которого боги принесли в жертву, создавая все сущее из частей его тела (буквальное значение этого слова — человек).
ПУШАН — имя одного из богов в Ведах; одно из древнейших имен солнца; в индуизме это богпокровитель процветания и богатства.
РАВАНА — десятиглавый демон, владыка зла. Он был убит героем «Рамаяны» царевичем Рамой, в образе которого явился бог Вишну.
РАДЖАС *— пространство верхней или нижней полусферы мира.
РАМА — главный герой эпической поэмы «Рамаяна », седьмое воплощение бога Вишну на земле.
РАНГХА — река в Авесте. О месте ее протекания ученые продолжают спорить. Некоторые считают ее Волгой.
512 СЛОВНИК
РАПИТВИН — божество второй части дня в Авесте; буквальное значение — полуденный.
РИТА — закон правды и порядка, установленный высшими силами космоса.
САВИТРИ — имя богини, супруги Брахмы. Название молитвы в Ригведе, обращенной к богу солнца.
САМХИТА — трактат, книга, сборник (молитв, гимнов, правил).
САНСКРИТ — язык индоарийской группы индоевропейской языковой семьи. Древнейшая его форма — ведический, или ведийский, санскрит, следующая — эпический, последняя — классический. Принято называть санскрит языком индийской культуры. Признан одним из официальных языков Республики Индии.
САТТРА — ритуальное действие; исполнение жертвоприносительного гимна или молитвы.
САЯНА — индийский комментатор Вед (XIV век н. э. ). Составил комментарий к Ригведе.
СМРИТИ — буквально: «запомненное»; общее название памятников постведической литературы, отличающее их от ведических текстов, именуемых «шрути» — «услышанное».
СОМА — имя бога луны; название опьяняющего жертвенного напитка.
СПИТАМА — в Авесте Спитама Заратуштра как родовое имя пророка.
СУРЬЯ — самое распространенное в Индии имя бога солнца.
СУТРЫ — краткие поучительные тексты, касающиеся разных религиозных, правовых и бытовых проблем. Наиболее древние сутры относятся, как признают большинство ученых, к I тысячелетию до н. э.
СЛОВНИК 513_
ТАИТТИРИИЯ АРАНЬЯКА — одна из Араньяк, соотносимая с «Тайттирийя Самхитой».
ТАИТТИРИИЯ БРАХМАНА — обобщающее название пояснений молитвенных формул (мантр) в тексте Вед, разъясняемых «Тайттирийя Самхитой ».
ТАЙТТИРИЙЯ САМХИТА — сборник молитвенных формул (мантр) и чередующихся с ними их разъяснений (именуемых «Тайттирийя Брахманой »). Вся «Тайттирийя Самхита» относится к текстам второй Веды — Яджурведы.
ТИР-ЯШТ — один из яштов, гимнов, посвященных отдельному божеству в Авесте.
ТХРАЭТАОНА (ТРЙТАОНА) — один из персонажей Авесты.
УПАНИШАДЫ — произведения, считающиеся заключительным разделом ведической литературы. Наиболее древние относятся к середине I тысячелетия до н. э., поздние — к эпохе средневековья.
УТТАРАЯНА (или ДЭВАЯНА) — Северный путь, светлая половина года.
УШАС — имя богини зари в Ведах и во всей литературе индуизма.
ФАРГАРД — название разделов «Вендидада».
ХАОМА — напиток бессмертия в Авесте, аналогичный соме.
ХАРА БЕРЕЗАЙТЕ (ХАРА БЭРЭЗАЙТИ) — мифическая гора в Авесте, или горный хребет.
ХОТАР — жрец, руководящий церемонией жертвоприношения у индусов.
514 СЛОВНИК
ХУКАРЬЯ — вершина мифической горы Хара Березайте.
ЧХЪЯВАНА — слабеющий к старости — один из образов солнца, которому Ашвины вернули юность.
ШАКУНТАЛА — героиня мифического сюжета в «Махабхарате», а также драмы Калидасы и многих пересказов.
ШАМБАРА — одно из имен демона тьмы, врага бога Индры.
ШАСТРА — учебник, руководство.
ШАТАПАТХА БРАХМАНА — сборник текстов, относящихся к Яджурведе.
ШРУТИ — буквально: «услышанное», общее название памятников — Вед и произведений ведической литературы.
ШУШНА — имя демона; буквально: «иссушающий», «засуха».
ЭЛЬБУРЗ — другое название горы Хара Березайте. В комментариях и переводах эту гору иногда путают с Эльбрусом.
ЮГА — отрезок времени, определяющий эпохи существования людей. Известны четыре юги, каждая из которых короче предыдущей, общая их численность составляет 12 тысяч лет: Критаюга, Третаюга, Двапараюга и Калиюга. Последняя — этл наша эпоха, она должна длиться до смены всего времени.
ЯСКА — индийский комментатор ведической литературы (VII—VI века до н. э. ).
СЛОВНИК 515
ЯСНА — часть Авесты, содержащая текст литургии.
ЯШТ — гимн отдельным божествам в Авесте. Этот памятник содержит 21 яшт, в числе которых есть и посвященные древнейшим богам, относимым исследователями к эпохе давней индоиранской общности.
СОДЕРЖАНИЕ
От переводчика 5
ПРЕДИСЛОВИЕ 17
ГЛАВА I. ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА 27 Исторический период. Предшествующие ему мифы и традиции. — Наука мифологии. — Свежий импульс, данный сравнительной филологией. — Единство арийских рас и языков. — Система интерпретации мифов и теория азиатской прародины. — Последние открытия в геологии и археологии. — Необходимость пересмотра старых теорий. — Частичная недопонятость Вед. — Новый ключ к пониманию их текстов, обретенный благодаря последним открытиям. — Железный, бронзовый и каменный века. — Разные стадии цивилизации в доисторические времена. — Необязательность синхронизгщии стадий развития в разных странах. — Разница между древним и новым каменными веками: палеолитом и неолитом. — Геологические эры и периоды. Их корреляция с железным, бронзовым и каменным веками. Возможно, палеолит относится к межледниковью. — Человек в четвертичном и третичном периодах. — Озерные жилища в 5000, г. до н. э. — Торфяники Дании. — Века отмелей, дубов и хвойных деревьев. — Датировка палеолита, или начало постледникового периода. — Разнящиеся заключения американских и европейских геологов. — Окаменелости в Сибири как новость. — Американцы предпочитают говорить о 8000 лет до н. э. — Расы неолита. — Долихоцефальные и брахицефальные расы неолита. Современные европейцы произошли от них. — Противоречия, связанные с происхождением изначальных арьев в Европе. — Разница во взглядах германских и французских ученых. — Социальная жизнь неолитических рас и изначальных арьев. — Точка зрения д-ра О. Шрадера. Неолитическая раса арьев в Европе не может считаться автохтонной. Нельзя ее связывать и с человеком палеолита. — Вопрос о прародине арьев еще не решен.
ГЛАВА П. ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД 47 Климат как географическое понятие. — Общее и конкретное в ранние века. — Зависимость от разности территорий суши и воды. — Изменения климата в четвертичном периоде. — Ледниковый период. Несомненная доказанность его наличия. — Распространенность оледенения. Было по меньшей мере два ледниковых периода. Их связь с поднятиями и опусканиями суши. — Умеренный и благоприятный климат межледниковья в Арктике. — Разные теории о возникновении ледникового периода^ — Теория Лайеля о географических изменениях. — О длительности ледникового периода. — Теория Кролля. — Влияние прецессий равноденствий на длительность и активность сезонов. — Цикл в 21 тысячу лет. — Эффект отклонений земной оси. — Максимальное расхождение в 33 дня между длительностью зимы и лета. — Подсчеты Роберта Болла относительно нагрева каждого полушария зимой и летом. — Короткие месяцы теплого лета и длинные и холодные зимы как причина возникновения ледниковья. — Необычные заключения
5Г7
д-ра Кролля относительно ледниковой эпохи, ее длительности. — Связь с главной причиной — с отклонениями земной оси. — Вопросы к геологам и астрономам. — Взгляд Роберта Болла и Ньюкомба. — Утверждения Кролля не согласуются с данными геологии. — Мнения профессора А. Гейке и Хадлстона. — Долгие века ледникового периода. — Итоговые результаты.
ГЛАВА III. АРКТИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ 68 Наличие в древности циркумполярного континента; возможно, в период межледниковья. Мягкость климата в это время. — Необходимость пристального рассмотрения ведических мифов. — Разница в характеристиках полярного и циркумполярного регионов. — Прецессия равноденствий как метод хронометрирования ведической хронологии. — Характеристики Северного полюса. — Горизонтальное движение небесной полусферы. — Хождение по кругу звезд без снижения и восхождения. — Солнце всходит на юге. — День и ночь длятся по шесть месяцев. — Аврора Бореалис. — Непрерывный двухнедельный свет луны, долгие утренние и вечерние сумерки. — Рассветы длительностью по 45—60 дней. — Полярный год. Длительность полярной ночи убывает лишь на два или два с половиной месяца. — Как д-р Уоррен описывает движущуюся по кругу красоту полярных рассветов. — Характеристики областей к югу от Северного полюса. — Наклонное движение звезд и несколько восходов и заходов, как в зоне тропиков. — Движение солнца в южном направлении. — Долгий день и долгая ночь. — Сравнение со сменой обычных дней и ночей в разное время года. — Долгие рассветы, но не такие, как в точке полюса. — Сравнение с протеканием года в тропиках. — Суммарные характеристики полярной и циркумполярной зон.
ГЛАВА IV. НОЧЬ БОГОВ 92 Жертвоприношения в Ведах, регулируемые лунно-солнечным календарем. — Шесть сезонов и двенадцать месяцев года с введением дополнительного месяца в тексте «Тайттирийя Самхиты ». То же самое в Ригведе. — Современные итоги ведической мифологии. Все предполагали наличие родины в умеренной или тропической зонах. Необходимы дальнейшие исследования. — Специфический характер Ригведы. Выявляемые данные в Ригведе. — Бог Индра поддерживает небо на шесте и вращает его, как колесо на оси. — Шестимесячные день и ночь как полугодовые день и ночь богов. — Находки в текстах «Сурьи Сиддханты» и в других самхитах по астрономии. — Разъяснение ошибки Бхаскарачарьи. — День и ночь богов, упомянутые в «Законах Ману» и в комментариях Яски. — Описания в «Махабхарате» горы Меру как Северного полюса. — Описание в «Тайттирийя Араньяке». — День богов длиною в год в тещрте «Тайттирийя Брахманы». Это невозможно объяснить вне вероятной связи с ячлениями природы. — Параллельные пассажи в «Вендидаде». Эгог полярный характер четко выявляется в контексте. — Йима и его вер.! в Айрьяна Ваэджо. Там солнце восходит и заходит лишь один раз в год. — Дэваяна и питрияна в Ригведе. Возможно, это отражение в Ригведе дня и ночи богов, то есть древнейшего разделения года. — Путь Мазды в писаниях парсов. — Смерть в период питрияны считалась неблагой. — Точка зрения Бадараяны. Предложено возможное объяснение. — Смерть во время питрияны в писаниях парсов. Возможна связь с периодом полной темноты. — Аналогичная традиция греков. — Су мерки богов на севере. Объяс
|
|||
|