Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Б. Г. Тилак 34 страница



западной школе.

 

Найяйики, сторонники текста трактата «Ньяясутры

» (рубеж I тысячелетия н. э. ), отрицают доктрину

вечности звука и слова, но считают, что

авторитет Вед установлен фактом их создания

компетентными знатоками, интуитивно воспринявшими

свой долг (называемый Яской «сакшаткрита

дхарманах»), и эта их компетентность подтверждается

тем, что крайне эффективны предписания

Вед, касающиеся земных дел, и могут

быть легко проверены опытным путем. Автор же

«Вайшешика-сутры», близкой по смыслу к «Ньяясутре

», разбирая значения слов, четко указывает

на Ишвару, на Бога как их создателя (I, 1, 3).

Сторонники школы Санкхьи (возникшей раньше

середины I тысячелетия до н. э. ) соглашаются со

сторонниками Ньяйи в отрицании доктрины вечности

связи слова с его значением, но, рассматривая

Веды как созданные человеком («паурушейя

») в том смысле, что они возникли из Начального

Пуруши, все же полагают, что не следует

их связывать с результатом сознательного

усилия этого Пуруши, но видеть в них только

неосознанную им его эманацию, подобную дыха

 

 


 

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ 487

 

нию. По этому взгляду, Веды не могут быть названы

вечными в том смысле, который им придавали

сторонники Мимансы, а поэтому тексты

Вед, почитаемые как вечные, просто связаны с

«нерушимым продлением потока однородной последовательности

».

 

Великий грамматист Патанджали в своем толковании

труда Панини (IV, 3, 101) решает этот

вопрос, выявляя различия между языком (последовательностью

слов и букв — «варнанупурви» —

как мы обнаруживаем ее в современных текстах)

Вед и смыслом слов, их содержанием («артха

»). Он замечает, что вопрос о вечности Вед

связан с их смыслом, который вечен и постоянен

(«артхо нитьях»), а не с порядком их букв, который

не всегда оставался неизменным («варнанупурви

анитья»), и что через эту разницу в указанном

виде мы приходим к появлениям разных

версий в таких памятниках, как Катхас, Калапас,

Мудакас, Пиппаладас и др.

 

Этот взгляд противоположен точке зрения сторонников

школы Мимансы, считавших вечными

и смысл, и порядок слов. Патанджали отрицал

доктрину вечности порядка расположения слов,

так как в таких случаях мы не можем учитывать

различные версии («шакха») из Вед, а ведь

все они воспринимаются как равно авторитетные,

хотя вербальное прочтение их бывает иногда различным.

Патанджали, как поясняют его комментаторы

Кайяята и Нагоджи Бхатта, приписывал эту

разницу в версиях Вед утрате ведических текстов

при «пралаях», то есть потопах, которые время от

времени затопляли мир, а также тому, что восстановление

и репродуцирование текста проводилось

спасшимися мудрецами в соответствии с

тем, что сохранила их память к началу каждой

новой Манвантары, нового века. Таким образом,

каждая Манвантара обретала свои собственные

 


 

ГЛАВА XIII

 

Веды, отличавшиеся по составу фраз (но не по

смыслу) от Вед, известных до потопа, а поэтому

разные варианты при сохранении совпадающего

с прошлым авторитета Вед зависели от степени

сохранности текстов в памяти риши, и поэтому

разные варианты («шакха») ассоциируются с именами

тех, кто репродуцировал в начале каждого

нового века унаследованные ими знания, воспринятые

как святыня от предков, живших в предыдущей

Кальпе.

 

Этот взгляд совпадет с сущностью взгляда Вьясы,

отраженного в вышеприведенном отрывке из

«Махабхараты». Позднее сторонники разных философских

школ развили взгляды авторов сутр,

то критикуя, то защищая доктрину самоявленного

авторитета священных текстов («шабда-прамана»).

Но мы не можем здесь погружаться в их утонченные

дискуссии, нам следует задержаться на

взглядах Вьясы и Патанджали, если принимать то

утверждение, что Веды погибали при каждом

потопе и вновь восстанавливались с началом

каждого нового века.

 

Выше были вкратце изложены взгляды ортодоксальных

индусских теологов, ученых и философов,

касающиеся вопроса об авторитете, характере

и времени зарождения Вед. При сравнении

этих взглядов с результатами нашего исследования

можно увидеть, что взгляды Патанджали и

Вьясы по проблеме древности и вечности Вед обретают

явную поддержку со стороны арктической

теории — мы пытались показать в предыдущих

главах, что факт существования арктической родины

основывается на строгих научных и исторических

данных. Было показано, что ведическая

религия и богослужения связаны с межледниковьем,

и хотя мы можем с точностью определить

их происхождение, все же арктическая суть

ведических богов четко доказывает, что вопло

 

 


 

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ... 489

 

щаемые в их образах силы природы были уже

облачены в одеяния божественности, и это было

делом рук изначальных арьев, живших на землях

своей родины где-то вокруг Северного полюса

(или горы Меру, как пишут в Пуранах).

Когда полярная их родина была разрушена оледенением,

арьи, выжившие после катастрофы,

унесли с собой все то из общего объема их религии

и ритуалов, что было возможно сохранить

при тех условиях. Те реликты, которые сохранились,

легли в основу религии арьев в постледниковые

времена. Ведь период от начала этих

времен до момента рождения Будды можно, в соответствии

с данной теорией, разделить на пять

частей:

 

10 000 или 8000 лет до н. э.: разрушение исходной

арктической родины последним оледенением

и наступление постледниковья.

8000—5000 лет до н. э.: века ухода с земель

родины. Выжившие представители арийской

расы расходились по северным частям Европы

и Азии в поисках земель, подходящих для нового

расселения. Весеннее равноденствие приходилось

тогда на созвездие Пунарвасу, а поскольку

Адити считается верховным божеством

этого созвездия, как указывается в моей

книге «Орион... », это время может быть названо

периодом Адити, или предшествующим

Ориону.

5000—3000 лет до н. э.: период Ориона, то

есть совпадения с ним весеннего равноденствия.

Многие ведические гимны могут быть

прослежены к ранней части этого периода, и

кажется, что барды еще не забыли реального

значения и вклада, привнесенного тради


 

ГЛАВА X1I1

 

циями арктической родины и унаследованного

ими. Кажется, что в это время проводились

систематические попытки впервые реформировать

календарь и систему жертвоприношений.

 

 

3000—1400 лет до н. э.: период Криттика.

Весеннее равноденствие совпадало с созвездием

Плеяд (Криттик). «Тайттирийя Самхита» и

«Брахманы» явно создаются в этот период, так

как в них описания накшатр начинаются с созвездия

Криттик. Традиции арктической родины

начинают в это время гаснуть и часто

понимаются неверно, что приводит к непонятности

многих гимнов Вед. Жертвоприносительная

система и многие ее детали, описываемые

в «Брахманах», вдлглядят сложившимися

именно в этот период. В конце этого периода

начала возникать «Веданга Джьотиша», или,

по крайней мере, упоминаемое в ней положение

равноденствия было отмечено и удостоверено.

1400—500 лет до н. э.: " добуддийский период.

Возникают сутры и философские системы.

Эти периоды мало отличаются от тех, что я

приводил в «Орионе... », но изменения следовало

привнести в связи с тем, что теория арктической

родины отодвигает начало периода, предшествовавшего

Ориону, или периода Адити, к началу

постледниковья.

 

Первый период после завершения ледникового

времени (8000—5000) может быть назван на языке

Пуран временем Критаюги, или временем

странствий, как описывается в «Аитарейя Брахмане

» (VII, 15). Это и было временем, когда арий

 

 


 

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ... 491

ские расы, изгнанные с земель родины, бродили

по Северной Европе и Азии в поисках новых

прибежищ. Но сомнительно то, что в «Айтарейя

Брахмане» описываются именно такие странствия

в века Критаюги. Тем не менее интересно отметить,

что по-новому освещаются четыре юги, упоминаемые

в Брахманах. Так, там говорится, что

«Калиюга лежит, Двапара медленно шевелится,

Трета встает, и Крита передвигается».

Д-р Хауг понимает эти строки как относящиеся

к игре в кости, другие ученые предлагают

^ другие интерпретации. Но в свете арктической

f теории можно полагать, что здесь описываются

. разные стадии истории арийских рас в постледниковые

времена, а именно: от странствий в поисках

возможности осесть на землю до окончаV

тельного расселения в выбранных областях. Это

-" " - можно уподобить указаниям в Авесте на шестнадцать

древних стран, созданных Ахура Маздой, в

которые проник впоследствии Ангра Майнью.

Но даже отстранясь от этих строк, мы можем

ясно видеть, что в первый из перечисленных периодов

жизни арьи не имели постоянных поселений

и временно обосновывались где-то, а потом

уходили, пока не остановились на выбранных

ими местах.

Повторим здесь, что арийская религия и формы

богослужения сложились в период межледниковья,

а ведическая религия и ритуалы развились после

окончания ледникового времени на основе древних

реликтовых форм, сохраненных после бед,

причиненных оледенением. Это, безусловно, создает

базу для сравнения наших выводов с упомянутыми

выше взглядами теологов.

Мы, конечно, не в состоянии точно указать

время, когда пели тот или иной гимн Ригведы

впервые, но мы можем уверенно сказать, что

люди, пережившие катастрофу, или их близкие

 


 

492 ГЛАВА XIII

 

потомки могли ввести в гимны те религиозные

представления, которые они унаследовали как священные

веропредставления своих праотцев, не

упуская ни одной возможности этого. К подобным

действиям их располагали уже первые временные

поселения. Поэтому нельзя предполагать,

что гимны могли быть провозглашены как форма

новой религии, зародившейся по сознательной

или бессознательной воленаправленности людей

на равнинах Центральной Азии в эпоху постледниковья.

Все сомнения по этому поводу устраняются

наличием, в характеристиках ведических божеств

черт, связанных с севером.

 

Насколько же язык гимнов, каким мы его

знаем сейчас, напоминает речь, существовавшую

до потопа, — это уже другой вопрос. И мы,

вслед за Патанджали и Вьясой, не будем вникать

в слова и слоги гимнов, поскольку, как установлено,

они не оставались неизменными. Нам надо

всмотреться в самую суть гимнов, в их сюжеты,

и здесь мы не находим причин сомневаться в

том, что компетентность ведических бардов, заслуживающая

полного доверия, заставляла их совершать

то, что они считали своим священным

долгом, а именно — сохранение и передача грядущим

поколениям, во имя их блага, тех религиозных

знаний, которые они унаследовали от своих

праотцев, живших до потопа. Это были действия,

подобные стараниям тех, кто сохранял гимны

слог в слог в течение последних трех-четырех

тысяч лет (по самой меньшей мере). О том,

какого уровня эти старания достигали в более

ранние «времена, можно судить по тем предположениям,

что тогда в памяти древних бардов были

свежи традиции связи с арктической родиной и

религией.

 

Мы должны также отметить, что гимны пелись

и прочитывались в присутствии молящихся и

 


 

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ЯСС/ЫОВАНИЮ ИСТОРИИ 493

 

вся община, как можно думать, была заинтересована

в сохранении своих древних молитв и религиозных

предписаний и следила за исполняющими

гимны риши. Поэтому мы можем без

опасений утверждать, что религия, известная на

землях изначальной родины, была сохранена в

форме традиций, зафиксированных в строго организованной

памяти риши, и это сохранялось до

тех пор, пока традиции не были включены в

более грубые формы гимнов (по сравнению с

«полированными» гимнами Ригведы в период

Ориона), которые впоследствии были собраны в

манд алы, а затем и в Самхиты.

 

Сюжетная суть этих гимнов соотносится с периодом

межледниковья, хотя момент их возникновения

все еще теряется в глубинах «геологической

древности».

 

Для того чтобы не смешивались теологические

и исторические точки зрения, мы распределяем их

по двум нижеследующим колонкам.

 

ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

 

1. Веды вечны («нитья»), без-1 Можно доказать, что вединачальны

(«анади») и не соз-ческая, или арийская, религия

даны человеком («а-пауру-соотносима с межледниковьшейя

») ем, но время ее возникновения

все еще теряется в «геологической

древности»

 

2 Веды были уничтожены по-2 Арийская религия и культура

топом в конце последней были разрушены в последний

Кальпы * ледниковый период на аркти

 

 

ческой родине арьев

 

3 В начале текущей Кальпы 3 В постледниковое время вериши,

совершающие подвиги дические гимны пели поэты,

подвижничества, восстановили унаследовавшие их знание или

суть, если не форму, Вед, су-содержание, благодаря нерушиществовавших

до потопа; они мой традиции, от своих прасохранили

это в своей памяти отцев, живших до потопа

по милости Бога

 


 

494 ГЛАВА XIII

 

Сравнивая оба взгляда, можно увидеть, что традиционное

мнение, касающееся уничтожения и

восстановления Вед, отраженное Вьясой в указанных

строках «Махабхараты», следует воспринимать

как основанное на историческом факте.

Верно и то, что по хронологии Пуран начало

текущей Кальпы относится ко времени, которое

на несколько тысяч лет древнее современного периода.

Если же постледниковый период начался,

судя по утверждениям некоторых современных геологов,

около 8000 лет назад, то для нас не должно

выглядеть неожиданным утверждение Пуран.

Особенно то, что в них выявляется реальная традиция

подсчета длительности всех четырех юг, равной

10 000 лет, причем первая из них относится

к началу новой Кальпы, или, по терминологии

геологов, современного постледникового периода.

Другой же пункт, по которому могут не совпадать

эти два взгляда, — это безначальность («анадитва

») Вед.

 

Невозможно доказать научно или с позиций

истории, что ведическая религия и богослужение

не имеют абсолютно никакого начала. Мы можем

сказать лишь, что их начало теряется в глубинах

«геологической древности» или что ведическая

религия так же стара, как и арийские

языки, и сами арьи. И если теологи не удовлетворятся

тем, что их теория поддерживается научным

взглядом, касающимся вопроса о вечности

Вед, то пусть оба взгляда сохраняют разделяющую

их дистанцию, ибо оба метода исследовательского

подхода различны по существу. Вот

по этой» причине я и поместил оба взгляда в две

колонки, чтобы избежать их взаимного смешения.

 

 

Вопрос же о происхождении всего мира от

изначального СЛОВА, или Божественного Логоса,

лежит за пределами исторического исследова

 

 


 

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ 495

 

ния, а поэтому здесь не могут разбираться любые

выводы, основанные на этой и ей подобных доктринах.

Однако мы все же можем согласиться с

тем, что для практических целей можно, даже

на строго научном уровне, называть ведическую

религию не имеющей даты своего начала.

 

Тщательное изучение гимнов Ригведы показывает,

что ведические риши осознавали тот факт,

что сюжетная суть распеваемых ими гимнов

характеризовалась древними допотопными чертами,

хотя они сами создавали слова своих песнопений.

Выше уже говорилось о том, что в одном

ведическом пассаже гимны называются сделанными,

порожденными или сформированными,

 

как повозка, и их изготовление приписывается

определенным риши, а в другом утверждается в

столь же безошибочных терминах, что гимны

были вдохновением, даром и порождением богов.

 

 

Д-р Муир пытался согласовать оба взгляда, полагая,

что разные риши придерживались разных

точек зрения, или же у обоих взглядов был один

автор, который выразил первый взгляд в наиболее

подходящее для этого время, а другой взгляд —

в иное время. Муир говорил также, что ведические

риши, или поэты, не имели четких представлений

о таком определении, как вдохновение,

или думал, что ощущаемая ими помощь со

стороны богов поддерживала и утверждала правильность

создаваемых ими самими гимнов. Это

значит, что наличие вклада в композицию гимнов,

внесенного человеком, не следует считать

несовместимым со вкладом со стороны сверхчеловеческого

начала.

 

Но можно увидеть, что подобный прием примирения

взглядов слаб и неудовлетворителен. Лучшим

приемом примирения конфликтных высказываний

риши может стать определение таких тер

 

 


 

496 ГЛАВА XIII

 

минов, как, с одной стороны, выражение, язык

и форма, а с другой, содержание, суть и сюжет

гимнов, придерживаясь при этом той мысли,

что если выражение исходит от человека, то

сюжет, как верили, порожден древним сверхчеловеческим

началом. В Ригведе встречается много

строф, в которых барды упоминают о древних

поэтах («пурве ришаях») или древних гимнах

(I, 1, 2; VI, 44, 13; VII, 29, 4; VIII, 40, 12;

X, 14, 15 и др. )- Западные ученые видят в этих

фразах поэтов и гимнов отражение творчества

прошлых поколений ведических бардов, но не

связывают их жизнь с временами, предшествовавшими

постледниковью. Но в самих гимнах содержатся

ясные указания, опровергающие такой

взгляд.

 

Да, это верно, что ведические барды говорят о

древних и новых гимнах, но они часто упоминают

и о том, что, хотя гимн и новый («навьяси

»), однако бог или божественное создание, которому

гимн посвящен, старый («пратна») или

древний (VI, 22, 7; VI, 62, 4; X, 91, 13 и др. ).

Это показывает, что божества, чьи подвиги воспевались

в гимнах, считались древними, да ведь

имеются выразительные строфы, явно указывающие

на то, что не только боги и их подвиги

считались древними, но и описываемые в

гимнах результаты подвигов воспринимались как

традиционно известные, а не удостоверяемые

свидетельствами самого поэта. Так, в гимне

(I, 32, 1) поэт начинает свое песнопение с ясного

указания на то, что он воспоет подвиги

Индры, ш совершенные им раньше, изначально

(«пратхамани»), в древности, о чем говорят и такие

определения в других гимнах, как «пурвьяни

», «пурвих», относящиеся к подвигам Индры

(I, 11, 3; I, 61, 13). Достижения Ашвинов тоже

называются «пурвьяни» (I, 117, 25), и приводи

 

 


 

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ... 497

 

мый в этом гимне длинный список подвигов

указывает на то, что поэт здесь суммировал традиционно

известные ему подвиги, а не был сам

их свидетелем, как не были и его ближайшие

предки. Это подтверждается и тем, что такие

упоминаемые в гимнах риши, как Ангирасы

или Васиштха, считались обладавшими сверхчеловеческой

силой (VII, 33, 7-13) или же могли

жить с богами, общаться с ними (I, 179, 2) и

участвовать в их развлечениях (VIII, 76, 4). Они

считаются также и самыми ранними руководителями

— «патхикрит» для жизни будущих поколений

(X, 14, 15).

 

Невозможно предполагать, что ведические поэты

приписывали такие сверхчеловеческие свойства

своим близким предкам, и мы поэтому

приходим к заключению, что упоминаемые здесь

предки жили в допотопные времена («нахпурве

питарах») и проводили свои жертвоприношения в

течение семи или десяти месяцев арктического

года. А то, что относится к таким предкам, применимо

также и к древним божествам, упоминаемым

в гимнах.

 

Выше я указывал, что легенда об Адити и ее

сыновьях выразительно говорит, что она связана с

древнейшими веками — «пурвьям югам», и это

же можно отнести к легендам об Индре, Ашвинах

и других божествах, чьи подвиги описываются

в Ригведе как «пурвьяни» или «пратхамани

», то есть старые или древние. Короче, древние

гимны;, поэты или божества, упоминаемые в

Ригведе, должны быть отнесены к давно прошедшим

векам, а не ко временам постледниковья.

Следует заметить, что арктические характеристики

этих божеств можно понять только при

таком взгляде.

 

Ведические барды заслуживают высокой оценки

как создатели и составители новых песно

 

 

17 - 2398

 


 

498 ГЛАВА ХШ

 

пений и гимнов, но это не решает вопроса о

том, что сюжеты этих гимнов могли быть порождены

ими. Тот факт, что божества именовались

древними в противоположность адресуемым

им гимнам (VI, 62, 4) и им сообщались в гимнах

атрибуты северного характера, дает нам возможность

ответить на этот вопрос так: хотя

словарный состав гимнов был новым, суть их

сюжетов была старой, то есть традиционно переданной

поэтам из глубин древних времен. Так,

в одном из гимнов (X, 72, 1-2) поэт, желая отпраздновать

зарождение или возникновение богов,

начинает словами: «Начнем ради восхваления

праздновать (воспевать) в гимне рождения

богов, чтобы хоть один из нас в эти грядущие

времена мог увидеть их» («йях пашьяд уттаре

юге»).

 

Здесь мы видим ясный контраст между фактом

рождения и поэтом, который может увидеть

в гимнах будущее. Это означает, что суть сюжета

связана с прошедшими веками и что поэт

празднует (воспевает) свое предвидение, или видение

будущего существования этой сути. Тот

взгляд на ведические гимны или их содержание,

что они были предвидимы, а не сотворены самими

риши, поддерживается этими словами. Подобное

же выражение мы видим и в гимне

(VIII, 59, 6), где говорится: «Индра и Варуна!

Я увидел силой подвижничества («тапас»), то, что

вы прежде дали риши (то есть) мудрость, понимание

речи, свято услышанное («шрутам») и все

те места, которые создали мудрецы, когда приносил

»» жертвы». Мысль о предвидении сути сюжетов

ведических гимнов выражена здесь почти

теми же словами, что и произносил Вьяса в указанном

отрывке из «Махабхараты». Видя такие

выразительные тексты, мы понимаем, что единственным

путем к примирению конфликтных ут

 

 


 

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ... 499

 

верждений по поводу человеческого или сверхчеловеческого

происхождения гимнов является указание

на форму и суть гимнов, как и предлагали

Патанджали и другие ученые.

 

Д-р Муир отмечает пассаж Ригведы (VIII, 95,

4, 5), в котором говорится о поэте, что он «породил

(создал) для Индры новейший радостно

звучащий («навиясим мандрам гирам») гимн, изошедший

из высокой мысли, древнее создание

разума («дхиям пратнам»), насыщенного священной

истиной». Здесь мы видим, что об одном

и том же гимне говорится, что он и новый

и старый одновременно. Д-р Муир цитирует и

Т. Ауфрехта, указывая на то, что слово «гир», то

есть «мысль», явно указывает на старую мысль,

сохраненную (или отраженную) в новом языке,

на котором говорил поэт, автор приписываемого

ему гимна. Итак, гимн является древним по своей

сути, но новым по выражению ее — к этому

заключению мы приходим, исходя из разных оснований.

 

 

В связи с этим мы можем также сослаться на

факт, что среди разных глав, на которые индийские

священнослужители разделили Брахманы,

мы видим одну, именуемую «Пура-кальпа», то

есть Правила, или традиции прошедших веков.

Это свидетельствует, что даже в Брахманах отражена

вера в то, что они содержат истории

или традиции, сохраненные от допотопных времен.

В «Тайттирийя Самхите» говорится: «Жрецы

в древние времена боялись, что заря может не

разрешиться солнечным светом», и это цитируется

Саяной как пример «Пура-кальпы», а мы выше

уже упоминали, что подобное может быть объяснено

лишь соотнесением с арктической зарей,

той, которую могли видеть только те, кто жил

в этих областях в межледниковое время. Если

Брахманы могут содержать упоминания о таких

 


 

500 ГЛАВА XIII

 

фактах, то и о Ведах тем более можно это же

говорить. И с какой бы стороны мы ни подошли

к вопросу, мы неизбежно придем — путем

использования внутренних или внешних свидетельств

о текстах — к заключению, что сюжетная

суть ведических гимнов связана с древнейшим

межледниковым периодом и что ее привнесли в

гимны постледникового времени те риши, которые

унаследовали ее в виде неразрывно длящихся

традиций от своих праотцев, живших в эпоху

межл едниковья.

 

Есть много других моментов в интерпретации

текстов Вед или мифологии Вед и Пуран, которые

освещаются или, можно даже сказать, разумно

поясняются посредством теории арктической родины

времен межледниковья. Например, мы теперь

можем увидеть разочарование тех западных

ученых, которые при первом знакомстве в Ведами

ожидали встретить в них указания на первоистоки

арийской цивилизации или же потрясения

разума арьев, впервые увидевших поразительные

чудеса проявлений природы и воспринявших их

как божественную манифестацию.

 

Наша теория ясно показывает, что хотя Веды и

являются древнейшей фиксацией жизни арийской

расы, все же цивилизация или характеристики

богов и служения им, отраженные в Ведах, не

зародились вместе с творчеством ведических бардов,

но были восприняты ими от своих праотцев,

живших в эпоху межледниковья, и сохранены во

имя грядущего благополучия. А если кто-либо хочет

поднать самое начало арийской цивилизации,

ему следует обратиться к временам более

древним, чем последний период оледенения, и

взглянуть на то, как жили и чем занимались

предки арьев на своей исходной приполярной родине.

 

 


 

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ... 501

 

К несчастью, мы располагаем слишком малым

объемом материала, касающегося степени

развития этой цивилизации, но все же полагаем,

что есть основания думать о более высоком уровне



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.