Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Б. Г. Тилак 32 страница



лет, то есть такие 360 лет были умножены

на 1200, что дало в результате их число

в 432 000.

 

Применением того же приема 12 000 обычных

лет Махаюги были превращены путем их умножения

на 360 в то же число лет богов, содержащее,

таким образом, 4 320 000 лет. Это оказывало

и соответственное влияние на подсчет лет

в Манвантарах и Кальпах.

 

Мы здесь не будем погружаться в рассмотрение

еще одного вопроса — как гипотетический

подсчет числа лет богов, принятый тогда, смог

отодвинуть начало Калиюги, которое по астрономическим

подсчетам определяется 3102-м годом до

н. э. Достаточно будет сказать, что если хронологические

расчеты принимают полурелигиозный

характер, то любые вмешательства, подобные

вышеуказанному, возможно, сопровождали попытки

исчисления длительности эпох при острой

необходимости следовать времени. Поэтому все,

кто исследует эти сюжеты, оценивая степень их

историзма и древности, должны быть готовы к

тщательному просеиванию данных такой хронологии,

как это и сделано в указанных выше работах

Рангачарьи и Айера.

 

Из обсуждения изложенных фактов выясняется,

что памятники, подобные «Законам Ману» и

«Махабхарате», сохранили для нас реминисценции

длительности в 10 000 лет всех четырех

 


 

458 ГЛАВА XIII

 

юг — Крита, Трета, Двапара и Кали. Они указывают

также, что Калиюга в 1000 лет уже

наступила. Ману и Вьяса явно говорят о периоде

в 10 000 лет, или, со включением Сандхьи,

в 12 000 лет, причем обычных, человеческих,

а не божественных, считая от начала Критаюги

до конца Калиюги. Примечательно и то, что

в Атхарваведе мы находим указание на длительность

одной юги в 10 000 лет. Возможно,

там речь идет о всех четырех югах вместе взятых,

которые все и определяются одним термином

«юга».

 

Теперь обратим внимание на факт, что Критаюга,

как указывается, началась после «пралайи

», то есть потопа. Поэтому следует думать,

что Ману и Вьяса сохранили древнюю традицию,

говорящую о том, что примерно за 10 000 лет до

их жизни (предполагая, что они жили в начале

Калиюги длительностью в 12 000 лет) наступила

Критаюга и возник новый порядок жизни. Это

значит, что потоп, разрушивший старый порядок

вещей, произошел около 10 000 лет до их жизни.

Традиция сильно пострадала из-за попыток

приспособления древней традиционной хронологии

к обстоятельствам современной жизни. Но все

еще пока нетрудно выявить исходный ее характер,

и когда мы стараемся это сделать, мы приходим

к заключению, что начало нового порядка

вещей, или, говоря более научно, начало текущего

доныне постледниковья, определяется, по традиции,

временем не позднее 10 000 г. до н. э. Мы

показали, что исследования в области ведической

хронолоцри не позволяют нам отнести эту дату к

более далеким временам. Традиции, связанные с

арктической родиной, представляются хорошо известными

бардам Ригведы в период Ориона. Поэтому

можно утверждать почти определенно, что

наступление последней эпохи оледенения в аркти

 

 


 

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ... 459

 

ческой родине арьев не могло произойти позднее

10 000 г. до н. э.

 

Американские геологи, как мы указывали,

пришли независимо к тому же заключению на

основе научных данных. В тех же случаях, когда

хронология Вед и Пуран выявляет одно и

то же время — разница в одно-два тысячелетия в

таких случаях не играет большой роли — мы можем

смело пренебречь цифрами то в 20 000, то

в 80 000 лет и принять как реальный тот взгляд,

что последняя ледниковая эпоха завершилась, а постледниковый

период начался около 8000, или,

как предел, около 10 000 лет до н. э.

 

Теперь мы должны обсудить вопрос о том,

как традиция указаний на исходную родину возле

Северного полюса и на ее разрушение льдом

и снегом ледникового периода, а наравне с этим

и другие реминисценции могли сохраняться столь

долго, что вошли и в религиозные книги приверженцев

Мазды, и в гимны Ригведы. Нет никаких

сомнений в том, что в этих книгах отражены

реальные традиции, и это подтверждают и

исследования профессора Раиса по тем традициям,

которые сохранились у европейских ветвей арийской

расы. Те, кто знает о сохранности традиций

в наших священных книгах, не увидят в

этом ничего невероятного. В наши дни, когда так

развито письмо и печатное дело, можно не зависеть

от памяти, и мы уже не представляем себе,

до какого уровня можно развить способность к

запоминанию, придерживаясь предписаний строго

направленной дисциплины.

 

Все Веды, и -более того — все девять дополняющих

их видов литературы, все эти книги удерживались

в памяти индийскими брахманами, буква

за буквой, интонация за интонацией, в течение

последних 3000—4000 лет по меньшей мере.

Жрецам, которые это делали в древности, еле

 

 


 

460 ГЛАВА XIII

 

дует приписать умение свято сохранять традиции

родины, начиная с глубокой древности до

той поры, когда эти традиции были уже включены

в сборники священных писаний. Эти достижения

в умении дисциплинировать память могут

в наше время показаться фантастичными, но,

как уже говорилось, это воспринималось как

один из обычных видов искусства, достижением

которого было то, что памяти тогда верили больше,

чем мы верим современным книгам. Ее тренировали

и культивировали с таким особым старанием,

что превращали в точный инструмент

для передачи из поколения в поколение всего

того, что человек находил необходимым для запоминания.

 

 

У нас стало модным осуждать жрецов, единственной

профессией которых было культивирование

памяти, достигавшееся строжайшей дисциплиной,

во имя того, чтобы при ее помощи иметь

возможность передавать от поколения к поколению

содержание наших священных текстов без

единого упущения. О них писали ученые, даже

такие, как Яска, называя их переносчиками великого

груза, а другие сравнивали их с попугаями,

повторявшими слова без понимания их смысла.

Следует признавать бесценной ту помощь,

которую они оказали в изучении древней истории

и религии, сохранив древнейшие традиции

нашей расы. Думая о том, что для такого умения

все это сохранять была необходима специально

дисциплинированная память, и мы можем лишь с

благодарностью вспоминать о помощи со стороны

тех, кто воспринимал по наследству свою

посвященность этой задаче — следует называть ее

религиозной, священной задачей, — достигнув возможности

передачи сохраняемых традиций в течение

тысячелетий.

 


 

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ... 461

 

Ученые пандиты могут анализировать и разъяснять

гимны Вед более или менее тщательно и

верно, но это не причина для того, чтобы забывать

о том, что истинная основа их труда могла

бы быть давно утрачена, если бы не существовало

института жрецов, которые возвели на

уровень исключительного занятия в жизни тренировку

своей памяти. Если бы была изжита необходимость

существования такого института —

что мало вероятно, так как искусству письма и

печати вряд ли стоит доверять так, как дисциплинированной

памяти, — мы могли бы вспомнить

и о том, что религиозные институты отмирают

тяжелее всего другого в любой стране

мира.

 

Мы можем поэтому уверенно утверждать, что

ведические и авестийские традиции, достоверно

сохраненные в натренированной памяти и точно

подтвержденные данными сравнительной мифологии,

а равно и последними находками геологов

и археологов, устанавливают факт наличия арктической

прародины арьев в межледниковое время.

Установлено и то, что после разрушений, причиненных

этой родине наступлением последнего

ледникового периода, арьи вынуждены были

мигрировать к югу и расселиться сначала в северных

частях Европы или на равнинах Центральной

Азии в начале постледникового времени,

то есть около 8000 г. до н. э. Древность

арийской расы следует теперь возводить к эпохе

межледниковья, а ее древнейшую родину — к областям

вокруг Северного полюса, так как только

там и единственно там можно видеть зарю, длящуюся

тридцать дней.

 

Жили ли вместе с арьями в циркумполярных

областях другие человеческие расы — решение

этого вопроса лежит за пределами данной книги.

Американский ученый д-р Уоррен в своем

 


 

462 ГЛАВА XIII

 

«Найденном рае... » обращается к египетским, аккадским,

ассирийским, вавилонским, китайским

и даже японским традициям, указывающим на существование

в древние времена арктической родины

и этих рас, и приходит к выводу, что колыбель

всех человеческих рас следует усматривать

в циркумполярных областях. В этом заключении

его поддерживают многие ученые. Но, по

наблюдению профессора Раиса, нет решительных

возражений взгляду, проводимому мною в этой

книге, что мифы не только арьев, но и других

народов также указывают на Северный полюс

как на прародину и что арьи не были единственной

расой, произошедшей с севера. Напротив,

есть серьезные основания полагать, что пять

рас людей («панча джанах»), часто упоминаемые

в Ригведе, могли жить с арьями на их прародине.

 

 

Мы не можем думать, что арьи после ухода

с севера встретили только пять рас. Вряд ли можем

полагать, что и арьи разделились на пять

рас. Этот вопрос может быть разрешен только

после дальнейших глубоких исследований, но

здесь мы этим заниматься не будем, чтобы не

смешивать эту задачу с решением проблемы о

прародине арьев. Если Северный полюс будет

признан колыбелью всего человечества, это ни в

коей мере не может повлиять на те заключения

^ которым мы пришли при изучении ведических

и авестийских традиций, то есть на утверждение,

что исходная родина арьев располагалась

в регионе полюса. Независимо от этого

можно " утверждать, что и другие расы изначально

складывались на севере. Поскольку традиции

арьев явно лучше сохранились в Ведах и Авесте,

чем традиции других народов, то более желательно

разбирать вопрос об их родине, не связывая

этого с общей проблемой, освещаемой д-ром

 


 

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ... 463

 

Уорреном и рядом других ученых. Сейчас всеми

признано, что Веды и Авеста являются древнейшими

памятниками литературы арийской расы,

и мы видели, что по отраженным в них традициям

можно выявить место арийского рая, и к

дальнейшим разработкам вопроса мы приступаем,

будучи уже в курсе новых научных открытий.

 

 

Если факт наличия на далеком севере древней

арийской родины установлен и найдены подтверждения

этого в неоспоримых свидетельствах традиций,

следует теперь пересмотреть и существующие

в науке взгляды на изначальную историю

религии арьев. Специалисты по сравнительной

филологии и санскритологи, искавшие родину

арьев «где-то в Центральной Азии», разработали

теорию, утверждающую, что весь прогресс арийской

расы, как интеллектуальный, так и социальный

и моральный, начиная от стадии дикости

и до такого уровня цивилизации, который

открывается нам в Ведах, следует связывать с

Центральной Азией. Нам говорят, что именно на

ее равнинах наши дальние предки любовались

чудесными картинами зари или восхода солнца,

восхищаясь и удивляясь, или с преклонением следили

за грозовыми тучами, клубящимися в небе

в ожидании момента, когда бог дождя и грома

разобьет их, и что именно так складывалось почитание

природных явлений, ставшее основой

развития арийской мифологии. Именно на этих

равнинах они якобы изучили искусство ткачества,

в результате чего ткани сменили одежду из

шкур, здесь они делали свои колесницы и тренировали

лошадей или обретали умение пользоваться

металлами, такими, как золото и серебро.

 

 

Короче — вся цивилизация и культура различных

арийских рас, как доказывают нам специа

 

 


 

464 ГЛАВА XIII

 

листы по сравнительной филологии, опираясь на

данные лингвистики, была общим достоянием

этих рас до их разделения и сложилась на равнинах

Центральной Азии в постледниковое время.

Непревзойденной по объему собранных материалов,

направленных на доказательство этого взгляда,

является книга д-ра О. Шрадера «Доисторические

древности арийских народов», содержащая

сумму фактов и аргументов по проблеме арийской

культуры и цивилизации и основанная на

 

данных лингвистической палеологии и сравнительной

филологии.

Но нам следует помнить, что результаты

 

сравнительной филологии, как бы они ни были

интересны и поучительны с точки зрения исторической

или лингвистической науки, способны дезориентировать

нас, если мы не знаем, где находилась

прародина народа, не знаем, когда

именно она была обитаема и когда покинута

предками нашей расы.

 

Сравнительная филология может точно указать

нам, что корова была одомашнена арьями до момента

их разделения, или что в эти давние дни

они знали искусство ткачества, поскольку такие

слова, как «корова» и «ткань», известны во

всех арийских языках. Однако теперь выяснено,

что такие взаимные уподобления мало нам помогают

в поисках места пребывания всего арийского

единства до его разделения и времени, когда

оно распалось. Новые же археологические и антропологические

изыскания показали невероятность

нахождения в Центральной Азии родины арийских

рас, как и успешного их продвижения оттуда

в европейские страны.

 

Сейчас почти все отказались от гипотезы, связанной

с Центральной Азией. Но, как это ни

странно, те, кто поддерживает мысль о том, что

Европа в начале неолита была населена пред

 

 


 

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ... 465

 

ками тех самых рас, которые и сейчас живут

в этих областях, готовы отказаться от решения

вопроса, пришли ли эти предки из других земель

или жили здесь изначально. Так, К. Тэйлор

в своем труде «Происхождение арьев» убедительно

советует нам не считаться с аргументами

тех, кто полагает, что в Европе уже в эпоху

палеолита жили предки тех рас, которые там

существуют сейчас. Он говорит: «Возможно, филологи

допускают мысль, что в пределах неолита

могло хватить времени на то, чтобы прошли

процессы эволюции, а затем и разделения арийских

языков». В последней главе этой его книги

говорится, что мифология разных ветвей арийской

расы должна была развиться после их разделения

и что схождения, подобные Дьяус-питар и

Юпитер, или Варуна и Уранос, следует считать

просто вербальными по своему происхождению,

а не мифологическими. Короче говоря, сторонники

той теории, что арийской родиной могла

быть Центральная Азия или Северная Европа, не

стремятся к тому, чтобы отнести начало арийской

цивилизации ко времени вне пределов начала

постледниковья, и нас уверяют, что мифология и

религия арьев не могут считаться слишком древними.

 

 

Теперь все такие выводы и рассуждения по

поводу происхождения арийской расы и ее цивилизации

должны быть подвергнуты перепроверке

в свете новой теории об арктической прародине,

существовавшей в доледниковые времена. Мы не

можем сейчас согласиться с тем, что первичные

арьи были расой, возникшей лишь в постледниковый

период, как и с тем, что они продвинулись

от варварства к цивилизации в эпоху неолита

(или в Центральной Азии или в северных

частях Европы).

 


 

466 ГЛАВА XIII

 

Нельзя принять и такое утверждение, что, поскольку

мифы разных ветвей арийской расы не

выявляют равнозначно общих богов, значит, эти

мифологии складывались после разделения и ухода

с земель прародины. Так, нам говорят, что

хотя слово Ушас встречается в Зенде в форме

Ушанг и может быть сопоставлено с греческой

Эос, латинской Авророй, литовской Озрой (Аузрой),

тевтонской Асустро и англосаксонской Эострой,

мы все-таки только в ведической мифологии

находим, что Ушас возведена в высокое положение

богини утра; а нас просят поверить и в

то, что лишь на индийской земле начали проводить

посвященные ей жертвоприношения.

 

Теория арктической родины делает такие споры

невозможными. Ведь если ведическим божествам

приписаны такие атрибуты, которые ясно

указывают на их северное происхождение — а в

случае с Ушас ее полярный характер был безошибочно

установлен, — мы не можем считать,

что связанные с ней легенды зародились в Центральной

Азии. У индийских жрецов не было бы

никакой возможности описывать красоту и великолепие

зари так, как мы это видим в Ригведе.

Они могли знать, уже будучи в Индии, только

те ежедневные зори, которые они тут видели и

которые резко отличаются от арктических зорь,

воспетых в ведических гимнах. И то, что относится

к заре, может равным образом быть соотнесено

и с другими богами и мифами о них, с

такими, как Индра и Вритра, или пленные

воды, или Вишну, исчезающий на четыре месяца

в году» или Трита (Третий), попавший в колодец,

или Ашвины, выручающие и спасающие

богов из тех временных бедствий, на которые

они бывают обречены снова и снова.

 

Вот эти имена не могут быть с точностью обнаружены

в кельтской или тевтонской мифоло

 

 


 

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ... 467

 

гии, но при рассмотрении ее было выявлено, что

в ней обрисовываются те же полярные черты, которые

свойственны и ведическим божествам и

мифам о них. В силу наличия таких важнейших

совпадений неразумно утверждать, что мифы

разных ветвей арийской расы не имеют общего

происхождения и что сходство между именами

богов проявляется лишь на лингвистической, а не

мифологической основе.

 

Гибель древней арийской родины в результате

оледенения или потопа привносит новый фактор

в изучение арийской истории и цивилизации. Любые

нехватки или недостатки, выявляемые в цивилизации

арьев, расселившихся в северных областях

Европы в начале неолита, должны объясняться

как результат естественного возвращения

к варварству после великой катастрофы. В этом

прослеживаются некоторые отличия от азиатских

арьев. Мы обычно не соглашаемся с тем, что какая-

либо раса, ставшая на путь развития цивилизации,

может внезапно деградировать и вернуться к

варварству. Но это не относится к возможности

продления цивилизации, сложившейся до потопа,

на века после него.

 

Прежде всего, лишь небольшое число людей

могло пережить этот катаклизм, это сокрушительное

воздействие снега и льда, а те, кто выжил,

вряд ли могли пронести через это все характерные

черты прежней цивилизации, развившейся

на их родине, и привить их на новых

местах ^своего расселения в совершенно новых

условиях жизни в окружении неарийских племен,

будь это Северная Европа или Центральная

Азия. Следует помнить и о том, что климат обоих

этих мест, ставший к нашим дням умеренным,

должен был после потопа быть гораздо холоднее,

а поэтому потомки тех, кто начинал

миграционное движение в эти страны из регио

 

 


 

468 ГЛАВА ХШ

 

нов Приполярья, привыкшие к примитивному или

кочевому образу жизни, могли сберечь лишь

фрагментарные воспоминания о культуре и цивилизации

своих предков, живших до начала

потопа на некогда счастливой арктической родине.

 

 

Мы не должны удивляться, что в таких условиях

европейские арьи стояли в начале неолита

на более низкой ступени цивилизации. Скорее,

можно считать чудом то, что все же значительная

часть представлений о религии и культуре

была спасена от полной гибели, которую влекла

за собой последняя эпоха оледенения, и в этом

нужно видеть великую заслугу бардов или жрецов

индийских и иранских арьев — ведь именно

эти люди безгранично преданы своей религии и

своему творчеству. Они относились к реликтам

древней цивилизации как к священному сокровищу,

врученному им для сохранения и переноса в

жизнь будущих поколений. Понимая, с какими

трудностями им пришлось столкнуться, мы можем

только удивляться тому, что столь многое из древнейшей

цивилизации, религии и богослужебных

действий сохранилось в Ведах и Авесте. И если

в среде других арийских рас не так хорошо

сохранились эти древние традиции, то из этого

нельзя делать вывод, что их цивилизация и культура

стали развиваться лишь после разделения

арийской общности.

 

Выше уже говорилось о том, что климат арктического

региона был в межледниковый период

мягким и умеренным, напоминающим непрерывно

длящуюся весну, и что вокруг Северного

полюса был континент, ушедший под воду в период

оледенения. Арьи, изначально жившие

здесь, должны были поэтому вести счастливую

жизнь. Единственно неприятной была для них

долгая ночь, и мы видим, как этот феномен по

 

 


 

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ... 469

 

родил в их представлениях мифы и легенды, посвященные

борьбе сил света и тьмы.

 

Внимание наших древних предков не могли

не привлечь такие факты, как утомительная длительность

арктической ночи, долгое ожидание в

течение многих месяцев появления на горизонте

проблеска утреннего света, и поэтому неудивительно,

что они считали это чудо великим подвигом

их богов. Благословенная заря расцветала

на небе после нескольких месяцев мрака, поднимались

из нижнего мира воздушные воды, и начинался

новый ежегодный цикл жертвоприношений,

праздников и других религиозных и всеобщих

церемониальных действий. Это было началом

дэваяны, когда силы света праздновали свою

победу над демонами мрака, а дитя утра, юный

Кумара, победно шел, возглавляя армию богов,

вдоль по пути дэваяны, знаменуя начало человеческого

века «мануша юга», как указано в Ригведе.

Питрияна же, или путь душ ушедших

предков, соотносилась с темной зимой длительностью

от двух до шести месяцев. Это был период

бездеятельности богов в этом мире, на протяжении

которого, как уже говорилось, люди не должны

были даже тела умерших выносить под

бессолнечное небо. Поскольку считалось, что в

это время силы мрака нарастают, все религиозные

и социальные праздничные церемонии прекращались.

 

 

Древнейший календарь арьев, как указывает

д-р Шрадер, делился на две части — семи- или

десятимесячное лето и соответствующую ему пятиили

двухмесячную зиму. Но кажется, что древней

практикой учета года был пересчет месяцев летних

и зимних, а не просто сочетание двух сезонов.

Поэтому и мы можем считать годом семь

или десять месяцев, как в древности, и связывать

с этими периодами сроки ежегодных жертвопри

 

 


 

470 ГЛАВА XIII

 

носительных саттр. Этот календарь явно непригоден

для областей, лежащих южнее полярного круга,

а поэтому арьи вынуждены были его реформировать

(как это сделал Нума) в постледниковое

время, то есть когда они переселились в земли

Северной Европы или Центральной Азии. Но

воспоминания о дэваяне как об особом времени

проведения жертвоприношений и церемоний тщательно

сохранялись, и даже теперь это считается

сезоном выдающейся значимости с религиозной

точки зрения.

 

По этой теории мы можем легко объяснить,

почему такую же значимость приписывают уттараяне

тексты Грихья-сутр, а также почему

смерть в период дакшинаяны считается неблагоприятной.

К сожалению, за пределами задач данной

книги лежит очень лажный для арийского

календаря вопрос о том, как семи-и десятимесячный

год периода межледниковья был заменен

двенадцатимесячным в эпоху постледниковья и

как деление по равноденствиям, достигнутое путем

проведения аналогий с дэваяной и питрияной,

было превращено в деление по периодам

солнцестояний (в связи с чем изменилось и само

слово «уттараяна», о чем я писал в книге

«Орион... »).

 

Некоторые исследователи пишут, что, несмотря

на выявление элементов религиозного почитания

природных явлений в веропредставлениях некоторых

индоевропейских народов, корни этого не

признаются восходящими ко времени сложения общего

происхождения этих народов. Д-р Шрадер

опроверг* такую точку зрения на последних страницах

своей книги о доисторических древностях

арийских народов, и в арктической теории содержатся

веские подтверждения этого его заключения.

Он написал так: «Если мы отбросим все неустойчивое

и фальшивое, что аккумулировано в

 


 

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ... 471

 

сравнительной мифологии или в истории религий,

мы будем все глубже и всесторонней приходить

— единственно только путем рассмотрения

абсолютно достоверного материала — к убеждению,

что общий базис древних европейских религий

представлял собой почитание сил природы,

которое прослеживается во всем индоевропейском

периоде истории».

 

То, что ведические боги — Ушас, Адитьи,

Ашвины или Вритрахан — характеризуются признаками,

говорящими о севере, приводит к подтверждению

заключений лингвистов или к полному

этимологическому соответствию этих божеств

небу, утру, огню, свету или другим природным

явлениям. И с какой бы стороны мы ни подходили

к этому вопросу, мы обязательно придем к

заключению, что сияющее небо (Дьяус Пита), солнце

(Сурья), заря (Ушас), огонь (Агни), гроза или

гром (Таньяту) — все они уже достигли ранга небесных

существ, или богов, в изначальные времена:

этимологические совпадения, подобные «ядж»

в санскрите, «яз» в Зенде или же «азомаи» в

Греции показывают, что в эти изначальные времена

люди почитали этих богов и приносили им

жертвы.

 

По тем материалам, которыми мы сейчас располагаем,

мы не можем выяснить, когда именно

природным явлениям стали воздавать почести как

богам — при наступлении межледникового времени

или даже до этого. Но уже не носит формы

вопроса *от факт, что поклонение явлениям природы

как проявлениям небесных сил было известно

в среде еще не разделившихся арьев на их арктической



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.