Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Б. Г. Тилак 31 страница



дополняет ее. И никакой роли не играет

вопрос о том, самостоятельно ли наше исследование,

чем оно и является, или же оно есть

часть общих изысканий. Наша задача ограничивалась

стремлением доказать, что исходная родина

арийских народов была расположена в арктическом

регионе до начала последней ледниковой

эпохи и что древние предки арийской расы

вынужденно покинули ее из-за вредного воздействия

льда и снега в годы наступившего оледенения.

 

 

Ведические и авестийские тексты, приводимые

в этой книге, прямо указывают на эту древнейшую

родину, и мы видим также, что исследования

ученых, подобных профессору Раису, независимо

изучавших кельтские, тевтонские и другие

мифы европейских ветвей арийской расы,

полностью поддерживают заключения, к которым

мы пришли, проанализировав индоиранские традиции.

Мы убедились также, что наша точка

зрения подтверждается последними научными выводами

и не расходится с данными сравнитель

 

 


 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ

 

ной филологии. Поэтому мы можем считать установленным

фактом, что родина арьев была

на далеком севере, в областях вокруг Северного

полюса, и что мы правильно интерпретировали

традиции Вед и Авесты, которые столь долго

были неправильно поясняемы и неправильно понимаемы.

 

 


 

ГЛАВА XIII

 

ЗНАЧЕНИЕ НАШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ

 

ИЗНАЧАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

И РЕЛИГИИ АРЬЕВ

 

Суммирование доказательств теории об арктической прародине.

— Они четко указывают на полярные области, но

точное место в Арктике, то есть к северу от Европы и

Азии, еще не выяснено. — По данным геологии, арктическая

прародина могла существовать лишь в межледниковый период.

— Изучены древние календари и хронология Вед. — Промежуток

между началом постледниковья и периодом Ориона

не может, судя по всему этому, длиться 80 000 лет. Это

поддерживается в среднем выводами американских геологов. —

Хронология Пуран относительно юг, манвантар и кальп.

Взгляды на это Рангачарьи и Айера. — Последующая система

Пуран основывается на исходном цикле, в котором считается

со времени потопа, что прошло в целом четыре

юги по 10 000 лет каждая. — Вьясе и Ману не была знакома

теория «небесных годов». Это было воспринято более поздними

авторами, которые не могли поверить, что они живут

в век, именуемый Крита. — Исходная традиция, утверждающая,

что со времени потопа прошло 10 000 лет, полностью

согласуется с ведической хронологией. А также и с

утверждением американцев, что постледниковье началось за

8000 лет до н. э. — Все сходится на том, что доказывается

наличие полярной родины арьев до 8000 лет до н. э. —

Древние традиции достоверны, и нужен метод их сохранения.

— Теория полярного происхождения всего человечества не

расходится с теорией арктической прародины арьев. — Рассматриваются

современные взгляды на вопросы культуры и

религии первых арьев. — Первых арьев и их цивилизацию

нельзя теперь относить к постледниковью. — Определенные

нарушения первичной культуры и цивилизации были причинены

ледником. — Перерывы и дефекты в цивилизации неолитических

арийских рас в Европе следует приписывать наступлетЯо

варваризма в последелювиальные века. — Жизнь и

календарь в арктической прародине в эру межледниковья. —

Древние жертвоприношения арьев. — Степень цивилизованности,

достигнутая арийским единством на арктической прародине.

— Дэваяна и питрияна и божества, почитавшиеся в

этот период. — Древние жертвоприношения арьев. —Утверждения

результатов сравнительной филологии. — Открытая

 


 

ЗНАЧЕНИЕРЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ... 445

 

ими цивилизация должна считаться минимальной, или нижайшей,

из тех, что можно утвердить относительно нераздельного

арийского единства. — Культура арийского единства

выше, чем культура каменного века. И даже эры металла.

Весьма вероятно даже использование ими металлических

монет. — Нельзя еще выявить истоки языка арьев или

дифференциации человеческих рас по языку и цвету кожи. —

Происхождение арьев и их религии теряется в геологических

потемках. — Итог взглядов теологов на происхождение и

характер Вед. — Разница в их поддержке авторами или разными

школами философии. — Утверждения Патанджали и

Вьясы, что Веды были утрачены при потопе, а затем восстановлены

по смыслу, если не по форме, в начале новой

эры. — Четыре периода, на которые может быть разделено

постледниковье по данным астрономии. — Сравнение их с

приводимыми в «Айтарейе Брахмане •> четырьмя югами. —

Взгаяды теологов и историков на происхождение Вед, представленные

здесь в четырех колонках и взаимно сопоставленные.

— Ведические тексты, показывающие, что сюжеты

могут быть древними, а язык более поздним. Это приводится

в цитатах. — Божества Вед и их подвиги —все

это должно быть древним. — Невероятность предложений

д-ра Д. Муира о примирении. — Веды, или, скорее, ведическая

религия, являются относящимися к межледниковью по

сути, но по форме связаны с постледниковым временем. —

Завершающие замечания.

 

| ы завершили наше исследование вопроса, ка

 

 

1 сающегося изначальной родины предков ведических

арьев, рассмотрев его с разных точек

зрения. Наша аргументация, как это видно, не

основывается на истории культуры или на данных,

открытых палеолингвистикои. Тексты, цитированные

на страницах книги, представляют

собой главным образом отрывки, непосредственно

взятые из Вед или Авесты и доказывающие, что

поэты Ригведы знали климатические условия, которые

можно наблюдать лишь в арктическом регионе.

В них безошибочны и описания главных

ведических божеств, таких, как кружащаяся по

небу заря; воды, удерживаемые Вритрой; Ашви

 

 


 

446 ГЛАВА XIII

 

ны, спасающие поражаемых несчастьями богов и

Сурью; Индра, бог сотни жертвоприношений;

широкошагающий Вишну; Варуна, владыка ночи

и океана; Адитьи, братья семи месяцев солнечного

года; Трита, или Третий, и другие. Все они

снабжены атрибутами, явно выдающими их арктическое

происхождение. Говоря по-другому, все

отличительные черты, упоминаемые в третьей

главе, характерные для полярных и циркумполярных

областей, так сведены воедино в Ригведе,

что приводят к единственно возможному выводу.

 

 

Такие феномены, как день и ночь длительностью

в шесть месяцев, непрерывно длящаяся в

течение нескольких дней заря, сияющая красотой,

уж не говоря о необычно долгих арктических

днях и ночах или, о годе, в котором было

меньше двенадцати месяцев солнечного света, —

все это было известно ведическим бардам, описано

ими не мифологически или метафорически,

но прямо с натуры ясными и простыми словами.

Эти слова, столь долго бывшие неправильно интерпретированными,

стали теперь верно прочитываемы

и понимаемы в свете недавних научных

открытий.

 

Задача, которую я перед собой поставил, состояла

в разыскании таких пассажей в текстах и в

показе того, как при отсутствии ключа, необходимого

для их верного понимания, они или насильственно

реконструированы, или игнорируемы,

или вообще не воспринимались ведологами,

как индийскими, так и западными, как в прежние,

так и в новые времена. Я не стремлюсь,

однако, занижать ценность таких индийских

последователей школы Нирукты, как Яска, или

таких комментаторов, как Саяна. Без их помощи

мы могли бы, думается, мало сделать на поле

ведических исследований, и я глубоко осознаю

 


 

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ 447

 

ту поддержку, которую они оказали в этом

деле. Нельзя сомневаться — они сделали, что только

смогли в своем стремлении прояснить смысл

наших священных книг, и их надежда на благодарную

память будущих поколений ученых вполне

оправдывается. Но если Веды являются действительно

древнейшей фиксацией жизни нашей

расы, кто же может сомневаться в том, что в

свете новых достижений науки мы еще откроем

многое в древних источниках. Ведь и факты,

и указания в них могли пройти мимо внимания

ученых в давние времена из-за того, что в те

годы была несовершенной суть тех наук, которые

призваны освещать и обычаи, и условия жизни

древнейших предков нашей расы. И нет ничего

странного в том, что в некоторых пассажах

Ригведы и Авесты нам открываются обстоятельства,

которые прежние комментаторы не могли

выявить и не выявили в них. Я прошу читателя

помнить об этом все время также и при сравнении

моих интерпретаций и разъяснений, изложенных

на страницах этой книги, с интерпретациями

современных восточных или западных ведологов.

 

 

Но наши заключения не ограничиваются лишь

теми пассажами, которые при правильном их

восприятии говорят о климатических особенностях

арктического региона, хотя эти свидетельства

можно бы признать достаточными для подтверждения

нашей гипотезы.

 

Мы видели, что в литературе о жертвоприношениях

ведического народа, равно как и в его

мифологии, содержится много указаний, приводящих

к нашим выводам, и все они поддерживаются

соответствующими древними традициями и

легендами Авесты, а также мифами европейских

народов — ветвей арийской расы. Серия жертвоприносительных

акций, совершаемых Дашагва

 

 


 

448 ГЛАВА XIII

 

ми, или ежегодная десятимесячная саттра, длящаяся

десять месяцев, сравнимая со старым римским

годом, завершавшимся в декабре (децембере),

последнем месяце их года, является очень показательным

моментом, что полностью обсуждено

выше. Я показал также, что знакомство с

днем и ночью, длящимися по полугоду, не только

свойственно восточным ветвям арьев, но и является

общим также для их европейских ветвей.

 

Традиции в «Вендидаде», касающиеся древнего

иранского рая на далеком севере, обитателям которого

год казался одним днем, и который был

разрушен снегом и льдом, когда земля была накрыта

толстым ледяным слоем, снова убедительно

подтверждают теорию, доказываемую мной на

этих страницах. И если традиции западных арьев

указывают, по словам профессора Раиса, на

Финляндию или Белое море как на родину арьев,

то традиции Вед и Авесты ведут нас гораздо

дальше к северу — ведь непрерывно длящаяся в течение

тридцати дней заря возможна только в

нескольких градусах от точки Северного полюса.

Но хотя меридиональная локация арийской родины

более или менее определима, нет, к сожалению,

ничего в этих традициях, касающихся ее местоположения

в широтном направлении, — мы не

знаем, лежала она к северу от Европы или от

Азии. Однако, полагая, что традиции, связанные с

полярной родиной, лучше сохранились в священных

книгах брахманов и парсов, ее расположение

к северу от Сибири может выглядеть более

похожим на истину, чем к северу от европейской

часуи России или от Скандинавии. Но, кончено,

не следует бесполезно раздумывать об

этом, не имея доказательств.

 

Ведические и авестийские свидетельства четко

устанавливают сам факт существования такой

родины на полярных землях, климат которых

 


 

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ... 449

 

был в древности мягким и вполне приемлемым

вплоть до начала ледниковой эпохи, и это является

тем главным результатом, которым мы

должны и удовлетвориться до того момента, пока

не будут найдены материалы, четко указывающие

на место арийской родины в арктическом регионе.

 

 

Мы начали эту книгу с суммирования результатов

последних геологических и археологических

исследований, направленных на выяснение

истории изначального человечества и вторжения

в Северную Европу и Азию льдов в процессе

протекания ледниковых эпох четвертичной эры.

Проведению дискуссии в книге предшествовало

разъяснение некоторых неправильных представлений,

касающихся древней истории нашей планеты,

которые основывались на старых геологических

работах и на том, что зарождение человечества

связывалось с началом постледниковья. Но

теперь мы видим, что наша работа по теории

арктической родины арьев точно согласована с

последними и наиболее доказательными геологическими

установками.

 

Мысль о нахождении прародины в Арктике

рассматривалась бы как невероятная, если бы в

науке не нашли четких оснований для подтверждения

того факта, что происхождение человека

восходит к третичной эре и что климат полярных

областей был в периоды межледниковья теплым

и мягким, а похолодание наступило лишь с

приходом ледниковой эпохи. Теперь мы можем

понять, почему в прошлом не приводили к успеху

попытки доказать существование арктической

родины путем открытия в Ведах указаний на наступление

зимы и холода. Ведь зима была изначально,

то есть в межледниковые периоды, на

родине арьев ни суровой, ни слишком холодной,

а поэтому такие определения, как ведические

 


 

450 ГЛАВА XIII

 

слова «сто зим» («шатам химах»), не могли восприниматься

как воспоминания о суровых зимах.

Такие выражения возникли, вероятно, на том основании,

что год завершался наступлением зимы,

связанной с долгой арктической ночью. Приближение

ледниковья изменяло теплый климат этих

мест и превращало их затем в скованные льдом

земли, непригодные для жизни.

 

Это очень хорошо выражено в Авесте, в которой

описывается Айрьяна Ваэджо как счастливая

земля, превращенная затем в страну суровой

зимы и снега из-за нападения Ангры Майнью.

Это соответствие авестийского описания прародины

и последних геологических открытий сразу

дает нам возможность установить время существования

арктической родины — сейчас наукой

твердо установлен тот факт, что мягкий климат

в полярных областях был возможен не только в

постледниковое время, но и в межледниковые

годы.

 

Судя по выводам некоторых геологов, последняя

ледниковая эпоха завершилась 20 или даже

80 тысяч лет назад. Поскольку наиболее ранняя

дата ведических гимнов, как полагают, не превышает

4, 5 тысячи лет до н. э., можно думать о

том, что она противоречит упоминаниям о родине,

существовавшей в эру наступления ледниковья

или в межледниковый период, и что память о

ней не могла быть тщательно сохраняема в устной

передаче в течение тысячелетий, прошедших

с начала постледниковья и вплоть до указаний

даты ведических гимнов. Поэтому здесь необходимо

слегка углубиться в рассмотрение этого вопроса.

 

 

В моей книге «Орион, или Исследование древности

Вед» я писал, что в годы создания «Тайттирийя

Араньяки» и Брахман созвездие Криттика,

или Плеяд, указывало на совпадение весеннего

 


 

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ... 451

 

равноденствия с указанным положением звезд

(2500 лет до н. э. ). В ведической литературе

сохранились следы того, что созвездие Мрига, или

Орион, было первым в числе накшатр, и гимны

Ригведы, или, по крайней мере, многие из них,

которые, безусловно, старше «Тайттирийя Самхиты

», содержат упоминания об этом периоде, значит,

примерно о 4500 г. до н. э. Имеются также

слабые следы, показывающие, что это равноденствие

совпадало однажды с созвездием Пунарвасу

(возглавляемым Адити), что могло произойти

около 6000 г. до н. э.

 

В последнем своем исследовании я пытался еще

глубже отодвинуть этот предел, разыскивая древнейшие

зодиакальные положения весеннего равноденствия,

судя по ведической литературе, однако

не нашел никаких свидетельств. Но мое внимание

все сильнее и сильнее привлекали пассажи,

содержащие следы арктического календаря и арктической

родины, и постепенно я был приведен

ими к выводу, что ведические арьи селились в

Центральной Азии уже около 5000—6000 лет до

н. э. и что в это время их бардам были известны

традиции, связанные с существованием арктической

родины, с ее гибелью, вызванной льдом и

снегом, а также с происхождением из Арктики

ведических богов. Итак, изучение ведической

хронологии и календаря не мешает нам отнести

последнюю ледниковую эпоху, разрушившую

древнюю родину арьев, к рубежу, на несколько

тысячелетий предшествовавшему периоду Ориона.

Из первых двух глав этой книги видно, что

этот вывод вполне согласуется с заключениями

американских геологов, которые, исходя из изучения

степени эрозии почв в долинах и из других

хорошо прослеживаемых фактов, приписывают

завершение последней ледниковой эпохи ко времени

не позднее 8000 лет до н. э.

 

15'

 


 

452 ГЛАВА XIII

 

Мы можем даже пойти дальше и сказать, что

древняя хронология и календарь дают нам независимое

подтверждение современных взглядов американских

геологов, а когда две самостоятельные

линии исследования неожиданно приводят к одному

и тому же результату, мы можем свободно

отбросить (по крайней мере, на современном

уровне своих знаний) экстравагантные рассуждения

Кролля и его последователей, утвердив для

практического использования ту точку зрения, что

завершение последней ледниковой эпохи и начало

постледниковья датируется примерно 8000 лет

до н. э.

 

От этой даты до периода Ориона прошло около

3000 лет, и не исключено, что традиции

древнейшего времени были сохранены в памяти и

вошли в те гимны, проиохождение которых ясно

связано с этим периодом. Ведические традиции,

не противоречащие научным свидетельствам,

дают возможность проверить все эти экстравагантные

догадки о времени последней ледниковой

эпохи. Если принимать здравый взгляд американских

геологов, то геологические свидетельства

и традиции, зафиксированные в древних

книгах арийской расы, взаимно совпадут в указаниях

на то, что начало постледниковья и вы

 

 

нужденный уход арьев из арктическогоследует датировать временем не позднеелет до н. э.

дома

Хронологические данные не только Вед, но и

 

Пуран, будучи правильно понятыми, ведут нас к

тому же заключению. Судя по Пуранам, земля и

вся вселенная подвержены разрушению через долгие

промежутки времени. Земля погибает от небольших

потопов, а вселенная — от грандиозных.

Все, что создано Брахмой, существует лишь в

период его бодрствования, его дня, а когда в конце

своего дня он засыпает, мир разрушается пото

 

 


 

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ... 453

 

пом; воссоздастся же он лишь с момента пробуждения

Брахмы и с начала его активных деяний.

Это будет утро очередного дня Брахмы. Итак, его

вечер и утро являются синонимами гибели и воссоздания

земли. Каждый день и каждая ночь

Брахмы измеряются периодом, именуемым Кальпа,

это единица высшего измерения времени. Две

Кальпы составляют сутки Брахмы, а 720 (360

умноженное на 2) Кальп составляют его год. Вся

же его жизнь длится сто таких его лет. В конце

этого последнего периода потоп захлестывает

всю вселенную, включая и самого Брахму.

 

Обратившись теперь к «Законам Ману» и к

«Махабхарате», мы узнаем, что четыре юги —

Крита, Трета, Двапара и Кали — составляют все

вместе одну югу богов, и тысяча таких юг входит

в Кальпу, в день Брахмы, состоящий из

12 000 000 лет, по истечении которых мир гибнет

от потопа.

 

В Пуранах, однако, мы видим другие методы

подсчета. Там говорится, что четыре указанных

юги составляют Махаюгу, которые в количестве

71 являют собой Манвантару, и 14 Манвантар

входят в Кальпу. И такая Кальпа, по данному методу

подсчета, длится 4 320 000 000 лет. Эта разница

в длительности Кальп происходит за счет

того, что во втором случае речь идет о годах

богов, а в первом о годах человеческих (для

дальнейших уточнений отошлем читателя к книгам:

С. Б. Дикшит. История индийской астрономии;

Айер. Хронология Древней Индии. В последней

особо тщательно рассмотрен вопрос о начале

Калиюги).

 

Труды индусских астрономов, похоже, основаны

на этих подсчетах Пуран, и лишь у Арьябхатты

мы видим, что не 71, а 72 Махаюги

входят в Манвантару, и что Махаюга делится на

 


 

454 ГЛАВА XIII

 

четыре равные части, называемые также Крита,

Трета, Двапара и Кали.

 

По такой хронологической системе, мы сейчас

живем в 5003 году Калиюги, входящей в 28-ю

Махаюгу в составе 7-й Манвантары текущей

Кальпы. Уточняя, скажем, что со времени потопа,

то есть случившегося в ходе текущей Кальпы,

именуемой Швета-вараха, прошло 1 972 949 003

года.

 

Это утверждение, по мнению профессора Рангачарьи,

лежит вне пределов, принятых в современной

геологии. Похоже на то, что индусские

астрономы, имевшие в виду Солнце, Луну и все

планеты, высчитывая начало Кальпы, пришли к

этим цифровым данным, математически подсчитывая

длительность периода, в течение которого

Солнце, Луна и планеты полностью завершили

свои общие пути кружения вокруг Земли, дав некое

интегральное число. Нам в эти детали погружаться

не надо — они хотя и интересны, но к

данному сюжету не относятся. Нам требуется только

осмыслить критически, что означает этот набор

четырех юг — Крита, Трета, Двапара и

Кали, составляющих Махаюгу, лежащую в основе

указанной хронологической системы, и является ли

период времени, обозначаемый ими исходно, тем

же, что и в настоящее время.

 

Я согласен в основных чертах с заключениями

таких ученых, как Рангачарья и Айер, но именно

в основных чертах, поскольку мои изыскания

независимо от них привели меня к тому, чтобы

отвергнуть такое измерение времени, как

«годы бегов», и имеются также некоторые другие

моменты, которые требуют дальнейших уточнений.

Я уже говорил выше о том, что слово

«юга» приводится в Ригведе для обозначения некоего

«периода времени», и что определение «мануша

юга» может быть воспринимаемо иначе,

 


 

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ... 455

 

чем обозначение «месяца». Это слово явно используется

для определения более длительного отрезка

времени, как, например, «дэванам пратхаме

юга» в Ригведе (X, 72, 3), тогда как в Атхарваведе

(VIII, 2, 21) говорится: «Мы выделяем тебе

сто, десять тысяч лет, две, три или четыре юги»,

где слово «юга» явно обозначает период не менее

длительный, чем 10 000 лет. Здесь Айер прав,

указав, что в этой строке слово «одна» пропущено

не случайно. По этому взгляду, слово

«юга» должно как предел обозначать 10 000 лет,

как это понимали в дни создания Атхарваведы.

Но обнаружено, что и у Ману, и в «Махабхарате

» все четыре юги содержали 1000, 2000, 3000

и 4000 лет, соответственно их порядку — Кали,

Двапара, Трета и Крита, то есть время юг, соотносимых

с Кали, начислялось путем удваивания,

утраивания и учетверения ее длительности. Судя по

тому, что слово «крита» значит в санскрите

«четыре», это могло отразиться на названиях юг.

Однако мы, подсчитывая длительность четырех

юг и добавляя вышеприведенные числа, получаем

результат в 10 000 лет для всего цикла четырех

юг, или Махаюги (по указанной терминологии).

Но Ману и Вьяса добавляют к этому числу две

тысячи лет, которыми измеряются промежутки

между югами (эти промежутки известны как

Сандхья, или Сандхьямша). Эти две тысячи лет

распределяются не механически, а по определенному

порядку.

 

Так, Крита не сразу переходит в Трету, но

через 400 лет, по 200 лет в ее начале и конце,

а между тем Трета со стороны своего начала и

конца ограждена от каждой из соседних юг периодами

по 300 лет каждый. Двапараюга имеет

такие периоды по 200 лет, а Кали — по сто.

 

В литературе словом «сандхья» определяется время

зари, и Айер указывает, что время зари и ут

 

 


 

456 ГЛАВА XIII

 

ренних и вечерних сумерек занимает три из

тридцати частей («гхатис»), на которые делится

день. Таким образом, одна десятая часть каждой

юги входит в ее «Сандхью», то есть промежуток

между югами. Эти дополнительные периоды вносились

как соответственные поправки, и длительность

для всех четырех юг в 10 000 лет

превращается в 12 000. Вычисление времени каждой

юги соответственно меняется, приводя к тому,

что Крита длится 4800 лет, Трета — 3600, Двапара

— 2400 и Кали — 1200. Судя по «Махабхарате

» или «Законам Ману», Калиюга уже началась

в их века. Если юга содержит не более

1000 — или же, включая Сандхьи, 1200 обычных

лет, — она должна была бы уже кончиться к началу

христианской эры*.

 

Авторы текстов Пуран, многие из которых,

как представляется, жили' и писали в первые века

нашей эры, не хотели верить, что Калиюга

уже прошла и что они живут во времена

Критаюги, открывающей новую Махаюгу: ведь

она, по их. убеждениям, была золотым веком,

тогда как в годы их жизни повсеместно проявлялись

знаки вымирания и распада. Поэтому была

сделана попытка продлить время Калиюги за

счет превращения 1000 (или 1200) обычных человеческих

лет в то же самое количество лет

богов, а один год богов равен 360 человеческих

лет. Ведические подтверждения этой интерпретации

мы видим в «Тайттирийя Брахмане», в словах,

которые мы уже выше цитировали: «То,

что есть год, является одним днем богов». Ману и

Вьяса просто назначили для Калиюги 1000 лет.

Но поскольку Ману сразу после подсчета дли

 

 

* Уточнение подсчетов см.: «Законы Ману», . 1, 69-71;

«Махабхарата», книги «Шанти-парван» и «Вана-парван»,

причем в последней есть строки, четко указывающие на то,

что Критаюга началась после потопа.


 

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ... 457

 

тельности и самих юг, и их Сандхьи замечает,

«что этот период в 12 000 лет именуется югой

богов», сразу начинает выглядеть благовидно прием

превращения обычных лет в составе разных

юг в такое же число лет богов. Люди не хотели

поверить в то, что они уже живут вне пределов

Калиюги, длительностью в 1200 обычных

лет, и она была немедленно продлена путем

применения искусственного приема пересчета человеческих



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.