Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Б. Г. Тилак 27 страница



Великим ахеменидских правителей. Выясняется,

что по меньшей мере десять из шестнадцати

областей могут быть точно определены, а

если это так, мы можем смело утверждать, что

содержание первого фаргарда является историческим,

а не мифическим. Но первая из областей

стала предметом споров между специалистами по

Зенду. Так, название первой из созданных счастливых

областей, Айрьяна Ваэджо, обозначает,

что она была областью зарождения («ваэджо» —

«зерно», на санскрите — «биджа») арьев (иранцев),

или же раем иранской расы. Была ли эта

область мифической или реально являла собой родину

арьев? А если она была реальной, то где

она была? Вот этот вопрос является первым, на который

мы должны искать ответ в указанных

фаргардах (1 и 2). А во-вторых, мы должны решить,

были ли упоминаемые шестнадцать областей

последовательно занимаемыми землями при

миграции предков иранской расы со своей родины

на севере.

 

^ В фаргардах ничего не говорится о процессах

^ миграции — там просто указывается, что эти об

 

 

*

ласти были созданы Ахура Маздой и что противостоящий

ему Ангра Майнью, злой дух в Авесте,

насылал так много зла и бед, что эти земли

5 становились неприемлемыми для жизни челове*-

ка. Фаргарды не содержат указаний на последо> *

и вательные передвижения людей, но просто дают

 

•$ описания областей, известных предкам иранцев в

5? те времена, когда создавались сами фаргарды.

' Итак, глава географична, но не исторична, так

* Как не содержит ничего, кроме указаний на стра$•

ны, известные иранцам в некий исторический

^ период. Спор идет о том, можно ли из геогра


 

384 ГЛАВА XI

 

фических указаний воссоздать картину истории,

принимая эти области за последовательные этапы

продвижения с родной земли. Это тем более

трудно, что нигде в памятнике нет указаний на

процесс миграции.

 

Профессор Дармштетер полагает, что, поскольку

перечисление шестнадцати областей начинается

с Айрьяна Ваэджо, а также и реки Вангухи Дайтья,

и завершается Рангхой, которая соответствует

ведической реке Расе, той мифической реке, которая

отделяет богов от их врагов, а также, поскольку

Вангухи и Рангха были изначально небесными

реками, спустившимися (подобно двум

небесным Рангам), чтобы окружить землю —

одна с востока, а другая с запада (Бундахиш,

20), то Айрьяна Ваэджо и Рангха должны обозначать

восточную и западную границы стран,

известных древним иранцам в дни создания фаргардов.

 

 

Этого же взгляда придерживается и Шпигель,

помещая Айрьяна Ваэджо «в далекие восточные

области Иранского плато, в район, где истоки

рек Окса и Яксарта». Дармштетер, как кажется,

с одобрением цитирует указания на идентификацию

Рангхи или шестнадцати областей в комментарии

к «Вендидаду» как Арвастан-и-Рум, или

Римская Месопотамия. Таким образом, весь фаргард

воспринимается как географическое описание

древнего Ирана, и профессор Дармштетер в конце

своего введения к фаргарду замечает: «Отсюда

следует, что историческое содержание не может

быть извлечено из этого описания: выявилась необходимость

понимания, что это все должно было

начинаться с Вангухи и заканчиваться Рангхой.

Рассмотрение же этого как указания на географию

миграций является превращением космологии

в историю».

 


 

СВИДЕТЕЛЬСТВА АВЕСТЫ

 

Но Бунсен и Хауг поддерживают взгляд на

Айрьяна Ваэджо как на родину иранцев на далеком

севере, и страны, упоминаемые в фаргарде,

должны тогда восприниматься как представляющие

собой земли, по которым арьи проходили после

расставания со своей родиной. Поэтому мы, вопервых,

должны решить, была ли Айрьяна Ваэджо

только восточной границей древнего Ирана

или же первичной, родиной иранцев на далеком

севере. В первом случае нам следует считать

фаргард просто главой из древней географии, но

если нет возможности локализовать Айрьяна Ваэджо

нигде, кроме севера, то все области от Самарканда

и Сугхдхи до Хапта Хенду, или Панджаба,

упомянутые в фаргарде, естественно, представляют

собой тот путь, который прошли древние

иранцы в их продвижении со своей родины.

 

Таким образом, все зависит от взгляда на ситуацию,

связанную с Айрьяна Ваэджо, и поэтому

мы сначала взглянем, есть ли в описаниях Авесты

что-либо об этой земле, что могло бы утвердить

нас в нашей позиции.

 

Для начала следует отметить, что река Вангухи

не упоминается в фаргарде наряду с Айрьяна

Ваэджо. В тексте говорится только о «хорошей

дайтье в Айрьяна Ваэджо», но неясно, означает ли

«дайтья» реку именно этого места. Фраза в Зенде:

«Айрьянам Ваэджо вангхуяо дайтьяой», которую

Дармштетер переводит как «Айрьянам Ваэджо прекрасно

созданная», а Хауг, в свою очередь, приводит

такой вариант: «Айрьяна Ваэджо с прекрасными

возможностями». Поэтому вызывает сомнение

то, что река Дайтья упоминается в этом пассаже

вместе с Айрьяна Ваэджо. Но даже если

предположить, что перевод Дармштетера правилен,

он не дает подтверждения идентификации рек

Дайтьи Вангухи.

 


 

386 ГЛАВА XI

 

В «Бундахише» (XX, 7, 13) упоминаются Вех

(Вангухи) и Дайтик (Дайтья) в качестве двух отдельных

рек, хотя обе, похоже, расположены в

Айран-ведж (Айрьяна Ваэджо). Мы не можем

упустить из виду тот факт, что не одна Вангухи

(Вех) протекает в Айрьяна Ваэджо, но и Рангха

(Араг) имеет те же истоки и течет по той

же земле, то есть по Айрьяна Ваэджо. Так, мы

читаем в самом начале XX главы в «Бундахише

», что Араг и Вех — это две главные реки из

восемнадцати, и что они «текут с севера и удаляются

от Эльбурза в Аухар-мазде; одна течет к

западу — это Араг, а одна к востоку — это река

Вех».

 

В «Бундахише» дальше сообщается (VII, 15),

что река Вех вытекает из того же источника, что

и Араг. Д-р Э. Вест в.. сноске замечает, что обе

эти реки вытекают с «северной стороны Аредвивсур

(Ардви Сура Анахита), из моря, о котором

говорится, что оно находится на высокой Хугар

(Хукайрья), части Эльбурза». Если судить

даже по «Бундахишу», выходит, что Вангухи —

это восточная, а Рангха — западная река в северной

части Эльбурза, или же они являются двумя реками

страны, расположенной на севере, и одна

из них течет к востоку, а другая к западу в

этой области. По крайней мере, можно сказать,

небезопасно делать из этого вывод, что Айрьяна

Ваэджо является самой восточной страной, так как

название Вех, или Вангухи, соотносилось в более

позднее время с самой восточной рекой в

Иране. Мы ведь можем, следуя таким путем, поместить

Айрьяна Ваэджо на дальний запад, поскольку,

как считает и сам Дармштетер, название

Араг, или Рангха, было позднее дано самой

западной реке.

 

Опять же, можно спросить, почему Рангху

приписывают к Каспийскому морю или почему

 


 

СВИДЕТЕЛЬСТВА АВЕСТЫ

 

ее считают самой западной рекой Ирана? В фаргарде

ничего не говорится о месте протекания

Рангхи. Там просто указывается, что пятнадцатая

земля, созданная Ахура Маздой, была Хапта Хенду,

а шестнадцатая была у Рангхи. Если Хапта

Хенду — эт. о Сапта Синдху, или Панджаб, то зачем

совершать такой далекий внезапный прыжок

из Пенджаба к Каспийскому морю с целью

обнаружения реки Рангхи? Рангха — это то же

самое, что и Раса на санскрите, и в Ригведе (X,

75, 6) земная река, именуемая Расой, упоминается

наряду с Кубхой, Круму и Гомати, которые являются

притоками Инда. Не более ли похоже на

то, что Рангха может оказаться ведической Расой,

притоком Инда? Если контекст приводит к

выявлению смысла двусмысленных слов, то упоминание

о Хапта Хенду как пятнадцатой области

указывает на то, что Раса в шестнадцатой должна

бы быть где-то неподалеку, а то, что мы

находим Расу реально упоминаемой в Ригведе,

наряду с другими притоками Инда, проясняет этот

вопрос. Определение Рангхи как самой западной

реки весьма сомнительно. И то же самое можно

сказать о реке Вангухи, которая вообще-то и не

упоминается в фаргарде.

 

Но этим не ограничиваются доводы Дармштетера.

В подтверждение этой сомнительной идентификации

он уверяет нас, что та древняя земля,

которая называлась Айрьяна Ваэджо, располагалась

в той области, где, в соответствии с более поз

 

 

хказаниями

 

дними> протекала река Вангухи, или

Вех. Эти доказательства явно ошибочны. Названия

двух рек, Вангухи и Рангха, бывшие известными

в древней зоне расселения, могли быть перенесены

на реки, встреченные в новых землях, но

при этом не следует приходить к заключению,

что именно эти новые реки омывали раньше исходные

земли Айрьяна Ваэджо.

 

13*

 


 

388 ГЛАВА XI

 

Такой факт, как перенесение мигрантами известных

им старых названий на новые места их

расселения, хорошо известен. Но на этом основании

вряд ли кто-нибудь рискнет переименовывать

Америку или Австралию в Англию, а поэтому

выглядит странным, как это такую ошибку допустили

в указанном случае специалисты по Зенду.

Ведь если бы даже какая-либо область или

страна в Центральной Азии называлась Айрьяна

Ваэджо, мы не могли бы указывать на нее как

на исходную родину иранцев, подобно тому, как

нельзя считать прибежищем Варуны местность

Варену, хотя в Зенде эти два слова однозвучны.

Рассуждения Дармштетера следует поэтому отвергнуть

как несозвучные делу и нелогичные, и, я

думаю, ни один ученый не воспримет его мнения,

что родиной арьев -не может быть север.

 

В Авесте есть выразительные места, безошибочно

указывающие на отличительные черты

климата в Айрьяна Ваэджо, и, насколько я знаю,

пока не выдвинуто ни одного веского возражения

против того, чтобы мы воспринимали их не

только как мифические, а имели бы основания

использовать их для определения места исходной

родины. Так, в начале первого фаргарда сказано,

что первым прекрасным и счастливым созданием

Ахура Мазды была область Айрьяна Ваэджо,

но Ангра Майнью превратил ее в землю,

где десять месяцев длится зима и два месяца лето.

Это указывает на то, что фаргард складывался в

тех местах, где землю покрывал лед. Десятимесячная

зима указывает на ее расположение на далеком

севере, на большом удалении от Яксарта. И

очень неблагоразумно игнорировать подобные

указания, типичные только для арктических областей,

и, ссылаясь на сомнительность, усматриваемую

в смысле, утверждать, что Айрьяна Ваэджо

была крайне восточной частью Ирана. Здесь я

 


 

СВИДЕТЕЛЬСТВА АВЕСТЫ

 

 389

 

привожу переводы Д. Дармштетера, Ф. Шпигеля и

М. Хауга тех пассажей, в которых описывается

десятимесячная зима в Айрьяна Ваэджо, что необходимо

для целей нашей работы.

 

«Вендидад», фаргард 1

 

Д армштетер

 

3. Первой из хороших земель и стран, которые

Я, Ахура Мазда, создал, была Айрьяна Ваэджо

при доброй реке Дайтья. Поэтому явился Ангра

Майнью, воплощение смерти, и создал своим

колдовством, ради противоречия, змея в реке и

зиму, это деяние Даэвов.

4. Там десять зимних месяцев и два летних*, и

они холодны для воды, холодны для земли, холодны

для деревьев. Туда приходит зима с худшими

из своих бед.

Шпигель

 

3. Первую и лучшую из областей создал Я,

кто есть Ахура Мазда.

6. Айрьяна Ваэджо дивного сотворения.

7. Тогда Ангра Майнью, полный смерти, создал

в противоречие этому.

8. Великого змея и зиму, что сотворили Даэвы.

9. Там десять зимних месяцев и два летних.

10. И они холодны и для воды, и для земли,

и для деревьев.

11. Ц это в середине земли, в сердце земли.

12. Приходит зима и приходит самое большое

бедствие.

* Дармштетер замечает в сноске, что после летних месяцев

в Вендидаде Садах добавлено: «Известно, что (в нормальном

ходе природы) бывает семь месяцев летних и пять

зимних».


 

390 ГЛАВА XI

 

Хауг и Бунсен

 

3. Как первую лучшую из областей и стран

Я, кто есть Ахура Мазда, создал Айрьяна Ваэджо

хороших возможностей; в противоречие этому

Ангра Майнью, кто смертоносен, создал могучего

змея и снег, творения Даэвов.

4. Десять месяцев зимы там, два месяца лета.

(Семь месяцев лета там, пять месяцев зимы там

было, о них сказано, что они холодны для воды,

холодны для земли, холодны для деревьев, там

(есть) середина зимы, сердце зимы; там всюду

вокруг выпадает глубокий снег; там есть страшнейшие

из бед)*.

Из приведенных примеров перевода ясно видно,

что все они соглашаются друг с другом в

главных положениях: 1) в том, что Айрьяна Ваэджо

была первой хорошей областью, созданной

Ахура Маздой, 2) что суровые снежные зимы

были насланы на нее Ангра Майнью и 3) что

после вмешательства Ангра Майнью в этой области

наступили десятимесячная зима и двухмесячное

лето. Единственным различием между тремя версиями

является то, что Дармштетер и Шпигель

считают, что последнее предложение текста «они

холодны и для воды... » является его частью, а Хауг

принимает это за позднее дополнение. Все эти

переводчики согласны также в том, что слова

«семь месяцев лета и пять зимы» введены позднее,

но мы вернемся к этому вопросу ниже. Сейчас

мы«*должны заняться указанием, что «там десять

месяцев зимы и два месяца лета». В переводе

этих слов расхождений нет, как видно из

приведенных примеров.

 

* По Хаугу, весь текст, взятый в скобки, — это позднее

добавление.


 

СВИДЕТЕЛЬСТВА АВЕСТЫ

 

Другим важным моментом в пассаже выступает

то, что длительная зима была результатом

противодействия Ангры Майнью, что указывает

на наличие других климатических условий в

этой области до вмешательства Ангры Майнью.

Этому выводу сопутствуют и те соображения, что

иранцы никогда не смогли бы поместить свой

рай в область суровых снежных зим. Поэтому

Бунсен разумно предположил, что Айрьяна Ваэджо

изначально была прекрасной страной с мягким

климатом, пока враждебный дух не создал

могучего змея и снег, в результате чего осталось

лишь два месяца лета, а зима стала воцаряться на

десять месяцев. Итак, этот пассаж свидетельствует

о внезапном изменении климата родной земли,

об изменении, превратившем рай в некую окованную

льдом землю с долгими и холодными

зимами. И если мы пожелаем узнать, что это за

земля, в которую внедрился Ангра Майнью, мы

должны вывернуть наизнанку климатические условия,

возникшие после этого внедрения, и предположить,

что эта колыбель иранской расы находилась

на дальнем севере, где тогда прохладное

лето занимало десять месяцев в году, а короткие

двухмесячные зимы были мягкими. Ангра

Майнью взломал этот климат, вызвав оледенение

и превратив землю в неприемлемую для жизни

человека. Описание двух летних месяцев, установившихся

после его нападения (то есть когда было

«холодно для воды, холодно для земли, холодно

для деревьев»), указывает на то, что после

наступления оледенения даже условия летнего периода

были неподходящими для человеческого обитания.

 

 

Мы показали, что обсуждаемый пассаж указывает

на внезапное изменение климата в Айрьяна

Ваэджо, превратившее десятимесячное лето и

двухмесячную зиму в десятимесячную суровую

 


 

392 ГЛАВА XI

 

зиму и холодное двухмесячное лето. Тридцать —

сорок лет назад подобное предположение было

бы воспринято как не только дерзкое, но и немыслимое

или же почти сумасшедшее, поскольку

геологические данные того времени не достигли

еще уровня, который позволяет установить,

что в области Северного полюса в древности

был мягкий климат. Видимо, именно с этим затруднением

столкнулись специалисты по Зенду,

когда они робко пытались поместить Айрьяна Ваэджо

на далекий север, вместо того, чтобы открыто

описать ясные указания на ее крайне северное

положение. К счастью, недавние открытия в

геологии и археологии не только исключили эти

затруднения, установив на научной основе наличие

в древности теплого и мягкого климата вблизи

Северного полюса в межледниковый период и

доказав также, что в полярном регионе наступало,

по меньшей мере дважды, оледенение, нарушавшее

этот мягкий климат. И теперь это установленный

научный факт, что арктический регион

некогда характеризовался мягкими и короткими

зимами и теплым долгим летом, подобным

непрерывной весне, и что эти условия были полностью

изменены или замещены приближением

периода оледенения, в результате чего зимы стали

долгими и суровыми, а лето коротким и холодным.

 

 

Изменения, наступившие по злой воле Ангра

Майнью в климате Айрьяна Ваэджо, это как раз

то, что современные геологи приписывают наступлению

оледенения. А если описания так поразительно

и неожиданно подтверждаются последними

научными исследованиями, я вижу в этом

основание, опираясь на которое мы можем отбросить

мысль, что они являются мифическими

или воображаемыми. И если таковыми их считали

в прошлом специалисты по Зенду, то лишь

 


 

СВИДЕТЕЛЬСТВА АВЕСТЫ

 

потому, что геологические исследования еще не

достигли такого уровня, чтобы иметь возможность

подтвердить правильность описаний, содержащихся

в Авесте. Но теперь, видя новые материалы,

которые подтверждают содержащиеся в Авесте описания

Айрьяна Ваэджо, причем детальные описания,

мы поступим не слишком мудро, если уклонимся

от перепроверки заключений тех ученых,

кто изучал Зенд раньше, опираясь на неудовлетворительные

материалы. Рассматривая же

вопрос с новой точки зрения, мы видим, что

Айрьяна Ваэджо была областью Арктики, ибо только

там бывает в наши дни зима по десять

месяцев. Мы можем не приходить к такому заключению

лишь в том случае, если станем отрицать

возможность того, что рассматриваемый пассаж

содержит традиционное указание на древнюю

родину иранцев, и именно так считают некоторые

ученые, изучающие Зенд. Но, имея перед

глазами ведические свидетельства, описанные в

предыдущих главах, мы не видим необходимости

в подобных опасениях, которые приводили некоторых

специалистов по Зенду к заблуждениям,

вызванным осторожным и сдержанным подходом

к выводам.

 

Мы уже видели, что есть серьезные основания

считать, что древний год индоевропейцев состоял

из десяти месяцев, за которыми следовала двухмесячная

ночь, этот год содержал десять летних и

два зимних месяца, то есть был именно таким,

какой существовал и в Айрьяна Ваэджо до того,

как в счастливую землю ворвался злой дух. Слово

в Зенде для обозначения лета — «хама» равно

санскритскому «сама», что значит «год» в Ригведе.

Период, упоминаемый в Авесте как десятимесячный,

соответствует, таким образом, десяти

месяцам солнечного света, или десяти «мануша

юга», за которыми следует долгая зимняя ночь, для

 

 


 

394 ГЛАВА XI

 

щаяся два месяца, как указывалось в предыдущей

главе, а точнее — в главах. Можно возразить,

что в «Вендидаде» не говорится о том, что два

зимних месяца были темными, поэтому нет подтверждения

факту непрерывной тьмы в эти месяцы.

Однако, немного порассуждав, увидим, что

это возражение полностью лишено опоры. Чтобы

увидеть в Айрьяне современные десять месяцев

зимы, мы должны поместить ее в Арктику, а

сделав так, мы встретимся с неизбежным наличием

долгой ночи в один, два или три месяца. Эта

долгая ночь теперь придется на середину десятимесячной

зимы. Но перед последним периодом оледенения,

то есть до того, как «ворвался Ангра

Майнью», в Арктике лето, а не зима длилось

десять месяцев. Длительность долгой ночи и зимы

в два месяца должны были бы быть одинакового

протяжения во времени.

 

В этом состоит существенное различие в описаниях

рая арьев, в тех, что известны сейчас, и

в тех, что представлялись людям в эпоху перед

последним периодом оледенения. Но когда зимы

были короткими, они, соответственно, соотносились

с представлениями о долгой ночи и ограничивались

ею. В современной Арктике, где зима

длится десять месяцев, долгая ночь приходится

на ее середину. Поэтому описания Айрьяна

Ваэджо в «Вендидаде» приводят к выводу, что десять

месяцев солнечного света, или лета, завершались

двумя месяцами темной зимы, что отражает

климатические условия тех мест до внедрения

Ангры Майнью, который превратил лето в зиму

и, наоборот, ввел на все это время царство льда

и снега.

 

Мы уже обращались к максимальному периоду

в сто ночей, в течение которых Тиштрья сражался

с Апаошей, и говорили об обычае недопустимости

выноса тела покойника из дома в те

 

 


 

СВИДЕТЕЛЬСТВА АВЕСТЫ

 

чение двух, трех ночей и даже месяца в зимнее

время, то есть до тех пор, пока воды и свет, застывшие

на зиму, снова оживут, а это все указывает

на наличие периода долгой тьмы.

 

Этот пассаж, в сочетании с упомянутыми описаниями

страны Айрьяна Ваэджо, четко устанавливает

факт нахождения Рая иранцев на далеком

севере или почти вблизи Северного полюса. Выясняется

и то, что для него было характерно долгое

восхитительное лето и короткие теплые, хотя

и темные зимы. И это длилось до тех пор, пока

воздействие Ангры Майнью не превратило это

место в неприемлемое для человеческого обитания,

то есть до наступления ледниковой эпохи, принесшей

с собой суровые зимы и снег и покрывшей

землю ледяной шапкой в сотни футов толщиной.

 

 

В связи с этим следует вспомнить и еще один

факт. Мы видели в вышеприведенных описаниях

Айрьяна Ваэджо, что комментаторы Зенда добавили

якобы несущественное пояснение, а именно:

«семь месяцев лета и пять месяцев зимы там

было». Д-р Хауг полагал, что слова «они холодны

для воды... » и т. д. тоже являются поздней

добавкой, и их следует соотносить с пятью месяцами

зимы. Но и Шпигель, и Дармштетер, а

также комментатор придерживаются мнения, что

эти слова составляют часть оригинального текста

и должны поэтому восприниматься как относящиеся

к двум летним месяцам. Этот взгляд,

видимо, является наиболее резонным, поскольку

более позднее введение, если оно встречается, бывает,

скорее всего, коротким. Похоже, что единственным

добавлением к оригинальному тексту

являются слова «известно, что там семь месяцев

летних и пять зимних», и это должно быть воспринято

как относящееся к климатическим условиям,

которые царили в Айрьяна Ваэджо перед

 


 

396 ГЛАВА XI

 

нападением Ангры Майнью, так как он укоротил

длительность лета до двух месяцев, которые

опять же были холодны для воды, земли и деревьев.

 

 

Выше уже говорилось, что, поскольку Айрьяна

Ваэджо была сначала счастливой землей, мы

должны полагать, что эти изначальные климатические

условия были противоположны тем, которые

внедрил Ангра Майнью, то есть в этой

счастливой земле изначально лето длилось десять

месяцев, а зима только два. Но комментаторы

Зенда установили, что там было семимесячное

лето и пятимесячная зима, и такая традиция

выглядит равнозначной старой, потому что мы

читаем в «Бундахише» (XXV, 10, 14): «В день

Аухармазд (первый день) Авана зима набирает

силу и входит в мир.., и в назначенный день

Атаро в месяц Дин (девятый день десятого месяца)

начинается зима, сопровождаемая большим холодом

в Айран-ведж, и до конца, в благоприятный

месяц Спендармад, зима продвигается по

всему миру; по этому поводу всюду зажигают

огни, в день Атаро месяца Дин, и это указывает

на то, что зима пришла». Здесь же пять месяцев

зимы в Айрьяна Ваэджо точно указываются —

это Аван, Атаро, Дин, Вохуман и Спендармад;

нам сообщается, что в этот период не празднуется

Рапитвин Гах, так как Рапитвин уходит под

землю на зиму и возвращается из-под земли летом.

Семь месяцев лета равным образом описаны

в той же книге как продолжающиеся «от благоприятного

дня Аухармазд (первый) в месяце Фарварди

» до благоприятного дня Аниран (последний)

месяца Митро» (XXV, 7).

 

Это перечисление показывает, что традиция восприятия

семимесячного лета и пятимесячной зимы

в Айрьяна Ваэджо была старой, и «Бундахиш»,

фиксирующий ее, сообщает нам о климатичес

 

 


 

СВИДЕТЕЛЬСТВА АВЕСТЫ

 

ких условиях на древней родине, а не о тех, как

думают некоторые, что видел автор писания в

дни своей жизни. Ведь в двенадцатом параграфе

той же главы перечисляются двенадцать месяцев и

четыре сезона, и о сезоне зимы сказано, что это

только последние три месяца года, то есть Дин,

Вохуман и Спендармад. Я уже упоминал раньше,

что порядок месяцев в древнем иранском календаре

был другим по сравнению с тем, что приводится

в «Бундахише». Но каким бы этот порядок

ни был, в указанных пассажах выглядит традиционно

сохранившимся перечисление семи месяцев

лета и пяти месяцев зимы в Айрьяна Ваэджо,

и кажется, комментаторы старого Зенда и

«Вендидада» вводили их в текст оригинала. Это,

можно сказать, был своего рода маргинальный

метод, продиктованный стремлением сохранить старые

традиции.

 

Итак, перед нами два разных сообщения о

климатических условиях в Айрьяна Ваэджо до нападения

Ангры Майнью: первое — там было десятимесячное

лето и двухмесячная зима, что было переведено

в обратный порядок усилиями Ангры

Майнью, и второе — там было семь месяцев лета

и пять месяцев зимы, что по традиции и сохранялось

комментаторами. Представляется, что эти два

указания противоречивы, да они таковыми и являются

до тех пор, пока мы не овладеем ключом

к их точной интерпретации. Они несостоятельны,

если мы примем Айрьяна Ваэджо за самую восточную

часть древнего Ирана, но если этот рай

будет помещен в циркумполярный регион, то

есть на далекий север, эта несостоятельность исчезнет,

так как там, как выяснено, было лето и

по семь, и по десять месяцев в одно и то же время,

в зависимости от места расселения иранцев на

своей древней родине.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.