Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА



 

Амбарцумова Ж. С., Евдокимова О. В.
Белорусский государственный экономический университет

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Под психологической культурой следует понимать знание основных законов психологии и умение ими пользоваться в конкретной психологической ситуации для достижения поставленной цели.

Психология высшей школы по своему содержанию является педагогической психологией применительно к вузу и опирается на общую психологию. Очевидно, что владение преподавателем психологической культурой также предполагает знание особенностей развития студента, психологических особенностей основных видов его деятельности, формирования у студентов высших чувств и волевых навыков, помимо профессиональных знаний и умений. Обладая этими знаниями, преподаватель высшей школы будет оказывать на личность студента максимально развивающее влияние и обеспечит процесс его положительного изменения, поможет приобрести опыт, необходимый ему как будущему специалисту и творческой личности. Психологический смысл единства обучения и воспитания заключается в том, что мы можем дать определенную направленность личности, способностей студента, его мировоззрения, вкусов, эстетических потребностей.

Формируя личность в процессе обучения, преподаватель должен знать, что все его усилия только тогда увенчаются успехом, когда у студента выработается положительное личное отношение к этому процессу, понимание его необходимости и желание изменяться к лучшему, самосовершенствоваться. И наоборот, воспитание и обучение не дадут ожидаемых результатов, если они не активизируют это стремление. Даже самые интересные занятия, не подкрепленные трудом студента: чтением дополнительной литературы, работой с Интернетом и другими источниками новой информации, не подготовят полноценного специалиста, творческую личность. Поэтому в процессе обучения и воспитания как преподаватель, так и студент должны быть максимально активными.

Умелое формирование положительных мотивов будет побуждать студента к деятельности. Важно только правильно и вовремя учесть этот момент. Следует также помнить, что в данном процессе всегда участвуют два субъекта:
преподаватель, который выполняет определенную психолого-педагогическую задачу и выбирает в зависимости от нее средства и методы, проверяет результаты, корректирует при необходимости собственные действия, оказывая тем самым влияние на действия обучаемых; студент, который, так или иначе, относится к тому, как его обучают и воспитывают, проявляя при этом либо активность, либо пассивность.
Практика показывает, что лучшие результаты дает принцип проблемности обучения, т. к. именно он предполагает самостоятельный поиск решения конкретных задач. Здесь надо проявить умения, навыки, смекалку, выбирая лучший, оптимальный вариант решения проблемы, задачи, выхода из конкретной ситуации.

Преподаватель, хорошо владеющий психологической культурой, всегда использует условия и возможности воспитания в процессе обучения, так как знает, что оба процесса специфические и характеризуются целями, содержанием, закономерностями и даже показателями эффективности.

Общеизвестно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств, с которыми человек затем вступает в новую для него сферу деятельности. Именно здесь происходит дальнейшая шлифовка его личности и профессионального мастерства, т. е. социализация.

Социализацию нельзя приравнивать к воспитанию, т. к. это процесс формирования личности в определенных социальных условиях, усвоение какого-то социального опыта, поведения принятого в данной группе, сфере. При социализации человек самостоятельно играет активную роль, самостоятельно выбирает определенный идеал и следует ему. Может возникнуть вопрос о том, нужно ли для этого целенаправленное воспитательное воздействие на студента со стороны преподавателя и эффективно ли оно. Положительным ответом на этот вопрос может быть наличие у преподавателя высокого уровня психологической культуры и профессионализма. Это проявляется в доверительном отношении к студентам, основанном на взаимопонимании, взаимоуважении и желании передать им необходимые профессиональные знания, умения и навыки.

Высокая психологическая культура - это еще и моментальная реакция, позволяющая правильно оценить любую учебную или жизненную ситуацию и помочь студенту принять единственно правильное решение. Мы должны отметить роль и заслугу такого преподавателя, который сумел создать благоприятные психологически комфортные условия для успешного формирования личности своих студентов. К таким условиям можно отнести взаимопонимание, поощрение творчества, поиск оригинальных решений.
Творчество, как правило, стимулирует самостоятельность студента, полнее раскрывает его индивидуальность, приносит чувство удовлетворенности своей работой, способствует самоутверждению. Не случайно в современном вузе все больше внимания уделяется КСР студентов под руководством преподавателя и все больше часов планируется на этот вид работы/учебы. Смысл ее состоит в том, чтобы научить студентов не просто получать знания, а учиться их «добывать».

Еще одним важным моментом является преемственность обучения и воспитания на последующих курсах. Преподаватель, работающий на младших курсах и владеющий психологической культурой всегда сочтет нужным дать краткую психологическую характеристику студента своему преемнику - преподавателю старшего курса. Он непременно отметит студентов, к которым требуется особо деликатный подход или более требовательное отношение (это менее организованные, но способные студенты).
Очень важно с самого начала привить обучаемым чувство толерантности к другим, научить уважать личность в каждом человеке, понимать, принимать и щадить его слабые стороны. Это тоже привитие общей, а, следовательно, и психологической культуры.
Довольно часто можно наблюдать разительные изменения в процессе обучения у начинающих « слабых студентов», которые упорным трудом выходят в лидеры и завоевывают уважение друзей и преподавателей.

Умелое формирование личности — это постоянное стремление преподавателя к ее духовному обогащению, привитию общей и профессиональной культуры, помимо передачи профессиональных знаний теоретического и практического характера.
Здесь уместно сказать и о гуманизации, как одном из необходимых направлений в современном высшем образовании. Сущность ее состоит в формировании высокой нравственности и эстетической культуры будущих молодых специалистов. Ведь если у начинающего специалиста недостаточно развиты необходимые качества, у него могут возникнуть дополнительные трудности в практической работе, а процесс его социально-психологической адаптации замедлится. Поэтому успешное формирование личности студента в вузе зависит не только от содержания, методов и форм учебных занятий, но в большей степени от личности самого преподавателя, уровня его психолого-педагогической культуры. Владение психологической культурой несомненно влияет на совершенствование педагогического мастерства, помогает преподавателю правильно организовать свою деятельность, работу над самосовершенствованием, быть в постоянном творческом поиске - значит быть востребованным.

Литература:

  1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. «Психология высшей школы», Мн.: «Те-сей». - 2003.
  2. Сергеев С. С., «Особенности организации самостоятельной работы студентов», М., -1999.
  3. Андреев В. И., Педагогика: «Учебный курс для творческого саморазвития», Казань: Центр инновационных технологий, -2000.
  4. Петровский А. В., «Быть личностью», М., -1990.
  5. Гурова Р. Г., «Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры», Педагогика, -2000, №10.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.