|
|||
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Амбарцумова Ж. С., Евдокимова О. В. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА Под психологической культурой следует понимать знание основных законов психологии и умение ими пользоваться в конкретной психологической ситуации для достижения поставленной цели. Психология высшей школы по своему содержанию является педагогической психологией применительно к вузу и опирается на общую психологию. Очевидно, что владение преподавателем психологической культурой также предполагает знание особенностей развития студента, психологических особенностей основных видов его деятельности, формирования у студентов высших чувств и волевых навыков, помимо профессиональных знаний и умений. Обладая этими знаниями, преподаватель высшей школы будет оказывать на личность студента максимально развивающее влияние и обеспечит процесс его положительного изменения, поможет приобрести опыт, необходимый ему как будущему специалисту и творческой личности. Психологический смысл единства обучения и воспитания заключается в том, что мы можем дать определенную направленность личности, способностей студента, его мировоззрения, вкусов, эстетических потребностей. Формируя личность в процессе обучения, преподаватель должен знать, что все его усилия только тогда увенчаются успехом, когда у студента выработается положительное личное отношение к этому процессу, понимание его необходимости и желание изменяться к лучшему, самосовершенствоваться. И наоборот, воспитание и обучение не дадут ожидаемых результатов, если они не активизируют это стремление. Даже самые интересные занятия, не подкрепленные трудом студента: чтением дополнительной литературы, работой с Интернетом и другими источниками новой информации, не подготовят полноценного специалиста, творческую личность. Поэтому в процессе обучения и воспитания как преподаватель, так и студент должны быть максимально активными. Умелое формирование положительных мотивов будет побуждать студента к деятельности. Важно только правильно и вовремя учесть этот момент. Следует также помнить, что в данном процессе всегда участвуют два субъекта: Преподаватель, хорошо владеющий психологической культурой, всегда использует условия и возможности воспитания в процессе обучения, так как знает, что оба процесса специфические и характеризуются целями, содержанием, закономерностями и даже показателями эффективности. Общеизвестно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств, с которыми человек затем вступает в новую для него сферу деятельности. Именно здесь происходит дальнейшая шлифовка его личности и профессионального мастерства, т. е. социализация. Социализацию нельзя приравнивать к воспитанию, т. к. это процесс формирования личности в определенных социальных условиях, усвоение какого-то социального опыта, поведения принятого в данной группе, сфере. При социализации человек самостоятельно играет активную роль, самостоятельно выбирает определенный идеал и следует ему. Может возникнуть вопрос о том, нужно ли для этого целенаправленное воспитательное воздействие на студента со стороны преподавателя и эффективно ли оно. Положительным ответом на этот вопрос может быть наличие у преподавателя высокого уровня психологической культуры и профессионализма. Это проявляется в доверительном отношении к студентам, основанном на взаимопонимании, взаимоуважении и желании передать им необходимые профессиональные знания, умения и навыки. Высокая психологическая культура - это еще и моментальная реакция, позволяющая правильно оценить любую учебную или жизненную ситуацию и помочь студенту принять единственно правильное решение. Мы должны отметить роль и заслугу такого преподавателя, который сумел создать благоприятные психологически комфортные условия для успешного формирования личности своих студентов. К таким условиям можно отнести взаимопонимание, поощрение творчества, поиск оригинальных решений. Еще одним важным моментом является преемственность обучения и воспитания на последующих курсах. Преподаватель, работающий на младших курсах и владеющий психологической культурой всегда сочтет нужным дать краткую психологическую характеристику студента своему преемнику - преподавателю старшего курса. Он непременно отметит студентов, к которым требуется особо деликатный подход или более требовательное отношение (это менее организованные, но способные студенты). Умелое формирование личности — это постоянное стремление преподавателя к ее духовному обогащению, привитию общей и профессиональной культуры, помимо передачи профессиональных знаний теоретического и практического характера. Литература:
|
|||
|