|
|||
Весной 57-го в Ленинграде 4 страница
СЛАЙ: «Закрывай лавочку! Быстро! Переучет. или.. придумай сама, в общем! Найди мне ЧАЛОГО, и чтоб бегом ко мне! А сама собирайся. Уезжаем мы. Завтра с утра пораньше»
НИНКА: «Куда, миленький..? »
СЛАЙ: «Не твоего ума дело, потом узнаешь… Иди, лапа моя, делай, что говорят»
СЛАЙ набирает номер, говорит в трубку: «ВИНТ, это я. Слушай сюда. Сейчас летишь на вокзал и берешь на завтра купе нам с Нинулей и.. еще два. Да не купе! Два места. В одном с нами вагоне. (слушает) Ну, куда-куда?! Сам подумай – куда! На юг, к морю, конечно! Сочи, Ялта - мне все равно. Только не Магадан. Всё. И потом – ко мне! (слушает) Кто-кто? Ты со мной и поедешь. Ну и СЕМА, разумеется. Так что собирайся»
ЛЕНИНГРАД. ВЕЧЕР. МИТРОФАНЬЕВСКАЯ УЛИЦА. СКЛАД. На втором этаже комната сторожа. На столе телефон, на стене радио. Из окна видна входная калитка. Входит ВИКТОР. Достает из кошелки и раскладывает на столе домашнюю снедь - чекушка водки, нехитрая закуска. Включает радио. Звучат новости страны. ВИКТОР слушает, морщится. Наливает водку в граненый стаканчик, выпивает, закуривает папиросу. 59
ВИКТОР: «... да-аа, Сава, что-то всё это мне очень не нравится…»
ЛЕНИНГРАД. ВЕЧЕР. СТАЛИНСКИЙ ДОМ. КВАРТИРА ЮРЫ САВА и ЮРА курят на балкщне. Внизу у подъезда останавливается черный «опель», из него выходят нарядно одетые мужчина и женщина. САВА задумчиво провожает их взглядом.
ЮРА: «Бать, чего у тебя за дела там какие-то? Мама волнуется, говорит, опять кого-то искать собираешься. Ты мне-то хоть скажи, ей-то зачем знать..? А я ребят соберу. Может, поможем? »
САВА (долго молчит): «Ты дядю Гришу помнишь, конечно? Кто тебя рисовать учил. А потом его убили в ресторане гады какие-то. Тоже знаешь, да? »
ЮРА: «Ну, конечно, помню, еще бы! Такого учителя потерял! Ну? И что..? »
САВА (жестко): «Похоже, знаю я кто это сделал»
ЮРА: «Пап, да ты что..! Так надо же его достать! Батя, да я..! »
САВА: «Всё! Остынь. Разберемся. Матери ничего не вздумай говорить. Будешь нужен – позову, обещаю. А пока – молчок. И друзьям тоже. Пошли к нашим»
КВАРТИРА ЮРЫ. КОМНАТА. 60
На столе ваза с цветами, бутылка вина, закуски. За столом ЛЮДМИЛА, ЮЮРА, его жена НАТАША. Рядом вертится ЖЕНЬКА - их 4-х летняя дочка. САВА рассматривает несколько акварелей на стене.
САВА: «Ну, вот, теперь у нас свой художник появился! А что? - мне нравится! А портрет можешь? Нас бы с мамой нарисуешь? »
ЮРА: «Да, можно, конечно. Только вы сидеть устанете. Лучше уж сфотографироваться. Быстро и надежно»
САВА: «Сфотографироваться, говоришь..? Это можно. Даже знаю – где! »
Хватает внучку, кружит её по комнате. Та визжит, смеется.
САВА: «Вот мы с внучкой и сфотографируемся! А потом – в зоопарк! Ты в зоопарке была? Нет? Вот и посмотрим с тобой львов и крокодилов»
ЖЕНЬКА: «Дедуфка, а ты с нами жить будефь..? »
ЛЮДМИЛА: (смеется) «Да нет, Женечка, мы с твоим дедом там на 8-ой Советской. Ты же была у нас с МАШЕЙ? Ну вот, мы сейчас и поедем, поздно уже. Давай-ка, сержант, собирайся…»
САВА с ЛЮДМИЛОЙ выходят на улицу.
ЛЮДМИЛА:
61
«Леша, что-то мне как-то беспокойно… Ты, что, опять что-то учудить собираешься..? Уж столько лет прошло с тех пор»
САВА: «Да ну что ты, Люда! Всё тебе что-то кажется! Все хорошо, все нормально.. »
ЛЮДМИЛА: «Но я же не слепая, вижу – что-то ты опять надумал. Или - нет? Опять искать кого-то собираешься? Ну, зачем тебе это? Все живы. И здоровы. Обо мне, ты, хоть подумал? О нас с МАШЕЙ..? И о внучке своей»
Из темной глубины двора видно лицо СЕМЫ.
ОКРАИНА ЛЕНИНГРАДА. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР. ДОМИК СЛАЕНОВА. В комнате за столом СЛАЙ, НИНКА, ЧАЛЫЙ(40-45). На столе коньяк, закуски. Патефонная иголка скрепит по пластинке – песня закончилась.
СЛАЙ: «.. Лапуля, ну выключи ты эту шарманку, ну дай поговорить с человечком..! »
Пьяная НИНКА: «Утамленная со-онце.. »
Пытается остановить крутящийся диск, шатается, садится к столу. Тычет папиросу в блюдце рядом с пепельницей.
СЛАЙ: «Ну что, лапа моя! Опять нарезалась… Иди-ка ты спать, завтра встаем рано…»
СЛАЙ: (ЧАЛОМУ, продолжает): «.. где его найти - ты знаешь. Не убивайте. Пока. Пугните как следует и всё. Но, чтобы до костей пробрало! Я хочу, чтобы он сам нас к САВЕ привел»
62
ЧАЛЫЙ: «Поломать-порезать слегка, да..? »
СЛАЙ: «Ты не понял, ЧАЛЫЙ! Никого ломать не надо. И резать тоже. Я же сказал – пугните! Потрогайте чуть-чуть. Ну, кровушки пустите немножко. И – всё. И от меня - приветик не забудьте передать. А резать я его сам буду»
ЧАЛЫЙ: «Я понял, СЛАЙ, сделаем. Вы, значит, завтра с утра отчалите? »
СЛАЙ: «С утра, не с утра.. Кто знает? Чего ты так интересуешься..? Никто не знает. Посмотрим. А вы тут затихаритесь. Гогу пощекочешь – и всё. Главное - глаз с него не спускайте. Пасите постоянно - день и ночь: куда? зачем? с кем? и так далее. Ну и этого разведчика тоже, конечно. День и ночь. Всё про него и узнайте. Но помни, Чалый — он тебе не фраерок какой-нибудь с лабаза. Он тебе запросто может что-нибудь в глаз воткнуть, понял, да...? »
ЧАЛЫЙ: «Да ты что, СЛАЙ, я понял. Кем ты меня пугаешь? Я, что, по твоему.. »
СЛАЙ (перебивает): «Пугать он тебя будет. Или положит тебя где-нибудь на ровном месте. И на зоне он тоже... В общем, я тебя предупредил, ЧАЛЫЙ. Ошибешься — тебе ворон в небе считать»
ЧАЛЫЙ уходит.
СЛАЙ ворочает уснувшую НИНКУ, тащит ее на кровать.
СЛАЙ:
63
«Ничего-ничего, киса моя, добрался я до него. Знал, ведь, что он объявится! Знал, что Гогу пока трогать не надо – вот и получилось всё! Всё, как задумал. А ты, лапуля, спи пока, послезавтра мы уже на солнышке будем греться…»
ЛЕНИНГРАД. НОЧЬ. МИТРОФАНЕВСКАЯ УЛИЦА. СКЛАД. КОМНАТА СТОРОЖА. Звенит звонок. ВИКТОР смотрит в окно – за забором три фигуры. ВИКТОР спускается вниз, спрашивает через калитку:
ВИКТОР: «Кто там? »
ГОЛОС: «Открывай, ВОХРА! Проверка! »
ВИКТОР: «А почему нет лейтенанта Бетелгериева? Обычно он меня контролирует. Кто вы? Покажите ваши удостоверения над дверью! »
ГОЛОС: «Ну, ты даешь, охрана! Из райотдела мы. Давай, открывай! »
ВИКТОР: «Сейчас, только ключи возьму…»
ВИКТОР бежит наверх, бросается к телефону, крутит диск. Один из пришедших перелезает через забор, открывает калитку, втроем бегут к домику сторожа.
КОМНАТА СТОРОЖА. ВИКТОР лежит на полу. В комнате ЧАЛЫЙ, ВИНТ и СЕМА. Все в милицейской форме.
64
ЧАЛЫЙ: «Ну, что, блядина, очухался? Значит так. Слушай и запоминай. Внимательно. САВУ достань нам, понял? Где он — мы и сами знаем. Но вы нам вдвоем нужны, понял, фраерок? А, чтобы сделал ты это, как нужно — бабу твою мы в амбар спрячем. Пока сучку твою не трогаем. Но, если к легавым дернешься – оприходуем её по полной, не сомневайся. Она будет первой. Назначь с ним встречу, телефон, вон, рядом! Давай, звони! »
ВИКТОР: «Мужики, вы что..? Какой-такой САВА? Не знаю я такого…!
ЧАЛЫЙ (резко бьет ВИКТОРА в лицо) «Не знаешь?! Ну и ладно. Может, действительно – не знаешь. Или не помнишь. И дочку свою, вижу, ты не любишь совсем. Неужели и её не жалко..? Кстати, приветик тебе от СЛАЯ, Гогочка. Большой и пламенный. Ну, а, если не вспомнишь про дружка твоего до завтра – баба твоя... ну, посмотрим, что с ней сделать»
Втроем начинают избивать ВИКТОРА.
ЧАЛЫЙ: «Ну-уу! Может, вспомнил..?! »
Он кивает своим подельникам. ВИКТОРА сажают на стул.
ЧАЛЫЙ: «Звони, давай! Быстро! »
ВИКТОР: «.. не знаю я. Номера не знаю»
ЧАЛЫЙ кивает ВИНТУ – рукояткой пистолета тот бьет ВИКТОРА по затылку. ВИКТОР падает на пол.
ЧАЛЫЙ: «Мы еще навестим тебя, Гогочка! Всё вспомнишь! » ЛЕНИНГРАД. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР. 65 КОМНАТА САВИНЫХ В КОММУНАЛКЕ. САВА: «Люд, а МАША, что же? До сих пор её нет. Поздно ведь»
ЛЮДМИЛА: «Ну, так она вечно со своими однокурсниками. Весна, сам понимаешь. Не волнуйся, она всегда позвонит, если что.. Да и кавалеры её проводит обязательно»
КОРИДОР КОММУНАЛКИ. Звенит телефон. Подходит ЛЮДМИЛА, берет трубку, слушает.
ЛЮДМИЛА: «Леш, это тебя! Опять друзья твои неугомонные..! Витя, вроде.. »
ЛЕНИНГРАД. НОЧЬ. СКЛАД. ВИКТОР говорит по телефону: «Лешка! Надо встретиться! Срочно! И прямо сейчас..! »
ГОЛОС САВЫ: «Да ты что! Уже пол-двенадцатого. Что случилось..? »
ВИКТОР:
«Лешка, приезжай ко мне! Это очень важно! Бери такси и ко мне – Митрофаньевское. Только посмотри, чтобы за тобой никого не было! »
ГОЛОС САВЫ: «Да, что случилось-то..?! »
ВИКТОР: «САВА, СЛАЙ объявился…»
НОЧЬ. СКЛАД КОЖСЫРЬЯ. ВИКТОР, САВА.
ВИКТОР: 66
«Ты, что, вообще рехнулся? Что, прямо так через калитку и зашел? А, если за тобой кто..? »
САВА: «Не хамите мне, уважаемый. За мной – никого, я проверял. А калитка у тебя и так открыта – заходи, кто хочешь! Это ты так склад сторожишь, да? А, во-вторых, зашел я сюда.. ты, наверное, и сам не знаешь других подходов к твоему охраняемому объекту. Короче, Витек, никто меня со стороны Митрофани не видел. Это я тебе, как старый разведчик говорю. Не первый год, как говорится, замужем. Давай, рассказывай.. Что и как! »
ВИКТОР: «Ну что.. Ну, трое их было. Все в милицейской форме. САВУ, говорят, достань. Звони и встречу назначь. И от СЛАЯ привет тебе, говорят.. Морду, вон, видишь всю разбили, суки! »
САВА: «Ну? А ты? »
ВИКТОР: «А что - я? Телефона, говорю, не знаю. Потом вырубили меня»
САВА: «Так-так-так… Понятенько»
ВИКТОР: «Что – понятненько-то? Они сказали, что Таню мою.. И про дочку тоже... Боюсь я, Леха, это ж звери.. Мать их..! »
САВА: «Вот так, да? Ладно, успокойся! Никто её не тронет, Витя. Пугают они. А понял я, что тебя они, как, живца держали! Соображаешь? И привет этот он мне передал! »
ВИКТОР: 67
«Чего-то я…»
САВА: «Ну сам подумай, Витек, ты СЛАЮ дорогу перешел тогда – и жив до сих пор! Это как? А они тебя сейчас в момент и нашли. Да, я думаю, и искать-то не собирались – давно уж ты был у них нарисован, понимаешь? »
ВИКТОР: «Ни хрена не понимаю.. Ей-Богу! »
САВА: «Тебя уже давно нашли. Понятно? А меня он ждал, мать его так! Нас обоих СЛАЙ хочет погасить, понимаешь? Так же как и мы его! Я сегодня в фотоателье был. И услышал голос его! - Слаенова за шторкой. Ну, ты ж, понимаешь, что голос этот я никогда не забуду! Хоть и годы прошли. Это точно он! А потом я шел по Московскому, и за мной какой-то фраер увязался. Я проверял. Точно – пасли. А теперь, вот, ты позвонил.. »
ВИКТОР: «Леха, а что теперь делать-то..? »
САВА: «Ничего не делать. Ждать и соображать. К Петьке пойдем завтра. Ты не бойся – я уверен – это СЛАЙ нас проверяет. Щупает. Ты Татьяну с дочкой можешь куда-нибудь отправить на лето? Думай, Витек, серьезно все это очень.. »
ВИКТОР: «Ну, в общем, да. Они и так в деревню на лето собираются. А ты? А твои..? »
САВА: «Что мои? Со своими я сам разберусь. Ладно, пока всё. Закрыли тему. Эта сука очень даже не прост. Но я его чувствую.. Мне так кажется. Никто твоих не тронет. Это он пугнул, я думаю. Но, все-таки, от греха подальше –в 68
деревню, так в деревню. Тем более, что тебе теперь спектакль этот в квартире Якушки играть..! Готов? »
ЛЕНИНГРАД. ДЕНЬ. КАБИНЕТ МАЙОРА БЕЛОСОЛНЦЕВА. ПЕТР, ЯКУШКИН, САВА, ВИКТОР.
ПЕТР: «Вот, что я раскопал в архивах по Слаенову. Появился он в нашем ведомстве в 33-м. 24 года, без родителей, школа Достоевского, из которой он сбежал. Потом вооруженное ограбление продовольственного склада с подельниками. 5 лет общего режима. От звонка до звонка. Примерный, исполнительный. Освоил профессию фотографа. Уже после войны, весной 47-го - вооруженный грабеж. С убийством. Но он, как-то прошел стороной, «мокруху» кто-то взял на себя. Срок скостили. В 53-ем освобожден по амнистии. Эту амнистию вы помните»
ВИКТОР: «Да уж, ту амнистию и я помню – два года не досидел: спасибо товарищу Сталину! »
ЯКУШКИН: «А помотреть бы на него, Петя. Какой он сейас? Фотографию-то покажи! »
ПЕТР: «А вот фотографии-то и нет, братцы. Никакой»
ЯКУШКИН: «Да как же так? В вашем ведомстве – и нет?! »
ВИКТОР:
«Ну ты-то сам его хоть помнишь? Того, пацаном когда еще был? »
ПЕТР:
69
«Витек, помнишь-не помнишь, а прошло ведь уже тридцать с лишним лет. Того – помню. Но смутно. И мне бы посмотреть хотелось…»
САВА: «Ладно. Я эту тварь всюду узнаю»
ВИКТОР: «Ребята! У ТОНИ же рисунок есть! Может быть остался – она же говорила, что, тогда, в 39-м, Гришка его морду нарисовал. Надо с ней поговорить. Может у неё что-нибудь еще найдется»
ЯКУШКИН: «Ребята, знаете, мне тут.. вот о чем подумал я, когда я того Некрасова в 45-ом в квартире встретил – я, ведь, и не рассмотрел его толком. Очки разбил тогда! А теперь вот, кажется мне, что голос этот мне знаком…! Ведь тогда, в двадцатых я с Савушкой... первыми мы были у него. Которые хлеб в рост брали... Понимаете о чем я? »
САВА: «Да ты что??! Думаешь – он?! »
ЯКУШКИН: «А что? Всё может быть. Надо мне в фотоателье это сходить. »
ПЕТР: «Си-идеть! Сми-иррн-на! » Я тебе сейчас «схожу»! Я тебе так «схожу» - мало не покажеться! Я сам туда пойду. Со своими людьми. И посмотрю. Тем более, что меня он никак вспомнить не сможет – тогда я в больнице долго валялся, помните? А вам.. ! Никаких действий без меня не предпринимать! Это я всем сообщаю! »
Многозначительно смотрит на САВУ, тот демонстративно отворачивается.
70
ЯКУШКИН: «А что дальше-то про него? Что там в твоих бумагах написано? »
ПЕТР: «То-то и оно, что ничего больше нет. Пропал Слаенов, исчез. Испарился.. »
ДЕНЬ. ВАГОН ПОЕЗДА. КУПЕ. СЛАЙ дремлет на нижней полке. На столике открытая бутылка «Советского Шампанского», коньяк, вареные яйца, шпроты, колбаса, соль в спичечном коробке. НИНКА приводит в порядок «стол»
НИНКА(тормошит СЛАЯ): «Слаюшка, просыпайся! Я уже всё приготовила! »
СЛАЙ (открывает глаза, смотрит на стол): «Не буду я это. В ресторан сейчас пойдем. А ты к СЕМЕ сходи – скажи, чтобы с ВИНТОМ нам столик заняли! Иди, киса, иди»»
НИНКА: «Слаюшка, ну я же ведь как лучше хотела.. »
СЛАЙ: «Убью, лапуля. Убью и не поморщусь. (смеется, треплет её по щеке): Не бойся, лапа моя, не убью. А, если убью, то не больно. Иди, кисуля, только рубашечку чистую мне достань. И сама переоденься потом, красивенькое что-нибудь! Всё. Иди»
НИНКА уходит.
СЛАЙ наливает Шампанское в чайный стакан, пьет, морщится:
«Тьфу, кислятина! Говорил ведь сладкого взять! »
ДЕНЬ. ПОЕЗД. ВАГОН-РЕСТОРАН 71
За столиком СЕМА, ВИНТ, НИНКА. На столе бутылка водки, холодные закуски. Входит СЛАЙ, идет к столику.
СЛАЙ: «С утреца по водочке, значит? Не с того начинаете, мальчишечки. Ну, смотрите сами, смотрите. Потом строго спрошу. И идите-ка вы пока за другой стол. Места еще есть. Потом покалякаем. А мы тут с Нинулей (хищно улыбается) по-семейному посидим»
СЕМА с ВИНТОМ забирают водку, занимают соседний столик.
СЛАЙ садится напротив НИНКИ правым боком к окну.
СЛАЙ: «Какая же ты у меня красавица, лапуля! Царевна прямо! »
Подходит официант: «Добрый день! Заказывать будете? »
СЛАЙ: «Будем, любезный. Принеси-ка нам Шампанского бутылочку, только сладенького. Есть сладенькое? Ну, вижу, что есть, вижу, не может быть, чтобы не было. А если нет – найди, уважаемый, не обижу»
НИНКА: «И еще.. эт-та.. пироженых, эклеров которые! »
Официант уходит.
НИНКА: «Слаюшка, котик, а где мы в Ялте будем жи-ить..? »
СЛАЙ резко хватает НИНКУ за руку, сильно сжимает: «Сколько раз я тебе говорил не называть меня «котиком»! В следующий раз повторять не буду – прибью! (спокойно): Ладно, слушай сюда. Фраер этот, когда от
72
нас вышел – в дом один зашел. СЕМА его дождался – за ним посмотрел. Уже вечерком поздно САВА с бабой оттуда вышел. Жена, думаю. Он же, когда на войну уходил, уже женатым был, да? А у кого он в гостях был – ребятки наши узнают. Там детки евонные, думаю. Вот и надо нам с тобой об этом обо всем поразмыслить. Понимаешь, лапуля моя? »
НИНКА: «Слаюшка... так как же? И деток тоже..? »
СЛАЙ смотрит на неё, молчит.
Ресторан постепенно заполняется посетителями. Входит шумная компания артистов эстрады. Среди них КОСТЯ. Он оглядывет зал – почти все месте уже заняты. КОСТЯ с приятелем подходит к столику СЛАЯ.
КОСТЯ: «Вы позволите к вам сесть? »
СЛАЙ: «Сесть? Уж лучше – присесть. Присаживайтесь, располагайтесь, всем места хватит»
Внимательно смотрит на КОСТЮ, узнает.
СЛАЙ: «Нинуля, ты посмотри с кем мы за одним столом сидим! Уважаемый, вы, ведь певец, да? «Песни военных лет», да? Ну, надо же..! Какие люди! Ну, какие люди, а..?! Это ж вы, да, Константин Федотов? »
КОСТЯ садится рядом с ним, его приятель напротив.
КОСТЯ: «Да вот, на гастроли в Ялту едем. А вы тоже туда? »
ЛЕНИНГРАД. ДЕНЬ. МОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ.
73
Мимо фотоателье медленно проезжает легковой автомобиль, останавливается чуть поотдаль. В машине ПЕТР, два его сотрудника в штатском.
ПЕТР: «Давай, лейтенант, сходи-ка посмотри. Если он там – занимай очередь и жди. Через минут пять и мы подтянемся»
Сотрудник выходит из машины, подходит к дверям, читает. Над расписанием работы фотоателье объявление «Закрыто на ремонт»
Сотрудник возвращается к машине, садится.
ПЕТР: «Вот так, значит, да? Ну-ну.. Значит, узнал он тебя, САВА, узнал»
Машина отъезжает. Из окна на первом этаже кто-то смотрит вслед удаляющемуся автомобилю.
ПОЕЗД. ДЕНЬ. ВАГОН-РЕСТОРАН. За столиком СЛАЙ, НИНКА, КОСТЯ с приятелем. На столе открытая бутылки «Советского Шампанского», коньяк, закуски, около СЛАЯ коробка папирос «Богатыри».
СЛАЙ(КОСТЕ): «Как интересно вы рассказываете, а! Ну какая интересная у вас жизнь у артистов! Лапуль, да? »
НИНКА (уже запьянела): «Коо-стикк! Ну-у, Ко-остя, а з-за кордоном был уж-же? Тта-ам таккие журнальч-чики есть..! »
СЛАЙ: «Нинуль, ну что ты в самом деле? (кивает СЕМЕ, тот быстро подходит, смотрит вопросительно)
СЛАЙ: 74
«Семочка, отведи-ка свою сестренку в купе. Устала она. Понимаешь, да? Иди, кисуля моя, братишка тебя проводит. (КОСТЕ): Извините, уважаемый, она немнножко перебрала, да? Извините»
КОСТЯ: «Да ну что вы, ничего страшного. Бывает.. »
СЕМА уводит НИНКУ.
СЛАЙ: «Константин, а ведь вы, как я слышал, из школы этой.. ну, как там она называется? дос... добролюбова, вроде..? »
КОСТЯ: «Да нет, Школа имени Достоевского»
СЛАЙ: «Ах, да! Да-да-дааа. Конечно же – Достоевского! Ну, как же, наслышан, наслышан.. И как вы там оказались? Если не секрет»
КОСТЯ: «Я ж беспризорником был. На краже попался – туда и угодил. Сначала думал – сбегу! Это ведь было заведение для малолетних преступников. А потом.. (задумывается)
СЛАЙ: «И что потом..? »
КОСТЯ: «... ну, как вам объяснить..? Потом.. потом мы нормальными людьми стали, понимаете? Я туда попал в 14 лет, воровал, уже лихим карманником был. А Витя, он.. »
СЛАЙ: (перебивает) «Витя..? А Витя – это кто? Дружбан.. ой, извините, это друг ваш, да? »
75
КОСТЯ: «Дружбан» вы говорите? (смотрит на СЛАЯ внимательно) … нет, ну что вы! Это директор наш, ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ. Поверил он мне, понимаете? Эх, мамочки, я бы тогда так бы и пошел по воровской, наверное.. Но вот человеком стал, понимаете? Добился в жизни кое-чего. А иначе.. »
СЛАЙ тянется к пачке «Богатырей» - она пуста.
СЛАЙ: «Ах, ты, черт! Кончились! »
ПРИЯТЕЛЬ: «У меня есть, угощайтесь! »
СЛАЙ протягивает руку, чтобы взять папиросу и в этот момент КОСТЯ видит перстень на пальце СЛАЯ. Меняется в лице. СЛАЙ замечает его взгляд.
КОСТЯ: «Какая у вас вещица занятная! Нельзя ли взглянуть поближе? »
СЛАЙ(внимательно смотрит на КОСТЮ): «Сожалею, уважаемый, но перстенек этот только с пальцем можно оторвать, прирос он ко мне навечно. Матушкин, так сказать, подарочек.
СЛАЙ поворачивает перстень камнем внутрь, прикуривает, смотрит на КОСТЮ. Тот слегка теряется, смотрит в окно. Разговор дальше явно не клеится.
ЛЕНИНГРАД. ВЕЧЕР. ДОМ НА ПРОСПЕКТЕ ГАЗА. У ДВЕРЕЙ ШКОЛЫ. (имени Достоевского? ) ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ, МАРТА, ТОНЯ, ПЕТР, ВИКТОР, другие (? ). ПРОЩАЮТСЯ.
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ: «Да-а, ребятки.. Уж сколько парней из дверей нашей школы в жизнь вышло – не счеть! Всех и не запомнить. А вас, первых моих, помню! Помню всех до единого! » 76
МАРТА: «Да уж (смеется), таких никогда не забудешь! В первый день сготовила на 40 человек, а вас было всего шишнадцать! Всю еду-то и сготовила! ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ говорит – готовь на всех! А этот, вон, белобрысый, постарался! Всё и утащил! »
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ: «... ну да.. прихожу в столовую – там пустые столы.. с пустыми мисками.. »
ВИКТОР: «Да, помню, конечно! Чего уж тут говорить. Ну-уу.., жрать, вообще-то, хотелось.. »
МАРТА: «Витя, а кто тебя так разукрасил-то? Неужели опять старое вспомнил? »
ВИКТОР: «Да нет, ничего страшного. Ерунда. Приложился кое-кто слегка по пьяному делу.. »
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ: «Да уж... есть, что вспомнить. Жаль, что КОСТИ нет, да и Алексей с Володей не смогли придти. А я на могиле Константина Александровича был недавно. Тогда в годовщину не смог приехать. Тонечка, вы помните, что послезавтра у нас репетиция? Я вас жду. Вы наш профессиональный педагог, все-таки. Петя, мне бы хотелось с тобой пройтись напоследок. Ты как? Не против..? Ну и ладно, пойдем. До свидания, ребятки, еще увидимся»
ЛЕНИГРАД. ВЕЧЕР. НАБЕРЕЖНАЯ ФОНТАНКИ. ПЕТР, ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ.
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ: 77
«Петр, то, что ты мне рассказал недавно про Слаенова – очень и очень настораживает. Я тут, знаешь, встретился кое с кем, со своими старыми знакомыми и попросил их что-нибудь узнать про этого ростовщика. Да-да, не удивляйся, эти люди не из вашей системы, но они бывшие сыскари (заметив удивленный взгляд ПЕТРА), да-да, те, которые работали еще при царском режиме. Я, ведь, сам по образованию юрист. Да, и служил... ну, то есть, работал следователем. Ты этого не можешь знать. Ну, пойми меня правильно. Успокойся. Не все вы там знаете... Уж поверь мне. Потом уж я перешел в адвокатуру»
ПЕТР: «ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ, да как же так..? Это, что же.. »
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ: «Петя, ты не перебивай. Дослушай сначала. Эти люди – профессионалы. Ты пойми – тут тебе и опыт, огромнейший, надо сказать, и связи. Да-да, связи, без которых невозможен сыск, в каком бы мы обществе не находились»
ПЕТР: «ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ, это что-же получается... »
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ (перебивая): «... а ничего ПЕТР, не получается. Просто в свое время, ты помнишь какое, я близко общался с Феликсом... С Феликсом Эдмундовичем, понимаешь, да? Если бы не он, я бы сейчас, возможно, как Савушка наш, возвращался из мест отдаленных. Ну-у... если бы дожил до нынешних дней... » ПЕТР: «... ничего не понимаю! Верней – понимаю, но... »
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ:
78
«... ну, разумеется, это между нами. Ты не из болтливых, я знаю. Сейчас очень многое может измениться в нашей стране. Это только мои догадки. Мои предположения. Выходят из лагерей политические – это понять можно, 20-й съезд, доклад и так далее. И их восстанавливают в правах. Но вот уголовщина! Уже с 53-го они хлынули из лагерей. И до сих пор идут и идут. Это уже странно. Я бы сказал – страшно... »
|
|||
|