Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рационализм ( фр.rationalisme и лат.rationalis – разумный ) – направление в теории познания, признающие разум решающим или даже единственным источником знания, ошибочно утверждающее, что достоверные знания не могут быть выведены из опыта и его обобщений;.



 

Предмет: " Культурология"

Тема: " Культура Европы в эпоху Возрождения(Ренессанса) и культура Нового времени"

Цель: Познакомить студентов с культурой Европы эпохи Возрождения(Ренессанса) и культурой Нового времени.

 Задачи:

Образовательная: Сформировать у учащихся предсталение об особенностях культуры эпохи Возрождения и культуры Нового времени.;

Развивающая: развивать память, аналитическое и логическое мышление, навыки письма, внимание;

Воспитывающая: воспитывать уважение к истории и культуре Европы 17-19 веков, а  также к самому предмету.

Метод обучения: лекция.

Используемая литература: . Габитов Г. “Культурология: учебник для студентов вузов и колледжей”, Алматы: ”Раритет”, 2008. -424 c.;

1. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

2. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. М., 1996.

3. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для
вузов/ Под ред. проф. А. Н. Маркова. М., 1995.

4. Розин В. М. Введение в культурологию. М.: Инфа-М Форум, 2000.

5. Шишова Н. В. История и культурология. М.: Логос, 1999.

6. Брагина Л. М. «Социально — этические взгляды итальянских гуманистов

(11 половина ХУ века, 1993.

7. Гарэи Э. Проблемы итальянского Возрождения. — М., 1996.

8. История искусства зарубежных стран.. — М., 1998. .

9. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. А. Н. Марковой. — М, 1995.

10. Культурология (курс лекций ) под редакцией Радугина А. А., М. 1997 г.

 

 

Ход урока:

Организационный момент: Приветствие. Проверка посещаемости по журналу.

 

Проверка домашнего задания: опрос:

 

Зарождение религии ислам? Его основные положения и направления? Культура Ирана И влияние на неё ислама?

 

 

                                   Изложение нового материала:

 

 Эпоха Возрождения или Ренессанс (renaissance  — возрождение).

 

Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Приблизительны и хронологические границы — в Италии 14-16 века, в других странах 15-16 века. Наивысшей точки своего развития культура Ренессанса достигает в 16 столетии, когда становится общеевропейским явлением — это, так называемое, Высокое, классическое Возрождение, за которым последовало позднее Возрождение последних десятилетий 16 века. В это время в обществе преобладают антифеодальные настроения, происходит обращение к культурному наследию античности. Отсюда и название «Возрождение». Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима,
разыскиваются рукописи античных писателей, найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. В умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья произошли значительные перемены. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества - искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином “гуманистическое” (от лат. humanus - человеческий ). Этот термин Заимствован у Цицерона (1 в. до н. э. ), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность е вропейской культуры 14-16 веков. Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личные качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образование. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность. Но гуманизм означает не только то, что человек признается высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. Эта черта гуманизма была выражена в античности Протагором

«Человек есть мера всех вещей». Такой взгляд предполагал самопознание человека. Важнейшей чертой гуманистического периода становится
индивидуализ, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Гуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей. Идеальный человек, по мнению гуманистов, это «универсальный человек», человек - творец самого себя и своей судьбы, энциклопедист. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, так как разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в Средние века святых. Наслаждение земным бытием - это непременная часть культуры Возрождения. Изобразительное искусство Возрождения во многих отношениях представляет контраст
средневековому. Оно знаменует становление реализма надолго определившего развитие
европейской художественной культуры. Это сказалось не только в распространении
светских изображений, в развитии портрета и пейзажа или новой, иногда почти жанровой
интерпретации религиозных сюжетов, но и в радикальном обновлении всей
художественной системы. В эпоху Возрождения объективное изображение мира было
увиденное глазами человека, поэтому одной из важных проблем, ставших перед
художниками, была проблема пространства. Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи. Представители Возрождения находят в античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, - приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира, перед величием героического подвига. Вместе с тем, сложившись в иных исторических условиях, впитав в себя традиции романского
стиля и готики, искусство Возрождения несет в себе печать своего времени. По сравнению
с искусством классической древности духовный мир человека становится все более
сложным и многогранным. В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение к классической традиции. Оно проявилось не только в отказе от готических форм и возрождении античной ордерной
системы, но и в классической соразмерности пропорций, в разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий с легко обозримым пространством интерьера. Особенно много нового было создано в области гражданского зодчества. В эпоху Возрождения получают более нарядный облик многоэтажные городские здания (ратуши, дома купеческих гильдий, университеты, склады, рынки и т. д. ), возникает тип городского дворца (палаццо) - жилище богатого бюргера, а также тип загородной виллы. Разрешаются по-новому вопросы, связанные с планировкой городов, реконструируются городские центры. В отличие от средневековья, когда главными заказчиками произведений были церковь и крупные феодалы, теперь значительно расширяется круг заказчиков и изменяется их социальный состав. Наряду с церковью нередко заказы художникам дают и цеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские власти, и частные лица-
как знать, так и бюргеры. Наряду с монументальными все более широкое распространение получают станковые - формы - живопись на дереве и холсте, скульптура из дерева, бронзы, рерракоты и
майолики. Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не вполне
совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы
запаздывают по сравнению с итальянским. И все же искусство этой эпохи, при всем
разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой - стремление к правдивому отражению реальности. Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард определил как " открытие мира человечества". Искусство Возрождения делится на четыре этапа: Проторенессанс (конец 13 -1 половина 14 века), Раннее Возрождение (15век), Высокое Возрождение (конец 15 века первые три десятилетия 16 века), Позднее Возрождение (середина и вторая половина 16 века). В литературе о Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий: дученто - 13 век, треченто 14 век, кватроченто - 16 век.

Новое время (17 — 19 вв. ) является важным для развития европейской культуры периодом. Каждый век этой эпохи заполнен историческими событиями и культурными переворотами. Новое время — период бурного развития промышленной цивилизации, период коренных изменений в обществе. 17 в. — период возникновения и становления Рационализма, 18 в. — век Просвещения, а 19 — век Классический (Романтизм). Теперь рассмотрим развитие культуры в этих периодах не только по отдельности, но и в связи друг с другом.

Рационализм.

Культура XVII века. Это столетие знаменует собой начало культуры Нового времени, продолжающейся до сих пор. В это время были сформулированы его основные постулаты и аксиомы. Это столетие науки и философии. К середине XVII века закончились религиозные войны и ведущим политическим образованием стали крупные национальные государства с абсолютистской формой правления. Родилась новая, сильная Европа.

Мир теперь выглядит единым и однородным. Основными координатами человека становятся время и пространство. И его положение здесь зависит только от его силы и ума. Поэтому человек поставил себе цель овладеть природой. Для упрощения этой задачи все сложное сводится к простому. Человек представляется неделимым, то есть индивидуумом, а природа есть некий автомат, и, чтобы его понять, - достаточно разобрать на составляющие. Анализ стал ведущим методом науки. Основой фи­лософского познания стала не слепая вера, а разум, опирающийся на логику и факты (рационализм).

Рационализм ( фр. rationalisme и лат. rationalis – разумный ) – направление в теории познания, признающие разум решающим или даже единственным источником знания, ошибочно утверждающее, что достоверные знания не могут быть выведены из опыта и его обобщений;

 

Главным критерием истины становится разум. Формируется новый метод получения истины - рационалистический. Его основателем, а следовательно, “отцом науки и философии” Нового времени является французский философ, математик, физик Рене Декарт, больше известный студентам по декартовым координатам. Создавая “рационалистический метод”, Декарт стремился к тому, чтобы дать человеческому разуму точные критерии истины. В средневековье лишь Бог владел прерогативой на истину. Теперь, когда человек сам стал определять свою жизнь, возникает опасность релятивизации истины, ее относительности. Поэтому, по мысли Декарта, рационалистический метод и должен был бы стать новым основанием истинности познания. Трагедия этого великого ученого в том, что он понял невозможность создания такого абсолютного метода и увидел уже в то время, с какими бедами столкнется человечество в будущем. Человек, потерявший опору в Боге и не приобретший ничего взамен, стал игрушкой в руках различных сил, стремящихся как к экономическому, политическому, так и к духовному господству. Помимо Декарта в это время жили и работали также такие великие учёные, как: Фрэнсис Бэкон, Джон Локк, Исаак Ньютон, Блэз Паскаль.  Благодаря огромной поддержке со стороны государства, в 17 в. темпы развития научной революции были очень высокими. Научная революция началась в области математики и механики, затем продолжилась научными открытиями в других отраслях науки. В Новое время силы европейцев были брошены на освоение природы, возможно, поэтому в 17 в. главное внимание ученых было направлено на изучение природных явлений с научных позиций.

Просвещение.

XVIII век. Как ни странно, но XVIII столетие уже век усталости от прогресса, когда возникли первые сомнения в правильности выбранного направления. Развивается литература, искусство, политика. Вместо абстрактных идеалов человека эпохи Ренессанса, да и XVII века, это столетие наконец-то понимает, что человек живой, обладает страстями, хочет конкретики, жаждет таинственности, иррациональности. Именно с этим связан расцвет масонства.

Однако же главным феноменом XVIII века назовем Просвещение. Если деятели предыдущего столетия еще учились сами, то теперь мыслящая часть общества осознала, что уже пора просвещать народ. И самыми мощными средствами на тот момент для целей Просвещения стали литература и театр. Центральные идеи просветителей таковы: критика феодального общества и церковного “мракобесия”, осознание основополагающей роли знания, воспитания и образования, материализм, исторический оптимизм, понимание человека как “tabula rasa” (“чистая доска”), на которую можно записать все разумное, и, конечно, идея прогресса человека и человечества. Важным явилось осознание возможности существования различных взглядов на мир, философию, искусство, мораль и т. д. Культура XVIII века, как и предыдущая, продолжает строиться на талантах. Здесь назовем имена Вольтера, Дени Дидро, Жана-Жака Руссо. По сравнению с прошлыми историческими периодами, когда в сфере искусства сложились однородные стили (романский и готический), искусство этой эпохи отличалось своими особенностями, своей оригинальностью. Стили Нового времени являлись культурной необходимостью, порожденной требованием эпохи. Один из них — совершенно новое в искусстве, сумевшее совместить в себе старые культурные традиции (готика) и идеи демократического вольнодумства направление — барокко. Барокко означает «причудливый», «вычурный». Его социальной основой являлась дворянская культура эпохи абсолютизма. Барокко — явление международное, оно в особенности широко распространилось в Италии, Испании, Франции и Германии. Сложные общественные коллизии этой эпохи не могли не оказать своего влияния на искусство барокко. Возможно, поэтому сложившиеся в названных странах социально-политические условия не только изменили сознание людей, но и оказали особое влияние на формирование и развитие данного направления искусства. Стиль барокко проявился более всего в архитектурном искусстве, в этом стиле возводились великолепные дворцы и парковые ансамбли. Эти свидетели истории своей эпохи стали бесценными памятниками европейской культуры. Действительно, парки и сады были основными центрами философских размышлений и бесед. Они превратились в сокровенные места, способствующие обретению гармонии между человеком и природой, даже во взаимоотношениях людей.

Одним из стилей, который наравне с барокко был широко распространен в 18 в., был рококо. Он сформировался в непосредственной связи с культурой дворцовой знати. Главным девизом эстетики рококо было: «Искусство — средство наслаждения». Этот девиз точно отражает отношение к жизни аристократов, не думающих о завтрашнем дне. Знаменитая фраза
Людовика ХУ — «После нас хоть потоп» — была произнесена
именно в эту эпоху.

Романтизм.

 

В конце XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. Слово “роман” означало произведение не на классической латыни, а на одном из романских языков.

 

 Осуществление прекрасного будущего, хотя бы в мечтах — свойство, присущее романтикам. Сравнение реальной действительности и придуманной жизни тоже было одной из преобладающих сторон романтического искусства. Критикуя современное им общество, романтики, тем не менее, стремились к уходу от этой среды. Такое настроение разочарования и побега от действительности имело три направления. Первое — уход в лоно природы, т. к. природа считается целительницей душевных терзаний человека, идеалом воли и нравственности. Романтики подвергали острой критике города и, напротив, превозносили простоту сельской жизни, сельских жителей, высоко ценили народный фольклор, раскрывающий их духовное богатство. Вдобавок к ранее известным экзотическим странам, прекрасная природа стран, ставших известными только в ходе великих географических открытий, становится одной из главных тем их произведений (восточные мотивы в поэзии Байрона, картинах Делакруа и др. ). Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. При отсутствии сюжетов в реальной жизни романтики давали волю своей чудесной фантазии, например, фантастические произведения Гофмана, Гейне, Вагнера — явления этого порядка.

Второе направление было связано с отдалением от среды своего существования, мечтаниями об иной действительности. Теперь романтики взяли за основу своих сочинений прошедшие эпохи, в частности средние века, их жизненный порядок и традиции (рыцарские романы В. Скотта, оперы Вагнера и т. д. ), патриархальный уклад жизни крестьян (Ж. Санд, Колридж) и другие сюжеты о жизни прошлого.

Третье направление находилось в связи с отказом человека от действительности и его внутренней борьбой. В своих сочинениях романтики основной упор делали на изображение с позиции реализма, противоречия современного мира (сказки Гофмана и Гауфа, портреты Т. Жерико и Э. Делакруа и др. ).

 

 

Закрепление пройденнго материала:

Периодизация и особенности эпохи Возрождения? Культура Нового времени: особенности века Рационализма? Особенности века Просвещения? Особенности века Романтизма?

 

 

Подведение итогов: выставление оценок.

 

Дача домашнего задания: читать лекцию, подготовить доклады на тему: ”Материальная и духовная культура эпохи Возрождения”; “Материальная и духовная культура Нового времени”.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.