VIII Мастерская тренинга 2015. «ТОТЕМ И ТАБУ: профессиональная подготовка ведущих групп». ПРОГРАММА
VIII Мастерская тренинга 2015
Самарская научно-практическая конференция по групповой работе и консультированию
«ТОТЕМ И ТАБУ: профессиональная подготовка ведущих групп»
Место проведения:
Самара, ул. Садовая 210 а, Отель «Ост-Вест Клаб», 2-й этаж, конференц-зал
ПРОГРАММА
Аверина Марина Александровна
ООО «Эвент», генеральный директор. E-mail: averina_ma@mail. ru
Дискуссия
ТОТЕМ И ТАБУ: ПРОКЛЯТЬЕ ИЛИ БЛАГОСЛОВЕНИЕ ТРЕНЕРА?
Цель: Исследование границ возможного и запретного в работе бизнес-тренера
Тезисы:
· Выявление преобладающих моделей поведения тренера
· Использование знания о своих табу в тренерской деятельности
· Тотем: поиск ресурсов и расширение горизонтов
| Беляева Анна Владимировна
Социально-Психологический Центр «Инсайт». Психолог, руководитель. E-mail: belanna1303@gmail. ru
Доклад
ФИЛОСОФСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВЕДУЩЕГО ТРАНЗАКТНОАНАЛИТИЧЕСКИХ ГРУПП
Философия транзактного анализа (далее ТА) базируется на понятных, глубоких и емких принципах. Этические принципы специалиста, работающего в модальности ТА, являются логичным следствием этой философии. Они позволяют избегать манипуляций, симбиотических отношений и снижают вероятность возникновения разных трактовок одних и тех же явлений. Соблюдение этических принципов оказывает прямое влияние на эффективность сотрудничества между клиентом и терапевтом и способствует продвижению клиента к автономии, что является основной целью терапии в ТА. О том, каких философских и этических принципов принято придерживаться специалистам ТА, и будет данный доклад
| Гудзовская Алла Анатольевна
Институт изучения общественных явлений. Старший научный сотрудник, к. псх. н., доцент. E-mail: aag_1@rambler. ru
доклад
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОТНОШЕНИИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
Социальные ожидания провоцируют поведение участников взаимодействия. Как уменьшить риски в образовательном процессе?
| Ерофеева Марина
АНО Проект «Барабаны мира», директор. Московский Институт Психоанализа, студент. Фестивали, шоу-программы, корпоративные тренинги. E-mail: sh-bm@mail. ru
Доклад
Тема уточняется
| Корнякова Елена Борисовна
Частная практика, МБДОУ 183. Психоаналитически-ориентированный детский психолог, педагог-психолог, член правления регионального отделения Европейской Конфедерации Психоаналитической ЕКПП-Россия-Самара. E-mail: kornyakova_eb@mail. ru
Доклад
«ДВОЙНАЯ СВЯЗЬ: ПЕРИПЕТИИ И ПРЕОДОЛЕНИЕ»
В своем докладе хочу поделиться размышлениями на тему отношений, в которых присутствуют «двойные послания», порождающие «двойную связь», поговорить о возможных причинах возникновения (защитном характере) подобных особенностей коммуникации и влиянии этой разновидности «двойственности» на взаимоотношения в группе, а также о возможных путях ее преодоления.
| Львов Дмитрий Михайлович
Муниципальное Казённое Учреждение г. о. Самара Городской центр " Семья", педагог-психолог. E-mail: lvovnet@yandex. ru
Доклад
ЛИШЁННЫЕ ОПРЕДЕЛЁННОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ КАК ПОЧВА ДЛЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ В ГРУППЕ
Цель: найти способы противодействия и профилактики негативному воздействию лишенных определённости социальных ожиданий в группе
Задачи:
1) дать определение явлению лишенных определённости социальных ожиданий
2) провести сравнительный анализ лишенных определенности социальных ожиданий и двойственных отношений
3) дать обзор доступных методов профилактики лишенных определенности социальных ожиданий и двойственных отношений
4) обозначить пути развития данной темы
Группа как социальное образование обладает теми же свойствами, качествами и феноменами, как и социум, частью которого она является, в том числе социальными ожиданиями, которые необходимы для устойчивого взаимодействия членов группы, а также группы и отдельного индивида.
Как всякое явление социальные ожидания обладают как конструктивными, так и деструктивными свойствами. В частности, социальные ожидания лишенные определенности снижают эффективность совместного действия, являются предпосылкой межличностных в группе и внутриличностных конфликтов у ее участников.
Лишенные определенности социальные ожидания подробно описаны в научной литературе, но при этом информация о противодействии им разрозненна и обрывочна, что затрудняет разработку рекомендаций по предупреждению и профилактике этого негативного явления.
Возможно, выход из создавшегося положения можно найти в анализе опыта и изучении методов противодействия и профилактики двойственных отношений в психотерапевтическом процессе поскольку лишенные определенности социальные ожидания и двойственные отношения во многом схожи.
Для этого в докладе приводится наиболее распространённая классификация двойственных отношений, их подробное описание и методики профилактики и противодействия этому явлению на примере конкретного опыта зарубежных коллег.
Делая вывод из своего доклада, автор говорит о высокой актуальности заявленной темы для профессионального сообщества, предлагает определение направления дальнейших исследований по заявленному направлению и призывает к сотрудничеству в этом вопросе представителей всех «помогающих» профессий, поскольку именно они, на его взгляд, являются «группой риска» для лишённых определённости социальных ожиданий и двойственных отношений.
| Мартынова Марианна Сергеевна
Восточно-Европейский Институт Психоанализа, студент. Член регионального отделения Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии ЕКПП-Россия-Самара. E-mail: marty-psy@mail. ru
Доклад
СОВРЕМЕННОЕ И ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ
В докладе будут озвучиваться вопросы современного и первобытного общества с психоаналитической точки зрения. Будут затрагиваться идеи З. Фрейда, выраженные в работе «Психология масс» и «Тотем и табу».
Многие социально-психологические феномены, встречающиеся в современном обществе и профессиональной подготовке, будут проанализированы через призму религии, политики и культуры в целом.
| Матвеев Денис Владимирович
Восточно-Европейский Институт Психоанализа, студент. Частная практика. Член регионального отделения Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии ЕКПП-Россия-Самара. E-mail: psy_work@inbox. ru
Доклад
РЕАЛЬНОСТЬ ВИРТУАЛЬНОГО У СЛАВОЙ ЖИЖЕКА И ЖАКА ЛАКАНА (тема уточняется)
Размышления о к/ф «Матрица» (реж. Лана и Энди Вачовски) вместе со Славой Жижеком и Жаком Лаканом.
| Мухрыгина Ольга Ивановна
бизнес-тренер, к. психол. н., доцент. E-mail: psyola@gmail. com
Доклад
«РЕГУЛЯЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»
Речь пойдет о ситуации неопределенности в контексте состояния человека: переживания и парадоксы восприятия неопределенности. Ресурсы и возможности человека в ситуациях неопределенности рассмотрим через призму регулирующей функции эмоций или структурирующей функции мотивов.
| Наумова Наталья Валентиновна
Самарская гуманитарная академия (СаГА). Зав. кафедрой общей и социальной психологии СаГА, к. психол. н., член регионального отделения Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии ЕКПП-Россия-Самара, член-корреспондент Академии педагогический и социальных наук (АПСН), член-корреспондент Международной академии акмеологических наук, действительный член психотерапевтической Лиги, член Федерации психологов образования России, член экспертного Совета общественной палаты Губернской Думы г. Самары. E-mail: natalyVS@mail. ru
Доклад
ТОТЕМ И ТАБУ: АРХЕТИПИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РОЖДЕНИЯ СИМВОЛА
| Нечаева Наталья Михайловна
Частная практика. Психоаналитически-ориентированный психолог. Со-председатель по сертификации и аккредитации и член правления регионального отделения Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии ЕКПП-Россия-Самара. Член Самарской психоаналитической группы специалистов (СПаГС). E-mail: nechaeva. n@bk. ru
Доклад
«ЗА КАДРОМ»: ДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ГРУППЫ ВНЕ ГРУППОВОЙ ВСТРЕЧИ, ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
Традиционно принято считать, что влияние руководителя на группу допустимо в рамках групповой встречи. Однако многое из того, что делает руководитель вне группы влияет в большой степени на психодинамические процессы в группе. При этом группа как будто бы лишается возможности саморефлексии явлений, вызванных ими.
Гипотеза: все, что происходит с каждым членом группу после определения группового единства, автоматически включается в создание групповой фантазии
| Родина Оксана Юрьевна
Самарская психиатрическая больница, частная практика. Танцевально-двигательный психотерапевт, психолог. E-mail: rodinaou@mail. ru
Доклад
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ
Целью данного доклада является знакомство с относительно молодой профессией в России - танцевально - двигательный психотерапевт.
Несмотря на возраст, на данный момент уже накоплено достаточно знаний и опыта, есть хороший уровень мастерства, и вместе с тем обретается должный профессиональный статус и признание в социуме, начинаются научные исследования, открываются и расширяются возможности для танцевально-двигательных психотерапевтов.
На данном этапе становления профессии ТДТ в России можно сделать вывод, что – качество профессиональной подготовки ТД–терапевта является одним из ключевых факторов.
Есть уверенность в том, что следующее десятилетие – будет десятилетием окончательного определения идентичности танце-терапевта в России. Современные традиции обучения будут продолжать закладывать основы профессионализма в ТДТ и в понимание его критериев. И на данный момент важно просто хорошо делать свое дело, осознавая свои возможности и ограничения.
| Сидоренко Елена Дмитриевна
АНО «Объединение практикующих психологов СТУДИЯ «ПСИХЕЯ», директор. Психоаналитически-ориентированный психолог. Со-председатель по вопросам этики и член правления регионального отделения ЕКПП-Россия-Самара, экс-руководитель РО ЕКПП-Россия-Самара. Член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (ЕКПП), член правления ЕКПП-Россия. Член Самарской психоаналитической группы специалистов (СПаГС). E-mail: elena@psystudio. ru
Доклад
«ТАБУ В РАБОТЕ ГРУППАНАЛИТИКА: РОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, ЧЕРЕЗ ПРОЖИВАНИЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО УБИЙСТВА КУМИРА»
В докладе прозвучат основные положения одноименной работы З. Фрейда «Тотем и табу». Будут затронуты существующие в наши дни социальные табу, связанные с требованием категорического императива Канта относиться к другому человеку только как к цели, но не как к средству.
В частности будет задан вопрос о роли и месте манипуляции в работе группового аналитика. Будут описаны возможности двойственных отношений, как защитного механизма, маскирующего и защищающего Эго специалиста от множественного контр-переноса группы, расщепляющего сознание участников убийственными влечениями, погружающего ведущего в катастрофичные переживания раннего периода своего существования.
| Ткаченко Наталья Николаевна
ЧОУВО " Восточно-Европейский Институт психоанализа", студентка ДОП. Педагог-психолог, переводчик. E-mail: tkachenkovna@yandex. ru
Доклад
«ОЦЕНОЧНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ВОЗМОЖНОЕ ПОСЛЕДСТВИЕ ПРОЦЕССА ВОЗДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ ГРУППЫ»
Цель: рассмотреть причины возникновения феномена оценочной зависимости с точки зрения личности и социума
Задачи:
1) дать определение феномену оценочной зависимости
2) выявить условия возникновения оценочной зависимости
3) дать определение феномену социальных ожиданий
4) рассмотреть взаимосвязь феноменов оценочной зависимости и социальных ожиданий
В данной статье рассматривается такой феномен как оценочная зависимость. Оценочная зависимость – это зависимость человека от сторонних оценок; оценок как значимых, так и незнакомых людей. В норме оценочная зависимость есть у всех высших животных. У человека она обеспечивает адаптацию в социуме, его успешное взаимодействие с окружающими людьми. Но во многих случаях оценочная зависимость приобретает гипертрофированные формы и становится болезненной склонностью ориентироваться на стороннее мнение при совершении каких-либо действий.
На сегодняшний день феномен оценочной зависимости мало изучен. Само понятие оценочной зависимости было введено и сформулировано сравнительно недавно российским психологом В. Л. Леви. Зависимость от оценок различные авторы рассматривают как часть другого явления и практически никогда как самостоятельно существующий невроз личности. Между тем проблема оценочной зависимости стоит на сегодняшний день очень остро. Общество потребления все более понуждает человека давать и получать оценки буквально во всех сферах его жизни.
О проблеме оценочной зависимости писали Д. П. Краун, Д. А. Марлоу, Д. Я. Райгородский, Э. Фромм, Д. Майерс и многие психоаналитики: К. Хорни, Х. Кохут, О. Кернберг, Н. Мак-Вильямс.
Автор статьи предлагает рассмотреть основные причины возникновения оценочной зависимости. Одной из причин могут быть социальные ожидания. Также они могут являться фактором, подкрепляющим оценочную зависимость.
Автор задается вопросом о влиянии противоречащих друг другу социальных ожиданий, которые существуют в группах, релевантных для личности, страдающей оценочной зависимостью. Автор предполагает, что подобное влияние порождает в такой личности глубокий внутренний конфликт, который может быть разрешен только при смене социальной роли личности в одной из групп или выходе личности из одной или обеих групп с противоречащими друг другу социальными ожиданиями. По мнению автора, теоретически данный конфликт можно разрешить путем изменения социальных ожиданий и правил группы личностью, столкнувшейся с внутренним конфликтом, но практически личность, страдающая от повышенной оценочной зависимости скорее не способна на подобный шаг. Также возникает вопрос о реальной возможности изменения социальных ожиданий группы в принципе.
Дальнейшее направление исследования автор видит в изучении факторов, обуславливающих возникновение оценочной зависимости, роли социальных ожиданий в процессе ее формирования. Наиболее важным аспектом изучения проблемы оценочной зависимости и ее связи с социальными ожиданиями, на взгляд автора, является поиск способов снижения болезненной оценочной зависимости, предотвращения перехода данного адаптационного механизма в патологическое состояние.
| Шамов Владимир Александрович
Общество группового анализа (ОГРА), Частная практика. Специалист, тренинговый аналитик, супервизор ЕКПП, к. м. н. Психоаналитически-ориентированная терапия, групповой анализ. Консультации, супервизии, учебный анализ, обучение. E-mail: shamov07@gmail. com
Доклад
ОЦЕНКА И ПОДГОТОВКА ВЕДУЩЕГО В ГРУППОВОМ АНАЛИЗЕ
|
В программе возможны дополнения!
Ред. от 2015-11-05
|