Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Иоганн Тунманн 3 страница



 При обмене ратификациями последнего мирного договора [Т. е. Кучук-Кайнарджийского 1774 г. ] между Россией и Турцией в 1775 г. пришли к следующему соглашению: «Новый хан по своем избрании будет извещать об этом петербургский двор и Порту; падишах, по получении этого извещения, будет обязан признать его в этом сане и послать [25] ему почетную шубу, дульбенд [Шапка. ] и саблю; в крымских месджидах [Мечетях. ] будут продолжать молиться о пади Его подданные [Т. е. крымского хана. ] оказывают ему величайшие знаки уважения. К его прерогативам, которыми он пользовался даже под османским владычеством, принадлежат: публичная молитва (хутба [Т. е., как сказано выше, возглашение ему " за здравие" во всех мечетях во время пятничного богослужения. ]), издание законов, командование войсками, чеканка монеты, стоимость которой он по желанию повышает или понижает, право устанавливать пошлины и облагать по своему произволу своих подданных христиан и иудеев податями и т. д. Во всем другом его власть крайне ограничена. Он обязан управлять по древним законам и обычаям. Он не может начинать войну или иные важные государственные дела без согласия кырым-бегов и вышеупомянутых ногайских мурз. В таких случаях они все созываются ханом в Бахчисарай или Карасу, чтобы принять или отвергнуть делаемые им предложения. [Речь идет о «диване», государственном совете Крымского ханства. ] Никакие договоры, законы или распоряжения, относящиеся к нации, не имеют ни малейшей силы, если они не утверждены и не подписаны этими бегами и этими мурзами. На государственных собраниях [Т. е. заседаниях дивана. ] голос ширинского бега имеет наибольший вес, и его воля имеет обычно больше значения, чем воля самого хана. Правда, хан может отрешить от должности чрезмерно строптивых бегов, но это шаг, на который он редко решается и который мало приносил бы ему пользы, даже если бы удавался. Хан также не может никогда быть судьей султанов (принцев из рода Гераев); но эти султаны, напротив, подсудны собранным в диване бегам, которые могут присудить их даже к смерти. Наконец, если хан издает приказы, противные его конституции (Kapitulation) и законам, то беги могут их опротестовать, и хан должен отменить свои приказы.

 Хан обыкновенно имеет резиденцию в Бахчисарае. Его жилище (Сарай) обширно и внушительно и состоит [26] из нескольких соприкасающихся строений с садом. Он содержит большой гарем, по обычаю восточных повелителей. Его придворный штат довольно значителен. У него имеется Диван, который устроен почти целиком по турецкому образцу. Самые главные из его министров следующие: 1) Калга-султан, имеющий в своих руках войско, защиту страны, командование над всей армией именем хана. Его резиденция в Акмесджиде; он владеет Карасу и другими поселениями. Он всегда из принцев крови. При назначении нового хана стамбульский двор обыкновенно назначал также калгу-султана. 2) Каймакан. Он наместник хана, когда тот в отсутствии. Все управление тогда в его руках. Его доходы выражаются в сумме 3000 турецких пиастров. [Пиастр — турецкая серебряная монета, введенная в XVI веке по образцу австрийских рейхсталеров, которым и соответствовал (т. е. приблизительно 1 р. 40 к. золотом). Потом султаны для выгоды своей казны ухудшили вес и пробу пиастров, ввиду чего ценность их сильно колебалась, приближаясь большей частью к 10 копейкам золотом. Пиастр назывался также гуруш, т. е. грош, grossus. ] В отсутствие хана он живет в Бахчисарае, а в другое время в одном из своих имений, неподалеку оттуда. 3) Муфти Крыма или кадиелескер (впрочем, г. Клееман [Немецкий путешественник Николай Эрнст Клееман, посетивший Крым во время своего большого путешествия в 1768–1770 гг. из Вены по Черноморью в Константинополь и через Малую Азию, Архипелаг и Триест снова в Вену. Описание этого путешествия Клееман издал в книге: Kleeman, Nicolaus Ernst. Reisen von Wien ueber Belgrad bis Kilianowa, durch die Butschiak-Tartarey ueber Kauschan, Bender durch die Nogen-Tartarey in die Crimm и т. д., Wien, 1771, 2-е изд. 1773, 3-е изд. 1778. Есть голландский перевод, изд. 1774 г., и французский, изд. в 1780 г. Русский перевод с французского издавался в 1793 г. Редакция предполагает издать новый русский перевод этого важного исторического источника, которым Тунманн широко пользовался. ] различает эти должности). Он живет в Бахчисарае, является главой духовенства и толкователем закона во всех спорных или важных случаях. Он может смещать кадиев, если они судят неправильно. Но после соглашения 1775 г. он, как и все крымские кади, определяется на должность константинопольскими кадиелескерами. 4) Нурреддин, обыкновенно принц крови, является президентом в малых и местных судах и командует в походах меньшими корпусами. 5) Кадиелескер (в просторечии кази-оскер). Он, по сообщению г. Клеемана, является полицейским надзирателем Бахчисарая и может решать все процессы в городе и его районе. В начале этого столетия существовал еще орбеги. Он охранял границы и наблюдал за ногайскими ордами вне Крыма. Он всегда был из султанов. Его резиденцией был Ор. [Перекоп. ]

 Принцы из рода Гераев носят титул султан. Они прирожденные предводители войска. [Т. е. принадлежность к ханской династии дает им право командовать воинскими частями. ] Из них избираются ханы. Они отчасти пользуются пенсиями от турецкого двора. Они имеют поместья как в Крыму, так и на Кубани и в Румили. [В Румелии, т. е. европейской части Турции. Здесь им поместья давались турецким султаном, стремившимся подчинить их, как возможных кандидатов на ханский трон, своему влиянию. ] Число их доходит, как говорят, до 200. Султанша-валиде, обычно ула-султанша, есть мать, или сестра, или близкая родственница хана, которым она избирается на эту должность и утверждается в ней. Она имеет следующий ранг после калга-султана и значительные доходы.

 Кырым-бегьлери — князья над своими племенами. Старший из мурз каждого племени избирается в кырыгм-беги, и его избрание утверждается ханом. [27] Ширинский бег имеет резиденцию в Эски-Крыме. [Теперь Старый Крым. ] У него многочисленный придворный штат, свой калга-султан из принцев крови, [Т. е. членов бейского рода Ширинских. ] каймакан, муфти, нурреддин, кадиелескер. Бег Барин имеет каймакана, нурреддина, кадиелескера; два других бега [Т. е. Мансур и Сучувуд (по транскрипции автора; правильнее — Седжеут). ] имеют только нурреддина, Они то же, что были пэры [Высшего ранга феодалы, участвовавшие в управлении государством и избиравшие короля. ] в некоторых государствах. [Конечно, западно-европейских, Франции и др. ] Они составляют противовес могуществу хана, они — охранители свободы народа, [Конечно, не народа, а класса феодалов. ] защитники закона, одним словом, соправители хана. Они избирают и утверждают хана, они могут его и низложить.

 Мурзы или дворяне очень многочисленны. Они проживают в своих деревнях и живут на подати, собираемые со всех подданных. Своим дворянством они очень гордятся и никогда не оскверняют его неравными браками. Ширинские мурзы могут даже претендовать на ханских принцесс. Только крайнее обеднение может заставить мурзу взять служительскую должность при дворе. Едут ли они верхом или идут пешком, они всегда имеют при себе свиту из прислуги. Они вообще очень воспитаны (gesittet) и обходительны. [Этим Тунманн характеризует отношение мурз к приезжим иностранцам. В отношениях к своим подданным крестьянам они, конечно, не были ни «воспитаны», ни " обходительны". ] Простые татары — не что иное, как вассалы этих мурз. [Т. е. феодально-зависимые крестьяне, крепостные. Этим Тунманн четко характеризует феодальные отношения и зксплуатацию в крымском ханстве. ]

 После татар в Крыму наиболее многочисленны армяне. Они почти все занимаются торговлей, но здесь они много беднее, чем в восточных странах. По описаниям они ленивы, нечестны, грязны и невежественны. [Автор здесь имеет в виду только армянскую торговую буржуазию. Об армянах-трудящихся он не имел сведений между тем в ханстве были армяне-ремесленники и крестьяне, целые армянские деревни. Откуда автор взял такую мрачную оценку армян, сказать трудно. ]

 Из греков, имевших прежде [Т. е. в античную и средневековую эпоху. ] так много цветущих владений в Крыму, осталось еще много в южной части страны, частью в деревнях, частью в торговых городах. Они тоже очень невежественны и рабски послушны. Остатки готов и аланов, вероятно, слились с ними теперь в одну народность. [Вскоре после составления Тунманном этого описания, в 1779 г., крымские греки и армяне были русскими властями насильственно выведены из Крыма и поселены в Приазовье: греки — в Мариуполе и его округе, армяне — в Нахичевани. ]

 Итальянцы, потомки тех, которые поселились здесь в генуэзский период, живут еще, но в небольшом количестве, в Каффе, Сорташе [Дер. Сююрташ близ Бахчисарая, где они были поселены после взятия Каффы в 1475 г. турками. Сведения о них имеются у Emiddio Dortelli d'Ascoli-Descrittione del Mar Negro et della Tartaria, 1634 г. ] и еще кое-где.

 Евреев здесь очень много, даже караимской секты. Они древние местные жители; и в то время, когда хазары были господами Крыма, некоторые из их [Т. е. хазар. ] властителей (по сказанию) даже исповедывали иудейскую религию.

 Цыганы как в Крыму, так и в других владениях хана также очень многочисленны.

 Татары все следуют учению Магомета и очень правоверны (сунниты). Даже после восстановления независимости они признают императора османов своим [28] духовным главой. Они имеют муфтия, [Духовное начальствующее лицо у мусульман над определенной территорией, вроде епископа. ] своих мулл, своих коджей, [Учителя в духовных школах. ] своих кадиев; эти последние — их судьи. Они молятся в своих мечетях (месджидах) к джами [Джами — главная мечеть, соборная. ] пять раз в день, копают колодцы и учреждают ханы (каравансараи), чтобы быть угодными богу, но не преследуют никого за его религию. У них имеются школы, где объясняется коран и преподаются другие менее важные науки. [Автор, как просвещенный ученый XVIII века, говорит это, конечно, иронически. ] Христианам и иудеям они предоставляют много религиозной свободы; армяне и греки имеют в городах и деревнях свои церкви. Есть здесь также два армянских епископа; один имеет местопребывание в монастыре Сурп-ац-вацацин, или св. Девы, в Каффе, и его епархия простирается на восток от Каффы до Кабарды. Второй находится в монастыре Сурп-Хач, или св. Креста, приблизительно в трех географических милях западнее Каффы; [Близ г. Старого Крыма. Здания этого монастыря, основанного в XIV веке, сохранились до сих пор и находятся как памятник древности под охраной и в ведении Крымнаркомпроса. ] его епархия простирается на западную половину Крыма и на остальные владения хана в Европе, до Каушан в Бессарабии. Греки имеют в Каффе митрополита, именующего себя архиепископом Готии и Каффы. После завоевания Крыма русскими [Т. е. после военной оккупации его русской армией во время турецкой войны 1768-74 гг. ] греки, как их единоверцы, получили много преимуществ и свобод в исповедывании своей религии. Католиков терпят менее всего, и миссии, которые здесь имели францисканцы, иезуиты и тринитарии, имели мало успеха.

 Доходы хана оценивались в 1769 г., вместе с тем, что он получал от турецкого двора, в три миллиона пиастров или гульденов. [Турецкий пиастр, как сказано выше, был очень неустойчив и равнялся приблизительно 10–12 копейкам. Гульден — австрийская императорская монета также меняла свою ценность и приблизительно равнялась 80–90 копейкам. Устанавливаемое здесь автором равенство пиастра и гульдена указывает, что он имеет в виду не турецкий пиастр, а западный. ] Источниками их являются несколько дворцовых вотчин (Domaenen), десятина [Десятина, т. е. десятая часть. ] с хлеба и скота подданных и с захватываемой на войне добычи, дань ногайцев, доходы с колодцев; поборы с иноверцев, соленые озера, монета, пошлины и т. д. Прежде эти доходы были гораздо значительнее, так как татары могли больше грабить, и соседние христианские государства должны были покупать себе мир значительными ежегодными подарками.

 Наиболее значительная торговля производится в Каффе и Гезлеве. [Гезлеве — нынешняя Евпатория. ] Торговля невольниками особенно значительна в Каффе, за нею до значению следует торговля соленой рыбой, икрой, солью, пшеницей, ячменем, просом, маслом и вином. Вывозится также много шерсти, тонких шкур ягнят, черного и особенно серого цвета, обработанных белых бесшерстных бараньих кож, говяжьего мяса, сала, нефти, меда, воска и т. д. Торгуют большей частью товарами, за товар.

 Турецкая монета обращается везде в Крыму. Настоящие [29] татарские монеты [Вопрос о монетной системе Крымского ханства является в высшей степени сложным (как и большинство нумизматических вопросов) и очень слабо разработанным в исторической науке. В источниках разных периодов истории ханства встречается около 25 названий монетных единиц и притом в весьма причудливых и меняющихся ценностных взаимоотношениях между ними. Сами ханы чеканили мало монеты и только мелкую разменную серебряную и медную. Ходившая в ханстве более крупная монета, серебряная и золотая, была привозной — турецкой, западной и русской. Чеканка монеты в ханстве (как и всюду) была одним из способов эксплоатации трудящихся, источников доходов. Для повышения их ханы мошеннически уменьшали вес монеты и ее пробу, не меняя названия, т. е. по существу подделывали монету, портили ее. Поэтому ценность ее по сравнению с привозной монетой, турецкой и западной, сильно колебалась и в общем понижалась. Однако и эти заграничные монеты тоже не сохраняли своего качества и также снижались, портились, подделывались своими правительствами, особенно турецкие. Поэтому получается крайняя запутанность в этом вопросе. Крымская монетная система в основном подражала турецкой. Первоначально основной единицей был серебряный акче или ахче (ак — белый, светлый), который, как и турецкий, соответствовал приблизительно 30–40 копейкам золотом. Затем правительственная порча постепенно снижала его ценность. В XVII веке один цехин (венецианский червонец) стоил сначала 60 акче, потом 120, 180 и даже 220 акче. В начале XVIII века крымский акче содержал уже только 0, 16 граммов серебра, и пришлось прекратить его чеканку из-за его миниатюрности. Начали чеканить новую монету — бешлык, т. е. пятак (беш — пять), содержавший пять акче. Но и его быстро снизили фальсификацией, доведя до эпитета «кара-бешлык», черный бешлык, ибо он стал по существу медным с ничтожной примесью серебра. Пришлось производить девальвацию, весьма, конечно, выгодную для казны, и выпустить новую монету беяз-бешлык (беяз, беяс, бияс — белый), более похожую на серебро, считая в ней 5 кара-бешлыков или 25 акче, которые фактически уже не чеканились и лишь сохранились в памяти, в торговом обиходе, как мыслимая, фиктивная счетная единица. Кара-бешлык получил в народе презрительное название чурюк-бешлык, т. е. гнилой, порченый, фальшивый. Беяз-бешлык имел в 1770 г, 0, 62 грамма серебра. Турецкие акче носили название османи, т. е. османские, и также сильно понижались в цене по мере фальсификации их турецким правительством. Гуруш, грош, grossus, первоначально обозначал разные западно-европейские талеры, немецкие, голландские и пр., в изобилии обращавшиеся в Турции и в Крыму. Затем появился турецкий гуруш и считался в 20 кара-бешлыков или 100 акче. В Крыму гурушей до Шагин-Гирея не чеканили, а лишь считали на гуруши в качестве фиктивной единицы, имея в виду турецкие. Считали еще на «хасене» в 1, 5 гуруша, но такой монеты ни в Турции, ни в Крыму не чеканили, а понимали под нею западный талер. В западном серебряном пиастре в 1768 г. в Турции, а следовательно и а Крыму считали 140, а в золотом дукате — 480 акче. Некоторое представление о ценности этих денежных единиц можно было бы получить на основе их покупательной ценности. Но при этом, нужно иметь в виду, что в условиях ограниченного, стесненного обмена в феодальном хозяйстве Крымского ханства ценность денег, серебра была очень высока. Так, по установленной в 1762 г. в ханстве таксе 1 окыя (око = 3 фунтам) печеного хлеба стоила 1 акче. Цены на множество разных товаров в Крымском ханстве приведены в известном сочинении Пейссоннеля — Traite sur le commerce de la mer Noire, 1787, перевод которого редакция предполагает издать в ближайшее время. Вопросы монетной системы в Крымском ханстве трактуются в работах: Retowski-Die Muenzen der Girei. Труды Московск. нумизмат. о-ва, т, II–III В. Д. Смирнов Крымско ханские грамоты, Известия Таврич. учен. архивн. комиссии, вып. 50, Симф. 1913. А. Л. Бертье-Делагард, Ценность монетных номиналов в Крымском ханстве. Там же, вып. 51, Симф. 1914. О Турецкой монетной системе см. Belin, Essai sur l'histoire economique de la Turquie Journal Asiatique, VI Serie, t. III, IV, Paris 1864. См. также Хартахай — Историческая судьба крымских татар. " Вестник Европы", 1866, июль. ] имеются только двух родов: 1) беас-бешлик, белый пятак, сделан из серебра и содержит пять карабешликов или двадцать [Очевидно, 25. ] ахче (Achtze); 2) кара-бешлик, черный пятак, сделан из меди с малым количеством серебра и содержит пять ахче. Воображаемые монеты следующие: 1) ахче,

 2) татарский пиастр, называемый груш или чюриг [Чюриг-чурук, чюрюк-гнилой, порченый, фальшивый, как сказано выше. ] и имеющий всегда 20 кара-бешликов или 100 ахче. Таких татарских пиастров или грушей содержится 7 1/2 в одном турецком пиастре и 22 1/2 в одном турецком дукате или алтюне. [В Турции уже с Мухаммеда II чеканили и золотую монету по образцу западных цехинов, дукатов, флоринов. Она называлась флюри или аотюн (золото) и имела 3, 8 граммов чистого золота. ] Так во всяком случае было в 1769 г. Но курс очень переменчив и поднимается или падает, как это хан находит лучшим для своих доходов.

 По переписи, произведенной по приказу хана Менгели-Герай II около 1740 г., в Крыму оказалось 48 кадиликлер [Кади — судья. Кадилик или кадылык — его судебный участок, округ. Кадиликлер — множ. число от кадилик. ] или судебных округов (присутствий, камер), 9 городов и 1399 замков (Burgen) [Burg — замок, немецкое феодальное понятие; в Германии почти при каждой деревне были замки, поместья или экономии феодалов, помещиков; поэтому понятия замок и деревня равнозначны. ] или деревень. Названия кадиликлер следующие: 1) Ор-Капуси или Перекоп, 2) Сакал, 3) Сеид-Эди, 4) Нуссуф, 5) Тамак, 6) Беш-Паре, 7) Бочалы, 8) Шейх-Эли, 9) Сейдлер, 10) Кутеш, 11) Четерлык, 12) Самарджик, 13) Караул, 14) Мегит, 15) Каракуд, 16) Диптархан, 17) Бойнак, 18) Гьюзлеве или Гезлеве, 19) Чонгар, 20) Рибат или Арабат, 21) Керш-Беш-Пармак, 22) Орта-Керш, 23) Дип-Керш, 24) Енги-Кале, 25) Мангут или Мангуп, 26) Судак, 27) Кьеффе или Кафа, 28) Эски-Крым, 29) Ширин, 30) Ичэли, 31) Аргун, 32) Ташэли, 33) Карасу, 34) Кучук-Карасу, 35) Жагмурчи, 36) Чо унче, 37) Салгир, 38) Таклы, 39) Даир, 40) Карагез, 41) Завие, 42) Улан, 43) Буралчи, 44) Акмесджид, 45) Такетлы, 46) Багча-Сарай, 47) Качи, 48) Балуклава. [Почти все эти приводимые Тунманном названия кадылыков можно идентифицировать с ныне существующими селениями и городами. Многие из названий искажены в немецкой транскрипции, но не настолько, чтобы сделать невозможным сопоставление с правильными татарскими названиями. Названия, количество и границы кадылыков, конечно, менялись. Так, мы знаем из других источников, что турецкие владения в Крыму делились на 4 кадылыка: Мангуп, Судак, Кефе а Ени-Кале. В данном же списке, составленном после включения турецких владений в состав ханства в 1774 г., показан еще кадылык Балаклавский, очевидно, выделенный уже ханской администрацией из состава прежнего турецкого Мангупского кадылыка. К сожалению, автор перечисляет кадылыки не в географическом порядке, а вразброс, чем несколько затрудняет локализацию. Есть и ошибки в списке. Так, №№ 38 и 39 — Таклы и Даир, по-видимому, разъединены напрасно, ибо существует одно селение Ташлык-Даир, а не два разных. Некоторые пункты, возможно, совсем исчезли. Затруднения в идентификации с современными пунктами представляют названия, которые теперь в Крыму встречаются многократно в разных местах, напр., Сеит-Эли, Шейх-Эли, Ширин, Аргын, Улан. Кадылыки были не только судебными участками или округами, но и административными. Интересно, что в горной части Крыма было гораздо больше кадылыков, чем в степной. ] Из них первые девятнадцать лежат в равнине, т. е. севернее Салгира и Булганака, пять следующих на Керченском [Автор пишет везде Kjersch, т. е. Керш. В дальнейшем для простоты мы будем употреблять общепринятую транскрипцию — Керчь. ] полуострове, а последние 24 в горной, обильной водой части Крыма.

 Я разделяю страну на 1) нагорье, 2) равнину и 3) полуостров Керчь. Это разделение у самих татар не необычно и к тому же очень полезно для изложения истории и физического землеописания.

 1. НАГОРЬЕ

 1) Развалины Херсона. [В античную эпоху он назывался Херсонес, в средневековую Херсон. ] Они расположены по всему северо-западному берегу того полуострова, который прежде назывался Малым Херсонесом и который образуется [30] Херсонским лиманом, или, как его также называют, Ахтиарской бухтой (прежний Ктенус [Теперь Севастопольская северная бухта или рейд. Прежде на месте Севастополя (на северной стороне) была деревня Ахтиар, или Ак-яр. Ктенус — античное название этой бухты. ]) Балуклавской бухтой и морем. Этот полуостров [Теперь он в науке называется Гераклейским. ] имеет плодородную, но желтоватую почву, к югу он ровный, но на севере имеет горы и холмы, на которых некогда были расположены многочисленные сады и виноградники херсонян. Теперь все кругом пустынно. Видны только пасущиеся там бесчисленные стада скота и баранов. Город, который у греков и римлян носил название Херронезус, Херроне и Херсон с эпитетом — Трайхейский, у русских — Корсунь, у позднейших итальянцев — Сарсон, у татар и арабов — Сары-Кирман, был некогда самым большим и прекрасным городом этой части Европы и самым значительным складочным местом для торговли с северными народами, Он был основан в начале шестого столетия до Р. X. понтийскими гераклейцами [Гераклея Понтийская — греческий античный город-колония в Малой Азии на берегу Черного моря в юго-западной его части, к северу от Анкары. ] и делосцами, [Делос — остров в Эгейском море к юго-востоку от Афин. ] сохранял свою свободу до того времени, пока не сдался Митридату, подчинялся короткое время боспорским царям, сделался независимым от них и был в 322 г. освобожден от всяких податей Константином Великим. С этого времени этот город владычествовал над всеми южными портами Крыма, до Каффы и наконец до Хаджилара; в 579 г. [Правильнее — в 581 г. Хаджилар — мыс Опук на Керченском полуострове. ] он осаждался турками, в 710 г. был жестоко наказан Юстинианом II, в 838 г. сделан местопребыванием стратега [Военно-административная должность в Византийской империи, вроде военного губернатора. ] и митрополита и в 988 г. был завоеван Владимиром Великим, но и возвращен им [Византийской империи. ] после того, как он там принял крещение. Но с тех пор, как Судак, а затем Каффа завладели всей торговлей, Херсон пришел в упадок; все же еще в 1333 г. он был местопребыванием латинского архиепископа. В 1578 г. [Т. е. в год пребывания в Крыму Мартина Броневского, из сочинения которого " Tartariae descriptio" автор почерпнул эти сведения. ] остались от него только городские стены и несколько башен из огромных тесаных камней. Способ постройки их и величина свидетельствовали о былом великолепии города. Церкви и дома все уже сравнялись с землей, и турки постоянно увозили оттуда в другие места мраморные и серпентиновые [Серпантин — мраморовидный известняк, змеевик. ] колонны. Теперь все это пришло в такое полное разрушение, что кроме большого греческого монастыря, превосходных водопроводов с трубами из отесанного камня, некоторых развалин и искаженного названия Курсун и Шерсон ничего более не осталось.

 На этом же полуострове находится монастырь св. Георгия, в трех милях от Херсона, на гористом мысу, называвшемся прежде Партенион. Здесь был когда-то храм и статуя таврической Дианы. [Локализация здесь легендарного таврского храма богини-девы, где была жрицей Ифигения, и затем греческого храма Артемиды — весьма условна. Каких-либо археологических данных для этого нет. ] Теперь греки [31] в Крыму ежегодно совершают паломничество в этот монастырь.

 2) Инкирман, при греках — Теодори [143 Локализация известной в средневековой истории Крыма греко-готской столицы Теодоро на Инкермане является ошибкой автора, повторенной после него и многими другими исследователями, но затем опровергнутой. Поздне-средневековое Теодоро находилось, несомненно, на Мангупе, а упоминаемое далее ранне-средневековое Дори, Дорос — или также на Мангупе или, по новейшей гипотезе (Н. И. Репникова) — на Эски-Кермене (обширное, замечательное городище и пещерный город у деревни Черкес-Кермен). Инкерман в античный период назывался Ктенус; может быть, здесь действительно была Евпатория Диофанта. Средневековое название Инкермана было Каламита. ] был когда-то богатым, цветущим и знаменитым городом, а теперь — маленькое местечко с крепосцой и гаванью в северной [Не северной, а восточной. ] части Херсонского лимана. Местность окружена горами, в которых находятся прекрасные ломки мрамора и серпентина. [Не мрамора и серпантина, а твердого мелкозернистого белого известняка, так наз. инкерманского камня. Месторождения мрамора находятся не так близко от Инкермана, у Балаклавы, да и те прежде не использовались. ] Прежде здесь не было пресной воды, но инкирманские князья приказали вырыть множество колодцев, большая часть которых и теперь существует. [Откуда автор взял это свидетельство о колодцах, непонятно. Никакого множества колодцев в Инкермане не существует и вряд ли существовало. ] Город, которому Инкирман обязан своим происхождением, назывался Евпатория, затем Дори Дорос или Дорас. [См. выше, примечание к слову Теодори, 143. ] Его основал Диофант, полководец великого Митридата. Хазары в 679 г. отняли его у готов, которые к концу восьмого столетия, правда, опять им завладели, но вскоре снова потеряли. [Автор имеет в виду восстание готов под руководством Иоанна Готского против хазар в 787 г. ] С 1204 г. город имел собственных князей, к которым принадлежал последний византийский император Константин перед своим восшествием на Престол. [Автор, видимо, хочет сказать, что греко-готское княжество Теодоро получило собственных князей с момента взятия Константинополя крестоносцами и основания Латинской империи. Для этого нет оснований. Известные нам в XV веке князья этого княжества были действительно в родстве с Палеологами, но почему к ним принадлежал Константин IX, непонятно. ] В 1475 году он был завоеван турками и снабжен гарнизоном, но после того как он под их владением все более и более приходил в упадок, они уступили его татарам. [Это неверно. И Инкерман и Теодоро-Мангуп до 1774 г. принадлежали Турции. ]

 Местоположение его на высокой и большой горе делает его очень недоступным. В этой горе выдолблены в твердых скалах различные пещеры и комнаты, У ворот и в некоторых строениях замка были видны еще в 1578 г. [Т. е. опять при посещении его Мартином Броневским. ] греческие надписи и гербы прежних князей. Две вымощенных дороги и валяющиеся всюду развалины великолепных загородных домов указывали на оживленное дорожное движение и роскошь прежних жителей.

 3) Бельбек, городок далее к северу, лежит у реки того же имени, недалеко от ее устья, в очень красивой местности.

 4) Мангут, или Манкуп, прежде Готия и крепость Готии, [Присвоение Мангупу названия Готия неправильно. Готией называлась страна крымских готов, т. е. горный Крым с его западной части. Мангуп, как сказано выше, назывался Теодоро или Феодоро и был столицей греко-готского княжества. Развалины Мангуп-Кале находятся в 16 км от Бахчисарая близ деревни Каралез, над деревушкой Ходжа-Сала. Здесь сохранились развалины крепостных стен с башнями, большого замка на вершине, трех церквей, мечети, синагоги, общественного здания, кладбищ и множество пещерных помещений, жилищ, тюрьмы, церкви с фресками, хозяйственных помещений и пр. Городище Мангуп-Кале есть, несомненно, один из замечательнейших исторических памятников Крыма и производит неизгладимое впечатление. Хотя на Мангупе производились раскопки, он исследован еще крайне мало. В некоторых средневековых источниках название «Готия» употребляется, правда, в смысле города. ] лежит на очень высокой, почти недоступной, наверху обширной горе, у реки Кабарта; [Кабарта — прежнее название речки Бельбек. Мангуп находится не у самого Бельбека, а в четырех километрах в стороне от него. ] теперь это местечко, состоящее из пятидесяти домов, некогда значительный и сильно укрепленный город, с двумя замками, многими роскошными церквами и прекрасными домами, резиденция князей крымской Готии. В 754 г. он имел уже епископа, который потом сделался митрополитом. Вскоре после этого он был завоеван хазарами. Наконец в 1475 г. его взяли турки и поставили там гарнизон; по после того как в 1493 г. [32] город был почти весь уничтожен пожарами, они предоставили его, как кажется, татарам, ханы которых с этого времени и спасали там свои богатства и себя самих, когда им грозило восстание или какая-нибудь другая опасность. [Ханы действительно пользовались неприступностью Мангупа, но принадлежал он все же Турции. ]

 В 1578 г. еще сохранился верхний замок, высокое каменное строение. Портал его был из мрамора и украшен греческими надписями. В этот замок ханы когда-то заточали русских посланников. Из церквей сохранились две: св. Константина и св. Георгия, на стенах которых, по словам Броневского, были видны изображения тех императоров и императриц, от которых происходили последние (греческие) князья Готии. Теперешние жители этого местечка — евреи и лишь немного татар. В 1560 г. здесь еще жили готы, обитавшие в то время также неподалеку отсюда в местечке Шурен или Шиварин. [Сюрень. ]

 У Шеркескирмана, [Дер. Черкес-Кермен. Имеется в виду городище Эски-Кермен, упомянутое нами выше по поводу Дори. Произведенные здесь в последнее время раскопки дали замечательные результаты. Описание взято у Броневского. Городище Эски-Кермен представляет своими памятниками, развалинами укреплений и построек, пещерными сооружениями, могильником исключительный интерес. ] в полумиле от Мангута к северо-западу, лежат развалины бывшего города, название которого теперь уже неизвестно. В горе, на которой он находился и которая покрыта теперь лесом, высечены в скале с удивительным искусством различные комнаты и гроты. В развалинах одной церкви видны мраморные и серпентиновые колонны. Вообще горы и леса вокруг Мангута и Багчасарая полны развалин разрушенных городов и замков, свидетельствующих о том, как густо были когда-то населены эти местности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.