Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Это один из самых сильных фильмов из всего, что я видел в последнее время!



Деньги немаленькие, учитывая тот факт, что сразу эту информацию проверить нельзя. Но Плейнвью не хочется упускать подобный шанс, поэтому он все-таки выплачивает деньги Полу, предупредив, что, если тот оказался обманщиком, его никто не будет искать, чтобы вернуть деньги. Его найдут для того, чтобы убить.

Дэниэл вместе с Эйч-Дабл-ю приезжает на эту землю - якобы чтобы пострелять куропаток. Оказывается, что Пол не обманул, - там, судя по всему, действительно богатейшее месторождение. А живет на этой земле - семья Пола, включая его брата-близнеца Элая (Пол Дэно), который выступает священником-проповедником в местной религиозной общине.

Теперь Дэниэлу предстоит за бесценок купить этот участок и многие другие участки, относящиеся к месторождению, придумать гениальную идею качать нефть прямо по трубе до самого океана, где ее можно грузить на корабли, проложить трубопровод и стать миллионером. За все это время с ним рядом не будет ни одной живой души, которой бы он доверял. За одним-единственным, но вполне печальным исключением.

                                                          ***

Фильм " Нефть" в оригинале называется " И будет кровь" (цитата из Библии, книга " Исход" ). Наши прокатчики, вероятно, посчитали, что для российских зрителей подобная цитата будет слишком тяжела для восприятия, поэтому вместо нормального перевода дали фильму название романа, по мотивам которого он поставлен, - " Нефть" Аптона Синклера. Зачем они это сделали, исказив замысел режиссера, непонятно, но я уже давно отчаялся хоть как-то объяснить действия этих странных людей.

Режиссер фильма Пол Томас Андерсон в представлениях, в общем, не нуждается. На мой взгляд, это один их лучших режиссеров авторского кино в современной Америке. А этих режиссеров там буквально единицы. Пол Томаc Андерсон снял немного фильмов, но практически все они - шедевры: достаточно вспомнить " Ночи в стиле буги", " Пьянящую любовь" и " Магнолию".

При этом надо сказать, что свои фильмы Андерсон снимает в достаточно разной манере - вышеперечисленные три картины очень сильно отличаются друг от друга практически по всем составляющим.

" Нефть" - фильм эпический. Он охватывает большой кусок жизни очень незаурядного человека, стоящего у истоков нефтебума и последующего нефтебогатства. Этот человек, с одной стороны, восхищает - железной волей, стремлением во что бы то ни стало достичь своей цели, умением и желанием быть первым во всем, но с другой - вызывает омерзение тем, какими способами он всего этого достигает.

Однако Пол Томас Андерсон тем и хорош - он, как настоящий мастер, не дергает зрителей за ниточки, расчетливо вызывая то одни, то другие чувства. Подобные приемы - удел коммерческих режиссеров. Также он не занимается морализаторством - в фильме нет каких-то однозначных выводов и кисло-сладкой морали.

Дэниэл Плейнвью - при всех отталкивающих сторонах своей натуры - вовсе не какой-то там монстр. Он, так сказать, настоящий капиталист. Человек, который смог подняться с самых низов, выжить в тогдашнем нефтяном мире и сколотить состояние, - в общем, и должен был быть таким. Он не имел права отступать, проявлять жалость и сочувствие. Он очень опасался кого-то любить - просто потому, что это признак слабости. Даже Эйч-Дабл-ю он ни капли не любил - несмотря на то что самолично его вырастил и воспитал. Мальчик ему нужен был только как фасад - это хорошо действовало на землевладельцев, вот и все.

Однако насколько по-другому ведет себя Дэниэл, узнав, что у него, оказывается, есть брат по отцу. Несмотря на крайне холодный прием - а кто его знает, что это на самом деле за человек, - посмотрите, как он сближается с Генри (Кевин Джей О'Коннор) и как быстро делает его своим ближайшим помощником, обойдя даже Флетчера, который у него более или менее доверенное лицо много лет. Почему? Да потому что какая-никакая, а родная кровь. У Плейнвью поблизости нет родных людей, ему некому доверять. Тот же Флетчер для него, несмотря на все годы, проведенные бок о бок, просто одна из пешек - это хорошо видно по тому, как он с ним общается.

Что интересно, у Пола Томаса Андерсона не было никаких других вариантов на роль Плейнвью. Его должен был играть Дэниэл Дэй-Льюис - и больше никто. А Дэй-Льюис снимается нечасто (всего семнадцать художественных фильмов за всю актерскую карьеру - у многих актеров к пятидесяти годам их на порядок больше), и заполучить его в картину - дело непростое. Но Дэй-Льюис оказался большим поклонником фильма " Пьянящая любовь", поэтому сразу согласился. Причем образ Плейнвью он создавал, базируясь на старых записях актера, режиссера и продюсера Джона Хьюстона (создатель фильма " Честь семьи Прицци", исполнитель роли Ноа Кросса в знаменитом " Чайнатауне", ну и, кстати, отец актрисы Анджелики Хьюстон). Дэй-Льюис использовал манеру речи Джона Хьюстона и некоторые детали его образа.

Как Дэниэл Дэй-Льюис играет Плейнвью? Да никак не играет. Он просто живет этим персонажем и в этом персонаже. Дэй-Льюис относится к той редкой породе актеров, которые абсолютно погружаются в своего героя и живут на экране его жизнью. Ни в одном эпизоде фильма нет ощущения, что это Дэй-Льюис показывает " ойлмена" Плейнвью. Там только Плейнвью - мощный, невероятно харизматичный, очень жестокий, по-своему несчастный и бесконечно одинокий.

Как Дэй-Льюис ухитряется так играть - никто не знает. Но что роль Мясника в " Бандах Нью-Йорка", благодаря которой этот фильм все-таки гениален, несмотря на недоработки сценария, навязанный Скорсезе монтаж и очень слабую роль Ди Каприо, что роль в " Нефти" - это что-то потрясающее. Уровень актерской игры можно сравнить разве что с Николсоном из " Пролетая над гнездом кукушки" или с Нортоном из " Американской истории Х". Да и то - Дэй-Льюис, на мой взгляд, мощнее.

Его игра - как напалм, который подавляет и выжигает все вокруг: от партнеров по площадке до зрительного зала. Он затмевает собой все, поэтому рядом с ним актерам крайне сложно быть хотя бы просто заметными.

Но в этом фильме молодой актер Пол Дэно, сыгравший роли близнецов Пола и Элая, все-таки смог себя проявить. (До " Нефти" Дэно сыграл практически бессловесного паренька в довольно известном фильме " Маленькая мисс Счастье". ) И с ним здесь была интересная история.

Первоначально Пола Дэно пригласили сыграть роль Пола Сандея - там всего один эпизод, когда Пол предлагает Дэниэлу за пятьсот долларов указать координаты участка. Однако у Дэй-Льюиса не сложились взаимоотношения с актером, приглашенным Андерсоном на роль Элая (в нашем дубляже, насколько я понял, его называют по-библейски Илия, однако в фильме его называют на американский манер - Элай), после чего Андерсон предложил Полу Дэно сыграть также роль Элая, который первоначально вовсе не был братом-близнецом Пола. Дэно согласился, и у него было всего четыре дня для подготовки к этой роли. (У Дэй-Льюиса для этого был целый год. )

Мне понравилось, как Дэно сыграл и Пола, и Элая. И если у Пола был всего маленький, но запоминающийся эпизод, то Элай - фактически один из главных персонажей фильма. Личность крайне непростая и также противоречивая. С одной стороны, религиозный парнишка, как бы пекущийся об интересах местных землевладельцев и церковной общины. С другой - абмициозный, хитрый, очень лицемерный и подловатый мужичок, который в реальности больше похож на предводителя сектантов, решающего свои задачи с помощью " зомбирования" доверяющих ему людей. Элай, как и Плейнвью, с одной стороны, в чем-то ярок, харизматичен и убедителен, но с другой - мерзок и противен.

Впрочем, не могу сказать, что Дэно сыграл всю свою роль на пятерку, - все-таки как проповедник, делающий чудеса, которому безгранично доверяет вся община, он был чуть менее убедителен, чем нужно. Однако роль, безусловно, сыграна достойно и ярко, а за два-три эпизода Полу Дэно так просто можно поставить высшую оценку.

Также еще нужно отметить хорошего актера Кевина Джея О'Коннора (я его заметил еще в " Мумии" и " Подъеме с глубины", где он играл очень колоритных мерзавцев), который здесь выступил в небольшой роли брата Дэниэла Генри. Вроде ничего особенного, а персонаж колоритный и запоминающийся.

А вот Киран Хайндс (имя этого ирландского актера как только ни пишут, однако в реальности имя и фамилия произносятся именно так), который в сериале " Рим" блеснул в роли Гая Юлия Цезаря, здесь на фоне Дэй-Льюиса совершенно потерялся. Впрочем, у него все-таки была совершенно эпизодическая роль...

Действие в " Нефти" разворачивается очень обстоятельно. Пол Томас Андерсон не использует никаких новомодных (и изрядно раздражающих) приемов - нет ни мельтешения камеры, ни клиповой суеты. Все ровно, внушительно и нарочито неторопливо - на фоне завораживающей музыки Джонни Гринвуда, которую по воздействию, на мой взгляд, вполне можно сравнить с медитативными мелодиями Нила Янга из " Мертвеца" Джима Джармуша.

В результате получился практически шедевр - великолепная постановка, потрясающая игра Дэй-Льюиса и прекрасно подобранная музыка. Оценки зрителей и критиков также очень высоки: 74-е место в списке Top250 лучших фильмов всех времен и народов, два " Оскара" и шесть номинаций (Дэй-Льюис все-таки получил " Оскар" ), еще сорок семь наград и тридцать пять номинаций.

Это один из самых сильных фильмов из всего, что я видел в последнее время!

P. S. Я специально не пошел на " Нефть" в кинотеатр - не понимаю, как можно озвучивать Дэй-Льюиса. Поэтому дождался фильма в оригинале - и очень рад этому обстоятельству.

                            

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.