|
|||
Сумма всех вещей 6 страницаНаступает ночь, костер постепенно гаснет. Мое сердце ноет от тоски, я вспоминаю летние лагеря, и как ловила светляков, и как на августовском небе загорались звезды. Вспоминаю запахи пустыни и протяжный вздох ветра, который долетал со стороны гор, и то, как солнце ныряло за горизонт. Бритва зажигает керосиновую лампу и подходит ко мне. Он пахнет дымом и немного смертью. – Почему ты это сделал? – спрашиваю я. Глаза над повязкой из платка застланы слезами. Я не знаю, это слезы от дыма или от чего‑ то еще. – Приказ, – говорит он. Бритва вынимает иголку капельницы у меня из вены и наматывает трубку на стойку. – Не верю, – говорю я. – Я просто в шоке. Это практически все, что он произнес с тех пор, как ушел Вош. Удивительно, но мне становится легче, когда я слышу его голос. Он осматривает рану у меня на лбу. Свет тусклый, и Бритва наклоняется очень близко. – Чашка, – шепчу я. – А ты как думаешь? – раздраженно спрашивает он. – Она жива. Только через нее он может на меня повлиять. – Тогда да – она жива. Он смазывает порез антибактериальной мазью. Неусовершенствованному человеку пришлось бы наложить несколько швов, а в моем случае через пару дней даже шрама не останется. – Он блефует, – говорю я. – Разве он может сейчас убить ее? Бритва пожимает плечами: – Потому что ему плевать на жизнь одной девочки, когда на карту поставлен весь мир? Попробуй угадать. – После всего, что случилось, после всего, что услышал и увидел, ты все еще веришь ему? Он смотрит на меня сверху вниз, и лицо такое, будто ему даже жаль меня. – Я должен верить ему, Рингер. Как только перестану, мне конец. Я – это они. – Он кивает в сторону двора с дымящимися черными костями. Потом садится на соседнюю койку. Лампа стоит на полу у него в ногах, она подсвечивает снизу его окаменевшее лицо, глазницы заполнены мглой. – Теперь слишком поздно, – говорю я. – Верно. Мы уже мертвы. Поэтому и нет никакого рычага влияния, понятно? Убей меня, Рингер. Убей прямо сейчас и беги. Беги, Рингер. Я могу сорваться с койки, он и глазом моргнуть не успеет. Один удар в грудь, и сломанное ребро пронзит сердце. А потом я бы ушла, ушла на свободу, где могла бы прятаться годами, десятилетиями, до самой старости, до тех пор, пока двенадцатая система не перестанет поддерживать во мне жизнь. Я могу пережить всех. Я могу проснуться однажды утром, и окажется, что я последний человек на Земле. А потом… Потом?.. Он, наверное, замерз. Сидит в одной футболке. Я вижу у него на бицепсе засохшую полоску крови. – Что ты сделал со своей рукой? – спрашиваю я. Он задирает рукав футболки. Буквы вырезаны неровно, они крупные и квадратные, так пишут дети свои первые буквы. VQP. – Это латынь, – шепотом говорит он. – «Vincit qui partitur». Это значит… – Я в курсе, что это значит, – шепчу я в ответ. Он качает головой: – Вообще‑ то, я не думаю, что ты в курсе. Непохоже, что злится. Голос у него печальный. Алекс поворачивается к двери, там пепел мертвых поднимается к безразличному небу. Алекс. – Алекс – твое настоящее имя? Он снова смотрит на меня, и я вижу легкую улыбку. И снова, как с голосом, я удивляюсь: до чего же мне ее не хватало. – Я ни в чем таком тебя не обманывал. Врал только по‑ крупному. – И у твоей бабушки была собачка, которую звали Флабби? Он тихо смеется: – Да. – Это хорошо. – Почему это хорошо? – Я хотела, чтобы эта часть истории была правдой. – Потому что ты любишь злых карманных собачонок? – Потому что мне нравится, что когда‑ то давно была такая карманная собачка по кличке Флабби. Это хорошо. Это стоит помнить. Он срывается с койки – я даже глазом моргнуть не успеваю – и целует меня, а я погружаюсь в него, и там больше нет потайных мест. Теперь он открыт. Тот, кто вы́ ходил меня, а потом предал, тот, кто вернул меня к жизни, а потом отправил на смерть. Ярость – не ответ, нет, и ненависть тоже не ответ. Один слой за другим, все, что нас разделяет, уходит, и я дотягиваюсь до центра безымянной области, до беззащитной крепости; я чувствую его извечную боль, бесконечное, невыразимое одиночество его уникальной души, не испорченной ни временем, ни опытом. И я там вместе с ним, я уже там. Внутри его. – Это не может быть правдой, – шепчу я. В центре всего, там, где нет ничего, я нахожу себя в его объятиях. – Я не верю в тот бред, который ты несешь, – бормочет он. – Но в одном ты права: некоторые вещи, самые маленькие и незначительные, ценнее суммы всех вещей. Снаружи пылает горький урожай. Внутри – он откидывает простыни. Эти руки удерживали меня, мыли, кормили и поднимали, когда я не могла встать. Он отдавал меня смерти и возвращал к жизни. Вот почему он убрал всех мертвых с верхнего уровня. Он изгнал их, предал огню, но не для того, чтобы осквернить их, а для того, чтобы очистить нас. Тень борется со светом. Холод противостоит огню. Это война, сказал он мне однажды, и мы – завоеватели неизведанных земель, остров посреди бесконечного кровавого моря. Пронизывающий холод. Обжигающая жара. Его губы скользят по моей шее, мои пальцы прикасаются к шраму на его щеке, к шраму, который я ему оставила, и к шрамам, которые он нанес себе. VQP. Потом мои руки скользят по его спине. «Не оставляй меня. Прошу, не оставляй меня». Запах жевательной резинки, запах дыма и запах его крови. То, как его тело скользит по моему телу, как его душа врезается в мою. Бритва. Биение наших сердец, ритм нашего дыхания, звезды, скользящие по небосклону, которых мы не видим, отсчитывают время, отмеряют сокращающиеся отрезки, пока не кончимся мы, пока не закончится все. Мир – часы, они отсчитывают оставшееся время, и ход их не имеет к этому никакого отношения. Мир всегда был часами. Даже звезды будут гаснуть одна за другой, и там не останется ни света, ни холода. И это – война, бесконечная война без надежды на победу, война против обрушившихся на нас тьмы, холода и пустоты. Он раскрывает ладонь у меня за спиной и прижимает меня к себе. Между нами ничего не остается. Нет точки, где заканчивается он и начинаюсь я. Пустота заполнена, ее больше нет.
Он лежит рядом со мной, пока наше дыхание не становится ровным и наши сердца не успокаиваются. Он гладит меня по волосам, внимательно вглядывается в лицо, словно не может уйти, пока не запомнит каждую черточку. Он прикасается к моим губам, к моим щекам, к векам. Проводит пальцем по носу, вокруг уха. Его лицо в тени, мое – на свету. – Беги, – шепчет он. Я качаю головой: – Не могу. Он встает с койки, а у меня такое чувство, что я падаю. Он быстро одевается. Я не могу понять выражение его лица. Бритва закрылся для меня. Я снова оказываюсь в пустоте. Это невыносимо. Это меня раздавит. Я так долго существовала, отключившись от жизни, что перестала это замечать. И не замечала, пока не случилось это. Он заполнил пустоту и так показал мне, какой громадной она была. – Они не смогут тебя поймать, – настаивает он. – Как они вообще могут поймать такую, как ты? – Он знает, что, пока она у него, я не сбегу. – О боже! Да что она для тебя значит? Она важнее твоей жизни? Как может один человек быть важнее всей твоей жизни? – Он уже знает ответ на этот вопрос. – Хорошо. Делай что хочешь. Чего мне‑ то волноваться. Как будто это имеет значение. Он забрасывает винтовку на плечо и целует меня в лоб. Молитва. Благословение. Потом он поднимает с пола лампу и идет к двери. Охранник и защитник, тот, кто не отдыхает, не устает и никогда не дрогнет. Он прислоняется к косяку и смотрит в ночь. В небе над ним холодный свет десяти тысяч погребальных костров отсчитывает уходящее время. Я слышу, как он говорит: – Беги. Но я не думаю, что он говорит это мне.
На восьмой день за нами прилетает вертолет. Я позволяю Бритве помочь мне одеться. Но если не считать боли в ребрах и легкой слабости в ногах, двенадцать команд под коллективным именем Рингер находятся в полной боевой готовности. Лицо зажило, даже шрама не осталось. Когда возвращаемся на базу, Бритва садится напротив и устремляет взгляд в пол. Только раз посмотрел на меня и одними губами снова сказал: «Беги». Белая земля, черная река; вертолет резко накреняется и огибает вышку стартового командного пункта. Он пролетает так близко, что я успеваю разглядеть одинокую фигуру за тонированными окнами. Мы приземляемся в том же месте, откуда взлетели во время побега. Еще один круг замкнулся. Бритва берет меня за локоть и ведет к вышке. По пути наверх коротко пожимает мою руку и говорит: – Я знаю, что важно. Вош стоит в противоположном конце комнаты спиной к нам, но я вижу в окне отражение его лица. Рядом с ним крепкий рекрут. Парень прижимает винтовку к груди, вцепился в нее, как будто это шнурок, на котором его подвесили над пропастью глубиной в десять миль. Рядом с рекрутом сидит в стандартном белом комбинезоне та, из‑ за кого я здесь, – моя жертва, мой крест, та, перед кем я в ответе. Чашка видит меня и пытается встать. Здоровенный рекрут кладет руку ей на плечо и возвращает на стул. Я качаю головой и одними губами говорю ей: «Нет». В комнате тихо. Бритва стоит справа и чуть позади меня. Я его не вижу, но он достаточно близко, и я слышу его дыхание. – Итак, – не спеша начинает Вош, – ты решила задачу с камнями? – Да. Я вижу, как его отражение в темном стекле натянуто улыбается. – И?.. – Бросив большой камень, вы поразите цель. – И какова же цель? – Цель в том, чтобы кое‑ кто оставался жив. – Это влечет за собой следующий вопрос, и лучше бы тебе на него ответить. – Вы способны убить всех нас, но не делаете этого. Вы сжигаете деревню, чтобы спасти ее. – Спаситель. Значит, вот кто я такой? – Он поворачивается ко мне лицом. – Уточни ответ. Может ли быть так: все или ничего? Если цель – спасти деревню от жителей, этого результата можно было бы добиться с помощью камня размером поменьше. Зачем нужна серия атак? К чему все эти хитрости и уловки? Для чего служат техническим образом усовершенствованные марионетки, такие как Эван Уокер? Камень настолько проще. – Не уверена, – признаюсь я, – но думаю, что тут имеет место случайность. Вош долго смотрит на меня, потом кивает. Кажется, он доволен: – И что же будет дальше, Марика? – Вы отвезете меня к месту его последней дислокации, – отвечаю я. – Оставите там, чтобы я его выследила. Он аномалия, изъян в системе, а это недопустимо. – Неужели? И что за опасность может представлять собой какая‑ то пешка? – Он влюбился, а любовь – единственное слабое место. – Почему? Я слышу рядом дыхание Бритвы. Напротив меня Чашка вскинула голову и слушает. – Потому что любовь иррациональна, – говорю я Вошу. – Она не следует правилам, даже своим собственным. Любовь – единственная вещь во Вселенной, которую нельзя предсказать. – Тут, при всем уважении, я с тобой не соглашусь, – говорит Вош и смотрит на Чашку. – Траектория любви очень даже предсказуема. Он подходит и нависает надо мной. Колосс из плоти и костей, с глазами как горные озера. Он смотрит мне в самую душу: – Зачем мне выслеживать его или кого бы то ни было еще? – Вы потеряли дронов, которые за ним наблюдали. И других, таких как он. Он выпал из решетки. Он не знает правды, но знает достаточно, чтобы причинить вам вред, если его не остановить. Вош поднимает руку. Я вздрагиваю, но он кладет руку мне на плечо и крепко сжимает. Его лицо светится от удовлетворения. – Очень хорошо, Марика. Очень‑ очень хорошо. Бритва рядом со мной шепчет: – Беги. Рядом с моим ухом раздается выстрел. Вош шарахается назад, но пуля в него не попадает. Здоровяк‑ рекрут опускается на колено и вскидывает винтовку. Но пуля и в него не попадает. Цель Бритвы – маленькая девочка, которая была суммой всех слагаемых. Его пуля – меч, разрубивший сковывающие меня цепи. Пуля отбрасывает Чашку назад. Ее голова ударяется о столешницу, тоненькие ручки взлетают. Я резко поворачиваюсь вправо, к Бритве, и вижу, как пуля рекрута разрывает ему грудь. Инстинктивно протягиваю к нему руки, но он падает слишком быстро. Я не могу удержать его. Его нежные печальные глаза встречаются с моими в конце траектории, которую даже Вош не смог просчитать. – Ты свободна, – шепчет Алекс. – Беги. Рекрут нацеливает винтовку на меня. Вош становится между нами, из его груди исторгается яростный вопль. Хаб подключает мышечную команду, я мчусь к окну, которое выходит на летное поле, прыгаю с расстояния в шесть футов и поворачиваюсь правым плечом к стеклу. А дальше – я в воздухе, падаю, падаю, падаю. «Ты свободна». Падаю.
|
|||
|