|
|||
№ 105. Байка «Учителя убивают мотивацию учеников»
Родители часто жалуются на безразличие учителей к ученикам: – Нашей учительнице уже ничего не нужно. Просто отсиживает, пока не выгнали на пенсию. – А наша прячется, бегает от нас по коридорам. С ней ни о чем не удается поговорить. – На собрании у классной руководительницы случилась оговорка по Фрейду. Она сказала, что возможности детей «безразличны», а потом сразу поправилась: «То есть безграничны». Таких высказываний можно процитировать много. Мораль. От отношения учителя к детям, своему предмету зависит мотивация к получению знаний. Комментарий. Учитель и психолог совместными усилиями традиционно решают вопросы, которые связаны с развитием мотивации в ходе реализации задач учебного процесса. Вот некоторые из них. 1. Учебный материал подбирается с учетом развивающего воздействия на ученика, тем самым у него поддерживается интеллектуальная работоспособность. Обучение остается доступным, но требует определенных усилий. 2. Учебный материал является доступным для усвоения учащимися. С одной стороны, он не должен быть слишком сложным, так как будет снижать учебную мотивацию. С другой стороны, он не преподается слишком упрощенно с учетом возможной потери познавательного интереса. 3. Учебный материал содержит возможность устанавливать причинно‑ следственные зависимости, размышлять, думать. За счет этого обучение становится процессом активным, в который сознательно включаются учащиеся. 4. Обеспечивается постоянная новизна информации, которая дается в рамках учебного материала или дополнительно. 5. Демонстрируется связь учебного материала с личным жизненным опытом учащихся. Учитель убедительно старается доказать, что школьные знания необходимы в повседневной жизни. Подбираются универсальные примеры о том, как знания помогают понимать удивительные природные явления, отношения между людьми, свой личностный рост и пр. 6. Учебные задания тщательно продумываются с точки зрения методического содержания. Учебный материал, форма его подачи не должны быть перегружены лишними, второстепенными деталями. 7. Осуществляется подбор индивидуальных учебных заданий на уроках с учетом интересов, предпочтений ученика. Данный перечень можно дополнить. Соблюдение даже нескольких правил по формированию школьной мотивации способно изменить к лучшему успеваемость ребенка и развивать способность усвоения им знаний. Диапазон применения байки: помощь психолога в формировании мотивации к школьному обучению на уроках учителей начальной и средней школы.
|
|||
|