Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





№ 94. Байка «Психолог на побегушках»



 

На январском педагогическом совете царила суета. Все разговаривали и обменивались сообщениями о прошедших зимних праздниках. Директор школы с трудом успокоил учителей и предложил психологу выступить с отчетом о результатах выполненной диагностики психического развития учащихся разных классов.

Психолог недавно пришла работать в образовательное учреждение. После института она пыталась зарабатывать в разных коммерческих структурах, но ее надежды не оправдались: много денег нигде не платили. Тогда и возникла мысль устроиться по специальности. Не зря же оканчивала психолого‑ педагогический факультет…

Молоденькая девушка во время доклада стала увлеченно показывать таблицы и диаграммы с разными цифрами, демонстрирующие размах диагностического исследования учеников. Ей явно нравилось то, чем она увлеченно занималась на протяжении нескольких последних месяцев.

Однако вместо профессионального интереса со стороны коллег‑ учителей психолог услышала раздраженные реплики в свой адрес:

– Ну и кому нужна эта диагностика? Цифры, цифры. А где дети?

– Я никогда не понимала, чем психолог занимается. Сидит у себя в кабинете. Никто ее не видит: ни ученики, ни учителя.

Директор спросил у присутствующих:

– Коллеги, какие конкретные вопросы будут по теме доклада?

– У меня есть вопрос! – вызвалась учитель с очень большим стажем работы. – Как мне поможет ваша диагностика? Что дают все эти исследования?

– Мы лучше понимаем индивидуальные особенности каждого ребенка, – ответила психолог.

– А без ваших обследований мы детей, значит, не понимаем. Так, что ли?

– Давайте без дискуссий обойдемся, – вмешался директор. – Какие еще будут вопросы?

С места поднялась самая молодая учительница:

– А можно психолог вместо диагностики посидит у меня на уроках? Пусть поможет наладить дисциплину в классе. От этого всем будет больше пользы. Я одна не справляюсь. Дети очень сложные: один под парту залезает, другой с места соскакивает, третий вообще лежит на столе и ничего не пишет.

– Психологи не сидят на уроках в классах, – взмолилась докладчица. – Это не наша работа.

– Вот, я же говорила! Зачем нам нужен такой психолог? Он должен бегать по школе, помогать учителям, а не цифры складывать для отчетов, – сделала окончательное педагогическое заключение одна из авторитетных учителей. – Что и требовалось доказать! Психологи не помогают учителям.

Мораль. В образовательных учреждениях существует недопонимание роли учителей и психологов в обеспечении процесса обучения учащихся.

Комментарии. Школьный психолог понимает особую роль учителя в адаптации и психологической подготовке детей к процессу обучения. С этой целью создаются специальные рекомендации для многоуважаемых коллег по педагогическому цеху, которые направлены на объединение профессиональных усилий всех специалистов школы на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Конечно, психологу не следует увлекаться только диагностикой, а учителям не нужно заставлять психолога обслуживать их на уроках во время учебного процесса.

И учителя, и психологи заинтересованы в создании условий для реализации личностно‑ ориентированного подхода к каждому ребенку. Весь педагогический процесс от этого только выигрывает. В ученике важно увидеть личность, индивидуальность.

Во‑ первых, необходимо оценить его как субъекта деятельности, то есть определить содержание его основных потребностей, которые провоцируют различные виды и формы активности, будь то обычный труд или общение; наличие и понимание ведущих мотивов, содержание основных жизненных ценностей, которые сложились или складываются у ребенка; оценить его волю, целеустремленность. Постепенно для учителя вырисовывается картина направленности личности ученика на дело, на самореализацию.

Во‑ вторых, нужно заметить и раскрыть его интересы, склонности и способности; задуматься о наличии задатков. Как помочь им раскрыться или поддержать уже имеющиеся? Ведь очень часто от их своевременного осознания взрослыми и ребенком зависит судьба маленького человека – его путь саморазвития.

Психолог вместе с учителем реализует личностно‑ ориентированный подход к ученикам на уроке. Приведу некоторые рекомендации, которые способствуют созданию комфортной обстановки для педагогического общения.

• Как можно чаще улыбайтесь своим ученикам в классе.

• Называйте учеников только по имени. Если хотите подчеркнуть значимость вашего отношения к ребенку, можно полушутливо назвать его по имени и отчеству.

• При общении с учениками смотрите им в глаза, никогда не избегайте визуального контакта.

• Выражая искреннюю симпатию, можно иногда позволять себе прикоснуться к ученику: положите руку на его плечо, ладонь на его руку или личные письменные принадлежности.

• Изучайте личные вещи учеников, спрашивайте об их значимости для ребенка, выражайте свои впечатления о его рассуждениях, ценности и привлекательности, давая тем самым понять, что уважаете все, что ему дорого и его окружает.

• Выражайте заинтересованность в ответах учащихся на уроке, побуждайте их искренне и подробно рассказывать о своих переживаниях, проблемах, сомнениях.

• Искренне выражайте интерес к мнению и поступкам каждого ученика.

Учитель и психолог совместными усилиями традиционно решают вопросы, которые связаны с психологическим сопровождением учебного процесса. Вот некоторые из них.

1. Психолог и учитель совместно способствуют усилению практико‑ ориентированной направленности содержания учебного материала.

• Учебный материал подбирается с учетом развивающего воздействия на ученика, тем самым у него поддерживается интеллектуальная работоспособность. Обучение остается доступным, но требует определенных усилий.

• Учебный материал является доступным для усвоения учащимися. С одной стороны, он не должен быть слишком сложным, так как будет снижать учебную мотивацию. С другой стороны, он не преподается слишком упрощенно с учетом возможной потери познавательного интереса.

• Учебный материал содержит возможность устанавливать причинно‑ следственные зависимости, размышлять, думать. За счет этого обучение становится активным процессом, в который сознательно включаются учащиеся.

• Обеспечивается постоянная новизна информации, даваемой в рамках учебного материала или дополнительно.

• Демонстрируется связь учебного материала с личным жизненным опытом учащихся. Учитель убедительно показывает то, как школьные знания необходимы в повседневной жизни. Подбираются универсальные примеры того, как знания помогают понимать удивительные природные явления, отношения между людьми, свой личностный рост и пр.

• Учебные задания тщательно продумываются с точки зрения методического содержания. Учебный материал, форма его подачи не должны быть перегружены лишними, второстепенными деталями.

• Осуществляется подбор индивидуальных учебных заданий на уроках с учетом интересов, предпочтений ученика.

2. Психолог и учитель разрабатывают требования к формам подачи учебного материала.

• Создаются ситуации, позволяющие учащимся активно влиять друг на друга в процессе обучения:

• варианты взаимопомощи;

• варианты взаимоконтроля;

• самостоятельный выбор партнера для совместных действий.

• Используются игровые приемы. В 1‑ м классе это необходимо для органичной смены ведущей игровой деятельности на учебную.

• Учащимся оказывается постоянная эмоциональная поддержка в целях формирования положительного отношения к процессу обучения.

• Создаются условия для поддержания постоянной активности учащихся на уроке.

• Используется большое число дополнительных учебных пособий, включая научно‑ популярную литературу. Книги приносят педагог, сами учащиеся. На уроке проводится самостоятельная работа учеников с литературой.

• Активность и сознательность учащихся в процессе обучения поддерживается с помощью:

• выполнения исследовательских работ на уроке;

• проведения опытов, мини‑ экспериментов;

• проектирования оригинальных идей.

• Выполняются общие, совместные задания учащихся с учителем. Это, например, составление схем, таблиц с использованием совместно созданных и постоянно применяемых символов, условных обозначений. Учащиеся имеют возможность наравне с учителем активно участвовать в совместном обсуждении в ходе выполнения заданий и их оценки.

• Познавательные интересы развиваются и закрепляются с помощью различных технических средств обучения.

3. Психолог помогает учителю наладить общение с учениками.

• Учитель учитывает возрастные психологические особенности учащихся. Обращается с ними как со взрослыми, равными.

• Учитель старается поддерживать благоприятный психологический климат в классе.

• Учитель объясняет и на конкретных примерах показывает учащимся, как можно не только осмыслять, но и переживать отдельные ситуации в контексте школьного обучения. Эмоциональные переживания повышают личностную смысловую значимость приобретаемых знаний, стимулируют творческое переосмысление собственных достижений при усвоении учебного материала.

• Учитель постоянно объясняет те трудности, которые возникают или могут встретиться в процессе обучения.

• Учитель моделирует образцы, примеры для подражания (к чему можно стремиться).

Общие рекомендации по психолого‑ педагогическому сопровождению учащихся следующие.

• Составление и ведение карт по развитию учебной мотивации учащихся (по всем предметам, по конкретным предметам или образовательным областям).

• Ведение общего классного дневника (стенда), на котором фиксируется эмоциональное восприятие учащимися:

• общей ситуации по академической успеваемости всех учеников в классе;

• характера складывающихся межличностных отношений между одноклассниками.

• Распределение обязанностей и дополнительных поручений среди учеников с учетом их возможностей, склонностей.

• Внешнее оформление самого класса. Постоянные изменения в оформлении, которые делаются руками учащихся и учителя.

• Организация общественно‑ полезного труда в классе.

 

Соблюдение этих правил поможет создать оптимальные условия процесса обучения и общения для всех субъектов учебного процесса, окажет положительное влияние на установление взаимопонимания между специалистами школы – педагогами и психологами.

Диапазон применения байки: педагогические советы в школе, семинары школьных психологов для учителей, тренинги для учителей, деловые игры для педагогического коллектива.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.