|
|||
№ 90. Байка «Праздник послушания». Часть 1. «Первые дни Илюшеньки в школе»
Пришла пора Илюше идти в школу. Мама, папа, бабушка, дедушка – вся семья – начали наставлять маленького мальчика. Ты все должен делать правильно, ты должен получать хорошие оценки, ты должен слушаться учителей и т. д. и т. п. На уроке учитель дала задание слепить домик из пластилина. Она объяснила, что у домика должны быть стены, крыша, труба и по‑ хорошему нужно вылепить окна и дверь. Дети приступили к выполнению задания и Илюша вместе со всеми. Вылепив первое бревнышко, он поднял руку – ведь правильно не кричать вслух, а поднятой рукой обратить на себя внимание учителя. – Правильно ли я вылепил бревнышко? – Правильно, – говорит учитель. – Молодец. Илюша вылепил второе бревнышко, опять поднял руку: – Правильно? – Правильно, правильно, – сказала учитель. – Продолжай в том же духе. Только она уже не похвалила. Задумался Илюша: «Почему его не похвалили за второе бревнышко? » Пока он думал, пришла пора сдавать работу. Какие красивые бревнышки получились у ребят! А у Илюши? «Почему же меня вначале хвалили, а потом поставили двойку? » – думал Илюша, идя домой. Мораль. Послушные дети вырастают робкими, неуверенными в себе и постоянно испытывают зависимость от мнения окружающих людей. Комментарий. Чрезмерно послушный ребенок – будущие трудности для родителей. Представьте себе, что он сразу выполняет все ваши указания: «Илюша, положи сюда! », «Встань здесь! », «Отойди и помолчи! ». Такие инструкции выглядят вполне обычно и звучат ради воспитательных целей. Однако этим не следует увлекаться. Объект воздействия перестает самостоятельно думать, так как удобнее жить чужим умом. Взрослые настойчиво дают понять, что они априори правы и их доводы не требуют анализа, не могут вызывать сомнения со стороны «неразумного чада». Исполнительность и послушность – хорошие человеческие качества. Они могут пригодиться любому из нас в процессе социализации. Однако какой от них толк, если с детства навязчивые, мелкие приказания родителей парализовали социальный интеллект ребенка. Вот схема, иллюстрирующая проблемы семейного общения с гиперпослушными детьми, которое не будет носить так называемый «субъект‑ субъектный» характер (рис. 3).
Рис. 3. Схема общения с гиперпослушными детьми
Приказной стиль межличностного взаимодействия выглядит несколько иначе (рис. 4):
Рис. 4. Схема взаимодействия в приказном стиле
В этом случае оба близких человека превращаются в объекты общения: родитель не собирается учитывать желания ребенка, а ребенок не чувствует себя полноценным человеком, чьи чувства представляют интерес для самых близких людей. Вот и получается, что удобно – не значит перспективно. Хочется воскликнуть: «Родители! Хватит подавлять волю и интеллект своих детей! » Диапазон применения байки: личные беседы психолога и учителя с родителями, родительские собрания в школе.
|
|||
|