![]()
|
|||
№ 89. Байка «Правило антиконфиденциальности школьного психолога»
На педагогическом совете в начальной школе психолог выступила с докладом о результатах своей работы с первоклашками и их родителями. Ее выступление звучало примерно так: – Я познакомилась с папой Виталика Т. Он выглядит пьющим человеком. Жаль, что можно ожидать от такого отца? Теперь понятно, почему так себя ведет Виталий на уроках. – Вы говорили, что Маша З. немного туповата. Да, согласна. Ее мама трех слов связать не может. Кстати, жаловалась, что сама в детстве была необучаемой. – А про Степана я узнала, что он мочится в постель. Нужно его вести к психиатру. Знаю, что энурез не лечится. Хорошо, что мне мама это случайно сообщила. Теперь понятно, что там семейные проблемы. У мальчика явный невроз. Одна из учителей не выдержала и сказала: – А я узнала, что вы уже третий раз замужем. Не объясните, почему так получается в семьях у психологов? Все педагоги замерли, но психолог почти не смутилась: – К современным мужчинам можно предъявить много претензий. Однако давайте вернемся к нашим детям… Мораль. Недопустимо бравировать знаниями о личных проблемах клиентов. Комментарий. Любому школьному психологу и учителю важно изучать этический кодекс и применять его в своей профессиональной деятельности. Попробую обобщить основные этические нормы. 1. Осведомленность. • Клиент извещен о цели оказания помощи, о применяемых методах, способах и средствах работы специалиста. • Специалист извещен о психическом состоянии клиента, о жизненных обстоятельствах, которые привели к необходимости получения помощи. Психолог информирует клиента о возможных рисках и альтернативных методах лечения, включая непсихологические.
2. Добровольное согласие. • Клиент сам изъявляет желание получения помощи. • Специалист согласен оказывать помощь с учетом запроса клиента, его психического состояния и готовности к доверительному сотрудничеству.
3. Доверительное сотрудничество. • Клиент предоставляет необходимые факты, которые не искажают ситуации, требующей вмешательства специалиста. • Специалист открыто высказывается по теме запроса клиента.
4. Безоценочность суждений. • Клиент получает помощь в соответствии со своей жизненной ситуацией, не привлекая оценочных суждений о близких ему людях: не критикует, не обвиняет, а старается понять собственные проблемы. • Специалист не позволяет себе субъективных оценочных суждений о разных высказываниях и поступках клиента.
5. Конфиденциальность. • Клиент не разглашает третьим лицам (жене/мужу, друзьям, коллегам) подробности содержания помощи, предоставляемой специалистом. • Специалист не разглашает имен, обстоятельств и других сведений, относящихся к содержанию запроса клиента. Отдельные сведения о клиенте могут быть предоставлены только для проведения супервизии в целях поиска дополнительных возможностей с привлечением компетентных коллег. Специалист должен принять все необходимые меры предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия клиента, чтобы свести к минимуму его жизненные риски.
Соблюдение этих несложных правил позволит существенно улучшить качество оказания психолого‑ педагогической помощи в условиях педагогического процесса. Диапазон применения байки: семинары и тренинги для специалистов школы.
|
|||
|