|
|||
№ 82. Байка «Классная ябеда»
Ничего невозможно утаить от Светки во время уроков. Она пристально наблюдает за всеми одноклассниками. Напишет кто‑ нибудь записочку, бросит ее, а «повелительница порядка» тут как тут: – Анжела Константиновна! Баранкин кинул бумажку Соньке Удаловой. Они мешают всем учиться, – громко докладывает Светка учительнице о поведении увлеченной друг другом парочки. На соседней парте вообще затеяли морской бой. Это форменное безобразие. Нужно им написать плакат на альбомном листе: «Прекратите игру! » Превращают урок в балаган. Управы на них нет. – Анжела Константиновна! А Петрушкин и Бахвалов в морской бой играют. Вас не слушают, – старается опять блюстительница порядка. Вот Дашка хвастается своей косметикой перед сидящими сзади за партой девчонками. Это просто наглость. Они не в парфюмерном магазине. – Анжела Константиновна! А девочки косметику на парте разложили. Сейчас краситься начнут, – не унимается Светка. Учительница в конце концов не выдержала: – Света, давай мы с тобой по поводу твоих одноклассников после урока пообщаемся. Приходи ко мне в учительскую. Будем разбираться. После слов учительницы в классе раздались ехидные смешки. Мораль. В школе учатся дети с коммуникативным отношением к учебному процессу. Комментарий. При так называемом «коммуникативном» отношении к учебному процессу внимание ученика с трудностями в обучении сосредоточено в основном на учителе: взрослый рассматривается, изучается, постоянно отслеживаются его действия, поступки. Ребенок даже играть предпочитает с учителем, а не со сверстниками, принося игрушки из дома и демонстрируя их педагогу. Такие дети много жалуются на окружающих, ябедничают, могут демонстративно капризничать. Содержание обучения становится второстепенным по отношению к проблеме налаживания контактов с учителем. Такой ребенок будет ждать персонального приглашения к началу урока, личных указаний в свой адрес, похвалы и позитивной оценки своих личностных качеств. Он будет избегать фронтальных форм работы, привлекая к себе внимание учителя различными способами: выкрикивая с места, привставая и вертясь, манипулируя школьными принадлежностями, заглядывая в тетради сидящих рядом одноклассников. В случае возникновения затруднений ученик без сожаления бросит выполнение учебного задания. В результате школьная ситуация превращается в бессодержательное, назойливое общение с взрослым. Возникновению этого типа отношения к школе способствует неправильное семейное воспитание, когда не дается установок на продуктивную активность, игру, творчество, труд. Исправлять указанные недостатки приходится учителю, который вынужден демонстрировать индивидуальным подходом к ученику содержательный аспект школьного обучения, уделяя много внимания ребенку. Установлению правильных взаимоотношений учителя с учеником поможет проявление педагогом терпения, понимания личностных особенностей ребенка. Неприемлема тактика «педагогического крика», иронии, насмешек. Учитель постепенно переключает внимание такого ученика на других детей, школьную жизнь в целом. Доверительные отношения в сочетании с настойчивыми требованиями позволяют создать у ребенка чувство защищенности и эмоционального комфорта, что имеет важнейшее значение для последующей школьной адаптации и реализации потенциальных способностей ученика. Диапазон применения байки: комплексная психолого‑ педагогическая помощь, психологическое сопровождение ученика, консультации психолога с родителями и учителями.
|
|||
|