Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Черная Магия 30 страница



 Затем участники сборища пировали (причем, как утверждает Мадлен, дважды на

стол подавали жареную человечину), после чего начиналась буйная оргия.

 Женщины отдавались священникам, а также духу покойного отца Давида.

 В своей лютой ненависти к христианству эти сатанисты доходили до предела.

 Они сжигали просфоры и лили на пол освященное вино. На одно такое собрание

кто-то принес маленькое распятие. К нему пригвоздили просфоры; участники

сборища били его ножами. В другой раз одна из женщин принесла своего

новорожденного ребенка, и его распяли живьем на деревянном кресте;

ручки и ножки младенца прибили к кресту гвоздями, на которые были насажены

освященные просфоры.

 Эти сборища продолжались до 1642 года. Затем Пикар умер, а у многих

монахинь начались истерические припадки и конвульсии, которые истолковали

как одержимость бесами. После долгого расследования, в 1647 году, Булле

был сожжен на костре. Вместе с ним сожгли эксгумированный труп Пикара.

 Мадлен Бавен умерла в тюрьме в том же году, в возрасте сорока лет, перед

этим совершив несколько попыток самоубийства.

 А спустя тридцать лет во Франции начался настоящий разгул сатанизма. С

по 1680 год по обвинению в святотатстве было казнено по меньшей мере

пятьдесят священников; многие были заключены в тюрьму. Отца Даво обвинили

в том, что он служил черную мессу на теле обнаженной женщины, а также

использовал обычную мессу в чародейских целях, подкладывая под алтарный

покров записки с именами тех, кого желал совратить или убить. Отца Турне

обвинили в том, что он служил мессу на теле забеременевшей от него

девушки; он надеялся, что у нее случится выкидыш, но она умерла от страха.

 Отца Леменьяна приговорили к пожизненному заключению за то, что в ходе

черной мессы он убил двух детей и разрезал их тела на куски. Этого же

священника обвинили в служении мессы с целью найти клад. Отец Коттон,

окрестив некоего младенца в священном елее, задушил его и принес в жертву

Дьяволу. Отец Жерар при служении сатанинской мессы использовал в качестве

алтаря тело девушки и совокуплялся с нею в ходе церемонии.

 Многие из этих священников-сатанистов были арестованы по распоряжению

специального суда, учрежденного Людовиком XIV в 1679 году для

расследования нескольких случаев отравления французских аристократов.

 Заседания суда были закрытыми, а приговоры не подлежали обжалованию. Члены

суда собирались при свечах в помещении без окон, стены которого были

задрапированы черной тканью. Во главе этого 'ChambreArdente' - 'Пламенного

суда' - стоял Никола де ла Реми, комиссар полиции Парижа. В центре его

внимания очень быстро оказались не только отравители, но и колдуны. Даже

весьма скептически настроенные современные авторы обнаруживают в отчетах

де ла Реми значительную долю истины.

 Следственная работа сосредоточилась вокруг некой вдовы Катрин Деше,

известной под именем Ла Вуазен, которая была гадалкой и, как подозревали,

делала подпольные аборты. Вскоре стало ясно, что Ла Вуазен поставляет

дамам из высшего света яды и любовные зелья, а также устраивает по их

заказу черномагические ритуалы. При обыске в ее доме обнаружили своего

рода часовню. Стены этого помещения были задрапированы черной тканью, а за

алтарем висела черная занавеска с вышитым на ней белым крестом. На алтаре

лежал тюфяк, покрытый черной тканью; на тюфяке стояли белые свечи. В доме

также нашли печь, в которой, по-видимому, сжигали тела детей,

приносившихся в жертву во время черной мессы. Кроме того, обнаружилось

множество магических книг и свечей из человеческого жира (поставщиком

этого жира оказался палач, бывший одним из любовников Ла Вуазен). В

феврале 1680 года Ла Вуазен сожгли на костре, а в октябре того же года

король приостановил работу 'Пламенного суда' - очевидно, из-за того, что

подозрения пали на королевскую фаворитку мадам де Монтеспан. Однако по

поручению короля де ла Реми втайне продолжал расследование вплоть до июня

года.

 Очаровательная и прекрасная маркиза Франсуаза - Атенаис де Монтеспан (р.

) была фрейлиной королевы. В 1667 году она привлекла внимание Людовика- после того, как впервые прибегла к услугам Ла Вуазен. Маркиза желала,

чтобы король охладел и к королеве, и к своей тогдашней фаворитке, герцогине

де Лавальер. Она хотела стать его любовницей, а затем и супругой. Ла Вуазен

пригласила священника, отца Марьетта, который отслужил мессу в помощь

госпоже де Монтеспан. Маркиза во время службы стояла на коленях. Священник

прочел отрывок из Евангелия, держа книгу у нее над головой, а затем

произнес заклинание: '.. дабы королева была бесплодна, дабы король покинул

ее ложе и пришел ко мне, дабы дал он мне все, что попрошу я для себя и для

моих родственников... дабы, охваченный страстью вдвое сильнейшей, нежели

прежняя, король покинул Лавальер и больше ни разу не взглянул на нее; и

дабы, когда королева будет отвергнута, я смогла стать женой короля'. Всю

эту церемонию повторили трижды; последний раз - в церкви. Священник вырвал

сердца у двух голубей, положил их на алтарь и окрестил именами короля и

маркизы де Монтеспан. Голубь - символ страсти, священная птица не только

Христа, но и Венеры. В том же году маркиза де Монтеспан стала любовницей

Людовика XIV.

 Однако положение ее казалось шатким, и вскоре маркиза вновь обратилась к

Ла Вуазен за помощью. Отслужили еще несколько месс, причем священник

положил на алтарь под потир любовные талисманы и благословил их. Это были

медальоны, наполненные порошком из сушеных бородавок, крови летучей мыши и

шпанских мушек. После мессы королевская фаворитка забрала талисманы и

подсыпала их содержимое в пищу королю.

 В 1673 году над маркизой де Монтеспан нависла опасность: у нее появилась

серьезная соперница. Чтобы справиться с критической ситуацией, Ла Вуазен

пригласила зловещего и таинственного аббата Жибора, которому в то время

было уже за шестьдесят. Обрюзгшее, чувственное лицо этого высокого,

крепкого старика было обезображено косоглазием и густо испещрено синими

прожилками вен. Жибор отслужил три мессы над обнаженным телом маркизы де

Монтеспан, которое использовал вместо алтаря, поместив потир ей на живот.

 Дойдя до освящения даров, аббат перерезал горло ребенку, наполнил кровью

потир и, добавив муку, изготовил гостию. После освящения этой чудовищной

просфоры маркиза де Монтеспан произнесла заклинание (либо его прочел от ее

лица сам Жибор):

 'Астарот, Асмодей, князья согласия, заклинаю вас принять в жертву этого

ребенка, а взамен дать мне то, о чем я прошу: чтобы король и дофин не

лишили меня своей дружбы, чтобы принцы и принцессы при дворе воздавали мне

почести и чтобы король не отказывал мне, о чем бы я ни попросила его ради

моих родственников и моих верных слуг'.

 Затем де Монтеспан забрала с собой освященную просфору и немного крови

ребенка и подмешала их в пищу королю.

 И все же она не чувствовала себя в безопасности. А потому в 1676 году,

когда в Париже вспыхнул бунт из-за того, что дети часто стали исчезать без

вести, маркиза снова призвала на помощь Жибора. Вышеописанную церемонию

повторили еще три раза в часовне Ла Вуазен; первую мессу Жибор отслужил на

теле де Монтеспан, а вторую и третью - на теле самой хозяйки дома. Дочь Ла

Вуазен, Маргарита, присутствовала на мессах такого рода и впоследствии

рассказала о том, как они проходили. Женщина, заказавшая мессу,

раздевалась донага и ложилась на тюфяк на алтаре. Ноги она сгибала в

коленях или свешивала вниз; голову клала на подушку; руки расставляла

крестом и в каждой руке держала по черной свече. Грудь ее покрывали

передником с изображением креста, а на живот ставили потир. Дойдя до

освящения даров, священник перерезал горло ребенку, а просфору освящал над

гениталиями женщины. 'Сколько раз священник целовал алтарь, - сообщила

Маргарита, - столько раз он целовал и ее тело, а просфору освящал над ее

гениталиями, в которые вставлял маленький кусочек гостии. В конце мессы

священник входил (inibat) в женщину и, погрузив руки в потир, омывал ее

половые органы'*.

 Однако этот ритуал не сработал, и в 1679 году, доведенная до отчаяния

страстью короля к другой женщине, маркиза де Монтеспан прибегла к

смертоносной магии. Жибор отслужил заупокойную мессу по королю и прочел

заклинания, которые должны были погубить монарха. Когда не подействовало и

это, маркиза организовала заговор с целью отравить короля. Заговор

провалился: в марте 1679 года Ла Вуазен была арестована. Мадам де

Монтеспан не предстала перед судом: ее не стали ни в чем обвинять, и

король, по-видимому, желая избежать скандала, обращался с нею учтиво, но

весьма прохладно. В 1691 году она покинула двор. С годами маркиза стала

чрезвычайно набожной, вела аскетичную жизнь и занималась

благотворительностью, но до конца своих дней боялась смерти и темноты.

 Жибор был заточен в Безансонском замке, где провел три года, прикованный к

стене, после чего умер.

 Был ли Жибор убежденным сатанистом, нам неизвестно, но это кажется весьма

вероятным. Правда, мессы, которые он служил, были только средством для

возбуждения любовной страсти, а не дьявольскими литургиями. Однако черные

свечи, черные занавеси на стенах часовни, обращения к демонам Астароту и

Асмодею, принесение в жертву детей, осквернение Святых Даров и смешение

святости с чувственностью сближают ритуалы Жибора с настоящей черной

мессой - литургией во славу Дьявола.

 В XVIII-XIX веках рассказы об оргиастических кощунствах и извращениях во

время сатанинской мессы доходят до полной непристойности: участники таких

ритуалов подвергают сексуальному надругательству неприлично искаженные

образы Христа и Девы Марии (либо большие освященные просфоры, разломанные

пополам). Священник почти не отклоняется от ортодоксального текста

католической мессы, однако вместо 'Бог' произносит 'Сатана', и вместо

'добро' - 'зло'. Некоторые части мессы читаются задом наперед. Смысл

христианских молитв выворачивается наизнанку, как в случае с сатанинской

версией молитвы

'Отче наш'; 'Отче наш, бывший на небесах... Да будет воля твоя на небесах,

как и на земле... Введи нас во искушение и не избави нас от лукавого... '

Тем самым христианская литургия одновременно и оскверняется, и, будучи

могущественным религиозным и магическим ритуалом, преображается в

церемонию прославления Дьявола. То же самое происходит с сатанинским

причастием, которое, как утверждают, готовится из экскрементов и

менструальной крови или спермы. Прежде чем вложить гостию в рот участникам

мессы, на нее испражняются или изливают семя. Ведь Дьявол - это владыка

тела, а не души; повелитель плодовитости, а не духовности. Кроме того,

превращение выделений человеческого организма в 'плоть и кровь' божества

может быть связано с оккультным принципом, гласящим, что каждый человек -

потенциальный Бог.

 Лучшим авторитетом в области сатанистских ритуалов Нового времени

считается Шарль Мари Жорж Гюисманс. Неизвестно, довелось ли ему на самом

деле присутствовать на черной мессе, однако в романе 'Там, внизу',

опубликованном в 1891 году, он подробно описывает это действо. Героя

романа, Дюрталя, приводят в грязную, полутемную часовню в частном доме.

 Часовня освещена лампадами, висящими на бронзовых люстрах с розовыми

стеклянными подвесками. Над алтарем Дюрталь видит 'бесчестного,

насмешливого Христа', чье звероподобное лицо 'искажено гримасой злобного

хохота'. На алтаре стоят черные свечи. В качестве благовоний жгут руту,

мирт, сушеный паслен, белену и дурман вонючий (сильнодействующее

наркотическое средство). Псаломщики и певчие оказываются

гомосексуалистами. Мессу служит безобразный пожилой священник - каноник

Докр. На нем темно-красная риза, надетая на голое тело, и багровая шапка с

двумя рогами из красной ткани.

 Докр начинает мессу; мальчики -певчие поют ответствия; 'прихожане' берут

кадильницы и глубоко вдыхают дурманящий дым. Преклонив колени перед

алтарем, Докр славит Сатану как благоразумного Бога, справедливого Бога,

мастера злословия, подателя преступных выгод, правителя роскошных грехов и

великих пороков, укрепителя побежденных и сюэереяа возмущенных, счетовода

унижений и казначея старых обид, надежду мужественности, государя лишенных

наследства; как сына, которому суждено свергнуть безжалостного Отца. Докр

взывает к Дьяволу с мольбой даровать своим приверженцем славу, богатство и

власть. Затем он проклинает ненавистного Христа, обманщика, шарлатана и

нарушителя клятв, который обещал спасти человечество, но не спас; который

обещался явиться в славе, во не явился; который обещал заступиться за

людей перед Отцом, но не заступился. Докр возглашает, что своей властью

священника он сейчас принудит этого беспомощного Царя и трусливого Бога

снизойти в просфору, а затем накажет его, осквернив его тело.

 Слушатели корчатся и истерически визжат. Докр освящает просфору и

оскверняет ее семяизвержением, а затем швыряет на пол. Сатанисты хватают

ее, рыча, разрывают на куски и жуют. Потрясенный Дюрталь увидел, как Докр,

'исходя яростью, жевал освященные просфоры, затем выплевывал их, хлестал

ими свое тело и раздавал их женщинам, а те, завывая, принимались топтать

их ногами и, пытаясь добраться до гостии и надругаться над нею,

спотыкались и падали друг на друга'. Затем качалась отвратительная оргия;

Дюрталю стал' дурно, и он незаметно ускользнул.

 В этом описании отчетливо выразилось типичное для сатанистов (а также

встречающееся в ведьмовских культах) убеждение в том, что Христос - это

ложный бог, сбежавший на небеса и пребывающий там в безопасности и

блаженстве, ничуть не заботясь о человечестве. Это представление связано с

древним гностическим учением о том, что Бог далек от людей, а земной мир

находит' под властью Дьявола. Христианство - лживая, мошенническая

религия, а церкви-торговцы шарлатанским снадобьем.

 Прототипом каноника Докра послужил отец Луи Ван Хакке, капеллан церкви

Крови Христовой в Брюгге. Гюисманс считал, что Ван Хакке - сатанист и что

он заманивает в свои сети молодых людей, совращает их и. посвящает в тайны

черной магии. Ходили слухи, что этот капеллан вытатуировал на подошвах

кресты, чтобы постоянно попирать ногами символ Христа. По ночам его мучили

кошмары; он вскакивал с постели, зажигал все светильники в доме, изрыгал

дьявольские проклятия и учинял чудовищное надругательство над освященными

просфорами. Аббат Буллен, которого Гюисманс обожал, также фигурирует в

романе 'Там, внизу'; он послужил прототипом гораздо более симпатичного

персонажа - доктора Иоганна.

 Черная месса чаще встречается на страницах мистических триллеров, чем в

реальной жизни, однако время от времени попадаются и документальные

свидетельства подобных ритуалов. В 1889 году газета 'Ле Матен' опубликовала

рассказ некоего журналиста, который сперва написал статью, ставившую под

сомнение реальность черных месс, но затем получил приглашение на одну из

таких церемоний. К месту сатанистского сборища его доставили с завязанными

глазами. Когда повязку сняли, он оказался в полутемной комнате, стены

которой были покрыты эротическими фресками. На алтаре в окружении шести

черных свечей стояла статуэтка козла, попирающего распятие. В комнате было

около пятидесяти человек - мужчин и женщин; они пели гимны, а священник в

красном облачении служил мессу на теле обнаженной женщины, лежавшей на

алтаре. Затем он освятил черные просфоры, и сатанисты съели их. Церемония

завершилась оргией. Редакция 'Ле Матен' подтвердила, что автор статьи

действительно побывал на описанном сборище, однако никаких дополнительных

подробностей не сообщила.

 В 1895 году на вилле Боргезе в Риме обнаружили сатанистскую часовню.

Стены ее были задрапированы черными и багряными занавесями, а за алтарем

висел гобелен, изображавший триумф Люцифера. На алтаре стояли свечи и образ

Сатаны. Богатое убранство часовни дополнялось молитвенными столиками и

стульями, покрытыми алой тканью и позолотой. Часовня освещалась

электрической лампой через огромный люк в потолке.

 Уильям Сибрук, коллекционер мистических опытов, в 1940 году писал, что

посещал черные мессы в Лондоне, Париже, Лионе и Нью-Йорке. Такую мессу,

утверждал он, должен служить священник, отступивший от веры, а помогать

ему должна проститутка в алых одеяниях. На алтаре перед перевернутым

распятием должна лежать обнаженная женщина, лучше всего - девственница.

 Потир помещают у нее между грудей; тело ее слегка окропляют вином. Гостию

после освящения не возносят, а, напротив, бросают на пол и оскверняют *.

 Испанский писатель Хулио Каро Бароха пересказывает события, происходившие

в 1942 году в испанской Стране басков. Шестеро мужчин и три женщины

собрались на ферме и, после обильной трапезы, разделись донага. Затем они

подогрели суп в котле и сварили в нем живьем кошку. После этого суп съели,

перед каждой ложкой читая заклинания. Один из присутствующих сложил алтарь

из досок и отслужил пародийную мессу, вместо просфор раздав куски колбасы.

 Все это время мужчины ласкали и тискали женщин **.

 В 1950-е годы сообщения о черных мессах появлялись в Италии, а в 1963

году в Англии вспыхнула настоящая эпидемия черномагических церемоний.

Алтарь церкви в Суссексе пришлось освятить заново после того, как четверо

мужчин совершили в этой церкви некий таинственный ритуал, по-видимому,

пытаясь вызвать злых духов. Утверждают, что черную мессу служили в церкви

Сент-Мэри в Клопхилле (Бедфордшир). По-видимому, здесь также занимались

некромантией, ибо на соседнем кладбище оказались вскрытыми шесть могил, где

были похоронены женщины; один из скелетов нашли в здании церкви. 'Если

кто-либо сознательно призывает Дьявола посредством церемонии, - писал

Элифас Леви, - то Дьявол является в зримом облике'. Однако этот Дьявол, по

мнению Леви, не существует независимо от человека: он - всего лишь некая

иллюзия, материализуемая воображением мага. Убежденные сатанисты

встречаются кое-где и в наши дни, однако для большинства современных, магов

христианского Князя Тьмы просто не существует. Согласно оккультной теории,

существуют различные силы и сущности-либо во внутреннем мире мага, либо во

внешней действительности, - которые традиционно принято считать злыми,

однако представить себе абсолютно злое божество - так же, как и абсолютно

доброе - невозможно. Истинный, Единый Бог - это совокупность всех вещей и

явлений; он содержит в себе все добро и зло и примиряет все

противоположности.

 Для магов добро и зло суть две стороны одной медали; они кажутся

отделенными друг от друга и противостоящими друг другу, но на самом деле

являются лишь двумя ипостасями некоего превосходящего их целого. В своем

стремлении стать совершенным человеком - то есть Богом- маг старается

испытать все многообразие жизненного опыта и подчинить себе все явления,

независимо от того, какие ярлыки навесила на них традиция. До тех пор,

пока маг не достигнет своей цели и не завершит Великое Делание, рассуждать

об истине, которая превыше всех ярлыков, он не имеет права: ибо, как

сказал Эдемский змей, познание добра и зла - удел богов. Большинство магов

осуждают сатанизм не менее сурово, чем христиане. Но если христианская

церковь, которой Дьявол, по сути дела, обязан своим существованием,

осуждает поклонение ему как служение злу, то маги презирают

дьяволопоклонство как признак неспособности понять истинную природу

вселенной.

 

 

 Примечание 1 Книга Бытие, 3: 4-5.

 Примечание 2 *Пспьмистрия - гадание по ладони, раздел хиромантии. -

Примеч. пер.

 ** От шотландского coven - 'шабаш', 'сборище ведьм'. В современном

ведовстве - колдовское сообщество, члены которого связаны духовными узами

и вместе исполняют ритуалы, требующие коллективного участия. - Примеч. пер.

 Примечание 3 Христианская Наука - секта, основанная в США в 1866 голу

Мэри Бейкер Эдаи. В основе ее лежит доктрина 'духовного исцеления',

гласящая, что искреннее устремление души к Господу спасает от всех

'иллюзорных' страданий плоти. - Примеч. пер.

 Примечание 4 *Арнольд (Арнольд), Мэтью (1822-1888) - английский поэт,

критик ч публицист викторианской эпохи, автор множества эссе. - Отличался

дидактичной религиозностью. - Примеч. пер.

 ** Crowley Magic in Theory and Practice. Castie Books, N. Y., n. d. (tet. 1929). Pp. 4-5. - Примеч. автора.

 Примечание 5 Агриппа. Оккультная философия. Цит. по: Yates F. A. Giordanoand the Hermetic Tradition. Routledge & Kegan Paul, London, 1964. P.

 136. - Примеч. автора.

 Примечание 6 Levi E. The Key of the Mysteries. Trans. A. Crowley. Rider,, 1959. P. 171. -Примеч. автора.

 Примечание 7 * В англоязычной традиции словом 'shell' ('оболочки',

'скорлупки') принято передавать каббалистический термин 'клипот'. Клипот

(др. евр. 'скорлупа', 'шелуха') - демонические миры, являющиеся отражением

благих миров и, согласно традиции, представляющие собой отходы

изначального Творения. - Примеч. пер.

 ** Гулы - в мусульманской мифологии демонические существа, которые

принимали облик прекрасных женщин, чтобы завлечь неосмотрительного

путника, после чего убивали и съедали свою жертву. - Примеч. пер.

 ** Псалтирь, 90: 5-6.

 Примечание 8 ' Levi Е. The History of Magic. Trans. A. E. Waite. Dutton,. Y., 3d ed., n. d. P. 149. - Примеч. автора

Примечание 9 Цит. По kirk G. S., Raven J. R. The Pre Socratic Philosophers.

 Cambridge University Press, 1960. P. 29 примеч. Автора.

 Примечание 10 Randolf V. Ozark Superstitions. Columbia University Press,. Y., 1947. Pp. 264 ff. - Примеч. автора.

 Примечание 11 Соединение - один из астрологических аспектов (угол между

планетами - 0ё); подробнее см. в главе 5. - Примеч. пер.

 Примечание 12 Скотт Майкл (конец XII в. - не позднее 1236 г. ) -

шотландский астролог и теолог, с которым связано множество легенд. Под

именем Микеле Скотто Данте поместил его в Аду среди прорицателей. -

Примеч. пер.

 Примечание 13 *Подробнее о гадании по чиханию у Майкла Скотта см. в кн.:

 Thorndike L. A History of Magic and Experimental Science. Macmillan andUniversity Press, 1923-1958. 8 vols. Vol. II, p. 330. - Примеч.

 автора.

 ** Showers P. Fortune Telling for Fun and Popularity. Blakiston,, 1945. Pp. 324 ft. -Примеч. автора.

 Примечание 14 *Кампанелла Томмазо (1568-1639) - итальянский

философ-утопист, поэт, политический деятель; серьезно занимался

астрологией. Автор множества магических, астрологических и алхимических

сочинений, большинство из которых не сохранилось. Знаменитая утопия

Кампанеллы 'Город Солнца' (1602, опубл. в 1623) проникнута астрологической

символикой. -Примеч. пер.

 **Yates F. A. Girdano Bruno and the Hermetic Tradition. Routledge & Kegan, London, 1964. Pp. 375-376. -Примеч. автора. Интересно, что это

событие, по-видимому, произвело большое впечатление па самого Кампанеллу.

 Позднее он предсказал дату собственной смерти, приурочив ее к другому

солнечному затмению - 1 июня 1639 года. Он ошибся всего на одиннадцать

дней: смерть наступила в ночь с 20 на 21 мая. - Примеч. пер.

 Интересно, что это событие, по-видимому, произвело большое впечатление па

самого Кампанеллу. Позднее он предсказал дату собственной смерти,

приурочив ее к другому солнечному затмению - 1 июня 1639 года. Он ошибся

всего на одиннадцать дней: смерть наступила в ночь с 20 на 21 мая. -

Примеч. пер.

 Примечание 15 Lea Н. С. Materials Towards a History of Witchcraft. Ed. A.

 C_ Howland. Yoseloff, N. Y., 1957 (1st ed. 1939). 3 vols. Vol. II, p. 935.

 - Примеч. автора.

 Примечание 16 McPherson J. M. Primitive Beliefs in the North-East of. Longmans Green, London, 1929. P. 199. - Примеч. автора.

 Примечание 17 Hole С. Witchcraft in England. Scribner's, N. Y., 1947. P.

.

 

 - Примеч. автора. На Руси в старицу применялось схожее и не менее

отвратительное средство от зубной боли. Советовали взять в каждую руку по

живому кроту и медленно душить их - так, чтобы они задохнулись только

через два часа. Считалось, что боль будет постепенно переходить в тела

умирающих животных, а по окончании ритуала покинет человека окончательно и

умрет вместе с кротами. - Примеч. пер.

 Примечание 18 *Trachtenbera J. Jewish Magic and Superstition. Behrman's,. Y., 1939. Pp. 124-126. - Примеч. штора.

 ** Radtord E., Radford M. A. Encyclopedia of Superstitions. Ed. '-. Hole.

 Hutchinson, London, 1962. P. 202. -Примеч. автора.

 Примечание 19 Seabrook W. Witchcraft: Its Power in the World Today.

 Harcourt Brace, N. Y., 1940. Pp. 19, 72. -Примеч. Автора

Примечание 20 Bromage В. The Occult Arts of Ancient Egypt. Aquarian Press,, 1953. P. 157. -Примеч. автора.

 Примечание 21 James Е. О. Prehistoric Religion. Praeger, N. Y., 1957. Pp.

 20 ff. - Примеч. автора.

 Примечание 22 Русское слово 'зеленый' восходит к праславянскому корню

'zе1q', от которого в различных славянских языках образовались слова со

значением 'растительность' и 'зеленый цвет'. - Примеч. пер.

 Примечание 23 *TrachtenbergJ. The Devil and theJews. Meridian Books, N. Y.,

(Isted. 1943). Pp. 107-108. - Примеч. автора.

 **Подробнее об этом вопросе см.: Kouwer B. J. Colors and Their Character.

 Martinus Nijhoff, The Hague, 1949; а также: Morrish F. Outline ofPsychology. Rider, London, 1952. Pp. 110 ff. - Примеч. автора.

 Примечание 24 *Уэйт, Артур-Эдвард (1857-1941) - английский оккультный

писатель и автор известной колоды Таро (Таро Райдера-Уэйта). - Примеч. пер.

 **Бульвер-Литтон, Эдвард Джордж (1803-1873)- английский

писатель-романтик,

который пользовался большим уважением среди оккультистов конца XIX -

начала XX века. Его перу принадлежит известный эзотерический роман

'Заноии'. - Примеч. пер.

 Примечание 25 Аполлонии Тианский (ум. 97) - античный философ-мистик из

Каппадокии, проповедник, представитель неопифагореизма. Он считался

чудотворцем и вскоре после смерти был обожествлен. Его окружало множество

легенд, в частности - предание о его чудесном рождении, о том, что он

воскрешал мертвых, таинственным образом мгновенно переносился из одного

места в другое, обладал даром дальновидения. Утверждали, что тело его

после смерти бесследно исчезло. - Примеч. пер.

 Примечание 26 *Levi Е. Transcendental Magic, Its Doctrine and Ritual.

 Trans. A. Е. Waite. Redway, London, 1896. Pp. 113 ff. Полный текст

вышеупомянутого 'длинного и таинственного заклинания' приводится в

приложении к книге Леви. - Примеч. автора. **Levi Е. The Key of the. Trans. A. Crowley. Rider, London, 1959. Pp. 112-113. - Примеч.

 автора.

 Примечание 27 См. Baldick R. The Life of J. -K. Huysmans. Clarendon Press,, 1955. Pp. 154-156. -Примеч. автора.

 Примечание 28 *Мелхиседек - библейский персонаж, царь-священник Салима

(по-видимому, Иерусалима) во времена Авраама. В Новом Завете эпизод с

десятой частью военной добычи, которую патриарх Авраам отдал Мелхиседеку,

трактуется как символ величия. Иисуса Христа (см. 14 главу Книги Бытие и 7

главу Послания к Ефесянам). - Примеч.

 ** Laver J. The First Decadent. Faber, London, 1954. P. 139. Примеч.

Автора

Примечание 29 * Письма Гюисманса из Лиона цит. по: Baldick R; The Life. -K. Huysmans. Clarendon Press, Oxford, 1955. Pp. 186-189. - Примеч.

автора.

 ** Жозефин Пеладан (1858-1918). Был также автором многочисленных

оккультных романов и возглавлял оккультную ложу. - Примеч. пер.

 

 Примечание 30 Письмо Буллана к Гюисмансу цит. по: Rhodes Н. Т. F. TheMas. Citadel Press. N. Y., 1955. P. 155 Примеч. автора.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.