Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Черная Магия 28 страница



последователи. Позже основанием для каннибализма, судя по всему, являлась

вера в то, что поедание человеческой плоти привязывает ведьму к секте (как

привязывало к секте зелье из экскрементов жабы, которым угощали новичков

туринские вальденсы). А по словам некоторых ведьм, маленьких детей они ели

для того, чтобы потом не смогли признаться в своих преступлениях (видимо,

магическим образом переняв от младенца неспособность говорить).

 Постоянно фигурирует в признаниях ведьм непристойный поцелуй. Некоторые

ведьмы утверждали, что вместо зада у Дьявола под хвостом находится второе

лицо, которое они и целовали. Баскская ведьма Жанетта д'Абади говорила,

что участники шабаша целовали Дьяволу лицо, пупок, фаллос и зад, - и это

заставляет вспомнить об одном из обвинений, выдвинутых против тамплиеров.

 В 1581 году авиньонские ведьмы сообщили, что при посвящении ведьма

отрезает лоскут от своей одежды и передает его Дьяволу как залог верности.

 В прошлом эта же деталь фигурировала в церемонии посвящения в секту

люцифериан. В ритуале поклонения Дьяволу фигурировали также свечи (вообще,

место шабаша освещалось свечами, так как ведьмовские сборища чаще всего

происходили ночью). В 1564 году в Пуатье трое мужчин и женщина признались

в том, что поклонялись чудовищному черному козлу, подходя к нему со

свечами и скрепляя клятву верности непристойным поцелуем. В некоторых

случаях Дьявол сам зажигал свечи и раздавал их участникам шабаша; иногда

же каждый вновь прибывший на шабаш подходил к Дьяволу и зажигал свою свечу

от свечи, укрепленной у него между рогов. Не исключено, что это - еще одно

проявление веры в связь между Дьяволом и солнцем, источником света.

 Уже в ранних описаниях ведьмовского культа очевидна его антихристианская

направленность. В 'Молоте ведьм' ('Malleus Maleficarum') - трактате,

написанном двумя инквизиторами, опубликованном в 1486 году и в свое время

считавшемся главным авторитетом в вопросах ведьмовства, - говорится, что

отречение от католической веры было первым из четырех основных требований,

предъявлявшихся к ведьмам (кроме того, они должны были навеки предаться

злу, приносить Сатане некрещеных детей и свободно удовлетворять свою

похоть). Здесь также приводятся жалобы людей, обращавшихся к ведьмам за

помощью: в уплату ведьмы требовали, чтобы во время мессы, когда священник

поднимет гостию, те сплюнули, закрыли глаза или шепотом произнесли бранные

слова *. Жертвы чудовищных гонений на ведьм в Бамберге в начале XVII века

утверждали, что ведьмы отрекаются от христианства в следующих словах:

 'Вот, я ступаю ногами на этот навоз и отрекаюсь от Иисуса Христа'. Четырех

Бамбергских ведьм обвинили в том, что они не глотали освященную просфору,

а держали ее во рту и после оскверняли. Их приговорили к пытке

раскаленными щипцами, которую следовало повторить столько раз, сколько раз

они осквернили хлеб причастия.

 Ведьмы признавались также в том, что во время шабаша совершали пародию на

мессу. Считалось, что это - главный ведьмовской ритуал, хотя первые

сообщения о нем появились сравнительно поздно. Иезуит Мартин дель Рио

около 1596 года писал, что ведьмы пользуются святой водой и довольно точно

воспроизводят католические обряды. Юрист Пьер де Ланкр, фанатичный охотник

за ведьмами, описывая расследование, которое он проводил во французской

Стране басков в 1609 году, утверждал, что все духовенство в этой области

заражено сатанизмом. Пятеро священников якобы служили на шабашах пародию

на мессу, а одному сам Дьявол уплатил в награду двести крон. В некоторых

случаях мессу служил сам Дьявол. Лишенный сана пресвитерианский священник,

входивший в ведьмовскую секту в Лотиане и представший перед судом в 1678

году, исполняя на шабашах роль Дьявола, читал сатанинские проповеди, в

которых заявлял, что его слуги будут счастливее, чем слуги Божьи. 'Его они

видели, а Бога видеть не могли; и в насмешку над Христом над священным

обрядом поминовения Тайной вечери он давал им хлеб и вино причастия,

приказывая им есть и пить во славу свою **'. В протоколах следствия

пояснялось, что хлеб причастия был похож на церковные просфоры, но вместо

вина в этом сатанинском обряде использовалась кровь либо черная болотная

вода.

 Отвергая христианского Бога, ведьмы поклонялись Дьяволу как божеству.

 Согласно Ланкру, ведьма при посвящении в секту обращалась к Дьяволу со

следующими словами: 'Предаю себя всецело в твою власть и в твои руки, и не

поклонюсь никакому иному богу, ибо мой Бог - ты'. Агнесса Уобстер из

Абердина, представшая перед судом в 1596 году, была обвинена в том, что

называла Сатану своим богом. Нортумберлендские ведьмы, суд над которыми

состоялся в 1673 году, именовали Дьявола своим благословенным спасителем и

своим богом. Мартин дель Рио сообщает, что ведьмы величали Дьявола

'Творцом, Подателем и Хранителем всего сущего', а Сильвен Невийон

признался в 1614 году в Орлеане, что ведьмы признавали Дьявола своим

богом, господином и создателем.

 Представления о Дьяволе как о творце и господине восходят к убеждению в

том, что мир создан и управляется Дьяволом, тогда как Бог далек от земной

жизни. Одной из привлекательных черт ведьмовства являлся, по-видимому, тот

факт, что бог присутствовал на шабаше в зримом облике человека или

животного - в отличие от Христа, который давным-давно вознесся на небеса.

 'Его Сами ведьмы, очевидно, в большинстве случаев называли бога, которому

поклонялись, именно 'Дьяволом', да и другие имена, под которыми это

божество фигурирует в документах, - Сатана, Люцифер, Вельзевул, Велиал,

Астарот, Асмодей, Маммон, - свидетельствуют об осознанном отождествлении

его с христианским Дьяволом. В 1595 году Жан дель Во, монах из аббатства

Стабло в Нидерландах, без пыток признался в том, что участвовал в шабашах

и вместе с другими поклонялся там Вельзевулу. Ведьмы целовали следы ног

Вельзевула, а прежде, чем сесть за пиршественный стол, возносили ему

благодарственную молитву: 'Во имя Вельзевула, нашего Великого Владыки,

Самовластного Повелителя и Господина'. Иногда Дьявол призывал своих

приверженцев к отмщению; этот мотив также позволяет отождествить его с

христианским Сатаной. 'Отомстите за себя или умрите', - велел он ведьмам

из Пуатье. Согласно Мартину дель Рио, в заключение шабаша Дьявол говорил:

 'Отметим же за себя. дабы познали вы закон, противный закону милосердия;

ибо если не сделаем мы этого, то умрем'. Возможно, это означало, что если

христианство не удастся истребить, то Дьявол и его приверженцы не обретут

жизни вечной.

 Не возникает особых сомнений в том, что Дьявол - председатель шабаша - в

действительности был простым смертным, главой ведьмовской секты. В тех

случаях, когда 'Дьявол' являлся в человеческом облике, он зачастую бывал

'темнокож' или 'смугл', как и положено Князю Тьмы. Говорили, что от него

веяло ледяным холодом - как от того бледного, тощего человека, которого

целовали кандидаты при посвящении в секту люцифериан. Описания его голоса

заставляют предположить, что главный ведьмак носил маску. Французский

демонолог Никола Реми в 1591 году писал, что голоса демонов 'похожи на

голос человека, говорящего в бочку'; многие отмечали, что Дьявол говорит

очень тихо или хрипло, почти неразборчиво.

 'Дьявол' в облике животного также, очевидно, был замаскированным

человеком. Стоит припомнить, что 'мужчина огромного роста', о котором

поведала Анн-Мари де Жоржель, был одет в звериные шкуры. Ведьмам из Пуатье

Дьявол представал в виде козла, говорившего человеческим голосом, а ведьмы

из Бреси в 1616 году видели его в образе черного пса, стоявшего на задних

лапах и также говорившего, как человек. Изабелла Беккет с острова Гернси в

году призналась, что была на шабашах и видела там Дьявола в облике

рогатого пса; 'он взял ее за руку своей лапой (которая показалась ей

похожей на человеческую руку) и, назвав ее по имени, приветствовал ее'.

 Иногда маскарад бывал более искусным. Бамбергские ведьмы утверждали, что

Дьявол являлся в различных обликах: в виде мужчины, козла или зеленого

беса с совиной головой, рогами, черным или огненно-красным лицом,

козлиными копытами, длинным хвостом и когтистыми лапами. По словам

шотландской ведьмы Агнессы Сэмпсон, тело Дьявола было твердым, как железо;

нос его походил на орлиный клюв; глаза горели огнем, а руки и ноги были

волосатыми и когтистыми.

 Тот факт, что Дьявол часто оказывался рогатым, по-видимому, объясняется

его символической связью с числом 2. Звериному облику его также не следует

удивляться: ведь с древних времен считалось, что демоны являются людям в

виде животных или существ, в облике которых соединились части тела

различных животных (как рогатый пес Изабеллы Беккет или Бамбергский

зеленый бес). Чаще всего Дьявол принимал вид козла (хотя, как ни странно,

в Англии и Шотландии в таком облике его никогда не видели). Также он мог

явиться в образе кота, пса, быка, коня, барана, а изредка представал в

виде вепря, медведя или оленя. У Дьявола-козла были рога, хвост,

раздвоенные копыта и иногда рыжеватая борода. Как правило, козел этот был

черной масти и прихрамывал.

 Ассоциации между Дьяволом и козлом, возможно, имеют отношение к одному из

главных ритуалов шабаша - совокуплению ведьм с Дьяволом. Уже в ранних

описаниях шабаша, записанных со слов Анн-Мари де Жоржель и Катрин Делор,

сообщается, что ведьмы должны были доставлять председателю шабаша плотские

утехи. Вера в способность и желание демонов вступать в половую близость с

людьми восходит главным образом к иудаистской традиции (в частности, к

легенде о плотском общении Адама с Лилит и другими демоницами). Известно

также множество античных мифов о браках земных женщин с богами - которые

для христиан были демонами; но главным источником подобных верований была

легенда о Хранителях.

 Связь между Хранителями, злым началом и козлом заложена в структуре

иудейского ритуала изгнания в пустыню 'козла отпущения'. В Книге Левит

(16: 7 и далее) Господь велит Аарону избрать козла 'для Азазеля *' и

возложить руки на голову этого козла, 'чтобы совершить над ним очищение и

отослать его в пустыню для отпущения и чтоб он понес на себе их беззакония

в землю непроходимую'. Этот ритуал иудеи совершали вплоть до 70 года н, э.

 Козла выводили в пустыню и сбрасывали со скалы. Голову его при этом

обвязывали красной шерстяной нитью - по-видимому, в согласии с обетованием

Господним из Книги пророка Исайи: 'Если будут грехи ваши, как багряное, -

как снег убелю' (1: 18). Много веков спустя красная нить и красная веревка

стали атрибутами ведьм.

 Ритуал 'козла отпущения' не забылся. В XIII веке раввин Моисей бен Намен

писал: 'Господь, однако, повелел нам на праздник Йом Киппур посылать козла

владыке, чье царство - в местах пустынных. Силою своей он вызывает

разрушение и опустошение... Он связан с планетой Марс... а из животных ему

принадлежит козел. Демоны находятся под властью его и Библии, зовутся

'шеирим' (козлы)'*. Этот владыка пустынных мест, которому посылали козла,

и есть Азазель, 'звезда, упавшая с неба', вождь Хранителей из 1-й Книги

Еноха. Будучи связан с Марсом, он научил людей делать оружие. Господь

заточил его в пустыне до дня Страшного Суда, а затем Азазель будет

ввергнут в вечный огонь.

 В этом ритуале козел, на которого возлагаются грехи всего народа,

приобрел ассоциации с нечистотой и злом. А по причине связи с Азазелем он

также стал ассоциироваться с Дьяволом и падшими ангелами. В Евангелии от

Матфея Иисус говорит, что в некий день Он придет во славе и разделит все

народы, 'как пастырь отделяет овец от козлов'. Козлы, т. е. грешники, будут

ввергнуты 'в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его' (Матф.

 25: 31-41).

 Азазель был предводителем Хранителей, обуянных плотской страстью к

дочерям человеческим, а также вождем шеирим, или демонов-козлов, которые

несколько раз упоминаются в Ветхом Завете. Некоторые древние евреи

поклонялись этим демонам. Царь Ровоам назначал жрецов шеирим, а Иосия,

напротив, уничтожил места их почитания (2 Пар. 11: 15и4 Цар. 23: 8)**.

Подобно тому, как Хранители брали в жены смертных женщин, так в культе

шеирим, по-видимому, имело место совокупление женщин с козлами. В Книге

Левит сказано: '... и женщина не должна становиться пред скотом для

совокупления с ним: это гнусно' (18: 23), - а также:

 'чтоб они впредь не приносили жертв своих шеирим, за которыми блудно

ходят они' (17: 7) ***. Похожий культ существовал в Египте во времена

Плутарха. В египетском городе Мендес поклонялись божественному козлу, для

совокупления с которым выбирали самых красивых женщин. Элифас Леви

отождествляет козла Мендеса с козлом ведьмовского шабаша и называет его

также 'Бафометом Мендеса'.

 Легенда о Хранителях и о том, как они возжелали сойтись с дочерьми

человеческими, в Средние века была хорошо известна. Представление о блуде

женщин с Дьяволом в облике козла сложилось, по-видимому, именно на основе

ассоциаций между козлом, Азазелем, Хранителями и шеирим. Не исключено

также, что средневековые поверья о совокуплении ведьм с обоготворяемыми

животными подкреплялись тем фрагментом из Книги Исход, где содержится

чудовищный стих, на который постоянно ссылались охотники за ведьмами:

 'Ворожеи не оставляй в живых'. Дело в том, что непосредственно в

следующем стихе содержится запрет на скотоложество, а далее - запрет на

поклонение иным богам, кроме Иеговы: 'Ворожеи не оставляй в живых. Всякий

скотоложник да будет предан смерти. Приносящий жертву богам, кроме одного

Господа, да будет истреблен' (Исх. 22: 18-20).

 Некоторые современные авторы предполагают, что в ритуалах шабаша

сохранились пережитки древнегреческого культа Диониса. Непосредственных

подтверждений этой гипотезе мы не находим, однако между Дионисом и

Дьяволом, которому поклонялись ведьмы, действительно есть определенное

сходство. В обоих этих культах участвовали преимущественно женщины; оба

культа носили оргиастический характер. Дионис также иногда изображался в

облике козла, хотя чаще - в облике быка. В селении Элевтерии, откуда культ

Диониса заимствовали афиняне, этого бога именовали 'Ме-ланайгис' - 'Тот,

кто со шкурой черного козла'. В число обрядов поклонения Дионису входила

ритуальная битва между 'Черным' и 'Светлым' богами (ср. мотив борьбы

Дьявола с Богом). В Дельфах Диониса считали властителем зимних месяцев и,

по-видимому, ассоциировали его с 'ночным солнцем', или 'черным солнцем', -

предводителем звезд; в этом качестве он являлся антиподом светлого

солнечного бога Аполлона, который правил летними месяцами года. Как и все

прочие боги плодородия и растительности, Дионис был связан с подземным

миром (ведь деревья и травы растут из-под земли). Кроме того, в его свиту

входили сатиры - похотливые. козлоногие божества, сходные. с еврейскими

шеирим.

 Предводителем сатиров был также Паи, которому поклонялись по всей Греции.

 Его изображали в виде получеловека - полукозла; он также считался

похотливым и почитался как бог плодородия. Пан играл на тростниковой

флейте; а ведьмы из Луатье утверждали, что танцевали на шабашах под

пронзительные звуки флейты, на которой играл сам Дьявол.

 Согласно теории Маргарет Мюррей, Дьявол принимает облик козла и других

животных по. той причине, что он - не кто иной как языческий 'рогатый бог'

народов Западной Европы. Таким общеевропейским 'рогатым богом' Мюррей

считает галльского бога-оленя Цернуина. К сожалению, сведений о Цернунне о

его культе сохранилось слишком мало. Известно, что 'он был богом

плодородия и подземного: мира. Иногда. он изображался трехглавым, как

Геката, и ассоциировался со змеем, как христианский Дьявол. Юлий Цезарь

писал, что галлы считали себя потомками Диспатера - римского бога

подземного мира. Галльское имя этого божества Цезарь не приводит, но если

это и впрямь был Цернунн, то можно говорить об определенном сходстве его с

Дьяволом как творцом мира и человека.

 Но культ Цернунна едва ли мог сохраниться до Средних веков. Ни в одном

западноевропейском законе против язычников мы не -находим упоминаний ни о

рогатом боге, ни о каком-либо ином божестве в облике животного. Правда,

языческая традиция ритуального ношения масок и костюмов животных

сохранялась 'и я христианские времена. Святой Кесарий ш Арля; (ум. 542)

писал, что 'некоторые рядятся в шкуры скота', другие: надевают на себя

головы животных, при этом радуясь и ликуя'. В том же 'VI веке, . но

несколько позднее, городской совет Осера осудил людей, которые 1 января

рядились; в шкуры быков и оленей. Архиепископ Кен-терберийский Теодор

(668-690) порицал разнообразные пережитки язычества, заодно осуждая

злодеев, гадателей, отравителей и 'всех, ; кто расхаживает первого января

подвидом оленей или быков, т. е. обращается в дикого зверя, и рядится в

шкуры скота, и надевает на себя головы животных... ибо сие есть бесовство

*'.

 

 Маскарады таково рода устраиваю по сей день, но это не означает, что

сохранился языческий; культ.. В Англии до сих пор проводят рождественские:

 пантомимы,. участники которых рядятся: в. костюмы животных; однако

говорить о поклонении языческому богу здесь было бы; столь же неуместно,

как, скажем, обвинять в идолопоклонстве американских детей, которые

надевают маски чудовищ на праздник Хэллоуин. Кроме того, на 1 января не

приходился ни один из ведьмовских праздников. И все же традиция ряжения в

костюмы животных, в свое время могла повлиять на ведьмовские ритуалы.

 Иногда маски,, головы и шкуры животных косили на шабашах все участники, а

не только председатель, хотя Б! большинстве случаев ведьмы являлись на

сборища либо в обычной одежде, либо обнаженными.

 По-видимому, следует говорить не о сохранении культа

какого-либоконкретного божества - Цернуина, Диониса, Пана или иного

языческого бога, - а о сохранении идеи. Ведьмы и ведьмаки, которые

одновременно, являлись и чародеями, и дьяволопоклонниками, разделяли

магические и языческие представления о ценности. животного начала в'

человеке. Буйные пляски и оргиастические ритуалы в честь бога-животного

служили, очевидно, для высвобождения этого животного начала. Теория магии

гласит, что это - важнейший шаг на пути обретению целостности, к

превращению человека в божество; и эта же идея отражена в гностических и-

еретических учениях, согласно которым необходимое условие спасения -

испытать все возможные на земле состояния и ощущения. Возможно, ведьмы

верили, что достигают божественного состояния во: время оргии на шабаше w,

главным образом, во время сексуального контакта с богом' который зачастую

являлся в облике животного и совокуплялся: с женщинами. с тыла, как

животные.

 Сексуальной оргии часто, предшествовали; экстатически(r) пляски:. Обычно

ведьмы танцевали в хороводе, двигаясь при этом против! часовой стрелки - в

сторону зла. Испанский автор Петр Вальдерама сообщает, что ведьмы; плясал'

'на диковинный лад: повернувшись спинами' друг к другу и держась за руки,

они приседали и подпрыгивали, вертелись и трясли головой, как безумные'.

 Мартин дель Рио приводит сходное описание: ведьмы танцевали парами, спина

к спине, держались при этом за руки и изо всех сил трясли головами. Танец

спиной к спине в Средние века считался непристойным, так как являлся

нарушением условностей.

 Во время самой оргии ведьмы и ведьмаки якобы предавались всем мыслимым и

немыслимым половым извращениям, совокупляясь как друг с другом, так и с

Дьяволом. Кульминацией шабаша становился разгул животных страстей, в

котором наслаждение, смешанное с болью, ввергало дьяволопоклонников в

экстаз. Половые сношения с Дьяволом обычно описывали как болезненные:

многие ведьмы заявляли, что это столь же мучительный процесс, как

деторождение. По словам Жанетты д'Абади, половой член Дьявола был

чешуйчатым и причинял чрезвычайную боль. Фаллос Дьявола описывали как

неестественно огромный и холодный; холодным было также дьявольское семя.

 (В наши дни утвердилось мнение, что председатель шабаша пользовался

искусственным фаллосом. ) Но несмотря на все это, ведьмы находили соитие с

Дьяволом исключительно приятным. Павел Грилландус, судивший ведьм в началевека в Риме, обнаружил, что Дьявол внушает ведьмам 'предельное

сладострастие'. Одна молодая ведьма-француженка заявила: 'Я не стану иной,

чем я есть; мне слишком нравится то, что со мной происходит; меня всегда

ласкают'. В 1662 году шотландская ведьма Изабель Гауди сообщила своим

обвинителям, что Дьявол 'тяжел, как бурдюк с пивом; у него огромное

естество, очень холодное, как лед', - однако добавила: 'Он так охоч до

нас, что ни один мужчина с ним не сравнится'.

 Такую же извращенную смесь наслаждения и боли можно обнаружить в

рассказах об избиениях, которые часто имели место на шабашах. Ведьм часто

били за то, что они не причинили людям достаточно вреда или чем-либо не

угодили Дьяволу. Изабель Гауди сказала, что ведьмы иногда дразнили Дьявола,

а он за это порол их: 'Он избивал нас и бичевал, как нагих духов, веревками

и кнутами; а мы все кричали: 'Сжальтесь! Сжальтесь! Пощадите! Пощадите,

господин! ' Но он не ведал ни жалости, ни пощады'. Один автор справедливо

замечает: 'Похоже, это было не что иное, как садомазохистские забавы *'.

 Эстетическое наслаждение, которое ведьмы получали на шабаше, было для них

настолько привлекательным, что многие оставались верны Дьяволу вплоть до

самой смерти. Молодая ведьма из Лотарингии, Жанна Дибассон, заявила, что

шабаш - это 'настоящий рай, и блаженства в нем куда больше, чем можно

передать в словах'. Мари дела Ральд, чрезвычайно красивая 28-летняя

женщина, утверждала, что шабаши доставляли ей огромное удовольствие, и не

столько из-за свободы и вседозволенности, сколько из-за того, что Дьявол

имел такую власть над сердцами ведьм, что ничего иного, кроме общения с

ним, они уже не желали. Они верили в то, что он - истинный Бог и что

радости шабаша - это лишь преддверие иного, истинного блаженства.

 Английские ведьмы Ребекка Уэст и Роуз Хэллибред 'приняли смерть в великом

Упорствовании и Непокорности, без малейшего Раскаяния, без видимого Страха

и Стыда за свои омерзительные Ведьмовские Деяния'. Ведьмам Элинор Шоу и

Мэри Филлипс предложили помолиться перед казнью, но они лишь громко

расхохотались и 'призвали Дьявола явиться на помощь им в столь

Богохульственных словах, что Упоминание их здесь было бы неуместным... и

как при жизни они были верными Пособницами Дьявола, так и Умерли с

решимостью остаться у него в Услужении *'. Когда Ролландудю Вернуа везли

на костер, священники умоляли ее покаяться и спасти свою душу,

примирившись с Господом; однако она ответила, что у нее есть иной, лучший

господин, - и с тем умерла.

 Широко было распространено поверье о том, что ведьмы и колдуны, поступая

к Дьяволу на службу, подписывают с ним договор, оформленный в виде

документа. В 1320 году одному инквизитору в Каркасоне поручили расследовать

дело с некими людьми, которые приносили жертвы демонам, поклонялись им и

приносили им клятву верности, скрепляя ее своей подписью.

 В трактате 'Errores Gazariorum' (около 1450 года) описывается посвящение

ведьмы; здесь сказано, что Дьявол берет кровь из левой руки ведьмы и пишет

ею на бумаге договор, а бумагу эту оставляет у себя. Тот факт, что подобные

договоры часто полагалось писать кровью, связан с представлением о крови

как носителе жизненной энергии. Скрепив договор своей кровью, человек тем

самым отдавал свою жизнь. во власть Дьявола. Поверье о договорах с Дьяволом

заняло прочное место в умах средневековых европейцев и стало темой

бесчисленных легенд и сказок. В обмен на те или иные блага человек,

подписывающий такой договор, обязался предаться Сатане душой и телом либо

после, смерти, либо по истечении определенного числа лет. Человеческое тело

представляет для Дьявола ценность по той причине, что он, являясь существом

бестелесным, жаждет достичь плотской полноты; душа же нужна ему для того,

чтобы вырвать ее из-под власти Бога. Стремясь расширить пределы царства

Тьмы и нанести ущерб силам Света, Дьявол идет на сделки с людьми, - а

людям, как гласят легенды, нередко удается обвести его вокруг пальца.

 Однако, по-видимому, обмануть Князя Тьмы все же не так просто. 'Всякий,

кто провозглашает бытие Дьявола, - замечает Элифас Леви, - тем самым

творит Дьявола'. Стоит лишь магу сотворить Дьявола в своем воображении - и

избавиться от него будет весьма нелегко.

 В августе 1677 года в полицию доставили баварского. художника по имени

Кристоф Хайцман. Он бился в конвульсиях и умолял отправить его в

находившееся неподалеку святилище Девы Марии. Девятью годами ранее он

заключил договор с Сатаной, подписав его кровью из ладони правой руки.

 Теперь срок договора истекал, а несчастный художник в ужасе ждал, что

Сатана с минуты на минуту явится и утащит его в ад. Полицейские поверили

Хайцману и доставили его & святилище. Проведя в покаянных молитвах три дня

и три ночи, Хайцман удостоился видения. Он узрел саму Деву Марию, которая

принудила Дьявола к повиновению и заставила отдать ей договор, где

значилось следующее: 'Кристоф Хайцман. Продаю себя Сатане с тем, чтобы на

девятый год стать плотью от плоти его и принадлежать ему телом и душой *'.

 Спустя сто с лишним лет, в 17851 оду, в Гамбурге колесовали двух женщин

за убийство некоего еврея. А убили они его для того, чтобы взять его кровь

и подписать. ею договор с Дьяволом. В 1929 году Морис Гарсон - юрист,

писатель и специалист в области черной магии, - выступая с лекциями в

Париже, сообщил, что был свидетелем того, как некий колдун призывал Сатану

в лесу близ Фонтенбло. Спрятавшись за деревом. Гарсон увидел, как чародей

начертил на земле магический круг и ровно в полночь приступил к ритуалу.

 Две черные свечи горели тусклым голубым пламенем; от серебряной кадильницы

поднимался дым возжигаемых благовоний. Маг обошел круг против часовой

стрелки, нараспев читая заклинания, а в кульминационный момент церемонии

предложил Дьяволу подписанный кровью договор. В уплату за услуги он

пообещал предать Сатане свою душу, а также поклялся, что за каждое

удовлетворенное желание будет находить ему нового слугу. Но Дьявол так и

не появился - 'без сомнения', как полагает Монтегю Саммерс, из-за того,

что за церемонией наблюдал профан *.

 Идея договора с дьяволом возникла, по-видимому, под влиянием

раннехристианских представлений о том, что чародеи способны творить чудеса

лишь в том случае, если заручатся помощью сверхъестественных существ.

 Поскольку черный маг рассчитывать на помощь Бога явно не мог, то ему

оставалось полагаться только на Дьявола. Намеки на возможность заключения

формального договора с адскими силами содержатся уже в трудах Оригена (ум.

 254 г. и. э. ), но первый мощный стимул развитию подобных поверий дал

Августин Блаженный, утверждавший, что все чародеи, астрологи и прочие

любители магии находятся в союзе с демонами. Он осуждал 'все искусства

этого рода... произрастающие из тлетворной связи людей с демонами, словно

из союза дружбы лживой и бесчестной **'. Библейское обоснование

возможности такого союза находили в 15-м стихе 28-й главы Книги пророка

Исайи. В оригинале этот стих не имел никакого отношения к договору с

Дьяволом, но версия Вульгаты предполагала именно такое толкование:

 '... pemcurum foedus cum morte et cum inferno fecimus paetmn' ('... мы

заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор' *).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.