|
|||
Черная Магия 27 страницасамим Фаустом, говорится: 'Если желаете вы стать истинными магами и повторить мои деяния, вы должны познать Бога так же, как и все прочие творения, но не должны почитать его никоим образом, кроме того, что угоден Князьям Мира Сего... Пожелавший овладеть моим искусством да возлюбит духов ада и владык воздуха; ибо лишь они одни могут даровать нам счастье в жизни сей; и стремящийся к мудрости должен искать ее у дьявола. Ибо разве сыщется для любой вещи мира сего толкователь лучший, нежели дьявол. Князь Мира Сего? Проси, чего ты желаешь: богатства ли, чести или славы, - и ты получишь это от него; надеясь же на благо после смерти, ты жестоко обманешься' *. По одной из версий, маг должен обрести власть над злыми духами и пользоваться их услугами. Но по другой - он должен склониться перед Владыкой Зла как перед источником и подателем той магической силы, которой он обладает. Именно так считают те, кто сознательно вступает в союз с Дьяволом; кто 'возлюбил духов ада' и отверг обетование небес как лживую уловку христианского Бога; кто с восторгом предается двум главным ритуалам сатанизма - ведьмовскому шабашу и черной мессе. Единого мнения о природе шабаша и даже о самой реальности этого явления так и не сложилось. Одни современные авторы считают, что 'охота на ведьм', когда-то охватившая всю Европу, была плодом иллюзии, порожденной не в меру богатой фантазией и доверчивостью. Другие, напротив, считают все признания ведьм правдивыми и достоверными. Истина, по-видимому, лежит где-то между этими двумя крайностями, но ближе к первой. Не может быть сомнений в том, что многим невинным людям приходилось под пытками и перед лицом страшных угроз подтверждать возведенные на них чудовищные обвинения. Те же, кто признавался в сговоре с Дьяволом без пытки, нередко были жертвами обмана или самообмана. Все подобные признания, как правило, совпадают между собой вплоть до деталей, и это неудивительно: ведь они основывались на широко распространенных представлениях о том, чем должны заниматься ведьмы, и, по сути дела, являлись не столько связными повествованиями, сколько ответами на типовые наводящие вопросы инквизиторов. Однако отвергать все эти многочисленные свидетельства без разбора, считая их выдумкой от начала и до конца, по-видимому, было бы неразумно. В конце концов, ведьмы и сатанисты существуют и в наши дни, поэтому нельзя исключать, что они встречались и в прошлом, хотя и не в таких огромных количествах, как казалось инквизиции. 'Охота на ведьм' началась во Франции в первые десятилетия XIII века, вскоре после крестового похода против катаров; однако прошло еще немало времени, прежде чем это безобразное явление приняло известную нам полномасштабную форму. Первые судебные процессы над ведьмами, насколько мы знаем, состоялись в 1245 году в Тулузе, на юге Франции, - в главном центре катаризма. А первые сообщения о шабашах ведьм появились лишь спустя сто лет - в той же области, в 1335 году; и миновало еще более века, прежде чем они стали достаточно обильными и частыми. Первая книга с детальным описанием ведьмовских обычаев, 'Formica-rius' Иоганна Нидера, появилась около 1435 года. Подавляющее большинство судебных процессов над ведьмами во Франции прошло в период с 1450 по 1670 г. В начале XV века суды над ведьмами устраивали в Швейцарии, Савойе и Италии; в Германии они начались с 1446 года, но в полную силу 'охота на ведьм' развернулась здесь только после 1570 года. В Испании первую ведьму казнили в 1498 году, однако испанская инквизиция относилась к обвинениям в ведьмовстве осторожно и довольно скептично, а потому процессы над ведьмами здесь были сравнительно редки. В Англии н Шотландии 'охота на ведьм' пришлась на XVI- XVII века; первый суд состоялся в 1566 году. В Швеции ведьм продолжали бояться и в конце XVII века, а знаменитые суды над салемскими ведьмами в Массачусетсе начались с 1692 года. Таким образом, массовое преследование ведьм датируется довольно близким к нам периодом. По этой причине трудно согласиться с выдвинутой Маргарет Мюррей и ее последователями популярной гипотезой о том, что культ ведьм являлся пережитком языческой религии. В книге 'Культ ведьм в Западной Европе' Мюррей утверждает: 'На основе многочисленных свидетельств мы приходим к выводу, что наряду с христианской религией во многих сословиях хотя преимущественно среди невежественных людей и в менее густонаселенных областях, - сохранялся некий иной культ, восходящий к дохристианским временам и представлявший собой древнюю религию Западной Европы'*. Но несмотря на всю заманчивость этой гипотезы, пресловутые 'многочисленные свидетельства' ее не подтверждают. О древних языческих религиях Западной Европы мы знаем слишком мало, а потому не вправе связывать их с культом ведьм. Кроме того, эпоху язычества отделяет от 'охоты на ведьм' много столетий. В Англии - одном из последних оплотов язычества в Западной Европе - самые поздние свидетельства о языческих культах относятся к периоду правления короля Кнута, который умер в 1035 году; на континенте же всякие следы язычества исчезли значительно раньше. Христиане воспринимали ведьм как новую секту - не языческую, а еретическую. Правда, элементы языческой традиции сохранились в ведьмовстве - равно как и в самом христианстве, - однако о сохранении какого-либо конкретного языческого культа в неизменном или слегка модифицированном виде говорить не приходится. Ведьмы существовали с древнейших времен, и всегда считалось, что они общаются со злыми духами и силами подземного мира. В средневековой Европе владыкой подземного мира и господином над демонами считался Сатана, а потому богом, которому поклонялись ведьмы, по-видимому, был все же не 'рогатый бог' гипотетической 'старой религии', а христианский Дьявол. Основные верования и ритуалы средневековых ведьм заимствованы, по всей вероятности, у катаров, люцифериан и прочих сект, обвинявшихся в дьяволопоклонстве, однако в состав ведьмовской 'религии' входили элементы и многих иных традиций - магические воззрения, фрагменты античной философии, библейские предания, языческие обряды и верования, а также распространенные в Средневековье и эпоху Ренессанса представления о том, как должны вести себя ведьмы. Также весьма вероятно, что гонения на сатанистские секты и процессы над ведьмами в действительности только стимулировали те тенденции, которые они рассчитывали подавить. Праведников все это, разумеется, ужасало; однако отступники от христианской веры интересовались подробностями ритуалов и верований, которые предавались огласке на судах, и получали возможность подражать им. Точно так же современные ведьмы испытали сильное влияние гипотезы Маргарет Мюррей, и это - показательный пример того, как реальная жизнь адаптируется к вымыслу. Древние греки, древние римляне и языческие народы Западной Европы верили в то, что ведьмы своим колдовством способны причинять людям самый разнообразный вред: истреблять урожай, вызывать бури и засухи, насылать мор на скотину и болезни на людей, вмешиваться в сердечные дела. Свидетельств о ведьмовских шабашах и связанных с ними ритуалах в этот период мы не находим, однако уже возникло поверье о том, что ведьмы время от времени - обычно по ночам - устраивают некие сборища. Скандинавские ведьмы якобы собирались и устраивали буйное празднество в канун 1 мая. Согласно 'Салической правде' эпохи Карла Великого, человек, обвинивший кого-либо в том, что тот принес котел 'к месту, где собираются ведьмы', но не сумевший доказать свое обвинение, должен был заплатить штраф. Считалось, что ведьмы занимаются людоедством. С ведьмы, уличенной в каннибализме, 'Салическая правда' также требовала взимать штраф (примерно втрое больший, чем с клеветника). Если ведьмы и впрямь поедали людей так часто, как предполагает подобная статья закона, - что на самом деле кажется маловероятным, - то, по-видимому, в основе этого лежал древний магический принцип передачи жизненной энергии от человека к сожравшему его людоеду. Древние греки и римляне ассоциировали ведьм с темнотой и смертью - с ночью и Луной, со зловещей богиней Луны и со всеми богами - владыками мертвых. Покровительницей колдовства была богиня Луны (а вовсе не 'рогатый бог') - Селена, Геката или Диана. Чаще всего ведьмы и чародеи обращались за помощью к Гекате, культ которой был заимствован греками из Малой Азии. Эту богиню изображали трехглавой или трехтелой (в чем отразилась ее связь с тремя фазами Луны - молодым месяцем, полнолунием и ущербной луной) и полагали, что она проявляется в трех ипостасях: как Луна - на небе, как Диана - на земле и как Прозерпина - в подземном царстве. Геката властвовала над призраками, над ночью и тьмой, могилами, псами, кровью и ужасом. Кроме того, она была богиней перекрестков. Ночами она скиталась по земле, сопровождаемая сонмами призраков, и жертвенную пищу для этих призраков полагалось оставлять на перекрестках дорог. Иногда эти подношения съедали люди, не отягощенные предрассудками. В эпоху раннего христианства собственно о Гекате забыли, но воспоминания об одной из ее ипостасей - Диане- сохранялись. В VI веке святой Кесарий из Арля изгнал из одержимой девушки 'демона, которого крестьяне называют Дианой'. В 1318 году Папа Иоанн XXII велел провести расследование и вывести на чистую воду чародеев, обнаруженных у него при дворе в Авиньоне и якобы вступавших в плотскую связь с дьяволицей по имени Dianae. По-прежнему бытовали сказки о бродячих призраках и о пиршествах, которые они устраивают по ночам на перекрестках дорог. В эпоху раннего Средневековья были весьма популярны предания о сонмах демонов и душ мертвых, летающих по ночам над землей. Хозяйкой их по-прежнему считалась Диана, и постепенно формировалось поверье о том, что и простой смертный может принять участие в ее ночных скачках. 'Не следует также забывать о том, что некоторые дурные женщины, испорченные дьяволом, поддавшись демоническим иллюзиям и фантазмам, утверждают, будто в ночные часы могут разъезжать верхом на неких тварях вместе с Дианой, богиней язычников, и с бессчетными толпами других женщин, и будто в глухой ночной тишине они покрывают в этой скачке огромные расстояния, и, почитая ее Этот фрагмент из церковного постановления IX века - так называемого 'Епископского канона' - процитировал около 1020 года Бурхард, епископ Вормский. В дальнейшем на него часто ссылались другие авторы, сопровождая текст канона своими комментариями. Бурхард отмечал, что эту богиню называли также Иродиадой (которая была виновницей гибели Иоанна Крестителя) и Хольдой (так звали одну из богинь языческого пантеона тевтонцев). Далее епископ обращался к своим читателям с вопросом: верят ли они, подобно многим женщинам, в то, что, 'находясь ночью в постели со своим мужем, можно покинуть дом, несмотря на то, что все двери накрепко заперты, и странствовать всю ночь с другими жертвами такого же дьявольского обмана, и насмерть поражать людей неким незримым оружием? *'. Эти ночные всадники ассоциировались с вампирами-людоедами и призраками, в которых верили древние греки, римляне и евреи; возможно, именно по этой причине ведьм стали обвинять в каннибализме. Около 1155 года Иоанн Солсберийский писал, что некоторые бедные женщины и невежественные мужчины верят в Царицу Ночи, или Иродиаду, которая призывает их на ночные сборища, где они пируют и веселятся. Являвшийся на такое сборище получал либо заслуженную награду, либо наказание, если был в чем-либо виновен перед Царицей Ночи (позднее эта особенность вошла в традиционное описание ведьмовского шабаша). Участники пира пожирали младенцев, а затем изрыгали их целыми и невредимыми, и Царица Ночи возвращала их в колыбели. Подобные сказки, основанные на античных преданиях о Гекате, Диане и демонах или призраках-вампирах, были весьма распространены, и многие принимали их за чистую монету. Возможно, именно с ними связано выдвигавшееся против катаров и ведьм обвинение в том, что они летают на ночные сборища верхом на животных или на метлах. Легенда о волшебной мази, которой натирается ведьма перед полетом, также восходит к античным временам. В 'Золотом осле' Апулея ведьма умащает свое тело колдовским притиранием и произносит заклинание, после чего превращается в птицу и улетает. Уже в XV веке возникла гипотеза о том, что сама эта мазь может служить причиной галлюцинаций. Иоганн Нидер в своем трактате 'Formicarius' повествует о некой женщине, которая, желая испытать действенность такой волшебной мази, натерлась ею и произнесла необходимые заклинания в присутствии нескольких свидетелей. После этого она погрузилась в беспокойный сон, а проснувшись, заявила, что побывала в свите госпожи Венеры и госпожи Дианы. Но свидетели показали, что она во все время сна не покидала комнаты. В состав рецептов таких 'волшебных мазей' часто входили аконит и белладонна, обладающие галлюцинаторным действием, а также корень чемерицы, болиголов, жир младенца или сажа (в качестве основы) и кровь летучей мыши (как средство, магически способствующее ночным полетам). Многие ведьмы признавались в том, что прибывали к месту шабаша по воздуху; но другие утверждали, что добирались туда пешком или верхом на лошади. Некоторые рассказы о полетах ведьм напоминают скорее описание ритуального танца, чем настоящий полет. 'Епископский канон' стал для охотников за ведьмами настоящим камнем преткновения: ведь в этом авторитетном источнике черным по белому было написано, что все рассказы о ночных путешествиях с Дианой и о полетах на шабаш - не что иное, как плод иллюзии. Но в 1458 году Никола Жаке, инквизитор, действовавший во Франции и Богемии, заявил, что к ведьмам 'Епископский канон' неприменим, ибо ведьмы - это новая секта, не имеющая ничего общего с ночными наездницами былых времен. В подтверждение своих слов Жаке указал на тот факт, что античные колдуньи и ночные наездницы поклонялись богине, тогда как председатель шабаша ведьм почти всегда был мужского пола. Впрочем, некоторые следы культа богини сохранились и в средневековом ведьмовстве, и даже позже. В началевека итальянские ведьмы якобы собирались на шабаши под предводительством некой 'Синьоры', облаченной в золотые одеяния. Баскские ведьмы в начале XVII века поклонялись Царице Шабаша - невесте Дьявола. В шотландских протоколах судебных процессов над ведьмами иногда упоминается Царица Эльфлейм или Эльфин, совокуплявшаяся с ведьмаками. Современные же ведьмы окончательно восстановили культ богини и поклоняются Царице Небес и Всего Сущего. Из древних преданий о богине ведьм и ее свите в средневековое ведьмовство перешли представления о полете на шабаш, о ночных пирах и людоедстве, о на градах и наказаниях, назначаемых председателем шабаша, а также о том, что перекресток -лучшее место для шабаша и для заключения договора с Дьяволом. Однако главные элементы ведьмовского шабаша не имеют ничего общего с легендами о ночных наездницах. Само слово 'шабаш' стало обозначением ведьмовских собраний, обычно проходивших раз в неделю, из-за негативных ассоциаций с иудейским праздником субботы (sabbat). Ранние авторы называли такие собрания, как и собрания катаров, просто 'сборищами сатанинскими'. Помимо обычных еженедельных встреч, в особые дни ведьмы ежегодно устраивали большие праздники, но по каким именно числам это происходило, не вполне ясно. В некоторых областях такие праздники приходились на 2 февраля ('Праздник светильников', Сретение), канун 1 мая (Вальпургиева ночь), 1 августа (праздник урожая) и 31 октября (канун дня Всех Святых, или Хэллоуин). Эти даты свидетельствуют о сохранении языческих обычаев, так как отражают древнекельтское деление года на четыре четверти. Два главных кельтских праздника приходились на 1 мая (Бельтан) и 1 ноября (Самайн); два дополнительных - на 1 февраля и 1 августа. Бельтан - начало лета - и Самайн - начало зимы и день темных сил - были так называемыми 'праздниками огня': их отмечали танцами вокруг костров. В VIII веке христианский день Всех Святых передвинули на 1 ноября, в результате чего он совпал с языческим Самайном. А первоначально праздник Всех Святых приходился на 13 мая - день, который в Древнем Риме был посвящен лемурам, злым призракам-вампирам. Еще одним большим ведьмовским праздником во многих областях был канун дня Середины Лета, который первоначально отмечался по всей языческой Европе, а в христианстве превратился в день Иоанна Крестителя (Ивана Купалы). Некоторые ведьмы предпочитали устраивать торжественные шабаши в дни особо важных христианских праздников. Лионские ведьмы в период около 1460 года по-своему праздновали Великий Четверг, Вознесение и праздник Тела Христова, а также устраивали шабаш в первый четверг после Рождества. Баскские ведьмы, суд над которыми состоялся в 1610 году, отмечали кануны многих христианских праздников, в том числе Рождества, Пасхи, Троицы, праздника Тела Христова, дня Ивана Купалы и дня Всех Святых. В XVII веке ланкаширские ведьмы устраивали главный шабаш в Страстную Пятницу. Первыми о ведьмовских шабашах рассказали Анн-Мари де Жоржель и Катрин Делор -две пожилые ведьмы из Тулузы, представшие перед судом в 1335 году. Они признались в том, что в течение последних двадцати лет принадлежали к воинству Сатаны, предавшись ему душой и телом на всю жизнь - земную и загробную. Каждую неделю они участвовали в шабашах и предавались там 'всевозможным излишествам' с другими подвластными Сатане мужчинами и женщинами. Обе ведьмы верили в то, что Дьявол равен Богу по силам и что Бог властвует на небе, а Дьявол - на земле. Борьба между ними идет с начала времен и продлится вечно. Души, оказавшиеся во власти Дьявола, выходят из-под власти Бога и вечно живут на земле или в воздухе. Катрин Делор верила в то, что христианство скоро будет истреблено. Подобные дуалистические представления о Боге и Дьяволе и вера в то, что Дьявол правит земным миром, судя по всему, восходят к учению катаров. Анн-Мари де Жоржель поведала суду, что однажды за городом она встретила 'мужчину огромного роста, который приближался к ней по воде'. Он был темнокож, глаза его горели огнем, а одежда его была сшита из звериных шкур. Этот мужчина предложил Анн-Мари отдаться ему, и она согласилась. Тогда он дунул ей в рот, и в следующую же субботу 'она оказалась на шабаше просто потому, что такова была его воля'. На шабаше она увидела огромного козла 'и, приветствовав его, предалась ему, дабы доставить ему наслаждение'. Козел научил ее различным заклинаниям и чарам и открыл ей тайны ядовитых растений. Он велел ей почтить Дьявола и оскорбить Бога, приняв святотатственное причастие. Впоследствии Анн-Мари неоднократно пользовалась чарами, которым обучил ее козел, и изо всех сил старалась навредить людям. Катрин Делор (которая столь же усердно творила злое колдовство) ведьмой сделал ее любовник-пастух. В субботние ночи она погружалась в необычный сон, во время которого переносилась на шабаш и там пробуждалась. Она также поклонялась козлу и предавалась плотским утехам с ним и с другими участниками шабаша. Затем, по словам Катрин, все они пировали, но напитки были отвратительны на вкус, а пища - безвкусной. Кроме того, участники шабаша пожирали новорожденных младенцев *. Пьер Валлен из Ла-Тур дю Пен в 1438 году, будучи уже в преклонном возрасте, без пыток признался в том, что около 1375 года он душой и телом предался Дьяволу и принес ему клятву верности. Он принес Дьяволу свою новорожденную сестру, и тот убил ее. На ведьмовские сборища он ездил верхом на палке. Участники шабашей пожирали детей, а сам Валлен вступал в половые сношения с Дьяволом, принимавшим облик двенадцатилетней девочки. В году Валлен был признан виновным в колдовстве. В 1458 году Никола Жаке пересказал также полученное без пыток признание некоего старика о том, что в детстве, около 1404 года, его вместе с сестрой и новорожденным братом мать привела на шабаш и предложила Дьяволу, имевшему облик козла. Детям сказали, что Дьявол - их повелитель и хозяин и что, подчиняясь ему, они увидят от него много добра. Они прикоснулись к голове Дьявола, он же копытом передней ноги прикоснулся к бедру каждого ребенка, оставив у них на коже несмываемые метки величиной с боб; метку эту старик продемонстрировал на допросе. Иоганн Нидер утверждал, что Дьявол является на сборища ведьм в облике мужчины. Ведьмы выкапывают тела некрещеных младенцев и варят их в котле. Из мяса младенцев они готовят волшебную мазь, а отвар дают пить всем, кто вступает в секту. Новую ведьму принимают в секту в церкви, в воскресный день; она должна отречься от христианской веры и от святого причастия и принести клятву верности 'маленькому господину'. Мартин ле Франк около 1440 года писал, что Дьявол является на шабаш в облике кота, которому должны поклониться все ведьмы. Он дает им волшебные порошки и мази. Они пируют, а затем устраивают оргию; женщины, которым не досталось мужчины, совокупляются с демонами. На шабаш и обратно ведьмы летают верхом на палках. Более подробное описание шабаша и процедуры ведьмовского посвящения приводится в анонимном трактате 'Errores Gazariorum', написанном в Савойе около 1450 года. Новую ведьму приводит на шабаш ее поручитель. Он представляет ее Дьяволу, который имеет облик 'несовершенного человека' или животного (чаще всего - черного кота). Ведьма приносит клятву верности Дьяволу и всему ведьмовскому сообществу. Она клянется, что всегда будет являться на зов, будет приводить новых членов, никогда не раскроет тайн ведьмовской секты и будет мстить за любые обиды, нанесенные своим новым собратьям. Кроме того, она обещает при первой же возможности убивать детей в возрасте до трех лет и с помощью колдовства препятствовать заключению браков. Затем она воздает почести Дьяволу и целует его в зад. Дьявол вручает своей новой служанке волшебный посох и шкатулку с магическими порошками и мазями. Затем все участники шабаша садятся пировать, причем в качестве деликатесов на стол подают вареных и жареных младенцев. После еды они танцуют. Затем гасят все огни, и Дьявол восклицает: 'Местлер, местлет! ' (или 'Мелез, мелез! '). Начинается буйная оргия: все совокупляются с кем попало, без разбора пола и родственных связей. После этого огни снова зажигают, и участники шабаша опять садятся за стол. Если кто-то нарушил правила секты, его жестоко избивают. В завершение шабаша все мочатся и испражняются в бочонок, 'что, по их словам, совершается в знак презрения к святому таинству'*. Савойская ведьма Антуана Роз, представшая перед судом в 1477 году, дала приблизительно такое же описание шабаша, отличавшееся от приведенного только в деталях. Под пыткой она призналась, что однажды пожаловалась соседке на нехватку денег и та пообещала помочь ей. Спустя какое-то время вечером она привела ее на некое сборище, где множество людей веселились и танцевали спиной вперед. Антуана испугалась, но ее уговорили принести клятву верности Дьяволу - смуглому мужчине, назвавшемуся именем Робине. Этот Робине говорил с нею хриплым голосом, почти неразборчиво, и пообещал ей много денег. Антуана отреклась от Бога и христианской веры и поцеловала ногу Дьяволу. Она согласилась выплачивать ему ежегодно некую сумму и впоследствии сдержала свое обещание. Дьявол вручил ей кошелек, полный золота и серебра, но когда она вернулась домой, кошелек оказался пустым. Кроме того, Дьявол дал ей палку длиной в восемнадцать дюймов и кувшин с мазью. В будущем, желая попасть на шабаш, Антуана смазывала палку этой мазью, садилась на нее верхом и восклицала: 'Ступай! Именем Дьявола, ступай! ' И палка тут же переносила ее по воздуху к месту ведьмовского сборища. Ведьмы пировали, ели хлеб и мясо, пили вино. Затем они танцевали, а Дьявол превращался в черного пса. Все они целовали его в зад. Когда гасили огни и Дьявол восклицал: 'Мехлет, мехлет! ', - мужчины совокуплялись с женщинами 'по-собачьи'. Дьявол раздавал участникам шабаша колдовские порошки и мази, при помощи которых ведьмы затем причиняли вред людям и скоту. Он велел своим прислужникам вредить добрым христианам по мере сил, в церкви поклоняться ему, а не Христу, и ни в коем случае не глотать хлеб причастия. На один из шабашей кто-то принес священную просфору, и все ведьмы топтали ее ногами *. В различных местностях порядок следования ритуалов на шабаше был различным. Но, как правило, шабаш начинался с церемонии, в ходе которой ведьмы клялись Дьяволу в верности. Согласно трактату Гваццо 'Compendium' (1626), ведьмы разводили костер, а Дьявол в облике козла или пса восседал на троне. '... И они приближались к нему и воздавали ему почести, но всякий раз на различный манер. Иногда они становились перед ним на колени, словно просители, иногда поворачивались к нему спиной, а иногда вскидывали ноги так высоко, что подбородки у них задирались к небу. Повернувшись к нему спиной и пятясь задом, точно раки, они касались его руками, сложенными за спиной в молитвенном жесте. Говоря с ним, они опускали голову и смотрели в землю; и много еще делали они всяких вещей на манер, совершенно чуждый обычаям прочих людей **'. Затем они подходили к Дьяволу со свечами и совершали непристойный поцелуй. Далее следовал ритуал посвящения новых членов секты; ведьмы представляли Дьяволу своих детей, и он иногда совершал над ними обряд сатанинского крещения, а иногда сочетал браком ведьму с ведьмаком. После этого ведьмы садились пировать. Затем начинались танцы, переходившие в оргию, к которой присоединялся сам Дьявол. По-видимому, он удостаивал внимания всех - или почти всех - участниц шабаша. В некоторых случаях оргия сменялась религиозным обрядом - пародией на католическую мессу. Затем ведьмы отчитывались за совершенное зло, и наконец Дьявол отпускал их по домам. В описаниях шабаша повторяются многие детали, ранее встречавшиеся среди обвинений, которые выдвигали против дьяволопоклонников-еретиков: ночные сборища, явление Дьявола в облике человека, кота, пса или козла, непристойный поцелуй, отречение от христианской веры, детоубийство, пиршество и оргия в темноте. Роднила ведьм с более ранним сектами и особая ненависть к таинству причастия, истоки которой лежали в отрицании права церкви на роль посредника между Богом и человеком. Во время причастия хлеб и вино пресуществлялись в плоть и кровь Христову, и прихожанин, вкушавший их, соединялся с Христом. Но еретики считали, что они сообщаются с Богом напрямую и не нуждаются во вмешательстве церкви, в посредничестве священника и освященной просфоры. Презрение к причастию (выражавшееся, например, в заявлениях некоторых еретиков о том, что просфора кажется им яа вкус навозом) превратилось в сатанизме в ожесточенную ненависть к плоти и крови христианского Спасителя. В людоедстве ведьм обвиняли с незапамятных времен, однако приносившаяся при вступлении в секту клятва препятствовать заключению браков и акцент на детоубийстве заставляют предположить, что одним из факторов, участвовавших в формировании культа ведьм, был еретический ужас перед браком и продолжением рода. Может показаться, что между порицанием деторождения и детоубийством лежит непреодолимая пропасть, однако, если верить обвинениям, ее с успехом преодолели еще Клементий из Бюси и его
|
|||
|