|
|||
Черная Магия 15 страницамогли ссылаться на авторитет самого Христа: '... если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную'*. Нигредо - это 'малая смерть' посвящения в мистерии. Идея эта, по-видимому, зародилась еще в доисторические времена. У австралийских аборигенов, например, колдун в ходе инициации должен испытать во сне смерть и возрождение. Алхимик на стадии нигредо находится 'в материнской утробе' и полностью замкнут на себе. Он претерпевает мистическую 'смерть', которую адепты отождествляли с меланхолией - состоянием беспомощности и отверженности, духовного гниения, в ходе которого искра жизни покидает тело и душу (аркан Таро Повешенный). Изначальное 'я', или Первоматерия, гибнет в черной агонии нигредо. Часто проводили параллель между нигредо и Распятием, после которого Богочеловек воскрес для жизни вечной. 'Смерть' алхимика - это распятие в смысле состояния 'подвешенности' среди страданий. Символом ее служила пригвожденная к кресту змея ('... и как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому'*). Итак, алхимик 'умирает', сгнивая в меланхолической слизи. Но постепенно начинается процесс целительного просветления: на него снисходит 'философская ртуть' - истинное вдохновение, искра Божия. Испарения, выделившиеся во время путрефакции. витают над черным материалом в сосуде, как Дух Божий витал над темными водами в начале Книги Бытие. Проникая в Первоматерию, они одушевляют ее и создают эмбрион, из которого должен будет вырасти Философский Камень. Этот процесс описывали как алхимическую мессу. Текст мессы написал Николае Мельхиор - астролог венгерского короля, живший в начале XVI века; однако параллель между Великим Деланием и пресуществлением хлеба и вина в плоть и кровь Христову во время католической мессы проводил не только он, но и многие другие алхимики. Мельхиор писал: 'Затем появится на дне сосуда могучий Эфиоп - черный, обожженный, лишенный цвета, совершенно мертвый и безжизненный'. 'Эфиоп' - это черная Первоматерия. 'Его следует похоронить, смочить его же собственной влагой и медленно прокаливать до тех пор, пока он не восстанет в сияющем облике из лютого пламени. ... Созерцай чудесное возрождение, обновление Эфиопа! **'. Само собой, при нагревании сосуда испарения (дух) конденсировались в жидкость, которая насыщала Первоматерию. Это была алхимическая 'купель возрождения'; алхимики называли этот процесс рождением 'от воды и духа' ('... если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия... если кто не родился от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие'***). Когда дух воссоединялся с Первоматерией, из водянистого материала в сосуде кристаллизовалось белое твердое вещество. Это был процесс коагуляции, или 'сгущения', соответствующий появлению суши среди вод на третий день Творения. Рипли говорил, что на данном этапе соединялись друг с другом элементы, образующие Камень. Полученное белое вещество представляло собой Белый Камень, или Белую Тинктуру, способную обратить любой материал в серебро. Образование Белого Камня являлось второй основной стадией Великого Делания - стадией альбедо, или побеления; алхимики соотносили это вещество с белым камнем из Книги Откровения Иоанна (2: 17): '... побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает'. Вопреки постоянно повторяемому правилу 'nihil extraneum', 'ничего извне', некоторые алхимики ради получения Белого Камня не останавливались перед добавлением новых ингредиентов на данном этапе. В сосуд могли помещать немного серебра со ртутью, мышьяком, сурьмой или оловом, благодаря чему поверхность материала в сосуде белела. Другой метод приводится в средневековом трактате 'А11еgoria Меrlini' ('Аллегория Мерлина'), где Великое Делание описывается в аллегорической форме повести о некоем короле (исходный материал Делания), который выпил так много воды, что члены его переполнились жидкостью (солюция), и почувствовал, будто распадается на части (сепарация). Врачи велели королю находиться в жарко отапливаемых покоях, но, посетив его еще раз, обнаружили, что он умер(нигредо). Тогда врачи взяли тело короля, измельчили его в порошок, промыли и высушили. К этому порошку они добавили одну часть каменной соли и две части селитры и растерли его с небольшим количеством льняного масла, чтобы получилась паста. Пасту они поместили в тигель с отверстиями, а под ним поставили другой тигель. Затем, разведя огонь, они подогрели и растопили пасту, так что жидкость вытекла в нижний тигель. Король воскрес и восстал из этого тигля исцеленным *. Белый Камень - это новое 'я', новорожденная суша, явившаяся из вод, символ мира, невинности, счастья и свободы от противоречий. Серебро - металл Луны; Белый Камень сияет в глубине существа алхимика, подобно луне на ночном небосводе, обращая всю тьму в серебро. С этого момента начинается третья и последняя основная стадия Великого Делания, ведущая к рубедо - красной заре, возвещающей восход солнца во всем его великолепии и ослепительный свет нового дня. Получив Белый Камень, алхимик переходит к этапу цибации ('вскармливания'): материал в сосуде 'умеренно питают молоком и мясом'. Взращивание эмбриона Камня уподобляется вскармливанию младенца; не исключено, что на данном этапе все-таки полагалось добавлять в сосуд новые вещества, хотя утверждать с уверенностью это невозможно. Герхард Дорн, ученик Парацельса, советовал на поздних этапах Делания вносить различные добавки, в том числе человеческую кровь, чистотел и мед. Кровь должна была насытить Камень жизненной силой. Чистотел наделял его весельем м хорошим настроением, ибо считалось, что это растение исцеляет от куриной слепоты, а по аналогии - и от меланхолии, от 'потемок' угрюмости. Мед символизировал радости жизни, а также служил консервантом. Вплоть до относительно недавнего времени это было единственное вещество, использовавшееся как источник сладости. А в древние времена мед использовали дня бальзамирования тел покойников, ибо он препятствовал гниению. Дорн утверждает, что мед- сладость бытия - может при некоторых обстоятельствах превратиться в смертельный яд, но чистотел, дарующий ясное зрение, по-видимому, служил в этом случае противоядием. Химические и психологические аспекты завершающих процессов Великого Делаиия, от сублимации до проекции, легче рассматривать по отдельности. В ходе этих процессов алхимик постепенно снабжал 'растущий' Камень качествами, которыми тот должен будет обладать в итоге Делания, - абсолютной чистотой и стабильностью, способностью превращать неблагородные металлы в золото, а также способностью многократно умножать вес неблагородных металлов. Стадия сублимации представляла собой очищение. Твердое вещество в сосуде нагревали до тех пор, пока оно не испарялось; испарения быстро охлаждали и снова конденсировали до твердого состояния. Этот процесс повторялся несколько раз, и символами его, как правило, служили голуби, лебеди и прочие птицы, имеющие обыкновение то взлетать к небесам, то снова садиться. Целью сублимации было избавление тела Камня от грязи, в которой тот рождался при путрефакции. С этой целью материал превращали в испарения (дух), осадок выбрасывали, а 'дух' снова трансформировали в тело. Солидификация паров как этап роста Философского Камня напоминает об аристотелевских испарениях, сгущающихся в недрах земли и превращающихся в металлы и минералы. В ходе следующего этапа - ферментации - материал в сосуде приобретает желтый цвет и становится золотом. Многие алхимики утверждали, что на данной стадии следует добавить в сосуд обычное золото, чтобы ускорить естественное развитие Философского Камня до состояния золота. Не будучи еще полностью совершенным, Камень все же приобретал теперь способность трансмутировать неблагородные металлы. Он становился ферментом, закваской, способной пропитывать и активизировать неблагородный металл и подстегивать его развитие, - точь-в-точь как дрожжи пропитывают тесто и заставляют его всходить. Это качество характеризует душу Философского Камня, огненный, активный компонент, который возбуждает и оживляет неблагородный металл. Таким образом, в процессе ферментации душа Камня соединяется с уже очищенным телом. Петрус Бонус поясняет, что Камень не может изменять и окрашивать другие металлы до тех пор, пока сам он не изменится и не окрасится, 'и таким образом наш Камень посредством некоего пищеварительного тепла, проявляющего его потенциальные и скрытые свойства, делается способным ферментировать, видоизменять и преображать металлы, ... как только мастер увидит, что поднимается белая душа, он должен в то же мгновение присоединить ее к телу *'. На стадии экзальтации происходит последняя перемена цвета материала - рубедо, или покраснение. Судя по всему, алхимики обнаружили, что на последних этапах Делания материал в сосуде становится крайне нестабильным. Однако экзальтация должна привести все компоненты Камня в единство и гармонию, не подверженную более никаким изменениям. Душа и тело, объединенные в процессе ферментации, теперь соединялись с духом, и Камень становился стойким и стабильным. Жар в печи доводили до максимально возможной температуры, и взору взволнованного алхимика предстает то чудесное зрелище, ради которого он столько трудился в поте лица, - рождение Философского Камня, совершенного красного золота, Красной Тинктуры, или Красного Эликсира, Единого. На пятый день Творения, создав всех живых существ, кроме человека. Бог велел им 'плодиться и размножаться', а позднее повторил это повеление, обращаясь к Адаму и Еве. Таким образом, новорожденному Камню недостает теперь только одного качества, которое, впрочем, уже присутствует внутри его в латентной форме, а именно - способности плодиться и размножаться, во много раз увеличивая массу неблагородных металлов. Этим качеством Камень наделялся в процессе мультипликации ('умножения') или аугментации ('приращения'). Плодовитым и плодотворным Камень становился благодаря еще одному 'соитию', еще одному соединению противоположностей - королевской свадьбе души и духа, серы и ртути, короля и королевы, Солнца и Луны, красного мужчины и белой женщины, т. е. символов всех противоположностей, примиряющихся в Едином. Двенадцатый и последний этап Великого Делания, проекция, заключался в том, что Камнем воздействовали на неблагородный металл, чтобы превратить последний в золото. Обычно Камень заворачивали в воск или бумагу, помещали в тигель вместе с неблагородным металлом и нагревали. Эти последние стадии алхимического труда представляли собой несколько процедур уравновешивания и объединения компонентов Камня или присущих ему противоположностей. Разумеется, алхимики стремились к тому, чтобы привести эти противоположности в точное равновесие и примирить их между собой. 'Книга Меркурия', написанная знаменитым арабским алхимиком Гебером или одним из его последователей, поясняет, что в некоторых случаях противоположности неразделимо смешивались друг с другом и уравновесить их было невозможно: 'И не найти больше ни духа, в котором не содержалась бы малая частица тела, ни тела, в котором не содержалась бы малая частица духа. В случаях, когда одного слишком много, а другого - слишком мало, эти два элемента разделить невозможно, так как происходит трансформация и преобладающая по количеству часть поглощает часть, присутствующую в малом количестве'*. Применительно к человеку это означает, что и те люди, в которых духовное начало переразвито за счет физического, и те, которые переразвиты физически в ущерб духовному развитию, далеки от совершенства. Цельный человек - это человек, в котором противоположные начала уравновешены. В психоанализе, по словам Юнга, проблема противоположностей заключается в 'диссоциации личности, вызванной конфликтом несовместимых тенденций, который, как правило, возникает из-за дисгармоничного характера. Подавление одной из противоположностей затягивает и расширяет конфликт или, иными словами, ведет к неврозу. Терапевт в такой ситуации должен сталкивать друг с другом эти противоположности и стремиться к их устойчивому объединению'**. Такой же устойчивый союз противоположностей является целью магии и алхимии, но алхимический процесс более сложен. Философский Камень состоит из трех компонентов - тела, души и духа, - объединение которых происходит последовательно, в четыре этапа:
сублимация объединяет тело и дух; ферментация объединяет духовное тело с душой; экзальтация объединяет тело, душу и дух; мультипликация объединяет душу и дух.
Эта система последовательных процедур объединения связана со стремлением алхимиков примирить между собой символизм чисел 4, 3 и 2 и привести все эти числа к единице. Загадка Сфинкса звучала следующим образом: 'Кто ходит утром на четырех ногах, днем - на двух, а вечером - на трех? ' Эдип ответил на это: 'Человек'. Но другой возможный ответ - 'алхимия', ибо алхимия началась с представления о том, что все вещи состоят из четырех первоэлементов (Огонь, Воздух, Вода и Земля), развивалась на основе теории о том, что все в мире слагается из двух компонентов (ртуть и сера), и, наконец, приняла в качестве основного принципа предположение о трех компонентах всех вещей (ртуть, сера и соль). Принимая новую теорию, алхимики не отказывались от старой, и эти противоречащие друг другу убеждения продолжали существовать бок о бок. С точки зрения алхимика, загадку Сфинкса следовало бы сформулировать так: 'Как превратить четверку в двойку, а затем в тройку, если все это суть единица? ' Четверка превращается в двойку потому, что четыре базовых качества четырех первоэлементов разбиваются на две противоположные группы, символизируемые серой (горячей и сухой) и ртутью (холодной и влажной). Но сказать, что все в мире сотворено из двойки, недостаточно, ибо двойка - число зла, вражды и непримиренных противоположностей. Все вещи должны состоять из тройки, ибо тройка примиряет противоположности в гармоничном единстве; однако при этом тройка должна содержать в себе первоначальную четверку. В алхимии тройка заключает в себе четверку потому, что ртуть имеет двойственную природу. В троице 'ртуть - сера - соль' в скрытом виде содержится четверица. Ртуть можно рассматривать, по желанию, и как единую субстанцию, и как двойственную:
Сера Душа Мужское начало Огонь Ртуть Дух Мужское и женское начала Воздух и Вода Соль Тело Женское начало Земля
Процитированный выше ответ Михеля Майера на алхимическую загадку Сфинкса звучал так: 'Из мужчины и женщины сотвори круг, затем квадрат, затем треугольник и, наконец, снова круг, и ты получишь Философский Камень'. В процессе сублимации алхимик берет 'мужчину и женщину' - ртуть (дух) в качестве мужчины и соль (тело) в качестве женщины - и соединяет их друг с другом, т. е. замыкает их в круг. В процессе ферментации он добавляет серу (душу), чтобы получить четверку, или квадрат: соль (1) + ртуть (2) + сера (1). В процессе экзальтации эти четыре элемента считаются тремя, т. е. треугольником; они объединяются вместе, и в результате снова образуется круг - Философский Камень, или единица. Сходным образом манипулируют с числами от 1 до 4 современные оккультисты, чтобы получить закон, согласно которому любой процесс и любая деятельность являются по своей природе троичными и в то же время четверичными. Единица - это активное начало, или сила, начинающая всякий процесс. Двойка - это пассивный элемент, служащий точкой опоры или основанием для единицы. Тройка - это сочетание единицы и двойки, результат действия. Но три элемента, взятые все вместе, представляют собой новый элемент - четверку; четверка же становится активным началом - 'единицей' - нового процесса. Таково современное истолкование 'слов Марии Пророчицы', которые долгое время передавались алхимиками из поколения в поколение: 'Единое становится Двумя, Два становятся Тремя, а из Трех является Единое как Четвертое'. Тетраграмматон, считавшийся истинным именем Бога, а следовательно, сущностью всех вещей, заключает в себе такого же рода оккультную или алхимическую формулу. С одной стороны, в нем четыре буквы, а с другой - всего три, ибо одна буква повторяется дважды: YНYН, йод хе вау хе. Эти четыре буквы служили символами четырех первоэлементов, содержащих в себе две пары противоположностей: горячий - холодный и влажный - сухой.
Йод Огонь Горячий и сухой Мужской Воля Хе Вода Холодная и влажная Женская Понимание Bay Воздух Горячий и влажный Мужской Ум Хе Земля Холодная и сухая Женская Тело
Йод (1) - это Отец, активное начало Бога и вселенной. Хе (2) - это Мать, пассивное начало. От их союза рождается Сын, Вау (3), который соответствует Воздуху (продукту сочетания Огня и Воды) и уму (продукту сочетания воли и понимания). И, наконец, от того же союза рождается Дочь, Хе (4), соответствующая Земле и телу, сгущению или материализации первых трех элементов. Вторая Хе - это сестра-близнец и невеста Вау, подобная Еве. Ева была сотворена из тела Адама тем же Отцом, который создал и самого Адама, и стала супругой Адама (кроме того, сотворение Евы из тела Адама аналогично эманации Божественной Мысли, которую излучает из себя Бог). Вау (ум) - это принц, сын короля, который спасает заколдованную принцессу - вторую Хе (тело) - и берет ее в жены. В результате этого вторая Хе восседает на трон своей матери, первой Хе (понимание) и своими юными объятиями пробуждает к жизни Йод (волю), Всеотца, благодаря чему начинается новый цикл процесса. Эти причудливые семейные отношения символизируют весь ход вещей во вселенной *. Таким образом, ход вещей во вселенной цикличен (змея, кусающая собственный хвост), а Великое Делание - это замкнутый круг. В Тетраграмматоне - четыре буквы, представляющие собой две пары противоположностей, и они же - три буквы; а все имя замыкается в круг, образуя единицу - сущность Бога, ибо Он Един. Эта система резко противостоит более традиционным воззрениям, состоящим в том, что для достижения совершенства необходимо сбросить с себя телесную оболочку, избавиться от животной природы и разорвать связи с земным, бренным миром. Согласно же этой системе тело, соединяясь с разумом, порождает понимание; этот союз завершает один цикл и становится началом цикла нового. Оккультист, по словам Дион Форчун, 'не пытается бежать от материи к духу, оставляя в тылу незавоеванное царство, чтобы как можно скорее перейти в наступление'. В алхимии процессы сублимации, ферментации и экзальтации соответствуют союзу тела и ума и восхождению их на трон понимания. При сублимации тело испаряется и становится духом, а дух, в свою очередь, конденсируется в тело; в результате дух и тело сливаются воедино и образуется духовное тело. 'Изначальную грязь', изгоняемую из тела, иногда называли 'внешней серой'. Некоторые алхимики полагали, что каждая вещь содержит две серы - внутреннюю и внешнюю. Внешняя сера - это зловонный, нечистый шлак, от которого необходимо избавиться, но чистая внутренняя сера - ценный компонент, и без нее Философского Камня не создать. Для алхимиков-христиан внешняя сера, по-видимому, означала любовь к себе, а внутренняя - любовь к Богу. Но некоторые алхимики, а также современные каббалисты понимают это противопоставление двух сер несколько иначе. Сера вообще символизирует желания, чувства и побуждения. Внутренняя сера означает глубинные побуждения, столь популярную у гегельянцев и современных оккультистов 'истинную волю'; внешняя сера - поверхностные желания и интересы. Удаление внешней серы при сублимации одухотворяет тело, освобождая его от поверхностных, суетных побуждений и забот. Теперь алхимик становится объектом свободной игры своих внутренних движущих сил. При ферментации духовное тело объединяется с душой. Огненный принцип внутренней серы - душа, или истинная воля, - воздействует на духовное тело как фермент, или закваска, видоизменяя и окрашивая личность и преображая ее в 'золото'. В процессе ферментации алхимик упоенно отдается своему внутреннему 'я'; его охватывает эмоциональное возбуждение, перерастающее в экстаз (аркан Таро Сила). Современные оккультисты называют эту закваску 'жизнью виноградного сока' и 'явлением Вакха'. Кроули славит Вакха как муже - женщину и богочеловека: '. 'опьяненный сладостью божественного винограда, более не ведаешь ты ни бремени тела, ни томления духа'. Обычное 'я' мага - это 'толпа одичавших, истеричных женщин, обуреваемых непонятными и непризнанными животными инстинктами; они раздирают в клочья Пенфея - жалкого человеческого царя, тщетно пытающегося подавить их'. Но Вакх, истинное 'я', 'способен преобразовать это бессвязное буйство в торжественную и гармоничную процессию, превратить завывание гиен в симфонию пэанов, а бессмысленную ярость - в контролируемый экстаз *'. Вакх 'дважды двойной' по своей природе: он - бог и животное, женщина и мужчина. Он - истинное 'я', человеческий эквивалент Бога или Тетраграмматона, четыре буквы которого составляют две пары противоположностей; в процессе ферментации также объединялись четыре компонента, ибо ртуть здесь считалась двойной. Кроме того, некоторые алхимики утверждали, что ртуть и сера представляют собой не одну, а две пары противоположностей. На внешнем плане ртуть - это ртуть, но на внутреннем - сера; сера же на внешнем плане сера, а на внутреннем - ртуть. Иными словами, в каждой вещи заключена и ее противоположность, и вещество, объединяющее серу и ртуть, объединяет две пары противоположностей, т. е. оказывается 'дважды двойным'. Вакхический экстаз ферментации ведет непосредственно к экзальтации, в ходе которой человек становится Философским Камнем. Алхимики утверждали, что на этом этапе материал в сосуде нестабилен, а следовательно, возбуждение ферментации очень часто угасало и прерывалось, не давая устойчивого результата. Чтобы достичь экзальтации, жар в печи необходимо было довести до очень высокой температуры, а восторг алхимика - до вышей точки 'контролируемого экстаза'. И только тогда Камень в сосуде начинал лучиться красным сиянием, а алхимик достигал экстатического единения с божеством. Тело, душа и дух сливались в идеальной и вечной гармонии цельного человека. Экзальтация соответствует аркану Таро Колесница; изображенный на этой карте колесничий разгадал загадку Сфинкса - четыре, три и два сделались единицей. Становясь Философским Камнем, или Единым, человек отождествляется со всей вселенной. Этот процесс - еще одна 'малая смерть'; пройдя через нее, алхимик полностью постигает магический смысл цитированного выше изречения: '... если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода'. Последние два процесса, мультипликация и проекция, необходимы из-за того, что Великое Делание по своей природе циклично. Сначала Бог был Единым; затем Он стал Двоицей - парой противоположностей; а затем, объединив эти противоположности, сделался Троицей и Творцом, благодаря чему возникла Четверица - материальный мир, символом которого считается число 4. Прервать работу с Философским Камнем на стадии единицы, т. е. сразу после экзальтации, означало бы пресечь нить жизни самой вселенной. Дух человека, достигший единения со всей вселенной, должен стать частью ее извечных жизненных процессов. На стадиях мультипликации и проекции вступает в силу понятие Любви - Любви как завершения и нового начала Великого Делания. 'Любовь, - писал Элифас Леви, - это один из мифологических образов великой тайны и великой деятельной силы, ибо она одновременно служит выражением действия и страсти, пустоты и изобилия, копья и раны *'. В ходе 'королевской свадьбы' мультипликации Единое становится Двумя, а Двое воссоединяются (союз Йод и Хе в Тетраграмматоне и аркан Таро Влюбленные). Бракосочетание серы и ртути символизирует плодотворный союз всех противоположностей, содержащихся в Философском Камне. От союза Двух возникает плодоносная сила Третьего. На стадии проекции (аркан Таро Иерофант) Камень соединяется с неблагородным металлом. Философский Камень здесь - это алхимическая параллель Духа Божьего, простершегося над первозданными водами, одушевившего Первоматерию и творящего все явления и вещи мира. Именно с этого алхимик когда-то начинал свои труды. Так цикл Великого Делания замыкается. Для некоторых адептов эти последние этапы Делания ассоциировались с астральным телом, намек на которое они усматривали в разграничении, проведенном святым Павлом между 'душевным' и 'духовным' телами ('... сеется тело душевное, восстает тело духовное'). 'В человеческом теле, - утверждал Герхард Дорн, - сокрыта некая метафизическая субстанция, известная лишь немногим; она не нуждается ни в каких лекарствах ибо сама по себе есть лекарство, не подверженное тлению'; и далее: 'В вещах природных заключена некая истина, которую невозможно увидеть внешним оком, воспринять же можно только разумом. Философы знали ее уже давно; они обнаружили, что сила ее велика и способна творить чудеса... В этом-то и состоит все искусство освобождения духа от сковывающих его цепей... То, что теперь называют астральным телом или астральным светом (субстанцией, из которой состоит астральное тело), - не подверженную тлению 'метафизическую субстанцию' Дорна, или 'истину', воспринимаемую только разумом, - упоминают еще несколько оккультистов и алхимиков эпохи Возрождения. Агриппа Неттесгеймский в 'Оккультной философии' пишет, что душа человека обретает пророческий дар, когда превосходит свои природные ограничения и высвобождается из телесных оков, разливаясь в пространстве, словно свет, освободившийся из клетки фонаря. Это состояние наступает в результате 'постоянного устремления чистого тела к небесам' (аркан Таро Отшельник) - устремления, которое в конце концов извлекает душу из тела и позволяет ей в одно мгновение охватить все пространство и время. Согласно Парацельсу, у человека три тела (соответствующие физическому телу, душе и духу): первое 'элементальное', или физическое; второе - 'звездное', или астральное; и третье - 'просветленное тело', или 'искра Божия' (ср. 'светящееся Я' манихеев). Астральное тело спускается со звезд и состоит из наслоений, окутывавших душу по мере ее нисхождения через планетные сферы. Оно 'превосходит все мерки Природы'. Его 'нельзя ни связать, ни схватить'; оно может 'проходить сквозь стены и преграды, ничего не ломая *'. Связь астрального тела с душой, занимающей промежуточное положение между телом и духом (или разумом), позволяет прояснить природу существ, обитающих на астральном плане, которые, как мы помним, не являются ни материальными предметами, ни ментальными образами, но чем-то средним между тем и другим. Согласно современным оккультным воззрениям, астральный план это область, в которую попадают наши желания, эмоции и чувства. С физическим планом он связан точно так же, как эмоции человека - с его физическим телом; вне астрального плана располагается 'ментальный план',
|
|||
|