|
|||
№ 47. Байка «Прощайте, дедушки и бабушки!»№ 47. Байка «Прощайте, дедушки и бабушки! »
Девочка деда любимого брила. Не удержалась – чуть‑ чуть пошалила. Стало лицо у него вроде груши… Дедушка старый, зачем ему уши?
* * * Маленький мальчик компьютер купил И в двести двадцать его подключил. Бабушка сильно тянулась к науке: Пепел из чепчика вымели внуки…
(Детские стишки‑ страшилки ) Мораль. Внуки начинают агрессивно относиться к дедушкам и бабушкам с неосознанного разрешения родителей. Комментарий. Семейный вечер на кухне. Жена говорит мужу: – Твоя мама ведет себя неправильно. Я высказала ей конкретную просьбу, а она опять все сделала по‑ своему. – Да, я за ней тоже это часто замечаю. Стареет… Рядом сидит внук или внучка, внимательно выслушивая комментарии родителей. Как вы думаете, после таких бесед за спиной у бабушки у детей сохранится к ней уважительное отношение? Сомнительно. Вывод достаточно прост. Родители, которые просят бабушек и дедушек о помощи в бытовых вопросах и воспитании детей, не имеют морального права давать отрицательные отзывы о действиях своих же родителей, дискредитируя их в глазах внуков. Кто не умеет правильно выражать благодарность и быть признательным, тот должен делать все сам. Возможно, в таком случае он всегда будет прав. Принижение заслуг бабушек и дедушек в воспитании внуков – залог разрушения психологических и моральных принципов семейного и личного благополучия нескольких поколений родственников. Диапазон применения байки: консультации психолога для родителей, системная семейная психотерапия.
№ 48. Байка «Ребенок потерялся во времени»
При посещении своих знакомых я разговорилась с сыном одного из них, которому уже исполнилось шесть лет. Для поддержания разговора мне пришло в голову задать элементарный вопрос: когда у него день рождения? Мальчик смело ответил: – У меня день рождения на даче. Я немного растерялась. – На даче? То есть летом? – Ну да. – А в каком месяце? С небольшим волнением я ожидала ответа. – Летом. Ребенок явно не мог назвать месяца, в котором у него день рождения. Тогда пришлось задавать наводящие вопросы. – В самом начале лета? В июне? – Да, – прозвучал неуверенный ответ. – А может, в середине лета? В июле? – Да. – Может, в августе? Когда ты уже собираешься возвращаться с дачи домой, в город? – Да. Я повернулась к матери и спросила, когда у ее ребенка день рождения. Она ответила: – 10 августа. Мораль. Знания и представления об окружающем мире являются важнейшей предпосылкой развития мышления и основой успешного обучения многим школьным предметам. Комментарий. Удивляться не нужно. Не только в шесть лет, но и во 2–3‑ м классах у учащихся в 40 % случаев обнаруживается незнание времен года[3]. Среди школьников распространены ошибочные обозначения даже бытового времени: утро, вечер, завтра, скоро, потом, недавно, на днях. Такие проблемы ориентировки приводят к возникновению трудностей в усвоении грамматики языка. Стимулировать развитие у ребенка представлений о времени могут в первую очередь сами родители. Как это делать? Покажу это на примере некоторых рекомендаций, которые разработаны для достижения целого ряда важных задач: • приучать детей к чтению; • развивать «чувство языка»; • пополнять словарный запас; • учить рассуждать, оперируя полученной информацией; • формировать представления об окружающем мире; • развивать образное мышление. Есть и много других задач. Потребуются определенные усилия, чтобы у детей возникало меньше проблем в обучении русскому языку (как чтению, так и письму). Диапазон применения байки: коррекционно‑ развивающая помощь учащимся начальных классов.
|
|||
|