|
|||
Песнь третья 1 страница
Его глаза наполнились слезами, он берет груди женщины, подносит их к губам и сосет их, слезы стекают по его щекам и носу, его руки скользят по ее бедрам, проникают между ног, гладят теплую, потную, растрепанную прядь волос на лобке, млеют от горячего, влажного дыхания раскрытой вагины, играют с прядкой, под которой трепещет плоть. Солдат грезит; высоко в горах меж серых камней бьет источник ледяной воды, от глотка которой все лицо охватывает пламя; после, с остывшим лицом, он стоит на лужайке или в лесу и смотрит блестящими глазами на бегущую в предзакатных сумерках белку. Голова солдата катается меж тяжелых тенистых грудей, теплые травы пахнут молоком, женщина запрокидывает голову, руки солдата поднимаются по ее животу, пальцы, проникая между ребер, пробегают по бокам, женщина стонет, лаская дыханием висок и мочку уха солдата. Солдат продолжает сосать грудь, слегка прикусывая сосок, пуская слюну, женщина приподнимает руками свои груди, слюна и слезы солдата текут по ее ладоням. На улице несущийся галопом конь останавливается, встает на дыбы, ржет, сбрасывает седока — юношу в лохмотьях, тот падает, скрестив руки, грудью на песок. Дети выходят из подвалов и бегут к раненому. Конь, подпруга скользит по груди, скачет через предместье, перепрыгивает ворота, потом, замедлив бег, топчет рыхлый песок под эвкалиптами, он видит реку, чует запах воды, трясет гривой. Под деревьями рыщут, опустив морды, собаки, они трутся о стволы, скребут когтями кору, хватают мелких птиц, выпархивающих из ветвей. Конь подходит к реке, дует на черную неподвижную воду; под его дыханием вода движется, светлеет. Женщина — теперь ее швырнули на кафельный пол — стонет, ее дыхание выдувает блестящую пыль из щелей, ее потная щека прилипла к плитке, солдат сотрясает ее бедра. Ткань расстегнутых штанов возле его члена смята, черна от пота и спермы. Его башмаки скребут по полу, давят пальцы ног женщины. Липкие ладони солдата ласкают тело женщины, от висков к паху, он задыхается, отступает, краснеет. Лают собаки, они вырывают куски мяса из кучи отбросов, дымящихся у воды; старые бидоны, вытащенные из грязи, блестят, позвякивая под их зубами. Солдат пальцами, ногтями раскрывает влагалище. Голова женщины катается по плитке. Солдат, приподнявшись, скребет пах, кусает шею женщины. Дети набросились на раненого; его глаза закрыты, рот полон крови, губы блестят на песке, он тяжело дышит; один из детей присаживается рядом с ним на корточки, прижимает пальцем пульсирующую на шее вену, щиплет ее, раненый вскакивает. Полуголый солдат, мокрый после объятий шлюхи, видел, как за окном упал всадник; он отходит от окна, шарит под тюфяком, с которого женщина, лежащая на спине, раздвинув ноги, положив руку под голову, смотрит на него, улыбаясь; он подходит к ней с винтовкой в руке, водит стволом по животу женщины, блестящий холодный ствол скользит между ее бедер, женщина отодвигается, изгибается, тихо смеясь, медленно отстраняет ладонью ствол, ее пальцы оставляют на стали потные следы. Солдат подходит к окну, открывает его, поднимает штору, видит группу детей и раненого всадника, прицеливается, передергивает затвор, жмет на спусковой крючок, дети и всадник подпрыгивают, взметая песок, и падают навзничь без крика, двери со скрипом закрываются, солдат снимает палец с крючка, прекращая обстрел, поворачивается, прижимая дымящийся ствол к бедру; комната наполнилась тяжелым запахом пороха и соломы, женщина дрожит, прижавшись к стене, солдат подходит к постели, смотрит на грязный тюфяк, протертый коленями и руками мужчин, засовывает руку в дыру, вынимает соломинку, зажимает ее в губах, подходит к женщине, снова обнимает ее, целует, соломинка перекатывается между их губ. Конь переплывает реку, натыкаясь грудью на песчаные отмели, он скачет по протоке на песчаном берегу, под его копытами скользят ужи и гадюки, течение сносит их в реку, они извиваются среди камней. По утесу едет повозка с сеном; вдоль обрушившегося края утеса проезжает джип и несколько грузовиков; песок, камни, разорванные пучки чертополоха скользят по склону к остановившемуся коню. Два солдата выпрыгивают из джипа. На копне сена, лежащей на повозке, играют двое детей. Солдаты их не видят, они подходят к возчику, говорят с ним несколько минут, потом забивают его прикладами. Один из солдат достает из кармана гимнастерки коробку спичек, зажигает одну и кидает ее на сено, которое тут же вспыхивает; пламя пробивается сквозь толщу сена, поднимается вверх, окружает детей, пожирает повозку; мертвый возчик лежит под мулом. Солдаты запрыгивают в джип, колонна трогается с места и исчезает в долине. Конь смотрит на горящую повозку, мул кричит, поводя крупом. Конь, дрожа на вечернем ветру, опускает ноздри в теплый песок. Огонь пробегает по оглоблям, по крупу, мул бьет копытами, трясет головой, его хвост вспыхивает; крики мула привлекают внимание крестьян, прячущихся в кустах, они подходят к повозке, видят кучу пепла, в которой дымятся обгоревшие тела; мул дергается, оглобли и обугленный круп рушатся, мул, сгоревший на три четверти, падает с широко раскрытым ртом, его тело покрыто язвами, из них по опаленной шкуре стекают струйки жира; пламя вновь охватывает обугленную тушу. Крестьяне отворачиваются, один из них, покачиваясь, сбегает по склону и падает. Конь раздувает ноздрями песок; влажная дрожь пробегает по его телу; запах дыма отогнал его к реке; закрыв глаза, он медленно пьет воду большими глотками. За ним, у скалы, под порывами ветра клонится дерево; под копытами копошатся насекомые. Дым пожара растворяется в темноте, запах горелого мяса доносится до реки, конь снова бросается в реку, переплывает ее. На другом берегу две старухи и дети в лохмотьях разгребают отбросы, увязнув ступнями в разноцветной глине, ноги облеплены мухами и червями; они достают размокшие хлебные корки и куски сырого мяса, впиваются в них зубами; маленькая девочка грызет кусок синего мяса, прижав кость двумя руками к груди; вокруг рыщут собаки; мелкий кот, вцепившись в лохмотья девочки, взбирается к ней на грудь и, вонзив когти в ее губы, впивается зубами в кость; мальчик берет старые грабли, подцепляет кота, сбрасывает его на землю, бьет, выкалывает ему глаза, отрубает голову, кровь мешается с грязью; девочка с забрызганными кровью волосами продолжает глодать кость; рядом воют собаки; одна из них проскальзывает между ног старухи, под лохмотьями, и вырывает у нее из руки размокший кусок хлеба; из-под отбросов вылезает крыса, топчется по блевотине и снова с сухим коротким писком исчезает в жиже. Конь скачет под деревьями, трется о влажную кору, большие птицы пролетают в последних лучах солнца; с задетых их крыльями веток сыплется дневная пыль. В куче отбросов ковыряются дети, некоторые из них голые, только плечи прикрыты лохмотьями, мокрые тела испещрены укусами. Между их ягодицами копошатся слизни и черви. Двое дерутся в грязи, один сжимает другому горло покрытыми блевотиной руками, другой хватает осколок бутылки и бьет им соперника в спину и живот, кровь брызжет и стекает по грязи и блевотине на ноги ребенка, он разжимает руки, задушенный ребенок кричит, его щеки раздуваются, осколок стекла падает в лоснящуюся грязь, зубы душителя блестят между черных губ, его член упирается в бедро задушенного ребенка, конь катается по песку, встает, бежит рысью под эвкалиптами, трется грудью о кору, входит в город, блуждает по улице, на которой упал его всадник, ходит кругами по окровавленному песку; уж, свернувшийся на песке, скользит между копыт коня, ползет и исчезает под стеной; перед дверью борделя стоит джип; лунный свет падает на измятый капот, на трепещущий от ветра брезент; окна борделя закрыты. Лишь одна форточка внизу стены освещена. Конь подходит к джипу, проводит ноздрями по кузову, вдыхает мерзкую вонь сидений и грязных тряпок, погружается в кучу окровавленной ткани и теплого пепла. В прокуренном подвале пьяные солдаты набрасываются на женщин, опрокидывают их на угольные кучи. У входа в подвал сидит парень с сигаретой в узких губах, он собирает деньги с солдат. Угольная пыль поднимается к форточке и оседает на улице. Одна из женщин теряет сознание, парень подходит, хватает ее за ноги, сталкивает с бесчувственного тела навалившегося солдата, вытаскивает его член из влагалища женщины и тащит тело по угольным брикетам к двери, под лестницу; солдат, волоча член по углю, стонет, ползет к двери, из открытого рта на подбородок стекает мерзкая черная слюна; подняв руки, он вцепляется пальцами в голую ногу парня. В углу погреба двое солдат с раскрасневшимися лицами вставляют угольный брикет во влагалище женщины; один грубо ласкает все ее тело, другой вцепился ладонью в ее колено; они поджигают волосы на ее лобке. Женщина с искаженным от боли лицом кричит, по ее животу струится пот. Парень подходит к ним и спокойно говорит, продолжая улыбаться: — За причинение ущерба платите двойную цену. Присев на корточки, он дует на лобок, гасит пламя, проводит ладонью по обуглившимся волоскам, встает и снова занимает свое место у входа. На заре джип с прицепом едет под эвкалиптами, останавливается у кучи отбросов, три солдата выпрыгивают из джипа, отцепляют прицеп. Под кучей, дрожащей, шевелящейся под ярким солнцем, лежат трупы детей, дравшихся вчера ночью: один задушен, тело другого исполосовано, в черных ранах копошатся блестящие мухи. Солдаты бледнеют, опускают глаза, нерешительно смотрят друг на друга, в горле — ком; потом они переворачивают прицеп, зловонная розовая, зеленая грязь разливается по двум омытым зарей телам. Солдаты плюются, отгоняют мух руками. В полдень джип с прицепом въезжает по песчаному берегу в воду. На другом берегу купаются дети. Солдаты залезают в прицеп, где стоят две бочки с дерьмом, подтаскивают их к воде. — Постойте, там ребятишки купаются. — Насрать им на это, грязным ублюдкам, сволочам, сволочам. Они даже жопу не подтирают. Давай, лей говно. От этих блядей всегда воняет. Солдаты опрокидывают бочки. Дерьмо расплывается по белой воде, образуя темное пятно, оно спускается к детям, охватывает их, пачкает их плечи; задыхаясь, дети плывут к берегу, блюют в теплую воду. Они выходят из воды и, как крысы, разбегаются по песку. Солдаты цепями поднимают бочки в кузов прицепа. В лагере они спускают их в сортирные ямы, их сапоги увязают в черной грязи, кишащей червями; на миг очумев от слепящего солнца, они стоят с онемевшими спинами, вытирают руки о бедра, горячая ткань гимнастерок мнется с сухим шелестом; тяжелыми шагами они идут к палаткам, перед ними на столах в плевках пивной пене лежат куски черного мяса; солдаты усталыми руками берут мясо, едят, потирая ладони, потом залезают в палатки, валятся на свои тюфяки; лежат на спине, раскинув ноги, просунув лоснящиеся ладони под ремни, пряжки блестят, как наконечники копий в пламенеющей тени, испарениях и колебаниях тел. В подвале женщины во сне поводят руками, ногами; в солнечных лучах угольная пыль, смешанная со спермой, потом и высохшей слюной, стекает по холодной бесчувственной коже; парень стоит, упершись согнутой ногой в стену, курит, засунув ладонь под пояс. В подлеске над палатками медленно и настойчиво летают насекомые, на обугленные листья осыпается, обрушивается пепел и песок. Парень хлопает в ладоши, женщины просыпаются, встают, подходят к двери, следуя за парнем. Тот открывает дверь, женщины с криком бегут по доскам душевой, встают под струи воды. В углу на мокрых досках, скорчившись, спит высокий, белобрысый, совершенно голый моряк, бедра и плечи в разводах грязи, обмякший член покоится на ляжке; форменная одежда сложена под головой, сапоги, наполненные водой, прислонены к пояснице. Женщины, привстав на цыпочки, подставляют лица, груди под струи теплой воды, вытекающие из пыльной трубы. Парень резким движением ладони перекрывает кран, женщины тянут руки и рты к трубе; парень задирает ногу, садится на кран верхом; зажав его между ног, он смотрит на женщин, поглаживая кран, открывает наполовину, закрывает, открывает снова, жмет на него двумя руками, открывает до конца, вода брызжет на губы женщин, на их плечи, они трясут волосами, угольные крошки скользят, падают, рассыпаются по полу; губы нескольких женщин искусаны до крови, у некоторых укусы на груди и в паху. Вверху по улице расположилась ярмарка, там, среди каруселей и балаганов, прячутся повстанцы, чуть ниже — рыбный рынок. Между двух каруселей, у заброшенного сада стоит балаган, сколоченный из досок, кровельного железа и шкур, внутри — прилавок мясника, на дереве еще видны кровавые прожилки, к прилавку привязана голая девушка; только какая — то выцветшая тряпка повязана на ее бедрах; сверху над девушкой висит табличка: — У нее две пизды. Весь день мужчины — рыбаки, каменщики, механики — приходят, поднимают тряпку, трогают двойное влагалище, залезают в него пальцами, просовывают монетку между ног девушки, опускают кусок ткани и выходят на солнце с отвердевшими членами. Тряпка отсырела от желчи и цемента, почернела от жира и смазки, к ней прилипли рыбьи чешуйки. Девушка тихонько стонет, голова опускается за прилавок, под тряпкой звенят монеты, мужчина поднимает тряпку, просовывает руку, собирает монеты, сует в карман и снова садится на земляной пол в глубине балагана. За стеной из кровельного железа дрожит карусель, дерутся дети, мужчина слышит, как хрустят пальцы их ног; сквозь сон он видит пыльных, выцветших лошадок, за его спиной — тяжелое дыхание и скрип зубов дерущихся детей. Кардинал вышел в сад; смятой во сне рукой он проводит по тяжелым от росы цветам; высвободив другую руку из рукава, он склоняется над кустом, срывает цветок, подносит к губам, выпивает капли росы. Одно из окон на фасаде открылось, в нем мелькнул белый чепец, кардинал улыбается, машет рукой, но, заметив, что в этой руке цветок, краснеет; окно, из которого доносится запах белья и эфира, быстро закрывается, кардинал идет к оранжерее, где растут апельсиновые деревья и живут кастраты; он открывает дверь, медленно проходит между теплыми ветками и останавливается перед другой дверью, из-за которой доносятся сдержанный смех, скрип постелей, шум воды в жестяных умывальниках, он толкает дверь, видит склонившихся над умывальниками голых до пояса детей с полотенцами на плечах; надзиратель дважды хлопает в ладоши, мальчики сидящие на кроватях, встают, вытянув руки по швам. Кардинал входит, в горле — ком, приближается к надзирателю, светловолосому молодому человеку, одетому в черное подает ему руку; мальчики стоят перед не заправленными кроватями, один из них опускается перед кардиналом на колени, целует его руку, другой бросается к его ногам, обнимает его колени, кардинал кладет усталую пухлую ладонь на затылок мальчика, поднимает его голову, молодой человек, стоящий сбоку от него, вздрагивает: — Со мной они не так нежны, Монсеньор. Но кардинал не слышит его. На простыне одной из кроватей — пятно крови; губы и ресницы мальчика, стоящего перед кроватью, дрожат, светловолосый молодой человек тихо отстраняет его, положив руку на его бедро. Он трогает пальцами пятно на простыне, кардинал подходит к нему; молодой человек трет друг о друга пальцы. — Кровь свежая. Как тебе не стыдно? Мальчики подходят, шелестит шерстяная ткань, но молодой человек останавливает их. Кардинал отворачивается: — Оставьте этого ребенка в покое. — У него дурные мысли, Монсеньор. Рыжеволосый мальчик бросается в ноги к кардиналу: — Я видел, утром он ерзает в постели, он ворочается… — Я боюсь. Кардинал подходит к окну, видит под кухонной лестницей склонившихся над своими тележками огородников и молочников — ноги расставлены, носы блестят. Стеклянная дверь открывается, спускается монашка в чепце, она подставляет руки, мужчина достает помидоры и инжир, дает им скатиться по груди монашки, та, улыбнувшись, поворачивается, поднимается по лестнице, ее бедра покачиваются под стянувшим их платьем, освещенная солнцем дверь хлопает; мужчина улыбается, вытирает ладони о бедра, плюет, резко задирает голову, солнце блестит на его зубах; кроткий, безысходный взгляд монахини скрывается за стеклом; в солнечных бликах сверкают ее ресницы и переносица. Кардинал прикрывает глаза ладонью, возвращается к кровати: — Оставьте этого ребенка, не судите его, этот мир объят сладострастием сверху донизу. Он проходит, мальчик опускает глаза, кардинал задыхается от запахов крови, пота, мыла, ночной слюны. Он выходит, оправляет полы сутаны на боках, проходит по оранжерее, наполненной запахом теплой крови, открывает дверь, выходит на солнце; он слышит звуки фанфар в городе — товарищи провожают на кладбище молодого солдата, зарезанного три дня назад; кортеж поднимается к небу, и звуки фанфар становятся резче, они вылетают из древесных крон и разносятся по синеве; из гроба сочится кровь, руки несущих гроб твердеют, кровь покойника, разбрызгиваясь от толчков, капает на ноги солдат, лицо мертвеца открыто, все его тело стянуто бинтами, чтобы остановить кровь; это лицо, эти холодные, слабые члены, этот перламутр одним дуновением расколет и спалит солнце. Они поднимаются, беглые тени птиц и ветвей текут, как вода, над лицом мертвеца и рисуют на нем улыбку; ослепленные солдаты видят лампы, горящие в небе, синие реки бороздят небосклон, как вены, верхушки деревьев вспыхивают, горизонт рассыпается с барабанной дробью. Кардинал, тронутый звуками фанфар, бредет мелкими шагами, нежно потягивается под своими одеждами. На лестнице его ждет монахиня; маленькие кастраты выходят из оранжереи, идут, выстроившись по росту, к капелле в глубине сада; у одного из них к бедру прицепилась роза, он останавливается, оборачивается, снимает розу, его глаза на миг встречаются с глазами кардинала, это тот мальчик, на чьей простыне нашли пятна крови. — Он трогал в прачечной нашу самую юную сестру, Монсеньор. С тех пор она не спит, все смотрит в окно. Кардинал улыбается мальчику, роза раскачивается на кусте: — Идите одеваться, Монсеньор. Тучный мужчина, питающийся зеленым горошком, рагу и пирожными с кремом, позволяет проводить себя в комнату, садится на стул перед окном; монахиня, склонившись к его ногам, снимает с него туфли: — Сестра моя, отчего вы презираете этого ребенка, божье создание; рукой, которая касалась самой юной вашей сестры, он творит и крестное знамение — а что у нас на завтрак? — …У нас для вас сюрприз, Монсеньор. — О, скажите мне на ушко. Какое яркое солнце! Какой я большой, сестра моя. — Не раздавите меня, Монсеньор. — Когда я был маленьким, я очень любил росу; мой отец в бархатном костюме, испачканном на коленях конским навозом, выезжал на своем коне в сопровождении сонных лакеев; мать щекотала мне ноги, я смеялся, гладил ее волосы, трепал ее шиньон, она сердилась, легонько хлопала меня по щеке, но каждое утро она вставала передо мной на колени и подставляла свои волосы, свой затылок, свой шиньон, чтобы я трепал его своими нежными, назойливыми ручками и, прежде чем рассердиться, она склоняла голову, ее руки скользили по моим плечам, сжимали мои пальцы… — Монсеньор растроган. Я не могу напоминать вам вашу мать; юные сестры меня ненавидят, я слышу, что они говорят обо мне на кухне, в дортуаре, в капелле. Я приучилась никого не любить. — Сестра моя, возлюбите ближнего, как саму себя. — Я люблю ближнего, как саму себя, я чиста сама и умываю ближнего. Сестра моя, знаете ли вы свое тело? — Лет двадцать тому назад я стояла перед зеркалом, ворот моего платья расстегнулся, я сразу упала в обморок. — Тот, кто не знает радостей телесных, не может любить себя, не может любить и ближнего. — Дайте мне вашу правую ногу, Монсеньор… О, как она покраснела. — А я ведь ходил недолго. — Сдается мне, что наша самая юная сестра испытывает плотские искушения. Недавно, после приезда огородника, она вся дрожала, как роза после дождя. — Я поговорю с ней. Он вспоминает бедра, стянутые узкой грубой тканью, смех огородника… ее волнуют молодые мужчины, которые смотрят на нее, желают ее. Он встает, набрасывает на плечи мантию, его руки дрожат, он выходит, монахиня стряхивает с мантии седые волоски и перхоть, кардинал улыбается, но его горло сжимается, он бережно отстраняет женщину: — Я пойду один. Он ступает на солнце, идет, солнце поднимается по его ногам, бедрам, груди к голове; в верхнем городе стихли фанфары, в нижнем — дым, крики детей, лай собак. Кардинал поднимается к собору: ослепительно белый, он возвышается из кустов, усыпанных красными цветами, почерневшими от солнца. Опираясь на перила, кардинал поднимается по лестнице, идет вдоль нефа, скребя пальцами по камню, царапая ладонь блестящими осколками; он бормочет детские стишки, громко молится, толкает дверь ризницы; старик с блуждающим взглядом и мокрым носом заключает его в объятья: — Монсеньор, один, один! Воистину, милость господня! Воистину, милость господня! — Чем душить меня, наполнил бы лучше сосуды! В проем двери видны охапки цветов, ветви, жужжащие насекомые, тени листьев на золоченом дереве органа, на золоте и перламутре риз, на белизне орарей. — Монсеньор, в ризнице птица, залетела, видимо, этой ночью, утром она кружила в капелле вокруг статуй. Красивая птичка, без сомненья. Каково оперенье, таково и пенье. Зажаренная для вас, она спела бы еще, без прикрас. Воистину, милость господня! — Помолчи, пожалуйста, дай мне прочесть молитвы. Кардинал склоняется, тяжело дыша, на столик, накрытый льняным полотном. Капелла наполняется солдатами и колонистами в легкой одежде. Кардинал, облаченный в ризы, опустив плечи, тяжелыми шагами идет в главную ризницу. Там шумно облачаются дьяконы и протодьяконы. Все преклоняют колени. Говоря между собой, они жестикулируют, как женщины: — О, сестра хорошо выгладила твой стихарь, лучше, чем мой, не знаю, за что она на меня обиделась, но это точно так. О, эта непорочная белизна на твоей загорелой шее! Как все прошло на большой плотине? Вы играли в догонялки? Дети были послушны? Кажется, вас охраняли красивые солдаты. Процессия собирается перед входом в неф. Орган дрожит. Маленькие кастраты, стоящие справа от алтаря, затаили дыхание. Процессия движется к алтарю. Gloria in excelsis Deo. Маленький кастрат, что был с розой, поет, его глаза залиты слезами, кардинал склоняет голову и немного поворачивает ее над дароносицей; он видит ноги мальчика, его трепещущее горло, слюну, блестящую в уголках губ. Мальчик поет один в тишине, его одежда трепещет. Птица выпорхнула из исповедальни; она летит меж выбеленных стен, натыкаясь на розовые колонны и скульптуры, от биения ее крыльев склоняется пламя свечей на алтаре; мальчик стоит неподвижно, кардинал опускает голову… к запаху вина, исходящему от облаток, примешиваются запахи перьев, гнезда и крови. Взгляд кардинала опускается, между ног мальчика на ткани шортов проступает темное пятно, струйка крови стекает к колену. Птица кружит над мальчиком, касается его волос, привлеченная запахом крови, порхает у его бедер. Мальчик поет громче, кровь потекла сильнее. Вступает хор, мальчик с окровавленной ногой падает в обморок. Подбегает чернокожий юноша, берет мальчика на руки и уносит его в ризницу; он кладет его на скамью напротив двери, выходящей в сад, возвращается к выходу в неф, закрывает дверь, смотрит в замочную скважину, возвращается к мальчику, наклоняется над ним, кладет ладонь на его плечо, просовывает ее в потную подмышку, проводит по груди, наклоняется ниже, целует щеку мальчика, его губы, ладонь скользит по холодному животу к пропитанной кровью ткани. Юноша встает, смотрит на свою руку, идет к двери, спускается в сад, присев на корточки, зарывается влажной ладонью в песок; он возвращается в ризницу, подставляет руку под кран умывальника, открывает воду; мальчик оживает, его колени дрожат, запекшаяся кровь порошком ссыпается на скамью. В проеме двери проходит собака, белая на фоне сада. Дети, искалеченные в резне, лежат в больницах; тех, у кого были отрезаны гениталии, посредники продают дьяконам, кардинал берет у губернатора деньги для выкупа и содержания детей. Вскоре посредники начали нанимать бандитов; днем и ночью те рыщут по улицам и дорогам, похищают детей, калечат их прямо на песке или в грязи. К концу войны, когда резня почти прекратилась, большинство кастратов к кардиналу поступало из рук бандитов. И это всех устраивало. Вот так и за Кментом однажды ночью в долине Игидер, когда повстанцы и солдаты резали друг друга в лунном свете на берегу реки, погнались двое мужчин; он бежит по песку, его лохмотья цепляются за тростник. Внизу скребут друг о друга скрещенные клинки, его сердце бешено бьется, он ощущает спиной дыхание преследователей. С высоты, где в дымке прячется луна, на место сражения бесшумно слетают орлы. Кмент ныряет в заброшенный сарай, катится по сену, задевая голой ногой лежащую в пыли косу; Кмент хватает ее, мужчины прыгают на него, Кмент проводит косой над головой, двое вцепились в его бедра, поднятая с дощатого пола пыль сияет во мраке; коса скользит по спинам мужчин, раздирая их рубахи; один из мужчин хватает Кмента за член, прикрытый лохмотьями, тянет, Кмент кричит, нацелив косу, вонзает ее в горло мужчины, тот качается, его грузное тело, омытое холодным потом, разворачивается и рушится в сено. Другой мужчина двумя руками вцепился в ногу Кмента, Кмент скользит и падает, мужчина бьет его в лицо и в живот, хватает косу. Кмент приседает, прижав руки к животу, быстро ныряет под ноги мужчины, опрокидывает его. В долине солдаты и повстанцы бегут вдоль реки, над ними пролетает истребитель; солдаты отделяются от повстанцев, самолет пикирует, расстреливает повстанцев из пулемета; в кабине пилот и стрелок дрожат, кричат, смеются, запах пороха опьяняет их; слюни и сопли блестят над губой стрелка, на правой щеке белеет островок мыльной пены; из нагрудного кармана его гимнастерки наполовину вылезло зеркальце, оно давит на его сосок, он сгибает спину, поводит плечами, но зеркальце словно приклеилось кровью к соску сквозь ткань. Кмент бьет мужчину косой в лицо, кровь, стекая, словно сетью обволакивает лицо. Кмент бросает косу, выбегает из сарая, бежит по дороге, прижав руки к животу. В кабине самолета звенят, свистят от пара горячие гильзы. На черных верхушках деревьев кричат напуганные выстрелами птицы; самолет пикирует, стреляет, снова поднимается в ночное небо, касаясь ветвей, взмывает к скале; расстрелянные солдаты и повстанцы падают на гальку вдоль реки. Кмент ползет по песку, самолет — огромный дрожащий камень — проносится над ним, Кмент, точно краб, зарывается в песок; самолет — камень, тающий в ночи — улетел, Кмент, крутя шеей, загребает песок щеками. Солдаты и повстанцы, скорчившись, лежат на гальке; они дрожат, с их обескровленных губ срываются стоны; в порогах плещутся рыбы, насекомые, облепившие тростник, ослабляют хватку и падают в теплую тьму с брюшками, покрытыми личинками, освобожденный тростник качается, распрямляясь; в ржавой заболоченной воде перекатываются пули, плавают мертвые жабы, в нее стекает розовая смертная слюна солдат. Самолет возвращается, пикирует, стреляет снова, пули с треском скачут по гальке, скашивают тростник. Руки стрелка почернели, он блюет на приклад пулемета, прижимается лбом и висками к дымящемуся металлу, дрожа, застегивает липкими пальцами ворот гимнастерки. Пилот поворачивается, его слюдяные очки, оправленные в кожу и медь, покрыты сухой коркой из раздавленных насекомых, из которой торчат, подрагивая, лапки, усы, крылья: — Стреляй, стреляй! Целься лучше, черт тебя дери! — Господин лейтенант, господин лейтенант, я болен, я подыхаю, моя невеста, я подыхаю, я всех их убил, они подстерегают меня со своими ножами, город закрыт, нож вонзается в мою спину, я бегу изо всех сил, но остаюсь на месте, стены города вздымаются, на них грустные рыла насекомых, свирепые морды зверей, из земли вырастает коготь, он впивается в мою ногу, господин лейтенант, вы уже имели мою невесту, теперь моя очередь, мой хуй встает, моя жажда, мои деревья, мои ноги сгорают, как свечи, мне больно, ох, как мне больно, господин лейтенант, слезьте с кровати, раздавите их. Солдат хватает пилота за плечи, сжимает его шею, пилот выпускает штурвал, солдат блюет, плюется, душит пилота грязными руками. Самолет уклоняется вправо, к скале, солдат, навалившись на пулемет, стреляет в скалу, потом вдруг встает, раскинув руки к крыльям, самолет приближается к изрешеченной пулями скале. Безумный солдат, вытянув руки, стоит в кабине, его лицо и грудь испачканы слюной и рвотой. Раненый солдат, лежащий на гальке, открыв глаза, видит, как самолет входит в скалу, словно рыба в нору. Кмент переворачивается на спину и засыпает. Маленькие кастраты, разбуженные шумом схватки, ворочаются на постелях. Черный юноша, лежа с открытыми глазами в алькове, вслушивается в свист пуль; завесы алькова дрожат, зарево пожара отражается в бронзовых кольцах. Птицы и летучие мыши задевают крыльями виноградную лозу, обвивающую открытое окно, стряхивают с листьев сине — белую пыль; из угла алькова выпорхнул снегирь; свалившись за картину, он бьет крыльями по холсту. Черный юноша смотрит в небо, ночь полнится вихрями, гривами, зубами, клыками. После пленения Иллитана Энаменас затих. Объявлено перемирие, толпа осаждает ворота заводов, мастерских, ферм, двадцать дней люди заняты работой, нравы смягчились. Изгнанные, отверженные повстанцы собрались в пещере, где сто лет назад их предки провозгласили начало борьбы с завоевателями и умерли десять лет спустя, покрытые копотью костров, отринутые народом, разделенные. Тоннель, пробитый в скале, ведет в большую пещеру над морем; раненые с забинтованными головами и животами лежат на походных кроватях, украденных у оккупантов, за ними ухаживают молодые женщины в гимнастерках, другие обслуживают их, склоняясь над ними по вечерам и давая им трогать свои груди; выздоравливающие могут обнимать их на циновках, лежащих в глубине пещеры у тянущейся сквозь скалу канавки, в которую солдаты бросают обглоданные рыбьи кости и кору эвкалиптов. За время перемирия вожди восставших, предупрежденные о вялости переговоров, ведущихся в метрополии, разработали план захвата городов. Иногда они жестоко спорят, потом подходят к отверстиям, смотрят на расстелившуюся внизу громадную тушу моря, тающую в солнечных бликах, наблюдают в бинокль за чайками, скользящими вдоль утеса, нежно спускающими на песчаный берег, задевая крыльями пучки ковыля. Потом вожди возвращаются к расстеленным картам, опираются на них руками; их трое, вокруг запястий — следы от веревок, на горле самого молодого — длинный шрам, блестящий, когда он поворачивает голову:
|
|||
|