|
|||
Шуберт ПриютПереложение для хора с сопровождением фортепиано. В суровом, полном могучей и сдержанной силы напеве перед слушателем встает природа Верхнеавстрийских Альп. Горный поток, чаща лесов, Голые скалы - мой приют... Через образ бури передается конфликт мятежной личности с окружающей действительностью. Произведение написано для 4х голосного смеш. хора в жанре - романс. Форма произведения 3х частная сложная. Тональность всего произведения e-moll. Размер 2/4 неизменный на протяжении всего произведения. Фактура хора гормоническая с элементами полифонии (пример 15-18т). I часть состоит из 2х предложений. Строгая, драматическая мелодия Первой части начинается на р в темпе Allegro. Имеются элементы хромотических ходов: в 1 предложении VII#, D7 аккорд, а в конце (13-14 т) идёт опевание также присутствует VII# ступень. 2 предложение начинается с динамики mf. Вступают только S A и T, В присоединяются со 2 такта 1 доли как бы изображая эхо. Здесь идёт повышение VI ступени как бы отклонение в A-dur. Движение в основном идёт ровно, имеется большой скачёк на октаву вниз у сопрано (16, 18т). Заканчивается 1 часть на тоническим трезвучием. II часть - развёрнутая, состоит из 3х больших предложений. Здесь динамикиа разнообразная, начинает весь хор в октаву на р. 1 предложение состоит мз 4х фраз. Модулирующее движение (начинается в основой тональности, а заканчивается в h-moll) с отклонениями внутри фраз. Уже в 1 фрезе во 2 такте присутствует VII# ступень, признак гормонического минора. Во 2 фрезе начинает увеличиваться сила звука (crtschendo). 3 фраза на mp, ритмический рисунок уже меняется - идёт протяжность на гласных звуках (половинки) этим композитор хотел подчеркнуть скуку по родному месту. 4 фраза начинается на f подчёркивая ещё большую горесть. Переход ко 2 предложению исполняется фортепианным проигрышом. 2 предложение состоит из 3х фраз: В 1 фразе поют только Тенора на mf движение обсалютно ровное, горизонтальное, без каких либо скачков. 2 фраза этого предложения это полнозвучный яркий фрагмент исполняющийся в быстром темпе и яркой динамике. Присутствует косвенное движение – при котором один из голосов остается на месте (пример 60т). Поют S A и Т. Идёт соло у Т в динамике f у остальных партий р. Присутствуют D65 аккорды и ум VII7 - VIступени. В 3 фразе состав партий не меняется, а динамика увелчивается на f у всех партий, в конце фразы ритмический рисунок меняется и когда присоеденяются В - появляются триоли. Заканчивается предложение на неполном трезвучии III ступени. 3 предложение начинается с октавного унисона, здесь динамика тоже довольно разнообразна начинается с р, затем creschendo, mp снова creshcendo которое приводит нас к f. В этом предложении композитор всё также вспоминает родное место и горюет по нему. Присутствуют хроматизмы, S7, отклонение (D2 h-moll) тональностью которой и заканчивается эта часть.
III часть. И наконец врывается стремительный финал реприза. Немного грустно-задумчивая мелодия, венчающая произведение. Начинается имитация голосов в динамике р, перекличка S, А и Т с В и Т в некоторых местах. Затем идёт creschendo и оно приводит нас к f. Здесь также имеются элементы хромотических ходов и вполне ровное не скачкообразное, местами косвенное движение, кроме (120 и 122 т. ) здесь образуется скачёк на октаву у S и Т, на квинту у А и В. Также присутствуют элементы имитации (пример 130-133т. ) Заканчивается в тихой динамике рр в основной тоналности произведения развёрнутым тоническим трезувучием e-moll.
В музыке роль ритма особенно велика. В целом ритмический рисунок в данном произведении достаточо сложный. Пунктирный ритм, большое количество восьмых. В I части вообще только мелкие длительности (четверти и восьмые). В произведении есть триоли, мелкий пунктир и половинки которые в некоторых местах успокаивают волнение. Неприрывная триольность в аккомпанименте придаёт ощющение скорости особенно в описани на слова (Бурный поток, кипучие волны идут, Слёзы бегут, сердце бьётся трепещет во мне). Роль фортепианного сопровождения имеет гормоническая поддержка, обогащение партитуры, изобразительная - создание эмоционального и психологического настроения. Хоровую партию не дублирует. Фактура аккомпанимента гормоническая (аккордовая, многоголосная). Музыка увлекает, завораживает и уносит слушателя стремительным вихрем в мир просветления, свободного от скорби и печали…
Исполнительские трудности Хоровой вертикальный строй чистота интонирования. Интонирование ступеней, связанных с отклонениями, модуляциями, интонирование интервалов. Умение певцов выстраивать интервалы, аккорды в одновременном звучании. Октавные унисоны. На чистоту интонирования влияют: вялое, ленивое, неэмоциональное пение, низкая позиция, недостаточное дыхание, безопорное пение и форсирование звука, слабый голосовой аппарат, слишком быстрый или медленный темп, незнание текста. Проблемы могут возникнуть, связаны с исполнением пунктирного ритма. Работать над динамическим равновесием голосов, когда идет имитация голосов то надо работать над выделением голосов, ведущих тему. Быстрый темп и связанное с ним чёткое произношение текста.
Дирижёрские трудности Показ вступлений, снятий, цезур. В фразировке нужно выделить главное и второстепенное, определить в каждой фразе основное слово к которому нужно двигаться. Передать эмоциональное состояние и настроение произведения.
Диапазон: S: си 1 октавы - соль 2 октавы; А: си малой октавы - ми 2 октавы; Т: си большой октавы - соль 1 октавы; В: ми большой октавы - до 1 октавы.
|
|||
|