Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





[1] Эта идея впервые была предложена Фридель Ленц в её книге Праздники с детьми. 3 страница



 

Раскрашивание яиц

 

Во многих книгах по ручному труду можно найти массу идей о том, как раскрашивать яйца. Но здесь нам стоит опять задать самим себе вопрос " почему". Почему мы красим и расписываем пасхальные яйца, которым уже была дарована их белизна? И опять греческий язык приходит нам на помощь. Греческое слово " космос" означает " украшать". Другое значение слова " космос" - " порядок", " мир" и " порядок мира". Обратное космосу есть хаос. Так, маленький мир пасхального яйца при раскрашивании уступает место более высокому порядку мировой гармонии. Круги, спирали, треугольники, квадраты, волнистые линии, меандры, цветы и звёзды, линии соединяющие два полюса, закрученные ленты - во всех таких формах можно разглядеть эту связь.

Мы можем сказать, что разукрашиваем яйцо, даже когда красим его в какой-то один цвет. Красочное излучение действует непосредственно на нашу душу и в то же время выражает её. В том, как и в какой цвет мы раскрашиваем, выражается явно то, что живёт в нас скрыто.

Самый главный цвет Пасхи - красный, поэтому пасхальный заяц должен положить красное пасхальное яйцо в чашку или миску с проросшей травой или зерном, посаженным на Пальмовое воскресенье. На картине Воскресения Грюневальда из алтаря в Изенхейме Воскресший восстаёт из могилы в богатом многоцветьи развевающихся одежд, которые как бы сияют изнутри. Из пасхального действа может проистекать то, что оживает в человеческой душе, и в радостно сияющих красках пасхальных яиц мы отчасти приоткрываем это ребёнку.

 

Пасхальный заяц

 

Пасхальный заяц - тот, что приносит и прячет пасхальные яйца. Не надо путать его с персонажем детских книг и историй - кроликом, он его хороший друг, но сам-то он невидим. Шкурка у него, разумеется золотая. Взрослые должны быть с ним немножко знакомы и кроме того должны быть уверены в его мифической значимости.

Заяц ест траву и никогда не обижает других животных. Наоборот, есть достаточно достоверные рассказы, что эти зверьки помогают друг другу, и если собаки преследуют одного зайца, то другой может отвлечь их и дать первому передохнуть и отдышаться. Одного этого факта хватило бы, чтобы придать зверьку его символическое значение. Но есть и другие причины. У зайца, в отличие от кролика, нет горы, чтобы в ней прятаться. Можно сказать, что он живёт бездомным, или другими словами, что у него дом везде. В некоторых местах его называют " мастер-ламповщик" Заяц воспринимался как приносящий свет и зажигающий лампы. Это прозвище указывает на определённую связь с Германской богиней весны и света (лунного! ), которую, как считалось, заяц сопровождал и был у неё на посылках.

Длинные красивые уши, которыми заяц так прекрасно слышит, очень нежны и чувствительны. В Германии охотники называют их " ложки". Ложкой можно зачерпывать что-то очень мягкое и нежное по консистенции. Воскресение Логоса, Слова Божьего, как ещё называют Христа, несмотря на всё своё величие, не есть что-то такое, что обрушивается и заполняет человеческое сознание. Только подойдя с благоговением, сможем мы понять и пережить новое творческое слово в самих себе. Уши зайца, кроме того, ещё и орган пробужденности, орган распознавания преследователя.

Какой ребёнок - и какой взрослый! - не восхитится, увидев зайца на опушке леса, наблюдая зайца в его позе " столбиком", как бы в шутку подражающего человеческой способности прямостояния. Надо сказать ещё, что заяц играл и играет важную роль в дохристианских и христианских культурах, в их философии, литературе и искусстве.

Все эти причины привели к тому, что заяц стал Пасхальным зайцем, стал мифической фигурой, символом существа, которое, преодолев свой собственный эгоизм, способно к жертве и глубокой преданности. Пасхальный заяц не откладывает яйцо - зерно нового создания через Воскресение Христа, но он есть тот, кому разрешается его принести.

Понятно, что в праздник Пасхи вторгается много вещей из мира коммерции. Строго говоря, Пасхальный заяц ничего не должен приносить кроме яиц; на самом деле он даже сладкого не приносит.

Искать и находить яйца, спрятанные по комнате, - радостное и важное пасхальное переживание для детей. В самом деле, искать люди могут только то, что они считают или, по крайней мере, предчувствуют существующим. В Евангелии от Луки (24: 5), в том месте, где повествуется о Пасхе, особым образом трактуется тема поиска. Женщины ищут тело, лежавшее в гробнице, и не находят его. Ангел отвечает на их поиски: " Что вы ищите живого между мёртвыми? " Усилие было верным, но неверным было направление поиска.

О теме поиска, как о ней говорится в Евангелии, можно сказать ещё очень много, но мы, пожалуй, ограничимся главным заветом " Ищите и обрящете" (Мф. 7; 7). Основа любого духовного стремления - сознательный акт поиска, проистекающий из внутренней свободы. " Кто не способен быть решительным и искать неуклонно, так и останется в путах обмана семи завес" (Христиан Моргенштерн). В поиске пасхальных яиц мы можем донести до детей главный импульс Пасхи; ищи Его и найдёшь Его.

 

Праздничный стол

 

Фоном для картины Воскресения может служить красная ткань, картон или бумага, помещённые за столом. На столе, покрытом зелёной скатертью, стоит одна или несколько, если детей много, чашек или мисок с проросшими семенами и красным яйцом и тарелка или миска с хлебцами и печеньями разной формы. Чаша, стоявшая пустой на протяжении всего Страстного времени, ждёт, чтобы её наполнили, и скоро наполнится пасхальными яйцами, которые дети найдут. Большая белая свеча зажигается на каждый из 40 дней Пасхального времени. Можно поставить и вазу с распустившимися и распускающимися ветками. На эти или на другие ветки, стоящие в букетах, детям разрешается повесить пустые яичные скорлупки, которые они раскрасили сами. Здесь же может стоять и пасхальное дерево.

 

Пасхальное " дерево"

 

Мы можем оживить одну из множества известных нам, старую, почти забытую, подходящую для нас традицию: пасхальное дерево, соответствующее рождественскому. Вспомнив легенду об изгнании из рая, мы можем по-новому объяснить этот старый обычай.

После изгнания из рая Сету, третьему сыну Адама и Евы, было разрешено когда-нибудь однажды вернуться туда. Умирая, Адам просил его об этом. С помощью архангела Михаила Сет достиг рая и увидел, что те самые два дерева - Древо Познания и Древо Жизни - срослись кронами. Вкусив от древа познания, Адам и Ева должны были покинуть рай и уже не могли есть с Древа Жизни. Сет взял семена от этих деревьев, которые теперь срослись вместе, и положил их в гроб Адама. Легенда говорит, что крест на Голгофе был сделан из дерева, которое выросло на могиле Адама из одного из этих семян. С этого смертного креста в мир приходит новая жизнь. Для христиан крест - это не только знак жертвенной смерти, но и знак воскресшего Христа.

Ясная совершенная форма Пасхального дерева напоминает фигуру креста. Четыре поперечные ветви, украшенные зеленью, и подвешенные на них пасхальные яйца напоминают о новой жизни. В самом цвете яиц выражено, что Пасха - это праздник обновления мира, так называл её поэт Новалис, праздник, в котором участвует всё первотворение. Яйца могут быть раскрашены в цвета четырёх стихий:


Земля - пурпур;

Вода - синий;

Воздух - жёлтый;

Огонь - красный.


Пасхальное дерево может быть украшено и другими символами, например: фигурки одного или двух людей (мужчина и женщина, Адам и Ева) стоят у подножия дерева в середине, по оси над ними - петух, на самом верху солнце.

Петух обладает особой восприимчивостью к свету, он будит всех остальных, пробуждая их к новому дню. В христианском символизме петух есть образ человеческого Я или эго. Пётр, отрекшийся от Господа, пробуждается от третьего крика петуха (Лк. 22: 60-61). Отец церкви Амброзиус (IV век) говорил о петухе: " Петух зовёт подняться лежащих и расшевеливает сонных". И ещё: " Крик петуха возвращает надежду".

В сказке " Бременские музыканты" петух взлетает на самый верх над ослом, собакой и котом. Мы видим, что петух есть символ собственной пробужденной сущности, стоящей выше всего остального. " Я" пробужденного человека способно воспринимать поднимающееся солнце Христа.

Время Пасхи длится 40 дней до праздника Вознесения. В первые разы оказывается нелегко бережно пронести и не растерять пасхальное настроение в течение всех 40 дней. Со временем мы будем всё больше и больше проникаться настроением Пасхи. Наш опыт начинает помогать нам. Мы чувствуем, как год от года мы всё ближе подходим к этому настроению. Праздничный стол с пасхальными символами поможет нам в этом как зримое напоминание.

 

(здесь должна быть иллюстрация)

 

 

Пасхальная вода

 

Обычай идти за водой в день Пасхи годится для детей, начиная лет с 6. В этот день рано утром, может быть даже на рассвете, дети тихо поднимаются и также тихо идут к колодцу или источнику, где берут " пасхальную воду", и там рассказывают какое-нибудь стихотворение или поют.

В этом обычае мы имеем дело не с каким-то магическим обрядом (воду можно потом использовать просто, скажем для полива комнатных цветов), но гораздо более с переживанием священности слова, прозвучавшего в тишине. Кроме того, при этом дети могут почувствовать, как вся земля, все стихии пробуждаются от события Пасхи.

 

40 пасхальных яиц

 

Растущую силу 40 пасхальных яиц можно сделать более зримой, если взять большую вазу, например такую, которые стоят на полу, с небольшими ветками в ней, и каждый из 40 дней Пасхи вешать на ветках по одному раскрашенному пустому яйцу. С теми детьми, которые ещё не ходят в школу, можно яйца и не считать. Воскресение - это событие раннего утра, и яйца тоже надо вешать рано утром. Раскрашивать яйца для такого дерева - это чудесное занятие для детей на протяжении всего Пасхального времени. Самые красивые можно сохранить для следующего года. Так у родителей с годами может собраться маленькая " сокровищница", и позже, когда дети уже выросли и покинули дом, эти пасхальные яйца станут ещё дороже, чем прежде.

 

 

Другие занятия для пасхального времени

 

Есть много сказок, несущих пасхальное настроение, особенно среди сказок братьев Гримм и среди русских народных сказок. Вообще говоря, все сказки и легенды, где есть мотив превращения, преодоления смерти и искупления (спасения), есть пасхальные истории. Например, из сказок братьев Гримм: " Король-лягушонок", " Рапунцель", " Два брата", " Хрустальный шар" (здесь опять появляется яйцо). С девяти лет детям можно рассказывать историю Товия (из ветхозаветного апокрифа), сказку " Беляночка и Розочка". Начиная с 12 лет - " Парсифаль". Истории можно разделять и рассказывать несколько дней. " Парсифаль" - несколько недель. Если во время рассказа горит пасхальная свеча, то для ребёнка становится очевидной связь с Пасхой.

Помимо раскрашивания пустых яиц можно в дождливые дни с детьми плести, ткать, сворачивать фигурки из бумаги или лепить из глины - здесь тоже возможности неограниченны. В самой основе плетения и ткачества есть некоторое космическое упорядочивание. В сворачивании из бумаги есть принцип превращения, а в лепке используется принцип придания формы и облика! Надо, однако, сказать, что детям стоит принимать в этом участие, только начиная с подходящего возраста. Все эти действия должны быть связаны у детей не с напряжённым усилием, а с творческой радостью.

На улице можно играть в мяч (летящий мяч описывает траекторию, подобную солнечной! ) или качаться на качелях (чувство воздуха). Хорошо, если есть возможность дать детям кусочек земли, который они вскопают и засеют. Время Пасхи - очень подходящее время для прогулок с детьми. Все пасхальные занятия получают особую окраску, если в этом участвуют взрослые, несущие внутреннее понимание духовных основ этих занятий. Хорошо, если в эти дни ребёнок сможет пережить все четыре элементарных стихии в их сущности: землю - через лепку из глины и работу в саду, воду - набирая воду в пасхальное утро; воздух - играя в мяч и качаясь на качелях, делая маленькие ветряные мельницы; огонь - в горящей пасхальной свече. И если мы сумеем каждый раз заново входить в празднование Пасхального времени - это, несомненно, станет для нас источником радости и доверия к жизни.

 

 

ВОЗНЕСЕНИЕ

 

Сорок дней Пасхи подводят нас к празднику, который называется Вознесение (Деян. 1: 12). Символ этого праздника - воскресший Христос становится больше, чем Его ученики способны видеть - со своим земным сознанием они не могут следовать за ним и чувствуют лишь великую утрату. На самом деле, Христос не отделяется от Земли, но становится господином всех небесных сил, чья работа обращена на Землю. Тем самым он вносит силы, которых он достиг в своём Воскресении, в тело Земли и в человечество. Это описано в Евангелии от Луки в образе Христа, возносящегося к небесам, благословляя тех, кто был вокруг него. Благословляя мир, излучая свою субстанцию, Воскресший соединяет себя с небесами, с Землёй и с человеком.

 

Праздничный стол

 

Много прекрасных изображений Вознесения можно встретить в средневековом искусстве, особенно в книжных миниатюрах. Художники, иллюстрировавшие книги (многие из них были монахами), в своём внутреннем сосредоточении достигали огромной выразительности своих рисунков. Можно повесить маленькую репродукцию одного из таких рисунков на золотом фоне (картон) над столом, стол покрыть зелёным покрывалом, на стол поставить белую свечу - можно всё ту же, пасхальную. Рядом со свечой стоит пёстрый букет луговых цветов. Этому празднику очень свойственен природный жест раскрывания цветов к небесам. Чтобы создать у ребёнка образ, присущий Вознесению - благословения, струящегося на Землю, можно рассыпать на зелёной скатерти вокруг букета много золотых звёздочек. Тем самым, небесные силы сходят на землю.

 

Облака

 

Вознесение связано с картиной облаков: " …и облако взяло Его из вида их" (Деян. 1: 9). Облака, что мы видим в небе - это иносказание, иное выражение того, что произошло в деянии Вознесения.

Полное описание внутренней связи между облаками и праздником Вознесения можно найти в книге Фридриха Бенеша " Вознесение". *

_______________________

* F. Benesch. ''Das Ereignis der Himmelfahrt Christi. Die Vierzig Tage'' Verlag Urachhaus, Stuttgart.

 

Во время 10 дней, относящихся к празднику Вознесения, часто можно видеть поразительные облачные картины на небе. Гуляя с детьми в это время, мы можем специально обратить их внимание к облакам, понаблюдать за облачными картинами, поразмышлять о их природе, о том, что облака могут странствовать, переходя через все пределы. Изменчивые формы облаков властно и удивительно помогают нашей силе имагинации раскрыться в нас.

 

Одуванчики

 

Какой ребёнок не любит золотые, похожие на солнышко одуванчики! Когда мы гуляем с детьми в дни Вознесения, мы даём им рвать пушистые шарики, и они дуют на них, и семена со своими звёздочками разлетаются в огромный мир. Ещё лучше получается, если это делать с вершины холма или горки, когда дует небольшой ветер.

Праздник Вознесения находится под угрозой исчезновения из-за того, что им зачастую пренебрегают. Но те, кто сами пережили, хоть немного, величие этого 10-дневного праздника, несомненно, постараются заронить в сердца детей зерно понимания его глубокого смысла.

 

 

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

 

Праздник Пятидесятницы приходится на 50 день после Пасхи. В Деяниях апостолов описывается, как ученики Христа собрались вместе в этот день, все они были вместе в своих сердцах и помыслах. И в этой гармонии их мыслей, чувств и общего религиозного стремления на них снизошёл дар инспирации от Святого Духа. В потоке великой радости, переполняющей их сердца, их озарил свет знания: Христос соединён с каждым из нас в самой сокровенной глубине. Он не исчез - Он здесь. Воодушевлённые этим, " вдохновлённые" эти ученики смогли выйти и возвестить собравшимся людям, что с ними произошло и дать им пережить то же самое. Пятидесятница есть праздник Общины Христиан. Человек, сердца которого коснулось существо Христа, всегда будет искать собратьев и сестёр, чтобы разделить с ними переживание присутствия Христа.

 

Праздничный стол

 

Обычно на картинах, где изображается Вознесение Христа, там же изображается и событие Пятидесятницы. Над головами учеников мы видим языки пламени. Иногда здесь же, в центре, изображена и Мария, как образ человеческой души. Такое изображение Пятидесятницы по праву вешается над праздничным столом. Белая свеча по-прежнему стоит на столе, но теперь должны быть ещё 12 свечей вокруг одной, которая повыше остальных. 12 подсвечников дети могут вылепить из глины во время пасхальных недель и раскрасить их в 12 цветов. Из природы особенно уместны цветы. Лучше всего ромашки или другие цветы из семейства сложноцветных, т. е. растений, у которых цветок состоит из многих лепестков вокруг общей середины, т. е. цветы, которые на самом деле есть множество отдельных цветов, соединённых на общей основе (? ).

 

Зажигание свечей

 

Утром в день Пятидесятницы, когда дети входят в комнату, средняя свеча должна уже гореть. После пения вместе или чтения стихов каждому ребёнку даётся зажечь по одной свече от той, что стоит в середине. Затем дети могут зажечь все остальные за других близких людей, за дедушек и бабушек, может быть, за крёстных родителей, друзей и родственников, за тех, кто болен или, может быть, уже покинул нас. Так ребёнок учится переживать общность с теми, кто его окружает, теми, для кого можно что-то сделать. Это маленькое слово " для" (кого-то) - одно из самых драгоценных слов, которые дарованы нам в нашем стремлении быть христианами.

Зажигать свечи нужно по меньшей мере три раза: первый раз утром Пятидесятницы, может быть, на следующий день в понедельник, Духов день, если это не рабочий день, и на следующее воскресенье. Всё новые и новые люди могут включаться в круг тех, за кого зажигаются свечи. Само действие зажигания свечи за других может потом внутренне привести к молитве за других людей.

 

Рассказы

 

Из сказок, подходящих ко дню Пятидесятницы, можно назвать " Золушку" (из сказок братьев Гримм), где глуби - символ Святого Духа - позволяют принцу различить добро и зло и узнать, кто же его настоящая невеста; " Три языка" - благодаря мудрости голубей может быть прочитана церковная месса.

Начиная с 10 лет может быть уместна история Лоэнгрина - рыцаря на лебеде, посланного братством Грааля принести мир и свободу душе человеческой, которой грозила опасность, и всем людям. Эту историю легко разделить на части и читать в несколько приёмов.

 

ИОАННОВО ВРЕМЯ

 

После летнего солнцестояния, 24 июня отмечаем Иоаннов день, день рождения Иоанна Крестителя. С этого дня начинается Иоанново время, которое в Христианской общине также отмечается на протяжении четырёх воскресений и следующих за ним недель.

Иоанн Креститель был тем, кто приготовил путь Христу, и сегодняшняя миссии Иоанна Крестителя - та же. Его могущественные зажигающие сердца проповеди не утратили своей сиюминутной значимости и поныне. Главный и постоянно повторяющийся мотив его проповеди - в словах " Одумайтесь" (? ) и " Приготовьте пути Господу". Слова пророка Исайи указывают нам, как должен человек готовиться к этому в душе: " …глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Всякий дол да наполнится и всякая гора или холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими" (Лк. 3: 4-5). Горы и долы - это не только то, что существует в природе, это ещё и образы состояний нашей души. Мы переживаем их в жизни наших чувств, переходя от вершин ликующего экстаза к глубинам депрессии и отчаяния. Задача Иоанна - привести в равновесие эти две крайности. И более того, " кривые" пути разума должны проясниться, а препятствия, которые снова и снова парализуют волю, постепенно должны быть убраны в последовательной духовной работе. Конечно, мы не можем доносить до детей горящие слова Иоанна так, как они сказаны. Есть, однако, образ, говорящий нам о пути внутреннего развития, - путь этот выражен розой и лилией.

 

Лилия и роза

 

Лилия и роза - две явно видимые противоположности. Присмотревшись к лилии, мы видим, что это луковичное растение, во всём внешнем виде которого ясно выражен принцип троичности. Корень её слабо держится в земном царстве, а в форме листьев не заметно никакого перехода или изменения. Два треугольника образуют в её цветке шестиконечную звезду. Шестиконечная звезда - это звезда возвещения. Сущность лилии, её принцип, таким образом, открыт непосредственно и вместе с чистой белизной цветка становится причиной того, что лилия есть символ небесной, райской невинности человечества. Можно сказать, что чистая белая лилия - это цветок начала. Вспоминаются картины Благовещения архангела Гавриила Марии, где часто изображена лилия как символическое послание.

Роза совсем другая, и это сразу видно. Корень её прочно сидит в земле. Во всей её форме ясно распознаётся принцип пятиричности: в листьях, в том, как они расположены на стебле, в цветке - в простом цветке дикой розы или в многообразной красоте розы садовой. К этому чудесному растению, облагороженному человеческим знанием, особенно хорошо подходят слова Шиллера:

" Ты ищешь высшего? Ты ищешь величайшего? Учись у растения:

Что растению даётся само собой - ты достигнешь в усилии. "

Если мы хотим внутреннего изменения значит мы достигли в сознании того уровня, на котором бессознательно живёт растение. Это значит, что тогда мы живём по научению Иоаннову. Цель человечества может быть достигнута не простым стремлением " Назад к лилии! ", но в развитии в будущее. Роза - это образ такого развития.

Начиная со средних веков, роза была исключительна важным символом для тех, кто занимался медитацией. У Гёте значение розы перерастает границы этого " собственного" значения. Во второй части его великой драмы " Фауст" (акт 5) разыгрывается битва за душу только что умершего Фауста. И решающий момент в битве - когда разбрасываемые вокруг цветущие розы отгоняют демонических духов.

 

Младшие ангелы:

 

Розами из рук смиренниц,

Приносящих покаяние,

Выиграно состязанье,

Побеждён был отщепенец.

Наша сторона отбила

Душу у нечистой силы,

В бегство обратив лукавых

И цветами закидав их. *

__________________

* Перевод Бориса Пастернака.

 

Сила преодоления, здесь представленная розами, заставила отступить силы зла. Розы появляются из рук любящих, святых, раскаявшихся грешников. Дальше по ходу драмы эти раскаявшиеся грешники снова появляются в образе трёх женщин: Марии Магдалины (Magna Peccatrix - великая грешница), самаритянки у колодца (Mulier Samaritana - жена самаритянская) и Марии Египетской. Каждая из этих женщин пережила в своей судьбе момент поворота, точку изменения мышления (? ). Они прошли сквозь вину и грех и нашли свой путь к истинной сущности. Больше того, они смогли создать в себе переполняющие их, " сверхтекучие" моральные силы, которые теперь могут помогать другим. Из их рук приходят спасительные розы.

О прообразном различии лилии и розы можно сказать ещё очень многое, но, наверное, того, что было сказано, достаточно, чтобы побудить читателя к дальнейшему размышлению.

 

Праздничный стол

 

Утром в Иоаннов день на стене над праздничным столом висит картина с изображением Крестителя, например, изображение Иоанна Крестителя на воротах Шартрского собора, или картина Леонардо да Винчи, или полная силы и мудрости фигура Крестителя из алтаря в Изенхейме, или какие-то другие. Слева от картины стоит белая лилия, справа букет роз или одна красная роза. Между лилией и розой " лежит" путь, указанный Крестителем человечеству.

 

Иоаннова еда

 

По преданию, Иоанн, живя в пустыне, питался плодами и диким мёдом. Такую же Иоаннову еду мы можем приготовить с детьми. К этому времени созревает множество чудесных ягод, которые можно дать на стол в разных сочетаниях, подсластив их немножко мёдом.

 

Сказки и истории

 

Сказка братьев Гримм " Верный Ганс" очень естественно подходит к этому времени года: сказка о верном хранителе, который жертвует собой и готовит путь юному принцу и его невесте к счастливому концу.

 

Иоанново время и Рождество

 

Мотив Иоанна Крестителя написан выше руки Иоанна в алтаре Изенхейма: " Ему должно расти, а мне умаляться" (Иоан. 3: 30). Тот же мотив можно пережить в том, как движется солнце в течение года. Начиная с Иоаннова времени внешний, солнечный, свет начинает убывать. Ровно через полгода после летнего солнцеворота мы празднуем Рождество - рождение божественного солнца духа. В старину существовал обычай, который мы можем возродить и тем самым дать детям, особенно маленьким, почувствовать эту связь с Рождеством: в Иоаннов день собирают букет луговых цветов и трав, затем его засушивают (для этого можно его подвесить цветами вниз). На Рождество он становится сеном и мы кладём его в ясли. В то же самое время начинают цвести strawflowers (? ). Их можно собирать с детьми в саду или купить в магазине (? ), затем подвесить букет там, где он высохнет на воздухе и вместе с детьми ждать Адвента или Рождества. Конец Иоаннова времени - это уже начало жатвы. Дети могут собрать колоски, оставшиеся на поле после урожая, и тоже сохранить их до Адвента или Рождества. Их можно, например, использовать для " сада" или " ступеней" Адвента.

 

Прогулки

 

Для взрослых Иоанново время есть время внутренней борьбы, стремления к достижению добродетелей. Мы хотим и в подрастающих детях воспитать те же добродетели: способность к удивлению, благоговение, благодарность.

Когда мы гуляем с ребёнком вдоль поля, где поспевают колосья, и в вышине радостно заливаются жаворонки, мы можем подвести ребёнка к здоровому чувству преданности за то, что дарит нам природа. Конечно, самое главное - чтобы родители сами смогли создать в душе такое настроение, только тогда дети смогут его перенять. Настроение прогулки в Иоаннов день можно выразить стихотворением Рудольфа Штайнера:

Солнца свет заливает

Просторы пространства,

Песня птиц раздаётся

В царстве воздуха,

Поднимается благодать растений

Из существа Земли.

И в чувстве благодарности      

Поднимаются души людей

К Мировым Духам.

 

ПРАЗДНИК МИХАИЛА

 

День 29 сентября стал праздноваться как день святого Михаила, начиная с IX столетия. В Христианской общине его празднуют так же как и Иоанново время - не как один день, а как праздник, продолжающийся четыре недели. Наше время - время особенного значения архангела Михаила. Ханс-Вернер Шредер пишет: " Сейчас Михаил действует не на уровне архангелов, но на уровне архаев, как дух вдохновитель нашего времени, главная сила вдохновения нашей культуры. Он поднялся на время из царства архангелов на высшую ступень и может теперь простирать свою всеохватную мощь для служения всему человечеству, а не одному народу".

Одна из особых задач Михаила - дать человечеству силу распознавания духовного мира, так чтобы человек постепенно пришёл к переживанию духа и внёс его как действенную силу в поступки и деяния людей.

По-настоящему люди научатся отмечать праздник Михаила только в будущем. Мы должны это понимать и при этом всё-таки мы стремимся в меру наших возможностей сделать так, чтобы дети смогли почувствовать существо и деяние Михаила.

 

Праздничный стол

 

Картину для праздничного стола найти нетрудно, поскольку есть множество изображений святого Михаила. Рассматривая различные изображения архангела, мы видим, что есть широкий спектр мотивов, разных проявлений его сущности, которые все вместе создадут законченный образ. Так, на многих картинах изображается Михаил, чьё имя означает " кто как Бог", - это помощник людей, который даёт людям смелость бороться со злом. На лучших картинах дракон изображён у его ног не мёртвым, но поверженным его всепобеждающей силой. Михаил помогает человеку, создавая то свободное пространство, где человек сам может быть активен. Для этого Михаил сдерживает силы зла и не даёт им выйти за определённые пределы.

Другой основной мотив - это Михаил с весами. Таким Михаил предстаёт в картинах Страшного суда и в других сценах, где говорится о посмертных переживаниях человека. Добрые и злые дела человека взвешиваются на весах, душа переживает как боль всё то, что внутри неё тянет вниз чашу злых деяний, и как благодать - то, что связано с добрыми делами.

Михаил часто изображается с прозрачной сферой в руке. Обычно эта сфера отмечена символическим знаком Христа. Такое изображение Михаила указывает на его вовлечённость в мировую историю и его предназначение в строительство нового мира, нового Иерусалима, как это описано в Откровении.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.