Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





[1] Эта идея впервые была предложена Фридель Ленц в её книге Праздники с детьми. 2 страница



" Розы, растущие из зелени, есть символ победы вечного над преходящим. " *

__________________________

* Р. Штайнер. " Знаки и символы рождественского праздника" (17 дек. 1906).

 

Розы легко сделать из шёлковой бумаги. Хорошо, если их будет 33, т. е. тридцать и три. Иисус был крещён в возрасте 30 лет. Три года после крещения в Иордане Сын Божий жил на Земле в человеческом теле. Это значительное число может быть представлено тридцатью тремя красными или тридцатью красными и тремя белыми розами. Розы надо поместить подальше от концов веток, в глубине.

Свечи появились на дереве позднее. Сегодня мы не можем представить себе рождественского дерева без свечей. " Свет есть любовь" - сказал однажды Кристиан Моргенштерн. В этой фразе заключена тайна света. О свете можно понять и написать очень многое, но, во всяком случае, должно быть ясно, что свечи на рождественском дереве суть выражение Божественной любви, которая появилась с Христом на Земле и устремляется к нам вновь и вновь, в особенности в каждое рождественское время.

Кто зажигает свечи? В канун Рождества детей подводят к уже зажжённому дереву. Можно так сделать и в последующие дни Рождества. С другой стороны, можно и детям позволить пережить само зажигание свечей. Тогда свет рождественских свечей есть одновременно и ответ - ответ человеческой любви на призыв божественной любви.

На первых рождественских деревьях висели маленькие круглые хлебцы. Если яблоки, висящие на украшенном рождественском дереве, напоминают нам о Древе Познания, то хлеб - это напоминание о новой жизни, которую новый Адам приносит человеку. Мы можем использовать этот старый обычай, приспособив его особым образом для детей. Пусть на дереве висит что-то такое, что печётся специально и только в это время. Каждый вечер может кончаться тем, что каждый снимает по одному печенью с дерева и съедает. На следующее утро сласти таинственно появляются на дереве опять. Тогда рождественское дерево предстаёт перед детьми цветущим, сияющим и дарующим.

Каждая семья украшает " своё" рождественское дерево по-своему. Конечно, можно добавить и многое другое, например, соломенные звёзды. Но при этом всегда должен оставаться вопрос: а что это значит? Где та " золотая основа" именно этого праздника? Не всё, что способно висеть на ёлке годится как украшение. Иначе чудесный символ рождественского дерева превратится просто в украшение гостиной. *

______________________

* Не следует вешать на дерево символы, которые предложил Р. Штайнер, если за этим не стоит знание их основ. Об этом можно прочесть, например, в лекции " Знаки и символы рождественского праздника" (17 дек. 1906)

 

 

Рождественский дед

 

В англоязычных странах традиция Рождественского деда очень сильна. Это не тот Святой епископ Николай, который в Америке, переняв голландское имя Sinterclaas, стал называться Санта Клаус. В некоторых американских семьях он приносит не только те подарки, которые кладутся в чулок, но и все остальные. Этот добрый старик с длинной бородой стар как те силы, которые лежат в основе всего сущего. Он приходит из глубины времени как те силы, что несут горы и широкие моря. В Рождественскую ночь он приносит детям подарки и кладёт их в чулок или в ботинок. И то, и другое - это одеяние наших ног, которые даже сегодня, в наш машинный век, всё ещё ведут каждого по своему пути к будущей судьбе. Рождественский дед приносит подарки " на дорогу". Он кладёт тяжесть в чулок и тем самым помогает детям быть сильнее связанными с землёй. *

_________________

* Подробнее о том, что лежит в основе Рождественского деда, описано в книге Марты Хаймеран " The Christmas Community" (Дек. 1934).

 

 

Двенадцать дней Рождества

 

Уже в дохристианские времена люди ощущали, что дни между 25 декабря и 6 января пронизаны особым качеством, эти дни представляют собой разницу между лунным ритмом (354) и солнечным (365) годом.

В своей работе, посвящённой времени и ритмам, Вильгельм Хернер объясняет? " Разница между лунным и солнечным годами составляет 11, в високосные дни 12 дней. Если 6 января новолуние, тогда 25 декабря закончится лунный год, состоящий из 12 полных лунных циклов. Тогда не хватает только 12 дней до полного солнечного года. Эти дни были добавлены после 25 декабря северными народами, чтобы привести в согласие лунный и солнечный годы. В эти дни, которые посвящались богам, не должно было делать никакой тяжёлой работы. Люди могли ощущать сознательное соединение с высшими мирами. Многие привычки, правила и запреты доносят до нас слабое эхо этих " святых ночей" - слова " двенадцать дней Рождества" в наше время лишь напоминание об этих " святых ночах". Так, шум, который устраивают в полночь накануне Нового года, напоминает нам о шуме, который устраивали когда-то, чтобы отпугнуть демонов. Двенадцать дней считались пророческими для двенадцати месяцев грядущего года. Наш праздник Нового года приходится на середину этого времени " святых ночей" Для тех, кто хочет жить в сознании, эти двенадцать дней и тринадцать ночей могут стать временем " затишья", временем, особо связанным с молитвой и размышлением, подобно тому как это делается в семь дней Святой недели.

Если внимательно следить за тем, чтобы во время Адвента праздновать его только как время приготовления, то обнаружится, как можно праздновать с детьми Рождество - как время разрешения и завершения. Для бесчисленного множества людей углубленность и тепло этих дней остаются одними из самых драгоценных воспоминаний детства. В каждый из этих 12 дней следует найти время, когда все собираются вокруг рождественского дерева и яслей, пусть даже очень не надолго. Тогда рассказывается рождественская история - может быть каждый день другая, если дети постарше. Дети наслаждаются предчувствием этих историй из года в год. В этот маленький праздник можно петь или играть на разных инструментах, рассказывать стихи, можно разыграть в лицах маленькую рождественскую пьесу или песню, а то и просто нарядить детей в костюмы Марии, ангела, пастухов - дети будут счастливы такому Рождеству.

Обычай календаря Адвента может перейти в обычай рождественского календаря на 12 или 13 (если включить 6 января) дней. *

____________________

* См. стр. 8.

 

Здесь уместно сделать маленькие мешочки, наполненные " драгоценными камнями", кристаллами или другими красивыми природными предметами. Для детей постарше можно также рекомендовать календари из художественных открыток.

Рождественские подарки, которых иногда бывает ошеломляюще много, можно распределить на 12 дней и это только пойдёт на пользу рождественским праздникам. Тогда во время утреннего или вечернего празднования, а особенно в Воскресенья или в праздники как в канун Нового года или в Новый год, под деревом внезапно обнаруживается ещё один пакет с подарком. Но лучше делать это не каждый день, чтобы не порождать в детях жадность или чувство, что эти подарки обязаны появляться.

 

Календарь из открыток

 

Для детей постарше календарь из открыток может оказаться очень привлекательной и плодотворной идеей. На большом куске золотого картона прикрепляются двенадцать открыток с рождественскими мотивами. Можно их расположить, например, по порядку событий - от Благовещенья до поклонения трёх королей. Каждая картинка закрывается створками дверей, сделанными из лёгкой золотой бумаги. Створки вырезаются немного больше чем размер открытки и приклеиваются справа и слева от открытки. Затем двери запечатываются золотой звёздочкой. Каждый день, начиная с 25 декабря, можно открывать по одной двери, распахивая створки. Можно также выбрать вместо только рождественских картин картинки, показывающие праздники года, и тем самым показать связь между двенадцатью днями Рождества и двенадцатью месяцами года. Например:

Январь: поклонение королей.

Февраль: картинка из земной жизни Иисуса Христа, например, искушение в пустыне или Преображение.

Март:    крест.

Апрель: Воскресение.

Май:      Вознесение.

Июнь:   Пятидесятница (или Духов день).

Июль:   Иоанн Креститель ли Крещение в Иордане.

Август: Христос и его ученики.

Сентябрь: исцеление.

Октябрь: образ Святого Михаила.

Ноябрь: мотив из Апокалипсиса или десять дев со светильниками.

Декабрь: Благовещенье.

 

Можно найти и другие варианты как выразить нечто от настроения каждого месяца, если сделать ход года в природе центральной темой календаря. В картинах Каспара Давида Фридриха, Ван-Гога или импрессионистов можно найти замечательные образцы настроений в природе. В прежние времена двенадцать дней Рождества переживались как " год внутри года". Некоторые даже считали погоду в эти дни пророческой для грядущих двенадцати месяцев.

Рассматривание картинок вместе с детьми открывает нам пути к разговору. Звери потом можно разгладить и закрыть, а на следующий год вставить в календарь новые открытки и таким образом использовать его из года в год.

 

Вырезки из бумаги на окнах

 

Цветные вырезки из бумаги, прикреплённые на окнах - одна из самых значительных деталей рождественских и предрождественских украшений. Дети радуются, мастеря эти игрушки, и похоже, что это занятие принадлежит к тем играм, которые сами собой появляются в определённое время года и затем пропадают. Вырезки могут делать дети разного возраста, умелые и неумелые (множество предложений можно найти в книге Фрейи Яффке " Адвент с детьми" ). Укреплённые на окне или перед другим источником света, вырезки кажутся освещёнными изнутри. Самые сильные переживания такого рода мы получаем от изумительных витражей готических соборов. Свет извне, струящийся сквозь эти окна, приносит нам духовные истины образов на стеклах. Гёте сказал, что краски суть " деяния и страдания света". Мы можем переживать другое качество света; когда свет струится " из-за" предмета, нам больше открывается, чем при простом освещении. В северном полушарии особенно можно оценить это переживание в самое тёмное время года - от Адвента до Рождества.

 

 

ЕПИФАНИЯ

 

Время Епифании, называемое также временем Трёх царей, начинается с 6 января. В него входят четыре воскресенья и следующие за ними недели. Когда-то 6 января имело смысл, совсем далёкий от нашего нынешнего христианского праздника.

День Епифании объединяет два очень важных события. Первое событие - это принесение даров и поклонение младенцу Иисусу трёх царей-волхвов: Мельхиора, Балтазара и Гаспара (Мф. 2: 1-12). Цари увидели звезду на небе и она указала им путь к тому месту, где был младенец. Второе событие случилось тридцать лет спустя, когда Иоанн Креститель крестил Иисуса из Назарета в реке Иордан. Во время этого Крещения Иоанн Креститель стал свидетелем истинного рождения Христа, ибо он видел " как открылись сферы небес и дух Божий как голубь спускался и вошёл в него" (Мф. 3: 16, перевод автора). И в этот самый миг услышал Иоанн голос с небес, произнесший: " Сей есть сын мой возлюбленный, в котором моё благоволение (? )". В Евангелии от Луки тоже есть этот момент и добавлены важные слова, которых нет выше: " Ныне я зачал тебя (? )". Три года, которые Сын Божий прожил на Земле, начались с Крещения в Иордане, с рождения Христа в теле Иисуса из Назарета.

Это время называется Епифания или " Богоявление". Само слово " Епифания" происходит от греческого epiphaneia, что означает " сиять над чем-то" или " проливать свет на что-то". Звезда, которую видели три царя, не могла быть видима на небе. Речь шла о пророческом указании в важнейших созвездиях на великое духовное событие, ожидаемое в мудрости всех больших дохристианских культур. " Звезда", переживаемая мудрецами, была духовным существом божественного сына, сияющим над ребёнком на Земле. Эта " звезда" соединилась с Иисусом из Назарета при Крещении в Иордане. Поэт Новалис говорит об этой звезде в одной из своих " Песен Духа": " Он есть звезда, он - солнце, он - начало жизни вечной…" День 6 января, день Епифании, соединяет эти два события.

 

 

Ясли

 

Сцена с яслями, которую дети так любят, остаётся ещё какое-то время в течение Епифании, но меняется соответствующим образом. Мария, Иосиф и младенец остаются. Если возможно, хорошо бы сделать для Марии маленькую золотую корону или обруч на голове, и ребёнка она теперь держит на руках. Три короля (Мельхиор в красном одеянии, приносящий золото; Балтазар в синем, приносящий ладан, и Гаспар, чёрный король, одетый в зелёное, приносящий смирну) сгруппированы вокруг матери и младенца. На многочисленных изображениях этой сцены Мария часто предстаёт как королева на троне с золотой короной на голове. Мария - это не только смирение и преданность, она олицетворяет также внутреннюю царственность души. В сцене яслей, относящейся к Епифании, можно символически представить двенадцать дней Рождества. За одну ночь таинственно исчезают рождественское дерево, дом или хлев, в котором были ясли, - вместо этого утром, в день Трёх царей двенадцать горящих свечей, по одной на каждый из рождественских дней, стоят полукругом на праздничном столе, как световое одеяние вокруг сцены с яслями. Дети не станут переживать исчезновение рождественского дерева как потерю или какую-то пустоту, у них скорее появится новое чувство праздника. Не должна быть забыта и звезда, столь важная для этого времени - можно укрепить большую красивую звезду на ткани, может быть, королевского пурпурного цвета. Можно и самим встать, образовав звезду на полу! Можно утром положить каждому на тарелку печенье в виде звезды, приготовленное вместе с детьми.

Вслед за этим мы можем рассказать маленьким детям своими словами историю из Евангелия; школьникам можно прочесть само Евангелие, но без рассказа об избиении младенцев. Может быть даже, цари-волхвы принесут ребёнку подарок, прибережённый до той поры, например, от его крёстных родителей. Дети любят сами становиться царями, наряжаясь в золотые короны и цветные плащи, и нетрудно разыграть с ними без всяких подготовок игру о трёх царях.

Если фигуры тех, кто окружает ясли, позволяют (с коленопреклоненными фигурками это невозможно), можно постепенно изменять сцену у яслей в течение Святых ночей, используя при этом всё пространство комнаты. Постепенно пастухи возвращаются к своим стадам, и может быть, к Новому году совсем исчезают. В то же время в комнате, убранной для Рождества, появляются волхвы, все трое, разумеется, в разных местах! Каждое утро они продвигаются всё ближе к яслям с младенцем и затем, наконец, они встречаются и проходят дальнейший путь вместе. Утром 6 января они приходят туда, где лежит младенец. Если они при этом несут подарки, то красный царь, Мельхиор, дарит свой подарок - золото. На следующий день синий царь Балтазар в свою очередь дарит ладан, а на третий день чернолицый царь Каспар подарит младенцу смирну. Когда они спят, ангел говорит им, что они должны возвращаться в свои земли другим путём. Затем Мария и Иосиф пускаются в путь в Египет.

Если мы решили построить праздник таким образом, то очень важно, чтобы пути, по которым идут цари, были соответствующим образом приготовлены и чтобы дети не играли с фигурками. Продвижение на пути, конечно, происходит втайне от детей. Старшие дети, которые уже " посвящены в тайну", любят в этом участвовать, особенно когда это делается для младших.

 

Святой Христофор

 

Поскольку время Епифании длится четыре недели, сцену с яслями лучше через какое-то время убрать, чтобы она не превратилась просто в декорацию. Можно, например, оставить её с 6 января до ближайшего воскресенья и потом ещё до следующей субботы. На смену сцене с яслями может придти образ святого, которого дети очень любят - святого Христофора-великана, который искал самого великого господина в мире и нашёл его. Самым великим господином оказался ребёнок, которого он перенёс через бурную реку. Вся легенда целиком годится для рассказа во втором классе (8 лет). Однако вполне уместно, если мы повесим над праздничным столом картину с изображением того, кто нёс Христа. Как и цари-волхвы в предыдущем празднике, Офферус или Репробус, как его ещё называют иногда, ищет свой путь к господину всего мира. Пусть его путь за звездой ещё не озаряется ярким светом знания - в глубинах своей души он следует по нему так уверенно и неуклонно, что способен искать и служить очень долго, также как и цари, встречая на пути зло, пока наконец не находит истинного господина. Есть, следовательно, особый смысл в том, что именно святой Христофор сменяет сцену с царями у яслей. Потому что, в конце концов, всё человечество должно, как сказал Гёте, стать " подобным царю-волхву на паломническом пути к своей цели". Пурпурное покрывало и звезда должны оставаться на праздничном столе все четыре недели.

Существует замечательная игра о святом Христофоре великого педагога Каролины фон Гейдебрандт. Два стиха из этой пьесы-игры вполне можно читать с детьми. Просыпаясь утром, Офферус встречает ангела, который говорит ему:

 

" Офферус, ищи господина, что всех сильнее!

Офферус, иди за звездой, что всех ярче!

Офферус, ищи благо, что всех выше,

В почитаньи и в воле к служенью! "

 

И Офферус отввечает ему:

 

" Я хочу искать господина, что всех сильнее,

Я хочу идти за звездой, что всех ярче,

Я хочу служить благу, что всех выше,

И мой ангел будет вести меня. "

 

Можно читать эти стихи с детьми как диалог. Можно также - обычно это производит большое впечатление на ребёнка - вместо имени Офферуса, называть его собственное имя.

 

СТРАСТНОЕ ВРЕМЯ И СВЯТАЯ НЕДЕЛЯ

 

Величайшая сдержанность требуется от нас, когда мы знакомим ребёнка со Страстным временем и Святой неделей. *

___________________

* Святой неделей здесь, как и вообще в церкви называется неделя, предшествующая Пасхе. В Православной церкви неделя перед Пасхой называется Страстной, а Святой - неделя, следующая за Пасхальным воскресеньем (прим перев. ).

 

Дети младше 9 лет ещё не могут участвовать в этом событии сознательно. Они ещё недостаточно созрели и возмужали, чтобы пережить великую жертвенную смерть Сына Божьего, ставшего человеком, - смерть, которая творит в земном человечестве и преображает его. У детей есть своя абсолютная и прямая связь с воскресшим Христом, всегда пребывающим здесь, с тем, что содержится в Его словах " Я с вами всегда, до скончания времён" (Мф. 28: 20). Самоосознавание, присущее Страстному времени, сквозь которое взрослые проходят в это время года во внутреннем переживании страдания, для детей просто-напросто не годится. Не следует приобщаться к сознательному погружению в глубины смертного страдания Христа до возраста, предшествующего конфирмации (14 лет). Как Адвент подготавливает нас к Рождественскому времени в течение четырёх воскресений и следующих за ними недель, так же и четыре недели Страстного времени, последняя из которых есть Страстная неделя, готовят нас к Пасхе. Соответственно должен быть и украшен праздничный стол, хотя он и не выступает на первый план. Мы уже сказали выше, почему не годится вешать или ставить изображение распятого Христа. Тот, кому знак креста кажется необходимым, может найти необычайные примеры кельтских или лангобардских каменных крестов, которые вполне подходят для детей. Можно нарисовать одну из таких форм на ткани. Как фон здесь особенно подходит зелёное покрывало. Под крестом может стоять ваза с ветками, на которых постепенно раскрываются почки и превращаются в листья - дети сопереживают это чувство, царство природы, таким образом, опять входит в праздник. И если кроме этого в течение всего Страстного времени на столе стоит пустая чаша и ничего больше не добавляется, то это становится правильным символом Страстного времени.

 

Сказки для Страстного времени

 

Существует много волшебных сказок, мотивы которых подходят для Страстного времени. Особенно подходят те сказки, в которых герои проходят через страдания, или злое заклятие, или смерть. *

_____________________

* О том, что стоит за волшебными сказками, можно прочесть в книге Рудольфа Мейера " Мудрость волшебных сказок".

 

" Волк и семеро козлят", где непослушание едёт к несчастью; " Красная шапочка", где демонические силы стремятся поглотить то детское, что есть в человеке; " Белоснежка", где зло пользуется слабостями человеческой души и сбивает её с правильного пути; " Осёл" - святой Франциск, называл, например, своё тело " брат осёл" - нам всем приходится на себе чувствовать те пределы, которые физическое тело стремится поставить нашей истинной сущности. Ещё одна сказка для Страстного времени - " Король Дроздобород", где человеческая душа, пройдя через страдания, должна найти путь от гордого высокомерия к истинному смирению.

 

Меняющийся день Пасхи

 

День Пасхи, начало Пасхального времени, определяется по небесным знакам. Поистине можно сказать, что день Пасхи прочитывается на небесах. Ко времени празднования Пасхи должен пройти день весеннего равноденствия, когда день становится равен ночи. Затем мы ждём первого полнолуния. Первое воскресенье после первого весеннего полнолуния есть Пасхальное воскресенье. Поэтому Страстное время даёт нам хорошую возможность привлечь внимание старших детей к небесам, и тогда они начнут осознавать, какие великие космические законы воздействуют на нашу жизнь.

 

Святая неделя

 

Начиная с IV столетия по РХ, Святая неделя называлась также " Великой" или " Тихой" неделей. События каждого из дней Святой недели придают особое качество соответствующим дням каждой из недель в году. Не стоит раньше времени рассказывать о событиях Святой недели маленьким детям, однако дети постарше могут ощутить и впитать всё, что доступно наблюдению и пониманию родителей, в основе чего лежит их собственное чувство благоговения и благодарности. Ту спокойную серьёзность, которая вызревает в предпасхальные дни, дети воспримут своим чистым чувством.

Есть некоторые приготовления к Пасхальному празднику, в которых дети могут участвовать и не входя в пасхальное переживание (что было бы преждевременно). Например, можно на праздничном столе устроить " пасхальное гнездо", которое в день Пасхи наполнится яйцами. Ещё один обычай, который можно порекомендовать, это посадить в маленьких горшочках семена травы или летней пшеницы на Пальмовое* воскресенье. Семена покрывают тонким слоем земли - " хоронят".

____________________

* В России это воскресенье (предшествующее Пасхальному) называется Вербным (прим. перев. ).

 

Затем несколько дней ничего не видно и вдруг, в один из дней из тёмной земли появляются нежные ростки зелени. В Евангелии от Иоанна (12: 24-26) мы читаем притчу о зерне, умирающем в земле и затем приносящем много плода, которую Христос рассказывал, уподобляя то собственной смерти и воскресению.

 Ещё один старый обычай, заслуживающий возрождения - традиция печь Пасхальный хлеб особой формы - сама форма имеет особое значение. Вот здесь дети действительно любят помогать. В Пасхальное воскресенье аккуратно вылепленный и спечённый хлебец появляется на каждой тарелке, а на праздничном столе стоит маленькая корзинка с такими же хлебцами для гостей.

Из пасхальных приготовлений есть одно, в котором дети до 9 лет не должны участвовать, как бы заманчиво оно ни казалось. Дети не должны красить яйца, которые появятся в Пасхальное утро. В наше " уличное" время, время скудости души есть постоянный соблазн открыть детям все секреты. Но происхождение этих чудесных, волшебным образом раскрашенных яиц должно остаться одной из нераскрытых тайн детства.

Когда дети становятся старше (начиная примерно с 12 года), можно начать вводить их в некоторые события Святой недели. Книга Эмиля Бока " Три года" поможет родителям самим пережить дня Святой недели. Многое из этих событий может быть рассказано и детям. На вопросы, которые у них возникают, тоже можно отвечать, беря для этого основу из книги Э. Бока.

На праздничном столе стоят также красочные открытки на разные мотивы из событий Святой недели. Можно прибавлять по одной каждый день, пока на столе не появится полная картина Святой недели. Отдельным дням соответствуют такие события:

Пальмовое воскресенье - Вход в Иерусалим.

Понедельник                - проклятие бесплодной смоковницы,

                                           изгнание торгующих из храма.

Вторник                        - беседы в храме (малый Апокалипсис, Лк. 21).

Среда                             - помазание Христа Марией Магдалиной,

                                           предательство Иуды.

Страстной четверг      - омовение ног, Тайная вечеря,

                                           наставление учеников.

Страстная пятница     - страдание в Гефсиманском саду,

                                           пленение Иисуса Христа, суд и осуждение,

                                           крестный путь и распятие, положение во гроб.

Святая суббота             - Христос в царстве мёртвых.

 

 

ПАСХА

 

В раннем христианстве Пасха была главнейшим праздником. В восточном христианстве это так и есть по сегодняшний день. Воскресные дни так важны в нашей жизни именно благодаря Пасхальному Воскресенью - над каждым из них как бы сияет отблеск первого дня Воскресенья. Для празднования Пасхи мы можем выбирать символы из огромного множества дошедших до нас через столетия. Многие из них значительны и несомненно заслуживают нового осмысления и возрождения в форме, соответствующей нашему времени.

Немецкое название Пасхи - Oster - вероятно происходит от англо-саксонского имени Eostrae или Ostara на древне-верхне-немецком. По словам Беды Достопочтенного (около 700 г по РХ), так звали Германскую богиню весны и света. Слово " Аврора" - утренняя заря - это тоже родственное слово. Воскресение Христа утром - " подобно восходу солнца" - есть начало нового творения, новой жизни, нового действования света внутри прежнего, старого творения.

 

Пасхальное яйцо

 

За много дней до празднования Пасхи у детей начинается радостное предвкушение того, как они будут в Пасхальное воскресенье искать яйца, спрятанные по всей комнате. Но взрослые, наверное, всё-таки должны, когда дети входят в комнату, прежде всего, собрать их вместе у праздничного стола, на котором уже горит пасхальная свеча. Мы можем спеть с ними или сыграть на каких-либо инструментах, рассказать стихи о Пасхе или что-нибудь ещё в этом же роде. И только потом, после этого созерцания и ожидания, можно позволить детям радость искать пасхальные яйца.

Яйцо играет в празднике Пасхи очень значительную роль. Древнее значение символа яйца составляет самую суть мифов о творении у разных народов. Например, в Древней Индии считалось, что Земля и Небо появились из золотого яйца, которое сияло как солнце и распалось на две половинки. Древние персы представляли себе исходный мир, до того как он был затронут злом, как огромное сияющее яйцо. Древнеегипетский миф говорит, что первый бог появился из яйца. Традиционно считалось, что бог солнца возник из яйца как порождение восьмеричности. Внутренние саркофаги, в которых лежали мумии, делались также в форме яйца. В греческом понимании творения мира великая богиня и праматерь Nyx откладывает серебряное яйцо, из него появляется божество с золотыми крыльями - Эрос, перворожденный бог любви, он приносит всё, что спрятано в серебряном яйце. Финские мифы о создании мира тоже знают о золотом яйце, которое распадается на две половинки. Небо и земля появляются из двух скорлупок, а золотой желток становится сияющим солнцем.

Яйца находят и в погребениях дохристианского времени. В берлинском музее Пергамон есть страусовое яйцо, найденное в одном из вавилонских погребений (примерно 8 в. до РХ). Обычай этот был широко распространён в старые времена, а в Греции и сейчас существует обычай класть красные яйца на могилы во время Пасхи. Яйцо, положенное на могилу, должно было означать зерно надежды на новую жизнь.

В христианстве яйцо стало символом Воскресения. Новая жизнь пробивает твёрдую оболочку - это возможно потому, что в каждом яйце спрятано солнце - золотой желток. Поэтому яйцо - не только символ начала мира, но и символ нового начала творения, которое может свершаться в каждом человеке благодаря Воскресению Христа. " И уже не я живу, но живёт во мне Христос - эти слова апостола Павла в послании к Галатам (2: 20) говорят о его глубочайшем переживании Христа. И когда мы даём детям искать спрятанные пасхальные яйца, мы вкладываем в это действие своё желание, чтобы они научились так же искать внутреннюю силу Воскресения в своей жизни и чтобы они могли найти её. В одной из древних армянских рукописей (1038 г. ) есть цветной рисунок, где ясно изображена символическая связь яйца и Воскресения: женщина выходит из гробницы, гробница пуста и ангел, сидящий на ней, как бы говорит слова из Евангелия: " Он не здесь, он воскрес". Но на самом деле эти слова не написаны, как обычно, как цепочка слов поперёк страницы, но выражены в персте ангела, указующем на большое белое яйцо.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.