Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





[1] Эта идея впервые была предложена Фридель Ленц в её книге Праздники с детьми. 1 страница



 

Самарская Вальдорфская школа

 

Рождественская ярмарка 1995 год

 

 

БРИГИТТА БАРЦ

 

ПРАЗДНИКИ С ДЕТЬМИ

 

Перевод М. Шаскольской

 

 

" Праздники суть узловые точки года,

связующие нас с духом вселенной"

                                        Р. Штайнер

 

 

Невозможно представить себе религиозное воспитание без христианских праздников. Встречаемые должным образом, праздники приносят пищу, необходимую для души. Много, однако, есть в содержании христианских праздников такого что невозможно, да и не нужно сообщать ребёнку непосредственно. Можно избежать абстрактных умственных рассуждений, дав ребёнку возможность воистину пережить картины и символы праздничного дня. Каждый обычай и символ должен быть настолько подлинным, насколько это возможно, должен искренне выражать некую существенную часть своего праздника. Множество обычаев возникло и прошло на протяжении столетий - некоторые из них описаны в этой книге, к ним добавлены некоторые новые. Не следует, однако, относится к этим описаниям как к предписаниям. Прежде чем идея или переживание, выраженные в символах, поступках или обычаях, станут живым переживанием ребёнка, ими должны проникнуться взрослые, устраивающие праздник, должен появиться вопрос о его " золотой основе", о причинах его существования. Наша книга и посвящена этим " причинам".

Успех праздника зависит, в первую очередь, не столько от щедрости, сколько от меры соучастия родителей. Всё, что они делают сами или делают дети с их помощью, должно быть проникнуть подлинным чувством. Нам надо стремиться каждый раз заново вдохнуть в него жизнь. Тогда мы и начинаем строить его на " золотом фундаменте" доверия к истине, на единственной основе, на которой вообще можно что-либо делать с детьми.

Если нам удастся согреть сердца детей и поднять их к переживанию главных моментов года, к христианским праздникам, они смогут прикоснуться к Тому, чьё действие в настоящем мы и отмечаем в этих праздниках.

Я хочу поблагодарить всех родителей и учителей, с которыми мне дано разделить их работу, которые годами проверяли эти идеи в своей каждодневной практике. Их помощь была для меня очень важна.

 

 

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАЗДНИКОВ

 

Есть несколько элементов, необходимых в каждом празднике. В зависимости от самой природы праздника эти элементы будут каждый раз появляться в новом " одеянии". Сюда входят:

 

Стол

 

Маленький столик, комод, может быть даже обрубок дерева или просто коробка с лежащей сверху широкой доской - всё это подходит для праздничного стола или стола времён года. [1]

Лучше всего, если у этого стола есть своё специальное место в доме и дети не пользуются им в своей ежедневной игре. В те дни, которые не связаны ни с какими конкретными праздниками, он может служить как место для даров природы - цветы или другие вещи, найденные или сделанные детьми, могут занять здесь своё почётное место.

 

Покрывало

 

Стол можно покрыть покрывалом, цвет которого будет меняться в зависимости от времени года. Зелёный цвет годится для большей части года.

 

 

Картина

 

У каждого праздника есть специальный образ, содержание которого особым образом относится именно к этому празднику. Найти такую картину среди сокровищницы старых или современных произведений искусства само по себе может стать радостной задачей. Для этого могут отчасти подойти художественные календари или почтовые открытки, которые можно приклеить к куску цветного картона или приколоть к материи. О том, какого цвета должен быть картон или материя, будет сказано в последующих главах. Если праздничный стол стоит у стены, картину можно повесить над ним.

 

Природа

 

Каждый праздник занимает особое место в ходе года. Поэтому природа всегда должна быть его частью и присутствовать в виде соответствующего букета. В некоторые времена года, например в Иоанново время года, цветы играют главную роль в символизме праздника. Несколько цветов или веток, красиво поставленные в вазе, зачастую значат гораздо больше, нежели буйное изобилие.

 

Свеча

 

Для каждого праздника в доме должна зажигаться свеча, пусть даже очень маленькая. Горящая свеча - это внешнее выражение внутреннего переживания света и тепла, которое мы стремимся пробудить в этот праздничный момент; поэтому у свечи есть определённое место на праздничном столе. Переживание света лежит в основе многих праздников, таких, например, как Адвент, Рождество, Крещение и Пятидесятница. Об этом позже будет сказано подробнее.

 

Стихи и песни

 

Для каждого праздничного времени есть подходящие стихи и песни. Здесь мы тоже должны находить и выбирать их, руководствуясь своим собственным внутренним чувством. Маленькие дети слушают то, что им рассказывают старшие дети или взрослые. Постепенно дети будут рассказывать вместе с другими или подпевать и радоваться этому. Очень хорошо, если школьники разучат какие-нибудь песни или выучат стихи и захотят таким образом участвовать в празднике. Здесь опять же важно не количество. Меньшее по размеру может стать самым большим и главным! В том доме, где принято заниматься музыкой, музыка может естественным образом обогатить праздник, а праздник в свою очередь обогатит всю остальную жизнь.

 

 

Праздничная история

 

Почти всем праздникам, о которых здесь говорится, есть соответствующее место в Евангелиях. Дошкольники могут слушать то, что родители читают вслух старшим детям. Если взрослые читают прямо из Евангелия, то к этому надо хорошо подготовиться.

Много подходящих историй можно найти в сказках, особенно в сказках братьев Гримм. Многие из них никак специально не связаны с каким-либо временем года; однако постепенно мы научаемся всё больше понимать значение самого праздника и сами волшебные сказки, и будем всё увереннее в нашем выборе подходящей сказки. Как и всегда, важно чтобы рассказчик сам нёс в сердце то, что привело его к выбору.

Вообще говоря, легенды годятся только для детей от второго класса. Читать ли истории утром или вечером - это зависит от самого праздника и от обстановки в семье.

 

АДВЕНТ

 

Слово " Адвент" происходит от латинского слова " advenice", что значит " приходить". Адвент есть время приготовления, особенно для детей - это время радостного предвкушения, которое устремлено к Рождеству и получает в нём своё завершение.

Во время Адвента наши благодарные мысли и чувства устремляются по двум путям. Оглянувшись назад, мы можем вспомнить о мировом Адвенте, о великих надеждах человечества на пришествие Спасителя. Во всех великих дохристианских религиях жило ожидание искупителя. Свидетельства, дошедшие до нас от разных культур прошлого, показывают нам удивительную картину пророческих предвидений деяний Христа. Больше всего это настроение ожидание Спасителя жило, конечно, в народе Израиля, о чём говорит нам Ветхий Завет. Все мы с основанием можем вспоминать с большой благодарностью этот исторический Адвент и его разрешение, но кроме этого наш взгляд должен быть устремлён и в будущее. Адвент есть ещё и праздник настоящего, и праздник будущего. До того как земная жизнь Христа закончилась на Голгофе, он обещал своим ученикам прийти вновь, как написано об этом в Евангелиях от Матфея, 24, от Марка, 13, от Луки, 21 и во многих Посланиях Нового Завета. Пришествие Христа к человечеству никогда больше не будет воплощено в земном теле. Эмиль Бок сказал об этом в следующих словах: " Один раз он пришёл как земное существо - это было переживание Рождества две тысячи лет назад. Теперь же он должен прийти в сознании. Это и есть переживание Рождества, свойственное нашему времени".

Время Адвента, которое в старые времена было ещё и временем сурового поста, может стать в каждом году временем, зовущим нас к воспитанию внутренней дисциплины и внутреннего приготовления ко второму Пришествию. Греческое слово " parusia", которое обычно переводится как " второе Пришествие", означает также " присутствие", " совместное бытие", " настоящее". Христос всегда здесь! Последняя фраза в Евангелии от Матфея звучит так: " Я с вами во все дни до скончания века". Понимаемое именно так, второе Пришествие указывает нам на то, что есть много стадий его переживания и уровней, на которых можно ощущать его близость.

Одно слово стремится быть высказанным и услышанным в каждой человеческой душе во время Адвента - это слово " становиться". Образ, который соответствует этому слову - Мария на пути перед Рождеством: " Се, раба Господня; да будет мне по слову твоему" (Лк. 1; 38). Мария есть не просто историческое лицо. Это прообраз желания человеческой души " стать", желания вырасти и быть готовой к рождению, которое должно наступить. Это видно даже в одеянии, которое носит Мария: синий плащ, который её окружает и защищает, и тёплый красный свет платья внутри него.

 

 

Я должен стать подобным Марии

И дать Господу родиться во мне.

Если будет благословение Его

Со мною на времена вечные.

Ангелус Силезус

 

 

Покой и тишина, необходимые для всякого " внутреннего становления", в наше время постоянно находятся под угрозой, особенно же это сказывается во время Адвента. Сегодня достичь покоя можно только сознательным усилием.

Есть множество обычаев и советов как отмечать Адвент, и мы должны тщательно относиться к выбору того, что подойдёт в нашем конкретном случае. Есть некоторая опасность, что это время года потеряет своё собственное, присущее ему настроение. Атмосфера " приуготовления" часто бывает захлёстнута рождественским настроением счастливого завершения. Часто бывает так, что детям с лихвой хватает Рождества. Порой сочельник переживается как трудно доступная вершина, после чего следует измождение и поэтому становится очень трудным празднование двенадцати рождественских дней.

Из многих советов как праздновать Адвент мы выбрали здесь некоторые - те, что содержат в своём символизме нечто от " становления". Это время года связано с чувством полноты, которое постепенно усиливается, но так и не достигает своего конечного завершения.

 

Праздничный стол

 

Особый цвет Адвента - синий, как плащ Марии, как цвет утренних и вечерних сумерек. Поэтому стол накрывается синей тканью. Основными элементами становятся картина Благовещенья архангела Гавриила Марии и венок Адвента.

 

Венок Адвента

 

Венок и круг сами по себе суть древние символы, однако, происхождение венка Адвента относится к гораздо более поздним временам. Этот обычай возник в конце девятнадцатого века и быстро распространился. Скорее всего, он впервые появился в детском доме близ Гамбурга. Вероятно, в то время на нём зажинались двадцать четыре свечи - по одной на каждый день декабря. Сегодня на венке Адвента зажигают четыре свечи - по одной на каждое из четырёх воскресений Адвента. По мере того, как дневной свет за окном всё уменьшается, ребёнок может пережить растущую полноту света с приближением Рождества. В субботу накануне первого воскресенья Адвента вся семья может окунуться в атмосферу плетения одного или нескольких венков Адвента. Ребёнок, которому довелось наблюдать создание венка из свежих веток, вдохнуть запах вечнозелёной хвои, а позднее и самому участвовать в этом, получит такое переживание, которое никогда не сможет забыть впоследствии.

 

Празднование Адвента

 

Адвент даёт нам возможность поучиться отмечать христианские праздники дома. Атмосфера радостного ожидания быстро появляется, когда зажигается свеча, после того, как дети в течение несколько минут пережили покой и темноту. Это переживание можно даже усилить, если при этом раздастся нежный звук кантеле, лиры или другого инструмента, или если звуки предрождественской песни понемножку наполнят комнату. Для детей постарше можно прочесть относящуюся к Адвенту часть Евангелия от Луки (1, 26-38). Пение, чтение стихов и музицирование вместе дадут возможность завершить маленький праздник и перейти к тихому часу раздумий - в такие часы дети постарше особенно открыты для бесед по душам. Очень хорошо при этом поставить рядом вазу с фруктами и орехами. То, что печётся на Рождество, следует сохранять все двенадцать дней Рождества - мы уже говорили почему. Самоограничение может быть важным достижением Адвента.

Маленькие дети поразительно быстро целиком входят в настроение Адвента и Рождества. Многие родители сами погружаются в настроение своих детей и позволяют себе совсем в нём потеряться. Результатом может быть печальное замечание многих современных родителей: " Я могу отмечать Адвент и Рождество только с маленькими детьми". Не стоит этого допускать - мы должны приносить нашу собственную внутреннюю активность в праздники Адвента и Рождества, так чтобы праздник каждый год праздновался как бы внове.

Когда дети подрастают, уже не так просто найти опять эту детскую радость в настроении Адвента. Тогда хорошо связать праздник больше с сегодняшним Адвентом. Три притчи из Евангелия от Матфея, гл. 25 (" О десяти девах, о десяти талантах и о последнем суде" ) - это тоже притчи, относящиеся к Адвенту. Они даны Христом и они даны для того, чтобы готовить нас ко второму пришествию. Чудесная история Льва Толстого " Где любовь, там Бог" (? ) тоже имеет отношение к тому, о чём мы говорим в этой главе. Другим занятием для родителей вместе с детьми постарше может стать изучение картин на темы Адвента. Часто при этом рождается особое тёплое отношение к картинам. Радостное открытие своих собственных видений и символических мотивов легко переходит в разговор. Из огромного количества литературы на темы Адвента можно найти истории, которые украсят воскресенье Адвента, если прочитывать по кусочку каждое воскресенье. В конце концов, каждая семья находит " свою" историю.

Время перед Рождеством тесно переплетено с загадками и тайнами. Навсегда останутся чудесные воспоминания о часах, проведённых вместе со всей остальной семьёй, когда вся семья мастерит украшения для Адвента и Рождества или подарки друг другу. Хорошую практическую помощь для этого можно найти в прекрасной книге Фрейи Яффке " Адвент с детьми".

 

 

Календарь Адвента

 

Маленькие дети плохо ощущают время и его протяжённость. В книге Фрейи Яффке описано много типов календарей Адвента, помогающих усилить это ощущение времени, сделав его ход видимым. День ото дня конечное завершение всё ближе и ближе, постепенно оно переходит в Рождество. Самый простой и подходящий календарь для маленьких детей - это " звёздный ковёр". Каждое утро ещё одна звезда появляется на синей скатерти праздничного стола. Особенно хороши звезды, сделанные из соломки или золотые. На Рождество на этот звёздный ковёр можно поставить ясли.

Если мы представляем себе фигурку Марии, идущую шаг за шагом к яслям в течение Адвента, то каждый шаг можно представить себе как маленькую звёздочку. Тогда её путь становится золотой дорожкой.

Надо очень осторожно относиться к календарям Адвента, сопровождающим каждый день маленькими сюрпризами, чтобы это не стало само по себе предметом ожидания. Сами, того не желая, мы часто пробуждаем в ребёнке жадность таким образом. Нет никакого смысла также заполнять календарь в течение двенадцати дней Рождества.

Хлев и ясли

 

Ибо тварь с

надеждою ожидает

откровения сынов

Божиих.

Рим., 8, 19

 

Три царства природы - минеральное, растительное и животное, которые вместе с грехопадением человека сами отпали от райского существования, ожидают становления человека, сынов Божиих, чтобы найти своё собственное спасение через спасение человека. Мы можем и должны с глубокой благодарностью относиться к той жертве, которую эти три царства принесли и продолжают приносить во имя нас. В стихотворении Христиана Моргенштерна " Омовение ног" выразилась эта благодарность.

 

Я вам благодарен, безмолвные камни,

Я знаю - вечно в долгу перед вами.

Я жив как растенье - поклон вам за это.

 

Я вам благодарен, деревья и травы,

Мне хочется низко и вам поклониться -

Я жив как и звери - спасибо за это.

 

Я кланяюсь зверю, растенью и камню.

Всем трём я обязан, всем трём благодарен.

Все трое - вы мне помогли совершиться.

 

И мы благодарны тебе, человеку.

Мы перед тобою склоняем колени,

Мы есть потому лишь, что ты существуешь.

 

От каждого Божья творенья - простого

Иль сложного - к небу восходит,

Нас всех меж собою сроднив, благодарность.

 

Рудольф Фрилинг связывал эти четыре царства природы с четырьмя воскресеньями Адвента. " Начнём с того, что существует четверичность в четырёх воскресеньях Адвента. Четыре - это число мира, в котором мы обычно находимся, мира, каким он стал сегодня. Ниже всего - царство неподвижных камней, мёртвой, неорганической материи. На нём строится царство живых растений. Ещё выше находится царство животных и венчает это всё царство человека, каким он появился в ходе земной эволюции. Это " наш" мир…"

Мы можем размышлять над этими словами, устраивая ясли и всё, что с ними связано. Мы расширяем мир на одно царство с каждым из воскресений Адвента. Зелёная материя служит основой. В первое воскресенье на него ставятся камни и кристаллы разного размера. Дети могут принести свои самые сокровенные " сокровища". На второе воскресенье мы прибавляем то, что нам может подарить царство растений: мох, шишки, цветы, засушенные ещё во время Иоанновых дней. Можно даже поставить маленькие роды. Вместе с камнями они образуют ландшафт, и в этом ландшафте появляется животное царство на третье воскресенье - от ракушек, может быть, даже пчелиных сот до зверей, слепленных из пчелиного воска. Овцы пастухов тоже могут здесь пастись. На четвёртое воскресенье появляются пастухи и строят хлев в виде пещеры или дома. Вся сцена в хлеву может не поместиться на праздничном столе, но в любом случае она должна стоять так, чтобы дети могли её постоянно видеть.

Есть и другие возможности устроить сцену с яслями, разместив четыре царства природы в виде четырёх ступеней - на каждой ступени своё царство. Ландшафт больше подходит для маленьких детей, ступеньки - для детей постарше. Даже взрослые для своего собственного праздника любят иногда устраивать четыре царства природы без сцены с яслями.

 

 

Ветки святой Варвары

 

Четвёртое декабря есть день Святой Варвары. Это годовщина смерти раннехристианской мученицы (306 г. ), которая за свою веру была заперта своим отцом в башню - позднее башня стала её символом. В конце своём она была обезглавлена. В последующих столетиях появился обычай срезать ветки в этот день, " ветки святой Варвары". Как ни странно, но не существует никакой легенды, объясняющей, откуда взялся этот обычай. Мы должны искать его и постараться найти.

Вековая мудрость относит начало зимы к 23 ноября. Двенадцатью днями позже, 4 декабря, наступает поворотный момент в невидимых жизненных процессах в земле и в растениях. В старые времена люди знали о силах, присутствующих в этот день и использовали их, чтобы заставить ветки распуститься 21 днём позже - на Рождество. Вот этот процесс в жизненных силах вместе с днём памяти мученицы и привёл к обычаю " Варвариных веток".

Рудольф Штайнер говорил: " …и во многих душах появляется некое чувство жизни, которую ничто не может победить, жизни, которая победит всё, когда тщательно собранные ветки или побеги празднично поставлены в комнате во время Рождественской ночи и эти ветки цветут вопреки природе в той ночи, когда солнце стоит в низшей точке". *

____________________

* Р. Штайнер " Праздники года" (21 дек. 1921 г. )

 

Для обычая Варвариных веток особенно хорошо подходят вишня, яблоня, слива, миндаль, forsythias, жасмин и конский каштан. Ветки надо положить в тёплую воду на целую ночь и затем поставить в вазу с водой в тёплой комнате. Воду надо менять каждые три дня. Затем, когда ветки стоят около яслей, дети могут наблюдать, как они распускаются - чудесная " Рождественская проповедь".

 

Подарки

 

Что лежит в основе обычая делать подарки на Рождество? Любовь, сопутствующая каждому дарению, есть отражение той любви, которая притекает к нам из божественного мира, и выражение нашей связи с Богом.

Подарок становится подлинным Рождественским подарком, когда он приносит радость, тепло и любовь тому, кому предназначен, и когда он несёт в себе правильное настроение Рождества. Мы вернее достигнем этого с помощью тщательно и любовно выбранных, специально для этого праздника предназначенных " значимых" вещиц, пусть даже совсем ничего не стоящих - чем с помощью дорогих предметов. Адвент даёт нам замечательную возможность подвести детей к тщательному и любовному приготовлению подарков (тут даже заворачивание важно). Если ребёнок мастерит маленькие подарки с радостью, теплом и любовью к тому, кому будет их дарить, когда он чувствует, что становится богаче. Это подлинная подготовка к Рождеству. Потому что каждый Рождественский подарок должен нести в себе то, что связывает его с великим Рождественским даром, который был принесён нам и который вновь приносится каждый год на Рождество. " Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного сына своего, чтобы мы получили жизнь чрез него" (1 посл. Иоанна, 4, 9).

 

 

РОЖДЕСТВО

 

" Ибо ныне родился вам… Спаситель" (Лк. 2; 11). Так читается первое радостное рождественское послание в мире - от ангела Господня к пастухам на полях.

Это " ныне" означает, как и многие другие " ныне" в Евангелиях, что здесь речь идёт о чём-то, что верно всегда. Мы можем заново почувствовать этот импульс празднования Рождества, приглядевшись к тому вечному событию, которое каждый год во время Рождества стремится стать для человечества новым событием.

В дохристианское время у народов северной Европы, которые были под руководством центров мистерий, особо соблюдалось, чтобы рождение ребёнка происходило в те дни, которые теперь известны как двенадцать рождественских дней. Тщательно охраняемые установления оберегали чистоту зачатия. Перворожденному сыну, то есть первому сыну, рождённому в эти дни, позднее вверялись великие задачи. Сегодня мы должны осознавать и помнить, что в эти дни совершается духовное рождение в человеческой душе.

 

Пусть тысячу раз Христос родился в Вифлееме -

Если он не родился в тебе - ты навеки погиб.

Ангелус Силезиус

 

Дни в окрестности зимнего солнцестояния, которые стали днями рождественского праздника, имели важное значение во многих дохристианских религиях. В это время праздновали победу света над тьмой например, в Египетской, Германской, древнееврейской, кельтской, романской и персидской религиях.

Только в четвёртом веке Рождество стали отмечать 25 декабря. До этого самым главным днём празднования было 6 января - день крещения Иисуса в Иордане, день действительного воплощения Христа на земле в теле Иисуса. Наверное, были какие-то внешние причины для перенесения этого дня, но основной причиной было то, что ранние христиане ощущали каждый год заново, как в дни между 24 декабря и 6 января особый поток благодати небес проникает в земное существование.

Кроме этого вглядывания в события Рождества " тогда", в событие рождения младенца Иисуса в хлеву в Вифлееме, родители должны иметь внутреннее отношение к Рождеству " ныне". И наше празднование Рождества вместе с детьми должно нести в себе эту двойственность. Из рождественской истории (Лк. 2; 1-20) ясно даже из самих слов, что Рождественские события есть нечто, разворачивающееся во времени и в пространстве (В те дни… наступило время родить ей… не было им места в гостинице). Подготавливая дом к Рождеству, мы тем самым как бы готовим место для Рождества в самих себе. В течение всего празднования Адвента подготавливается то, что находит завершение во время Рождества.

 

Сцена с яслями

 

Было время, когда сцены с яслями можно было видеть только в церквях. Сегодня же сцена с яслями занимает важное место везде, где празднуется Рождество вместе с детьми. Фигуры в этой сцене соответствуют историческим фигурам, но они могут стать также и образами того, что происходит в рождественское время ныне. В фигурах вокруг яслей мы можем переживать нечто такое, что есть и в нас, отвечающее нашей душе.

 

Мария. Это прообраз человеческой души, готовящейся расти и становиться чем-то.

Иосиф. Называемый иногда также охраняющим, любящим " приёмным отцом", Иосиф может представлять собой телесную природу человека, т. е. земную, физическую основу для существования на земле.

Пастухи. Они охраняют тех беззащитных существ, которые вверены им. Они открыты словам ангела, олицетворяя тем самым внутреннюю пробужденность, открытость тому, что идёт с небес, сердечные силы почитания и благоговения. Они поклоняются младенцу исходя из своего внутреннего смирения.

Вол и ослик. Хотя вол и ослёнок не фигурируют в рождественской истории, рассказанной Евангелистом Лукой, они уже давно стали появляться в сцене с яслями. Мы можем в связи с этим вспомнить строки из книги пророка Исайи (1, 3): " Вол знает владетеля своего, и осёл ясли господина своего; а Израиль не знает меня, народ мой не разумеет". Вол и ослик становятся напоминанием для нас, что мы не должны позволять событиям Рождества проходить бесследно мимо нас, а должны в своём сознании стараться понять их значение.

Младенец. Дитя, рождённое в то первое Рождество, должно вновь родиться в нас, как об этом сказал Ангелус Силезиус. Говоря словами Ркдольфа Штайнера, это " дитя духа во чреве души".

 

В книге " Адвент с детьми" Фрейи Яффке дано много полезных советов, как сделать сцену с яслями даже для очень неумелых рук.

Каждый ребёнок способен создать свою собственную глубокую внутреннюю близость с каждой из фигур в рождественской сцене. Дети способны отождествлять себя с каждой из фигур в рождественской сцене. Дети способны отождествлять себя с любым из них и порадуются также возможности сыграть Марию, Иосифа или пастухов в представлении. В некоторых семьях уже начали создавать традицию разыгрывания рождественской сцены, распределяя роли между членами семьи. Делается это не для показа, а для собственного удовольствия. При этом используется самый простейший реквизит, а роли каждый раз распределяются по-разному. В маленьких семьях один человек может играть несколько ролей. Тогда дети живут в этих картинах в течение всего рождественского времени.

 

Рождественское дерево

 

24 декабря есть также день Адама и Евы. В ранние века во многих местах существовал обычай представлений в этот день, где разыгрывались " райские действа" и могучие картины создания человека и его впадения в грех глубоко действовали на души зрителей. Есть огромное значение в том, что Адам и Ева соединены с днём, предшествующим рождению Христа, и тем самым связываются начало страданий человечества и начало спасения, явленное в рождении Христа. В представлениях такого рода люди видели райское дерево - ель или сосну, украшенную яблоками - это означало запретное Древо Познания. Отсюда и берёт начало обычай рождественского дерева. Впервые оно упоминается в документе, датированном 1605 г., но обычай этот должен быть гораздо древнее. *

_____________________

* Об этом можно прочесть подробнее в книге C. Schneider. Der Weihnachtsbaum und seine Heimat, das Elsass.

 

Райское дерево есть древо первого Адама. Поэтому оно иногда называется Адамовым деревом. Апостол Павел пишет о Христе как о новом Адаме (Рим., 5: 12-21; 1 Кор., 15; 21-49). Крест на Голгофе есть дерево нового Адама.

Рождественское дерево стоит посередине между этими двумя. Путь, который ведёт Сына Божия к спасению человечества, начинается с Рождеством, и поэтому мы украшаем дерево знаками и символами нового начала.

Больше всего подходит для рождественского дерева сосна или ёлка. Конечно, в некоторых странах может быть выбрано и другое дерево. Зелёные иглы сосны или ели в самой середине зимы свидетельствуют нам о непрекращающейся жизни. Прямой ствол, тянущийся вертикально вверх, и горизонтально вытянутые ветви уже в самих себе позволяют нам почувствовать нечто от формы креста.

Украшение рождественского дерева не должно быть обильным. Оно должно помогать выразить символическую сущность самого дерева. Самые ранние украшения состояли из яблок, бумажных роз и разного рода печений. Яблоки напоминают нам о райском дереве. Латинское слово " malum" означает одновременно " яблоко" и " зло". Во многих местах существует также обычай вешать на рождественское дерево вырезанные из дерева фигурки Адама, Евы и змея.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.