Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Terry David John Pratchett 10 страница



– А почему ты не убежишь? – спросил он

– Уже убегал, – ответил раб. – Один раз добежал до самого Цорта. Но мне там не понравилось. Вернулся. Теперь каждую зиму убегаю на две недели в Джелибейби.

– И каждый раз тебя привозят обратно?

– Ха! Если бы! Он жалкий скряга, этот Аристократ! Приходится самому возвращаться. Просить, чтобы меня подвезли, и все такое прочее!

– Ты возвращаешься сам?

– Да. За границей хорошо гостить, а не жить. Как бы то ни было, ходить в рабах мне осталось всего четыре года, а потом я свободен… А свободный человек имеет право голосовать. И содержать рабов. – Его лицо напряглось от усилия, когда он продолжил перечисление, загибая пальцы: – Вообще, рабы обеспечиваются трехразовым питанием, один раз – обязательно мясом. Один выходной день в неделю. Разрешенные две недели побега каждый год. Я не чищу плиты, не поднимаю тяжести и подвергаюсь насмешкам только по согласованию.

– Да, но ты не свободен! – воскликнул совершенно сбитый с толку Брута.

– А в чем разница?

– Э‑ э… ну, когда ты свободен, у тебя вообще нет, как это, выходных. – Брута почесал в затылке. – И кормят тебя реже.

– Правда? Тогда я лучше откажусь от свободы, спасибо большое.

– Э… Слушай, ты здесь черепаху не видел? – спросил Брута.

– Нет. А я убрал везде, даже под кроватью.

– Может, ты видел каких‑ нибудь черепах в округе?

– Что, черепахи захотелось? Говорят, из них получается вкусный…

– Нет, нет. Все в порядке.

– Брута!

Это был голос Ворбиса. Брута поспешил во двор и, постучавшись, вошел в комнату дьякона.

– А, Брута…

– Да, господин.

Ворбис, поджав ноги, сидел на полу и смотрел на стену.

– Ты так молод и впервые попал в другой город. Наверное, ты хотел бы многое посмотреть.

– Да?

Ворбис снова говорил своим эксквизиторским голосом, монотонным и спокойным, похожим на тупую полоску стали.

– Можешь отправляться куда угодно. Но внимательно смотри по сторонам, Брута. И ко всему прислушивайся. Ты – мои глаза и уши. И память. Узнай все об этой стране.

– Э‑ э, мне правда можно выйти отсюда, господин?

– Я произвожу впечатление человека, говорящего неправду?

– Нет, господин.

– Иди же. И наполни себя знаниями. Возвращайся к закату.

– Э… я что, могу пойти даже в библиотеку?

– А? Ах да, библиотека. Библиотека, которую здесь собрали. Конечно. Набита бесполезными, опасными и пагубными знаниями. Я вижу это словно наяву, Брута. Можешь себе это представить?

– Нет, господин Ворбис.

– Невинность – вот твой щит, Брута. Да, во что бы то ни стало попади в библиотеку. На тебя ее чары не подействуют.

– Господин Ворбис?

– Да?

– Тиран сказал, что с братом Мурдаком не сделали ничего такого…

Тишина развернулась на всю опасную длину.

– Он солгал, – ответил наконец Ворбис.

– Да.

Брута ждал продолжения. Однако Ворбис молча буравил взглядом стену. «Интересно, что он там такое увидел? » – подумал Брута. Когда стало понятно, что ждать продолжения бесполезно, он сказал:

– Спасибо, господин.

Но прежде чем выйти, юноша сделал шаг назад, быстро наклонился и заглянул под кровать дьякона.

 

«Вероятно, он попал в беду, – думал Брута, торопливо шагая по дворцу. – Такое впечатление, что здесь все сами не свои до черепах».

Он заглядывал буквально в каждый уголок – в то же время старательно избегая фресок с изображениями обнаженных нимф.

Вообще‑ то, Брута знал, что женщины несколько отличаются от мужчин. Деревню он покинул в возрасте двенадцати лет, когда многие его сверстники были уже женаты. Омнианство поощряло ранние браки – в качестве профилактического средства от греха, и все равно греховными считались любые действия, которые были связаны с частями человеческой анатомии, расположенными между шеей и коленями.

«Жаль, я не обладаю достаточными знаниями, чтобы спросить у своего Бога, что здесь такого греховного», – подумал Брута.

«Хотя вряд ли Бог обладает достаточными знаниями, чтобы внятно ответить на мой вопрос…»

Но куда же подевалась черепашка?

«Он не звал меня, – думал Брута. – Я бы услышал. Значит, еще есть надежда, что его пока не сварили».

Один из рабов, занятый полировкой статуи, объяснил ему, как пройти в библиотеку. Брута тяжело побежал по проходу между колоннами.

Когда он наконец добежал до дворика, расположенного у входа в библиотеку, то увидел там толпу философов, которые, вытянув шеи, старались что‑ то рассмотреть. А потом услышал обычную перебранку, свидетельствующую о том, что философский спор находится в самом разгаре.

На сей раз спор шел о следующем…

– Ставлю десять оболов, что она это не повторит!

– Ты говоришь о деньгах? Такое не каждый день услышишь, Зенон.

– Да. И сейчас ты с ними распрощаешься.

– Дядя, перестань. Это всего лишь черепаха. Наверное, это какой‑ то черепаший брачный танец…

Все затаили дыхание. Потом раздался общий вздох.

– Вот!

– И это ты называешь прямым углом?!

– Кончай! Посмотрел бы я, какой бы угол у тебя получился – в подобных‑ то обстоятельствах!

– А что она сейчас делает?

– Кажется, проводит гипотенузу.

– И это гипотенуза? Она же волнистая.

– Никакая она не волнистая. Черепаха проводит ее прямо, это тебя шатает из стороны в сторону.

– Ставлю тридцать оболов на то, что квадрат ей не осилить!

– Ставлю сорок, что она его сделает.

Снова пауза, затем возбужденные крики.

– Да!

– А по‑ моему, больше похоже на параллелограмм, – раздался капризный голос.

– Послушай, уж квадрат‑ то я всегда отличу. И это квадрат.

– Хорошо! Удваиваю ставку. Бьюсь об заклад, двенадцатиугольник ей окажется не по зубам.

– Ха! Только что ты говорил, что ей не осилить семиугольник.

– Я удваиваю. Двенадцатиугольник. Что, боишься? Чувствуешь себя ощипанной курицей с плоскими ногтями? Ко‑ ко‑ ко!

– Мне стыдно брать твои деньги…

Очередная пауза.

– Десять граней? Десять граней? Ха!

– Я же говорил, все это ерунда! Кто‑ нибудь слышал о черепахе, разбирающейся в геометрии?

– Очередная глупая идея, а, Дидактилос?

– А я сразу говорил. Самая обычная черепаха…

– Говорят, из них получается вкусный…

Толпа философов распалась и прошла мимо Бруты, не обратив на юношу ни малейшего внимания… Он увидел круг влажного песка, исчерченный геометрическими фигурами. Среди них сидел Ом. Чуть поодаль стояла пара крайне неряшливых философов, подсчитывавших монеты.

– Ну, Бедн, как наши дела? – спросил Дидактилос.

– Поднялись на пятьдесят два обола, о учитель.

– Вот видишь. С каждым днем мы зарабатываем все больше. Жаль, что она до двенадцати считать не умеет. Отрежь ей одну лапу, сварим похлебку.

– Отрезать лапу?!

– С черепахами так и следует поступать, не есть же ее всю сразу…

Дидактилос вдруг заметил пухлого паренька с красным лицом и косолапыми ногами, который стоял у входа во дворик.

– Тебе чего? – спросил он.

– Эта черепаха умеет считать до двенадцати, – вдруг промолвил юноша.

– На этой скотине я только что потерял целых восемьдесят оболов! – воскликнул Дидактилос.

– Все верно, зато завтра… – Взгляд парня затуманился, словно он повторял только что услышанные слова. – …Завтра ты сможешь поднять ставки три к одному.

Дидактилос в изумлении открыл рот.

– Бедн, – окликнул он, – дай‑ ка мне эту черепаху.

Ученик философа наклонился и очень аккуратно поднял Ома.

– Знаешь, – задумчиво промолвил Дидактилос, – я сразу заметил в этом создании что‑ то необычное. Смотри, сказал я Бедну, вот наш обед на завтра, а он сказал, нет, она хвостом рисует на песке геометрические фигуры. Геометрия и черепаха… обычно это несовместимые вещи.

Своим единственным глазом Ом посмотрел на Бруту.

– Мне ничего не оставалось делать, – объяснил он. – Только так можно было привлечь его внимание. Зато теперь он не отстанет от меня – из чистого любопытства, а за любопытством обычно следуют сердца и умы.

– Он – Бог, – сказал Брута.

– Правда? И как его зовут? – спросил философ.

– Не говори, только не говори этого! Нас услышат местные боги!

– Не знаю, – соврал Брута.

Дидактилос перевернул Ома.

– И все‑ таки Черепаха Движется, – задумчиво произнес Бедн.

– Что? – не понял Брута.

– Учитель написал книгу, – сказал Бедн.

– Ну, не совсем книгу, – скромно возразил Дидактилос. – Скорее свиток. Настрочил небольшой труд.

– В котором говорится, что мир плоский и плывет по пространству на спине у гигантской черепахи? – уточнил Брута.

– Ты читал ее? – Дидактилос внимательно посмотрел на Бруту. – Ты – раб?

– Нет, – ответил Брута, – я…

– Только не называй своего имени! Назовись писцом или еще кем‑ нибудь!

– …Писец, – едва слышно произнес Брута.

– Ну да, – кивнул Бедн, – я так сразу и подумал. Характерный мозоль на большом пальце от пера. И чернильные пятна на рукавах.

Брута посмотрел на большой палец левой руки:

– Я не…

– Извини, – усмехнулся Бедн. – Ты, видимо, пользуешься левой рукой?

– Обеими. Но не слишком хорошо, как говорят.

– А, – сказал Дидактилос. – То есть ты можешь зайти как справа, так и слева.

– Что?

– Он имеет в виду, что для тебя еще не все потеряно, – быстро перевел Ом.

– О да, – Брута вежливо прокашлялся. – Послушай… Я ищу философа. Разбирающегося в богах.

И замолчал.

Так и не дождавшись никакой реакции, Брута осторожно поинтересовался:

– Надеюсь, ты не считаешь, что боги – это пережитки устаревшей системы вероисповедания?

Дидактилос, все еще поглаживая Ома по панцирю, покачал головой.

– Нет. Не люблю, когда вокруг меня лупят молнии.

– Не мог бы ты прекратить все время его переворачивать, он только что сказал, что ему это не нравится.

– Если разрезать черепаху напополам, по кольцам можно определить ее истинный возраст, – заявил Дидактилос.

– Гм, чувства юмора у него тоже нет.

– Судя по речи, ты – омнианин.

– Э, да.

– Прибыл на переговоры?

– Я скорее молчу, чем говорю.

– И что же ты хочешь узнать о богах?

Брута, казалось, прислушался к некоему внутреннему голосу.

– Как они появляются, – наконец ответил он. – Как растут. Что происходит с ними потом.

Дидактилос передал черепашку Бруте.

– Такие размышления стоят денег, – предупредил он.

– Когда закончатся те пятьдесят два обола, мы заплатим еще, – пообещал Брута.

Дидактилос усмехнулся.

– Похоже, ты и сам способен мыслить, – сказал он. – У тебя хорошая память?

– Ну, не совсем хорошая.

– Правда? Хорошо. Пойдем‑ ка в библиотеку. У нее заземленная медная крыша. Боги ненавидят, когда о них треплются.

Дидактилос наклонился и поднял с земли ржавую лампу.

Брута посмотрел на огромное белое здание.

– Это и есть библиотека? – спросил он.

– Ага, – ответил Дидактилос. – Именно поэтому над дверью крупными буквами написано «LIBRVM». Но что я объясняю? Ты же у нас писец…

 

Эфебская библиотека – до того как сгорела – была второй крупнейшей библиотекой на Диске.

Конечно, не такой большой, как библиотека Незримого Университета; просто та библиотека благодаря своему магическому характеру обладала некоторыми преимуществами. К примеру, ни в одной другой библиотеке не было такого полного собрания ненаписанных книг, то есть книг, которые обязательно были бы написаны, если бы автора сразу после написания первой главы не съел аллигатор. Атласы воображаемых мест. Словари иллюзорных слов. Справочники наблюдателей за невидимыми событиями. А эти дикие энциклопедии, что содержались в Затерянном Читальном Зале? Библиотека Незримого Университета была столь огромна, что искажала действительность и открывала входы в другие библиотеки где угодно и когда угодно…

И она была совсем не похожа на Эфебскую библиотеку, где хранились всего четыреста или пятьсот томов. Многие из которых были изданы в виде свитков – чтобы уберечь читателя от необходимости звать раба каждый раз, когда нужно перевернуть страницу. Каждый том хранился в специальном, предназначенном только для него одного, отделении. Книги не должны храниться слишком близко друг к другу, так как они начинают взаимодействовать странно и непредсказуемо.

Солнечные лучи пронзали тени и казались такими же осязаемыми, как колонны.

Брута не мог не обратить внимание на странную конструкцию проходов, хотя она, пожалуй, была самой незначительной достопримечательностью библиотеки. Между рядами каменных полок на высоте двух метров были прибиты деревянные планки, поддерживавшие более широкие доски непонятного предназначения. Нижние стороны досок испещряли грубые, вырезанные из дерева изображения.

– Библиотека, – объявил Дидактилос.

Он поднял руку и провел пальцами по доске над головой.

И тут до Бруты дошло.

– Так ты – слепой?

– Верно.

– Но ты зачем‑ то взял лампу.

– Все нормально, не бойся, масла в ней нет, – успокоил Дидактилос.

– Лампа, которая не светит, для человека, который не видит?

– Да. Работает отлично. В философском смысле, конечно.

– И ты живешь в бочке?

– Сейчас очень модно жить в бочке, – пояснил Дидактилос, быстро шагая вперед и периодически касаясь кончиками пальцев деревянных узоров над головой. – Большая часть философов так живут. Демонстрируют презрение и пренебрежение ко всему мирскому. А Легибий свою бочку превратил в сауну. Говорит, такие поразительные мысли в голову приходят…

Брута огляделся. Свитки торчали из своих гнезд, будто кукушки из часов.

– Здесь все так… Никогда не встречал настоящего философа, – несколько сбивчиво промолвил он. – Вчера вечером…

– Следует запомнить, что в этих местах существуют три основных подхода к философии, – сказал Дидактилос. – Расскажи ему, Бедн.

– Есть зенонисты, – быстро ответил Бедн, – которые говорят, что мир сложен и беспорядочен. Есть ибидиоты, которые утверждают, что мир изначально прост и развивается в соответствии с определенными фундаментальными правилами.

– И есть я, – встрял Дидактилос, доставая свиток с полки.

– Учитель говорит, что мир в основном стар и смешон.

– И в нем вечно не хватает выпивки, – добавил Дидактилос.

– Боги… – вполголоса пробормотал он, и достал еще один свиток. – Ты хочешь узнать все о богах? Вот «Мышления» Зенона, вот «Банальности» старика Аристократа, вот глупые от первой до последней строчки «Отвлечения» Ибида, а также «Гимметрии» Легибия и «Теологии» Иерарха…

Пальцы Дидактилоса так и танцевали по полкам…

В воздух поднимались клубы пыли.

– И все это книги? – спросил Брута.

– О да. Здесь их всякая сволочь пишет.

– И люди могут их читать?

Вся жизнь Омнии подчинялась одной книге. А здесь были… сотни трудов…

– Ну, конечно, могут, если захотят, – пожал плечами Бедн. – Но сюда почти никто не заходит. Эти книги предназначены не для чтения. Скорее для написания.

– Мудрость веков, так сказать, – откликнулся Дидактилос. – Если хочешь доказать, что ты настоящий философ, ты обязан написать книгу. Потом ты бесплатно получаешь свиток и официальную философскую тогу.

В центре залы стоял большой каменный стол, освещаемый лучами солнца. Бедн развернул часть свитка. В золотистом свете заиграли яркие цветы.

– «О Прероде Растений» Оринжкрата, – пояснил Дидактилос. – Шестьсот растений и их использование…

– Как красиво, – прошептал Брута.

– Именно, в этих целях растения тоже можно использовать, – подтвердил Дидактилос. – О чем, кстати, совсем позабыл старина Оринжкрат. Молодец. Бедн, покажи‑ ка ему «Бестиарий» Филона.

Был развернут еще один свиток. Множество изображений животных, тысячи непонятных слов.

– Но… рисовать животных… это неправильно… Разве у вас не запрещено…

– Здесь собраны изображения практически всех живых тварей, – пояснил Дидактилос.

Искусство входило в список вещей, которые в Омнии крайне не одобрялись.

– А эту книгу написал сам Дидактилос, – сказал Бедн.

Брута посмотрел на изображение черепахи. На ней стояли… «Слоны, это слоны», – услужливо подсказала ему память, навсегда запечатлевшая мельком просмотренный бестиарий. …На спине у черепахи стояли слоны, которые держали большое, с горами и океаном, гигантским водопадом обрушивающимся с края…

– Как такое может быть? – удивился Брута. – Мир на спине черепахи? Почему все постоянно твердят мне об этом? Это не может быть правдой!

– Расскажи это мореплавателям, – хмыкнул Дидактилос. – Любой из них, кто хоть раз плавал в Краевой океан, знает, что наш мир – плоский. Зачем отрицать очевидное?

– Да нет же! Мир – это идеальная сфера, вращающаяся вокруг сферы Солнца. Так говорится в Семикнижье. И это… логично. Так и должно быть.

Должно? – переспросил Дидактилос. – Ничего не знаю о том, что должно быть, а что – нет. «Должно» – это слово философами не применяется.

– А… это что такое? – Брута указал на окружность, расположенную сразу под изображением черепахи.

– Это карта, – пояснил Бедн.

– Карта мира, – добавил Дидактилос.

– Карта? А что такое карта?

– Это такая картинка, которая показывает, где ты находишься, – объяснил Дидактилос.

Брута в изумлении уставился на карту:

– А откуда ей‑ то об этом знать?

– Ха!

– Боги, – подсказал Ом. – Мы пришли сюда, чтобы расспросить его о богах.

– И это все правда? – спросил Брута.

Дидактилос пожал плечами:

– Может быть, может быть. Мы – здесь и сейчас. А все остальное – лишь догадки. Во всяком случае, я так считаю.

– То есть ты сам не знаешь, правда это или нет?

– Я думаю, что это может быть правдой, – ответил Дидактилос. – Но могу ошибаться. Быть философом – это значит сомневаться.

– О богах, о богах с ним поговори… – еще раз подтолкнул Ом.

– Боги… – едва слышно произнес Брута.

Его разум был словно охвачен огнем. Люди пишут все эти книги, а сами ни в чем не уверены, сомневаются. Вот он – уверен, и брат Нюмрод – уверен, а уверенностью дьякона Ворбиса вообще можно гнуть подковы. Уверенность – та же скала.

Теперь он понимал, почему при разговоре об Эфебе лицо Ворбиса серело от ненависти, а голос напрягался, будто натянутая проволока. Если истина вдруг перестает существовать, что остается? Эти самодовольные старикашки, посвятившие всю свою жизнь разрушению опор мира, могут предложить одну лишь неуверенность. И они этими гордятся?

Бедн стоял на небольшой стремянке и перебирал свитки на полках. Дидактилос сидел напротив Бруты, не сводя с него своих невидящих глаз.

– Тебе это не понравилось, верно? – спросил философ.

Брута ничего не ответил.

– Знаешь, – сказал Дидактилос почти небрежно, – говорят, что у слепых людей, подобных мне, очень хорошо развиты другие чувства. Только это неправда. Таким образом эти сволочи хотят искупить свою вину. Подобные сплетни избавляют их от обязанности испытывать к нам жалость. Но когда ты не можешь видеть, ты начинаешь учиться слышать. Прислушиваешься, как люди дышат, какие звуки производит их одежда.

Появился Бедн с очередным свитком.

– Не нужно было так… – голосом полным страданий произнес Брута. – Все это… – продолжить он не смог.

– Об уверенности я знаю все, – произнес Дидактилос, и в голосе его не было прежней легкости и раздражительности. – Я прекрасно помню, как отправился в Омнию, когда еще не был слепым. Это было до того, как вы закрыли границы и запретили людям путешествовать. И в этой вашей Цитадели я лично видел, как толпа забила камнями человека в яме. Ты когда‑ нибудь наблюдал подобное?

– Это обязательное действие, – пробормотал Брута. – Чтобы душа очистилась от греха и…

– О душе я ничего не знаю. На эту тему я стараюсь не философствовать, – прервал его Дидактилос. – Могу сказать только, что зрелище было ужасным.

– Состояние тела не…

– Нет, я говорю не о том бедняге, что сидел в яме, – снова перебил его философ. – А о людях, бросавших камни. Они были полностью уверены. Уверены в том, что в яме сидят не они. Это было написано на их лицах. И они были этому так рады, что бросали камни изо всех сил.

Бедн стоял рядом и явно испытывал некую нерешительность.

– Я достал «О Религии» Абраксаса, – сказал он.

– А, Уголек Абраксас. – Дидактилос явно повеселел. – Молния поражала его уже раз пятнадцать, а он все не сдается. Если хочешь, можешь взять этот труд, почитаешь ночью. Но никаких пометок на полях, разве что очень интересное встретишь.

– Вот оно! – воскликнул Ом. – Прощайся с этим идиотом и пошли быстрей!

Брута развернул список. Даже картинок не было. Сплошные неразборчивые буквы, строка за строкой.

– Он исследовал этот вопрос долгие годы, – промолвил Дидактилос. – Ходил в пустыню разговаривать с мелкими божками. Разговаривал с некоторыми нашими богами. Храбрец. Утверждает, что боги любят, когда поблизости ошивается какой‑ нибудь атеист. Есть на ком сорвать злость.

Брута развернул свиток дальше. Пять минут назад он был готов признаться в том, что не умеет читать. Сейчас это признание не вытянули бы из него даже лучшие инквизиторы. Он старался держать свиток так, чтобы сложилось впечатление, будто чтение – это его конек.

– А где он сейчас? – спросил он.

– Поговаривают, год или два назад кто‑ то видел рядом с его домом пару дымящихся сандалий, – пожал плечами Дидактилос. – Наверное, чересчур перегнул палку.

– Думаю, – осторожно промолвил Брута, – мне пора уходить. Прошу прощения, что отнял у тебя столько времени.

– Не забудь принести свиток обратно, когда закончишь с ним работать, – напомнил Дидактилос.

– А в Омнии люди всегда так читают? – поинтересовался Бедн.

– Как?

– Вверх ногами.

Брута схватил черепашку, свирепо взглянул на Бедна и как можно величественнее покинул библиотеку.

– Гм… – буркнул Дидактилос и забарабанил пальцами по столу.

– Это его я видел вчера в таверне, – сказал Бедн. – Уверен в этом, учитель.

– Но омниане живут во дворце.

– Ты прав, учитель.

– А таверна находится снаружи.

– Да.

– Стало быть, по‑ твоему, он взял и перелетел через стену?

– Я абсолютно уверен, что это был он, учитель.

– Тогда… может, он приехал позже? И еще не успел попасть во дворец?

– Это единственное объяснение, учитель. Хранителей лабиринта подкупить невозможно.

Дидактилос треснул Бедна лампой по затылку.

– Глупец! Я уже предупреждал тебя о вреде подобных заявлений.

– Я хотел сказать, что их очень нелегко подкупить, о учитель. Всего золота Омнии здесь будет явно не достаточно.

– Вот это больше похоже на правду.

– Как ты думаешь, учитель, эта черепашка действительно бог?

– Если это так, Омнии грозят большие беды. Бог у них достаточно сволочной тип. Ты когда‑ нибудь читал старика Абраксаса?

– Нет, учитель.

– Очень хорошо разбирался в богах. Настоящий специалист. Правда, от него всегда воняло паленой шерстью. Вот она, врожденная стойкость.

 

Ом медленно полз по строчке.

– Перестань ходить взад‑ вперед. Я не могу сосредоточиться.

– Как люди могут так говорить? – спросил Брута у пустоты. – Они ведут себя так, будто на самом деле рады, что ничего не знают! Все время узнавать новое, ранее неизведанное! … Они похожи на детей, с гордостью показывающих мамам содержимое ночных горшков!

Ом отметил лапкой место.

– Они заняты познанием, – пояснил он. – Этот Абраксас был мыслителем, здесь нет никаких сомнений. Даже я не знаю многое из того, что здесь написано. Садись!

Брута повиновался.

– Хорошо, – кивнул Ом, – а теперь слушай! Ты знаешь, откуда боги получают свою власть?

– От людей, в них верящих, – ответил Брута. – Миллионы людей верят в тебя.

Ом немного помедлил с ответом.

«Ну ладно… Мы – здесь и сейчас. Рано поздно он и сам все поймет. Поэтому…»

– На самом деле они в меня не верят, – сказал Ом.

– Но…

– Такое случалось и раньше, – продолжала черепашка. – Много‑ много раз. Тебе известно, Абраксас нашел Потерянный Город Ии? А в нем очень странные изваяния. По его словам, вера постоянно смещается. Люди начинают с веры в бога, а заканчивают верой в структуру.

– Я не понимаю.

– Тогда позволь мне объяснить это другими словами. Я – твой бог, верно?

– Да.

– И ты обязан мне повиноваться.

– Да.

– Хорошо. А теперь возьми камень и убей Ворбиса.

Брута не пошевелился.

– Ты меня слышал? – уточнил Ом.

– Но он… он… квизиция…

Теперь ты понимаешь, что я имею в виду, – хмыкнула черепашка. – Сейчас ты больше боишься его, чем меня. Вот здесь Абраксас говорит: «Вакруг Бога фармируется Абалочка из малящихся, Циримоний, Сданий, Жрицов и Властей, и в канце канцов Бох Умерает. И эта может остатся незамеченым…»

– Это неправда!

– Думаю, что как раз это – правда. А еще Абраксас говорит, что существует моллюск, живущий по такому же принципу. Его раковина все время растет, становится все больше, моллюск теряет способность перемещаться и умирает.

– Но… но… это значит… вся церковь…

– Да.

Брута пытался обдумать эту идею, но она не поддавалась восприятию в силу своей колоссальности.

– Но ты же не умер, – сказал он наконец.

– Едва не умер, – поправил Ом. – И знаешь, что еще? Ни один из других мелких богов не пытается посягать на мои права. Я когда‑ нибудь рассказывал тебе о старом Ур‑ Гилаше? Нет? Он был богом до меня в той местности, которая потом стала Омнией. Не слишком хорошим. В основном богом погоды. Или богом змей. Кем‑ то вроде этого. Хотя понадобились годы, чтобы избавиться от него. Войны и все остальное. Вот я и задумался…

Брута ничего не сказал.

– Ом по‑ прежнему существует, – промолвила черепашка. – Я имею в виду оболочку. Тебе нужно только сделать так, чтобы люди поняли.

Брута по‑ прежнему молчал.

– Ты можешь стать следующим пророком, – сказал Ом.

– Не могу! Все знают, что следующим пророком будет Ворбис!

– Да, но ты будешь официальным пророком.

– Нет!

– Нет? Но я твой Бог!

– А я – мой я. Я – не пророк. Я даже писать не умею. Не умею читать. Никто не станет меня слушать.

Ом осмотрел его с головы до ног.

– Честно говоря, я бы тебя тоже не избрал… – признался он.

– Все великие пророки обладали даром предвидения! – воскликнул Брута. – Даже если они… даже если ты не разговаривал с ними, у них было что сказать. А что могу сказать я? Ничего! Что я могу сказать?

– Ну, к примеру, верьте в Великого Бога Ома, – предложила черепашка.

– А что еще?

– Что ты имеешь в виду?

Брута мрачно посмотрел в сторону двора, на который уже опускались сумерки.

– Верьте в Великого Бога Ома, иначе вас поразит молния, – сказал он наконец.

– Звучит неплохо.

– Неужели говорить всегда нужно именно так, а не иначе?

Последние лучи солнца отражались от стоявшей в центре двора статуи. Она чем‑ то напоминала женщину с пингвином на плече.

– Патина, Богиня Мудрости, – ткнул пальцем Брута. – Та, что с пингвином. Но почему именно с пингвином?

– Не имею представления, – поспешил ответить Ом.

– В пингвинах ведь нет ничего мудрого, верно?

– Нет, как мне кажется. Если не считать, конечно, того факта, что они не живут в Омнии. Очень мудро с их стороны.

– Брута!

– Это Ворбис, – сказал Брута и встал. – Оставить тебя здесь?

– Да. Тут еще остался кусочек дыни, то есть хлеба…

Брута вышел в сумерки.

Ворбис сидел на скамье под деревом и был неподвижен как статуя.

«Уверенность, – подумал Брута. – Раньше с этим не было проблем. Но теперь такой уверенности нет».

– А, Брута… Ты будешь сопровождать меня на прогулке. Пойдем подышим вечерним воздухом.

– Да, господин.

– Тебе понравилось в Эфебе, – сказал Ворбис.

Он редко задавал вопросы, их вполне заменяло утверждение.

– Было… интересно.

Ворбис положил одну руку на плечо Бруты и встал, опираясь второй рукой на посох.

– И что ты обо всем этом думаешь? – спросил он.

– У них много богов, и никто не обращает на них внимания, – пожал плечами Брута. – Они ищут неведение.

– И, уверяю тебя, находят его в избытке, – согласился Ворбис.

Он указал посохом в ночь.

– Пройдемся.

Из темноты доносились чей‑ то смех, грохот кастрюль. В воздухе густо пахло вечерними цветами. Тепло дня, накопившееся в камнях мостовой, делало ночной воздух похожим на ароматный суп.

– Эфеб выходит на море, – промолвил Ворбис. – Видишь, как он построен? Весь город находится на склоне холма, обращенном к морю. Но море изменчиво. Из моря еще ни разу не появлялось ничего постоянного. А наша драгоценная Цитадель обращена к пустыне. Но что там такое?

Брута машинально повернулся и посмотрел на нависшую над крышами домов черную массу пустыни.

– Я видел вспышку света, а потом еще одну. На склоне.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.