|
|||
Берешит 27:41«И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего» — т. е., мы видим логику и мышление, и поведение Исава — он не хочет огорчать своего отца и говорит: “Вот когда папа умрет, тогда я убью Иакова! ” Другими словами, братья все еще опасаются мести Йосифа, хотя мы видим, что Йосиф искренен, и у него и в мыслях нет того, чтобы мстить братьям. Они помнят как из мести за свою сестру Шимон и Леви убили всех мужчин Сехемских, поэтому в их понимании месть — это справедливое воздаяние за несправедливость. И в Торе есть закон о мстители за кровь своего ближнего. Но при этом Тора позаботилась о городах убежищах, которые охраняли тех, кто совершил убийство неумышленно. Очень важно видеть, что Тора нигде не говорит о своей оценке происходящих событий, но вместе с тем она показывает нам, как правильно нужно поступать в той или другой ситуации, давая свои законы, уставы, постановления. Ибо она есть учение о Свете, которым должны сиять праведники.
Это насколько благословенно отказаться от справедливой мести по отношению к брату своему говорит нам история, которая произошла с Давидом и Навалом, — и как одна мудрая женщина по имени Авигаль спасла Давида от этой мести. Давайте посмотрим, как это было, чтобы нам сегодня получить полную свободу от вражды и злобы на братьев и сестер, 1 Царств 25: 2-13 «Был некто в Маоне, а имение его на Кармиле, человек очень богатый; у него было 3000 овец и 1000 коз; и был он при стрижке овец своих на Кармиле. Имя человека того — Навал, а имя жены его — Авигея; эта женщина была весьма умная и красивая лицем, а он — человек жестокий и злой нравом; он был из рода Халева. И услышал Давид в пустыне, что Навал стрижет овец своих. И послал Давид 10 отроков, и сказал Давид отрокам: взойдите на Кармил и пойдите к Навалу, и приветствуйте его от моего имени, и скажите так: “мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему; ныне я услышал, что у тебя стригут овец. Вот, пастухи твои были с нами, и мы не обижали их, и ничего у них не пропало во все время их пребывания на Кармиле; спроси слуг твоих, и они скажут тебе; итак да найдут отроки благоволение в глазах твоих, ибо в добрый день пришли мы; дай же рабам твоим и сыну твоему Давиду, что найдет рука твоя”. И пошли люди Давидовы, и сказали Навалу от имени Давида все эти слова, и умолкли. И Навал, отвечал слугам Давидовым, и сказал: кто такой Давид, и кто такой сын Иессеев? ныне стало много рабов, бегающих от господ своих; неужели мне взять хлебы мои и воду мою, и мясо, приготовленное мною для стригущих овец у меня, и отдать людям, о которых не знаю, откуда они? И пошли назад люди Давида своим путем и возвратились, и пришли и пересказали ему все слова сии. Тогда Давид сказал людям своим: опояшьтесь каждый мечом своим. И все опоясались мечами своими, опоясался и сам Давид своим мечом, и пошли за Давидом около 400 человек, а 200 остались при обозе» Другими словами, Навал [ נ ָ ב ָ ל ] — имя которого означает «безумный» за оскорбление Давида и людей, находящийся с ним, ждет неминуемая гибель. И дальше мы читаем: [14-31] «Авигею же, жену Навала, известил один из слуг, сказав: вот, Давид присылал из пустыни послов приветствовать нашего господина, но он обошелся с ними грубо; а эти люди очень добры к нам, не обижали нас, и ничего не пропало у нас во все время, когда мы ходили с ними, быв в поле; они были для нас оградою и днем и ночью во все время, когда мы пасли стада вблизи их; итак подумай и посмотри, что делать; ибо неминуемо угрожает беда господину нашему и всему дому его, а он — человек злой, нельзя говорить с ним. Тогда Авигея поспешно взяла двести хлебов, и два меха с вином, и пять овец приготовленных, и пять мер сушеных зерен, и сто связок изюму, и двести связок смокв, и навьючила на ослов, и сказала слугам своим: ступайте впереди меня, вот, я пойду за вами. А мужу своему Навалу ничего не сказала. Когда же она, сидя на осле, спускалась по извилинам горы, вот, навстречу ей идет Давид и люди его, и она встретилась с ними. И Давид сказал: да, напрасно я охранял в пустыне все имущество этого человека, и ничего не пропало из принадлежащего ему; он платит мне злом за добро; пусть то и то сделает Бог с врагами Давида, и еще больше сделает, если до рассвета утреннего из всего, что принадлежит Навалу, я оставлю мочащегося к стене. Когда Авигея увидела Давида, то поспешила сойти с осла и пала пред Давидом на лице свое и поклонилась до земли; и пала к ногам его и сказала: на мне грех, господин мой; позволь рабе твоей говорить в уши твои и послушай слов рабы твоей. Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо каково имя его, таков и он. Навал [ נ ָ ב ָ ל ] — имя его, и безумие его с ним. А я, раба твоя, не видела слуг господина моего, которых ты присылал. И ныне, господин мой, жив Предвечный и жива душа твоя, Предвечный не попустит тебе идти на пролитие крови и удержит руку твою от мщения, и ныне да будут, как Навал, враги твои и злоумышляющие против господина моего. Вот эти дары, которые принесла раба твоя господину моему, чтобы дать их отрокам, служащим господину моему. Прости вину рабы твоей; Предвечный непременно устроит господину моему дом твердый, ибо войны Предвечного ведет господин мой, и зло не найдется в тебе во всю жизнь твою. Если восстанет человек преследовать тебя и искать души твоей, то душа господина моего будет завязана в узле жизни у Предвечного Всесильного твоего, а душу врагов твоих бросит Он как бы пращею. И когда сделает Предвечный господину моему все, что говорил о тебе доброго, и поставит тебя вождем над Израилем, то не будет это сердцу господина моего огорчением и беспокойством, что не пролил напрасно крови и сберег себя от мщения»
Мы видим насколько не угодно Всевышнему мщение, которое делают люди [31-35] «Предвечный облагодетельствует господина моего, и вспомнишь рабу твою. И сказал Давид Авигее: благословен Адонай Всесильный Израилев, Который послал тебя ныне навстречу мне, и благословен разум твой, и благословенна ты за то, что ты теперь не допустила меня идти на пролитие крови и отмстить за себя. Но, — жив Предвечный Всесильный Израилев, удержавший меня от нанесения зла тебе, — если бы ты не поспешила и не пришла навстречу мне, то до рассвета утреннего я не оставил бы Навалу мочащегося к стене. И принял Давид из рук ее то, что она принесла ему, и сказал ей: иди с миром в дом твой; вот, я послушался голоса твоего и почтил лице твое»
Итак, мы видим, что Сам Всевышний спасает Своего помазанника от того, чтобы ему не осквернить свой меч местью, посылает ему навстречу смиренную женщину, и Давид благословляет Всевышнего и говорит: [32-33] «Благословен Адонай Всесильный Израилев, Который послал тебя ныне навстречу мне, и благословен разум твой, и благословенна ты за то, что ты теперь не допустила меня идти на пролитие крови и отмстить за себя Чем же закончилась эта история? [36-42] «И пришла Авигея к Навалу, и вот, у него пир в доме его, как пир царский, и сердце Навала было весело; он же был очень пьян; и не сказала ему ни слова, ни большого, ни малого, до утра. Утром же, когда Навал отрезвился, жена его рассказала ему об этом, и замерло в нем сердце его, и стал он, как камень. Дней через 10 поразил Превечный Навала, и он умер. И услышал Давид, что Навал умер, и сказал: благословен Превечный, воздавший за посрамление, нанесенное мне Навалом, и сохранивший раба Своего от зла; Превечный обратил злобу Навала на его же голову. И послал Давид сказать Авигее, что он берет ее себе в жену. И пришли слуги Давидовы к Авигее на Кармил и сказали ей так: Давид послал нас к тебе, чтобы взять тебя ему в жену. Она встала и поклонилась лицем до земли и сказала: вот, раба твоя готова быть служанкою, чтобы омывать ноги слуг господина моего. И собралась Авигея поспешно и села на осла, и пять служанок сопровождали ее; и пошла она за послами Давида и сделалась его женою»
Мы видим, как Всевышний благословил Давида и Абигаль: одного за его послушание, а другую за смирение и мудрость. И, при этом мы видим, что Сам Всевышний судил Навала, потому что это же и Брит хадаша многократно нам говорят, что « отмщение — это дело Всевышнего » Дварим 32: 35-36 «У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них. Но Превечный будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится, когда Он увидит, что рука их ослабела, и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне» И автор послания к Евреям, ссылаясь на это место Писания говорит: Евр. 10: 28-31 «Если отвергшийся закона Моше, при 2 или 3 свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Всевышнего и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Превечный. И еще: Превечный будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Всесильного живого! » Другими словами, отмщение — это дело Всевышнего.
Именно поэтому, есть такие слова в вечерней молитве «Криат шма перед сном», которую каждый верующий еврей читает перед тем, как лечь ему спать, в ней есть такие слова: «Властелин мира! Вот я прощаю всех, кто обидел меня, или досаждал мне, или согрешил предо мной, нанеся ущерб телу моему, либо имуществу моему, либо доброму имени моему, либо всему, что есть у меня, по принуждению или по своей воле, вольно или невольно, словом или делом, прощаю всех людей, и да не будет наказан из-за меня никто. Да будет воля Твоя, Адонай, Всесильный мой и Всесильный отцов моих, чтобы я больше не грешил, и не повторял своих грехов, и не гневил Тебя заново, и не делал дурного в глазах Твоих, а то, в чем согрешил я перед Тобой, сотри по милости твоей великой, но не через страдания и тяжелые болезни. Да будут угодны речи уст моих и помышление сердца моего перед Тобою, Адонай, Твердыня моя и Избавитель мой. Ваикра 19: 18 «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Превечный» Амэн
|
|||
|