Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





39. Понятие, признаки и виды правонарушений.



 

1. ТГП как наука, изучающая основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. ТГП-системы знаний о государстве и праве вых единстве и взаимосвязи, необходимых для изучения юриспруденции
ТГП как наука -изучает основные общие закономерности возникновения функционирования и развития государства и права
Предмет в науке ТГП-закономерности, возникновение, функционирования и развития государства и права
Метод науки -совокупность приемов и средств принципов и правил с помощью которых изучается предмет

2. Предмет и метод ТГП. Предмет в науке ТГП-закономерности, возникновение, функционирования и развития государства и права
Метод науки -совокупность приемов и средств принципов и правил с помощью которых изучается предмет

3. Теории происхождения государства и права. Теологическая
ПатриархальнаяДоговорная (естественно правовая)НасилияОрганическаяПсихологическаяЗапрет кровосмешение( инцест)ГидравлическаяКлассовая
4. Типология государств.
типология государства
формационный подход к типологии государства классифицирует из по видам общественно-экологических формаций стоящих в основе государства. Выделяет рабовладельч., феодальная, буржуазная и социалиот. госуд.
5. Форма государства. формы государства- состоит из единства 3-х основных её элементов
1 формы правления2 госуд. Устройства3 полит. режима
форма правления - определённый порядок образования и организации органов государственной власти и их взаимодействий между собой и населением страны
6. Монархия.
монархия - форма правления при которой власть передаётся по наследству, власть монарха священна и единолична
• обсалютная ( неогранич. )• ограниченная (конституцион. )1 представительная2 парламентская

7. Республика. республика- форма правления при которой власть избирается на определённый срок, осуществляется системой государственной органов, основной на принципах разделения властей и несущая ответственность перед народом.
• президентская• парламентская• системная

Форма государственного устройства-способ административно территориального и национального устройства государства определённый порядок взаимоотношений между его составляющей ми частями а также между центральными и местными органами власти

8. Форма государственного устройства. Форма государственного устройства-способ административно территориального и национального устройства государства определённый порядок взаимоотношений между его составляющей ми частями а также между центральными и местными органами власти

• федерация-множество государств состоящих из территорий её субъектов, имеющих признаки суверенитета, который характеризуется наличием 2-х уровней госуд. аппарата и 2-х канальный налоговой системы
• демократический режим-совокупность способов осуществления государственной власти на основе подчинение меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшенства.
•Унитарное государство -единое цельное госуд. образов состоящее из административных территор. единиц, которые подчиняются центральным органом власти и признаками государственного суверенитета не обладают
• конфедерация-объединение государства на договорной основе для достижения целей
• политический режим-это совокупность приемов и методов осуществления госуд. власти и их воплощающая в государственном строе

9. Политический режим. политический режим-это совокупность приемов и методов осуществления госуд. власти и их воплощающая в государственном

Виды политического режима

Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический. Тоталитаризм. При тоталитарном режиме (от латинского totalis— «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип— «запрещено всё, что не разрешено».

10. Форма права. Формы права представляет собой его содержание отождествляют понятием-источник права
Исторические формы права
Религиозные тексты
Правовой прецедент
Правовой договор
Юридическая наука
Источник права -формы внешнего выражения и закрепления правовых норм которые устанавливаются и обеспечивается силой государства
Виды ип
а) Конституция-НПА который обладает высшей юридической силы и устанавливает основы общественной и государственного устройства
б) принимаются фкд
в)ф закон
г) под законные акты органов государственной власти РФ
Указы и распоряжения президента РФ; постановления правительства РФ; палаты федерального собрания РФ
д) декларации
е) договоры
ж) общественные принципы международного права
з) постановление конституционного суда РФ
Источники права действующие на отдельных территориях РФ
а) конституции или установленные субъектам РФ
б) законы субъектов РФ и подзаконные акты органов государственной власти субъектов
в) НПА органов государственного самоуправления
г) локальные НА организаций и предприятий

11. Норма права. НП-выраженная в источниках права правила поведения выступающие в качестве образца возможного или должностного поведения людей и охраняемые от нарушений мерами гос принуждения
Структура НП
Гипотеза -часть нормы права в которой содержится указание на условия при которых возникают права и обязанности
Диспозиция -часть нормы права в которой содержится сами правила поведения которыми следует руководство ваться при наличии обязательств указанных в гипотезе
Санкции -в ней отражается правовые последствия возникшие при реализации или нарушение правил указанных диспозиции
Признаки НП
Исходит от государства санкционируются обеспечивается и охраняется ими
Формальное определённость
Системный характер
Без адресный характер
Виды НП
По предмету правового регулирования (по отраслям права)
-конституционного
-гр. к.
у. к. и тд
По юридической силе -норм и законов и нормы подзаконных актов
По характеру содержание в норме предписаний управомоченные, обязывающие, закрепляющие
По месту правового регулирования
а) императивные нормы(обязан к исполнению)
б) диспозитивные(возможность выбора)
в) поощрительные нормы
г) рекомендательные нормы
По территории действия
а) федеральные нормы
б) нормы субъектов
в) нормы органов местного самоуправления
г) локальные нормы
По функциям права
а) регулятивные
б) охранительные
в) отправные
По кругу лиц и специализации
а) общие
б) специальные
По времени действия
а) постоянные
б) временные
12. Понятие и признаки государства.
Классификация
Внутренние и внешние
Основные и производственные
Временные и постоянные формы осуществления функций государства под специфическим видам деятельности отдельных государственных органов
Законодательная
Исполнительная
Судебная
Контрольно-надзорные
по однородности внешних признаках деятельности выделяют
Правовую
Организационнораспределительную

13. Понятие и признаки права. Правовое государство это такой вид организации власти в стране при котором обеспечивается верховенством закона а также прав и свобод человека и гражданина
Верховенство закона
Принцип разделения властей
Взаимная ответственность личности и государства
Реальность и гарантии прав и свобод личности
Народный суверенитет
Гражданское общество рассматривается как
Система негосударственных отношений
Система общих связи закладываю щиеся в неполитическую
Система частных экономических отношений
14. Понятие и признаки функций государства.
Функции государства-сложная социальное явление, которая отражает основные направления его деятельности
Признаки функций государства
Они определяются целями и задачами состоящими перед государствами
Они направлены на важнейшие сферы жизни общества
Носят комплексный характер и предопределяют функции отдельных государственных органов
Реализация функций государства осуществляется в право и организационные органы
Для реализации функций государстве образуются государственный механизм (аппарат) состоящий из различных государственных органов

Механизм государства-чётко сложено и надлежащим образом организованная структура состоящее из различных государственных органов и организаций и учреждений
Признаки
С его помощью организуется реализация функций государства
Он представляет собой стройную иерархическую систему
Государственный механизм представлен обособленная группа людей которые занимаются вопросами управление на профессиональной основе
Государственный механизм формируется по воле государства наделяется высокими политическими и реализует свои задачи на основе нормативного регулирования
15. Принципы права. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Принцип демократии
Принцип разделения властей
Принцип законности и конституцион
Принцип гуманизма
Принцип гласности открыт Насти и плюрализма (многообразие мнений)
Принцип федерализма
Принцип оптимальности построения и функционирования государственного аппарата
Принцип научности
Принцип равного доступа к государственной службе
Принцип профессионализма госслужащим
Принцип в не партийности госслужбе
16. Функции права.

экономическая функция:

политическая функция

воспитательная функция

коммуникативная (информационная) функция

функция регулирования социальных отношений и обеспечения социальных прав

экологическая функция права

восстановительная функция права

идеологическая функция права

17. Понятие и основы правового государства. Правовое государство это такой вид организация власти при которой обеспечивается верховенство закона а также прав и свобод человека и гражданина
Верховенство закона
Принципы распределения властей
Взаимная ответственность личности и государства
Реальность и гарантии прав и свобод личности
Народный суверенитет
Гражданское общество рассматривается как
Система негосударственных отношений
Система общих связи складывающиеся в неполитическую
Система частных экономических отношений
Принципы и условия формирования гражданского общества
Высокая правосознания
Высокий уровень жизни
Эффективная социальная политика государства
Не вмешательство государства в частную жизнь гражданина
Политический и идеологический плюрализм
Наличие независимых сми
Структура гражданского общества
Политический и общественный и религиозные поведение
Профессиональные союзы
Экономические союзы
Трудовые коллективы и т. д.
18. Понятие и основы гражданского общества.
Гражданское общество рассматривается как
Система негосударственных отношений
Система общих связи закладываю щиеся в неполитическую
Система частных экономических отношений

Принципы и условия формирования гражданского общества
Высокое правосознания
Высокий уровень жизни
Эффективная социальная политика государства
Не вмешательство государства в частную жизнь гражданина
Равенство всех перед законом и судом
Политический и идеологический плюрализм
Наличие независимых сми

Структура гражданского общества
Нации этнические группы
Политически общественные и религиозные поведение
Профессиональные союзы
Экономические Союза
Трудовые коллективы и так далее

19. Понятие и структура правовых систем. Правовая система-это совокупность взаимосвязанных согласованных и взаимодействующих правовых явлений и правовых средств характерны уровень правового развития государства и общества
Структура ПС
Система права и законодательства
Совокупность источников права
Правотворчества и юридическая техника применяемые в законодательстве
Правосознание и правовая культура в обществе
Юридическая практика и деятельность юрисдикционных органов
Правовые источники и национальные особенности в обществе

20. Романо-германская правовая семья. Романа германская правовая система
Признаки
а) основным источником права является НПАб) ведущая роль верховенство закона в
в) кодификация как форма построение законодательстваг) наличие системы подзаконных правовых актов
д) деления права на отрасли, под отрасли, правовые институты на материальное и процессуальное право, публичное и процессуальные права

21. Англо-саксонская правовая семья. нглосаксонская правовая система
Признаки
а) основным источником права является судебный или административной прецедент
б) отсутствие деление системы на отраслив) отсутствие кодификации
г) в системе права не выделяются публичное и частные права
д) в качестве образца для принятия решений суди используют прецеденты

22. Понятие и признаки механизма государства. Механизм государства-чётко сложено и надлежащим образом организованная структура состоящее из различных государственных органов и организаций и учреждений
Признаки
С его помощью организуется реализация функций государства
Он представляет собой стройную иерархическую систему
Государственный механизм представлен обособленная группа людей которые занимаются вопросами управление на профессиональной основе
Государственный механизм формируется по воле государства наделяется высокими политическими и реализует свои задачи на основе нормативного регулирования

23. Орган государственной власти: понятие, признаки, виды. Государственный орган-структурно обособленное звено относительно самостоятельная часть государственного механизма
Признаки гос органов
Наличие властных полномочий
Они образуются в законодательном порядке
Действует только в рамках своей компетенции
Каждый государственный орган обладает определённой самостоятельностью и особой структурой
Они наделяются соответствующими материальными и финансовыми средствами
Виды государственных органов
В зависимости от принципа разделения властей выделяются
Законодательные (федеральные
Исполнительно-распорядительные(правит
Судебные
По территории действия
Федеральные госорганы
Гос органы субъектов Российской Федерации
В зависимости от количества состава
Коллективные госорганы
гос органы представленные одним лицом
По характеру компетенции
-гос органы общей компетенции
-гос органы специальной компетенции
По способу принимаемых решений
-коллегиальные
-едино начальная
По порядку образование
-выборные
-назначаемые гос органы
По срокам действия
-постоянные
-временные

24. Понятие и признаки системы права. Система права-это его внутреннее структуры состоящее из взаимосвязанных друг с другом норм права
Признаки сп
Это объективно явление складывающиеся под непосредственным воздействием общественных отношений
Это органический целое правовое явление они набор случайных норм
Система права несёт целостный и не противоправный характер
Это многообразные пробую явление
Для системы права характерно устойчивость и динамика развития
Система законодательства -это форма выражения системы права который выражает собой совокупность источников права

25. Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды. Систем НПА и её виды
Систематизации НПА-направлена на упорядочение и совершенствование правовых норм
Для РФ характерны три основные формы систематизации НПА
Кодификация -деятельность права творческих органов государства по созданию нового свободного систематизирования НП а который осуществляется путём глубокой и выстроенной переработки действующего законодательства и внесения в него существенных изменений
Виды кодифицированных актов
Кодексы
Уставы, положение, правила
Инкорпорация -объединение в сборнике или собрание действующих НПА в определённом порядке изменение содержание
Консолидация -содержит в себе черты как кодификации так и инкорпорации

26. Структурные элементы системы права – отрасль, подотрасль, правовой институт. Система права-это его внутреннее структуры состоящее из взаимосвязанных друг с другом норм права
Признаки сп
Это объективно явление складывающиеся под непосредственным воздействием общественных отношений
Это органический целое правовое явление они набор случайных норм
Система права несёт целостный и не противоправный характер
Это многообразные пробую явление
Для системы права характерно устойчивость и динамика развития
Система законодательства -это форма выражения системы права который выражает собой совокупность источников права
Система законодательства включает в себя
Отраслевой законодательства
Внутреотраслевое законодательство
Комплексное законодательства
Элементы системы права
Отрасль права- это относительно самостоятельное подразделение системы права состоящих из правовых норм регулирующих определённую сферу общественных отношени
Подотрасль права -это совокупность правовых норм регулирующих системную равно видно есть общественных отношений составляющей соответствующей отрасли права
Институт права -это абсолютный сравнительно устойчивый комплекс правовых норм являющейся специфической частью отрасль права регулирующие отдельную группу определённого вида общественных отношений
Предмет и метод правового регулирования -это однородной вид общественных отношений на которых действуют нормы определённый отрасли права
Метод правового регулирования -это совокупность юридических приемов и средств взаимодействия на общественные отношения
Императивный- метод власти и подчинения, метод обязательных к исполнению властных предписаний
Диспозитивный -основы и цена принципе равенство сторон и свободы выбора
Поощрительный -предполагает поощрения за соблюдение или исполнение правил
Рекомендательный

27. Механизм правового регулирования, понятие, структура. Правовое регулирование-это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых средств
Механизм правового регулирования -это то с помощью чего оно осуществляется
Структуру правового регулирования входят следующие элементы:
1 юридические нормы
2 НПА
3 акты официального толкования
4 юридические факты(события имеющие важное правовое значение. Например: рождение, смерть, заключения договора и т. д. )
5 правоотношения
6 акты реализации права-это фактические действия правовых отношений выполняющие в жизни нормы права
7 правоприменительные акты-властные предписания компетентных органов направлены на конкретных субъектов
8 правосознание
9 законность и правопорядок
Функции правового регулирования:
1 закрепление(регулятивно систематическая-закрепляются права и свободы, обязанности, компетенция различных органов и т. д. . С одержит в себе управа мочевой ющие и закрепляющие нормы)
2 регулятивно-динамическая
3 охранительная
4 оценочная
28. Функции механизма правового регулирования.
Функции правового регулирования:
1 закрепление(регулятивно систематическая-закрепляются права и свободы, обязанности, компетенция различных органов и т. д. . С одержит в себе управа мочевой ющие и закрепляющие нормы)
2 регулятивно-динамическая
3 охранительная
4 оценочная
29. Механизм и средства реализации права.
Реализация права-это практическая деятельность по воплощению предписаний норм права в реальную жизнь общества
Формы Р П:
1 соблюдение-заключается в воздержание от совершения действий запрещенных нормами права
2 исполнение-совершение активных действий субъектом права по исполнению юр. Обязанностей
3 использование права-состоит в осуществлении субъектом своих прав закреплённых в управомочевающих нормах
4 применение права-особая форма реализации права субъектами которые являются гос органы наделённых властными полномочиями
Стадии применение норм права:
1 установления фактических обстоятельств дела
2 юр оценка установленных фактических обстоятельств дела
3 принятие решения по делу и письменное оформление правоприменительного акта
4 исполнение принятого решения

31. Понятие политической системы общества. Её элементы.
Политическая партия -добровольное объединение выражающие волю определённой социальной группы людей имеющий своей целью завоевание и осуществления государственной власти
Виды политических партий
По социальной направленности ( демократические политические либеральные и Т Д)
По методам реализации своих программ (традиционные(консервативные) реформаторские революционные)
По представительство в органах власти (оппозиционные партии правящей партии)
Функции политических партий
Идеологическая
Представительская
Властно кадровая
Контроль
32. Роль государства в политической системе общества. Общественная организация -основанная на принципах добровольного самоуправления общности интересов объединение которая на основе совместной деятельности реализует общие цели
Виды
По организационно-правовой форме( общественные организации общественные движения общественные фонды общественные учреждения союзы(ассоциации общественных организаций)
По форме деятельности (экологически культурная просветительские и тд )
По территории деятельности
(международные все российские межрегиональные региональные местные)
33. Политические партии и общественные объединения в политической системе общества.
Политика-целенаправленное деятельность людей сфере властных отношений искусством управления государством
Политическая система в мировом в смысле понимается как совокупность взаимосвязанных политических явлений в обществе
В узком смысле-совокупность государственных и общественных структур принимающих участие в политической жизни общества
Признаки политической системы
Наличие структурных элементов (партии нации общественное объединение)
Наличие политических отношений
Наличие политического сознания в обществе
Структурные элементы политической жизни общества
Государство в лице своих органов
Политический организации
Общественные организации и объединения
Религиозные организации
Органы местного самоуправления
Политическая система функционирует на основе социальных норм в число которых входит
Правовые нормы и принципы права
Корпоративные нормы
Обычаи традиции в политической деятельности

34. Понятие и признаки правоотношений. Правоотношения-это средство перевода общей установленных правил поведения(объективного права) конкретные(субъективные) права и обязанностей общественных отношений
Права в субъективном смысле -когда общей нормы права становится принадлежностью конкретного лица
Право в объективном смысле -правила общего поведения, это совокупность правовых норм для персонального неопределённого круга лиц
Признаки правоотношений:
1 разновидность общественных отношений
2 тесно связанных с правовыми нормами
3 сознательно волевой характер права отношений
4 взаимная на деление правил и обязанности участников права отношений
5 правоотношения гарантирует и органы государством


35. Виды правоотношений.
Правоотношения-это средство перевода общей установленных правил поведения(объективного права) конкретные(субъективные) права и обязанностей общественных отношений

Виды правоотношений:
1 по отраслям права выделяются( У. К.; ГР.; и тд )
2 по содержанию совокупности субъективны
3 по характеру воздействия на участников правоотношений регулируются и охраняются
4 по субъектам правоотношение определяют двухсторонние(относительные) и одностороннее(абсолютизм)

36. Субъекты и объекты правоотношений. Объекты правоотношений -признаваемая правам реальная материальная или нематериальные блага достижение которого направлена правовое отношение

Субъекты правотношений-это отдельные лица(индивиды) и организации которые являются носителями субъективных юр. прав и обязанностей
Меры участие субъектов в правовых отношениях определяется их правосубъектностью которая включает в себя правосубъектность, деликтосубъектность, и правовой статус субъекта правоотношений
Правоспособность -это закреплённая в законодательстве способность субъекта иметь юр. Права и нести юр. Обязанности
Правоспособность у физических лиц возникает с момента рождения и прикрепляются посмертно
Деликтоспособность а это признаваемое установленная нормами права способность субъекта самостоятельно своими осознанными действиями осуществлять субъективные права и выполнять обязанности
В РФ полное деликтоспособность наступает с 18 лет
Частичное с 14 лет и существенно расширяется по воздействию с 16 лет статья 26 конституции РФ
Неполное деликтоспособность шести до 14 лет
Ограниченное деликтоспособность совершеннолетия гражданина возникает только в судебном порядке
Деликтоспособность -способность индивида осознавать характер своих противоправных действий, тяжесть их последствий и нести ответственность за совершенное правонарушение
Правовой статус человека -это признанная конституции и законодательством совокупность исходных неотчуждаемых субъективных прав и обязанности участников правоотношений
Субъектами правоотношения могут быть:
1 физ. Лица-гр; иностранные гр; и лица без гр.
2 Юр. лица -предприятия, организации, учреждение, общественные учреждения зарегистрированных надлежащему образом в гос органах
3 государство в лице своих органо

37. Субъективное право и юридическая обязанность. Субъективное право -предусмотренная законом и охраняемые государством возможность субъекта по своему усмотрению уведомлять свои интересы которые предусмотрены объективным правам
Мера возможного поведения субъекта
Субъективное право проявляется в следующих формах:
1 возможности положительного поведение обладателя субъективного права
2 возможности субъекта требовать определённого поведения от обязанных лиц в целях удовлетворения своих законных интересов
3 субъективное право предусматривает возможность субъекта обратиться к компетентным гос органом за защитой своих нарушенных прав

38. Понятие и классификация юридических фактов. Юридические факты -это конкретные жизненные обстоятельства порождающие изменение или прекращение правовых отношений
Виды юридических фактов:
1 по характеру правовых последствий
а) правообразующие-сними связаны возникновения правоотношения(рождение человека, купля-продажа, трудовые)
б) право изменяющие-вносящие изменения правоотношения(дополнительные согласия об изменении вообще обязанных сторон)
в) право прекращающие(расторжение брака, смерть, расторжение трудового договора)
2 по волевому признаку
а) события-юр. Факты возникающие помимо воли и сознания человека
б) действие-юр. Факты возникающие по воле людей
Действия квалифицируются как правомерные и неправомерные

39. Понятие, признаки и виды правонарушений.

Правонарушение-общественно опасное виновное, противоправные деяния наносящие вред охраняемым законом интересам и влекущие за собой юр. Ответственность
Признаки правонарушений:
1 общественное опасность2 противоправность3 виновность
4 деяние(действия/бездействие)
Виды правонарушений по степени общественной опасности
1 преступление2 проступки(административные правонарушения)
3 гражданско правовые4 дисциплинированные проступки

Включает в себя следующие элементы:
-деяние
-вред причинённый деянием
-причинно-следственная связь между ними
Субъект правонарушения -лицо совершившее виновное противоправное деяние
Субъективное сторона
-вина форме умысла или неосторожности
-субъективное сторона включает в себя: мотив, внутреннее побуждение к совершение противоправного деяния и цель(конечный результат, которого хотел добиться нарушитель)
40. Юридический состав правонарушения.
Состав правонарушения-это совокупность его элементов-объекта объективной стороны субъекта и субъективной стороны
Объект правонарушения -это охраняемые законом интересы на которые направлена противоправные деяния
Объективная сторона правонарушения -это внешние проявления противоправного деяния
Включает в себя следующие элементы:
-деяние
-вред причинённый деянием
-причинно-следственная связь между ними
Субъект правонарушения -лицо совершившее виновное противоправное деяние
Субъективное сторона
-вина форме умысла или неосторожности
-субъективное сторона включает в себя: мотив, внутреннее побуждение к совершение противоправного деяния и цель(конечный результат, которого хотел добиться нарушитель)
41. Понятие и основные признаки юридической ответственности.

Цели юр. Ответственности:
1 защита права порядка2 формирование правосознания в обществе3 профилактика правонарушений
Функции:
1 предупредительная2 рефлексивно карательная3 право восстановительная
Признаки:
1 её основанием служит только доказанные гос органами правонарушения конкретного лица
2 один из видов гос принуждения
3 юр. Ответственность обязывает нарушителя претерпевать негативный для себя последствия
4 реализация юр. Ответственности тесно связана с нормами права

Принципы:
1 обоснованности2 законности3 справедливости4 целесообразности и индивидуальности5 неотвратимости наказания6 гуманизма7 своевременности8 состязательности сторон
Случае при которых исключается юр. Ответственность:
1 невменяемость субъекта2 необходимая оборона3 крайнее необходимость4 малозначимость5 казус
42. Основные стадии и виды юридической ответственности.

Виды:
1 уголовное2 административное3 Гражданско-правовая4 дисциплинированная5 процессуальное6 материальная7 финансовая



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.