Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Александр Варакин 13 страница



Евгений Васильевич Курдаков, обожающий Есенина и много времени посвятивший его творчеству, как-то задался целью... ну, если не " обелить" кумира, то хотя бы объяснить его многочисленные драки и приводы в милицию, после чего поэта иногда судили. Курдаков наткнулся на странную закономерность: Сергей Есенин занимался рукоприкладством на третий день пьянки. Причем, как оказалось, в истории возлияний были исключения. Если питие заканчивалось раньше, чем на третий день, то никаких драк не было (Е. Курдаков собрал массу воспоминаний современников). " Обижал" поэт тоже не каждого: он бил только тех, кто пил с ним третий день. В истории с П. это замечательно видно. Тростью Есенин охаживал только " человечков", а П. не тронул и очень дружелюбно встретил его и говорил с ним. Но и к " человечкам" ни злобы, ни других эмоций, как видно из рассказа, Есенин тоже не испытывал. Курдаков говорит прямо: ни к кому из тех, кого бил Есенин и кто пострадал от него " на третий день", поэт плохо не относился. Да и не стал бы пить с людьми, которые ему неприятны, целых три дня! В чем дело?

Поэт Евгений Курдаков предлагает свою разгадку: Есенин следовал давней, уходящей корнями в глубочайшее прошлое традиции! В чем же она?.. Здесь не место для подобных исследований, но традиция, которую деревенский мальчик и будущий поэт впитал с детства, коротко говорит вот о чем: Первый день - праздник; Второй день - похмелье, упадок сил; Третий день - праздник (! ), демонстрация восстановленных и преумноженных сил.

Вот на третий-то день в деревне и запланирована драка между собой всех тех, кто участвовал в празднике с самого начала. Это ритуал! Обиженных на него Есенин просто не понимал. Они (битые) подавали на него в суд, а он дивился: как они не понимают простого дела! - ведь положено драться на третий день... И тоже обижался. А вот загадка фразы про инопланетян не содержит после всего сказанного никакой загадки: пришельцы-то - не русские люди, а значит, в традициях ничего и понимать не должны. У Есенина уже руки чешутся, а они - ноль понятия. Вот и жаловался поэт приезжему коллеге П. на своих " чертиков".

Драка Есенина всегда была беззлобной! Потому что была традиционной. Исключения составляют, может быть, два-три случая, когда битва проходила по какому-либо поводу - к примеру, избиение подлеца...

Курдаков нашел глубочайшие языковые и фольклорные аналогии описанной традиции. Первый день - Ильин, (Илья-громовержец), второй день - день до брани (Добрыня? ), а третий день - Землю ставят " на попа" (Алеша Попович не сын священника, а богатырь, перевернувший Землю! ). Надо ли возвращаться к Илье? И так ясно, что в аналоги (прототипы) напрашивается первый из трех богатырей (Муромец).

К сожалению, в истории смерти Есенина подробно не разбирались уфологи, которых тогда не существовало...

В любом случае, " серым" от нашего великого поэта " в шутку" досталось " на орехи".

" Шутить" умеют не только русские. Вот одно из самых свежих сообщений из Пуэрто-Рико (сообщение ИТАР-ТАСС). Как видите, Бермудский " треугольник" действует!

96-летний пуэрториканец (имени его не называют) обнаружил, что над его домом завис НЛО. Старик мимоходом глянул на " тарелочку", хмыкнул и вошел в дом. Каково же было его удивление и возмущение, когда он обнаружил в спальне нескольких " загадочных человечков, покрытых темной блестящей кожей"! Узнаете? Те же " серые"?..

" Возмущенный такой беспардонностью, джентльмен преклонных лет принялся лупить их своей тростью, пока не выгнал из дома. Убегая, " человечки" издавали странные звуки"... Когда уфологи из Техаса пытались идентифицировать слышанные пуэрториканцем звуки, он " узнал" их в магнитной записи голосов дельфинов:

- Вот-вот, именно это!..

Как помним, П. слышал нечто похожее, когда точно такие же " человечки" переговаривались за столом Есенина. А традицией для них показалась, как видно, не только драка на третий день, но битье тростью!..

Теперь энлонавты знают, что Земля - планета устойчивых и почитаемых традиций. Особенно в отношении космитов.

ГЛАВА XXII

" ШУМНЫЙ ДУХ" И ПР. В СВЕТЕ ЭН-ЭЛ-О

Раз уж мы говорили об аномальных зонах и " треугольниках", справедливость требует коснуться и еще одного " больного" вопроса. Да, это явление называется полтергейст. Скажете: а он-то какое отношение имеет к теме? " Барабашки", мол, явления чисто земные. Расскажи, мол, еще о призраке замка Моррисвиль... Кто знает, может, и придется! Давайте-ка все-таки приоткроем эту страницу.

Речь пойдет сначала об известном вам Сергее Алексеевиче Симонове. Это тот, кто исследовал Тунгусский метеорит, а потом стал убежденным уфологом. И, кстати, экстрасенсом!..

И вот вскоре к нему, будто магнитом, стали притягиваться события, связанные... с тем, что принято у нас (и традиционно, и давным-давно) считать потусторонним. Словно медиум (а кто знает, может, так и есть? ), молодой уфолог и писатель возбуждал те силы, что в народе называют нечистью.

Урочище Чимган, апрель 1985 года. Сергей с братом разбили палатку на поросшем травой и кустарником склоне горы. Поляна вокруг палатки пуста, ночь тиха и безоблачна.

Сергей вышел из палатки часов в двенадцать - покурить. Вдруг в кустах, отстоявших от него метров на десять, послышалось громкое шевеление, треск ломаемых веток. До поселка там не очень далеко, и Симонов подумал, что в кустах обыкновенная дворняга. Поднял из-под ног первый попавшийся кусок дерева, да не рассчитал - уж очень тяжелый кусок: то ли ураган оставил, то ли " деятельность" туристов, - размахнулся и что было силы запустил поленом в кусты! Еле добросил...

Результат его ошеломил! Точно выпущенное из пращи, полено со свистом пронеслось обратно и вбок, а потом с непонятным, будто усиленным, звуком грохнулось где-то далеко за палаткой.

Не на шутку испугавшись (дело для него тогда было совсем еще новое), незадачливый курильщик едва ли не с той же скоростью, с какой пролетело полено, исчез в палатке.

Романтику брату Симонов, конечно же, ничего не сказал, опасаясь немедленных действий с его стороны Александр не успокоился бы и, возможно, еще наворочал " дров". Лишь утром, обследовав местность, он обнаружил " тяжелый дрын" далеко от палатки - метрах в тридцати. Судя по глубокой вмятине, где упало полено, его до той поры никто не стронул с места, не сдвинул, так что " эксперимент", с научной точки зрения, был " чист".

А в кустах, где Сергей ночью наблюдал шевеление, было много поломанных веток и сучьев, но никаких следов того, кто бы это мог сделать. Сам Симонов относит это событие в НЛО, хотя не отвергает и версию встречи с лешим (горным? ).

Другая история относится к осени того же 1985 года. У товарища Симонова в одном из узбекских кишлаков умер дядя (произошло это еще весной), и приятель собирался принимать в наследство дом - огромный и пустой - с виноградником. Весной на похоронах товарищ не был, а были его мать и брат, с которыми произошла отнюдь не забавная история...

Поскольку весь кишлак, кроме одного дяди, был мусульманский, то дядю и похоронили по-мусульмански, то есть в тот же день, когда умер, до захода солнца. Это совсем не значило, что узбеки умышленно пренебрегли нашими православными традициями: дядя жил в кишлаке с незапамятных времен и, как говорится в Средней Азии, обузбечился, и узбеки целиком принимали его за " своего" - потому и похоронили, как у них принято. И вот родная сестра дяди и его племянник (мать и брат приятеля) остались одни ночевать в огромном пустом доме в чужом кишлаке...

Около двенадцати ночи открылась дверь, и в дом вошла " очень маленькая женщина" - ростом чуть выше метра. Мать и сын сидели за столом, и она, не поздоровавшись, уселась тут же. Посидела молча с минуту, потом говорит:

- Все равно вы здесь жить не будете!

Прозвучало это очень зло.

Версия вторая (приятель Симонова плохо помнил эту короткую фразу! ) звучит так: " Вам здесь не жить".

Сделав это странное заявление, " карлица" вышла через ту же входную дверь, да еще сильно ею хлопнула (посыпалась штукатурка).

Сестре покойного стало не по себе!.. И все же она подумала, что брат ее всю жизнь был человек странный, а тут, среди узбеков, может быть, эта женщина единственная русская. Может, у них отношения... А они нагрянули! - будто имущество присвоить. А вдруг у нее на этот дом свои права (имеется в виду юридическая сторона - что, мол, сожительствовала эта незнакомая женщина с дядей)... Вдруг у нее свои виды?.. Да и пропади он пропадом, этот дом, не за ним приехали.

А вот о том, что подумал племянник умершего, неизвестно, потому что он заснул прямо за столом, да так крепко, что мать не добудилась его до 9 часов утра.

Надо ли говорить о том, что бедная женщина не сомкнула глаз, потому что все же догадалась и проверила дверь, которая, конечно же, оказалась накрепко запертой, еще с вечера. Выходит, женщина общалась... с кикиморой!

Само собой понятно, что ни сестра, ни племянник больше в этом доме ни минуты не остались. А вернувшись в Ташкент, несчастная слегла и уже не встала: скончалась почти тут же, за братом.

И вот товарищ Симонова, старший племянник умершего, пригласил Сергея съездить посмотреть на дом и немного помочь с ремонтом. С ними поехали еще два друга - крупные и физически крепкие парни. Один из них говорил по-узбекски.

Войдя в дом и осмотрев его, они побывали в зале, где, не по-узбекски, стояли трюмо, мягкая мебель, стенка, а окна были задернуты тяжелыми, пропылившимися со времени похорон шторами. Кто бывал в Узбекистане, тот знает, что там полдня бывает достаточно, чтобы запылилась вся мебель, и комната приобрела нежилой вид.

Окна выходили под навес, за которым (и на который) густо рос виноград. Войти в зал, минуя крыльцо и смежную комнату, было невозможно. Над виноградником со стороны входа в дом по навесу тянулись на крышу лозы, увешанные спелыми кистями. Справа по фасаду дом переходил в сарай, построенный так же добротно. И перед сараем еще дядей был заготовлен штабель нового шифера для ремонта крыши. Шифера было так много, что им можно было перекрыть весь дом.

Четверо здоровых молодых мужчин весь день занимались уборкой по дому и двору. Назавтра они собрались уже что-то ремонтировать и подкрашивать, тем более что материалы обнаружили и во дворе, и в сарае. На ужин, как водится, решили " расслабиться". Но, конечно, в меру, поскольку пить в Узбекистане не очень принято ни среди мусульман, ни среди представителей других вер - в частности, из-за сухого климата. Коварное похмелье после каких-нибудь ста граммов водки преследует, изводит человека несколько дней. Однако пьяницы везде есть, и там тоже!

После ужина было все еще жарко, и они присели на айване перед домом и уже в темноте курили, разговаривая.

Вдруг в зале дядиного дома резко раздвинулись шторы! Лунный свет, в лучах которого теперь комната просматривалась насквозь, не высветил чьего-либо присутствия. Зато по коридору и в первой комнате послышались тяжелые мужские шаги. Ничуть не испугавшись, приятели ждали (интуитивно) кто же появится на крыльце? Но никто не вышел: скрипнула и шевельнулась входная дверь.

Зато те же тяжелые шаги зазвучали... по крыше навеса. Было видно, как крыша прогибается под этими шагами. С навеса и дома шаги перекинулись на крышу сарая. И следом, неожиданно переметнувшись (был явственно слышен прыжок с крыши) на штабель шифера, стали не только греметь по нему, но и крушить его! В лунном свете мужчины видели разлетающиеся обломки и брызги шифера!

В доме друзья, конечно, не ночевали. Приятель, знавший узбекский, попросился на ночь к соседям, и они допоздна или до утра говорили с соседом о дяде, доме и прочем, стараясь не вспоминать недавнего наваждения. Правда, спросили, не знает ли сосед " очень маленькой русской женщины". Узбек пожал плечами: в кишлаке русских, кроме умершего, не было...

А вот сын соседа, школьник, признался, что и тогда, весной, и теперь, осенью, когда он идет утром в школу, на доме умершего русского - видит малюсенького человечка, который сидит в дядиной фуражке, держась за дымовую трубу, и печально смотрит на дорогу. Но человечек - мужчина, а не женщина.

Обнаружив утром, что от шифера не осталось ни одного целого листа, племянник почти не раздумывая тоже решил больше не заниматься этим домом. Бросил наследство на произвол судьбы! Друзья сели в автобус и укатили в Ташкент.

Это всего лишь несколько из историй, происходивших с С. Симоновым. А для разнообразия расскажу и свою, хотя понимаю, что буду неприлично выглядеть и в глазах читателя, и, возможно, в глазах специалистов психиатрии. Впрочем, можете списать все на то известное вам обстоятельство, что автор - в прошлом писатель-фантаст.

С 1978 года работал я проектировщиком по объектам цветной металлургии. Много поколесил по Средней Азии.

Вот однажды (это был 1979 год) приехал с авторским надзором на рудник, но из-за отсутствия билетов сел в неудобный поезд, и он привез меня ближе ночи, и оказалось, что мне негде переночевать. Станция-то - три двора, времени - полдвенадцатого ночи, дороги не знаю, а до рудника - он еще только строился - километров пятнадцать. Что делать?

Выхожу на автодорогу, по которой никто, естественно, в такой час не ездит. Жара, духота: в Узбекистане июнь.

Вдруг - такси!.. За триста километров от Ташкента!.. С зеленым огоньком. Сажусь - еду на рудник.

На середине пути - дорожный знак " кирпич".

- Дальше не поеду - запрещено, - говорит таксист.

Вот уж чертыхался я! Не на него, а на тех, кто этот знак посреди степи поставил. Абсурд!.. Но так было.

Что делать, едем обратно. Выхожу опять на станции.

А таксист поехал по направлению к руднику!

Твердо помню (и знаю: бывал там много раз): нет от той дороги к руднику никаких ответвлений. До сих пор нет. И быть не может: безжизненная степь.

Тогда же не стал себе голову забивать этой несуразицей, пошел бродить по станции.

Навстречу - пожилая женщина:

- Что вы ищете?

- Да вот, - говорю, - приехал в командировку...

- А как раз за путями у них гостиница: идите и ночуйте.

" Иду". Пролез под пятью товарными составами, весь перемазался в мазуте... Зато прекрасно до сих пор знаю, от какого корня это нефтяное слово.

... Оказалось, гостинице, о которой говорила женщина, еще строиться и строиться. Правда, стены уже стоят... Разворачиваюсь, чтобы идти назад - и в соседнем домике распахивается дверь, молодая женщина приглашает меня войти.

Иду. Выясняется, что это либо квартира, либо общежитие от рудника. Но у них - одна кровать!

Может, я что-нибудь и подумал бы сладострастное на эту тему, но тут из-за занавесочки вышел муж этой женщины - молодой, загорелый, гостеприимный. Там же, за занавесочкой, слышны детские голоса. Или один детский голос - вот этого уже не помню. Голос малютки - это помню хорошо.

У хозяев нашелся горячий борщ (почти в час-то ночи! ), нашлась то ли у меня, то ли у них бутылка водки. Сели мы полуночничать. Мне и неудобно, что ворвался в чужую семью, и отказать еще неудобнее: уж очень от души меня потчуют. Борщ наливали в одинаковые тарелки из кастрюли на столе. То же было и с хлебом и водкой: никто из них мою тарелку отдельно не обслуживал, инакие куски мне не подкладывали. Закусывали тоже какой-то капусткой туда, в блюдо, и вовсе ныряли каждый без разбору своей вилкой. Ну, и я нырял, хотя люблю, чтобы все было персональное. К чему я это все уточняю, станет ясно потом.

Трапеза закончилась странно. Из-за занавесочки вышел вдруг мальчик лет восьми. Что меня поразило - это неестественно яркие голубые глаза с немигающим взглядом. Он вошел, как хозяин (теперь я бы сказал: как Хозяин домовой). Сел за стол напротив меня и молча стал смотреть мне в лицо. Не мигая! Сейчас-то я сильно сомневаюсь: видели и слышали ли его хозяева? Был ли он их сыном? Сыну, по логике, следовало к двум часам ночи хотя бы замечание сделать... К тому же, он был целиком одет, как будто собрался в школу...

- Ты никогда отсюда не уедешь, - сказал мальчик. - Ты здесь умрешь.

Он сильно картавил, это я помню. Кстати, в православных (даже в языческих) глухих российский деревнях картавость считается признаком бесовства. Правда, вот за вторую фразу не ручаюсь: не возникла ли она уже потом, когда история получила неожиданное продолжение?.. Но, применив простой (назовем его лексикологическим) анализ, вы тут же обнаружите, что в первой фразе " р" не присутствует, а значит, скартавить он мог только на второй.

Сказал мальчик то, что сказал, - и ушел обратно за занавесочку.

Не знаю, где ночевали хозяева. Мне они уступили свою полутораспальную кровать-койку...

Впрочем, проснулся я на станции, на стандартном станционном диванчике. Передо мной - закрытая билетная касса... Факт, который никак не могу объяснить (не закрытую кассу, а то, что проснулся я не " в гостях" ): подпаивать гостей клофелином было тогда не принято. Да если бы даже в те годы это и произошло, то должен был остаться в доказательство мотив, - а все мои вещи и документы были при мне, деньги - тоже... Потерять память из-за выпитой дозы спиртного я не мог: во-первых, я подробно описал, как это присходило, а во-вторых, даже втроем мы бутылку не осилили, больше занимаясь разговорами да прихлебывая наваристый борщ (его помню великолепно: редкий борщ! ). Еще говорят, с клофелина трещит голова... Я проснулся свеженький, отдохнувший...

Ну, проснулся и проснулся. В семь часов автобус вез на рудник рабочих, я подсел в него и благополучно доехал до места - кстати, так и не обнаружив по пути ненормальный " кирпич", в который мы с таксистом уткнулись ночью.

К чему это он клонит? - удивитесь вы. К тому, что общался с энлонавтами, а потом его похищала " тарелка"?.. Кто знает! Но продолжение в другом, и на НЛО пока заострять внимание не стану. Вот не поверите, никогда (и теперь) не связывал воедино для себя (даже в отдаленных предположениях) эту ночную историю - и НЛО на хлопке, который видел через три года...

А " клоню" я вот к чему. Прошло 10 лет. В июне 1989 года Владимир Валентинович Меньшов привез в Ташкент фильм Карена Шахназарова " Город Зеро", где я с изумлением обнаружил два только что описанных эпизода! А я уж давно и думать о них забыл - вот как-то не припоминались, и все. Согласитесь, два эпизода - с мальчиком за столом и с " кирпичом" и таксистом - для одного фильма уж слишком невероятное совпадение. Но там есть и прямое третье совпадение, правда, развитое авторами иначе, чем было у меня в жизни, - это история с телефонным звонком в гостиничный номер по поводу приглашения " на пельмени". Клянусь, и телефонный звонок - в тот самый номер! Правда, гостиницы у нас стандартные, комнаты везде схожи, их, одинаковых, по стране великое множество. Но ведь выбрали номер - именно такой!.. Даже помню, в какой из командировок это было: в Ангрене, в том же 1979 году, примерно за месяц до командировки на рудник.

К сожалению, В. Меньшов говорил со зрителями о фильме до его начала, а потом исчез. Жаль, поговорить " по свежим следам" с ним очень хотелось.

Было бы не удивительно, если часть эпизодов фильма родилась из обрывков или отголосков моих поэм (я тогда был поэт, и поэмы в количестве четырех штук " гуляли" по Москве с 1986 года). Однако обвинять сценарита фильма Александра Бородянского я склонен менее всего: не тот он человек, чтоб заниматься плагиатом. Да и имеют ли те " поэмы" хоть какую-то ценность?.. А те десять строчек, что все же украдены из всего написанного мною в жанре поэзии (опубликованного и не опубликованного), украдены известными мне авторами. Важно другое: описанных только что эпизодов я никому и никогда не рассказывал. До выхода фильма, конечно, ибо после выхода фильма " Город Зеро" я не впервые говорю о совпадениях даже в печати. Но, сами понимаете, рассказ о загадочных совпадениях - это вам не эпизод с НЛО, которому с начала 1980-х годов все верили и хотели слышать подробности. Здесь даже самые близкие друзья воспринимали мои разглагольствования более чем сдержанно.

Но все же... Это опять не конец истории! Совпадения с фильмом продолжаются. Но о них чуть позже. Доскажу о том, чего не было в жизни, но совпадает с нею на все сто процентов.

В фильме мальчик говорит:

- Я вижу твою могилу и надпись: "... (здесь я пока пропускаю. - Автор) от любящих дочерей (перечисляет имена, которых не помню, но перечисляет четыре имени. - Автор)".

К моменту выхода фильма (и на сегодняшний день) у меня три дочери! Кто знает, может, еще все впереди?..

Героя Филатова (" меня" играет в фильме Леонид Филатов! ) принимают за узбека. Меня за узбека никто не принимает, но не отголосок ли это того, что все описанные эпизоды происходили в Узбекистане?

При мне, конечно, не убивали повара. Никакого торта, напоминавшего мою голову, мне официант не приносил. Ни разу в жизни при мне голая секретарша не дежурила в приемной директора завода. Но! Какие наши годы...

Зато в 1990 году, попав из Ташкента в Кинешму, я столкнулся со всеми теми людьми, что действуют в фильме К. Шахназарова! И до сих пор - это мой круг общения в этом городе. Даже дуб из фильма - растет перед моими окнами! Нигде в Кинешме не растет, а перед моим домом - растет...

Фильм снят в жанре театра абсурда, так что стопроцентных жизненных аналогий искать в нем бессмысленно, да я и не ищу: сюжет сам собой, а ситуации и люди - вот в чем совпадения.

Есть и знаменитый местный писатель (не стану называть его имени), очень ратующий за историю края (в фильме его играет Олег Басилашвили). И прокурор (Владимир Меньшов), - правда, мне частенько приходилось общаться лишь с его замом. Есть музей, где директорствует прекрасная женщина Валентина Алексеевна Щукина (в фильме заведует музеем Евгений Евстигнеев). И новые сведения по истории Руси, совпадающие во многом с той " белибердой", что слышит от Евстигнеева Филатов, не такая уж белиберда и почерпнуты мною в Кинешме (хотя можно было бы прочесть это и у великого Михайлы Васильевича Ломоносова). " Город Зеро" чем-то неуловимо напоминает фильмы Андрея Тарковского... А Юрьевец - от Кинешмы в пятидесяти километрах, по тому же берегу Волги. Бывший первый комсомольский секретарь города теперь - не прокурор, а главный редактор...

Иван Грозный, возможно, под дубом и не сидел, но Кинешма после Ивана Грозного (после Смутного времени) всегда была царской вотчиной, именно оттуда поставлялась к царскому столу свежая рыба. И говорю это не с гордостью, потому что не только не имею к этому городу никакого отношения, но и всеми силами пытаюсь вырваться из него, однако, как у героя Филатова в фильме, у меня в этом смысле ровным счетом ничего не получается. Он (город Зеро) постоянно заставляет меня делать то, чего я не только не хочу, но и в другом месте никогда бы не сделал. Полтора года я даже был там директором театра!.. В первой части книги я уже говорил о том, что Кинешма аномальная зона...

Но закончим с совпадениями.

Есть (правда, только одно) пограничное совпадение. Оно простенькое и могло случиться везде и с каждым, но... Но все-таки.

Был я в командировке на электромеханическом заводе в Москве. Это ноябрь 1988 года. Мне по предварительному звонку в проходной должны были заказать пропуск, и я обратился в окошко, за которым сидел вахтер. Мне ответили, что такого пропуска нет, и чтобы я звонил к тем, кто должен был его заказать. Я позвонил. Передал трубку вахтеру, и он, переговорив, меня пропустил. Ничего особенного. Ничего примечательного - абсолютно!

Кроме того, что точно такой же, слово в слово, диалог происходит в проходной завода и у Филатова.

Ну, и что? - скажете вы. Диалог-то стандартный... Да, я бы тоже так сказал. И говорю. А нестандартно здесь то, что эпизод снимали за пару месяцев до моего диалога - в той же самой проходной!..

Довольно большое место в фильме занимает история с первопроходцами рок-н-ролла. Якобы застреленный повар был первым, кто станцевал в городе рок-н-ролл.

Филатов (вернее, его герой) якобы только " сын" этого повара, то есть сам непосредственного отношения к " истокам" рок-н-ролла не имеет. Но все же сын.

Мы с одноклассниками в городе Саранске когда-то создавали не самый первый, но все же один из первых в городе вокально-инструментальный ансамбль. Правда, не скажу, чтобы я там " играл первую скрипку". Заводилой был Юрий Быховец. Филатов тоже " первой скрипки" и не " играет".

На сегодняшний день эта история для меня продолжает оставаться загадочной и не поддается анализу. Если не предположить... Впрочем, не надо. Читатель и так утомился.

Вы, наверное, удивляетесь, что я не называю имени героя Филатова в фильме " Город Зеро"? Это не от моей неграмотности в вопросах кинематографа. Конечно же, в фильме действуют не Басилашвили и Филатов, а - их герои. Героя Филатова зовут... Алексей Варакин.

Взгляните на обложку книги...

Он - инженер Варакин. Я - тот же самый инженер.

Страшноватая все же штука жизнь...

Ну, так не вернуться ли нам к полтергейсту?

Очень боюсь утомить читателя своей персоной... Впрочем, давайте-ка передохнём!

ГЛАВА XXIII

" ДОЛГО БУДЕТ КАРЕЛИЯ СНИТЬСЯ... "

И все-таки для жителей нашей страны уфология началась с " Петрозаводского чуда".

Неизвестно, почему власти в том далеком теперь 1977 году решились на публикацию сообщения о феномене. Кто " проворонил" или забыл о секретности? А может быть, виновата петрозаводская газета, сотрудники которой были " не в курсе"? Или тот, кто " в курсе", отлучился из города и газеты в командировку?..

Власти стойко продержались три дня. Значит, все-таки были какие-то мысли, мнения, решения, запреты. Только 22-го сентября было " получено разрешение", то есть дано добро (кем? ). Наверно, мы об этом никогда не узнаем. А главное, населению - на 99, 99%! - этого и сейчас не нужно.

Внутренний редактор каждому заинтересованному подсказывал еще тогда: что-то этакое ведь существует, вон сосед-то - он видел... Неспроста, стало быть, нам ни о чем не говорят. И сам молчал. На всякий случай.

Да, выяснено доподлинно, что публикация в газете Петрозаводска " Ленинская правда" была. Но! Она - от 24 сентября!.. Заметка полна подробностей события, содержит интервью с очевидцами, где они описывают не только НЛО, но и свои ощущения... К сожалению, я не располагаю этим текстом, поэтому не могу воспроизвести его в этой книге. Да это и не нужно: наблюдения не выходят за рамки уже известного об НЛО читателю. Важно то, что заметка в местной прессе была.

Однако здесь приходится с грустью констатировать, что, вероятно, она не отражает подлинной картины события. Вероятно, она построена таким образом, чтобы что-то скрыть, умолчать, а что-то - наоборот, раздуть. Вот если бы хоть на сутки раньше, чем Москва...

Впрочем, загадки НЛО и загадки вокруг НЛО не так просты. Никто не дал пока убедительного ответа на вопрос: почему в условиях строжайшей секретности В. Г. Ажажа дает подробное интервью иностранному журналу про НЛО " Британский флаг"? Ведь то, что вы прочли об этом, не больше чем моя собственная интерпретация этого феномена.

Ну, ладно, Ажажа - человек государственный. А почему вдруг одновременно в конце 1960-х годов масса провинциальных газет опубликовала " Энциклопедию НЛО" - полную подборку материала о наблюдениях НЛО с глубокой древности и до наших дней? Ведь материал шел с продолжением, и в одной только массовой газете Мордовии " Молодой ленинец" (комсомольский орган) подборка составила около 5-6 полос. Почему никто не остановил, не запретил, не прикрыл, наконец?.. Материал с увлечением читали все мои сверстники, а потому, может, и подписались на газету на следующий год.

Мы еще вернемся к этому вопросу в дальнейшем, а пока - сухая газетная строка (хоть единственный материал этой книги хочется донести в том виде, в каком он был опубликован, то есть - документально). Пожалуйста: газета " Социалистическая индустрия" от 23 сентября 1977 года.

НЕОПОЗНАННОЕ ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ

Жители Петрозаводска явились свидетелями необычного явления природы. 20 сентября около четырех часов утра на темном небосклоне вдруг ярко вспыхнула огромная " звезда", импульсивно посылавшая на землю снопы света. Эта " звезда" медленно двигалась к Петрозаводску и, распластавшись над ним в виде медузы, повисла, осыпая город множеством тончайших лучевых струй, которые производили впечатление проливного дождя.

Через некоторое время лучевое свечение кончилось. " Медуза" обернулась ярким полукругом и возобновила движение в сторону Онежского озера, горизонт которого окутывали серые облака. В этой пелене потом образовалась полукруглая промоина ярко-красного цвета к середине и белая по бокам. Это явление, по свидетельствам очевидцев, продолжалось 10-12 минут.

Директор Петрозаводской гидрометеорологической обсерватории Ю. Громов сказал корреспонденту ТАСС, что аналогов в природе работники метеослужбы Карелии ранее не наблюдали. Чем вызвано это явление, какова его природа, остается загадкой, ибо никаких резких отклонений в атмосфере не только за минувшие сутки, но и на подходе к ним не зарегистрировано постами наблюдения за погодой. Нам также известно, подчеркнул Ю. Громов, что никаких технических экспериментов в наших краях в данное время не проводилось. Однако отнести все к разряду миражей тоже нельзя, потому что у этого необычного явления есть много очевидцев, показания которых во многом идентичны, хотя наблюдать за редким явлением, не оставившем о себе вещественных доказательств, им довелось из разных мест города.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.