Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





8–17 февраля 1942 года. 2 страница



Отступая, противник оказывал арьергардными подразделениями упорное сопротивление, уничтожая на путях своего отхода все близлежащие населенные пункты. Нашим войскам остановиться на отдых и ночевку было просто негде: ночевали прямо на маршрутах движения, у лесных опушек, несмотря на то, что стояли крещенские морозы, временами достигавшие 30–35 градусов. Обеспечение продовольствием было очень скудным. Активизировала свои действия и вражеская авиация.

С 18 января 1942 года по приказу командующего Западным фронтом в районе населенных пунктов Знаменка и Желанье начали десантироваться подразделения 250‑ го воздушно‑ десантного полка 4‑ го воздушно‑ десантного корпуса полковника А. Ф. Казанкина. Десантники, по плану командования Западного фронта, должны были сковать действия врага с тылу, а затем соединиться с частями 33‑ й армии генерала М. Г. Ефремова и 1‑ го гвардейского кавалерийского корпуса под командованием генерала А. П. Белова. С севера к Вязьме выдвигались войска Калининского фронта генерала И. С. Конева. Казалось бы, противнику не устоять, но на деле все вышло совсем иначе: наступление на Вязьму не получило своего должного развития, обернувшись для войск Западного и Калининского фронтов очень большими потерями в личном составе.

Существенные коррективы в действия противоборствующих сторон продолжали вносить и плохие метеоусловия. Противник так описывает этот период времени:

«В последние дни выпало много снега. Рассчитывать на передвижение по дорогам, которые нам были указаны, на транспортных средствах с одним ведущим мостом, это особенно касается грузовых автомашин, не приходится. Этот транспорт должен был весь еще до начала нового маневра «Цеппелин» [20]  отправлен по открытой для автотранспорта дороге Верея, Можайск, сначала на север, а потом западнее по автошоссе на Гжатск. Оттуда они должны были следовать по диагонали на юг за наш участок на «шаньской позиции».

Лишь полноприводный «Кюбель» мог выдержать такой марш. Он очень помогал в поездках для налаживания сообщений на промежуточных рубежах. Но потом и он, наконец, застрял, правда, уже за новой линией обороны, так что мы смогли его вытащить по окончанию отхода»[21].

В приказе 20‑ го армейского корпуса на отход отмечалось:

«Командиры дивизий несут ответственность за то, что подчиненные им части должны строго придерживаться указанных им дорог. В противном случае возникнет хаос. Необходимо избегать перемещения по диагоналям. Все что находится на незнакомых дорогах, должно катиться по ним на запад за Шаню. Эти части могут снова стекаться к своим дивизиям только по дороге Гжатск, Юхнов.

Регулирование сообщением должно быть жестким. Любое передвижение в противоположном направлении заблаговременно пресекать. Обгоны запрещены.

 

Дороги очищать от снега на достаточную ширину. Добиваться 5‑ ти метров. Каждый должен отдавать себе отчет, что затор может привести к тяжелейшим последствиям. Каждой дивизии иметь впереди себя мощную очистительную команду с соответствующим инструментом…

 

Возможно, что какие‑ то дороги и населенные пункты окажутся уже занятыми небольшим по численности противником. Обход невозможен. В таком случае для расчистки пути дивизии вперед необходимо высылать боеспособный авангард…»[22]

Тяжело приходилось и нашим войскам, особенно воинам артиллерийских подразделений. Движение по дорогам было крайне затруднено. Местное население окрестных сел и деревень уже совсем выбилось из сил: вначале оно было вынуждено под страхом наказания очищать дороги для отступающего противника, а затем помогать нашим войскам. Не надо забывать и о том, что большинство населения составляли женщины и дети. Недостаточно было и инструмента.

Во время совершения дневного марша по открытой местности большую опасность для наших войск представляла вражеская авиация. В ходе нанесения врагом бомбоштурмового удара по колонне штаба 160‑ й сд было убито и ранено около 50 бойцов и командиров. Тяжелое ранение получил тогда и командир 160‑ й сд Ф. М. Орлов. Поэтому все передвижения частей стремились производить в ночное время.

Бывший красноармеец 113‑ й сд Митюнин Александр Прокофьевич, проживавший в д. Яковлевское, Наро‑ Фоминского района, рассказывал автору этих строк о том, как подразделение, с которым он совершал марш, было атаковано вражеским истребителем:

«Это было уже после того, как мы прошли Износки. Снегу было очень много. Шли как в туннеле, отвалы снега были не меньше двух метров. Вдруг прямо по дороге заходит немецкий истребитель, и давай поливать нас огнем. Но, слава богу, пронесло, только ранило несколько человек. Мы уже обрадовались, что легко отделались, как видим – истребитель вновь заходит на нашу колонну. Мне стало так страшно, а бежать некуда – снег, во какой (Александр Прокофьевич показал рукой выше своего роста). Смотрю на самолет, и мне кажется, что летчик смотрит только на меня, и тут меня как обожгло чем‑ то.

В сознание пришел часа через два. Получил я тогда тяжелее ранение и шесть месяцев лежал в госпитале. Многие солдаты из нашей роты погибли в тот день, многие были ранены. Но та пуля, может быть, и спасла меня. Если бы не ранение, пропал бы я со своей дивизией под Вязьмой, как сгинули все мои товарищи. Такая вот история»[23].

Ночью 20 января 1942 года, после переговоров с начальником штаба фронта генералом В. Д. Соколовским, генерал‑ лейтенант Ефремов подписал боевое распоряжение, в котором уточнил боевые задачи подчиненным командирам:

«КОМАНДИРАМ 222, 110, 113 СД, 1 ГВ. МСД, 338, 93 и 160 СД.

БОЕВОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ № 027

ШТАРМ 33 20. 1. 42 г. 3. 00

1. В дополнение и изменение моего боевого распоряжения № 021 и 024 – ПРИКАЗЫВАЮ

А) 222 СД, продолжая наступление в прежней полосе, к исходу 22. 1 выйти в район ДУБНА, ИГНАТЬЕВО, ОСТРОЛУЧЬЕ.

Б) 110 СД оставаться в ВЕРЕЯ – в моем резерве.

В) 1 ГВ. МСД форсированным маршем к исходу 20. 1 сосредоточиться в районе МЕДЫНЬ, где поступить в резерв Командующего фронтом. Марш совершить на автотранспорте. По окончании сосредоточения автотранспорт направить в БОРОВСК, в распоряжение командира 160 СД для использования под перевозку частей дивизии в новый район, после чего автотранспорт будет возвращен обратно в МЕДЫНЬ.

Г) 113 СД, наступая в прежней полосе, к исходу 22. 1 сосредоточиться в районе ИЗНОСКИ (35 км западнее МЕДЫНЬ).

Д) 338 СД наступать в прежней полосе и к исходу 29. 1 выйти в район ЗАМЫЦКОЕ, КОРКОДИНОВО, ВОСКРЕСЕНСК.

Е) 93 СД, наступая в прежней полосе, передовыми частями к исходу 21. 1 достичь района ТЕМКИНО, главные силы сосредоточить в том же районе к утру 22. 1.

Ж) 160 СД – быть готовой к утру 21. 1 к переброске на автомашинах в район МОЧАЛЬНИКИ, НЕКРАСОВО, ВОДИЦКОЕ.

2. Командирам дивизий иметь в виду, что в районе ЗНАМЕНКА, ЖЕЛАНИЕ, ДОБРОЕ (в районе большака ЮХНОВ, ВЯЗЬМА) высажен наш авиадесант – 2. 000 чел.

3. Широко использовать лыжников, сани и автотранспорт. Передовым частям обязательно придать саперов, отдельные орудия на санных и лыжных установках.

ЕФРЕМОВ

КОНДРАТЬЕВ

ШЛЯХТИН»[24].

В соответствии с приказом командующего фронтом 1‑ я гв. мсд в 12 часов выступила в направлении г. Медынь. В 12. 30 головной полк прошел д. Макарово и уже через некоторое время был на территории Калужской области. Вместе с дивизией 33‑ я армия лишилась и танков 5‑ й танковой бригады. Таким образом, стрелковые подразделения уже не могли надеяться на помощь танкистов, которые в ходе боев, особенно в районе Наро‑ Фоминска, оказали им большую помощь.

1‑ я гвардейская Московская Пролетарская мотострелковая дивизия и подчиненная ей 5‑ я тбр оставили яркий след в истории боевого пути 33‑ й армии в период Московской битвы, с честью выполнив все возложенные на них боевые задачи, об этом всегда будут помнить Наро‑ Фоминская земля и ее жители!

113‑ я сд утром также начала выдвижение в указанный ей район. В 13 часов 30 минут головной полк дивизии прошел д. Васильево. В ходе боя за Верею и в районе д. Сотниково дивизия потеряла 409 человек убитыми и без вести пропавшими и 145 – ранеными[25].

93‑ я сд с рубежа: Горки, Жихарево в 11 часов продолжила выдвижение в направлении Шанский завод, Мочальники. Справа выдвигался 129‑ й сп, слева – 266‑ й сп, а за ним 51‑ й сп.

338‑ я сд, имевшая задачу к исходу 20 января сосредоточиться в районе с. Кременское, совершала марш одной походной колонной. В 15 часов головной полк достиг д. Марьино. Главные силы дивизии находились в районе д. Лобаново.

Как и следовало ожидать, ни одна из дивизий к указанному сроку не смогли выйти в указанные им районы, поэтому часть маршрута пришлось преодолевать уже ночью. Сильные вьюги и метели, мороз под 30 градусов, все это затрудняло передвижение войск, которым в этих сложных погодных условиях негде даже было немного передохнуть накоротке.

Ветераны 110‑ й стрелковой дивизии, начавшие через несколько дней выдвижение по маршруту головных дивизий, вспоминали о том, в каких условиях приходилось совершать марш:

«Большие снежные заносы, бездорожье, отсутствие транспортных средств для переброски артиллерии и недостаток в тягловой силе, нехватка горючего, недостаточная натренированность личного состава в значительной мере затрудняли маневренность наших войск и замедляли продвижение их вперед. Артиллерия и тылы отставали от передовых частей на 15–20 км»[26].

Пока главные силы армии совершали марш в указанный район, 110‑ я сд продолжала находиться в Верее и приводить себя в порядок и оказывала местному населению Вереи помощь в наведении порядка на улицах, захоронении бойцов и командиров, павших в бою за город и его окрестности.

Из оперативной сводки штаба дивизии № 164 от 20 января 1942 года:

«…Силами частей дивизии и местного населения город приводится в порядок: убираются трупы расстрелянных немцами пленных красноармейцев, в большом количестве разбросанных по городу, убитых в бою бойцов и убитых немцами местных жителей; убираются улицы от обломков взорванных немцами зданий; разминируются улицы и здания города»[27].

Кроме 110‑ й сд пока не начала марш и 160‑ я стрелковая дивизия, части которой размещались в районе города Боровска. Дивизия по‑ прежнему находилась в распоряжении командующего Западным фронтом, вместе с тем подчиняясь командующему 33‑ й армией и, согласно боевому распоряжению № 027, готовилась к маршу в новый район.

Днем в штаб армии поступила директива командующего Западным фронтом, в которой он объяснял командармам (! ), что такое параллельное преследование. Директива явно была подготовлена после разговора генерала Ефремова с начальником штаба фронта генералом Соколовским. Вот ее содержание:

«ВСЕМ КОМАНДАРМАМ.

К сожалению среди командармов оказались лица, не знающие существа природы и техники выполнения параллельного преследования, понимая его таким образом, что противника, отходящего по дорогам, следует преследовать параллельно по целине.

Вынужден разъяснить, что сущность параллельного преследования в полосе армии заключается в том, что противник отходит главными силами по определенным дорогам, выдвигая на другие дороги только небольшие прикрывающие части.

Поэтому нужно свою главную группировку направлять так, чтобы, быстро ею уничтожив эти прикрывающие части, выходить наперерез главным силам противника, упреждая их, во всяком случае, своими передовыми частями.

По обстановке может представиться и такой случай, когда, даже не ввязываясь в бой с арьергардами противника, можно использовать для параллельного преследования обходные пути, свободные от противника, в полосе своей или соседней армии.

Целиной должны действовать только подвижные лыжные отряды задача которых, всемерно задерживать отходящую главную группировку противника, захватом впереди ее узлов, дорог, теснин и внезапными фланговыми ударами с тем, чтобы обеспечить своевременный выход и развертывание наперерез противнику своих главных сил, следующих по параллельным или пересекающим маршрут противника дорогам.

ПРИКАЗЫВАЮ:

Разъяснить сущность и приемы параллельного преследования всему комсоставу до командира батальона включительно.

Обращаю внимание командармов, что только правильно организованное и нацеленное параллельное преследование может разрешить задачу разрезания отходящего противника на отдельные изолированные группы и быстрейшего их окружения и пленения.

ЖУКОВ»[28].

Выдающийся документ, особенно если учесть, что сей «ликбез» был организован для командармов!

Начальники и командиры всех степеней в нашей армии, как в годы Великой Отечественной войны, так и сейчас, очень любили и любят издавать всякого рода приказы, приказания, распоряжения, директивы и т. д. В них очень редко появлялась и появляется новая умная идея, которая могла бы положительно повлиять на ход боевых действий войск или облегчить жизнь и быт бойцов и командиров. Как правило, они повторяют высказанную кем‑ то ранее мысль или напоминают о том, что уже было когда‑ то сказано. Зачастую начальники, подписавшие эти документы, и сами не знают, для чего они сочинили то или иное распоряжение или приказ. Вот понравилось командующему фронтом выражение «параллельное преследование», и все тут! Хочешь не хочешь, обязательно организуй его!

С первых дней войны немецкие военачальники абсолютно псправедливо отмечали приверженность наших командиров всех уровней к шаблонным действиям. Директива генерала Жукова является ярким тому подтверждением. Ибо если и можно было где‑ то осуществить параллельное преследование противника, то только не в полосе действий 33‑ й армии, о чем с командирской прямотой, сказал генерал Ефремов начальнику штаба фронта. Крайне слабо развитая сеть дорог в районе боевых действий армии, где волею судьбы она оказалась, а вернее, полное ее отсутствие, сводила на нет этот вид маневра.

В этих местах в зимние месяцы, даже сейчас, 77 лет спустя, по нескольку недель отсутствует нормальное сообщение между расположенными здесь деревушками, что уже говорить о снежной и морозной зиме 1941–1942 гг. К тому же необходимо отметить, что параллельное преследование противника, осуществляемое с целью выхода на его коммуникации и создания предпосылок для окружения и уничтожения неприятеля, можно осуществить только при условии наличия необходимого количества техники и транспортных средств, имеющих проходимость и прочие тактико‑ технические характеристики не ниже, чем у противника, о чем в тот период войны можно было и не мечтать.

Ночью 21 января 1942 года у генерала Ефремова вновь состоялся разговор со штабом фронта, но на этот раз лично с командующим – генералом армии Г. К. Жуковым.

«У аппарата ЖУКОВ:

Здравствуйте. Когда выйдут части в назначенный район. Это сейчас главный вопрос.

Здравствуйте тов. командующий. У аппарата ЕФРЕМОВ:

1. 93 СД, находясь в ШУМОВО, ДРЯБЛОВО, с наступлением темноты выходит в район сосредоточения в район ТЕМКИНО.

2. 113 СД и 338 СД на рубеже р. ШАНЯ.

3. 222 СД с 17. 30 ведет бой в районе ЮРЛОВО за ЮРЛОВО и южнее.

222 СД перед собой имеет усиленный батальон противника 479 ПЕХОТНОГО ПОЛКА 258 ПД.

4. Понимаю все значение нашего выхода в указанный Вами район – все для этого делаю.

5. Все тормозит этот транспорт. Радиостанции и те отстали от командира дивизии. День и ночь расчищаем дороги.

6. Наличие до двух тысяч противника в районе ПЕРЕДЕЛ, усиленного танками, вынуждает меня просить Вашего разрешения начать переброску 160 СД в назначенный район из БОРОВСК.

7. Все приложу чтобы выполнить задачу. Все.

ЖУКОВ:

Если в ПЕРЕДЕЛ действительно две тысячи с танками, то это очень хорошо, так как мы боимся, что все уже ушло.

Не ввязываясь в бой, стремительно выходить в назначенный район, связаться с десантом в районе ЗНАМЕНКА, ЖЕЛАНЬЕ и быть готовым, не останавливаясь, к выходу в район западнее ВЯЗЬМА.

Для обеспечения действий сейчас же подтягивайте армейские тылы, запасы и все материальное обеспечение и управление штабу армии от главной группировки не отрываться.

160 СД передаю в ваше распоряжение. Имейте в виду, она дополучила вооружение и даем ей дополнительно пополнение. Главные силы 222 вывести из боя и двигать в назначенный район. Для преследования оставить усиленный батальон с 110 СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИЕЙ. Двигайтесь как можно быстрее и держите с нами непрерывную связь, чтобы мы могли вовремя поставить Вам задачу и ориентировать об обстановке. Из района ТЕМКИНО выбросить разведку и передовые отряды на линию ЛОСЬМИНО, ЗНАМЕНКА.

ЕФРЕМОВ:

Тов. Командующий, все понятно, прошу лишь повторить вы не оговорились, назвав 110 дивизию, она по Вашему приказанию должна была оставаться в ВЕРЕЯ доукомплектовываться?

ЖУКОВ:

Все ли ясно, выделить для преследования батальон 110 СД, усилив его отдельными орудиями. 110 ДИВИЗИИ оставаться в районе ВЕРЕЯ и укомплектовываться.

222 должна следовать в район сосредоточения, передав противника батальону 110. Все.

Будьте здоровы. Нажимайте. Можете отличиться на этом как никогда.

Слушаюсь, все понятно. Доброго здоровья.

М. ЕФРЕМОВ»[29].

По содержанию переговоров Михаила Григорьевича Ефремова с командующим фронтом видно, что он был доволен их результатом, но, увы, слова генерала армии Г. К. Жукова о том, что «Можете отличиться на этом как никогда», не стали пророческими: армию ожидала неожиданная и трагическая развязка. Несмотря на кажущуюся слабость противника, он сохранил достаточно сил для того, чтобы оказать упорное сопротивление нашим войскам на этом направлении и остановить их наступление.

В течение дня части и соединения армии, несмотря на сильные морозы, достигавшие местами 26 градусов, продолжали движение к указанному рубежу.

На правом фланге, противник ружейно‑ пулеметным огнем небольших по составу арьергардов пытался задержать выдвижение наших частей; на левом фланге и в центре соприкосновения с противником не было.

222‑ я сд медленно продвигалась в направлении Васькино, Юрлово. Частям дивизии постоянно приходилось вступать в бой с арьергадами противника. Так, по докладу штаба дивизии, в бою за Курнево было уничтожено до 50 немецких солдат и захвачено одно орудие. В сложных дорожных и погодных условиях дивизия за день прошла всего около восьми километров.

93‑ я сд, после тяжелейшего ночного марша по лесным дорогам, которые еле угадывались под метровым слоем снега, к 8 часам утра сосредоточилась в районе населенных пунктов Семеновское, Дряблово, где стала на дневной привал, используя оставшиеся в деревнях крестьянские дома. За двенадцать часов ночного марша было пройдено лишь семь километров.

113‑ я сд в это время находилась на марше между населенными пунктами Жихарево и Свердлово, значительно сократив отставание от 93‑ й сд.

338‑ я сд, выдвигаясь параллельно 93‑ й сд и используя несколько лучшую в этом районе сеть дорог, которые кое‑ где были расчищены местным населением, за сутки прошла около 30 км. К 12 часам разведывательная рота, следовавшая в авангарде, достигла населенного пункта Коняево, 1134‑ й сп прошел д. Исаково. 1136‑ й сп был на подходе к д. Бараново, а 1138‑ й сп головой подошел к д. Федоровка.

Противник, сдерживая продвижение наших частей действиями своих арьергардов, продолжал отход на рубеж реки Шаня. Из истории боевого пути 258‑ й пд:

«Следующая линия обороны – новая «Линия В» проходит по рубежу: Федосово – Васькино – Хорошилово – Тропарево. Арьергардам ее необходимо держать до вечера 21 января»[30].

Под прикрытием сумерек враг оставил занимаемые позиции и начал отход на линию «С»: Семена – Галчино – Бортеново, ее планировалось удерживать до вечера 22 января.

Таким образом, к исходу 21 января 1942 года части 33‑ й армии полностью освободили территорию Наро‑ Фоминского района от немецко‑ фашистских захватчиков.

110‑ я сд по‑ прежнему находилась в Верее. 1287‑ й сп готовился заменить подразделения 222‑ й сд, которые были связаны боем с противником в районе Васькино, Юрлово, Хорошилово.

160‑ я сд находилась в районе Боровска.

22 января 1942 года армия продолжала выдвижение в район Темкино, Замыцкое, Остролучье. Темпы продвижения частей и соединений по‑ прежнему были очень низкими. Особенно медленно выдвигалась артиллерия, которая за прошедшие двое суток значительно отстала от пехоты, несмотря на помощь, которую оказывало в расчистке дорог местное население. За исключением 222‑ й сд, все остальные дивизии совершали марш, не имея боестолкновений с противником. 110‑ я сд по‑ прежнему находилась в Верее.

222‑ я сд, обойдя южнее район: Васькино, Юрлово, Хорошилово, где противник оказывал активное сопротивление, продолжила движение в направлении Шустиково, Николаевка, Передел.

93‑ я сд совершала марш по маршруту Дряблово, Шанский Завод, Темкино. В 12 часов дня, противник силою до 300 человек пехоты, действуя из района Шевнево, предпринял попытку перерезать эту, более или менее подходящую для движения дорогу, в районе Шанского Завода. Однако атака противника была отбита, и он отошел в исходное положение.

113‑ я сд к 8 часам утра вышла в район Власьево, Таракановка и после короткого отдыха продолжила движение в район Шанского Завода.

338‑ я сд, пройдя за сутки около 15 км, продолжала движение одной колонной. Тылы и артиллерия отставали от главных сил дивизии на 10–12 км.

160‑ я сд получила предварительное боевое распоряжение на подготовку к перевозке автотранспортом в район действия главных сил армии.

23 января 1942 года армия продолжала движение по направлению к Вязьме в очень узком коридоре. С каждым пройденным километром на пути к намеченной цели, положение армии становилось все опаснее, в первую очередь вследствие растянутости ее коммуникаций и открытости флангов. При всем уважении к нашему великому полководцу надо сказать, что, это было далеко не самое умное его решение, явившееся, по всей видимости, следствием предыдущих успешных действий войск Западного фронта под Москвой. Но вдвойне обидно то, что много лет спустя Маршал Победы не только не признал своей ошибки, но и переложил всю ответственность за случившееся на генерала Ефремова. Ошибка, которая не только привела к потере инициативы на этом направлении, но и повлекла за собой гибель более 40 тысяч бойцов и командиров 33‑ й армии, а также соединений 43‑ й и 49‑ й армий, принимавших участие в попытке деблокировании окруженных частей и соединений.

Относительно быстрое продвижение 33‑ й армии по направлению к Вязьме сначала вроде бы подтвердило правильность решения, принятого командованием Западного фронта. Однако это было весьма обманчивое предположение. Враг не дремал, хотя первоначально и для него это событие было «как снег на голову в летнюю пору». Гитлер был вне себя, узнав об этом факте. Сразу же начались поиски виновного. По мнению фюрера, основным виновником последних неудач был командующий 4‑ й армией генерал А. Кюблер, который не оправдал возложенных на него надежд.

21 января 1942 года он был снят с должности и заменен командиром 43‑ го армейского корпуса генералом пехоты Г. Хейнрици[31]. Однако сил для того, чтобы выполнить приказ Гитлера о соединении с частями 4‑ й танковой армии в районе Шанского Завода не было. Поэтому новый командующий группой армий «Центр» генерал‑ фельдмаршал Клюге принял решение отвести 4‑ ю армию примерно на 15–20 км на запад и закрепиться в районе Износок. После этого должен был последовать удар навстречу друг другу соединений правого фланга 4‑ й танковой и левого фланга 4‑ й полевой армий.

33‑ я армия продолжала марш, растянувшись к утру 23 января более чем на 40 км: когда 93‑ я сд достигла п. Износки, 222‑ я сд только подходила к населенному пункту Передел. Не говоря уже о 160‑ й сд, главные силы которой находились на удалении 70 км от населенного пункта Передел. Авиация противника в последние дни еще более повысила свою активность.

Утром 23 января 1287‑ й сп 110‑ й сд получил от командующего армией задачу совершить марш в район д. Возжихино (14 км севернее Шанского Завода) и прикрыть правый фланг армии. К 20 часам полк вышел в указанный район и занял оборону по рубежу: Бородино, Лапино. Главные силы дивизии продолжали находиться в Верее.

93‑ я сд к утру в полном составе вышла в район п. Износки. Первыми туда прибыл 129‑ й сп и оперативная группа во главе с командиром дивизии генералом Эрастовым. Положение дивизии было очень сложным. Вследствие глубокого снежного покрова и возникшей в последнее время проблемы с горючим артиллерия и тылы заметно отстали.

Начальник штаба 93‑ й сд майор Корженецкий докладывал:

«…Автотранспорт отстает за отсутствием бензина и дорог. Мне должны подвезти бензин 23. 1. 42. Лошади сильно переутомлены, пять суток без овса. Артиллерия сильно отстала…»[32]

Тыл армии принимал необходимые меры по обеспечению частей и соединений горючим, однако проблема опять‑ таки упиралась в отсутствие дорог и их состояние там, где они имелись. Самые большие трудности в ходе боевых действий зимой 1941/42 года создавали частые снегопады и сильные метели. Зима 1942 года, упоминаемая как самая холодная зима столетия, была обязана этим сравнением именно обилию снега, выпавшего тогда и постоянным ветрам и метелям, сковывавшим действия войск по обе стороны фронта и превратившим дороги в непроходимую снежную целину.

Доклад командира 93‑ й сд о том, что противник в районе Шанского завода пытался перерезать дорогу на Износки, насторожил командарма, т. к. за последние 2–3 дня вражеские подразделения отходили, не оказывая особого сопротивления, а здесь уже по всему было видно, что он начинает переходить к активным действиям.

338‑ я сд к утру 23 января вышла в район Войново, Костино, Мелентьево, Волынцы, Поджаровка. Разведка дивизии к этому времени уже была на рубеже Чалищево, Юрьево. Тылы и артиллерия за прошедшие сутки еще больше отстали от главных сил.

113‑ я сд двумя полками продолжала марш от Шанского Завода в направление на Износки, следуя по маршруту за 93‑ й сд. 1290‑ й сп, в связи с обнаружением противника севернее Шанского Завода, был оставлен для прикрытия этого района. По данным местных жителей деревни Шевнево, Водопьяново, Кузова, Павлищево, находившиеся в 5–7 км северо‑ западнее Шанского Завода, были заняты противником. Артиллерия дивизии отставала от главных сил на 15–20 км, и, несмотря на все принимаемые меры, сократить это расстояние не удавалось.

222‑ я сд, после короткого ночного отдыха, в 4 часа утра продолжила марш из района Лыково, Хорошево на Передел, Дубну. Пленные, захваченные накануне, показали, что перед дивизией отходят части 683‑ го пп в количестве до 400 человек с 2 танками, 4 орудиями ПТО и 18 артиллерийскими орудиями. Эти данные несколько озадачили офицеров разведотдела армии, т. к. указанный полк ранее в сводках не отмечался.

С прибытием в Боровск автотранспорта из района Медыни, 1293‑ й сп 160‑ й сд произвел погрузку и выдвинулся в указанный район. Остальные части совершали марш в указанном направлении в пешем порядке и на санях. По‑ прежнему стояли сильные морозы (24 градуса), постоянные вьюги затрудняли движение частей.

Продвигаясь вперед в указанный район сосредоточения, соединения и части армии вынуждены были все чаще вступать в бой с отходящими арьергардными подразделениями противника на всех маршрутах выдвижения, как на правом, так и на левом фланге. Немецкая авиация неоднократно в течение дня 24 января 1942 года группами и одиночными самолетами наносила удары по колоннам выдвигающихся частей.

110‑ я сд, получив предварительное боевое распоряжение о совершении марша в район Шанского Завода, приступила к подготовке марша, начать который планировалось в 6 часов утра следующего дня.

222‑ я сд и 1290‑ й сп 113‑ й сд весь день вели бой с противником в районе: Пономариха, Шевнево, Кузова. Остатки 507‑ го и 508‑ го пп 292‑ й пд противника, «старые знакомые» по боям в районе д. Таширово, оказывали сильное огневое сопротивление, устраивая завалы на маршрутах движения и осуществляя минирование дорог и подрыв мостов.

93‑ я и 338‑ я сд, выйдя к границе Смоленской области (12 км юго‑ восточнее п. Темкино), вели бой на рубеже: Ореховня, Химино, Челищево, Ивановское. По данным разведки, перед ними оборонялись 49‑ й и 62‑ й саперные батальоны противника.

113‑ я сд к исходу дня двумя полками достигла п. Износки.

Части 160‑ й сд продолжали ускоренное выдвижение в указанный район на автомобилях, санях и пешем порядке, постепенно сокращая отставание от главных сил армии.

25 января 1942 года соединения и части 33‑ й армии продолжали продвигаться вперед. Сопротивление противника резко возросло. Если в предыдущие дни боестолкновения с врагом носили эпизодический характер, то теперь враг стал цепляться за каждый населенный пункт. Авиация противника весь день одиночными самолетами, вела разведку, бомбила и обстреливала наши войска.

1287‑ й сп 110‑ й сд, прикрывавший марш дивизий с правого фланга, при поддержке артиллерии 222‑ й сд вел бой по овладению д. Сорокино.

1289‑ й и 1291‑ й стрелковые полки, начавшие рано утром выдвижение в район Шанского Завода, в 15 часов 30 минут колонной главных сил достигли д. Никулино, где остановились на короткий привал, после чего продолжили движение.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.