Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





{349} Заключение



{348} 12

Мейерхольд был арестован в июне 1939 года в Ленинграде после трехлетней систематической и безжалостной травли. Во время допросов в тюрьме великого режиссера, гордость русского и советского театра, подвергали изощренным пыткам, а в 1940 году расстреляли.

В канун ареста произошла неожиданная, но знаменательная встреча Мейерхольда с Шостаковичем, знаменательная потому, что на пути к своей Голгофе Всеволод Эмильевич увидел близкого, любящего человека, родственную душу…

Двадцатого июня около девяти часов вечера мы с Дмитрием Дмитриевичем возвращались после футбольного матча к нему домой на Большую Пушкарскую и на лестнице увидели фигуру человека в светлом костюме. По спине, по легкому покашливанию Шостакович узнал Мейерхольда. Он радостно окликнул его и после взаимных приветствий пригласил к себе. Зайдя в квартиру, Всеволод Эмильевич сообщил, что направляется к спортсмену по фамилии Серый, чтобы договориться об устройстве физкультурного парада на Дворцовой площади, и спортсмен этот, по удивительному совпадению, живет по соседству с Шостаковичем. Говорил он о предстоящей работе как-то отрешенно, глухим, усталым голосом, и в его больших красивых глазах притаилась печаль.

В кабинете Дмитрия Дмитриевича мы втроем стояли у рояля, на котором в беспорядке лежали газеты. В них были напечатаны материалы о только что состоявшейся в Москве Всесоюзной режиссерской конференции. Мейерхольд бросил рассеянный взгляд на газетные страницы и с досадой отозвался о конференции. Смысл его отрывистых фраз по этому поводу сводился к тому, что съехавшиеся со всех концов страны режиссеры оказали ему горячий прием и это решительно не понравилось высокому начальству. «Боюсь, что это не к добру», — сказал он. Дмитрий Дмитриевич принялся успокаивать и приободрять его, и на хмуром лице Всеволода Эмильевича появилось подобие улыбки. Выпив чаю, он попрощался с нами и отправился к спортсмену Серому.

Эта краткая встреча с Мейерхольдом навеяла на нас тяжелые мысли о его горестной судьбе, но мы не могли предполагать, что в ту июньскую белую ночь совершится черное злодеяние и Всеволод Эмильевич предстанет перед своими мучителями.

{349} Заключение

Мейерхольду удалось поставить восемь оперных спектаклей. Наследие это сравнительно невелико по количеству, но оно чрезвычайно значительно по своему содержанию и форме. Такие спектакли, как «Тристан и Изольда», «Орфей и Эвридика», «Электра», «Каменный гость», «Соловей», «Пиковая дама», при всем своеобразии каждого из них, проникнуты высокой театральной культурой, мощной пульсацией режиссерской мысли. Это приводило в некоторое замешательство самых ожесточенных противников Мейерхольда. Споры, возникавшие вокруг его постановок, — живое свидетельство их новизны и художественной ценности. Отдельные открытия, сделанные Мастером, стали незаметно общим достоянием в музыкальном театре. Мейерхольд осознанно воспринял глубинные традиции оперной сцены, обновляя и перерабатывая их на свой лад.

Устоявшееся и обыденное претерпевало у него эстетическое преображение. Его спектакли насыщались сценическими метафорами большой поэтической емкости. Он стремился к гармоническому сочетанию эмоционального и интеллектуального. {350} Но иногда художественно-необходимое терпело урон под натиском случайного, как это произошло в «Соловье».

Мейерхольд провозгласил, что музыка является главным ориентиром в его режиссуре, и, как правило, он не изменял этому ориентиру. Музыка была для него суверенным художественным миром, в котором должна выстраиваться образная система оперного спектакля. Режиссер субъективно был убежден в том, что он не покидает этот почитаемый им мир, работая и над «Пиковой дамой», но субъективное в данном случае не совпадало с объективным. Таким образом, эта кардинальная проблема не была им решена во всей полноте, но самое важное, однако, состоит в том, что Всеволод Эмильевич с глубокой принципиальностью поставил ее и она приобрела непреходящее значение в современном оперном театре.

Ленинград, 1984.


[1] Товстоногов Г. О профессии режиссера. М., 1964. С. 43.

[2] Там же.

[3] Товстоногов Г. О профессии режиссера. М., 1964. С. 36.

[4] Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 3 т. М., 1948. Т. 1. С. 348.

[5] Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 1. С. 377.

[6] Серов А. Н. Избранные статьи. М., Л., 1950. Т. 1. С. 457.

[7] Толстой Л. Н. Что такое искусство? // Собр. соч.: В 20 т. Т. 15. М., 1964. С. 162 – 163.

[8] П. И. Чайковский об опере. М., Л., 1952. С. 27 – 28.

[9] П. И. Чайковский об опере. М., Л., 1952. С. 30.

[10] Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. М., 1953. С. 368.

[11] Гозенпуд А. Русский оперный театр XIX века. Л., 1969. С. 35.

[12] Правда, тут можно вспомнить Ф. И. Шаляпина, но его талант развивался совершенно в других условиях.

[13] Серов А. Н. Цит. кн. С. 208.

[14] Серов А. Н. Цит. кн. С. 131.

[15] Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы, М., 1968. Ч. 2. С. 450.

[16] Там же.

[17] Серов А. Н. Цит. кн. С. 151.

[18] Там же. С. 151 – 153.

[19] Там же. С. 249.

[20] Серов А. Н. Цит. кн. С. 248.

[21] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 422.

[22] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 421.

[23] Такого рода предположение вызвало бы у Д. Д. Шостаковича добродушный и веселый смех.

[24] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 205.

[25] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 308 – 309.

[26] Там же. Ч. 2. С. 413.

[27] Об этом Всеволод Эмильевич рассказывал в моем присутствии своему другу — известному пианисту В. В. Софроницкому. У меня в ушах и поныне звучат возбужденные интонации его хрипловатого низкого голоса.

[28] Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М., 1954. С. 40.

[29] Волков Николай. Мейерхольд. М.; Л., 1929. Т. 1. С. 57.

[30] Там же.

[31] Волков Николай. Мейерхольд. М., Л., 1929. Т. 1. С. 54.

[32] Там же. С. 47.

[33] Там же. С. 53 – 54.

[34] Там же. С. 58.

[35] Мейерхольд имеет здесь в виду постигшее его горе: за три месяца до этого выступления скончалась его мать.

[36] Волков Николай. Цит. кн. Т. 1. С. 237 – 238.

[37] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 170 – 172.

[38] Цит. по кн.: Волков Николай. Мейерхольд. Т. 1. С. 166 – 167.

[39] Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М., 1969. С. 79.

[40] Волков Николай. Цит. кн. Т. 1. С. 306.

[41] Там же. Т. 2. С. 21.

[42] Моussinас Leon. La dé coration thé â trale. Paris, 1922; Knowles Dorothy. La ré action idé aliste au thé â tre, depuis 1890. Paris, 1934.

[43] Цит. по кн.: Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 78.

[44] Рудницкий К. Цит. кн. С. 84.

[45] Там же. С. 105 – 106.

[46] Волков Николай. Цит. кн. Т. 1. С. 346 – 347.

[47] Волков Николай. Цит. кн. Т. 1. С. 353 – 354.

[48] Там же.

[49] Волков Николай. Цит. кн. Т. 2. С. 21.

[50] Там же. С. 22.

[51] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 127.

[52] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 136 – 137.

[53] Цит. по кн.: Волков Николай. Мейерхольд. Т. 1. С. 357.

[54] Рафалович В. Весна театральная. Л., 1971. С. 120.

[55] Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы. Л., 1936. С. 217.

[56] Шкафер В. П. Цит. кн. С. 195.

[57] Там же. С. 193 – 194.

[58] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 144.

[59] Стравинский Игорь. Диалоги. Л., 1971. С. 238.

[60] История советского театра. Л., 1933. Ч. 1. С. 316.

[61] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 143.

[62] Там же. С. 144.

[63] Там же.

[64] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 145.

[65] Там же.

[66] Там же.

[67] Там же.

[68] Там же.

[69] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 145.

[70] Там же. С. 147.

[71] Там же. С. 148.

[72] Станиславский К. С. Мои жизнь в искусстве. С. 222.

[73] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 155.

[74] Лиштанберже Анри. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель / Пер. с франц. М., 1905.

[75] Лиштанберже Анри. Цит. кн. С. 157.

[76] Там же. С. 158.

[77] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 149.

[78] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 155.

[79] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 155.

[80] Там же. С. 160.

[81] Там же.

[82] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 160.

[83] Там же.

[84] Цит. по кн.: Каплан Э. И. Жизнь в музыкальном театре. Л., 1969. С. 80.

[85] Каплан Э. И. Цит. кн. С. 87.

[86] Цит. по кн.: Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. Л., 1956. С. 24 – 25.

[87] Вагнер Рихард. Моя жизнь: Мемуары. Письма. Дневники: В 4 т. СПб., 1911 – 12. Т. 4. С. 406.

[88] Вагнер Рихард. Цит. кн. Т. 3. С. 175.

[89] Манн Томас. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Л., 1938. С. 313 – 314.

[90] Коломийцев В. Статьи и письма. Л., 1971. С. 173.

[91] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 80.

[92] История советского театра. Л., 1933. Т. 1. С. 315.

[93] Цит. по кн.: Дурылин Сергей. Рихард Вагнер и Россия. М., 1913. С. 10.

[94] Там же. С. 65.

[95] Цит. по кн.: Манн Томас. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. С. 344.

[96] Вагнер Рихард. Цит. кн. Т. 4. С. 377.

[97] Вагнер Рихард. Цит. кн. Т. 4. С. 146.

[98] Вагнер Рихард. Цит. кн. Т. 3. С. 66.

[99] Там же. Т. 4. С. 103.

[100] Вагнер Рихард. Цит. кн. Т. 4. С. 224 – 225.

[101] Вагнер Рихард. Цит. кн. Т. 4. С. 277.

[102] Смирнов А. Из истории западноевропейской литературы. М.; Л., 1965. С. 198.

[103] В 1900 году французский ученый Жозеф Бедье опубликовал вольный, ярко художественный пересказ древнейшей версии романа о Тристане.

[104] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 199.

[105] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 200.

[106] Вагнер Рихард. Цит. кн. Т. 4. С. 165 – 166.

[107] Там же. С. 188.

[108] Там же. С. 185.

[109] Вагнер Рихард. Цит. кн. Т. 4. С. 380.

[110] Вагнер Рихард. Цит. кн. Т. 4. С. 544.

[111] Стравинский Игорь. Хроника моей жизни. Л., 1963. С. 122.

[112] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 158.

[113] Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. С. 305.

[114] Вагнер Рихард. Цит. кн. Т. 4. С. 484.

[115] Там же. С. 544.

[116] Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. С. 325.

[117] Литературная газета. 1974. № 8. 20 февр.

[118] Государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Л., 1957. С. 20.

[119] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 202.

[120] Там же.

[121] Там же. С. 203.

[122] Каплан Э. И. Цит. кн. С. 65.

[123] Цит. по кн.: Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 126.

[124] Еженедельник петроградских государственных академических театров. 1923. № 33 – 34. 24 апр.

[125] Каплан Э. И. Цит. кн. С. 80.

[126] Петербургский листок. 1909. № 299. 31 окт.

[127] Прокофьев Сергей. Автобиография. М., 1973. С. 488 – 489.

[128] Каплан Э. И. Цит. кн. С. 80 – 81.

[129] Манн Томас. Цит. собр. соч. Т. 6. С. 339.

[130] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 160.

[131] Там же.

[132] Бебутов В. Неутомимый новатор // Встречи с Мейерхольдом. М., 1967. С. 74.

[133] Новое время. 1909, № 2099. 16 ноября.

[134] Театр и искусство. 1909. № 45. 8 ноября.

[135] Ежегодник императорских театров. 1909. Вып. 5. С. 93 – 94.

[136] Речь. 1909. № 304. 5 ноября.

[137] Речь. 1909. № 304. 5 ноября.

[138] Там же.

[139] Там же.

[140] Там же.

[141] Там же.

[142] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 200.

[143] Рудницкий К. Цит. кн. С. 126.

[144] Речь. 1909. № 299. 31 окт.

[145] Речь. 1909. № 299. 31 окт.

[146] Русская музыкальная газета. 1909. № 45. 8 ноября.

[147] Там же.

[148] Русская музыкальная газета. 1909. № 45. 8 ноября.

[149] Русская музыкальная газета. 1910. № 4. 24 янв.

[150] Там же.

[151] Речь. 1909. № 304. 5 ноября.

[152] Театр и искусство. 1909. № 45. 8 ноября.

[153] Новое время. 1909. № 12099. 16 ноября.

[154] Там же.

[155] Там же.

[156] Новое время. 1909. № 12099. 16 ноября.

[157] Там же.

[158] Новое время. 1909. № 12084. 1 ноября.

[159] Новое время. 1909. № 12084. 1 ноября.

[160] Биржевые ведомости. 1909. № 11393. 1 ноября.

[161] Речь. 1909. № 304. 5 ноября.

[162] Там же.

[163] Аполлон. 1909. № 3. Декабрь. С. 26.

[164] Бебутов В. Неутомимый новатор // Встречи с Мейерхольдом. С. 74.

[165] Аполлон. 1910. № 4. Январь.

[166] Биржевые ведомости. 1909. № 11393. 1 ноября.

[167] Тарусские страницы: Литературно-художественный сборник. Калуга. 1961. С. 307.

[168] Там же.

[169] Цит. по кн.: Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 126.

[170] Волков Николай. Цит. кн. Т. 2. С. 77.

[171] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 157 – 158.

[172] Биржевые ведомости. 1909. № 11393. 1 ноября.

[173] Аполлон. 1910. № 4. Январь.

[174] Речь. 1909. № 304. 5 ноября.

[175] Аполлон. 1909. № 3. Декабрь.

[176] Цит. по кн.: Волков Николай. Мейерхольд. Т. 2. С. 76.

[177] Аполлон. 1909. № 3. Декабрь.

[178] Речь. 1909. № 304. 5 ноября.

[179] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 199.

[180] Речь. 1909. № 304. 5 ноября.

[181] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 155.

[182] Биржевые ведомости. 1909. № 11393. 1 ноября.

[183] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 154.

[184] Цит. по кн.: Волков Николай. Мейерхольд. С. 76.

[185] Там же. С. 77.

[186] Новое время. 1909. № 12099. 16 ноября.

[187] Биржевые ведомости. 1909. № 11393. 1 ноября.

[188] Тарусские страницы. С. 305.

[189] История советского театра. Т. 1. С. 319.

[190] Речь. 1909. № 304. 5 ноября.

[191] Тарусские страницы. С. 305.

[192] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 198.

[193] Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 3. М., Л., 1960. С. 295.

[194] Волков Николай. Цит. кн. Т. 2. С. 91.

[195] Речь. 1910. 19 ноября.

[196] Декорация сцены у фонтана была выполнена по эскизам Александра Бенуа.

[197] Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905 – 1917. Л., 1975. С. 212.

[198] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 189 – 190.

[199] Покровский Б. А. Об оперной режиссуре. М., 1973.

[200] История советского театра. Т. 1. С. 309.

[201] Там же. С. 315.

[202] Рудницкий К. Цит. кн. С. 141.

[203] Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905 – 1917. С. 289.

[204] Там же. С. 292.

[205] Речь. 1911. № 1604. 9 янв.

[206] Ф. И. Шаляпин. Литературное наследство. М., 1957. Т. 1. С. 378.

[207] Встречи с Мейерхольдом. С. 75.

[208] Ф. И. Шаляпин. Литературное наследство. Т. 1. С. 148.

[209] Речь. 1911. № 1604. 9 янв.

[210] Цит. по кн.: Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905 – 1917. С. 210.

[211] Цит. по кн.: Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905 – 1917. С. 210.

[212] Там же. С. 290.

[213] Новое время. 1911. № 12507. 6 янв.

[214] Новое время. 1911. № 12507. 6 января.

[215] Встречи с Мейерхольдом. С. 75.

[216] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 273.

[217] Там же. С. 570.

[218] Биржевые ведомости. 1911. № 12107.

[219] Биржевые ведомости. 1911. № 12110. 7 янв.

[220] Речь. 1911. № 1604. 9 янв.

[221] Там же.

[222] Встречи с Мейерхольдом. С. 75.

[223] Биржевые ведомости. 1911. № 12110. 7 янв.

[224] Биржевые ведомости. 1911. № 12110. 7 янв.

[225] Там же.

[226] Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905 – 1917. С. 292.

[227] Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 5. М., 1954. С. 232, 235.

[228] Новое время. 1902. 16 окт.

[229] Цит. по кн.: Волков Николай. Мейерхольд. Т. 2. С. 102.

[230] Цит. по кн.: Волков Николай. Мейерхольд. Т. 2. С. 10.

[231] Цит. по кн.: Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. С. 23.

[232] Материалы и документы по истории музыки. М., 1934. Т. 2. С. 44.

[233] Цит. по кн.: Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. С. 27.

[234] Цит. по кн.: Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. С. 27.

[235] Новер Ж. Ж. Письма о танце. Л.; М., 1965. С. 122.

[236] Полное собрание писем Михаила Ивановича Глинки. Собрал и издал Ник. Финдейзен. СПб., 1907. С. 542.

[237] Цит. по кн.: Берлиоз Гектор. Избранные статьи. М., 1956. С. 243 – 244.

[238] Там же. С. 244.

[239] Серов А. Н. Цит. кн. Т. 1. С. 371.

[240] Речь. 1911. № 350. 21 дек.

[241] Речь. 1911. № 350. 21 дек.

[242] Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. С. 46.

[243] Рабочий и театр. 1926. № 11. 16 марта.

[244] Там же.

[245] Петербургская газета. 1911. № 341. 12 дек.

[246] Новое время. 1911. № 12845. 14 дек.

[247] Новое время. 1911. № 12845. 14 дек.

[248] Биржевые ведомости. 1911. № 12685. 14 дек.

[249] Петербургская газета. 1911. № 341. 12 дек.

[250] Фокин М. М. Против течения. Л., 1962. С. 501.

[251] Петербургский листок. 1911. № 303. 4 ноября.

[252] Петербургский листок. 1911. № 303. 4 ноября.

[253] Фокин М. М. Цит. кн. С. 220.

[254] Биржевые ведомости. 1911. № 12685. 14 дек. (вечерний выпуск).

[255] Мейерхольд. В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 256.

[256] Рабочий и театр. 1926. № 11. 16 марта.

[257] Речь. 1911. № 357. 31 дек.

[258] Речь. 1911. № 349. 20 дек.

[259] Там же.

[260] Цит. по кн.: Головин А. Я. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине. Л.; М., 1960. С. 163.

[261] Цит. по кн.: Головин А. Я. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине. Л.; М., 1960. С. 163.

[262] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 256.

[263] Цит. по кн.: Головин А. Я. Встречи и впечатления… С. 246.

[264] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 256.

[265] Рудницкий К. Цит. кн. С. 149.

[266] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 276 – 277.

[267] Ежегодник императорских театров. 1912. Вып. 4. С. 95.

[268] Там же. С. 96.

[269] Фокин М. М. Цит. кн. С. 500 – 501.

[270] Ежегодник императорских театров. 1912. Вып. 4. С. 95 – 96.

[271] Биржевые ведомости. 1911. № 12699. 22 дек. (вечерний выпуск).

[272] Там же.

[273] Там же.

[274] Там же.

[275] Рудницкий К. Цит. кн. С. 149.

[276] Речь. 1911. № 357. 31 дек.

[277] Там же.

[278] Речь. 1911. № 357. 31 дек.

[279] Там же.

[280] Там же.

[281] Биржевые ведомости. 1911. № 12699. 22 дек.

[282] Асафьев Б. Об опере. Л., 1976. С. 74.

[283] Гвоздев А. А. Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий. Л.; М., 1939, С. 237.

[284] Краузе Э. Рихард Штраус. М., 1961. С. 325.

[285] Рихард Штраус и Ромен Роллан. М., 1960. С. 81.

[286] Там же. С. 155.

[287] Там же. С. 165.

[288] Стравинский Игорь. Диалоги. С. 115.

[289] Там же. С. 116.

[290] Манн Томас. Цит. собр. соч. Т. 9. С. 628.

[291] Краузе Э. Цит. кн. С. 114.

[292] Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905 – 1917. С. 307 – 308.

[293] Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы XX века. М., 1971. С. 67.

[294] Здесь и далее перевод С. В. Шервинского.

[295] Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905 – 1917. С. 307.

[296] Манн Томас. Цит. собр. соч. Т. 9. С. 178.

[297] Стравинский Игорь. Диалоги. С. 148.

[298] Краузе Э. Цит. кн. С. 335.

[299] Там же.

[300] Здесь и далее перевод О. Н. Рюминой.

[301] Рихард Штраус и Ромен Роллан. С. 160.

[302] Рихард Штраус я Ромен Роллан. С. 80 – 84.

[303] Там же. С. 154.

[304] Рихард Штраус и Ромен Роллан. С. 82 – 83.

[305] Каратыгин В. Г. Избранные статьи. М.; Л., 1965. С. 113.

[306] Асафьев Б. Об опере. С. 256.

[307] Краузе Э. Цит. кн. С. 339.

[308] Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы XX века. С. 67.

[309] Цит. по кн.: Краузе Э. Рихард Штраус. С. 336.

[310] Тараканов М. Музыкальный театр Альбана Берга. М., 1976. С. 36.

[311] Асафьев Б. Об опере. С. 256.

[312] Стравинский Игорь. Диалоги. С. 54.

[313] Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы XX века. С. 67.

[314] Краузе Э. Цит. кн. С. 336.

[315] Рихард Штраус и Ромен Роллан. С. 155.

[316] Биржевые ведомости. 1913. № 13397. (вечерний выпуск).

[317] Там же.

[318] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 114.

[319] В газетном тексте допущена ошибка: вместо слова «микенской» напечатано «милосской».

[320] Петербургский листок. 1913. № 41. 11 февр.

[321] Там же.

[322] Речь. 1913. № 48. 18 февр.

[323] Там же.

[324] Биржевые ведомости. 1913. № 13397 (вечерний выпуск).

[325] Там же.

[326] В тексте книги А. Я. Головина допущена опечатка; вместо слова «двора» напечатано «дворца». В статье Богаевского читаем: «… вымощенный большими плитами двор, на котором находится алтарь…»

[327] Головин А. Я. Цит. кн. С. 127.

[328] Речь. 1913. № 48. 18 февр.

[329] Петербургский листок. 1913. № 41. 11 февр.

[330] Биржевые ведомости. 1913. № 13397. (вечерний выпуск).

[331] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 147.

[332] Там же. С. 109.

[333] Петербургский листок. 1913. № 41. 11 февр.

[334] Каратыгин В. Г. Цит. кн. С. 70.

[335] Ежегодник императорских театров. 1913. С. 130.

[336] Там же. С. 136.

[337] Каратыгин В. Г. Цит. кн. С. 76.

[338] Рудницкий К. Цит. кн. С. 163.

[339] Веригина В. П. Воспоминания. Л., 1974. С. 198.

[340] Краузе Э. Цит. кн. С. 331.

[341] Каратыгин В. Г. Цит. кн. С. 77.

[342] Биржевые ведомости. 1913. № 18407. 19 февр. (вечерний выпуск).

[343] Там же.

[344] Там же.

[345] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 198.

[346] Биржевые ведомости. 1913. № 18407. 19 февр.

[347] Петербургский листок. 1913. № 49. 19 февр.

[348] Там же.

[349] Там же.

[350] Там же.

[351] Речь. 1913. № 50. 20 февр.

[352] Там же.

[353] Речь. 1913. № 50. 20 февр.

[354] Каратыгин В. Г. Цит. кн. С. 78.

[355] Ежегодник императорских театров. 1913. С. 91.

[356] Головин А. Я. Цит. кн. С. 127.

[357] Биржевые ведомости. 1913. № 13397. 18 февр. (вечерний выпуск).

[358] Там же.

[359] Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905 – 1917. С. 312.

[360] Новое время. 1913. № 13270. 19 февр.

[361] Там же.

[362] Там же.

[363] Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1955. С. 291.

[364] Головин А. Я. Цит. кн. С. 182.

[365] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939, М., 1976. С. 185.

[366] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 181.

[367] Исполнитель роли Сальери в «Моцарте и Сальери».

[368] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 279 – 280.

[369] Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т. 7. М., 1958. С. 213.

[370] Пушкинский Дон Гуан, согласно установившейся в XIX веке традиции, именуется Мейерхольдом Дон Жуаном.

[371] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 277.

[372] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 277.

[373] Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 3. М., 1948. С. 629 – 630.

[374] Пушкин А. С. Цит. собр. соч. Т. 10. С. 824 – 825.

[375] Известно, что эти великолепные строки, которыми Пушкин, вероятно, очень дорожил, были им вписаны в альбом знаменитой польской пианистки Марии Шимановской 1 марта 1828 года, то есть до окончательного завершения «Каменного гостя».

[376] Гарсиа Лорка Федерико. Об искусстве. М., 1971. С. 83.

[377] Алексеев М. П. Очерки испано-русских литературных отношений XVI – XIX вв. Л.: Ленинградский университет, 1964. С. 160 – 161.

[378] Ахматова Анна. Стихи и проза. Л., 1976. С. 544 – 545.

[379] А. С. Даргомыжский. Автобиография. Письма. Воспоминания современников. Пг., 1922. С. 70.

[380] Пушкин А. С. Цит. собр. соч. Т. 10. С. 70.

[381] Пекелис М. А. Даргомыжский и его окружение. М., 1966. Т. 1. С. 302.

[382] Там же.

[383] А. С. Даргомыжский. Автобиография… С. 55.

[384] Там же.

[385] Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. С. 368.

[386] Там же.

[387] А. С. Даргомыжский. Автобиография… С. 124.

[388] Там же. С. 119.

[389] Советская музыка. 1963. № 2. С. 55.

[390] Кюи Ц. А. Избранные статьи. Л., 1952. С. 197.

[391] А. С. Даргомыжский. Автобиография… С. 127.

[392] Ларош Г. Л. Избранные статьи. Л., 1976. Вып. 3. С. 63.

[393] Там же.

[394] Там же. С. 87.

[395] Там же. С. 86.

[396] Ларош Г. А. Цит. кн. С. 87 – 88.

[397] Ларош Г. А. Цит. кн. С. 296.

[398] Там же. С. 297.

[399] Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. С. 149.

[400] Там же.

[401] Кюи Ц. А. Цит. кн. С. 201.

[402] Там же. С. 198.

[403] Асафьев Б. В. Русская музыка от начала XIX столетия. М.; Л., 1968. С. 16.

[404] Глебов Игорь. Мусоргский. М., 1923. С. 59 – 60.

[405] Асафьев Б. (Игорь Глебов). Музыкальная форма как процесс. Книга вторая — Интонация. М.; Л., 1947. С. 77.

[406] Головин А. Я. Цит. кн. С. 83.

[407] Там же. С. 140.

[408] Головин А. Я. Цит. кн. С. 322.

[409] Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10. М., 1958. С. 455.

[410] Ахматова Анна. Стихи и проза. С. 533.

[411] Биржевые ведомости. 1917. № 16063. 26 янв. (вечерний выпуск).

[412] Цит. по кн.: Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 197.

[413] Речь. 1917. № 32 (3774). 3 февр.

[414] Биржевые ведомости. 1917. № 16063. 26 янв.

[415] Там же.

[416] Речь. 1917. № 32 (3774). 3 февр.

[417] Там же.

[418] Головин А. Я. Цит. кн. С. 267.

[419] Каратыгин В. Г. Цит. кн. С. 225.

[420] Аполлон. 1917. № 1. С. 77.

[421] На этом не стоило бы особенно задерживаться, если бы в театральной практике наших дней не бытовало пристрастие к слугам просцениума. Так, например, в спектакле «Война и мир» (редакция 1977 г. ), поставленном Б. А. Покровским в сугубо реалистической манере, слуги почти перед каждой картиной устанавливают на виду у публики мебель и бутафорию, прерывая органический процесс восприятия сценической жизни героев оперы.

[422] Головин А. Я. Цит. кн. С. 267.

[423] Там же. С. 246.

[424] Биржевые ведомости. 1917. № 16063. 26 янв. (вечерний выпуск).

[425] Биржевые ведомости. 1917. № 16063. 26 янв. (вечерний выпуск).

[426] Аполлон. 1917. № 1. С. 77.

[427] Биржевые ведомости. 1917. № 16068.

[428] Цит. по кн.: Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905 – 1917. С. 353.

[429] Там же. № 16067. 28 янв. (вечерний выпуск).

[430] Мейерхольд В. Э. Переписка, 1896 – 1939. С. 191.

[431] Стравинский Игорь. Диалоги. С. 54.

[432] Головин А. Я. Цит. кн. С. 186.

[433] Стравинский Игорь. Хроника моей жизни. С. 97.

[434] Головин А. Я. Цит. кн. С. 184.

[435] Там же. С. 184 – 185.

[436] Стравинский Игорь. Хроника моей жизни. С. 61 – 62.

[437] Стравинский Игорь, Диалоги. С. 9.

[438] Глебов Игорь. Книга о Стравинском. Л., 1929. С. 102.

[439] Глебов Игорь. Книга о Стравинском. С. 100.

[440] Ярустовский Б. Игорь Стравинский. М., 1963. С. 86.

[441] Трудно согласиться и с Б. В. Асафьевым, которому сказка Андерсена представляется только «милой и простодушной» (см. с. 93 – 94 «Книги о Стравинском»).

[442] Глебов Игорь. Книга о Стравинском. С. 103.

[443] Стравинский Игорь. Хроника моей жизни. С. 96.

[444] Там же.

[445] Стравинский Игорь. Диалоги. С. 134.

[446] Глебов Игорь. Книга о Стравинском. С. 104.

[447] Стравинский Игорь. Диалоги. С. 169.

[448] Друскин М. Игорь Стравинский. Л.; М., 1974. С. 77.

[449] Рудницкий К. Цит. кн. С. 224 – 225.

[450] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 65.

[451] Там же.

[452] Там же. С. 66.

[453] Цит. по кн.: Гозенпуд А. Русский советский оперный театр (1917 – 1941). Л., 1963. С. 56.

[454] Друскин М. Игорь Стравинский. С. 76.

[455] Стравинский Игорь. Диалоги. С. 178.

[456] Стравинский Игорь. Диалоги. С. 179.

[457] Там же. С. 180.

[458] Там же. С. 179.

[459] Цит. по кн.: Гозенпуд А. Русский советский оперный театр (1917 – 1941). С. 56 – 57.

[460] Театр и искусство. 1918. № 20 – 21. 16 (3) июня. С. 213.

[461] Там же.

[462] Там же.

[463] Там же. С. 214.

[464] Театр и искусство. 1918. № 20 – 21. 16 (3) июни. С. 214.

[465] Там же. № 18 – 19. 4 июня. С. 190.

[466] Стравинский Игорь. Диалоги. С. 334 – 335.

[467] Советский театр: Документы и материалы. 1917 – 1967. Русский советский театр. 1917 – 1921. Л., 1968. С. 195.

[468] Театр и искусство. 1918. № 20 – 21. С. 213.

[469] Покровский Б. Размышления об опере. М., 1979. С. 26.

[470] Советский театр: Документы и материалы… С. 196.

[471] Там же. С. 195.

[472] Много лет спустя С. Д. Масловская, будучи профессором Ленинградской консерватории, говорила мне об этом.

[473] Советский театр: Документы и материалы… С. 195.

[474] Советский театр: Документы и материалы… С. 196.

[475] Там же.

[476] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 71.

[477] Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. М.: ВТО, 1978. С. 90.

[478] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 296.

[479] Там же. С. 296 – 297.

[480] Там же. С. 297.

[481] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 298.

[482] Цит. по кн.: Февральский А. Пути к синтезу: Мейерхольд и кино. М., 1978. С. 116 – 117.

[483] Там же. С. 117.

[484] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 299.

[485] Вероятно, режиссер имел в виду и Н. К. Печковского, приведшего его в состояние «величайшего гнева».

[486] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 299 – 300.

[487] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 299.

[488] Чехов А. П. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 11. М., 1963. С. 392.

[489] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 302.

[490] Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк: В 3 т. М.; Л., 1934 – 1936. Т. 3. С. 589.

[491] Чайковский П. И. Литературные произведения и переписка // Полн. собр. соч. Т. 15. М., 1977. С. 81.

[492] Там же. С. 83.

[493] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 301.

[494] Там же. С. 303.

[495] Там же. С. 302.

[496] Чайковский П. Литературные произведения и переписка. Т. 15. С. 131.

[497] Соллертинский И. Критические статьи. Л., 1963. С. 41.

[498] В защиту своего дома, о себе, для себя (лат. ).

[499] Чайковский Модест. Жизнь Петра Ильича Чайковского: В 3 т. М., 1902. Т. 3. С. 389.

[500] Чайковский Модест. Жизнь Петра Ильича Чайковского: В 3 т. М., 1902. Т. 3. С. 388.

[501] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 303.

[502] Чайковский и театр. М.; Л., 1940. С. 102.

[503] Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк. Т. 3. С. 589.

[504] Инстинктивно я вас побудил создать оперу «Пиковая дама», и я думаю, что ваше творение будет жить и нас переживет (франц. ). Цит. по: Чайковский Модест. Жизнь Петра Ильича Чайковского. Т. 3. С. 428.

[505] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 305 – 306.

[506] Асафьев Б. Симфонические этюды. Л., 1970. С. 163.

[507] Там же.

[508] Чайковский П. Литературные произведения и переписка. Т. 15. С. 83.

Мейерхольд пренебрег этим указанием автора и создал, по отзывам современников, одну из самых ярких и эффектных мизансцен спектакля, в которой принимал участие женский миманс.

[509] Соллертинский И. Критические статьи. С. 37 – 38.

[510] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 306.

[511] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 303.

[512] Пушкин А. С. Цит. собр. соч. Т. 10. С. 18.

[513] Будет не лишним отметить, что фамилия князя заимствована из пушкинской повести.

[514] «Пиковая дама»: Сборник статей и материалов к постановке оперы в Гос. ак. Малом оперном театре. Л., 1935. С. 23.

[515] Соллертинский И. Критические статьи. С. 38.

[516] Там же. С. 37.

[517] «Пиковая дама»: Сборник статей и материалов к постановке оперы… С. 15.

[518] Там же. С. 17.

[519] Асафьев Б. Симфонические этюды. С. 170.

[520] «Пиковая дама»: Сборник статей и материалов к постановке оперы… С. 19.

[521] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 309.

[522] «Пиковая дама»: Сборник статей и материалов к постановке оперы… С. 17.

[523] Там же. С. 19.

[524] «Пиковая дама»: Сборник статей и материалов к постановке оперы… С. 18.

[525] Там же.

[526] Соллертинский И. Критические статьи. С. 41.

[527] Театр и драматургия. Л., 1976. Вып. 6. С. 143.

[528] Соллертинский И. Критические статьи. С. 42 – 43.

[529] Чехов А. П. Цит. собр. соч. Т. 12. С. 241.

[530] См. письмо Чехова к М. И. Чайковскому от 16 марта 1890 года. (Цит. собр. соч. Т. 11. С. 404).

[531] Соллертинский И. Критические статьи. С. 43.

[532] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 338.

[533] Савинов Н. Мир оперного спектакля. М., 1981. С. 38.

[534] Там же.

[535] Чайковский П. Литературные произведения и переписка. Т. 16‑ А. С. 278 – 279.

[536] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 348.

[537] Сергей Прокофьев. 1953 – 1963: Статьи и материалы. М., 1962. С. 343.

[538] С. С. Прокофьев: Материалы, документы, воспоминания. М., 1956. С. 226.

[539] С. С. Прокофьев: Материалы… С. 35.

[540] Там же. С. 36 – 37.

[541] Сергей Прокофьев. 1953 – 1963: Статьи и материалы. С. 297 – 298.

[542] Сергей Прокофьев. 1953 – 1963: Статьи и материалы. С. 297 – 298.

[543] Там же. С. 298.

[544] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 70.

[545] Там же.

[546] Биржевые ведомости. 1917. № 16075. 1 февр.

[547] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 70.

[548] Мейерхольд ошибся: дело происходило в мае 1918 года.

[549] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 388.

[550] Асафьев Б. В. Об опере. С. 303.

[551] С. С. Прокофьев: Материалы… С. 46.

[552] Прокофьев С. С. и Мясковский Н. Я. Переписка. М., 1977. С. 159.

[553] Там же. С. 167.

[554] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 263.

[555] Там же. С. 290.

[556] Цит. по ст.: Февральский А. В. Прокофьев и Мейерхольд // Сергей Прокофьев. Статьи и материалы. М., 1965. С. 99.

[557] Прокофьев С. С. и Мясковский Н. Я. Переписка. С. 159.

[558] С. С. Прокофьев: Материалы… С. 62.

[559] Там же. С. 236.

[560] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 295.

[561] Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы XX века. Кн. 1. С. 104.

[562] См.: С. С. Прокофьев. Материалы… С. 62.

[563] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 311.

[564] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 311.

[565] Там же. С. 337.

[566] М. Ф. Гнесин: Статьи, воспоминания, материалы, М., 1961. С. 81.

[567] Мейерхольд В. Э. Переписка 1896 – 1939. С. 200 – 201.

[568] Мейерхольд В. Э. Переписка 1896 – 1939. С. 337.

[569] Там же.

[570] Каплан Э. И. Цит. кн. С. 71.

[571] М. Ф. Гнесин: Статьи… С. 198.

[572] См. об этом в письме из Москвы к К. Н. Державину от 19 мая 1919 года («Переписка. 1896 – 1939», С. 198 – 199).

[573] Прокофьев С. «Борис Годунов», «Гамлет»: Партитура и клавир. М., 1973, С. 84.

[574] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 395.

[575] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 404.

[576] Там же. С. 380.

[577] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 375.

[578] Там же. С. 383.

[579] Прокофьев С. «Борис Годунов», «Гамлет»: Партитура и клавир. С. 86.

[580] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 418.

[581] Советская музыка. 1961. № 8. С. 66.

[582] Сергей Прокофьев. Статьи и материалы. М., 1965. С. 101.

[583] Сергей Прокофьев. Статьи и материалы. М., 1965. С. 101.

[584] Дело происходило в Ленинграде.

[585] Советская музыка. 1974. № 3. С. 54.

[586] Действие в ней происходит в царстве будущего, в 1979 году. Его изображение проникнуто ироническим подтекстом.

[587] Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963, С. 316.

[588] Встречи с Мейерхольдом: Сборник воспоминаний. С. 386.

[589] В. Маяковский в воспоминаниях современников. С. 316 – 317.

[590] Цит. по кн.: Данилевич Л. Наш современник. М., 1965. С. 34.

[591] Советская музыка. 1956. № 9. С. 11.

[592] Цит. по кн.: Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы XX века. Кн. 2. С. 71.

[593] «Нос» был поставлен в январе 1930 года в Ленинградском Малом оперном театре дирижером С. А. Самосудом и режиссером Н. В. Смоличем.

[594] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 939. С. 311.

[595] Советская музыка. 1974. № 3. С. 55.

[596] Имеется в виду И. В. Экскузович — управляющий государственными академическими театрами.

[597] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 263.

[598] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 267.

[599] Материалы к биографии Асафьева. Л., 1981. С. 8.

[600] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 273.

[601] Там. же. С. 275.

[602] Мейерхольд В. Э. Переписка 1896 – 1939. С. 275.

[603] Там же. С. 272.

[604] Там же. С. 273.

[605] Там же. С. 272.

[606] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 280.

[607] Там же. С. 281.

[608] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 282.

[609] Шебалин В. Я. Литературное наследие. Воспоминания. Переписка. Статьи. Выступления. М., 1975. С. 33.

[610] Цит. по кн.: Варпаховский Л. Наблюдение, анализ, опыт. М., 1978. С. 77.

[611] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 342 – 343.

[612] Советская музыка. 1961. № 8. С. 65 – 66.

[613] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 471.

[614] Сергей Прокофьев. Статьи и материалы. С. 117.

[615] Там же. С. 116 – 117.

[616] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 477.

[617] Там же.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.