![]()
|
|||
{349} Заключение{348} 12 Мейерхольд был арестован в июне 1939 года в Ленинграде после трехлетней систематической и безжалостной травли. Во время допросов в тюрьме великого режиссера, гордость русского и советского театра, подвергали изощренным пыткам, а в 1940 году расстреляли. В канун ареста произошла неожиданная, но знаменательная встреча Мейерхольда с Шостаковичем, знаменательная потому, что на пути к своей Голгофе Всеволод Эмильевич увидел близкого, любящего человека, родственную душу… Двадцатого июня около девяти часов вечера мы с Дмитрием Дмитриевичем возвращались после футбольного матча к нему домой на Большую Пушкарскую и на лестнице увидели фигуру человека в светлом костюме. По спине, по легкому покашливанию Шостакович узнал Мейерхольда. Он радостно окликнул его и после взаимных приветствий пригласил к себе. Зайдя в квартиру, Всеволод Эмильевич сообщил, что направляется к спортсмену по фамилии Серый, чтобы договориться об устройстве физкультурного парада на Дворцовой площади, и спортсмен этот, по удивительному совпадению, живет по соседству с Шостаковичем. Говорил он о предстоящей работе как-то отрешенно, глухим, усталым голосом, и в его больших красивых глазах притаилась печаль. В кабинете Дмитрия Дмитриевича мы втроем стояли у рояля, на котором в беспорядке лежали газеты. В них были напечатаны материалы о только что состоявшейся в Москве Всесоюзной режиссерской конференции. Мейерхольд бросил рассеянный взгляд на газетные страницы и с досадой отозвался о конференции. Смысл его отрывистых фраз по этому поводу сводился к тому, что съехавшиеся со всех концов страны режиссеры оказали ему горячий прием и это решительно не понравилось высокому начальству. «Боюсь, что это не к добру», — сказал он. Дмитрий Дмитриевич принялся успокаивать и приободрять его, и на хмуром лице Всеволода Эмильевича появилось подобие улыбки. Выпив чаю, он попрощался с нами и отправился к спортсмену Серому. Эта краткая встреча с Мейерхольдом навеяла на нас тяжелые мысли о его горестной судьбе, но мы не могли предполагать, что в ту июньскую белую ночь совершится черное злодеяние и Всеволод Эмильевич предстанет перед своими мучителями. {349} Заключение Мейерхольду удалось поставить восемь оперных спектаклей. Наследие это сравнительно невелико по количеству, но оно чрезвычайно значительно по своему содержанию и форме. Такие спектакли, как «Тристан и Изольда», «Орфей и Эвридика», «Электра», «Каменный гость», «Соловей», «Пиковая дама», при всем своеобразии каждого из них, проникнуты высокой театральной культурой, мощной пульсацией режиссерской мысли. Это приводило в некоторое замешательство самых ожесточенных противников Мейерхольда. Споры, возникавшие вокруг его постановок, — живое свидетельство их новизны и художественной ценности. Отдельные открытия, сделанные Мастером, стали незаметно общим достоянием в музыкальном театре. Мейерхольд осознанно воспринял глубинные традиции оперной сцены, обновляя и перерабатывая их на свой лад. Устоявшееся и обыденное претерпевало у него эстетическое преображение. Его спектакли насыщались сценическими метафорами большой поэтической емкости. Он стремился к гармоническому сочетанию эмоционального и интеллектуального. {350} Но иногда художественно-необходимое терпело урон под натиском случайного, как это произошло в «Соловье». Мейерхольд провозгласил, что музыка является главным ориентиром в его режиссуре, и, как правило, он не изменял этому ориентиру. Музыка была для него суверенным художественным миром, в котором должна выстраиваться образная система оперного спектакля. Режиссер субъективно был убежден в том, что он не покидает этот почитаемый им мир, работая и над «Пиковой дамой», но субъективное в данном случае не совпадало с объективным. Таким образом, эта кардинальная проблема не была им решена во всей полноте, но самое важное, однако, состоит в том, что Всеволод Эмильевич с глубокой принципиальностью поставил ее и она приобрела непреходящее значение в современном оперном театре. Ленинград, 1984. [1] Товстоногов Г. О профессии режиссера. М., 1964. С. 43. [2] Там же. [3] Товстоногов Г. О профессии режиссера. М., 1964. С. 36. [4] Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 3 т. М., 1948. Т. 1. С. 348. [5] Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 1. С. 377. [6] Серов А. Н. Избранные статьи. М., Л., 1950. Т. 1. С. 457. [7] Толстой Л. Н. Что такое искусство? // Собр. соч.: В 20 т. Т. 15. М., 1964. С. 162 – 163. [8] П. И. Чайковский об опере. М., Л., 1952. С. 27 – 28. [9] П. И. Чайковский об опере. М., Л., 1952. С. 30. [10] Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. М., 1953. С. 368. [11] Гозенпуд А. Русский оперный театр XIX века. Л., 1969. С. 35. [12] Правда, тут можно вспомнить Ф. И. Шаляпина, но его талант развивался совершенно в других условиях. [13] Серов А. Н. Цит. кн. С. 208. [14] Серов А. Н. Цит. кн. С. 131. [15] Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы, М., 1968. Ч. 2. С. 450. [16] Там же. [17] Серов А. Н. Цит. кн. С. 151. [18] Там же. С. 151 – 153. [19] Там же. С. 249. [20] Серов А. Н. Цит. кн. С. 248. [21] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 422. [22] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 421. [23] Такого рода предположение вызвало бы у Д. Д. Шостаковича добродушный и веселый смех. [24] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 205. [25] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 308 – 309. [26] Там же. Ч. 2. С. 413. [27] Об этом Всеволод Эмильевич рассказывал в моем присутствии своему другу — известному пианисту В. В. Софроницкому. У меня в ушах и поныне звучат возбужденные интонации его хрипловатого низкого голоса. [28] Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М., 1954. С. 40. [29] Волков Николай. Мейерхольд. М.; Л., 1929. Т. 1. С. 57. [30] Там же. [31] Волков Николай. Мейерхольд. М., Л., 1929. Т. 1. С. 54. [32] Там же. С. 47. [33] Там же. С. 53 – 54. [34] Там же. С. 58. [35] Мейерхольд имеет здесь в виду постигшее его горе: за три месяца до этого выступления скончалась его мать. [36] Волков Николай. Цит. кн. Т. 1. С. 237 – 238. [37] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 170 – 172. [38] Цит. по кн.: Волков Николай. Мейерхольд. Т. 1. С. 166 – 167. [39] Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М., 1969. С. 79. [40] Волков Николай. Цит. кн. Т. 1. С. 306. [41] Там же. Т. 2. С. 21. [42] Моussinас Leon. La dé coration thé â trale. Paris, 1922; Knowles Dorothy. La ré action idé aliste au thé â tre, depuis 1890. Paris, 1934. [43] Цит. по кн.: Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 78. [44] Рудницкий К. Цит. кн. С. 84. [45] Там же. С. 105 – 106. [46] Волков Николай. Цит. кн. Т. 1. С. 346 – 347. [47] Волков Николай. Цит. кн. Т. 1. С. 353 – 354. [48] Там же. [49] Волков Николай. Цит. кн. Т. 2. С. 21. [50] Там же. С. 22. [51] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 127. [52] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 136 – 137. [53] Цит. по кн.: Волков Николай. Мейерхольд. Т. 1. С. 357. [54] Рафалович В. Весна театральная. Л., 1971. С. 120. [55] Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы. Л., 1936. С. 217. [56] Шкафер В. П. Цит. кн. С. 195. [57] Там же. С. 193 – 194. [58] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 144. [59] Стравинский Игорь. Диалоги. Л., 1971. С. 238. [60] История советского театра. Л., 1933. Ч. 1. С. 316. [61] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 143. [62] Там же. С. 144. [63] Там же. [64] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 145. [65] Там же. [66] Там же. [67] Там же. [68] Там же. [69] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 145. [70] Там же. С. 147. [71] Там же. С. 148. [72] Станиславский К. С. Мои жизнь в искусстве. С. 222. [73] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 155. [74] Лиштанберже Анри. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель / Пер. с франц. М., 1905. [75] Лиштанберже Анри. Цит. кн. С. 157. [76] Там же. С. 158. [77] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 149. [78] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 155. [79] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 155. [80] Там же. С. 160. [81] Там же. [82] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 160. [83] Там же. [84] Цит. по кн.: Каплан Э. И. Жизнь в музыкальном театре. Л., 1969. С. 80. [85] Каплан Э. И. Цит. кн. С. 87. [86] Цит. по кн.: Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. Л., 1956. С. 24 – 25. [87] Вагнер Рихард. Моя жизнь: Мемуары. Письма. Дневники: В 4 т. СПб., 1911 – 12. Т. 4. С. 406. [88] Вагнер Рихард. Цит. кн. Т. 3. С. 175. [89] Манн Томас. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Л., 1938. С. 313 – 314. [90] Коломийцев В. Статьи и письма. Л., 1971. С. 173. [91] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 80. [92] История советского театра. Л., 1933. Т. 1. С. 315. [93] Цит. по кн.: Дурылин Сергей. Рихард Вагнер и Россия. М., 1913. С. 10. [94] Там же. С. 65. [95] Цит. по кн.: Манн Томас. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. С. 344. [96] Вагнер Рихард. Цит. кн. Т. 4. С. 377. [97] Вагнер Рихард. Цит. кн. Т. 4. С. 146. [98] Вагнер Рихард. Цит. кн. Т. 3. С. 66. [99] Там же. Т. 4. С. 103. [100] Вагнер Рихард. Цит. кн. Т. 4. С. 224 – 225. [101] Вагнер Рихард. Цит. кн. Т. 4. С. 277. [102] Смирнов А. Из истории западноевропейской литературы. М.; Л., 1965. С. 198. [103] В 1900 году французский ученый Жозеф Бедье опубликовал вольный, ярко художественный пересказ древнейшей версии романа о Тристане. [104] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 199. [105] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 200. [106] Вагнер Рихард. Цит. кн. Т. 4. С. 165 – 166. [107] Там же. С. 188. [108] Там же. С. 185. [109] Вагнер Рихард. Цит. кн. Т. 4. С. 380. [110] Вагнер Рихард. Цит. кн. Т. 4. С. 544. [111] Стравинский Игорь. Хроника моей жизни. Л., 1963. С. 122. [112] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 158. [113] Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. С. 305. [114] Вагнер Рихард. Цит. кн. Т. 4. С. 484. [115] Там же. С. 544. [116] Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. С. 325. [117] Литературная газета. 1974. № 8. 20 февр. [118] Государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Л., 1957. С. 20. [119] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 202. [120] Там же. [121] Там же. С. 203. [122] Каплан Э. И. Цит. кн. С. 65. [123] Цит. по кн.: Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 126. [124] Еженедельник петроградских государственных академических театров. 1923. № 33 – 34. 24 апр. [125] Каплан Э. И. Цит. кн. С. 80. [126] Петербургский листок. 1909. № 299. 31 окт. [127] Прокофьев Сергей. Автобиография. М., 1973. С. 488 – 489. [128] Каплан Э. И. Цит. кн. С. 80 – 81. [129] Манн Томас. Цит. собр. соч. Т. 6. С. 339. [130] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 160. [131] Там же. [132] Бебутов В. Неутомимый новатор // Встречи с Мейерхольдом. М., 1967. С. 74. [133] Новое время. 1909, № 2099. 16 ноября. [134] Театр и искусство. 1909. № 45. 8 ноября. [135] Ежегодник императорских театров. 1909. Вып. 5. С. 93 – 94. [136] Речь. 1909. № 304. 5 ноября. [137] Речь. 1909. № 304. 5 ноября. [138] Там же. [139] Там же. [140] Там же. [141] Там же. [142] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 200. [143] Рудницкий К. Цит. кн. С. 126. [144] Речь. 1909. № 299. 31 окт. [145] Речь. 1909. № 299. 31 окт. [146] Русская музыкальная газета. 1909. № 45. 8 ноября. [147] Там же. [148] Русская музыкальная газета. 1909. № 45. 8 ноября. [149] Русская музыкальная газета. 1910. № 4. 24 янв. [150] Там же. [151] Речь. 1909. № 304. 5 ноября. [152] Театр и искусство. 1909. № 45. 8 ноября. [153] Новое время. 1909. № 12099. 16 ноября. [154] Там же. [155] Там же. [156] Новое время. 1909. № 12099. 16 ноября. [157] Там же. [158] Новое время. 1909. № 12084. 1 ноября. [159] Новое время. 1909. № 12084. 1 ноября. [160] Биржевые ведомости. 1909. № 11393. 1 ноября. [161] Речь. 1909. № 304. 5 ноября. [162] Там же. [163] Аполлон. 1909. № 3. Декабрь. С. 26. [164] Бебутов В. Неутомимый новатор // Встречи с Мейерхольдом. С. 74. [165] Аполлон. 1910. № 4. Январь. [166] Биржевые ведомости. 1909. № 11393. 1 ноября. [167] Тарусские страницы: Литературно-художественный сборник. Калуга. 1961. С. 307. [168] Там же. [169] Цит. по кн.: Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 126. [170] Волков Николай. Цит. кн. Т. 2. С. 77. [171] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 157 – 158. [172] Биржевые ведомости. 1909. № 11393. 1 ноября. [173] Аполлон. 1910. № 4. Январь. [174] Речь. 1909. № 304. 5 ноября. [175] Аполлон. 1909. № 3. Декабрь. [176] Цит. по кн.: Волков Николай. Мейерхольд. Т. 2. С. 76. [177] Аполлон. 1909. № 3. Декабрь. [178] Речь. 1909. № 304. 5 ноября. [179] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 199. [180] Речь. 1909. № 304. 5 ноября. [181] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 155. [182] Биржевые ведомости. 1909. № 11393. 1 ноября. [183] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 154. [184] Цит. по кн.: Волков Николай. Мейерхольд. С. 76. [185] Там же. С. 77. [186] Новое время. 1909. № 12099. 16 ноября. [187] Биржевые ведомости. 1909. № 11393. 1 ноября. [188] Тарусские страницы. С. 305. [189] История советского театра. Т. 1. С. 319. [190] Речь. 1909. № 304. 5 ноября. [191] Тарусские страницы. С. 305. [192] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 198. [193] Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 3. М., Л., 1960. С. 295. [194] Волков Николай. Цит. кн. Т. 2. С. 91. [195] Речь. 1910. 19 ноября. [196] Декорация сцены у фонтана была выполнена по эскизам Александра Бенуа. [197] Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905 – 1917. Л., 1975. С. 212. [198] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 189 – 190. [199] Покровский Б. А. Об оперной режиссуре. М., 1973. [200] История советского театра. Т. 1. С. 309. [201] Там же. С. 315. [202] Рудницкий К. Цит. кн. С. 141. [203] Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905 – 1917. С. 289. [204] Там же. С. 292. [205] Речь. 1911. № 1604. 9 янв. [206] Ф. И. Шаляпин. Литературное наследство. М., 1957. Т. 1. С. 378. [207] Встречи с Мейерхольдом. С. 75. [208] Ф. И. Шаляпин. Литературное наследство. Т. 1. С. 148. [209] Речь. 1911. № 1604. 9 янв. [210] Цит. по кн.: Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905 – 1917. С. 210. [211] Цит. по кн.: Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905 – 1917. С. 210. [212] Там же. С. 290. [213] Новое время. 1911. № 12507. 6 янв. [214] Новое время. 1911. № 12507. 6 января. [215] Встречи с Мейерхольдом. С. 75. [216] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 273. [217] Там же. С. 570. [218] Биржевые ведомости. 1911. № 12107. [219] Биржевые ведомости. 1911. № 12110. 7 янв. [220] Речь. 1911. № 1604. 9 янв. [221] Там же. [222] Встречи с Мейерхольдом. С. 75. [223] Биржевые ведомости. 1911. № 12110. 7 янв. [224] Биржевые ведомости. 1911. № 12110. 7 янв. [225] Там же. [226] Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905 – 1917. С. 292. [227] Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 5. М., 1954. С. 232, 235. [228] Новое время. 1902. 16 окт. [229] Цит. по кн.: Волков Николай. Мейерхольд. Т. 2. С. 102. [230] Цит. по кн.: Волков Николай. Мейерхольд. Т. 2. С. 10. [231] Цит. по кн.: Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. С. 23. [232] Материалы и документы по истории музыки. М., 1934. Т. 2. С. 44. [233] Цит. по кн.: Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. С. 27. [234] Цит. по кн.: Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. С. 27. [235] Новер Ж. Ж. Письма о танце. Л.; М., 1965. С. 122. [236] Полное собрание писем Михаила Ивановича Глинки. Собрал и издал Ник. Финдейзен. СПб., 1907. С. 542. [237] Цит. по кн.: Берлиоз Гектор. Избранные статьи. М., 1956. С. 243 – 244. [238] Там же. С. 244. [239] Серов А. Н. Цит. кн. Т. 1. С. 371. [240] Речь. 1911. № 350. 21 дек. [241] Речь. 1911. № 350. 21 дек. [242] Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. С. 46. [243] Рабочий и театр. 1926. № 11. 16 марта. [244] Там же. [245] Петербургская газета. 1911. № 341. 12 дек. [246] Новое время. 1911. № 12845. 14 дек. [247] Новое время. 1911. № 12845. 14 дек. [248] Биржевые ведомости. 1911. № 12685. 14 дек. [249] Петербургская газета. 1911. № 341. 12 дек. [250] Фокин М. М. Против течения. Л., 1962. С. 501. [251] Петербургский листок. 1911. № 303. 4 ноября. [252] Петербургский листок. 1911. № 303. 4 ноября. [253] Фокин М. М. Цит. кн. С. 220. [254] Биржевые ведомости. 1911. № 12685. 14 дек. (вечерний выпуск). [255] Мейерхольд. В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 256. [256] Рабочий и театр. 1926. № 11. 16 марта. [257] Речь. 1911. № 357. 31 дек. [258] Речь. 1911. № 349. 20 дек. [259] Там же. [260] Цит. по кн.: Головин А. Я. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине. Л.; М., 1960. С. 163. [261] Цит. по кн.: Головин А. Я. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине. Л.; М., 1960. С. 163. [262] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 256. [263] Цит. по кн.: Головин А. Я. Встречи и впечатления… С. 246. [264] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 256. [265] Рудницкий К. Цит. кн. С. 149. [266] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 276 – 277. [267] Ежегодник императорских театров. 1912. Вып. 4. С. 95. [268] Там же. С. 96. [269] Фокин М. М. Цит. кн. С. 500 – 501. [270] Ежегодник императорских театров. 1912. Вып. 4. С. 95 – 96. [271] Биржевые ведомости. 1911. № 12699. 22 дек. (вечерний выпуск). [272] Там же. [273] Там же. [274] Там же. [275] Рудницкий К. Цит. кн. С. 149. [276] Речь. 1911. № 357. 31 дек. [277] Там же. [278] Речь. 1911. № 357. 31 дек. [279] Там же. [280] Там же. [281] Биржевые ведомости. 1911. № 12699. 22 дек. [282] Асафьев Б. Об опере. Л., 1976. С. 74. [283] Гвоздев А. А. Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий. Л.; М., 1939, С. 237. [284] Краузе Э. Рихард Штраус. М., 1961. С. 325. [285] Рихард Штраус и Ромен Роллан. М., 1960. С. 81. [286] Там же. С. 155. [287] Там же. С. 165. [288] Стравинский Игорь. Диалоги. С. 115. [289] Там же. С. 116. [290] Манн Томас. Цит. собр. соч. Т. 9. С. 628. [291] Краузе Э. Цит. кн. С. 114. [292] Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905 – 1917. С. 307 – 308. [293] Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы XX века. М., 1971. С. 67. [294] Здесь и далее перевод С. В. Шервинского. [295] Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905 – 1917. С. 307. [296] Манн Томас. Цит. собр. соч. Т. 9. С. 178. [297] Стравинский Игорь. Диалоги. С. 148. [298] Краузе Э. Цит. кн. С. 335. [299] Там же. [300] Здесь и далее перевод О. Н. Рюминой. [301] Рихард Штраус и Ромен Роллан. С. 160. [302] Рихард Штраус я Ромен Роллан. С. 80 – 84. [303] Там же. С. 154. [304] Рихард Штраус и Ромен Роллан. С. 82 – 83. [305] Каратыгин В. Г. Избранные статьи. М.; Л., 1965. С. 113. [306] Асафьев Б. Об опере. С. 256. [307] Краузе Э. Цит. кн. С. 339. [308] Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы XX века. С. 67. [309] Цит. по кн.: Краузе Э. Рихард Штраус. С. 336. [310] Тараканов М. Музыкальный театр Альбана Берга. М., 1976. С. 36. [311] Асафьев Б. Об опере. С. 256. [312] Стравинский Игорь. Диалоги. С. 54. [313] Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы XX века. С. 67. [314] Краузе Э. Цит. кн. С. 336. [315] Рихард Штраус и Ромен Роллан. С. 155. [316] Биржевые ведомости. 1913. № 13397. (вечерний выпуск). [317] Там же. [318] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 114. [319] В газетном тексте допущена ошибка: вместо слова «микенской» напечатано «милосской». [320] Петербургский листок. 1913. № 41. 11 февр. [321] Там же. [322] Речь. 1913. № 48. 18 февр. [323] Там же. [324] Биржевые ведомости. 1913. № 13397 (вечерний выпуск). [325] Там же. [326] В тексте книги А. Я. Головина допущена опечатка; вместо слова «двора» напечатано «дворца». В статье Богаевского читаем: «… вымощенный большими плитами двор, на котором находится алтарь…» [327] Головин А. Я. Цит. кн. С. 127. [328] Речь. 1913. № 48. 18 февр. [329] Петербургский листок. 1913. № 41. 11 февр. [330] Биржевые ведомости. 1913. № 13397. (вечерний выпуск). [331] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 147. [332] Там же. С. 109. [333] Петербургский листок. 1913. № 41. 11 февр. [334] Каратыгин В. Г. Цит. кн. С. 70. [335] Ежегодник императорских театров. 1913. С. 130. [336] Там же. С. 136. [337] Каратыгин В. Г. Цит. кн. С. 76. [338] Рудницкий К. Цит. кн. С. 163. [339] Веригина В. П. Воспоминания. Л., 1974. С. 198. [340] Краузе Э. Цит. кн. С. 331. [341] Каратыгин В. Г. Цит. кн. С. 77. [342] Биржевые ведомости. 1913. № 18407. 19 февр. (вечерний выпуск). [343] Там же. [344] Там же. [345] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 198. [346] Биржевые ведомости. 1913. № 18407. 19 февр. [347] Петербургский листок. 1913. № 49. 19 февр. [348] Там же. [349] Там же. [350] Там же. [351] Речь. 1913. № 50. 20 февр. [352] Там же. [353] Речь. 1913. № 50. 20 февр. [354] Каратыгин В. Г. Цит. кн. С. 78. [355] Ежегодник императорских театров. 1913. С. 91. [356] Головин А. Я. Цит. кн. С. 127. [357] Биржевые ведомости. 1913. № 13397. 18 февр. (вечерний выпуск). [358] Там же. [359] Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905 – 1917. С. 312. [360] Новое время. 1913. № 13270. 19 февр. [361] Там же. [362] Там же. [363] Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1955. С. 291. [364] Головин А. Я. Цит. кн. С. 182. [365] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939, М., 1976. С. 185. [366] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 181. [367] Исполнитель роли Сальери в «Моцарте и Сальери». [368] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 279 – 280. [369] Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т. 7. М., 1958. С. 213. [370] Пушкинский Дон Гуан, согласно установившейся в XIX веке традиции, именуется Мейерхольдом Дон Жуаном. [371] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 277. [372] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 277. [373] Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 3. М., 1948. С. 629 – 630. [374] Пушкин А. С. Цит. собр. соч. Т. 10. С. 824 – 825. [375] Известно, что эти великолепные строки, которыми Пушкин, вероятно, очень дорожил, были им вписаны в альбом знаменитой польской пианистки Марии Шимановской 1 марта 1828 года, то есть до окончательного завершения «Каменного гостя». [376] Гарсиа Лорка Федерико. Об искусстве. М., 1971. С. 83. [377] Алексеев М. П. Очерки испано-русских литературных отношений XVI – XIX вв. Л.: Ленинградский университет, 1964. С. 160 – 161. [378] Ахматова Анна. Стихи и проза. Л., 1976. С. 544 – 545. [379] А. С. Даргомыжский. Автобиография. Письма. Воспоминания современников. Пг., 1922. С. 70. [380] Пушкин А. С. Цит. собр. соч. Т. 10. С. 70. [381] Пекелис М. А. Даргомыжский и его окружение. М., 1966. Т. 1. С. 302. [382] Там же. [383] А. С. Даргомыжский. Автобиография… С. 55. [384] Там же. [385] Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. С. 368. [386] Там же. [387] А. С. Даргомыжский. Автобиография… С. 124. [388] Там же. С. 119. [389] Советская музыка. 1963. № 2. С. 55. [390] Кюи Ц. А. Избранные статьи. Л., 1952. С. 197. [391] А. С. Даргомыжский. Автобиография… С. 127. [392] Ларош Г. Л. Избранные статьи. Л., 1976. Вып. 3. С. 63. [393] Там же. [394] Там же. С. 87. [395] Там же. С. 86. [396] Ларош Г. А. Цит. кн. С. 87 – 88. [397] Ларош Г. А. Цит. кн. С. 296. [398] Там же. С. 297. [399] Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. С. 149. [400] Там же. [401] Кюи Ц. А. Цит. кн. С. 201. [402] Там же. С. 198. [403] Асафьев Б. В. Русская музыка от начала XIX столетия. М.; Л., 1968. С. 16. [404] Глебов Игорь. Мусоргский. М., 1923. С. 59 – 60. [405] Асафьев Б. (Игорь Глебов). Музыкальная форма как процесс. Книга вторая — Интонация. М.; Л., 1947. С. 77. [406] Головин А. Я. Цит. кн. С. 83. [407] Там же. С. 140. [408] Головин А. Я. Цит. кн. С. 322. [409] Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10. М., 1958. С. 455. [410] Ахматова Анна. Стихи и проза. С. 533. [411] Биржевые ведомости. 1917. № 16063. 26 янв. (вечерний выпуск). [412] Цит. по кн.: Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 197. [413] Речь. 1917. № 32 (3774). 3 февр. [414] Биржевые ведомости. 1917. № 16063. 26 янв. [415] Там же. [416] Речь. 1917. № 32 (3774). 3 февр. [417] Там же. [418] Головин А. Я. Цит. кн. С. 267. [419] Каратыгин В. Г. Цит. кн. С. 225. [420] Аполлон. 1917. № 1. С. 77. [421] На этом не стоило бы особенно задерживаться, если бы в театральной практике наших дней не бытовало пристрастие к слугам просцениума. Так, например, в спектакле «Война и мир» (редакция 1977 г. ), поставленном Б. А. Покровским в сугубо реалистической манере, слуги почти перед каждой картиной устанавливают на виду у публики мебель и бутафорию, прерывая органический процесс восприятия сценической жизни героев оперы. [422] Головин А. Я. Цит. кн. С. 267. [423] Там же. С. 246. [424] Биржевые ведомости. 1917. № 16063. 26 янв. (вечерний выпуск). [425] Биржевые ведомости. 1917. № 16063. 26 янв. (вечерний выпуск). [426] Аполлон. 1917. № 1. С. 77. [427] Биржевые ведомости. 1917. № 16068. [428] Цит. по кн.: Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905 – 1917. С. 353. [429] Там же. № 16067. 28 янв. (вечерний выпуск). [430] Мейерхольд В. Э. Переписка, 1896 – 1939. С. 191. [431] Стравинский Игорь. Диалоги. С. 54. [432] Головин А. Я. Цит. кн. С. 186. [433] Стравинский Игорь. Хроника моей жизни. С. 97. [434] Головин А. Я. Цит. кн. С. 184. [435] Там же. С. 184 – 185. [436] Стравинский Игорь. Хроника моей жизни. С. 61 – 62. [437] Стравинский Игорь, Диалоги. С. 9. [438] Глебов Игорь. Книга о Стравинском. Л., 1929. С. 102. [439] Глебов Игорь. Книга о Стравинском. С. 100. [440] Ярустовский Б. Игорь Стравинский. М., 1963. С. 86. [441] Трудно согласиться и с Б. В. Асафьевым, которому сказка Андерсена представляется только «милой и простодушной» (см. с. 93 – 94 «Книги о Стравинском»). [442] Глебов Игорь. Книга о Стравинском. С. 103. [443] Стравинский Игорь. Хроника моей жизни. С. 96. [444] Там же. [445] Стравинский Игорь. Диалоги. С. 134. [446] Глебов Игорь. Книга о Стравинском. С. 104. [447] Стравинский Игорь. Диалоги. С. 169. [448] Друскин М. Игорь Стравинский. Л.; М., 1974. С. 77. [449] Рудницкий К. Цит. кн. С. 224 – 225. [450] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 65. [451] Там же. [452] Там же. С. 66. [453] Цит. по кн.: Гозенпуд А. Русский советский оперный театр (1917 – 1941). Л., 1963. С. 56. [454] Друскин М. Игорь Стравинский. С. 76. [455] Стравинский Игорь. Диалоги. С. 178. [456] Стравинский Игорь. Диалоги. С. 179. [457] Там же. С. 180. [458] Там же. С. 179. [459] Цит. по кн.: Гозенпуд А. Русский советский оперный театр (1917 – 1941). С. 56 – 57. [460] Театр и искусство. 1918. № 20 – 21. 16 (3) июня. С. 213. [461] Там же. [462] Там же. [463] Там же. С. 214. [464] Театр и искусство. 1918. № 20 – 21. 16 (3) июни. С. 214. [465] Там же. № 18 – 19. 4 июня. С. 190. [466] Стравинский Игорь. Диалоги. С. 334 – 335. [467] Советский театр: Документы и материалы. 1917 – 1967. Русский советский театр. 1917 – 1921. Л., 1968. С. 195. [468] Театр и искусство. 1918. № 20 – 21. С. 213. [469] Покровский Б. Размышления об опере. М., 1979. С. 26. [470] Советский театр: Документы и материалы… С. 196. [471] Там же. С. 195. [472] Много лет спустя С. Д. Масловская, будучи профессором Ленинградской консерватории, говорила мне об этом. [473] Советский театр: Документы и материалы… С. 195. [474] Советский театр: Документы и материалы… С. 196. [475] Там же. [476] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 71. [477] Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. М.: ВТО, 1978. С. 90. [478] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 296. [479] Там же. С. 296 – 297. [480] Там же. С. 297. [481] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 298. [482] Цит. по кн.: Февральский А. Пути к синтезу: Мейерхольд и кино. М., 1978. С. 116 – 117. [483] Там же. С. 117. [484] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 299. [485] Вероятно, режиссер имел в виду и Н. К. Печковского, приведшего его в состояние «величайшего гнева». [486] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 299 – 300. [487] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 299. [488] Чехов А. П. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 11. М., 1963. С. 392. [489] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 302. [490] Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк: В 3 т. М.; Л., 1934 – 1936. Т. 3. С. 589. [491] Чайковский П. И. Литературные произведения и переписка // Полн. собр. соч. Т. 15. М., 1977. С. 81. [492] Там же. С. 83. [493] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 301. [494] Там же. С. 303. [495] Там же. С. 302. [496] Чайковский П. Литературные произведения и переписка. Т. 15. С. 131. [497] Соллертинский И. Критические статьи. Л., 1963. С. 41. [498] В защиту своего дома, о себе, для себя (лат. ). [499] Чайковский Модест. Жизнь Петра Ильича Чайковского: В 3 т. М., 1902. Т. 3. С. 389. [500] Чайковский Модест. Жизнь Петра Ильича Чайковского: В 3 т. М., 1902. Т. 3. С. 388. [501] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 303. [502] Чайковский и театр. М.; Л., 1940. С. 102. [503] Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк. Т. 3. С. 589. [504] Инстинктивно я вас побудил создать оперу «Пиковая дама», и я думаю, что ваше творение будет жить и нас переживет (франц. ). Цит. по: Чайковский Модест. Жизнь Петра Ильича Чайковского. Т. 3. С. 428. [505] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 305 – 306. [506] Асафьев Б. Симфонические этюды. Л., 1970. С. 163. [507] Там же. [508] Чайковский П. Литературные произведения и переписка. Т. 15. С. 83. Мейерхольд пренебрег этим указанием автора и создал, по отзывам современников, одну из самых ярких и эффектных мизансцен спектакля, в которой принимал участие женский миманс. [509] Соллертинский И. Критические статьи. С. 37 – 38. [510] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 306. [511] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 303. [512] Пушкин А. С. Цит. собр. соч. Т. 10. С. 18. [513] Будет не лишним отметить, что фамилия князя заимствована из пушкинской повести. [514] «Пиковая дама»: Сборник статей и материалов к постановке оперы в Гос. ак. Малом оперном театре. Л., 1935. С. 23. [515] Соллертинский И. Критические статьи. С. 38. [516] Там же. С. 37. [517] «Пиковая дама»: Сборник статей и материалов к постановке оперы… С. 15. [518] Там же. С. 17. [519] Асафьев Б. Симфонические этюды. С. 170. [520] «Пиковая дама»: Сборник статей и материалов к постановке оперы… С. 19. [521] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 309. [522] «Пиковая дама»: Сборник статей и материалов к постановке оперы… С. 17. [523] Там же. С. 19. [524] «Пиковая дама»: Сборник статей и материалов к постановке оперы… С. 18. [525] Там же. [526] Соллертинский И. Критические статьи. С. 41. [527] Театр и драматургия. Л., 1976. Вып. 6. С. 143. [528] Соллертинский И. Критические статьи. С. 42 – 43. [529] Чехов А. П. Цит. собр. соч. Т. 12. С. 241. [530] См. письмо Чехова к М. И. Чайковскому от 16 марта 1890 года. (Цит. собр. соч. Т. 11. С. 404). [531] Соллертинский И. Критические статьи. С. 43. [532] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 338. [533] Савинов Н. Мир оперного спектакля. М., 1981. С. 38. [534] Там же. [535] Чайковский П. Литературные произведения и переписка. Т. 16‑ А. С. 278 – 279. [536] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 348. [537] Сергей Прокофьев. 1953 – 1963: Статьи и материалы. М., 1962. С. 343. [538] С. С. Прокофьев: Материалы, документы, воспоминания. М., 1956. С. 226. [539] С. С. Прокофьев: Материалы… С. 35. [540] Там же. С. 36 – 37. [541] Сергей Прокофьев. 1953 – 1963: Статьи и материалы. С. 297 – 298. [542] Сергей Прокофьев. 1953 – 1963: Статьи и материалы. С. 297 – 298. [543] Там же. С. 298. [544] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 70. [545] Там же. [546] Биржевые ведомости. 1917. № 16075. 1 февр. [547] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 70. [548] Мейерхольд ошибся: дело происходило в мае 1918 года. [549] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 388. [550] Асафьев Б. В. Об опере. С. 303. [551] С. С. Прокофьев: Материалы… С. 46. [552] Прокофьев С. С. и Мясковский Н. Я. Переписка. М., 1977. С. 159. [553] Там же. С. 167. [554] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 263. [555] Там же. С. 290. [556] Цит. по ст.: Февральский А. В. Прокофьев и Мейерхольд // Сергей Прокофьев. Статьи и материалы. М., 1965. С. 99. [557] Прокофьев С. С. и Мясковский Н. Я. Переписка. С. 159. [558] С. С. Прокофьев: Материалы… С. 62. [559] Там же. С. 236. [560] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 295. [561] Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы XX века. Кн. 1. С. 104. [562] См.: С. С. Прокофьев. Материалы… С. 62. [563] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 311. [564] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 311. [565] Там же. С. 337. [566] М. Ф. Гнесин: Статьи, воспоминания, материалы, М., 1961. С. 81. [567] Мейерхольд В. Э. Переписка 1896 – 1939. С. 200 – 201. [568] Мейерхольд В. Э. Переписка 1896 – 1939. С. 337. [569] Там же. [570] Каплан Э. И. Цит. кн. С. 71. [571] М. Ф. Гнесин: Статьи… С. 198. [572] См. об этом в письме из Москвы к К. Н. Державину от 19 мая 1919 года («Переписка. 1896 – 1939», С. 198 – 199). [573] Прокофьев С. «Борис Годунов», «Гамлет»: Партитура и клавир. М., 1973, С. 84. [574] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 395. [575] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 404. [576] Там же. С. 380. [577] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 375. [578] Там же. С. 383. [579] Прокофьев С. «Борис Годунов», «Гамлет»: Партитура и клавир. С. 86. [580] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 418. [581] Советская музыка. 1961. № 8. С. 66. [582] Сергей Прокофьев. Статьи и материалы. М., 1965. С. 101. [583] Сергей Прокофьев. Статьи и материалы. М., 1965. С. 101. [584] Дело происходило в Ленинграде. [585] Советская музыка. 1974. № 3. С. 54. [586] Действие в ней происходит в царстве будущего, в 1979 году. Его изображение проникнуто ироническим подтекстом. [587] Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963, С. 316. [588] Встречи с Мейерхольдом: Сборник воспоминаний. С. 386. [589] В. Маяковский в воспоминаниях современников. С. 316 – 317. [590] Цит. по кн.: Данилевич Л. Наш современник. М., 1965. С. 34. [591] Советская музыка. 1956. № 9. С. 11. [592] Цит. по кн.: Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы XX века. Кн. 2. С. 71. [593] «Нос» был поставлен в январе 1930 года в Ленинградском Малом оперном театре дирижером С. А. Самосудом и режиссером Н. В. Смоличем. [594] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 939. С. 311. [595] Советская музыка. 1974. № 3. С. 55. [596] Имеется в виду И. В. Экскузович — управляющий государственными академическими театрами. [597] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 263. [598] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 267. [599] Материалы к биографии Асафьева. Л., 1981. С. 8. [600] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 273. [601] Там. же. С. 275. [602] Мейерхольд В. Э. Переписка 1896 – 1939. С. 275. [603] Там же. С. 272. [604] Там же. С. 273. [605] Там же. С. 272. [606] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 280. [607] Там же. С. 281. [608] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. С. 282. [609] Шебалин В. Я. Литературное наследие. Воспоминания. Переписка. Статьи. Выступления. М., 1975. С. 33. [610] Цит. по кн.: Варпаховский Л. Наблюдение, анализ, опыт. М., 1978. С. 77. [611] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 342 – 343. [612] Советская музыка. 1961. № 8. С. 65 – 66. [613] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 471. [614] Сергей Прокофьев. Статьи и материалы. С. 117. [615] Там же. С. 116 – 117. [616] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 477. [617] Там же.
|
|||
|