Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





. Художественная культура. Печать.



 

Художественная культура дореволюционного Казахстана вобра­ла в себя как новации, рожденные колониальной эксплуатацией, так и традиционные черты, свойственные патриархально-феодальному

 

строю. Наиболее выразительными составляющими ее были литера­тура и музыка. Религиозные догмы и запреты сильно задержали развитие изобразительного искусства и театральной культуры.

 

Литературные процессы шли по двум направлениям: устное твор­чество и письменная литература. Устное творчество развивалось в виде айтыса акынов, дастанов, героических и лиро-эпических поэм, сказок, поговорок и пословиц, загадок и т. д. В многочисленных айтысах (состязаниях) XIX — начала XX в. отличались острословием, находчивостью, импровизацией, глубоким знанием обычаев, тради­ций, языкаакыны Жанак, Шоже, Акан Сере, Суюнбай, Жамбыл, Сара Тастанбекова, Асет Найманбаев, Биржан сал.

 

Основоположникам казахской письменной литературы является А. Кунанбаев. Он родился (1845—1904) в Чингисских горах Семипала­тинской области в семье старшины тобыктинского рода. Получил первоначальное образование дома, у наемного муллы. Абай затем был направлен в медресе Семипалатинского имама Ахмет-Ризы. Однако, не дав Абаю закончить учение в городе, отец вернул его в аул и начал постепенно готовить к судебной и будущей административ­ной деятельности главы рода. Абай постиг приемы ведения словес­ных турниров, в которых главным оружием служило отточенное красноречие, остроумие и находчивость. Судебное разбирательство велось на основе веками существовавшего обычного права казахов. В течение двадцати лет Абай, уже зрелый человек, изучал народное поэтическое творчество, восточных поэтов и русскую классическую литературу. В 1886 г. в 40 лет Абай написал свое стихотворение «Лето», последующие двадцать лет жизни прошли в поэтической деятельности.

 

Абай был носителем всего нового, прогрессивного в казахском обществе. По его мнению, каждый мыслящий человек должен был выработать свое сознательное отношение к окружающей действи­тельности. Он хотел видеть человеческое общество благим и разум­ным, прогрессивно развивающимся. Каждый человек должен вно­сить в это свою посильную лепту. Поэтому Абай призывал всех людей, желающих быть в ряду разумных: «Раз в день, или раз в неделю, или хотя бы раз в месяц давай сам себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие благу и разуму».

 

Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум, наука, воля», было одним из главных направле­ний творчества Абая. Пути служения человеческому обществу каж­дым человеком в отдельности Абай Кунанбаев видел прежде всего в труде, как средстве достижения и расцвета материальных и духовных благ общества.

 

В результате колониальной политики царизма и усиления фео­дального гнета во второй половине XIX в. шло очень быстрое обни­щание народных масс, разорение казахского крестьянства. Все боль­ше казахов пополняло массы безработных. Заботясь об этой части казахской бедноты, Абай призывал их не чуждаться наемного труда, как наиболее прогрессивной формы труда вообще.

 

Все творчество Абая пронизано идеями непримиримости к безделию. Человеческий характер, по его мнению, закаляется лишь в борьбе с трудностями, в их преодолении. Поэт глубоко верил в творческие силы народа, хотя и понимал, что при современных условиях общественной жизни народные массы не имеют возмож­ности полностью пользоваться плодами своего труда.

 

В обличительных стихотворениях Абай вскрывал антагонисти­ческие противоречия между большинством трудящихся и господ­ствующим меньшинством.

 

Демократические позиции Абая определяли и его отношения к деятельности старшин и биев. Хотя права биев и урезались цариз­мом, но в их руках была сосредоточена значительная судебная власть, а казахское крестьянство, в большинстве, имело дело с ними. Реше­ния биев по многим вопросам отражали интересы царской админис­трации.

 

Пользуясь темнотой населения, его невежеством, бии всячески стремились извлечь пользу, говоря словами Абая, в основном «дура­чили» народные массы.

 

Чаяния народа были близки и понятны Абаю. В окружающих его людях, в своих близких и учениках он больше всего ценил бескорыс­тную преданность народу и защиту его интересов. Скорбя о рано ушедшем из жизни любимом сыне Абдрахмане, Абай, перечислял достоинства его (смелость, искренность, благородство и жажду зна­ний), отмечал, что он «был защитником бедняков, был за честь и правду борцом».

 

Противоречия современного общества отразились в отношении Абая к духовенству. Будучи глубоко верующим, считая, что «богу присущи справедливость и любовь», он в то же время видел, что служители веры в Казахстане — муллы — были людьми, далекими от справедливости и чести. Большинство из них покупали свое звание и рассматривали его как источник наживы.

 

 

Закрепление пройденного материала:

По каким двум направлениям развивалось народное образование в Казахстане? Что вы можете рассказать о религиозном образовании? Светское образование: Какие учебные заведения открывало царское руководство в Казахстане? Кого в них готовили? Наука и научное изучение Казахстана: Какие русские учёные изучали Казахстан? Каких казахских учёных вы можете назвать? В чём заключалась их деятельность? Кто является основоположником казахской письменной литературы? Что вы можете рассказать об Абае Кунанбаеве?

 

Подведение итогов: выставление оценок

.

 Дача домашнего задания: читать лекцию. Законспектировать тему: « Народно-прикладное искусство 18-начала20 вв. ».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.