|
|||
Глава 11 «Учебка»Конец июня угнетал духотой. Бывало, что ночью лил слабый дождь, с утра погода была – прелесть, но потом делалось еще хуже, ибо пролитая влага устремлялась обратно в небеса, и начиналась парилка. И вся четвертая эскадрилья хором благословляла трофейные «тряпочные» шлемофоны, ибо натягивать на голову кожу было просто невыносимо. Залезая по тревоге в самолет, Быков мечтал раздеться сперва до исподнего, а потом уже надевать парашют. Однако Устав и комполка были равно неумолимы. К 22 июня Григорий совершил более двух сотен боевых вылетов, а число сбитых самолетов перевалило за восемнадцать. Володька Орехов повозмущался даже: раньше-то Героя Советского Союза летчику-истребителю давали за десять сбитых самолетов, теперь – за пятнадцать. Ладно, пускай. А почему тогда у его ведущего на кителе отсутствует Золотая Звезда?! – Придерживают! – уверял он товарищей. – Из вредности. Командир-то отказался получать ордена ни за что, вот они и встали в позу… в эту… Ну… – В позу удивленного тушканчика, – подсказал Григорий. Эскадрилья захохотала. – Я бы и от этих звездочек отказался, – Быков щелкнул по погону. – Но… – Пригодятся в хозяйстве! – Вот именно. – Уже пригодились! – Жополизы дали мне, старлею, сразу майора. – А «полкана»? – Уговорил отца выделить здание главкому ВВС… Быков подумал, как же было сложно Василию Сталину просто жить – слишком много вертелось вокруг подлиз и прочего скользкого народу. Генерал Жигарев нацепил ему полковничьи погоны, комиссар Мехлис устроил начальником инспекции ВВС… Все спешат воспользоваться его родством. А вот хрен им… – Да почти все генералы такие, что с них взять! – рубанул Баклан. – Командир, так ты скоро и сам в генералы выйдешь! – Перебьются. – А чего так? – Сейчас, вот, до майора дорасту, а потом уже… – И что потом? – Заслужу те погоны, которые уже имею. – Василий, ты за три месяца спустил на землю двадцать с лишком «мессов» и прочих «фоккеров», и люди тебя не за то уважают, что отец у тебя – сам Верховный! Согласись, Миха! – А что я? Накатай на бумаге, что сказал, и я подпишусь! – Командир! А что с «По-7»? – А-а… Забыл вам сказать… – Что, что? – Вызывали в штаб – дозвонился Поликарпов… – И чего там? – Вернули ему людей. – В КБ? – Ну, да. А самолеты запускают в серию. – Вот это здорово! – Полетаем! Летчики расположились на чехлах в тени крыльев своих «лавочек». Быков устроился под деревом, на деревянной колодке – из тех, что подкладывают под колеса самолетов при запуске. – Отдыхаем? – послышался начальственный голос. Это был Бабков, на днях вышедший в подполковники. – Никак нет! – бойко ответил Котов. – Копим силы! – Ну, копите, копите… Товарищ полковник, там молодое пополнение прибыло. Троих я определил к вам. – Дельные ребята? – Гадкие утята! Но если поднатаскать, как следует, то выйдут если не в лебеди, то в селезни точно. – Поднатаскаем. – Только учти, – построжел Бабков, – времени у нас мало. – Недели две? – прищурился Быков, не помня толком, когда под Прохоровкой сойдутся танковые армии в грандиознейшем сражении. – Все-то ты знаешь! Недели полторы, от силы. – Справимся. Вскоре явились «утята» – младшие лейтенанты в новенькой форме и с фанерными чемоданчиками. Вперед шагнул белобрысый крепыш и бойко доложил: – Младший лейтенант Никитин, старшина группы! Готовы к выполнению любых боевых задач! Лица пилотов эскадрильи расцвели улыбками и ухмылками – они узнавали в новеньких самих себя, таких же пылких балбесов, уверенных, что закончить авиашколу – это равнозначно превращению в аса. – Не готовы, – спокойно парировал Быков. – Становись. Трое построились. – Полковник Сталин, – по-прежнему спокойно отрекомендовался Григорий. – Представьтесь. Белобрысый вытянулся и отчеканил: – Марлен Никитин. Сталинградское авиационное училище. Налет – шестьдесят восемь часов. Следующим в строю был смуглый южанин. – Ибрагим Мкртумов. Батайское авиационное училище. Налет пятьдесят пять часов. Плотный, мордатый и щекастый товарищ татарина сказал: – Петро Яценюк. Батайское авиационное училище. Налет сорок шесть часов. Быков цепко посмотрел на «хохла». С виду совсем не похож на будущего украинского премьера, яйцеголового «ботана», развалившего «незалежную». – Сам откуда? – С Николаева. А шо? Григорий улыбнулся, и Петр густо покраснел, подтянулся, словно пародируя старого служаку. – Вольно. – Разрешите, товарищ полковник? – подал голос Никитин. – Говорите. – Наших уже распределили по эскадрильям, – зачастил младлей, – мы к вам. А когда нас прикрепят к ведущим? – Через неделю. Лица у всей тройки вытянулись. – А на фронт когда? – выразил Ибрагим общую мысль. – Успеете. – Доучитесь, – веско добавил Орехов, – тогда и на фронт. Быков вышел из тени и показал на обвалованную стоянку, не совсем правильно именуемую капониром, где стояли три «Як-1» – битые, чиненные-перечиненные, но все еще способные подняться в воздух. Это были «учебные парты» полка. – Нечего вас возить. По очереди сделаете круг над аэродромом. Это был старый, годами проверенный инструкторский прием – будущий командир доверяет тебе, верит в тебя, в твое мастерство и не вымучивает нескончаемыми тренажами, зачетами, не позволяет терзаться сомнениями и переживать на тему: «А смогу ли я? » Кто спорит: воздух – не твердь земная, что угодно может произойти. Возьмет, да и откажет мотор – и ты гробанешься. Машина и загореться может – и ты взорвешься вместе с нею. Не выпустится одно колесо шасси – случится «капот», и тебя раздавит, как кильку в банке, подложенную под каток… Господи, да мало ли что может произойти в полете! Птицы налетят, молния шваркнет, или сам, по дурости своей, не то нажмешь и не туда повернешь. Но ты же сам сделал свой выбор, ты стал летчиком – военным летчиком. И это судьба… – И все? – разочарованно протянул Никитин. – И все. По самолетам! Первым взлетел старшина группы. Набор высоты – до нижней кромки облаков – он выполнил, «как учили», старательно. Выполнил, как принято, круг – маршрут с четырьмя разворотами над аэродромом – и запросил по радио: – Я – «Никита». Разрешите посадку? – Разрешаю. Похоже было, что на «Яках» Марлен летал недолго, иначе знал бы, что у этих самолетов посадочная скорость куда больше, чем у «ишачков», на которых, скорей всего, младших лейтенантов учили летать в училище. Надо отдать должное младлею, он и сам сообразил, что может быть перелет, и ушел на второй круг, чтобы не промазать и посадить машину в пределах летного поля. Сел, хоть и с подскоком. Ибрагим делал слишком много резких движений, спеша удивить командира своими умениями. Дескать, я и круг так опишу, что ахнете! А вот Петро, единственный из тройки, все сделал точно и красиво. Легко у него получились и взлет, и посадка. – Заметил, командир? – поинтересовался Орехов, кивая на катившийся «Як». – Заметил. Поманив к себе Яценюка, Григорий сказал: – Сейчас летишь в зону. Словами и руками он объяснил новое задание: четыре глубоких виража, пикирование, горка, спираль – и домой. Скорость на виражах – триста пятьдесят. – Давай, выруливай! Пока Ибрагим беспокойно переглядывался с Марленом, Петро снова полез в кабину «Яка». – Выруливай! Истребитель покатился, все резвее набирая скорость, и взлетел. – Недобирает скорости, вроде, – пробормотал Орехов, поглядывая на «инструктора». – Вижу, – процедил Быков. Учебно-тренировочный полет проходил у Яценюка легко, пилотировал Петро играючи. Но, когда он, сияя, вылез из кабины, то дождался от Григория втыка. – Ты на скольких виражил? – На двухсот пятидесяти, – пролепетал Яценюк. Улыбка младлея попригасла. – А я тебе сколько говорил? – Я… – Триста пятьдесят! – радостно подсказал Никитин. Петр побледнел. – На сто километров ошибся… – Марлен, твоя очередь, – спокойно сказал Быков. – Есть! – Выруливай… «Колорад» был единственным, кто знал о том, что грядет. Правда, к стыду своему, не помнил, когда начнется великий бой, названный по-простому: «Курская дуга». Скоро, очень скоро два миллиона человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолетов сойдутся, сокрушая друг друга. Эпос. Сколько же тут кровушки прольется, твою-то медь… Первый день июля начался, как обычно, с построения. Пилоты 4-й эскадрильи и трое новеньких стали по линеечке рядом с самолетами, тщательно укрытыми масксетями, рассчитались на первый-второй и разошлись – была объявлена готовность два. «Расслабона», правда, не вышло – прибежал офицер с КП и велел срочно вылетать на разведку. Противник зашевелился, готовит прорыв, но вот куда он направит острие своих ударов? – Все ясно, – кивнул Быков. – Пойдем шестеркой. Офицер козырнул и удалился так же, как и явился – бегом. – Володька! – Здесь, командир! – Полетишь парой. – Парой? – нахмурился Орехов. – Ведомым с тобой пойдет Яценюк. Видимо, у Владимира было, что сказать, он уже и рот раскрыл, но твердый взгляд командира утихомирил старлея. – Все понятно, – вздохнул он. – Разрешите идти и готовиться к вылету! – Разрешаю. Марлен, летишь со мной. – Слушаюсь! – расцвел Никитин. – Кот! – Понял… – проворчал Котов и окликнул: – «Хан»! Пошли… Ибрагим рысью помчался за первым своим ведущим. Быков прекрасно понимал нежелание пилотов брать на себя такую обузу – натаскивать младлеев, ставить их на крыло. Но кто еще, кроме них? Кому смену-то готовить? Понятное дело, новички скованно себя чувствуют в бою, теряются, не пользуются всеми возможностями машины, маневрируют с запозданием и не всегда «въезжают» в замыслы ведущих. Однако ведущие не бессмертны… А воевать надо. – Внимательно смотри за воздухом, – давал Орехов ЦУ своему ведомому. – Чуть появятся «мессеры», немедленно предупреждай меня выходом вперед. И строго держись в боевом порядке! Петро кивал только, напоминая китайского болванчика. – По самолетам! Шли на малой высоте. По дороге на запад выдвигались небольшие колонны автомашин, пылила артиллерия – они должны были создать заслон танковому клину противника. Шестерка снова вышла на среднюю высоту. Восточнее, у лесных посадок, завиднелись наши гаубицы. Они вели редкий огонь по площадям. Проплыло небольшое, дотла сожженное село – одни печи торчат. Вчера тут усиленно рыли окопы, а сегодня видна сплошная траншея – и каски, каски, каски… А западнее перли танки с крестами, тупорылые «Опели» тащили на прицепе пушки, граненые «Ганомаги» шуровали напрямую, полем. – Разворачиваемся на обратный маршрут. Никитин при энергичных маневрах отрывался от ведущего, но потом снова занимал боевой порядок. И тут Быков допустил ошибку. Эмоции взыграли – злость разобрала. Немцы разъезжали, как у себя дома! А не пора ли намекнуть, кто тут хозяин? А что? Полный боекомплект, да плюс эрэсы под крыльями. Отчего не «пошалить»? – Я – «Колорад». Штурмуем колонну! – Есть! – радостно отозвался Орехов. Ну, этот всегда рад фрицам насолить… Наш товарищ. С земли суматошно забили «эрликоны» – за шестеркой сплошные зенитные разрывы. – Прорываемся на бреющем! Зенитки подавлять только огнем пушек! Эрэсы сохранить для колонны! Быков сделал боевой разворот и ушел к облачности. На высоте семьсот метров убрал крен и окунулся в рваную вату облаков. Сразу отвернул вправо градусов на тридцать. Левее, по направлению прежнего курса, летели светящиеся снаряды. Выйдя из облаков, Григорий спикировал и помчался вдоль дороги – по трассе сплошным потоком шли танки и автомашины. Быков снизился буквально на два-три метра от земли, прижался вплотную к колонне – спрятался за нею, как за стеной, прикрылся от зенитчиков и открыл огонь из пушек, ударил РСами. Бреши в подвижном «щите» мехколонны возникали одна за другой – факелами вспыхивали бензовозы, разваливались грузовики, танк, заполучив в борт «эрэсину», закрутился на месте и замер. Наружу полез экипаж – и попал под пулеметный огонь Яценюка. Только тут Григорий оглянулся на ведущего. За его «лавочкой» самолет Марлена не просматривался. Да вон же он! Никитинский «Як» летел выше и впереди, уходя на запад. А за ним пристраивалась парочка «мессов». – Т-твою медь… Резко набирая высоту, Быков дал форсаж и бросился на помощь ведомому. – «Никита»! Форсаж! Но Марлен как будто не слышит. А «худой» уже заходит ему в хвост… – Ах, чтоб вас всех… Достать «Мессершмитт» из пушек на таком расстоянии не получится, уж больно далеко. Эрэсом попробовать? Тоже далеко, но как быть-то? Григорий выпустил реактивный снаряд. Распушив «лисий хвост» выхлопа, тот унесся вперед – и мимо. – Твою медь… Второй снаряд просвистел возле самой кабины немецкого ведомого и врезался в винт. Взорваться не взорвался, но способности летать истребитель лишил – самолет перешел в свободное падение, и немец выпрыгнул с парашютом. А Быков стал нагонять ведущего. Тот уже дымные трассы протянул к «Яку», словно щупальца. Григорий длинной очередью прострочил «мессера». От подбитого самолета потянулся дым, он как-то просел, но все еще следовал прежним курсом. Короткая очередь добила «худого». И вдруг по мотору «Ла-5» ударили пули, дырявя капот. Рефлекторно Быков бросил истребитель вправо, ниже трассы. Над кабиной пронесся «мессер». – Твою ж медь… Косячок, однако. Так увлекся погоней, что не углядел справа вторую пару врага. Они и выставили ему «двойку» за невнимательность – влепили очередь. Мотор заработал с перебоями, скорость резко упала. – Командир! – Подбит. Иду на вынужденную. А «Мессершмиттов» в небе стало побольше. Три из них начали заходить в хвост быковской «лавочке», но их отсекла пара Орехова. – Командир! Как ты? – Все в порядке. Тяну к нашим. Два «мессера» все же прорвались, «уцепились за хвост» поврежденной «лавке». Сражаться с ними Быков никак не мог, но и легкой добычей становиться он тоже не хотел. Оставалась одна возможность – маневрировать. Надо было уловить то мгновенье, когда «Ме-109» откроет огонь – и резко уйти под трассу. Тут главное – не допустить прицельного огня. И раньше маневр не сделаешь, и запаздывать нельзя – лови момент. Первый из «мессов» выходит на прицельную дистанцию, носом уже водит… Быков бросил «лавку» со скольжением вниз и в сторону. Огненная трасса прошла выше, и тут же над Григорием проскочил «худой». Не вышло! Немец возвращался к своим, в растянувшуюся цепочку самолетов. Заходит на атаку второй… «Ла-5» опять увильнул, но тут Быкову не повезло. То ли он сам замешкался с уходом, то ли немец нажал гашетку раньше, чем надо было, а только пули дробно ударили по бронеспинке. Самолет затрясло – снаряд отбил кусок лопасти винта. Третьего захода «мессеры» не сделали, на них самих напали «лавочки» и «яки». Однако Григорию лучше не стало – самолет терял высоту. А без нее как дотянуть до своих? Хотя нет, вон и траншея показалась. Живем! Мотор заглох. Только ветер гудит, обтекая планирующий самолет. Быков покрепче вцепился в рукоятку – посадка будет «на живот». И снова будто градины колотятся о бронеспинку. Добить решили, гады? Самолет вздрагивает, как живой, что-то лопается в нем, взрывается… Земля с грохотом «напрыгнула» снизу, и Быков с маху ударился головой о приборную доску. Очнулся он почти тотчас же. Болела голова и разбитое лицо, ломило в висках. До слуха смутно доносился гул моторов. – В принципе, – вяло подумал Григорий, – он правильно сделал, что не стал с парашютом выпрыгивать. Любителей пострелять тут предостаточно… В вышине крутились «лавки», «яки» и «мессеры». Парочка «Фокке-Вульфов» подошла, словно сменяя «худых» – двойка «Мессершмиттов» стала пикировать. Надо полагать, хотят его «лавочку» на земле сжечь. Хрен вам… Отстегнув привязные ремни и лямки парашюта, Быков полез вон из кабины. Голова, как колокол. Гудит. Все будто в тумане. Перевалившись через борт, Григорий упал на крыло, сполз на землю, потащился прочь. И снова вырубился. Когда пришел в себя, в небе было пусто. И чисто. Зато воздух гудел и шатался от близких взрывов. Рвались снаряды и мины, пулеметные очереди косили траву и людей. – Поползли, – скомандовал себе Быков. Ползти пришлось не долго, вскоре он миновал свежий бруствер и скатился в траншею. На него оглянулся сержант с автоматом, ощерился. – Товарищ летчик, вы откуда к нам? – С неба, – буркнул Григорий. – Командный пункт части где? – Пойдем, провожу. Погон сержант не видел, а в лицо не признал. Да оно и к лучшему, Быков к дешевой популярности никогда не стремился. Что хорошего, когда тебя узнают в толпе? Где еще можно затеряться человеку, побыть в одиночестве, если не среди подобных? Нет, в «звезды» он рваться не будет. На фиг, на фиг… В КП обнаружился командир полка. С биноклем он стоял у амбразуры и наблюдал. – Это на тебя охоту открыли? – спросил он. – На меня, – буркнул Быков. – Ничего, двоих ты сам спустил. Нормальный размен. – Да неохота размениваться. – Эва как… – Вытащить самолет не поможете? – А чего ж? Отобьем танки и подмогнем. Сядь пока, а то бледный весь, в кровище… Секундочку. Таня! Прибежала молоденькая санитарка, осмотрелась и сразу же занялась Быковым – промыла раны на лбу, удалила кусочки стекол от разбитых летных очков и сделала укол от столбняка. Слава богу, глаза целы… – Жить буду? – спросил Григорий, лишь бы увидеть улыбку на плотно сомкнутых девичьих губах. – Еще как! – улыбнулась санитарочка. – Вот, выпейте. С жадностью заглотав стакан холодной колодезной воды, Быков выдохнул и отвалился к бревенчатой стенке командного пункта. В углу стояли ящики, заполненные бутылками с «коктейлем Молотова». Перехватив его взгляд, комполка сказал: – Прихватишь парочку с собой. Если не вытащишь самолет, то сожжешь. – Прихвачу. Хотя жалко жечь. – Ну не оставлять же врагу! – Тоже верно… Григорий неожиданно испытал то состояние, которое ранее ощущал лишь в кино, когда шли фильмы «про войну». Это было что-то вроде слияния, совмещения со временем. Можно подумать, что раньше он тут был гостем… А что, разве нет? Даже, когда сбивал «мессеров», он чувствовал себя пришельцем из будущего, путешественником во времени, потерявшим свою МВ. А теперь? Он что, своим стал в этом мире, насколько жестоком, настолько же и наивном мире «сталинской эпохи»? Ну-у, своим, не своим, но и не чужим. Это точно. Близкий взрыв снаряда ударил так, что землянка вздрогнула, а сверху труха посыпалась. Полковник хладнокровно снял фуражку, отряхнул ее и надел. – Расколошматим немца? – спросил он, не поворачивая головы. – А, летчик? – Да куда мы денемся… Командир рассмеялся и снова поднес бинокль к глазам. – Ага! Заворачивают немцы! Трех пожгли… Нет, вру – батарейщики четвертого подбили. Молодцы… Ну, погоди малость. Сейчас мы их отгоним… Ждать пришлось до ночи – самолет лежал в поле, и открыто подойти к нему не удавалось – немцы сразу же открывали минометный огонь. В темноте Быков и взвод добровольных помощников покинули окопы и направились к «Ла-5». Проще всего было списать истребитель, забыть о нем, но у Григория к такому подходу не лежала душа. Жалко было машинку. Да и денег она стоит немалых. Чего ж добром-то разбрасываться? «Лавке» той ремонту на пару дней, умельцы из ПАРМа быстро ее до ума доведут. Немцы в этом вопросе – ребятки ушлые. Подбили танк? Тут же волокут в тыл. Откапиталят – и на передовую. – Лопаты не забыли? Пехотинец, ползущий рядом с Быковым, прокряхтел: – С с-собой. А г-г-где к-копать? – Под крыльями. – З-зачем? – Чтобы выпустить шасси. Иначе никак – трехтонный самолет на руках не потащишь. Копать чернозем было нетрудно, хотя орудовать саперными лопатками, стоя на коленях – та еще морока. – Да все, вроде, – сказал молодой солдатик, отпыхиваясь. – Глыбокая, вроде. Быков проверил и кивнул. – Сейчас я… Выпустить шасси получилось без проблем. – Д-дело! На к-к-колесах т-только так в-выйдет! – Цепляй! – Вытравливай, вытравливай… – Погодь, крюк перецеплю. Готово! Комполка пригнал трехтонку «УльЗИС», пехота живо закрепила хвост истребителя в кузове, и шоферюга завел двигатель. – Давай, помалу! – Пошла, пошла! Подвывая мотором, «УльЗИС» поволок «лавку» прочь. Быков, пожав руки «землекопам», догнал машину и вскочил на подножку. – Поехали! – Первый раз с таким прицепом! – хохотнул водитель с великолепным чубом, выпущенным из-под пилотки. – Жизнь такая. – Правда ваша! Ехали всю ночь, но дремать себе Быков не позволял – надо было следить, чтобы консоли крыльев не задели чего по дороге, дерево или столб. Утром добрались до маленького сельца, там плоскости крыла отсоединили, уложили в кузов «УльЗИСа» между хвостом и бортами и закрепили по-походному. Таким манером ехать было куда сподручнее – «прицеп» никому не мешал на дороге. После обеда Григорий доехал до Студенца, а там и аэродром рядом, но 4-ю эскадрилью на месте не застал – пилоты искали комэска… Прибежавший Бабков только выдохнул с облегчением, да и облапил «пропажу». – Жди! – сказал он. – Твои вот-вот вернутся. – Указав на забинтованную голову, спросил: – Серьезное что? – Пустяки, дело житейское… И пяти минут не прошло, как в небе загудели «лавочки». По очереди сели, покатили к стоянке. Первым свой самолет покинул самый глазастый – Володька Орехов. – Командир! – завопил он. – Живой! – Да что мне сделается… Тут и остальные-прочие подвалили, насели, хлопали по плечам, хотя и с осторожностью – видели повязку. Марлен тоже был тут и представлял собою душераздирающее зрелище. – Товарищ полковник, – произнес он убитым голосом, – меня отчислят? – За что? – Ну… я же… того… – Того ты или не того, медкомиссия пусть решает. Пилоты дружно рассмеялись, но Никитину было не до веселья. – Так я… это… летать буду? – А куда ты денешься? – Продовольственный аттестат с собой? – поинтересовался у него начпрод. – Пошли тогда. Поставлю на довольствие… Сообщение Совинформбюро от 25 июня 1943 года: «В течение ночи на 25 июня на фронте ничего существенного не произошло. Нашей авиацией в Баренцевом море потоплены два сторожевых катера и транспорт противника. На Западном фронте на одном участке наше подразделение ружейно-пулеметным огнем рассеяло отряд немецких разведчиков. У проволочных заграждений осталось 40 вражеских трупов. В районе Белгорода старший сержант т. Мишенин дал три очереди из пулемета пролетевшему над нашими позициями немецкому самолету. Самолет задымился и стал терять высоту. Сержант Мишенин выпустил еще несколько очередей, и вражеский самолет врезался в землю близ нашего переднего края. В районе Лисичанска две группы пехоты противника пытались боем разведать позиции наших частей. Советские подразделения вовремя заметили движение немцев, подпустили их на близкое расстояние и открыли огонь из всех видов пехотного оружия. Большинство наступавших гитлеровцев было уничтожено, а остальные в беспорядке отступили. Вечером девять немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей пытались совершить налет на наш аэродром. Попав в зону сильного заградительного огня зенитной артиллерии, немецкие бомбардировщики, не достигнув цели, сбросили бомбы, которые упали в поле и не причинили никакого вреда. Наши истребители, поднявшиеся в воздух, вступили в бой с противником. Советские летчики сбили пять немецких самолетов…»
|
|||
|