|
|||
Гуань-Чжун Ло 104 страница(*3) В древнем Китае ученые проповедовали свое учение у четырех ворот столицы. (*4) Цзи-чу -- стихи древнего поэта Цюй Юаня (IV век до н. э. ), Ян-а -народные песни. (*5) Фэй-ту и Яо-мяо -- легендарные кони, славившиеся своей быстротой. (*6) Ван Лян и Бо Лэ -- знаменитые знатоки коней, жившие при династии Чжоу. (*7) Три учения -- конфуцианство, даосизм, буддизм; девять течений -- девять прикладных наук. (*8) Кун -- Конфуций; Янь -- Янь Хуэй, ученик Конфуция, почитаемый конфуцианцами за мудрость. (*9) " Юй-ян" -- " Рыбная ловля", название песенки. (*10) Нань-гэ -- фантастический сон. Существует легенда, будто некий человек увидел во сне, что он попал в муравьиное царство и пробыл там много лет, пережив массу различных приключений. Проснувшись утром, он понял, что это только сон. Собственно Нань-гэ -- это дерево, стоявшее к югу от муравейника, и от него получил такое же название сон. (*11) Канга -- колодка, одевавшаяся на шею преступников. [К главе 24] (*1) В стране Девяти источников -- т. е. когда умрешь. (*2) " Законы войны" -- общее название канонических книг по военному искусству, куда входили сочинения китайских военных теоретиков древности. [К главе 25] (*1) Рассуждения Юй Жана о людях простых и благородных. -- Юй Жан -- один из служилых людей цзиньского правителя Чжи-бо. Первоначально Юй Жан служил роду Фань, потом -- роду Чжунсин, а когда они были уничтожены цзиньским Чжи-бо, Юй Жан перешел на службу к нему. Правитель княжества Чжао Сян-цзы, в союзе с княжествами Хань и Вэй, уничтожил Чжи-бо. Юй Жан при этом спасся бегством в горы. Стремясь отомстить за Чжи-бо, Юй Жан дважды пытался убить Сян-цзы. Один раз он проник с кинжалом во дворец Сян-цзы, но был схвачен стражей. Однако Сян-цзы его простил. Во второй раз Юй Жан пытался убить Сян-цзы на мосту. Его снова схватили. Сян-цзы пытался усовестить Юй Жана. -Вы прежде служили роду Фань и роду Чжунсин, -- сказал Сян-цзы, -- но вы не стали мстить за них, когда их уничтожил Чжи-бо, а наоборот, пошли к нему на службу. Почему же вы так жаждете отомстить мне за смерть Чжи-бо? -- На это Юй Жан ответил: " В роду Фань и в роду Чжунсин обращались со мной, как с человеком простым, и я отплатил им, как простой человек. Чжи-бо обращался со мной, как с человеком благородным, и я хочу отблагодарить его, как надлежит благородному человеку. " Сян-цзы был тронут такой преданностью Юй Жана Чжи-бо, но заявил, что на сей раз простить Юй Жана не может. Тогда Юй Жан попросил у Сян-цзы его одежду. -- Я проколю вашу одежду кинжалом и умру с сознанием того, что я вам отомстил, -- сказал он. Сян-цзы приказал дать Юй Жану свою одежду. Юй Жан трижды пронзил ее кинжалом, а затем этот же кинжал вонзил себе в грудь, воскликнув при этом: " Теперь я отомстил за Чжи-бо! " Событие это описано у Сыма Цяня в " Исторических записках". Имя Юй Жана стало символом преданности. [К главе 26] (*1) Ян Цзюэ-ай и Цзо Бо-тао -- имена двух неразлучных друзей, живших в период Чуньцю. Узнав о мудрости чуского правителя, Ян Цзюэ-ай и Цзо Бо-тао отправились к нему, намереваясь поступить на службу. Дело было зимой. Начался снежный буран, и они сбились с дороги. Цзо Бо-тао ослабел и, понимая, что ему не остаться в живых, сказал Ян Цзюэ-аю: " Иди дальше один. Ты мудрее меня и должен жить". Он отдал Ян Цзюэ-аю свою одежду и запас пищи, а сам залез в дупло дерева и там умер. Ян Цзюэ-ай благополучно добрался до места назначения и поступил на службу к чускому правителю. Вскоре он стал одним из самых знаменитых людей своего времени. Но, вспомнив о своем умершем друге, Ян Цзюэ-ай разыскал дерево, в дупле которого умер Цзо Бо-тао, извлек останки своего друга и похоронил их. При этом Ян Цзюэ-ай воскликнул: " Ты умер, но смерть твоя не принесла никому пользы -- все равно имя твое осталось неизвестным в Поднебесной! Зачем же жить мне? " После этого Ян Цзюэ-ай покончил с собой. [К главе 28] (*1) Дорожный барабан -- барабан на колесах. Колеса были соединены особым механизмом с колотушкой, которая ударяла в барабан после каждого пройденного ли. [К главе 29] (*1) Даос -- последователь даосизма (учения Лао-цзы и его преемников), имевшего очень широкое распространение в древнем Китае. (*2) Поступить, как Хуань-гун и Вэнь-ван -- то есть подчинить своей власти князей. [К главе 33] (*1) Янь -- название княжества, находившегося на территории нынешней провинции Хэбэй. (*2) Хань-лу -- легендарная гончая собака; Дун-го -- хитрый заяц, за которым гонялась собака Хань-лу, но не могла его поймать. (*3) Гунны (сюнну) -- кочевые племена, населявшие территорию нынешней Внутренней и Внешней Монголии. Ханьская империя вела с гуннами непрерывные войны. (*4) Фань -- племена, населявшие западную и северо-западную окраины Китая. [К главе 36] (*1) " Четыре сокровища кабинета ученого" -- письменные принадлежности: кисть, бумага, тушь и тушница. (*2) Цилинь -- фантастическое животное. (*3) Песни из цикла " Лянфу" -- Лянфу, или Лянфушань -- название горы в провинции Шаньдун. Существует предание, что конфуцианский философ Цзэн-цзы пахал у этой горы поле. Но наступила непогода, и это помешало ему вернуться домой. Он вспоминал о своих родителях н сочинял печальные песни, которые по названию места, где они были сочинены, получили название цикла " Лянфу". [К главе 37] (*1) Цзян Цзы-я -- собственная фамилия и прозвище шан-фу Люй Шана (*2) Утун -- название дерева. [К главе 38] (*1) Срединная равнина (Чжунъюань) -- общее название земель, занимавших территорию провинций: Хэнань, Хэбэй, Шаньдун, юг Шаньси, восток Шэньси. (*2) " Ицзин" (" Книга перемен" ) -- одна из книг конфуцианского Пятикнижия, применявшаяся для гаданий. [К главе 41] (*1) Жужуб -- китайский финик. [К главе 44] (*1) Бо И и Шу Ци -- сыновья иньского правителя Гучжу-цзюня. Перед смертью отец назначил своим наследником Шу Ци. Однако после смерти отца Шу Ци отказался от наследства в пользу своего брата Бо И. Бо И отказался принять наследство, ссылаясь на волю отца, и решил покинуть царство. Шу Ци также отказался стать правителем и ушел на службу к Чжоускому У-вану, как это сделал его брат. Когда У-ван собирался идти войной против иньского правителя Чжоу-синя, Бо И и Шу Ци пытались удерживать его. Тем не менее У-ван пошел в поход и разгромил иньское войско. Бо И и Шу Ци устыдились, что служат человеку, погубившему их родину. Они ушли в горы Шоуян и умерли там с голоду. Их считают примером братской любви. [К главе 46] (*1) Чанцзян -- одно из названий реки Янцзы. (*2) Минь и Во -- название гор в провинции Сычуань. (*3) Лун-бо, Хай-жо, Цзян-фэй, Шуй-му -- названия водяных духов. (*4) Ли Лоу -- один из мудрецов древнего Китая. Имя его стало нарицательным для обозначения прозорливого человека. [К главе 50] (*1) " как поступил Юйгун Чжи-сы, когда преследовал Цзычжо Жу-цзы" -Чжэнский князь послал Цзычжо Жу-цзы с войском в поход против княжества Вэй. Против него было выслано войско во главе со знаменитым стрелком того времени Юйгун Чжи-сы. Цзычжо Жу-цзы был разбит и обратился в бегство. Когда преследователи настигли его, он воскликнул: " Я заболел и не могу натянуть лук! Должно быть, смерть моя пришла! " Обратившись к слугам, он спросил у них: " Кто же меня преследует? " -- " Вас преследует знаменитый стрелок Юйгун Чжи-сы", -- ответили те. " Значит, я буду жив! " -- воскликнул обрадованный Цзычжо Жу-цзы. " Но ведь Юйгун Чжи-сы -- непревзойденный стрелок! -возразили удивленные таким заявлением слуги. -- Как же говорите вы, что останетесь живы? " Тогда Цзычжо Жу-цзы объяснил им: " Юйгун Чжи-сы учился стрелять у Инь Гуна, а Инь Гун -- у меня. Как же посмеет Юйгун Чжи-сы причинить мне вред, если сам он является учеником моего ученика? " И действительно, Юйгун Чжи-сы приблизился и спросил у Цзычжо Жу-цзы: " Почему вы не сопротивляетесь, учитель? " Цзычжо Жу-цзы рассказал ему, что не совсем здоров и не может натянуть лук. Тогда Юйгун Чжи-сы, чтобы оправдаться перед своим князем, выпустил впустую четыре стрелы и ушел, отпустив Цзычжо Жу-цзы. [К главе 52] (*1) Чан -- по-китайски значит " простой", " обычный"; лян -- " хороший", " прекрасный". [К главе 53] (*1) Мын Бэнь и Ся Юй -- два силача и храбреца, живших в период Чжаньго. Предание говорит, что они обладали такой силой, что легко могли вырвать хвост у живого быка. [К главе 56] (*1) " Пропустите нас, и мы уничтожим Го". -- Здесь имеется в виду война между княжествами Цзинь и Го, происходившая в период Чуньцю. Между воюющими княжествами находилась территория, принадлежащая княжеству Юй, и княжеству Цзинь пришлось сначала договариваться с княжеством Юй, чтобы оно пропустило цзиньские войска через свою территорию, с намерением одновременно воспользоваться удобным случаем и захватить княжество Юй. [К главе 61] (*1) По лунному календарю весна начинается с Нового года. [К главе 63] (*1) Чжэнь -- название сказочной птицы. (*2) Праздник Седьмой ночи -- празднуется в седьмой день седьмого месяца по лунному календарю. Связан с распространенной в Китае легендой о Ткачихе и Волопасе. Как повествует легенда, к востоку от Небесной реки (Млечного пути) жила девушка-ткачиха, дочь небесного владыки. Она из года в год усердно трудилась, ткала одеяния для неба -- облака. Небесный владыка сжалился над ее одиночеством и разрешил ей выйти замуж за Волопаса, жившего к западу от Небесной реки. Выйдя замуж, девушка перестала ткать. В наказание за это Небесный владыка разлучил ее с мужем и велел вернуться на восточный берег Небесной реки. Ей разрешено лишь один раз в год, в седьмую ночь седьмого месяца, переправляться через Небесную реку для встречи с мужем. В эту ночь в Китае устраиваются празднества, переправы на лодках через реки, символизирующие встречу Ткачихи с Волопасом. [К главе 65] (*1) У-янь -- жена правителя княжества Ци Сюань-вана, отличавшаяся безобразной внешностью. Ее сорок раз пытались выдать замуж, но все попытки кончались неудачей. Тогда У-янь сама предстала перед Сюань-ваном, и тот, пораженный ее умом, взял ее себе в жены. [К главе 66] (*1) " как Линь Сян-жу поехал на пир к циньскому государю". -- В период Чжаньго между княжествами Цинь и Чжао шли беспрерывные войны. Видя, что война не дает никаких результатов, циньский правитель решил обманом захватить своего противника, правителя Чжао Хуэй-вэнь-вана, и убить его. С этой целью он пригласил Хуэй-вэнь-вана в город Миньчи, якобы для переговоров о мире. Хуэй-вэнь-ван боялся могущественного циньского правителя и решил не ехать. Однако сановник Линь Сян-жу и полководец Лянь По сказали ему: " Если вы не поедете, Циньский ван расценит это как трусость и как признак слабости княжества Чжао". Тогда Хуэй-вэнь-ван отправился в Миньчи. Его сопровождал Линь Сян-жу. В честь приезда князя циньский правитель устроил пир и во время пира обратился к Хуэй-вэнь-вану с такими словами: -- " Я слышал, что вы прекрасный музыкант. Пожалуйста, сыграйте на гуслях". Хуэй-вэнь-ван исполнил его просьбу. Тогда вперед вышел циньский историк и записал: " В таком-то году, в таком-то месяце Циньский ван встретился с правителем княжества Чжао и во время пира заставил его играть на гуслях". В этом Линь Сян-жу увидел унижение достоинства своего правителя и попросил Циньского вана спеть. Для этого он приказал подать таз, ударами в дно которого обычно сопровождалось пение в княжестве Цинь. Но Циньский ван отказался исполнить просьбу. Тогда Линь Сян-жу угрожающе произнес: " Я сделаю пять шагов, и кровь из горла окропит вас, ван! " Приближенные Циньского вана хотели убить Линь Сян-жу, но тот бросил на них взгляд, преисполненный такого гнева, что они отпрянули. Циньский ван вынужден был ударить в дно таза и спеть. Тогда Линь Сян-жу приказал историку княжества Чжао выйти вперед и записать: " В таком-то году, в таком-то месяце правитель княжества Чжао заставил Циньского вана петь". Вскоре Циньский ван распорядился окончить пир. Благодаря смелости и находчивости Линь Сян-жу врагу так и не удалось показать свое превосходство над Хуэй-вэнь-ваном. [К главе 69] (*1) Юань-сяо -- первая ночь Нового года; праздновался в пятнадцатый день первого месяца. [К главе 70] (*1) " Лянь По было восемьдесят лет, но он съедал целый доу риса и десять цзиней мяса за раз" -- Лянь По, полководец княжества Чжао в период Чжаньго, вел войны с княжеством Ци и разгромил его; воевал также с княжеством Цинь. Когда умер правитель княжества Сяо-чэн-ван и на престол вступил его сын Сян-ван, Лянь По был отстранен от должности, и на его место князь назначил полководца Ио Чэна. Лянь По хотел убить Ио Чэна, но это ему не удалось, и он вынужден был бежать в княжество Вэй. Однако в это время княжество Чжао страдало от частых набегов циньских войск, и Сян-ван решил уговорить Лянь По вернуться в Чжао. К Лянь По поехал гонец, который одновременно должен был посмотреть, пригоден ли Лянь По к службе, ибо полководцу было уже восемьдесят лет. Когда гонец прибыл, Лянь По в честь его приезда устроил пир. Чтобы показать, что он еще здоров, Лянь По съел сразу целый доу риса (доу = 10 л) и десять цзиней мяса (цзинь = 600 г), а затем облачился в латы, вскочил на коня и начал показывать свое искусство. Однако гонец Го Кай, подкупленный княжеством Цинь, которое боялось назначения Лянь По на должность полководца, после возвращения в Чжао донес князю, что Лянь По стар и ни на что не годен. Правитель княжества Чжао отказался от услуг Лянь По, и тот вынужден был уйти на службу в княжество Чу. [К главе 71] (*1) Изречение из трактата древнего стратега Сунь-цзы, означающее: " Воюя на чужой территории, держи инициативу в своих руках". [К главе 77] (*1) Хуай Ин -- дочь циньского правителя Му-гуна, жена Юя, наследника цзиньского князя Хуэй-гуна. После поражения княжества Цзинь в 645 г. до н. э. наследник Юй был прислан в княжество Цинь в качестве заложника, и Му-гун отдал ему в жены свою дочь. Через некоторое время Юй бежал из княжества Цинь, а Хуай Ин осталась в Цинь. Вскоре из княжества Чу в Цинь прибыл Чун Эр, впоследствии ставший гегемоном под именем Цзиньского Вэнь-гуна. Му-гун подарил ему пять девушек, среди которых была и Хуай Ин. [К главе 78] (*1) По-китайски конь -- " ма", и Цао Цао связывает это с фамилией военачальника Ма Тэна. (*2) Корыто по-китайски -- " цао". [К главе 79] (*1) Цзы-сюй, или У Цзы-сюй -- государственный деятель княжества Чу, живший в период Чуньцю. Его отец и старший брат были убиты чуским князем Пин-ваном. У Цзы-сюй бежал в княжество У и помогал правителю У в войне против княжества Чу. Когда войска княжества У вступили в чускую столицу Ин, князя Пин-вана уже не было в живых. У Цзы-сюй вырыл из могилы его труп и дал ему триста ударов плетью. Затем княжество У воевало с княжеством Юэ и нанесло ему тяжелое поражение. Юэский князь Гоу Цзянь запросил мира. У Цзы-сюй был против заключения мира, и тогда враги оклеветали его перед князем Фу Ча. Князь разгневался и приказал гонцу взять меч, поехать к У Цзы-сюю и отрубить ему голову. Перед казнью У Цзы-сюй обратился к своим домашним с такими словами: " Когда меня казнят, выньте у меня глаза и повесьте их над воротами столицы, чтобы они могли видеть, как разбойники из Юэ вторгнутся и уничтожат княжество У! " Девять лет спустя князь Юэ действительно уничтожил княжество У. [К главе 80] (*1) Здесь игра слов, основанная на иероглифике. Если иероглифы, обозначающие названия созвездий Гуй и Вэй, поставить рядом, получится сложный иероглиф Вэй, который представляет собой название династии Вэй. Знаки " янь" и " у", соединенные вместе, дают знак " сюй", представляющий собой первый знак в названии города Сюйчана. Два солнца -- одно вверху, другое внизу -- дают знак, который читается " чан" и является вторым слогом, входящим в название города Сюйчан. [К главе 87] (*1) Дун -- племя. [К главе 88] (*1) Дянь -- племена, жившие на территории нынешней Бирмы. [К главе 89] (*1) Дао То и Ся Хуэй -- два известных в древнем Китае разбойника. По преданию, Дао То жил во времена легендарного императора Хуан-ди в III тысячелетии до н. э. Ся Хуэй жил в период Чуньцю. [К главе 90] (*1) Ратан -- вид индийского тростника. [К главе 93] (*1) У-хуанди -- Цао Цао. [К главе 96] (*1) Гунь -- отец легендарного древнего императора Юя. (*2) Цин Цзи -- сын Ляо, правителя княжества У, живший в период Чуньцю. Славился своей храбростью и силой. Когда княжич Гуан убил князя Ляо, Цин Цзи находился в княжестве Вэй. Опасаясь мести со стороны Цин Цзи, Гуан подослал к нему убийцу по имени Яо Ли. Яо Ли приехал в княжество Вэй, вошел в доверие к Цин Цзи и, воспользовавшись удобным моментом, тяжело ранил его. Однако Цин Цзи не казнил Яо Ли из уважения к его верности своему князю и отпустил обратно в княжество У. Но едва лишь Яо Ли переступил границу княжества У, как тут же покончил с собой, бросившись на меч. [К главе 99] (*1) У-ди -- Цао Цао. (*2) Вэнь-ди -- Цао Пэй. [К главе 100] (*1) Три светила -- Солнце, луна, звезды. (*2) Сунь Бинь -- знаменитый полководец периода Чжаньго. В юности вместе с Пан Цзюанем, будущим полководцем княжества Вэй, изучал военное дело. Пан Цзюань понимал, что Сунь Бинь намного способнее его, и поэтому заманил своего бывшего друга в княжество Вэй, где его обвинили в уголовном преступлении и в наказание отрубили ноги, а на лбу поставили клеймо. Таким образом Пан Цзюань надеялся скрыть Сунь Биня от людей. В это время в княжество Вэй прибыл посол из княжества Ци. Сунь Биню удалось повидаться с ним и рассказать ему свою историю. Посол увез его с собой в княжество Ци, где Сунь Бинь был представлен князю и получил должность главного военного советника. Когда княжества Вэй и Чжао объявили войну княжеству Хань, последнее обратилось за помощью к Ци. На помощь был послан полководец Тянь Цзи. При нем советником был Сунь Бинь. Вэйский полководец Пан Цзюань, осаждавший столицу княжества Хань город Далян, снял осаду и двинулся навстречу новому врагу. Уверенный в могуществе своей армии, Пан Цзюань недооценивал противника, и Сунь Бинь этим воспользовался. Едва лишь войско Тянь Цзи вступило в пределы княжества Вэй, Сунь Бинь распорядился, чтобы воины вырыли сто тысяч очагов для варки пищи. По числу очагов, которые зажигались ночью, противник мог определить количество войск. На следующий день Сунь Бинь распорядился уменьшить количество очагов вдвое, и т. д. Пан Цзюань, следивший за действиями армии противника и каждую ночь подсчитывавший число очагов, решил, что воины противника испугались его и разбегаются. Он бросился их преследовать. Этого только и ждал Сунь Бинь. Когда Пан Цзюань углубился в горы, воины Сунь Биня срубили большое дерево и повалили его поперек узкой дороги. К дереву был прикреплен белый лист с надписью: " Под этим деревом умрет Пан Цзюань". Ночью войска Пан Цзюаня действительно подошли к тому месту, где лежало срубленное дерево. Пан Цзюань, находившийся впереди своих воинов, заметил белевший в темноте лист и поднял факел, чтобы прочесть написанное на листе. Но в этот момент лучники противника, скрывавшиеся в засаде по обе стороны дороги, открыли стрельбу. Видя, что положение безвыходное, Пан Цзюань вонзил меч себе в грудь. (*3) Юй Сюй, полководец Восточной Ханьской династии, в войне с тангутами прибег к способу увеличения количества очагов -- т. е., противоположному тому, к которому в свое время прибег Сунь Бинь (см. предыдущий комментарий). [К главе 101] (*1) Здесь игра слов: конь по-китайски " ма" -- здесь подразумевается Сыма И; безрогий олень по-китайски " чжан" -- подразумевается Чжан Го. [К главе 103] (*1) Днем в походных котлах готовили пищу, а ночью ударами в эти котлы отмечали время. [К главе 107] (*1) " между двумя дворцами" -- имеются в виду дворцы императора и императрицы. (*2) Лун -- нынешняя провинция Ганьсу. [К главе 111] (*1) Дуань -- по-китайски значит " отрезать". [К главе 117] (*1) Два огня образуют иероглиф " янь", который обозначал имя Сыма Яня, сына Сыма Чжао, впоследствии принявшего императорский титул. Два мужа -- Дэн Ай и Чжун Хуэй. [К главе 119] (*1) Чи Сун-цзы -- имя известного в древнем Китае отшельника. Считался повелителем дождей. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИМЕНА И НАЗВАНИЯ Ай-ди [7-1 гг. до н. э. ] -- император Ханьской династии. Бай Ци -- полководец княжества Цинь в период Чжаньго. В 293 г. до н. э. при Ицюэ разбил войска княжеств Хань и Вэй, в 278 г до н. э. покорил княжество Чу и взял его столицу Ин, в 260 г. до н. э. при Чанпине уничтожил армию княжества Чжао, приказав затем зарыть живыми в землю 400 тысяч пленных. Бин Цзи -- сановник и государственный деятель времен ханьского императора Сюань-ди, занимал высокие должности при императорском дворе. Известен также под титулом Боянского хоу. О его уме и прозорливости существует такой рассказ. Проезжая однажды по дороге, он безразлично отнесся к уличной драке, но вскоре приказал остановиться, чтобы расспросить хозяина тяжело дышащего буйвола, давно ли он в пути. На удивленные вопросы сопровождающих он отвечал, что увечье, полученное в драке -- это забота местных властей, тогда как одышка буйвола, если он не утомлен долгим путем, может означать необычную для этого времени года жару, последствия которой коснутся всех. Бо Цзюй-и [772-846 гг. ] -- знаменитый поэт Танской эпохи. Бянь Цюэ -- знаменитый врач, живший в период Чуньцю. Славился умением определять болезни по пульсу. Ван Ман -- узурпатор императорской власти, покончивший с Ранней династией Хань. Ван Ман был племянником вдовствующей императрицы Ван, вдовы ханьского императора Юань-ди. В 6 г. он отравил императора Пин-ди и возвел на трон малолетнего Ин-ди, которого в 8 г. сам же и низложил, объявив в 9 г. себя императором и провозгласив новую династию Синь [9-25 гг. ]. Пытаясь провести кардинальную экономическую реформу, ввел запрет на куплю и продажу земли, а также государственную монополию на ряд видов деятельности. Эти реформы, проводимые крайне жестко и требовавшие непомерного усиления государственного регулирования и контроля, когда " от множества запрещений нельзя пошевелить рукой", вкупе с ужасающим стихийным бедствием -- изменением русла Хуанхэ, -вызвали противодействие буквально всех слоев общества, вылившееся в конце концов в восстание Краснобровых. В 23 г. восставшие заняли столицу Чанань и убили Ван Мана. Вэй Цзы -- побочный брат Чжоу-синя, последнего правителя династии Инь. Чжоу-синь был крайне распущен, развратен и жесток. Вэй Цзы пытался сдерживать его, но Чжоу-синь не слушал. Это послужило поводом ухода от него Вэй Цзы, который перешел на сторону чжоуского У-вана. Вэй Цзы считается родоначальником княжеской династии Сун. Вэй Цин -- полководец ханьского императора У-ди. Происходил из бедной семьи, но возвысился благодаря своим полководческим способностям. Прославился походами против сюнну (гуннов). В 129 г. до н. э. отразил крупное вторжение сюнну в пределы Ханьской империи, за что получил от императора У-ди титул Чанпинского хоу. В 128 г. до н. э. отвоевал Ордос и вытеснил сюнну за пределы Великой стены. В 119 г. до н. э. китайская армия под водительством лучших полководцев Вэй Цина и Хо Цюй-бина пересекла пустыню Гоби, окружила и наголову разгромила армию сюнну, после чего " южнее пустыни их орд не стало". Вэнь-ван [умер в 1135 г. до н. э. ] -- отец основателя династии Чжоу У-вана. Отличался исключительными нравственными достоинствами. Позволял себе открыто порицать поведение иньского тирана Чжоу-синя, за что был заключен в тюрьму, из которой его вызволил сын У-ван, пославший Чжоу-синю богатые дары и красивую девицу. Вэнь-гун (Чун Эр) [636-628 гг. до н. э. ] -- один из пяти гегемонов периода Чуньцю, второй сын цзиньского правителя Сянь-гуна [676-651 гг. до н. э. ]. После того как Сянь-гун и его фаворитка, красавица Ли-цзи, погубили его брата, законного наследника Шэнь Шэна, Чун Эр бежал из княжества Цзинь. Он провел в скитаниях девятнадцать лет, но потом с помощью циньского князя Му-гуна возвратился в Цзинь и занял престол под именем Цзиньского Вэнь-гуна. В 632 г. до н. э. при Чэнпу Вэнь-гун разгромил армию княжества Чу, и после этого был признан гегемоном (главой союза князей). Правление Вэнь-гуна положило начало почти двухсотлетней гегемонии княжества Цзинь. Вэнь-ди [179-157 гг. до н. э. ] -- император династии Хань, сын Гао-цзу. Гайся -- название места в нынешней провинции Аньхой, где Лю Бан (будущий император Гао-цзу) в 202 г. до н. э. окружил и разгромил войска своего соперника в борьбе за власть, чуского Сян Юя. Гао-цзу (Лю Бан) [206-195 гг. до н. э. ] -- первый император династии Хань. Лю Бан был одним из вождей крестьянского восстания, под ударами которого рухнула Циньская империя. В результате длительной борьбы ему удалось стать императором под именем Гао-цзу и положить начало династии Хань. Гоу Цзянь [496-465 гг. до н. э. ] -- правитель княжества Юэ, имел титул гегемона. Его отец Юнь Чан потерпел поражение от войск правителя княжества У по имени Хэ Люй. В 496 г. до н. э. при Цзуйли Гоу Цзянь разгромил войско Хэ Люя и отомстил за поражение отца. Однако затем сын Хэ Люя по имени Фу Ча в 494 г. до н. э. поставил армию Гоу Цзяня в безвыходное положение при Фуцзяо, но не стал развивать успех и заключил мир. Считая, что с Юэ покончено, он обратился к другим завоеваниям. Гоу Цзянь, однако, оправился от поражения и к 473 г. до н. э. полностью завоевал княжество У. Гуан-у (Гуан У-ди) [25-57 гг. ] -- основатель Поздней Ханьской династии. Его настоящее имя -- Лю Сю. Примкнув к восстанию Краснобровых, он выдвинулся в число главных его вождей. Причем он был одним из немногих, чьи войска не грабили занятые города и селения. В 23 г. одна из повстанческих армий заняла столицу Чанань, и ее предводитель Лю Сюань был провозглашен императором под именем Гэн-ши. Однако его не признавали другие отряды восставших, и в 25 г. Чанань был взят еще раз, а Гэн-ши убит. Его сторонники примкнули к Лю Сю, который в этом же году на подконтрольной ему территории, в Лояне, объявил о восстановлении Ханьской династии и провозгласил себя императором Гуан У-ди. В результате ожесточенной борьбы ему в 27 г. удалось подавить восстание Краснобровых, а через несколько лет и объединить всю страну. Гуань Чжун -- первый министр циского князя Хуань-гуна [685-643 гг. до н. э. ], отличавшийся умом и прозорливостью. Во время их правления княжество Ци было гегемоном. Гэн Гун -- полководец времен ханьского императора Мин-ди. Совершил неудачный поход против северных кочевников сюнну (гуннов). Гэн Гун был окружен противником, и его уговаривали сдаться. Для переговоров от сюнну к Гэн Гуну прибыл посол. Но Гэн Гун убил посла и вырвался из окружения. Гэн Янь -- полководец ханьского императора Гуан-у, который очень часто пользовался советами Гэн Яня и разработанными им планами. Ду Му [803-852 гг. ] -- танский поэт, комментатор трактата Сунь-цзы по военному искусству. Ду Фу [712-770 гг. ] -- великий поэт танской эпохи. Дэн Юй -- государственный деятель и полководец времен восстания Краснобровых и императора Гуан-у. Когда восставшие заняли столицу Чанань, Дэн Юй отбил у них город. Жэнь Цзо -- сановник вэйского князя Вэнь-хоу [424-386 гг. до н. э. ], славился своей честностью и прямотой. И-ди -- внук чуского князя Хуай-вана. После свержения династии Цинь, чуский Сян Юй провозгласил И-ди императором, но вскоре сам же убил его. И Инь -- мудрый сановник основателя Иньской династии Чэн Тана [1766-1753 гг. до н. э. ]. Когда Чэн Тан умер и на престол взошел его внук Тай Цзя, известный своей глупостью и распутством, И Инь заточил его в Тунговом дворце (императорской усыпальнице, где был погребен Чэн Тан). Через три года, когда Тай Цзя раскаялся в своем поведении, И Инь возвратил его на престол. Тай Цзя правил до 1720 г. до н. э. Инь (Шан) [1766-1122 до н. э. ] -- императорская династия в Китае. Ио И -- сановник яньского князя Чжао-вана [312-279 гг. до н. э. ], известный своим умом и дальновидностью. Организовал в 284 г. до н. э. поход шести княжеств Чжао, Хань, Вэй, Цинь, Чу и Янь против княжества Ци и захватил более семидесяти циских городов. После смерти Чжао-вана его преемник Хуэй-ван лишил Ио И всех должностей, и Ио И перешел на службу в княжество Чжао. Краснобровых (восстание) -- крестьянское восстание, вспыхнувшее в 17 г. при правлении Ван Мана, и подавленное в 27 г. императором Гуан-у, бывшим вначале одним из его вождей. В 23 г., а затем и в 25 г., восставшие занимали столицу Ранней Ханьской империи Чанань. Участники этого восстания красили брови в красный цвет и потому получили название Краснобровых. Лао-цзы -- древнекитайский философ, живший в VI-V веке до н. э. Считается основоположником даосизма. Родовое имя Лао-цзы было Ли Эр. Ли Сы -- первый советник Цинь Ши-Хуана. Ли-цзи -- красавица, фаворитка Цзиньского Сянь-гуна [676-651 гг. до н. э. ]. Пожелав сделать сына от Ли-цзи своим наследником, Сянь-гун довел до гибели своего старшего сына Шэнь Шэна, а двух других сыновей -- Чун Эра и И-у -вынудил бежать из страны. Однако вскоре после смерти Сянь-гуна его сыновья от Ли-цзи были убиты, и престол княжества Цзинь достался сначала И-у, правившему под именем Хуэй-гуна [650-637 гг. до н. э. ], а затем Чун Эру -под именем Вэнь-гуна [636-628 гг. до н. э. ].
|
|||
|