Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Комментарии 9 страница



 

1809 См., напр.: Кононов Н. Разбор некоторых вопросов, касающихся Стоглава // Богословский вестник. 1904, № 4. С. 697–699; Стефанович Д. О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. С. 23, 55.

 

1810 См., напр.: Зимин А. А. 1) Историко-правовой обзор // Памятники русского права. Вып. IV. М., 1956. С. 592; 2) К истории военных реформ 50-х годов XVI века // Исторические записки. Т. 55. 1956. С. 345–346; 2) Реформы Ивана Грозного… С. 336–338, 349–350; Шмидт С. О. 1) Соборы середины XVI века // История СССР. 1960, № 4. С. 77–80; 2) Становление российского самодержавства… С. 166; 3) У истоков российского абсолютизма… С. 189; Носов Н. Е. 1) Становление сословно-представительных учреждений в России… С. 31; 2) Собор «примирения» 1549 года и вопросы местного управления // Внутренняя политика царизма (середина XVI – начало XX в. ). Л., 1967. С. 36. – Ср.: Смирнов И. И. Очерки… С. 486–488.

 

1811 Памятники русского права. Вып. IV. С. 576.

 

1812 Там же. С. 576–580.

 

1813Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного… С. 338.

 

1814Кононов Н. Разбор некоторых вопросов…

 

1815Носов Н. Е. Собор «примирения» 1549 года… С. 36.

 

1816Шмидт С. О. 1) Становление российского самодержавства… С. 169–170; 2) У истоков российского абсолютизма… С. 192–193.

 

1817Шмидт С. О. 1) Становление российского самодержавства… С. 170; 2) У истоков российского абсолютизма… С. 192.

 

1818Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного… С. 337–338.

 

1819 См.: Лебедев Н. Стоглавый собор 1551 г. С. 45; Бочкарев В. Стоглав и история собора 1551 года. С. 78–79; Жданов И. Н. Сочинения. Т. 1. С. 175 (прим. 3); Шмидт С. О. 1) Становление российского самодержавства… С. 179; 2) У истоков российского абсолютизма… С. 202; 3) Россия Ивана Грозного. М., 1999. С. 54.

 

1820 См.: Жданов И. Н. Церковно-земский собор 1551 г. // Исторический вестник. 1880, февраль.

 

1821Дьяконов М. Очерки общественного и государственного строя древней Руси. СПб., 1912. С. 454–455.

 

1822Платонов С. Ф. Иван Грозный. С. 56.

 

1823Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. СПб., 1907. С. 144.

 

1824Шмидт С. О. 1) Становление российского самодержавства… С. 181; 2) У истоков российского абсолютизма… С. 204.

 

1825Носов Н. Е. Становление сословно-представительных учреждений в России… С. 72.

 

1826Черепнин Л. В. Земские соборы русского государства… С. 81.

 

1827Латкин В. И. Лекции по внешней истории русского права. С. 73–74. См. также: Кононов Н. Разбор некоторых вопросов, касающихся Стоглава // Богословский вестник. 1904, апрель.

 

1828Шапошник В. В. Церковно-государственные отношения в России. С. 154.

 

1829 Там же.

 

1830 Российское законодательство X–XX веков. В девяти томах. Т. 2. М., 1985. С. 409.

 

1831Каптерев И. Ф. Царь и церковные московские соборы XVI–XVII столетий // Богословский вестник. 1906, декабрь. С. 631.

 

1832Беляев И. В. Об историческом значении деяний Московского собора 1351 г. // Русская беседа. 4. 4. М., 1858. С. 8.

 

1833Шпаков А. Я. Стоглав (К вопросу об официальном и неофициальном происхождении этого памятника) // Сборник в честь профессора М. Ф. Владимирского-Буданова. Киев, 1904. С. 306. См. также: Писаревский И. Значение Стоглавого собора в истории русской церкви // Богословский вестник. 1895, июнь.

 

1834 См.: Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. СПб., 1992; Солоневич И. Л. Народная монархия. М., 2002.

 

1835 См.: Зимин А. А. 1) И. С. Пересветов и его современники… С. 47; 2) Реформы Ивана Грозного… С. 388–389; 2) Крупная феодальная вотчина… С. 301–302; Скрынников Р. Г. Начало опричнины. С. 88.

 

1836 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С. 40.

 

1837 Зимин А. А. 1) Реформы Ивана Грозного… С. 382; 2) Крупная феодальная вотчина… С. 302, 303, 307 (прим. 143). См. также: Корецкий В. И. Новые послания Зиновия Отенского // ТОДРА. Т. XXV. М. -Л., 1970. С. 120.

 

1838 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С. 40.

 

1839 См.: Скрынников Р. Г. Начало опричнины. С. 102–103.

 

1840 ААЭ. Т. 1, № 238. С. 246. См. также: Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники… С. 172, 174; Гробовский А. Н. Иван Грозный и Сильвестр (История одного мифа). С. 34.

 

1841 ААЭ. Т. I, № 238. С. 246.

 

1842 См.: Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники… С. 170; Скрынников Р. Г. Начало опричнины. С. 102.

 

1843Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники… С. 170; Скрынников Р. Г. Начало опричнины. С. 102.

 

1844 См.: Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники… С. 169–170; Скрынников Р. Г. Начало опричнины. С. 102; Назаров В. Д. К истории церковных соборов и идейно-политической борьбы в России первой половины XVI в. // Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб. статей. М., 1990. С. 206; Шапошник В. В. Церковно-государственные отношения в России… С. 215.

 

1845 ААЭ. Т. I, № 239. С. 250–231.

 

1846Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники… С. 171. Ср.: Шапошник В. В. Церковно-государственные отношения в России… С. 215, 216.

 

1847Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники… С. 169.

 

1848Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. С. 81.

 

1849 ААЭ. Т. I, № 238. С. 246.

 

1850 ААЭ. Т. I, № 238. С. 247.

 

1851Смирнов И. И. Очерки… С. 232, 251.

 

1852Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. II. Первая половина тома. С. 841–942.

 

1853Голубинский Е. Е. История русской церкви. С. 842.

 

1854Макарий (Булгаков). История русской церкви. Кн. IV. 4. 1. М., 1996. С. 146.

 

1855Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники… С. 48.

 

1856Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. II. Первая половина тома. С. 843–844.

 

1857Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. М., 1993. С. 514–515.

 

1858 Там же. С. 515.

 

1859Граля И. Иван Михайлов Висковатый… С. 433.

 

1860 Там же. С. 434.

 

1861Граля И. Иван Михайлов Висковатый… С. 125.

 

1862 См.: Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси… С. 250.

 

1863 История русского искусства. Т. 3. М., 1955. С. 554; Мнёва Н. Е. Монументальная и станковая живопись // Очерки русской культуры XVI века. Ч. II. М., 1977. С. 314.

 

1864 См.: Малинин В. А. Русь и Запад. Калуга, 2000. С. 343.

 

1865 Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. II. М., 1992. Стб. 2179.

 

1866Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. II. Первая половина тома. С. 844.

 

1867 Карташов А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. С. 514.

 

1868Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси… С. 250.

 

1869Емченко Е. Б. Стоглав. Исследование и текст. С. 304.

 

1870Карташов А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. I. С. 515.

 

1871Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. II. Первая половина тома. С. 842.

 

1872 Там же.

 

1873Мнёва И. Е. Монументальная и станковая живопись. С. 315.

 

1874 ААЭ. Т. I, № 238. С. 247.

 

1875Кобрин В. Б., Лурье Я. С. Комментарий // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979. С. 392.

 

1876Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси… С. 251.

 

1877Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. II. Первая половина тома. С. 844.

 

1878 Там же.

 

1879Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языков. М., 1861. Стб. 877–882.

 

1880Садиков П. А. Очерки по истории опричнины. М. -Л., 1950. С. 11.

 

1881Смирнов И. И. Очерки… С. 202.

 

1882Смирнов И. И. Очерки… С. 202.

 

1883Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия… Стб. 882.

 

1884Садиков П. А. Очерки по истории опричнины… С. 11–12.

 

1885 Там же. С. 11.

 

1886Смирнов И. И. Очерки… С. 202.

 

1887 Там же.

 

1888Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия… Стб. 877.

 

1889Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия… Стб. 878.

 

1890 Там же. Стб. 879.

 

1891 Там же. Стб. 880.

 

1892 Там же. Стб. 882.

 

1893 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С. 7.

 

1894 Сказания князя Курбского. СПб., 1868. С. 8–9.

 

1895 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С. 109.

 

1896 ААЭ. Т. I, № 238. С. 246.

 

1897 ПСРЛ. Т. 34. М., 1978. С. 181.

 

1898 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. XVI век. С. 412.

 

1899 Там же. С. 396.

 

1900 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. XVI век. С. 412.

 

1901 См.: Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 10. М., 1983. С. 207.

 

1902 Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. II. М., 1992. Стб. 1901.

 

1903 См.: Соловьев С. М. Сочинения. В восемнадцати кн. Кн. III. М., 1989. С. 522; Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. С. 105.

 

1904Скрынников Р. Г. 1) Царство террора. С. 136; 2) Иван Грозный. М., 2002. С. 111. См. также: Цветков С. Э. Иван Грозный. 1530–1584. М., 2005. С. 298.

 

1905 См.: Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 26. М., 2004. С. 73.

 

1906 Известно, что Андрей Курбский, находясь за границей, проявлял резкую враждебность к реформационным движениям и выступал защитником православной веры. – См.: Лурье Я. С. Переписка Ивана Грозного с Курбским в общественной мысли Древней Руси // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С. 238–239.

 

1907 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С. 13, 53, 62–63.

 

1908 Там же. С. 17, 59, 67.

 

1909 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. XVI век. С. 226.

 

1910Лурье Я. С. Переписка Ивана Грозного с Курбским в общественной мысли древней Руси. С. 240.

 

1911 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С. 39, 55, 90.

 

1912 Там же.

 

1913 Там же. С. 7, 9.

 

1914 Лурье Я. С. 1) Вопросы внешней и внутренней политики в посланиях Ивана IV // Послания Ивана Грозного. СПб., 2005. С. 473; 2) Переписка Ивана Грозного с Курбским в общественной мысли Древней Руси. С. 221. См. также.: Лихачев Д. С. Иван Пересветов и его литературная современность // Сочинения И. Пересветова. М. -Л., 1956. С. 52.

 

1915 См.: Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996. С. 159.

 

1916 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С. 118.

 

1917 См.: Клибанов А. И. Реформационные движения в России… С. 337.

 

1918 См.: Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 3. М., 1976. С. 19.

 

1919Клибанов А. И. Реформационные движения в России… С. 337.

 

1920 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. С. 228, 256.

 

1921 Там же. С. 226.

 

1922 Там же. С. 256.

 

1923 Там же.

 

1924Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998. С. 274.

 

1925 Послания Ивана Грозного. С. 243–244.

 

1926 Там же. С. 251–252.

 

1927 Там же. С. 261.

 

1928 Ср.: Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. С. 273.

 

1929Клибанов А. И. Духовная культура… С. 132.

 

1930 Там же. С. 141–154.

 

1931Клибанов А. И. Реформационные движения в России… С. 336.

 

1932 См.: Там же. С. 337.

 

1933 Послания Ивана Грозного. С. 243, 245, 251, 261.

 

1934 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С. 118.

 

1935Клибанов А. И. Реформационные движения в России… С. 337.

 

1936 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С. 60, 97.

 

1937 То, что «Лаодикийское послание» непосредственно связано с именем Федора Курицына, едва ли подлежит сомнению. Показательно также отсутствие каких-либо иностранных оригиналов этого памятника. – См.: Лурье Я. С. Новгородско-московская ересь конца XV – начала XVI в. // Казакова H. А. и Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века. М. -Л., 1955. С. 173; Клибанов А. И. Реформационные движения в России… С. 64; Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. 4. 1. Л., 1988. С. 505–506.

 

1938 Источники по истории новгородско-московской ереси конца XV – начала XVI в. // Казакова H. А. и Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XV – начала XVI века. М. -Л., 1955. С. 265. – «Лаодикийское послание» приводим по наиболее древнему списку, относящемуся к первым годам XVI века и содержащему текст, почти современный авторскому. – Там же. С. 257.

 

1939Клибанов А. И. Духовная культура… С. 142.

 

1940 Там же. С. 145. Ср.: Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. С. 258.

 

1941Клибанов А. И. Реформационные движения в России… С. 66.

 

1942Клибанов А. И. Духовная культура… С. 146.

 

1943Клибанов А. И. Духовная культура… С. 146.

 

1944Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. С. 242.

 

1945 См.: Клибанов А. И. Реформационные движения в России… С. 333–350.

 

1946Лурье Я. С. Новгородско-московская ересь конца XV– начала XVI в. С. 173.

 

1947Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. С. 243–256. См. также: Клибанов А. И. Реформационные движения в России… С. 65–69.

 

1948 См.: Сервицкий А. И. Опыт исследования ереси новгородских еретиков или «жидовствующих» // Православное обозрение. 1862. Июнь. С. 191; Панов И. Ересь жидовствующих // ЖМНПросв. 1877. Январь. С. 27; Успенский Ф. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1892. С. 386; Тихонравов И. С. Сочинения. Т. 1. М., 1898. С. 226; Дмитриев А. Инквизиция в России. М., 1937. С. 27; Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1985. С. 94; Лурье Я. С. 1) Новгородско-московская ересь… С. 174; 2) Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI века. М. -Л., 1960. С. 172–173; Клибанов А. И. Реформационные движения в России… С. 66; Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. С. 246.

 

1949Лурье Я. С., Григоренко А. Ю. Курицын Федор Васильевич // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. 4. 1. Л., 1988. С. 506. См. также: Лурье Я. С. Новгородско-московская ересь… С. 175.

 

1950Клибанов А. И. Реформационные движения в России… С. 69.

 

1951Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. С. 258.

 

1952Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике… С. 175.

 

1953Клибанов А. И. Духовная культура… С. 142–143.

 

1954 Источники по истории новгородско-московской ереси… С. 265.

 

1955Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. С. 256.

 

1956Клибанов А. И. Реформационные движения в России… С. 66.

 

1957 Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 26. М., 2004. С. 152.

 

1958Клибанов А. И. Духовная культура… С. 145.

 

1959 Источники по истории еретических движений XIV – начала XVI века. С. 265.

 

1960 Послания Ивана Грозного. С. 243, 251.

 

1961 Послания Ивана Грозного. С. 259.

 

1962 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С. 7–8, 9–10.

 

1963 Там же. С. 12, 53, 62.

 

1964 Там же. С. 25, 73.

 

1965 Там же. С. 35–36, 55, 84.

 

1966 Там же. С. 39, 55, 90.

 

1967Скрынников Р. Г. Начало опричнины. С. 141.

 

1968Веселовский С. Б. Исследования… С. 103.

 

1969 Там же. С. 140. См. также: Черепнин А. В. Земские соборы русского государства в XVI–XVII вв. М., 1978. С. 90.

 

1970 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. С. 400.

 

1971Веселовский С. Б. Исследования… С. 103. Ср.: Черепнин А. В. Земские соборы русского государства в XVI–XVII вв. С. 90.

 

1972 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. С. 396.

 

1973 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. С. 398.

 

1974 См.: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С. 15, 16, 20, 21, 31, 38.

 

1975Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 136.

 

1976 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. С. 396.

 

1977 Там же. С. 400.

 

1978Веселовский С. Б. Исследования… С. 104, 318. Впрочем, С. Б. Веселовский в другом месте своих исследований говорит: «Когда после смерти царицы Анастасии царь утратил душевное равновесие, и «воскурилось гонение великое», Макарий стал терять влияние на царя. На соборе 1560 г. он один решился поднять голос, и не столько за Сильвестра и Адашева, сколько за соблюдение обычаев «правого» суда и против заочного осуждения обвиняемых». – Там же. С. 115–116.

 

1979Черепнин А. В. Земские соборы русского государства в XVI–XVII вв. С. 90. См. также: Цветков С. Э. Иван Грозный. 1530–1584. М., 2005. С. 276.

 

1980Скрынников Р. Г. Начало опричнины. С. 140–141.

 

1981Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 136–137.

 

1982Шмидт С. О. Россия Ивана Грозного. М., 1999. С. 244.

 

1983Шапошник В. В. Церковно-государственные отношения в России… С. 222.

 

1984Шапошник В. В. Иван Грозный: Первый русский царь. СПб., 2006. С. 203.

 

1985Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. III. Т. IX. М., 1989. Стб. 7.

 

1986 См.: Веселовский С. Б. Исследования… С. 104–105, 115–116. См. также: Шмидт С. О. 1) Становление российского самодержавства… С. 209–210; 2) У истоков российского абсолютизма… С. 232–233. См. также: Шапошник В. В. Иван Грозный… С. 203.

 

1987 Следует прислушаться к словам С. Б. Веселовского, который говорил, что на соборе 1560 года Макарий «решился поднять голос, и не столько за Сильвестра и Адашева, сколько за соблюдение обычаев «правого» суда и против заочного осуждения обвиняемых». – Веселовский С. Б. Исследования… С. 115–116.

 

1988Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 136.

 

1989Веселовский С. Б. Исследования… С. 104.

 

1990 Ср.: Скрынников Р. Г. Начало опричнины. С. 141.

 

1991Шмидт С. О. 1) Становление российского самодержавства… С. 209; 2) У истоков российского абсолютизма… С. 232.

 

1992Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 136.

 

1993 Это сравнение касается конечных целей собора 1560 года и учреждения Опричнины. И собор, и введение Опричнины были одинаково направлены на восстановление поколебленных в годы правления Избранной Рады основ русского национального бытия – самодержавной власти, апостольской церкви и православной веры. Различие заключалось в способах достижения этой общей цели: в первом случае посредством мира и согласия, а во втором – насилия и крови.

 

1994Шмидт С. О. 1) Становление российского самодержавства… С. 209; 2) У истоков российского абсолютизма… С. 231.

 

1995Черепнин А. В. Земские соборы русского государства в XVI–XVII вв. С. 90.

 

1996 Там же.

 

1997Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 136.

 

1998 Там же.

 

1999 См.: Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. Т. 2. М., 1987. С. 164.

 

2000Шмидт С. О. 1) Становление российского самодержавства… С. 209; 2) У истоков российского абсолютизма… С. 232.

 

2001Черепнин А. В. Земские соборы русского государства в XVI–XVII вв. С. 90.

 

2002Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 136.

 

2003Скрынников Р. Г. Начало опричнины. С. 141.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.