Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Комментарии 7 страница



 

1307 ПСРЛ. Т. XII. С. 220.

 

1308Зимин А. А. Россия на рубеже XV–XVI столетий: (Очерки социально-политической истории). М., 1982. С. 199.

 

1309Греков Б. Д. Избранные труды. Т. IV. С. 158 (прим. 69).

 

1310 См.: Бернадский В. Н. Новгород и новгородская земля… С. 322.

 

1311Казакова H. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. Л., 1970. С. 54.

 

1312Зимин А. А. Россия на рубеже XV–XVI столетий… С. 199.

 

1313 Там же.

 

1314Бернадский В. Н. Новгород и новгородская земля… С. 319–320. См. также: Казакова H. А. Очерки… С. 58.

 

1315 Я. С. Лурье относит установление связей между Ф. Курицыным и новгородскими еретиками ко времени не ранее лета 1479 года, когда Иван III уже побывал в Новгороде (Лурье Я. С. Русские современники Возрождения. Л., 1988. С. 101). Полагаем, что эти связи между братьями по еретическому цеху, очные или заочные, существовали ранее, быть может, с момента возникновения ереси в волховской столице.

 

1316 Там же.

 

1317Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. Т. 1. М. -Л., 1947. С. 285.

 

1318 Там же.

 

1319 ПСРЛ. Т. XII. С. 249.

 

1320 И. У. Будовниц полагает, что это произошло между 1491 и 1504 гг. – Будовниц И. У. Русская публицистика XVI века. С. 69.

 

1321Павлов А. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. Ч. I. С. 51.

 

1322 См.: Казакова H. А. Очерки… С. 58.

 

1323 ЧОИДР. М., 1902. Кн. II, отд. II. С. 3.

 

1324 См.: Седельников А. Д. К изучению «Слова кратка» и деятельности доминиканца Вениамина // ИОРЯС АН СССР. Т. XXX.

 

1325 ЧОИДР. М., 1902. Кн. II, отд. II. С. 1.

 

1326 Там же.

 

1327 Там же. С. 2.

 

1328 ЧОИДР. М., 1902. Кн. II, отд. II. С. 2.

 

1329 Там же. С. 22.

 

1330 Там же. С. 12.

 

1331 Там же. С. 18.

 

1332 Там же. С. 12

 

1333 Там же. С. 4–47.

 

1334 Там же. С. 26.

 

1335 ЧОИДР. М., 1902. Кн. II, отд. II. С. 40.

 

1336 Там же.

 

1337 Там же. С. 15.

 

1338 Там же. С. 57.

 

1339Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. Т. I. С. 90.

 

1340 См.: Платонов С. Ф. 1) Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI–XVII вв. (Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время). СПб., 1910. С. 134–135; 2) Иван Грозный. С. 54; Веселовский С. Б. 1) Первый опыт преобразования центральной власти при Иване Грозном // Исторические записки. Т. 15. 1945. С. 57–59; 2) Феодальное землевладение… С. 315–321; 3) Исследования по истории опричнины. М., 1963. С. 77–80; Смирнов И. И. Очерки политической истории Русского государства 30-50-х годов XVI века. М. -Л., 1958. С. 407–422; Павлов А. И. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584–1605 гг. ). СПб., 1992. С. 86–95; Власть и реформы. От самодержавной к советской России. С. 64–65. – В исторической литературе высказывалось мнение, будто испомещение «тысячников» осталось нереализованным проектом (Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного… С. 366–371. Ср.: Павлов А. И. Государев двор… С. 94–95). «Проект реформы, – говорил А. А. Зимин, – вероятно, остался неосуществленным потому, что у правительства не было необходимого фонда свободных земель под Москвой» (Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного… С. 371). Очень трудно поверить в то, что правительство, приступая к столь масштабному предприятию и даже издав соответствующий указ, не имело сведений о том, располагает ли оно для осуществления его необходимым фондом земель.

 

1341 См., напр.: Павлов А. С. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. 4. 1. Одесса, 1871. С. 37; Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV–XV веков. 4. 2. М., 1951. С. 31, 32; Каштанов С. М. Социально-политическая история России конца XV – первой половины XVI в. М., 1967. С. 12, 14; Ивина А. И. 1) Судебные документы и борьба за землю в Русском государстве во второй половине XV – начале XVI в. // Исторические записки. 86. М., 1970. С. 335–336; 2) Крупная вотчина Северо-Восточной Руси конца XIV – первой половины XVI в. Л., 1979. С. 105.

 

1342 См.: Алексеев Ю. Г. Аграрная и социальная история Северо-Восточной Руси XV–XVI вв. Переяславский уезд. М. -Л., 1966. С. 95; Ивина А. И. Крупная вотчина… С. 126.

 

1343 См.: Копанев А. И. История землевладения Белозерского края XV–XVI вв. М.; 1951. С. 86–87.

 

1344Веселовский С. Б. Феодальное землевладение… С. 90.

 

1345Каштанов С. М. Историко-правовой обзор // Памятники русского права. Вып. IV. 1956. С. 128.

 

1346Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI века. М. -Л., 1960. С. 49. См. также: Зимин А. А. Об участии Иосифа Волоцкого в соборе 1503 г. // Послания Иосифа Волоцкого. М. -Л. 1959. С. 370.

 

1347Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV–XV вв. 4. 2. С. 313. См. также: Каштанов С. М. Социально-политическая история России… С. 107. Ср.: Казакова H. А. и Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века. М. -Л., 1955. С. 168.

 

1348Каштанов С. М. Социально-политическая история России… С. 191.

 

1349 Подробнее о соборе 1503 года см: Зимин А. А. Россия на рубеже XV–XVI столетий: (Очерки социально-политической истории). М., 1982. С. 197–211.

 

1350 Там же. С. 212.

 

1351 О разгроме еретиков подробнее см.: Казакова H. А. и Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения… С. 194–220; Зимин А. А. Россия на рубеже XV–XVI столетий… С. 212–232.

 

1352Каштанов С. М. Социально-политическая история России… С. 243.

 

1353 Там же. С. 244.

 

1354 Там же. С. 246.

 

1355 Там же. С. 244, 245.

 

1356 Там же. С. 257.

 

1357Павлов А. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. 4. 1. С. 83.

 

1358 Собрание государственных грамот и договоров. 4. 1. М., 1813. С. 412.

 

1359 Источники по истории еретических движений XIV – нач. XVI в. // Казакова H. А. и Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения… С. 518. Ср.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике… С. 464.

 

1360Зимин А. А. 1) Россия на пороге нового времени: (Очерки политической истории России первой трети XVI в. ). М., 1972. С. 133; 2) Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV–XVI в. ). М., 1977. С. 93–94. См. также: Павлов А. Исторический очерки секуляризации церковных земель в России. 4. 1. С. 66.

 

1361 См.: Казакова H. А. Очерки… С. 106–107.

 

1362 См.: Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина… С. 93, 283; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике… С. 468; Ивина Л. И. Крупная вотчина… С. 138. Н. А. Казакова полагает, что «Варлаам, не будучи сам нестяжателем, сочувствовал им». – Казакова H. А. Очерки… С. 107.

 

1363Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники… С. 417.

 

1364Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина… С. 282–283.

 

1365 Следовательно, пять лет ростовская епархия оставалась незанятой, что, по-видимому, свидетельствует о напряженной борьбе за место архиепископа в Ростове, в ходе которой одолели нестяжатели.

 

1366 Не исключено, что Протасий оставил Рязанское епископство не без давления и происков со стороны нестяжателей.

 

1367Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина… С. 283–284.

 

1368 Там же. С. 284.

 

1369Каштанов С. М. Социально-политическая история России… С. 257.

 

1370Ивина Л. И. Крупная вотчина… С. 138.

 

1371 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9. Конец XV – первая половина XVI века. СПб., 2000. С. 302.

 

1372Павлов А. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. 4. 1. С. 83 (прим. 1).

 

1373 Там же. С. 85.

 

1374 См.: Герберштейн С. Записки о московитских дела. СПб., 1908. С. 41.

 

1375Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина… С. 285. А. А. Зимин, уточняя Герберштейна, говорит, что Варлаам «съехал на Симонов, а позднее был сослан в Каменский монастырь» (Там же. С. 284).

 

1376Макарий (Булгаков). История русской церкви. Кн. IV. Часть первая. М., 1996. С. 94.

 

1377Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. II. Первая половина тома. М., 1997. С. 698.

 

1378 ПСРЛ. Т. XIII. Продолжение. С. 43.

 

1379 Там же. Т. IV. 4. 1. С. 541.

 

1380 Там же. Т. VI. С. 264.

 

1381Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина… С. 285

 

1382 Там же.

 

1383 Там же. С. 285–286.

 

1384 Там же. С. 286.

 

1385 См.: Зимин А. А. Россия на пороге нового времени… С. 124–141.

 

1386 См.: Каштанов С. М. Социально-политическая история России… С. 267–274.

 

1387Казаков H. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М. -Л., 1960. С. 279.

 

1388 Там же. С. 326.

 

1389Казаков H. А. Вассиан Патрикеев…. Ранее С. М. Каштанов развивал несколько иные взгляды: «Пожалование вотчин монастырям при Василий III и в период регентства Елены Глинской (1534–1538 гг. ) приобрело характер исключений из общего правила…». – Каштанов С. М. Историко-правовой обзор. С. 128.

 

1390 См.: Веселовский С. Б. Феодальное землевладение… С. 90–91.

 

1391Павлов А. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. Ч. I. С. 102–103.

 

1392Павлов А. Исторический очерк секуляризации. С. 102.

 

1393 Там же. С. 102, 103.

 

1394 ПСРЛ. Т. IV. 1. М., 2000. С. 574.

 

1395 См.: Конин Г. Е. Материалы для терминологического словаря древней России. М. -Л., 1937. С. 275.

 

1396Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992. С. 89.

 

1397Павлов А. Исторический очерки секуляризации церковных земель в России. 4. 1. С. 103.

 

1398Каштанов С. М. Социально-политическая история России… С. 329.

 

1399 Там же.

 

1400Каштанов С. М. Социально-политическая история России… С. 376.

 

1401Каштанов С. М. Финансы средневековой Руси. М., 1988. С. 156–176. См. также: Каштанов С. М. 1) Историко-правовой обзор. С. 128, 166, 167; 2) К изучению опричнины Ивана Грозного // История СССР. 1963, № 2. С. 113; Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. С. 106; Колычева Е. И. Аграрный строй России XVI века. М., 1987. С. 141. Аналогичные суждения высказывал еще ранее П. А. Садиков. – См.: Садиков П. А. 1) Из истории опричнины царя Ивана Грозного // Дела и дни. 1921. Книга вторая. Пг., 1921. С. 20–29; 2) Из истории опричнины XVI в. // Исторический архив. III. М. -Л., 1940. С. 171–174.

 

1402 К этой мысли С. М. Каштанов пришел давно. Еще в 1956 году он замечал: «Непрочность положения боярских временщиков заставляла их искать союзников в среде крупнейших духовных феодалов». Отсюда земельные раздачи духовенству. – См.: Каштанов С. М. Историко-правовой обзор. С. 128.

 

1403Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 89.

 

1404 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979. С. 27, 76.

 

1405 Там же. С. 28, 76.

 

1406 См.: Тимофей, Дионисий. О Церкви, православном Царстве и последнем времени. М., 1998. С. 20–24.

 

1407Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного… С. 320.

 

1408Каштанов С. М. Историко-правовой обзор. С. 129; Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного… С. 313.

 

1409 Очерки истории СССР. Период феодализма. Конец XV в. – начало XVII в. С. 346.

 

1410 См.: Каштанов С. М. Финансы средневековой Руси. С. 98.

 

1411Каштанов С. М. Историко-правовой обзор. С. 129

 

1412 Там же.

 

1413Павлов А. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. 4. 1. С. 106–107.

 

1414 Там же. С. 107.

 

1415Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В трех томах. Т. 3. М., 1995. С. 67.

 

1416Моисеева Г. Н. Валаамская беседа – памятник русской публицистики середины XVI века. М. -Л., 1958. С. 56.

 

1417 РИБ. Т. IV. СПб., 1878. Стб. 1440.

 

1418 См.: Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники… С. 155.

 

1419 Там же. С. 46–48, 64, 153–154.

 

1420 См.: Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 3. С. 67.

 

1421 РИБ. Т. IV. Стб. 1440.

 

1422Смирнов И. И. «Беседа Валаамских чудотворцев» и ее место в русской публицистике XVI века // Исторические записки. Т. 15. 1945. С. 248.

 

1423Смирнов И. И. «Беседа Валаамских чудотворцев»… Т. 15. С. 248.

 

1424Стратонов И. А. Заметки по истории земских соборов Московской Руси. Казань, 1912. С. 23–30.

 

1425Авалиани С. Л. «Беседа преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев» как исторический источник // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1909, март. Т. I. С. 381–383.

 

1426Дружинин В. Г., Дьяконов М. А. Беседа преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Апокрифический памятник XVI в. // Л3АК. Вып. X. 1889; Петров И. Беседа преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев // Филологические записки. Вып. V–VI. Воронеж, 1905. С. 51–53; Бельченко Г. П. К вопросу о составе и об авторе «Беседы преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев». Одесса, 1914. С. 2–3; Седельников А. Д. Две заметки по эпохе Ивана Грозного // Сборник статей к 40-летию ученой деятельности акад. А. С. Орлова. Л., 1934; Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. Т. I. М., 1940. С. 142; Смирнов И. И. «Беседа Валаамских чудотворцев» и ее место в русской публицистике XVI века. С. 258–259; Будовниц И. У. Русская публицистика XVI века. С. 247; Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 78, 84, 87; Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI–XVII вв. М., 1978. С. 92 (прим. 1).

 

1427Ключевский В. О. Боярская дума Древней Руси. М., 1902. С. 284.

 

1428Павлов А. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. 4. 1. С. 137 (прим. ).

 

1429Пресняков А. Е. Рецензия на Л3АК. Вып. X // ЖМНПросв. 1896, сентябрь. С. 161–162; Зимин А. А. 1) «Беседа Валаамских чудотворцев» как памятник позднего нестяжательства // ТОДРА. Т. XI. М. -Л., 1955. С. 198–208; 2) И. С. Пересветов и его современники… С. 431.

 

1430Павлов А. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. 4. I. С. 136. Некоторые историки полагали, что это был Вассиан Патрикеев. – См.: История российской иерархии, собранная… Амвросием. Ч. II. М., 1810. С. XXVI–XXVII; Бодянский О. М. Рассуждение инока-князя Вассиана о неприличии монастырям владеть отчинами // ЧОИДР. Т. III. 1859. С. VIII; Хрущов И. Исследование о сочинениях Иосифа Санина. СПб., 1868; Невоструев К. И. Рассмотрение книги И. Хрущева // Отчет о XII присуждении наград гр. Уварова. СПб., 1869. С. 64–65; Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881; Авалиани С. «Беседа преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев» как исторический источник. С. 381–383; Иконников В. С. Максим Грек и его время. Киев, 1910.

 

1431Будовниц И. У. Русская публицистика XVI века. С. 247, 251.

 

1432Ключевский В. О. Боярская дума Древней Руси. С. 275–276; Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пг., 1916. С. 306.

 

1433Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 3. С. 65–66.

 

1434Рыбаков Б. А. Воинствующие церковники XVI века // Антирелигиозник. 1934. № 3. С. 26; Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 103, 112, 114. См. также: Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства… С. 92 (прим. 1).

 

1435Смирнов И. И. «Беседа Валаамских чудотворцев» и ее место в русской публицистике. С. 257–259.

 

1436Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 3. С. 65–67.

 

1437 Там же. С. 67.

 

1438 Там же.

 

1439Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 50.

 

1440 См., напр.: Павлов А. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. 4. 1. С. 136–137; Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 3. С. 67; Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. Т. I. С. 142; Смирнов И. И. «Беседа Валаамских чудотворцев» и ее место в русской публицистике XVI века. С. 253; Будовниц И. У. Русская публицистика XVI века. С. 247; Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 48–50, 74–77; Буланина Т. В. Валаамская беседа // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. 4. 1. Л., 1955. С 104.

 

1441Кузьмин А. Г. Публицистика и общественная мысль // Очерки русской культуры XVI века. Часть вторая. М. 1977. С. 123.

 

1442Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 177, 190.

 

1443Дружинин В. Г., Дьяконов М. А. Беседа преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. С. XIII.

 

1444Бельченко Г. П. К вопросу о составе и об авторе «Беседы преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев». С. 58.

 

1445Будовниц И. У. Русская публицистика XVI века. С. 249–250.

 

1446 Там же. С. 251.

 

1447 Об этом см.: Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. С. 80–102.

 

1448Буланин Д. М. Трудности изучения биографии древнерусских писателей // Русская литература. 1980, № 3. С. 140.

 

1449 См.: Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 3. С. 65.

 

1450Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 161.

 

1451 Там же. С. 178.

 

1452Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 162, 179.

 

1453 Там же. С. 164, 181.

 

1454 Там же. С. 165, 181.

 

1455 Там же. С. 168, 183.

 

1456 Там же. С. 168, 184.

 

1457 Там же. С. 170, 185.

 

1458 Там же. С. 174, 188.

 

1459Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 161, 178.

 

1460 Там же. С. 165, 181.

 

1461 Там же. С. 174, 188.

 

1462 Там же. С. 164, 180.

 

1463 Там же. С. 168, 183.

 

1464 Там же.

 

1465 Там же. С. 188.

 

1466Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 173–174.

 

1467 Там же. С. 188.

 

1468 Там же. С. 174, 188.

 

1469Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 172, 187.

 

1470 Там же. С. 167–168, 183.

 

1471 Там же. С. 169, 184.

 

1472 Там же. С. 167, 183.

 

1473 Г. Н. Моисеева обратила внимание на сходство аргументации в данном вопросе автора «Валаамской беседы» и еретика Матвея Башкина. – Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 110.

 

1474 Там же. С. 162, 168, 169, 173, 177, 179, 184, 187, 190.

 

1475Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 174–175, 188–189.

 

1476Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 3. С. 65.

 

1477 Сочинения И. Пересветова. М. -Л., 1956. С. 347.

 

1478 См.: Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 108; Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства… С. 92–93.

 

1479Клибанов А. И. Реформационные движения в России… С. 338.

 

1480Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 166–167, 182.

 

1481 Там же. С. 163, 179–180.

 

1482Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 165–166, 182.

 

1483 Там же. С, 166, 182.

 

1484 Там же. С. 174. Во Второй редакции «Беседы» термин улусы заменен словом угодия: «И давати им (монахам. – И. Ф. )… промышленные угодия». – Там же. С. 188.

 

1485 Там же. С. 162, 174, 175, 179, 188, 189.

 

1486 См.: Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 22. М., 2004. С. 230–231.

 

1487Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 167, 183.

 

1488 Там же.

 

1489 Там же.

 

1490 Там же. С. 185.

 

1491 См.: Будовиц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV–XVI веках (по «житиям святых»). М., 1966. С. 77–111.

 

1492Смирнов И. И. «Беседа Валаамских чудотворцев» и ее место в русской публицистике XVI века. С. 251.

 

1493 Там же.

 

1494Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 100.

 

1495Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства… С. 92.

 

1496Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 162, 179.

 

1497 Там же. С. 163, 179.

 

1498 См.: Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства… С. 95.

 

1499Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 166, 182.

 

1500 Там же. С. 161–162, 178.

 

1501 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С. 21, 70.

 

1502 Там же. С. 16, 65.

 

1503 Там же.

 

1504Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 163, 179.

 

1505 Там же. Во Второй редакции данный текст читается несколько по-другому: «Государем царем уставлено царство и грады, с волостми держати, и власть имети – со князи и з боляры, и с протчими великородными и приближними своими мирскими людми, а не с иноки». – Там же. С. 180.

 

1506 Там же. С. 162. «Протчие миряны» заменены во Второй редакции «Беседы» «протчими великородными и праведными мирскими людми». – Там же. С. 179.

 

1507 Там же. С. 166, 182.

 

1508Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 94–95.

 

1509Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства… С. 93.

 

1510Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 176.

 

1511 Там же. С. 190.

 

1512 Ср.: Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства… С. 93.

 

1513Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 191.

 

1514Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 191.

 

1515 Там же. С. 191–192.

 

1516 Там же. С. 192.

 

1517Дружинин В. Г., Дьяконов М. А. Беседа преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. С. XIII–XVII. При этом В. Г. Дружинин и М. А. Дьяконов замечали, что автору «Сказания» «очень хотелось, чтобы оно стало неотъемлемой прибавкой «Беседы». – Там же. С. XV. Об авторах «Беседы» и «Сказания» см. также: Бельченко Г. П. К вопросу о составе… С. 47.

 

1518Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 140–148

 

1519Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства… С. 94.

 

1520 См., напр.: Стратонов И. А. Заметки… С. 22–23.

 

1521 См., напр.: Зимин А. А. «Беседа Валаамских чудотворцев»… С. 201–202.

 

1522Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 3. С. 66.

 

1523 Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 24. М., 1999. С. 163.

 

1524Смирнов И. И. «Беседа Валаамских чудотворцев»… С. 260. Ср.: Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 141–142.

 

1525Ключевский В. О. Боярская дума Древней Руси. С. 284.

 

1526Смирнов И. И. «Беседа Валаамских чудотворцев»… С. 248–249. Ср.: Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства… С. 94–95.

 

1527 См.: Теплова В. А. Брестская церковная уния. Предыстория, причины и следствия // Уния в документах. Минск, 1997. С. 34–36.

 

1528 Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М., 1983. С. 33, 36.

 

1529 Ср.: Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства… С. 93.

 

1530 См.: Ключевский В. О. Боярская дума Древней Руси. С. 283–284.

 

1531 Ср.: Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства… С. 93.

 

1532Моисеева Г. Н. Валаамская беседа… С. 192.

 

1533 См.: Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина… С. 299.

 

1534Кунцевич Г. Челобитная иноков царю Ивану Васильевичу. СПб., 1912. С. 9, 11.

 

1535 Там же. С. 11.

 

1536 Там же.

 

1537Будовниц И. У. Русская публицистика XVI века. С. 255.

 

1538 «Челобитная крылошан ко государю царю» – так называет наш памятник И. У. Будовниц (Там же. С. 254), следуя за его рукописным заглавием (Кунцевич Г. Челобитная иноков… С. 12). Однако, по справедливому замечанию Г. Кунцевича, «из текста памятника не видно, чтобы Челобитная шла именно от крылошан». – Там же. С. 4 (прим. 1).

 

1539Будовниц И. У. Русская публицистика XVI века. С. 255–256.

 

1540 Там же. С. 254.

 

1541Кунцевич Г. Челобитная иноков… С. 12–13.

 

1542Кунцевич Г. Челобитная иноков… С. 17.

 

1543 Там же.

 

1544 Там же. С. 17–18.

 

1545 Там же. С. 15.

 

1546 Там же. С. 14.

 

1547 Там же.

 

1548 Там же. С. 13.

 

1549Кунцевич Г. Челобитная иноков… С. 13.

 

1550Будовниц И. У. Монастыри на Руси… С. 92.

 

1551 Там же. С. 99.

 

1552Кунцевич Г. Челобитная иноков… С. 19.

 

1553Кунцевич Г. Челобитная иноков… С. 13.

 

1554 Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1. М. 1992. Стб. 806.

 

1555Кунцевич Г. Челобитная иноков… С. 12.

 

1556 Там же. С. 10.

 

1557 Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI века. IV. М., 1988. С. 723–743.

 

1558Носов Н. Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. Изыскания о земской реформе Ивана Грозного. Л., 1969. С. 75 (прим. 83). См. также: Павлов А. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. Ч. I. Одесса, 1871. С. 109.

 

1559 См.: Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 13. М., 1987. С. 195.

 

1560Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники… С. 75.

 

1561 Там же.

 

1562Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного… С. 376.

 

1563Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина… С. 274.

 

1564 Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 122. А. М. Сахаров придерживался этой точки зрения и ранее. – См.: Церковь в истории России (IX в. – 1917 г. ). Критические очерки. М., 1967. С. 102.

 

1565 Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI века. IV. С. 722.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.