Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Комментарии 4 страница



 

648 Там же.

 

649Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 1975. С. 49.

 

650 См. также: Скрынников Р. Г. 1) Государство и церковь на Руси XIV–XVI вв. С. 242; 2) Крест и корона… С. 239.

 

651 Эту нелепость повторяет А. Л. Дворкин. «Адашев заявил, что «целует крест» наследнику, но не Захарьиным», – пишет он. – Дворкин А. Л. Иван Грозный как религиозный тип. С. 119.

 

652Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 111–112. См. также: Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 2002. С. 69.

 

653Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 112. Эта концовка выглядит иначе в книге 2002 года об Иване Грозном: «Адашев старший недвусмысленно высказался за присягу законному наследнику, но при этом выразил недоверие Захарьиным. Выступление Федора Адашева отличалось большой откровенностью». – Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 2002. С. 69.

 

654Граля И. Иван Михайлов Висковатый… С. 95.

 

655 Там же. С. 102.

 

656Шапошник В. В. Иван Грозный… С. 191.

 

657Филюшкин А. И. История одной мистификации… С. 284.

 

658 ПСРЛ. Т. XIII. Продолжение. С. 523.

 

659 Там же. С. 524.

 

660 См.: Смирнов И. И. Очерки… С. 271.

 

661 ПСРЛ. Т. XIII. Продолжение. С. 524.

 

662 См.: Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного… С. 412–413.

 

663 Вот почему в высшей степени проблематичным является утверждение А. Л. Дворкина о том, что никто из бояр «не отказывался от крестного целования наследнику, в том числе и те, кого беспокоило усиление Захарьиных-Юрьевых». – Дворкин А. Л. Иван Грозный как религиозный тип. С. 119.

 

664Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного… С. 414.

 

665Скрынников Р. Г. Начало опричнины. С. 93.

 

666Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 2002. С. 71.

 

667Смирнов И. И. Очерки… С. 264.

 

668 Там же. С. 268.

 

669Альшиц Д. Н. Происхождение и особенности источников, повествующих о боярском мятеже 1553 года // Исторические записки. Т. 25. 1948. С. 277–278.

 

670Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. С. 280.

 

671 Там же. С. 281.

 

672Бахрушин С. В. Научные труды. Т. II. С. 334, 335.

 

673 Там же. С. 335.

 

674Шмидт С. О. Россия Ивана Грозного. С. 244.

 

675Смирнов И. И. Очерки… С. 275.

 

676 Там же. С. 275–276.

 

677 Там же. С. 276.

 

678 Там же.

 

679 Там же. С. 276–277.

 

680Смирнов И. И. Очерки… С. 277.

 

681 Недавно она была в некотором роде воспроизведена В. В. Шапошником: «Было и еще одно, что не может не броситься в глаза, – в рассказе о царской болезни ни словом не упоминается митрополит Макарий – один из виднейших деятелей правительства того времени. Предположить, что он просто не присутствовал при бурных событиях, невозможно: тяжелая болезнь правителя не могла обойтись без присутствия первоиерарха Русской церкви. Вполне вероятно, что и Макарий оказался не в числе сторонников кандидатуры царевича Дмитрия. Просто авторы приписок к летописи не сочли нужным упоминать об этом неприятном для царя факте. О позиции Макария говорит позиция его ставленника Сильвестра». – Шапошник В. В. Иван Грозный… С. 194.

 

682Андреев Н. Е. Об авторе приписок в лицевых сводах Грозного // ТОДРЛ. Т. 18. М. -Л., 1962. С. 129.

 

683Хорошкевич А. Л. Царский титул Ивана IV… С. 37.

 

684 Там же. С. 37–38.

 

685Скрынников Р. Г. Начало опричнины. С. 98.

 

686Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 1975. С. 51.

 

687Скрынников Р. Г. 1) Святители и власти. С. 186–187; 2) Государство и церковь на Руси… С. 243; 3) Царство террора. С. 113; 4) Крест и корона… С. 239.

 

688Скрынников Р. Г. 1) Святители и власти. С. 188; 2) Государство и церковь на Руси… С. 245; 3) Царство террора. С. 113; 3) Крест и корона… С. 240.

 

689Скрынников Р. Г. 1) Святители власти. С. 189; 2) Государство и церковь на Руси… С. 246; 3) Крест и корона… С. 241.

 

690Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 114.

 

691 Там же. См. также: Скрынников Р. Г. 1) Святители и власти. С. 189–190; 2) Государство и церковь на Руси… С. 246; 3) Крест и корона… С. 241.

 

692 ПСРЛ. Т. XIII. Продолжение. С. 524, 525.

 

693Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 2002. С. 298.

 

694 Аз грешный вам известих желание свое о пострижении». – Послания Ивана Грозного. СПб., 2005. С. 164.

 

695 Там же.

 

696Флоря Б. Н. Иван Грозный. С. 74.

 

697 Надо сказать, что творческая изобретательность Р. Г. Скрынникова не оскудевает. Недавно он предложил новую версию умолчания имени митрополита Макария в мартовских событиях 1553 года. Ему, наконец, стало «понятным замечание Курбского о том, что Сильвестру удалось отогнать от царя Ивана «ласкателей» после того, как он «присовокупляет себе в помощь архиерея онаго великаго града» Москвы, иначе говоря, митрополита Макария. Вот причина, почему Грозный ни словом не обмолвился о Макарии в своем отчете о кризисе 1553 г. Смертельная болезнь государя [почему не умер, коль смертельная! ] и династический кризис выдвинули фигуру митрополита на первый план. Если монарх в своем отчете о «мятеже» вообще не упомянул имени Макария, то лишь потому, что щадил его память. Он не стал обвинять пастыря церкви в том, в чем обвинял «изменных бояр», а именно во вражде к Захарьиным» (Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 2002. С. 86).

 

698Граля И. Иван Михайлов Висковатый… С. 137, 186 (прим. 326).

 

699Граля И. Иван Михайлов Висковатый… С. 137–138.

 

700Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. С. 281.

 

701 На это обратил внимание Р. Г. Скрынников, но не сделал из этого никаких выводов. – Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 113.

 

702Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 112. «Центральное место в «Сказании о мятеже», – пишет в другой своей книге Р. Г. Скрынников, – занимают царские речи, произнесенные в день «мятежа» в Думе. Сочинение вымышленных речей, соответствующих характеру героя, отвечало издавна сложившимся канонам летописания. Речи «Сказания» не были исключением. Но их своеобразие заключалось в том, что царские речи были сочинены не летописцем, а самим государем» (Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 2002, С. 135). Однако, коль Иван – не летописец, а государь, то незачем ему приписывать исполнение «канонов летописания», тем более что он воспроизводил не чужие слова, как это делали летописцы, а собственные. Вопрос, следовательно, в том, насколько хорошо царь запомнил собою сказанное и насколько точно передавал его. Мартовские события 1553 года, памятные своим драматизмом, стали к тому же поворотными в отношении царя Ивана к Сильвестру и Адашеву. Иван IV прекрасно помнил о том, что тогда с ним приключилось, помнил как по причине экстраординарности произошедшего, так и благодаря своей феноменальной памяти, поражавшей современников. – См.: Хорошкевич А. Л. Россия в системе международных отношений середины XVI века. С. 125.

 

703 Некоторые историки «зациклились», что называется, именно на речах. – См., напр.: Хорошкевич А. Л. Царский титул Ивана IV…; Филюшкин А. И. История одной мистификации… С. 79; Дворкин А. Л. Иван Грозный как религиозный тип. С. 119.

 

704 ПСРЛ. Т. XIII. Продолжение. С. 525.

 

705 Так, собственно, и поступает А. Л. Хорошкевич, для которой «бурная активность» Ивана, в том числе его неоднократные речи, служат признаком душевного смятения, нежели настоящей болезни. – См.: Хорошкевич А. Л. Царский титул Ивана IV… С. 37.

 

706 См.: Смирнов И. И. Очерки… С. 273.

 

707 Здесь лежит и наш ответ Р. Г. Скрынникову относительно того, был ли у Ивана повод «для «жестокого слова» и отчаянных призывов».

 

708Смирнов И. И. Очерки… С. 273–274.

 

709 ПСРЛ. Т. XIII. Продолжение. С. 525.

 

710Смирнов И. И. Очерки… С. 274.

 

711 ПСРЛ. Т. XIII. Продолжение. С. 525.

 

712 СГГиД. 4. I. С. 460.

 

713 См.: Там же. С. 461. В крестоцеловальных грамотах на имя царя Ивана и царевича Ивана (апрель и май 1554 г. ) эта подпись наличествует. – Там же. С. 464, 468.

 

714 ПСРЛ. Т. XIII. Продолжение. С. 524.

 

715 ПСРЛ. Т. XIII. Продолжение. С. 525–526.

 

716 Иван не мог забыть формулу присяги на имя царевича Дмитрия, поскольку сам настаивал на ней. О том, что он помнил об этой формуле, свидетельствует рассказ Царственной книги, принадлежащий, по всему вероятию, самому царю: «Да государю же сказывал околничей Лев Андреевич Салтыков, што говорил ему, едучи на площади, боярин князь Дмитрей Иванович Немово: «Бог то знает: нас де бояре приводят к целованию, а сами креста не целовали…» (ПСРЛ. Т. XIII. Продолжение. С. 525). Слова недовольного боярина могут показаться странными, поскольку бояре, о которых он говорил, будто они «креста не целовали», в действительности крест целовали, когда их «въ вечеру» приводил к присяге на «княже-Дмитриево имя» сам царь Иван. По мнению Р. Г. Скрынникова, Д. И. Немого-Оболенский «негодовал на то, что регенты принесли присягу не на общем заседании Боярской думы на глазах у всех, а за спиной Думы, на день раньше» (Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 111). Догадка Р. Г. Скрынникова не имеет под собой никаких оснований, так как Д. И. Немого-Оболенский вообще отрицает принесение присяги ближними боярами. Это следует понимать, на наш взгляд, только так, что Боярская Дума присягала на иной формуле (на имя государя и его сына), чем Ближняя Дума (на имя царевича Дмитрия), вследствие чего присяга ближних бояр теряла силу и, значит, ее как бы и не было. Тогда становится понятно, почему Д. И. Немого упрекал ближних бояр в том, что они «креста не целовали».

 

717 ПСРЛ. Т. XIII. Продолжение. С. 525.

 

718 См.: Смирнов И. И. Очерки… С. 275 (прим. 30).

 

719 ПСРЛ. Т. XIII. Продолжение. С. 5

 

720 Там же.

 

721 Там же.

 

722Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного… С. 412.

 

723Смирнов И. И. Очерки… С. 275. Автор еще раз подчеркивает, что летописный текст, относящийся к истории с целованием креста Владимиром Старицким, нужно толковать «не в плане угрозы Владимиру Старицкому заключением в тюрьму, а именно как угрозу смертью». – Там же. С. 275 (прим. 30).

 

724 ПСРЛ. Т. XIII. С. 526.

 

725Хорошкевич А. Л. Россия в системе международных отношений середины XVI века. С. 128.

 

726Каштанов С. М. Финансы средневековой Руси. М„1988. С. 94–95.

 

727 ПСРЛ. Т. XIII. Продолжение. С. 526.

 

728Соловьев С. М. Сочинения. Кн. III. С. 710 (прим. 90).

 

729 ПСРЛ. Т. 34. М., 1978. С. 191.

 

730Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 238.

 

731 Там же.

 

732 Временник Ивана Тимофеева. СПб., 2004. С. 23.

 

733Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 237.

 

734 См.: Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 11. С. 535.

 

735 Там же. С. 535.

 

736 См.: «Послание Иоганна Таубе и Элерта Крузе» // Русский исторический журнал. Кн. 8. Пг., 1922. С. 46–47.

 

737 Новое о России времени Ивана Грозного. «Сказание» Альберта Шлихтинга. Л., 1934. С. 48.

 

738 См.: Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. III. Примечания к IX тому. М., 1989. Стб. 63 (прим. 277); Устрялов Н. Примечания // Сказания князя Курбского. СПб., 1868. С. 324 (прим. 140).

 

739 См.: Флоря Б. Н. Иван Грозный. С. 236.

 

740 См., напр.: Бахрушин С. В. Научные труды. Т. III. С. 302; Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964. С. 290; Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного. С. 119; Скрынников Р. Г. 1) Опричный террор. Л., 1969. С. 22; 2) Царство террора. С. 356; Кобрин В. Б. Иван Грозный. С. 78; Флоря Б. Н. Иван Грозный. С. 236.

 

741 ЧОИДР. 1859. Кн. III. С. 95.

 

742 Здесь Н. М. Карамзин, сбиваясь на версию Курбского (Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. XVI век. С. 420), расходится с Таубе и Крузе, говорившими о двух дочерях и двух сыновьях. – См.: Устрялов Н. Примечания. С. 323.

 

743Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. III, т. IX. М… 1989. Стб. 83–84.

 

744 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. XVI век. С. 420.

 

745Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. III. Примечания к IX тому. Стб. 63 (прим. 277).

 

746 См.: Устрялов Н. Примечания. С. 325; Гиршберг В. Б. Материалы для свода надписей на каменных плитах Москвы и Подмосковья XIV–XVII вв. // Нумизматика и эпиграфика. Вып. I. М., 1960. С. 59; Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., [964. С. 290–292; Скрынников Р. Г. 1) Опричный террор. С. 22; 2) Царство террора. С. 356; Кобрин В. Б. Иван Грозный. С. 78; Флоря Б. Н. Иван Грозный. С. 236. В безымянной статье о Владимире Старицком, помещенной в «Советской исторической энциклопедии», говорится, что в октябре 1569 года Владимир Андреевич Старицкий «был казнен вместе с женой и младшими детьми (два сына и две дочери)…» (Советская историческая энциклопедия. 3. М., 1963. Стб. 524). Автор энциклопедической статьи тут следовал за Таубе и Крузе.

 

747Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. С. 292. А. А. Зимин, следовательно, насчитал у Старицкого троих детей: сына и двух дочерей. По Р. Г. Скрынникову, у Владимира Старицкого детей было четверо – сын Василий, две дочери от первого брака и одна дочь от второго брака, казненная вместе с отцом и матерью «на Богане». – См.: Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 1975. С. 149; М., 2002. С. 251.

 

748Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. III. Примечания к X тому. Стб. 31 (прим. 152); Устрялов Н. Примечания. С. 325 (прим. 142).

 

749 См.: Скрынников Р. Г. 1) Начало опричнины. С. 56; 2) Опричный террор. С. 24; 3) Царство террора. С. 38, 356.

 

750 «Послание Иоганна Таубе и Элерта Крузе». С. 46.

 

751Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 1975. С. 149; М., 2002. С. 250–251.

 

752Флоря Б. Н. Иван Грозный. С. 236.

 

753 Сборник Русского исторического общества. Т. 71. СПб., 1892. С. 777.

 

754 Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М. -Л., 1950. С. 480.

 

755 Р. Г. Скрынников утверждает: «В розыскном деле о новгородской измене, хранившемся в царском архиве, значилось, что Владимир Андреевич с единомышленниками «хотели злым умышлением извести» царя и великого князя Ивана Васильевича» (Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 356). Автор здесь допускает очередную неточность. В розыскном деле говорилось, что «извести» государя хотели архиепископ Пимен с новгородцами и московские бояре с приказными людьми, а не «Владимир Андреевич с единомышленниками». Что же касается Владимира Старицкого, то его злоумышленники намеревались «на государство посадити».

 

756Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. С. 289–290.

 

757 Те же, по-видимому, недоброжелатели распространили слух о том, что Марию отравил сам царь, о чем заявляет Пискаревский летописец: «Да тогда же опоил царицу Марью Черкаскову» (ПСРЛ. Т. 34. С. 191). Подобная версия присутствует в исторических песнях, где, впрочем, отравление Марии связывается с ее собственным желанием умертвить своего мужа (см.: Шамбинаго С. К. Песни времени царя Ивана Грозного. Сергиев Посад, 1914. С. 56–57). Существует еще одна версия, согласно которой Иван велел постричь Марию и отправить ее в монастырь. – Горсей Джером. Записки о России. XVI – начало XVII в. М., 1990. С. 55.

 

758 ААЭ. Т. I. С. 329.

 

759Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 2002. С. 431. Ср.: Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 1975. С. 209.

 

760 ААЭ. Т. I. С. 329.

 

761 См.: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С. 104.

 

762Штаден Генрих. Записки немца-опричника. М., 2002. С. 100.

 

763Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. С. 94.

 

764Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 1975. С. 207; М., 2002. С. 430.

 

765 См.: Панова Т. Химия уточняет историю. Жена Ивана Грозного царица Анастасия была отравлена – это подтвердил химический анализ, проведенный в наше время // Наука и жизнь. 1997, № 4. С. 82–86.

 

766Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. С. 290.

 

767Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. С. 292–293.

 

768 У А. Л. Дворкина не вяжутся концы с концами, когда он говорит, что Сильвестр и Адашев придерживались «неустойчивого нейтралитета, явно желая воцарения их друга, князя Владимира Старицкого» (Дворкин А. Л. Иван Грозный как религиозный тип. С. 118). Явное желание воцарения друга и нейтралитет, пусть даже неустойчивый, совместить, на наш взгляд, невозможно.

 

769 По словам С. Б. Веселовского, «смута, мятеж и распри… продолжались не менее двух недель и закончились тогда, когда царь вполне поправился и опасность его смерти миновала». – Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. С. 285.

 

770Альшиц Д. Н. Происхождение и особенности источников, повествующих о боярском мятеже 1553 года // Исторические записки. Т. 25. 1948. С. 282.

 

771Абрамович Г. В. Князья Шуйские и Российский трон. С. 105.

 

772 См.: Бахрушин С. В. Научные труды. Т. II. С. 348; Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного… С. 414.

 

773 См.: Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного… С. 414.

 

774Альшиц Д. Н. Происхождение и особенности источников, повествующих о боярском мятеже 1553 года. С. 283. Ср.: Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного… С. 414.

 

775 См.: Альшиц Д. Н. Происхождение и особенности источников, повествующих о боярском мятеже 1553 года. С. 283.

 

776Сахаров А. М. Образование и развитие Российского государства в XIV–XVII вв. М., 1969. С. 100.

 

777 Филюшкин А. И. История одной мистификации… С. 81–82.

 

778 Там же. С. 82.

 

779Альшиц Д. Н. Происхождение и особенности источников, повествующих о боярском мятеже 1553 года… С. 280. Сходную логику демонстрирует А. Л. Дворкин. «Зная характер Грозного, – говорит он, – трудно поверить, что он (Грозный. – И. Ф. ), потеряв доверие к ближайшим друзьям и советникам, мог терпеть их у власти еще семь-девять лет. Напротив, известно, что сразу же по выздоровлении он пожаловал Алексея Адашева чином окольничего, а его отца сделал боярином; князь же Владимир Старицкий был объявлен правителем государства и опекуном наследника в случае Ивановой смерти». – Дворкин А. Л. Иван Грозный как религиозный тип. С. 119.

 

780Альшиц Д. Н. Происхождение и особенности источников, повествующих о боярском мятеже 1553 года… С. 283, 285, 288.

 

781Карамзин Н. М. История Государства Российского. Кн. II. Т. VIII. М., 1989. Стб. 129–130.

 

782Соловьев С. М. Сочинения: В 18-ти книгах. Кн. III. М., 1989. С. 512.

 

783 Там же.

 

784Альшиц Д. Н. Происхождение и особенности источников, повествующих о боярском мятеже 1553 года. С. 283.

 

785Полевой H. А. История русского народа: В трех томах. Т. III. М., 1997. С. 459–460.

 

786Устрялов Н. Примечания. С. 322 (прим. 140).

 

787Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1995. С. 143.

 

788 ПСРЛ. Т. XIII. Продолжение. С. 230–231.

 

789 Там же. С. 231–232.

 

790 Там же. С. 232.

 

791Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. С. 481.

 

792 См.: Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI в. М., 1958. С. 38; Шмидт С. О. 1) Становление российского самодержавства… С. 22; 2) У истоков российского абсолютизма… С. 30.

 

793 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. XVI век. С. 360.

 

794Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины, С. 482.

 

795 См.: Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный: (Теоретические взгляды и литературная техника древнерусского писателя). М., 1998. С. 44.

 

796 См.: Жданов И. Н. Сочинения. Т. I. СПб., 1904. С. 158; Зимин А. А. Когда Курбский написал «Историю о великом князя Московском»? // ТОДРЛ. Т. XVIII. М.; Л., 1962. С. 306; Скрынников Р. Г. Начало опричнины. С. 39.

 

797 См.: Шмидт С. О. 1) Становление российского самодержавства… С. 22; 2) У истоков российского абсолютизма… С. 30.

 

798 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. XVI век. С. 350. Подобно Курбскому, винят Ивана в гибели Дмитрия и некоторые современные историки. – См., напр.: Дворкин А. Л. Иван Грозный как религиозный тип. С. 179.

 

799 Библиотека Древней Руси. Т. 11. XVI век. С. 350.

 

800 Там же.

 

801 Максима Грека князь Курбский сам называл своим «превозлюбленным учителем». – Там же. С. 564. См. также: Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 2002. С. 73; Дворкин А. Л. Иван Грозный как религиозный тип. С. 138, 143.

 

802 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. XVI век. С. 352.

 

803 Там же.

 

804 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. XVI век. С. 352.

 

805 Там же. С. 352, 354.

 

806 Там же. С. 354.

 

807Скрынников Р. Г. Начало опричнины. С. 98–99.

 

808Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 116.

 

809 Там же.

 

810 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. XVI век. С. 350.

 

811 Там же. С. 354, 356, 358, 360. См. также: Соловьев С. М. Сочинения: В 18-ти книгах. Кн. III. С. 515; Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного… С. 414; Флоря Б. Н. Иван Грозный. С. 73. Р. Г. Скрынников повторил эту неточность и в новейшей своей книге, утверждая, что инок Вассиан находился в Кириллове (Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 116). Впрочем, ради справедливости надо сказать, что не только Р. Г. Скрынников заслуживает здесь упрека. С. В. Бахрушин, например, также говорил, что Иван IV, посетив в 1553 году Кирилло-Белозерский монастырь, «зашел к проживавшему там бывшему епископу коломенскому Вассиану Топоркову». – Бахрушин С. В. Научные труды. Т. II. С. 293.

 

812Флоря Б. Н. Иван Грозный. С. 73.

 

813Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. С. 482.

 

814 Там же.

 

815 Там же.

 

816Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 117.

 

817Флоря Б. Н. Иван Грозный. С. 74.

 

818Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. С. 482.

 

819 Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного… С. 415. В совместной работе с А. Л. Хорошкевич историк говорит, что царевич просто умер: «В июне 1553 г. во время поездки Ивана IV на богомолье царевич Дмитрий умер». – Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного. С. 71.

 

820Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 117.

 

821Дворкин А. Л. Иван Грозный как религиозный тип. С. 121.

 

822 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С. 32, 80.

 

823 См.: Скрынников Р. Г. Начало опричнины. С. 103.

 

824Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 117. См. также: Назаров В. Д. Из истории центральных государственных учреждений России середины XVI века // История СССР. 1976, № 3. С. 82–83, 87–97; Филюшкин А. И. История одной мистификации… С. 82.

 

825 ПСРЛ. Т. XIII. Продолжение. С. 525.

 

826 Там же.

 

827Альшиц Д. Н. Происхождение и особенности источников, повествующих о боярском мятеже 1553 года. С. 267.

 

828 См.: Граля И. Иван Михайлов Висковатый… С. 117.

 

829 ПСРЛ. Т. XIII. Продолжение. С. 237.

 

830 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С. 32, 81.

 

831 1) Скрынников Р. Г. Начало опричнины. С. 106; 2) Царство террора. С. 115. Ср.: Граля И. Иван Михайлов Висковатый… С. 117; Хорошкевич А. Л. Россия в системе международных отношений середины XVI века. С. 139.

 

832 ПСРЛ. Т. XIII. Продолжение. С. 237.

 

833 ПСРЛ. Т. XIII. Продолжение. С. 237, 238.

 

834 Там же. С. 238 (прим. 1).

 

835 Там же. С. 238.

 

836Филюшкин А. И. История одной мистификации… С. 80.

 

837 ПСРЛ. Т. XIII. С. 238.

 

838Альшиц Д. Н. Происхождение и особенности источников, повествующих о боярском мятеже 1553 года. С. 267.

 

839 ПСРЛ. Т. XIII. С. 237, 238.

 

840Альшиц Д. Н. Происхождение и особенности источников, повествующих о боярском мятеже 1553 года. С. 267.

 

841 Выступления кн. И. М. Шуйского и Ф. Г. Адашева, означавшие прямой призыв к Боярской думе перейти на сторону Владимира Старицкого, – говорит И. И. Смирнов, – вызвали бурную реакцию со стороны боярства…». – Смирнов И. И. Очерки… С. 272. Ср.: Абрамович Г. В. Князья Шуйские и Российский трон. С. 105.

 

842 См. Флоря Б. Н. Иван Грозный. С. 82.

 

843Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного… С. 412–413.

 

844 Там же. С. 413.

 

845 См.: Флоря Б. Н. Иван Грозный. С. 82.

 

846 Уместно еще раз напомнить слова из ранней книги Р. Г. Скрынникова относительно интерполяций Синодального списка и Царственной книги: «Летописные приписки имеют один общий сюжет – заговор, организованный боярами во время болезни царя в марте 1553 года. Сведения, касающиеся этого сюжета, не противоречат друг другу, а напротив, почти полностью совпадают». – Скрынников Р. Г. Начало опричнины. С. 30.

 

847Альшиц Д. Н. Происхождение и особенности источников, повествующих о боярском мятеже 1553 года. С. 268.

 

848Скрынников Р. Г. 1) Царство террора. С. 116–117; 2) Иван Грозный. М., 2002. С. 72.

 

849Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 117.

 

850 Там же. С. 116.

 

851 ПСРЛ. Т. XIII. Продолжение. С. 237.

 

852Флоря Б. Н. Иван Грозный. С. 82.

 

853 Сборник Русского исторического общества. Т. 59. СПб., 1887. С. 453.

 

854 ПСРЛ. Т. XIII. Продолжение. С. 238.

 

855 Там же.

 

856 См.: Скрынников Р. Г. 1) Начало опричнины. С. 108; 2) Царство террора. С. 119; 3) Иван Грозный. М., 2002. С. 73.

 

857 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С. 32, 81.

 

858Скрынников Р. Г. 1) Начало опричнины. С. 108; 2) Царство террора. С. 119; 3) Иван Грозный. М., 2002. С. 72–73.

 

859Скрынников Р. Г. Начало опричнины. С. 107.

 

860 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С. 32, 80.

 

861 Там же. С. 81.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.