|
|||
Прометей. Прометей. Прометей. Прометей. Прометей. Прометей. Прометей. Прометей. Прометей. Предводительница хора. ПрометейПрометей
Все, что узнать ты хочешь, расскажу тебе, На все отвечу без загадок, попросту, Как принято с друзьями разговаривать. Я Прометей, который людям дал огонь.
Ио
На благо ты явился человечеству, За что же, бедный Прометей, страдаешь так?
Прометей
Я лишь недавно выплакал печаль свою.
Ио
Мне, значит, не окажешь этой милости?
Прометей
О чем узнать ты хочешь? Все скажу тебе.
Ио
Кто к этому утесу приковал тебя?
Прометей
Рука – Гефеста, а решенье – Зевсово.
Ио
А за какие платишься провинности?
Прометей
Довольно! Хватит и того, что сказано.
Ио
Еще открой несчастной, чем окончатся Ее скитанья и какой им срок сужден.
Прометей
Не знать об этом лучше бы тебе, чем знать.
Ио
Нет, не скрывай мучений, предстоящих мне.
Прометей
Не откажу тебе я в этой милости.
Ио
Так почему же медлишь все, как есть, сказать?
Прометей
Сказать не жаль мне. Только огорчить боюсь.
Ио
Не будь ты так заботлив. Это лишнее.
Прометей
Твое желанье выполняю. Слушай же.
Предводительница хора
Постой, мое желанье тоже выполни: Сначала мы узнаем, в чем недуг ее. Пускай сперва расскажет о беде своей, А о дальнейших муках скажешь после ты.
Прометей
Их просьбу, Ио, отвергать не следует. Они же сестры твоего отца. Где плач О жребии несчастном слезы горькие И состраданье слушателей вызовет, Там и помешкать можно, там и слов не жаль.
Ио
Не в силах вашей просьбе я противиться. Из речи ясной все, что вы хотите знать, Узнаете сейчас вы, хоть рассказывать О том стыжусь я, как меня, несчастную, Застигла буря божьего неистовства И как она сгубила красоту мою. Из ночи в ночь в мои покои девичьи – Сны приходили, и виденья вкрадчиво Шептали мне: «О девушка счастливая, Зачем хранишь ты девственность? Высокого Сподобишься ты брака. Воспылал к тебе Сам Зевс желаньем и Киприды сладкий труд Делить с тобою хочет. Ложа Зевсова, Дитя, не отвергай ты, а на сочный луг Лернейский выйди, к стойлам и стадам отца, Чтоб пламя страсти в Зевсовых очах унять». Такими снами я томилась, горькая, Все ночи напролет, и вот осмелилась Отцу об этих призраках ночных сказать. Тогда в Додону и Пифо гонцов своих Стал посылать отец мой: он узнать хотел, Как делом или словом угодить богам. Гонцы, однако, приносили темные Ответы, и неясен был вещаний смысл. Но наконец понятного пророчества Инах дождался, твердый получил приказ Прогнать меня, чтоб, отчий дом и родину Покинув, я скиталась на краю земли. А не прогонит – огнеглазой молнией Ударит Зевс, и сгинет весь Инахов род. И вот, поверив прорицанью Локсия, Отец, несчастный сам, меня, несчастную, Прогнал с порога дома. Покорился он Узде, в которой держит нас всесильный Зевс. И тотчас облик мой, как и душа моя, Преобразился, – видите рога? – слепень Меня ужалил, и прыжками буйными Я побежала к чистым водам Керхнии, К кринице Лерны. А за мной, бесчисленных Глаз не сводя с моих следов, неистовый Пастух, землей рожденный, по пятам гнался. Его внезапно жребий неожиданный Из жизни вырвал. А меня из края в край Слепень безумья гонит. Это божий бич. Теперь ты все услышал. Если что‑ нибудь О предстоящем знаешь, не щади меня, Скажи всю правду. Ничего постыднее Неискренних, нечестных слов на свете нет.
|
|||
|