Организационная структура урока
Предмет: Основы духовно нравственной культуры народов России.
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Класс 5
Дата:
Урок № 9
Тема: Культура и образование
Цели и задачи урока:
умение устанавливать взаимосвязь между веками прошлыми и нынешним;
выявить характерные особенности христианских традиций в культуре Руси.
Формирование чувства патриотизма и сопричастности к родной истории;
формирование понимания христианской веры;
развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: иметь представления о преобразованиях на Руси после принятия христианства, о культуре X-XI в., знать имена деятелей повлиявших на образование после принятия христианства.
Метапредметные УУД: Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.
Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.
Тип урока: комбинированный урок
Формы и методы обучения: частично-поисковые, практические индивидуальные, коллективные.
Формы деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Материально-дидактическое оснащение урока:
1. Мультимедийная презентация к уроку:
2. Раздаточный материал: тексты, иллюстрации, репродукции.
Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенкова, А. В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
Ход урока
Организационная структура урока
| Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| | | 1. Организационный момент
Постановка цели и задач урока
| Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.
·
· Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы поведем разговор? Послушаем небольшой музыкальный фрагмент и постараемся угадать какие звуки мы услышим. Шелест дождя, щебетание птиц, а затем зазвучал перезвон церковных колоколов… Вспоминая колокольный звон мы говорим о духовной музыке, которой принадлежит значительное место в православной культуре
| Включаются в учебную деятельность.
Учащиеся активно участвуют в беседе:
отвечают на вопросы учителя, вспоминают о духовной музыке.
|
|
| 2. Актуализация знаний
| · Принятие христианства положительно повлияло на распространение образования, тема нашего урока «Христианская вера и образование в Древней Руси»
После крещения на Руси активно начали развиваться письменность и " учение книжное". Христианство приобщило страну к византийской и западноевропейской культурам. Образованность стала рассматриваться как христианская добродетель.
|
|
|
| 3. Изучение нового материала
| · Основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако согласиться с этим трудно. Данные находки убеждают нас в том, что письменность существовала у славян еще до принятия христианства, но основную массу населения составляли «невегласы», не умевшие даже читать, но неграмотность не была поголовной. Однако распространению письменности действительно способствовало принятие Русью христианства. И вот как только Русь приняла христианство, так сразу же появляются первые ученые и выдающиеся люди.
| · Как вы считаете, какую роль стала играть христианская вера и образование в Древней Руси с принятием христианства? Учащиеся отвечают на вопросы, читают исторические свидетельства.
·
«Что такое берестяные грамоты? И где впервые они были обнаружены? » (Слушаем сообщение ученика)
|
|
| 4. Первичное осмысление и закрепление
| Во времена правления великого князя Владимира входит в употребление славянская письменность, которую веком раньше создали веком раньше братья монах Кирилл и Мефодий.
С XI века в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек.
Сестра Владимира
Мономаха Анна, основательница женского монастыря, создала в нём школу для обучения девочек.
Интерес к книгам не ограничивался княжескими дворцами. Посмотрите, как выглядели первые книги, кому могла принадлежать вот эта? «Слова Ярослава Мудрого о книжном учении») В летописи помещена замечательная похвала книгам: «Великая польза бывает человеку от учения книжного. Книгами ведь мы наставляемся и учимся, а пути покаяния, мудрость и воздержание обретаем от книжных словес. Это ведь реки, наполняющие вселенную, это источник мудрости».
Знакомство с просветителем Перми -Стефаном)
Православный календарь содержит два годичных круга событий: неподвижный круг, все даты которого твёрдо установлены в богослужебных книгах, и Пасхальный (подвижный) круг, все события которого определяются по дню празднования Пасхи.
|
Просмотр презентаций учащихся о
Кирилле и Мефодии
Отвечаем на вопросы какова польза от «учения книжного»?
Можно ли книги заменить другими средствами обучения?
Просмотр презентаций учащихся о книгопечатанье
Просмотр презентаций учащихся о
Ярославе Мудром
Читаем о просветителе
|
|
| 5. Итоги урока.
Рефлексия
| Что на уроке было главным?
Что было интересным?
Что нового узнали?
Чему научились?
О чём хотелось рассказать родителям?
|
|
|
| 6. Домашнее задание
| Создать презентацию или проект по темам:
Мечети нашего края
Царь-колокол
Нарисовать открытки к христианским праздникам
|
|
|
|
|