Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пространство ариев. Около 2 тыс. лет до н. э. обширные



 

Предмет: " Культурология"

Тема: " Древняя культура на территории Казахстана"

Цель: Познакомить студентов с древней культурой на

 территории Казахстана.

 

 Задачи:

Образовательная: Сформировать у учащихся представление о культуре

ариев, андроновцев, саков гуннов;

Развивающая: развивать память, аналитическое и логическое мышление, навыки письма, внимание;

Воспитывающая: воспитывать уважение к истории и культуре Казахстана, а также к самому предмету.

Метод обучения: лекция.

Используемая литература: В. Тимошинов “Культурология. Казахстан. Евразия. Восток. Запад. ”, Алматы-2007 г.; А. К. Акишев “История Казахстана с древнейших времён до наших дней-очерк”, Алматы-2003 г.

Ход урока:

Организационный момент: Приветствие. Проверка посещаемости по журналу.

Проверка домашнего задания: опрос:

 

В чём заключались особенности культуры: 17 века? 18века? 19 века? " Серебряного века"? 20 века(советский период)?

 

Изложение нового материала:

 

Пространство ариев. Около 2 тыс. лет до н. э. обширные

территории от Балкан до Енисея и северного Китая населяли арии —

высокие, светлокожие, в большинстве своем белокурые длинноголовые люди. Они приручили лошадей и впрягали их в

легкие повозки на колесах со спицами. Занимались скотоводством и земледелием.

Древние арии одухотворяли и обожествляли животных, растения, явления

природы. Ритуалы жертвоприношения человека, быка, барана или козла, с обильным употреблением хмельного проводили специальные жрецы.

Тексты песен, формул и заклинаний были оформлены на рубеже

2-1 тыс. до н. э. в виде Вед. Старейшим богом был Дьяус- бог Неба,

богиня Земли Притхиви, их первенец Индра, богом огня Агни,

бог Солнца - Суркя, бог светаидня- Митра, ночи- Варун идр.

В последней трети 2-го тыс. до н. э. эти народы пришли в движение

 из-за изменения

 климатических условий. Мигрировали группами в

западном, восточном и южном направлениях, покоряли местные народности

 и смешивались с

 ними, образуя правящую верхушку. Некоторые

 племена переместились в Европу, и от них произошли греки, латиняне,

кельты, тевтоны, славяне. Другие пришли в Анталию, где позднее возникла

великая империя хеттов.

Арии были буйным народом, приверженным к хмельным напиткам, азартным играм;

они любили музыку, играли на флейте, лютне и арфе.

 Владели

 искусством обработки бронзы, изготовляли оружие и орудия труда. Это был народ воинственных скотоводов с высоким уровнем военной техники.

 Жреческие школы довели племенной ритуал до степени развитого искусства; поэтическое творчество принимало сложные формы и

подчинялось строгим канонам. Их племенное общество имело сословное деление.

Когда арии поселились среди темнокожих племен, они начали придавать

 особое значение чистоте крови, и сословные перегородки стали более жесткими.

 В конце эпохи арийское общество делилось на четыре группы: жрецы — брахманы,

воины — кшатрии, земледельцы — вайшии, зависимые слуги — шудры.

 Первые три группы противопоставлялись последней.

Основой арийского общества была семья. - руппа родовых семей составляла род

 или граму (деревню). Семья была патриархальной. Жена подчинялась мужу, но занимала почетное место.

 Брак был моногамным. В хозяйстве главное место занимал скот. Большое значение имела лошадь. Собака была священным животным.

 

 

Бурная история межплеменных войн родственных ариев, туров и хьона, почитающих одних и тех же древних богов и молящих их о победе на одном языке, разворачивается на берегах Амударьи и Сырдарьи, на Каспии и Арале, на Волге и Прикамье. Эти события происходили во второй половине 2-го — начале 1-го тыс. до н. э.

Согласно «Книге Велеса» исход на запад в в. до н. э. индоевропейских племен из Семиречья, области близ озера Балхаш, явился основой этногенеза славян.

Переселяясь, часть арийцев пошла в Индию, а часть — в Иран. Среди индоиранцев был широко распространен термин «арья» — «благородный». Им называли себя члены племен, занимавшие руководящее положение в племенных союзах.

В индоевропейскую общность входят ныне славянские, германские, иранские языки, а также языки северной Индии. В целом эта языковая семья сформировалась в 5 тыс. до н. э. между Дунаем, Рейном и Волгой, и только в 3 тыс. в процессе распада и расселения, началось ее распространение южнее и восточнее первоначальной прародины.

Древних индоевропейцев — переселенцев называли индоиранцами или индоарийцами, а их язык — иранским и индоарийским, поэтому индоиранские по языку племена в науке часто называют арийскими. Древнее название Иранского нагорья — Ариана, Иран — новая форма названия Ариана.

Со временем арии стали консолидироваться в небольшие царства„которые имели постоянную столицу и зачатки административной системы. Царя рассматривали как предводителя, руководящего обороной, не считая его божественным лицом, он не исполнял религиозныхфункций. Культура арийцев достигла высокого развития.

На рубеже 2 — 1-го тыс. до н. э. арий Заратуидтяза из рода Спитамы уроженец Средней Азии провозгласил веру в единственное божество, творца всех прочих божеств —. Ахура Мазду, который отделитДобро от Зла и установит рай на Земле.

Зороастрийская религия запрещала осквернять огонь и землю трупами умерших, поэтому распространился обычай выставлять их на особых башнях, где они пожирались птицами.

В течение многих веков жрецы — последователи Заратуштры, заучивали и

изустно передавали из поколения в поколение священные тексты «Авесты». Учение, созданное в станах арийских племен и перенявшее их поверия и мифы, не знало ни храмов, ни культовых сооружений. Арии молились и приносили жертвы на вершинах холмов и гор, у домашнего очага, на берегах рек и озер. Лишь через полтора тысячелетия, в Иране, при династии Сасанидов, зороастризм, ставший государственной религией, был зафиксирован специально изобретенным письмом.

Мифы и эпосы ариев побуждали к зримому почитанию богов. Запечатленные

в гравюрах на скалах арийские боги становились частицей вечности, незыблемого космического порядка.

Структура авестийского скотоводческого социума: глава дома, глава рода, глава народа (племени) и глава страны (царь). Общественное устройство и его отличительные черты совпадают с теми наблюдениями, которые сделаны археологами, исследующими андроновскую культуру на территории Казахстана.

Арийские (иранские) и индоарийские (индийские) племена относились к индоевропейской языковой и культурной общности, которая в начале 2-го тыс. до н. э. обособилась в степной части Восточной Европы и Казахстана, где стала известна современной науке как носители срубной и андроновской культур.

Несколько волн миграции индоевропейских племен, в особенности носителей «ямной» (по способу погребения) культуры, проникли далеко на восток, памятники или родственные им археологические культуры обнаруживаются не только в Казахстане (район современной Караганды), но и на Енисее и в Западной Монголии (афанасьевская культура). Наиболее крупные подвижки на Восток племенных групп из Поволжья и Причерноморья произошли в 1800-1600 гг. до н. э., когда в степи сложились две новые археологические общности, западная, сформировавшаяся между Днепром и Волгой, получила название срубной культуры (по способу погребения в срубах), к которой можно отнести захоронение «Золотого человека» в кургане близ Алматы, и восточная, относящаяся к степной зоне Казахстана и южной Сибири, по месту выявления (на Енисее) стала именоваться андроновской культурой.

Создатели боевых колесниц и бронзовогооружия (втульчатые копья, секиры, металлические наконечники стрел) получили огромное военное преимущество, использованное как хеттами в Малой Азии и ахейцами на Пелопонесском полуострове, таки срубно-андроновскими племенами в Ведппсой Степи.

Сражения и молитвы богов и героев «А весты» — это и есть мифы и эпос андронов — туров, хьона, дана, сайрима, саина, даха. Воины Яштов-это обладатели быстрых коней и тучных стад, «просторных пастбищ» и «добрых повозок». Их бог — покровитель — Митра, солнечный бог, небесный колесничий. Основное оружие колесничего — лук с тетивой из оленьих жил, стрелы с орлиным оперением, дротики с длинным древком, метательные ножи, металлические булавы «из желтого металла». Боевая колесница была шедевром мастерства, совмещающая прочность конструкции и маневренность на большой скорости. Ее основой являлась обтянутая кожей легкая деревянная рама, укрепленная на длинной оси; колеса с девятью-десятью спицами. К дышлу припрягали двух-четырех лошадей. Для достижения большей устойчивости при поворотах ось зачастую выносили в заднюю часть кузова.

Изображенные на скалах в горах Каратау атакующие колесницы имеют ось в середине кузова. На колесницах такого типа рядом с воином мог расположиться и возница. Когда воин-колесничий сражался один, он привязывал вожжи к поясу, используя на дальней дистанции лук, а на ближайшей — дротики (колчан с дротиками крепился на раме). Прорывая вражеский строй, колесничий использовал длинное копье, но главным поражающим оружием становилась секира.

Народ, над которым властвуют воины-колесничие, цари или боги-народ скотоводов, чье имущество — быки, кони и верблюды, чья земля пастбище, чья пища — молоко и мясо. Жертвы, которые они приносят богам: «сто жеребцов, и тысячу коров, и мириад овец».

Пантеон и эпос ариев увековечен словесно и изобразительно. В древних горных капищах, где приносили жертвы и звучали гимны, обнаружены грандиозные «художественные галереи». Одно из таких святилищ находится в урочище Тамгалы в 170 км к северо-западу от Алматы, в горах Анрахай. Там древнейшие из множества изображений относятся к эпохе бронзы, т. е. ко времени андроновцев, — эпические герои несутся на колесницах, натягивая луки, кочуют в повозках, запряженных верблюдами, кружатся в ритуальном танце. Главные фигуры святилища — возвышающиеся над смертными «солнцеголовые существа». Огромные головы — диски окружены ямками-углублениями, символизирующими нимб, божественную благодать.

Божества Солнца и Луны благословляют скот и людей. А на другой каменной плоскости представлено огромное солнцеголовое божество-Митра, возвышающийся на спине быка. Бык — второе воплощение спутника верховного божества.

 

Андроновская культура. В эпоху бронзы обширные степные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии были населены европеоидной расой индоиранской группы языков родственными по происхождению и общности исторических судеб племенами, оставившими яркую самобытную культуру. В науке она получила название «андроновской» по месту находки первого памятника у села Андроново близ Ачинска (Красноярский край). Один из основных центров андроновской культурно-исторической общности находился на территории Казахстана.

 

 

Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали повседневную жизнь андроновцев, наполняя реальный мир их жизни богами, предками, героями.

С жертвоприношения начиналось и строительство дома. В кертву приносили сосуды с молоком, быка или барана. Мясо съедали, молоко выпивали, а горшки и кости закапывали на месте будущего жилища — возле очага, под опорным столбом или под порогом. Известны случаи, когда в жертву приносились дети, которых хоронили под полом дома. При возведении крыши верхнюю балку окропляли жертвенной кровью животного и устраивали пир. Главный опорный столб символизировал связь людей с небом. Его в праздничные дни украшали цветами, а во время свадеб у столба сидели жених и невеста, а в обычные дни на этом почетном месте восседал старейшина. Особым почтением пользовался домашний очаг, считавшийся семейной святыней. Разрушение очага было самым страшным поступком. Очагу приносили жертвы, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего. Золу из очага запрещалось выбрасывать на ветер, поэтому рядом с жилищем устраивались специальные зольники. Все эти обряды с огнем и золой совершались  специально для того, чтобы заслужить у богов здоровье, благополучие и богатство для семьи.

Рисунки на камнях. Религия во многом определила и развитие искусства. Так, каменные фигурки богов делались с большим реализмом и художественным вкусом.

Своеобразны наскальные рисунки эпохи бронзы: на покрытых ч рной глиняной корочкой гладких поверхностях скал древние ~ люди кусками твердого камня выбивали изображения животных, ' солнцсликих людей, колесниц, сцены сражений. Это. ценнейший источник информации о духовной культуре человека, его мировоззрении. Казахстан — один из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков — петроглифов. Замечательные по своему богатству рисунки Тамгалы, Ешкиольмес„Каратау, Маймака, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стали достоянием мировой культуры.

Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления. Для древних жизнь представляла смену повторяющихся циклов природы — весеннее равноденствие, пахота, осенний сбор урожая, окот скота, зима и затем вновь весенняя пахота, весенний приход теплого солнца. Чтобы не нарушить гармонию, каждое из таких событий следовало сопровождать жертвоприношениями богам, молитвами и особыми обрядами. Последние совсршались в специальных святилищах, в укромных местах: в горных ущельях, у священных родников и речек. В эпоху бронзы и позднее такие святилища находились у скал, и рисунки на них отражали представления андроновцев об окружающем мире.

Кроме тура встречается изображение домашнего быка. Он изображен в упряжке в сценах пахоты или показан впряженным в повозку. Исходя из того, что андроновцы — индоиранцы, можно, опираясь на мифы и религиозную литературу древней Индии и Ирана, расшифровать содержание некоторых петроглифов. В мифах о сотворении вселенной говорится, что мир создан из частей первородного быка, принесенного в жертву солнечным богом Митрой. Митра сравнивается и отождествляется с быком. На одном из рисунков в горах Ешкиольмес Митра в виде антропоморфного существа с головой, окруженной солнечными лучами, показан стоящим на быке. На ряде святилищ древние изобразили сцены поклонения солнцеголовому Митре. В урочище Тамгалы изображен солнцеголовый человек, вокруг которого хоровод из пляшущих человечков, а также одиночные и парные танцоры. Все вместе они исполняют ритуальный танец. Кстати, сам хоровод-это символ солнца, а движение участников — имитация вращения светила на небе.

Изображение быка связано с идеей плодородия, могущества и  силы.

Излюбленный сюжет в наскальном искусстве — двугорбый верблюд бактриан. В эпоху бронзы он изображался в статичной форме и нередко занимал во многих сценах ритуальное место.

Преемниками ариев в Великой степи стали их потомки-саки.

Саки — ираноязычные племена, населявшие огромные просторы от Днепра до Енисея. Западная ветвь более известна под именем скифов. В 6 в. до н. э. азиатские саки образовали несколько конфедераций, из которых наиболее известны три племенных союза: тиграхауды, т. е. «носящие остроконечные шапки», которые кочевали на территории Семиречья, Чуйской долины и частично в восточном Туркестане; массагеты, или парадарайя, т. е. «живущие за рекой», занимали пространство от Южного Урала до Семиречья; хаомоварги, т. е. «изготовляющие хаому» (наркотик), располагались на территории Узбекистана, Туркменистана, в долине реки Мургаб.

На степных, лесостепных просторах расположены десятки могильников, принадлежавших либо савроматским племенам аорсов и роксоланов, либо исседонам.

Искусство и мифология. Сакское искусство было тесно связано с искусством Ахеменидского Ирана и Бактрии, с одной стороны, и искусством Китая эпохи Чжоу и Хань — с другой.

Искусство «звериного» стиля сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Именно оттуда к сакам пришли образыльва-грифона, «древа жизни». Эти образы не были только украшениями, саки вкладывали в них определенное содержание.

Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем; штамповкой золота, могли изготавливать удивительные изделия из серебра, золота, бирюзы: гривны, кольца, серьги с подвесками из граната и бирюзы, наборные

пояса с золотыми бляхами, бляхи-нашивки на одежду.

Наиболее полно сакское ювелирное искусство представлено в кургане Иссык. Мастера использовали способ обкладки листовым золотом фигурок и украшений, вырезанных из дерева. О высоком развитии резьбы по дереву свидетельствует посуда, фигурки зверей и животных, различные застежки. Развивалось также ремесло, связанное с обработкой кости и производством костяных поделок.

Саки вытачивали и вырезали из мягких пород камня великолепные жертвенники, украшая их богатым резным орнаментом. Из цветного камня-сердолика, агата, халцедона, бирюзы — изготавливали бусы.

Саки поклонялись силам природы, которых представляли в виде богов. А боги, по их понятиям, воплощались в фантастических зверей, птиц и животных — крылатых коней, коне-грифов. Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвала к жизни своеобразный «звериный стиль» в искусстве евразийских степей. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем. Верховное божество Митра, который сотворил мир, выезжал, согласно «Авесте», на четверке лошадей. К коням имели отношение боги Сурья, Яма, Агни, Индра. Изображения крылатых коней на головном уборе царя из кургана Иссык — это солнечная колесница.

Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе, гармония, организаторами которых были боги Митра, Варун, Индра, и модель мира представлялись как сочетание трех миров-подземного мира — низа, середины — земли и верхнего — неба. У неба было 4 стороны — правая, левая, передняя и задняя. Аналогичные воззрения сохранились у арийских племен, ушедших в Индию и давших ей свою культуру.

Примером символического представления саков о космосе является головной

убор сакского царя иэ Иссыка. Орнаменты на нем разделены на три вертикальных яруса, Колпак по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. У подножия гор помещены «земные звери» — тигры, козлы. На вершинах-птицы, крылатые тигры. Орнаментальный фриз означает мировой горный хребет, по представлениям саков, окружавший мир со всех сторон. На четырех крестообразно расположенных точках кольцевых фризов помещены изображения зверей — охранителей сторон света: востока и запада, севера и юга. На передней части головного убора имеется солнечная эмблема — символ всего космоса в целом: 4 крылатых коня и 4 золотых стрелы, Это знак власти над всеми тремя мирами и четырьмя углами света, которые солнце обходит на своем пути.

Переднюю саки считали восточной стороной света, заднюю — западной. Возложение такого колпака-короны мыслилось как передача вождю власти над всем мифологическим космосом. Вождь олицетворял ось вселенной, ее центр, и все символы в его одежде — это мифологическое представление.

В целом сакский «звериный» стиль сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников. С нашествием гуннов начинается упадок сакской культуры, до прихода европеоидных племен в 18 -19 вв. давших импульс развития казахстанском культуры.

 

Гунны — кочевой народ, сложившийся в древности на Востоке евраазийского материка. В 1 в. до н. э. внутренние процессы раскололи державу гуннов — часть их подчинилась Китаю, другая отступила с боями на запад, где смешалась с уграми и сарматами. Вторая волна переселения гуннов началась в конце 1 в. н. э. Они двигались на запад, покоряя, уничтожая одни племена, увлекая за собой другие, проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный Казахстан. С этого времени началась монголизация арийско-андроново-сакских племен.

 

В гуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. Гунны делились на 24 рода, во главе которых стояли начальники поколений (старейшины). Имелся совет старейшин, народное собрание. У гуннов было обыкновение три раза в году собираться в Лунци, где в первой, пятой и девятой луне, в день под названием, ”сюй” приносили жертву духу неба. На собраниях начальники поколений рассуждали о государственных делах, забавлялись конской скачкой и бегом верблюдов.

 

Ювелирное дело. В 3-5 вв. н. э. у степных племен развивается искусство «полихромного» стиля. Для полихромного искусства характерно разнообразие технических приемов украшения предметов. Наиболее часто встречается инкрустация (вставки из цветных камней), зернь (напаивание золотых шариков на основу), скань (напаивание витой проволочки), шнуровое плетение тончайших золотых проволочек, перегородчатая эмаль (заливка отдельных гнезд специальным составом).

Полихромный стиль сменил скифо-сакский «звериный» стиль. Теснейшие контакты, возникающие в эпоху переселения народов между самыми отдаленными племенами запада и востока, севера и юга, стали одной из причин повсеместного и почти одновременного расцвета полихромного стиля.

Заимствованная в начале 1-го тыс. до н. э. из стран Передней Азии и Восточного Средиземноморья эта сложная и тонкая техника передавалась древними азиатскими ювелирами из поколения в поколение, достигнув своего расцвета в 4-5 вв. н. э. Полихромный стиль дожил до нашего времени в замечательных изделиях казахских мастеров-зергеров (ювелиров).

 

Закрепление пройденного материала:

Культура Ариев? Культура андроновцев? Культура саков? Культура гуннов?

 

Подведение итогов: выставление оценок.

 

 

Дача домашнего задания: читать лекцию.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.