|
|||
Блок СУПЕРЭГО*3-я позиция* Нормативная функция* Волевая сенсорика
Для Дон-Кихота характерно стремление отстоять и защитить свое право жить так, как ему хочется. Постоянно и повсеместно требует признания своих прав на свободное интеллектуальное творчество вне всяких ограничений. Как свободна его мысль и фантазия, так же должен быть свободен и он. Свободен от всяких условностей, обязанностей, обязательств, претензий — от всего, что мешает его интеллектуальному творчеству.
В свете таких установок у Дон-Кихота возникают серьезные этические и правовые проблемы. Не всякий из его окружения понимает, что в то время как Дон-Кихот целыми днями лежит на диване и смотрит в потолок, в его голове вызревают великие идеи, способные осчастливить все человечество.
В то же время Дон-Кихот не может и не считает нужным отвлекаться от размышления над своими проектами для того, чтобы вспоминать, вымыл ли он за собой посуду, как того категорически требуют окружающие. Его раздражает любое требование окружающих, поскольку отвлекает от гениальных, исключительных и уникальных идей на какие-то бытовые мелочи. (Разумеется, чем мелочнее требования и претензии, тем больше они его раздражают. )
Дон-Кихот борется за право избавить себя от этих раздражителей, оградить себя от них, поскольку вообще не желает сталкиваться с какими бы то ни было помехами на своем творческом пути. Например, его проекты должны приниматься в том виде, в каком он их представляет, причем бесспорно и безоговорочно. Никакой рутинной работы, связанной с их описанием и разработкой, требовать от него нельзя, поскольку это тормозит его творческую мысль и бесполезно расходует его драгоценное время.
У Дон-Кихота часто возникает противоречие между завышенными требованиями, предъявляемыми им к окружающим, и заниженными требованиями, предъявляемыми им к себе. Например, оценивая чужую работу, он не потерпит даже малейших логических просчетов и неточностей, в то время как в своей работе может считать допустимой любую логическую ошибку, утверждая, что она не влияет существенно на суть его теории.
То же самое происходит и в области прав и обязанностей: на своих правах он будет категорически настаивать, не позволяя себе ни малейших ступок. И с такой же неуступчивостью он постарается оградить себя от каких бы то ни было обязательств.
С выполнением обещанного у Дон-Кихота возникают постоянные проблемы: когда он дает обещание, он думает только о том, что он, разумеется, может это сделать, т. е. это в его силах, но он совсем не думает о том, что он будет это делать. Поэтому всякое требование выполнить обещанное Дон-Кихота попросту злит: неужели кто-то всерьез может рассчитывать, что он будет отвлекаться от своих интереснейших дел на какие-то пустяки, которые лично его вообще не интересуют.
Попытка навязать Дон-Кихоту какие-то стабильные обязанности будет воспринята им исключительно враждебно. Воспринята, как чей-то злой умысел: это значит, кому-то не дает покоя его внутреннее желание быть свободным в своих делах, мыслях и планах. Это значит, кто-то его хочет " запрячь", кто-то на нем хочет " воду возить". Вопрос: кто? Кто он, этот злоумышленник? " Злоумышленник" очень быстро находится и ему объявляется война " до победного конца". В число " злоумышленников" может попасть любой человек из его ближайшего окружения. Это может быть его близкий родственник, супруг, приятель, начальник — кто угодно. Бесполезно убеждать Дон-Кихота, что эти требования предъявляются в его же интересах и для его же удобств — разве может кто-то лучше него самого знать его интересы?!
Дон-Кихот, сосредотачивающий все свои силы и помыслы на войне с " ветряными мельницами", — это всегда трагедия, это всегда грустное и неприятное явление. Неисчерпаемая, богатейшая фантазия, кропотливейшим образом собранные " факты", блестяще построенная интрига — все это направляется на то, чтобы " подвести под монастырь" бывшего начальника, довести до инфаркта бывшую тещу, лишить жилплощади бывшую супругу...
Где гениальные проекты, которые когда-то вызревали в его голове? Теперь человечество не скоро будет ими осчастливлено...
Чувство долга (необходимости, ответственности) воспитывается у Дон-Кихота через логическое понимание поступить тем или иным образом и через наблюдение и логический анализ последствий своих поступков. (Хотя ему иногда трудно сосредоточиться на таких наблюдениях. )
С другой стороны, трудно себе представить Дон-Кихота, постоянно сосредоточенного на том, чтобы не доставлять окружающим никаких неудобств и постоянно отвлекающегося на то, чтобы проверить, не забыл ли он помыть за собой посуду и не оставил ли включенным свет в туалете —такой Дон-Ки-хот со временем начинает замечать, что гениальные идеи посещают его все реже и реже. Более того, он замечает, что уже вообще не в состоянии сосредоточиться на интеллектуальном творчестве настолько, чтобы не думать об окружающих его бытовых мелочах. Такой " законфликтованный" Дон-Кихот представляет собой уже другую, хотя и менее проблематичную, но тоже не всегда привлекательную крайность.
Проблемы решаются тогда, когда у Дон-Кихота появляется партнер, деликатно и ненавязчиво распределяющий его права и обязанности. Умеющий сглаживать его конфликты с окружающими, умеющий выражать свои требования в такой форме, которая Дон-Кихоту кажется убедительной, правомерной и необременительной. Именно таким партнером для Дон-Кихота является его дуал (идеально дополняющий его партнер) — сенсорно-этический интраверт, обозначенный в соционике псевдонимом " Александр Дюма".
У сенсорно-этического интроверта (" Дюма" ) аспект волевой сенсорики находится на позициях наблюдательной функции. Дюма очень тонко и чутко подсознательно наблюдает, как воспринимает партнер предъявляемые к нему требования, какие обязанности он с готовностью берет на себя и каких выполняет. Дюма очень тактично, в свойственной ему особенной мягкой и деликатной манере регулирует этот аспект, одновременно и приспосабливаясь к требованиям партнера, и приучая его считаться с возможностями окружающих.
Блок СУПЕРЭГО* 4-я позиция* Мобилизационная функция* " Этика отношений"
Отношения с окружающими у Дон-Кихота складываются очень нелегко, причем на любой дистанции.
Например, заниженные требования к себе наряду с завышенными требованиями к другим часто воспринимаются его окружением как вопиющая несправедливость.
Привычка завышать собственные способности и одновременно с этим презрительно отзываться об интеллектуальном потенциале других людей также не вызывает особых симпатий.
Буквально на каждом шагу Дон-Кихот создает ситуации, при которых всем присутствующим становится крайне неловко за его поведение, не говоря уже о его ближайшем окружении, часто готовом сквозь землю провалиться отстала за него. Например, такая ситуация (описана А. С. Грибоедовым в комедии " Горе от ума" ): Дон-Кихот приходит знакомиться с родственниками своей невесты, во время беседы разворачивает дискуссию на общественно-политические темы и, не сойдясь взглядами с большинством присутствующих, говорит каждому из них пренеприятнейшие вещи. Невеста и ее родственники шокированы как самой ситуацией, так и тем, что их называют " жалкими и ничтожными людьми, неспособными мыслить". В результате помолвка расторгнута, & Дон-Кихот рассуждаете том, как много вокруг недоумков и сволочей.
Такие характерные для Дон-Кихота " неловкости" поведения, как бесцеремонность, навязчивость, бестактность, граничащая с хамством, полнейшее пренебрежение приличиями — все это мелочи по сравнению с теми, действительно серьезными проблемами, которые возникают в процессе его взаимоотношении на более близкой дистанции.
И первая из них заключается в том, что свободу и независимость Дон-Кихот, в основном, признает только для себя, не оставляя за своим партнером иногда даже права на собственное мнение. В условиях чуть усложнившейся этической ситуации он может сразу же поставить партнеру жесткие этические условия, иногда даже в форме ультиматума. Например, уже на начальном этапе знакомства Дон-Кихот может потребовать, чтобы его подруга порвала отношения со всеми своими поклонниками, поскольку желает сразу же оградить ее от всяких посторонних влияний (а заодно и себя от возможных соперников).
Это происходит по причине логического подхода Дон-Кихота к вопросам этики, а также в силу того, что он вообще не видит дистанции между собой и человеком, с которым намеревается близко общаться. Едва успев завязать отношения, Дон-Кихот уже рассматривает своего партнера как часть самого себя — из чего делается " логический" вывод о том, что партнер теперь уже принадлежит ему целиком и полностью. Следовательно, теперь уже никакого права выбора и личной свободы у партнера не остается, равно как и не может быть несовпадения взглядов, поскольку теперь за него решает, думает и выбираетДон-Кихот.
Посторонний человек еще может иметь некоторую свободу мнений. Это Дон-Кихот вполне может допустить. Но что касается партнера, тут все решается им однозначно: партнер — это уже часть его самого, и следовательно, должен во всем ему подчиняться. (" Партнером" Дон-Кихота можно стать уже через 15 минут после знакомства с ним и именно потому, что он так решил. )
Для Дон-Кихота этическая ситуация тем удобнее, чем меньше она дает предпосылок для возникновения этических проблем. Поэтому в своем стремлении создать беспроблемные (для себя) отношения Дон-Кихот может до крайней степени ужесточить свои требования к партнеру, контролирует его связи, отношения, поведение и образ мыслей.
Впрочем, все вышеописанное происходит, как правило, в условиях психологической несовместимости с партнером (иногда, впрочем, бывает и при нарушении дуального равновесия).
В условиях психологического дискомфорта Дон-Кихот раздражается по любому поводу, постоянно испытывая к партнеру неприязнь и недоверие (разумеется, ничем не обоснованные).
Раздражение и неприязнь к партнеру могут возникнуть у Дон-Кихота и на самом начальном этапе его взаимоотношений. И тем не менее Дон-Кихот будет стараться эти отношения продолжать, развивать и даже настаивать на том, чтобы они были узаконены. Поступая таким образом, он рассчитывает, что со временем сможет создать условия, при которых партнер вынужден будет " переделаться" и приспособиться к его взглядам. Причем, именно супружество как раз и представляется ему таким условием. Кроме того, вследствие проблематичной коммуникабельности у Дон-Кихота всегда трудно складываются отношения с окружающими, и он это знает, к этому привыкает и считает такие отношения нормой.
Дон-Кихоту нравится прилюдно разворачивать диспут на этические темы, особенно, если для этого есть подходящий (как ему кажется) повод. Иногда создается впечатление, что он обожает привлекать посторонних к обсуждению своих личных проблем.
" Разборки" со своим ближайшим окружением (женой, братом, матерью, тещей и другими родственниками) Дон-Кихот действительно довольно часто проводит в многолюдном и совершенно неподходящем для этого месте — в общественном транспорте, в гостях, в театре, в учреждении, в присутствии посторонних людей или даже общих знакомых, что только усугубляет неловкость ситуации. Причем " провинившийся" вынужден не только краснеть за откровенно хамское поведение Дон-Кихота, не только выслушивать его оскорбления, часто несправедливые и далеко выходящие за рамки приличий, но и мучительно страдать от стыда перед окружающими за неловкость самой ситуации и за свою причастность к этому человеку. В такие минуты Дон -Кихот бывает чудовищно жесток: ситуация интуитивно планируется им таким образом, что из нее просто невозможно выйти. Пока вокруг есть публика — будет продолжаться и эта " публичная казнь". (Не следует, однако, думать, что " крутые разборки" Дон-Кихот проводит только в присутствии посторонних — они возможны в любой обстановке, но в любом случае Дон-Кихот найдет возможность подгадать момент, когда его партнер будет особенно беззащитен и уязвим. )
Когда поведение Дон-Кихота выходит за рамки, допустимые нормами общения, его совершенно невозможно призвать к порядку, поскольку это приводит к абсолютно противоположному результату. Именно потому, что никаких " норм общения" Дон-Кихот в принципе не желает признавать, он пользуется любым случаем эти нормы разрушить. Поэтому, чем более критикуется поведение Дон-Кихота, тем большую неловкость он испытывает и тем более начинает протестовать против предъявляемых к нему этических требований, чем еще более усугубляет ситуацию. Получив замечание по поводу бестактности, он начнет откровенно грубить, грубость перейдет в хамство, следующие стадии — откровенный цинизм и хулиганство. Причем направить его реакцию в другое направление можно только в том случае, если вовремя перестать осуждать его поступки” найти способ его успокоить. А это может сделать столько психологически совместимый с ним партнер.
Это, как правило, удается одному только его дуалу — Дюма, способному очень тонко чувствовать состояние собеседника, умеющему вовремя подметить и отрегулировать перепады его настроения. Кроме того, общество Дюма практически всегда действует на. Дон-Кихота успокаивающе и расслабляюще — состояние, свойственное каждому человеку при общении с дуалом. Дипломатичный и обходительный, Дюма оказывает Дон-Кихоту неоценимую услугу не только тем, что смягчает его поведение, но и тем, что смягчает его отношения с окружающими.
|
|||
|