|
|||
2.Отсутствие техники речиПо каналу «Дискавери» показывают научно - популярные фильмы, тексты в которых читают профессиональные актеры, Если сравнить с видеолекциями ВШЭ https: //www. youtube. com/watch? v=mVRRTXkyp2I& list=PLjVoN-5LV-3-vr8YFV7uBQdAFLULsw6eH& ab_channel=TerraZaur Становится очевидным, что любой актер прочитает научный, учебный текст лучше любого профессора находящегося в теме. В КАИ в институте повышения квалификации при переподготовке преподавательского состава основное внимание уделяется развитию преподавательских методик, но совершенно не уделяется внимания постановке голоса, технике речи.
Единственная структура где этому уделяется внимание в КАИ- это студенческий хор, под руководством Г. В. Торлупы. Но подобные занятия носят лишь факультативный характер. А это должно быть в программе обучения.
При чтении лекций перед аудиторией у лектора есть преимущество: -он может исправлять оговорки, -он может «ловить» аудиторию -при потере концентрации слушателей может усилить воздействие. При дистанционном образовании отсутствует обратная связь и у лектора нет возможности контролировать свои оговорки и концентрацию внимания.
Но все эти дефекты при записи и монтаже видеолекций могут быть предусмотрены и исправлены. Договоримся в дальнейшем наш «продукт» называть «учебным фильмом» разных жанров. Преимущества учебных фильмов: 1. Учебный фильм создается не на один курс. 2. Может быть в доступе не один год 3. Отсутствуют технические проблемы: -Пропускная способность интернета. -Ученик не может опоздать на лекцию (или лезть на березу – это становится «классикой») -Может воспользоваться в удобное для себя время. -Может ее пересмотреть, прервать, продолжить изучать. -Монтаж позволяет вырезать все оговорки и дефекты речи. -Дефекты речи («эки», «меки») составляют около 15-20% времени лекции. -Грамотно выстроить ритм подачи материала.
Из опыта: 1. То что лектор успевает прочесть за лекцию «вживую», в учебном фильме занимает времени в два раза меньше. 2. Для того, чтобы ученик не терял концентрацию, учебные фильмы необходимо разбивать на части: - Для дошкольного образования и начальных классов учебный фильм должен длиться 3-5 минут. - Для старших классов и студентов- 10 минут Для аспирантов и преподавательского состава - 15-20 минут.
Вернемся к идее современного «Баухауза» и ВХУТЕМАСА. Дизайн учебного фильма (супрематизм)
«Супрематизм устанавливает связи с Землею, но в силу экономических своих построений изменяет всю архитектуру вещей Земли, в мирском смысле слова соединяясь с пространством движущихся однолитных масс планетной системы». Казимир Малевич
Супрематизм — одно из самых влиятельных направлений абстрактного искусства ХХ века. Структура мироздания в супрематизме выражается в простых геометрических формах: прямой линии, прямоугольнике, круге, квадрате на светлом фоне, знаменующем бесконечность пространства. Идеи супрематизма, отсчёт которому положил знаменитый «Черный квадрат», нашли воплощение в архитектуре, сценографии, полиграфии, промышленном дизайне. Можно долго спорить: черный квадрат Малевича -это произведение искусства или нет. Но то, что супрематизм Малевича лежит в основе Дизайна - это неоспоримо. И потому при создании презентаций, научных и учебных фильмов без супрематизма не обойтись. Весь Дизайн строится на основных цветах. Основные цвета — цвета, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки. При аддитивном синтезе (cмешивание лучей света) основными цветами являются красный (Red), зелёный (Green), синий (Blue).
Если в качестве фона мы используем синий цвет, то информация как графическая, так и текстовая подается красным и зеленым. Причем наиболее важная, акцентированная информация подается красным цветом. Если мы начинаем смешивать два основных цвета то в этом случае в распоряжении дизайнера остается только два цвета: один основной и смешанный. Очень важно в дизайне использование серого цвета в качестве фона. В этом случае в вашем распоряжении оказывается кроме основных цветов еще белый и черный. Но самым агрессивным цветом является желтый. «Если вы хотите что бы вас услышали и задние ряды нужно говорить желтым цветом». ФОРМА В СУПРЕМАТИЗМЕ.
Роль формы (квадрат, круг, треугольник, линия) наиболее удачно используется в дизайне дорожных знаков и разметке дорог. Говоря наукообразным языком: -научная задача «подается» в прямоугольнике. -научная проблема - в квадрате. -аксиома -в круге -закон- в треугольнике.
При оформление презентаций, научных и учебных фильмов самые массовые дизайнерские ошибки это: 1 Белый фон черные буквы. 2 Упаковка женских прокладок. И навязчивые логотипы на каждой странице (фирмы, института от имени кого выступает докладчик, лектор).
1 Традиция белого фона взята из книгопечатания. Основные затраты на книгопечатании это краска. Потому для уменьшения издержек издатель заинтересован в мелком шрифте печатаемых букв. Но белый цвет очень активен и читателю приходится прикладывать усилия, чтобы концентрироваться на тексте, а не на фоне. 2 Красный цвет воздействует негативно на психически неуравновешенных людей. Очевидно, что среди потребителей женских прокладок это значительная часть покупателей, которой производитель прокладок пренебречь не может. И потому в дизайне упаковок женских прокладок допускаются дизайнерские несуразицы. 3 Если в рекламе навязывание логотипов является основным элементом продвижения продукта. То в учебных и научных презентациях и фильмов это недопустимо. Во-первых – отвлекает от содержания научного доклада, учебной лекции. Во-вторых сами логотипы учебных и научных центров сделаны на удручающе низком уровне. Что не привлекает а раздражает пользователя.
ДВИЖЕНИЕ Наблюдение: стоит троллейбус с открытыми дверями. К средним дверям спешит женщина с сумками. Водитель все видит и ждет эту женщину. Когда женщине до средних дверей остается метров пять, водитель начинает закрывать задние двери. Женщина, которой до открытых дверей гораздо ближе, бросается к закрываемым дверям. Вывод: ДВИЖЕНИЕ Привлекает внимание. Из чего следует сделать вывод: Для увеличения эффективности учебных фильмов следует использовать Движение, Анимацию, Экшен (action в переводе с англ. — «действие»). Более того - для привлечения внимания, а главным образом для повышения эффективности и исправления ошибок, дефектов речи (монтаж текста лекции) закрывать лектора «мультиком» в стиле «Аниме». Но подробнее об этом – позже, на нашем курсе – составленном ИНЖЕНЕРНЫМ ПОДХОДОМ к проблеме, поставленной бездарными, но нахальными ДИЛЕТАНТАМИ.
Литература: 1. Г. Г. Воробьёв. Кибернетика стучится в школу. -М. «Молодая гвардия». 1986. 206 с, ил. – (Эврика) 2. Хагенхан Б., Олсон М. Теории научения, - 6-е издание. - СПб.: Питер, -2004. 747 с; ил- (Серия «Мастера психологии»)
|
|||
|