Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Причины: 1.Отсутствие поставленного голоса



 

 

Проблемы дистанционного образования

 и пути их решения

 («Дистант – самолёт»).

Долбин А. Ю. - инженер, кинорежиссер КНИТУ-КАИ им Туполева

Новиков С. В. - доцент Корпоративного института КНИТУ-КАИ им. Туполева, кандидат психологических наук

 

«Здесь учатся? А где же парты? »

«Вы уверены, что они необходимы для учёбы? »

«Не уверен»

«В таком случае – добро пожаловать в кибернетическую школу»

« Мне нужно как-то подготовиться? »

«Совсем немного. Отрешитесь от стереотипов прошлого»

Это – цитата из книги профессора Воробьева «Кибернетика стучится в школу» (1986 год) – наверное, первой работы, по теме, которая сейчас стала «модной»- дистанционное образование. Хотя автор не употреблял таких терминов – он говорил о «кибернетической школе». А «кибернетика» в буквальном переводе с древнегреческого – «вождение кораблей», как и «педагогика – «вождение детей в школу»

 

В современных условиях (кризис, реформы и даже КОВИД-19) развернулась широкая практика применения «дистанционного образования». Подчёркиваем – не дискуссия о методах и формах «дистанционки», а просто практика – вынужденная и непрофессиональная. Даже звучат мнения, что после «победы» над короновирусом «дистант» останется как ведущая форма обучения. Премьер-министр Мишустин на докладе в Госдуме опроверг такие поползновения и заявил, что классическое, аудиторное образование остаётся ведущим, а «электронные» формы – дополнительным.

Практика массового применения «дистанционки»

во время пандемии

выявила недостатки электронного образования.

Отсутствие научно обоснованных методик

электронного образования.

И полное отсутствие технических средств (браузеров)

обеспечивающих электронное «образование».

 

СЛОЖИЛАСЬ СИТУАЦИЯ, ПОДОБНАЯ ТОЙ (ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ),

ЧТО НА СТЫКЕ 19 И 20 ВЕКОВ ПРИВЕЛА

К ПОЯВЛЕНИЮ ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА. ТОЛЬКО ТЕПЕРЬ - В ЭЛЕКТРОННОМ ОБРАЗОВАНИИ. А, СЛЕДОВАТЕЛЬНО НЕОБХОДИМО ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ШКОЛ ТИПА " БАУХАУЗА" ИЛИ ВХУТЕМАСА, СМЫСЛ СОДЕРЖАНИЯ КОТОРЫХ ОБОСНУЕМ НИЖЕ.

 

Выявим два «плюса» «дистанционки»:

1. Ситуация «щёлкнула» по мозгам родителей «поколения ЕГЭ». Они же «платят налоги» и «школа должна». Ан – нет – школа через компьютер изложила материал, а вы, убогие троешники, не способны ребенку помочь. Ибо он – потомок «троешников»

2. Авторы согласны с ведущим тезисом ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО подхода в педагогике: «Образование передаётся только воздушно – капельным путём». Но задумаемся: дистанционные технологии обучения уже существуют (примитивные, ненадёжные, но есть).

В условиях современных технологий «дистант» может оказаться эффективной формой обучения (как дополнительной) и даже попыткой решения классической проблемы «самостоятельной работы студентов (СРС)».

Поясним: в школе – КУС (классно-урочная система обучения) – всё основное должно быть на уроке: усвоение, закрепление, повторение материала, контроль усвоения.

В ВУЗе – ЛПС (лекционно-практическая система обучения). Лекция – лишь пунктир, канва в мире науки (при этом лекция может быть очной, проблемной, онлайн) – но она остаётся лекцией – основой для СРС (самостоятельная работа студентов). «Дистант» этому способствует – у студента возникает всё больше возможностей для реализации сути СРС – «Студент учится САМ» при содействии и консультации преподавателя. Если, конечно, представить себе условного «среднестатистически добросовестного» студента

Но, всё-таки, проанализируем проблемы и перспективы дистанционного образования (лекций-онлайн) пусть даже на базе нынешнего «куцего» опыта.

Обратите внимание на выступлении Анны Викторовны Швабауэр на Совете Федерации.

 

https: //www. youtube. com/watch? v=CAH0o02_iuo

Тут явно вскрыта стратегия постепенного перевода «образования» в России «на удаленку» и на «цифру»

И к вопросу о заседании в Госдуме с отчетом министра «по цифре»:

Первым атаковал " цифровизаторов" член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, известный специалист в сфере компьютерной безопасности Игорь Ашманов:

«К безопасности детей цифровая грамотность не имеет, на мой взгляд, никакого отношения и мы зря о ней говорим. Я понимаю, что начальство это так назвало и спустило сверху, но вы же понимаете, что учить школьников нажимать кнопки на бытовой технике не нужно. Как только что уже сказали, наоборот, они учат этому своих бабушек. То есть, вообще говоря, никаких навыков в этом им передавать нельзя.

У нас возникает невольная подмена тезисов, уверен Ашманов: от безопасности мы переходим к навыкам, дальше – к компетенциям, а дальше почему-то к цифровизации образования – и всё это у нас замешивается в одну кашу. А это абсолютно разные вещи. Невозможно понять, каким образом покупка техники в компьютерные классы поможет безопасности школьников.

На мой взгляд, цифровизация образования несёт дополнительные риски для школьников. Приведу самый простой пример. Кто-то в министерстве просвещения говорит: " А давайте мы будем выкладывать образовательный контент в TikTok – это же модно". К сожалению, треш-стримы, всякая расчленёнка, кровь и кишки в TikTok находятся на расстоянии одного клика от скучного образовательного контента.

Сделать контент вирусным, чтобы дети не смотрели аккаунты своих кумиров, у которых миллионы подписчиков, а смотрели нужный образовательный контент, скорее всего, невозможно. Это так же, как с удалёнкой: все, у кого есть какие-то навыки, делают зацикленное видео себя, сидящего за компьютером, выставляют его для учителя, а сами занимаются своими делами.

Точно так же школьники присылают учителю презентацию, в которой первый слайд – это крутящийся прогресс-бар, и учитель полчаса сидит и ждёт, когда же она загрузится, а это просто гифка, которая постоянно крутится.

И на самом деле удалёнка показывает, что отличники становятся хорошистами, а все остальные – двоечниками и практически не учатся. Это я всё к тому, что цифровизация не связана с безопасностью и, более того, она её ухудшает».

Но пока хватит цитат. Обратимся к давно забытому и отброшенному жизнью направлению в психилогии – бихевиоризму. Там, где человек рассматривался как «чёрный ящик» и изучать полагалось только пару «стимул – реакция». Можно давать множество ссылок на труды Ж. Пиаже, Э. Толмена, А. Бандуры, Скиннера, Д. Хебба, но главное – одно: человек не просто «чёрный ящик», - это -флешка», на которую неведомые мудрецы (Грефы и Кузьминовы) запишут удобные для них программы. Очень пригодились давно устаревшие конценпции. Не только им: обратил внимание на встречу непонятного господина Грудинина с избирателями.

 

Вся камарилья сидела за «партийным» столом президиума, наглухо отгородившись от зала, заполненного пенсионерами или более молодыми «лузерами», не сумевшими стать «грудиниными». Плохо одетые, с потухшими взглядами, ждущими надёжу-хозяина.

Меж тем сегодня принято и модно встречаться с залом вот так в белых креслах, открыто для зрителей, не отгораживаясь от них. Да и трибуна установлена «по-партийному», неправильно. Дело в том, что две мысленные диагонали, проведённые через наше тело, имеют разное психологическое значение. Диагональ «справа сзади – налево вперед» имеет такой смысл. Налево спереди – «враг». Оттуда, например, появляются встречные автомобили. Справа-сзади – «друг». Официант подает кушанья справа. Диагональ «слева-сзади» – «психологическое прошлое». Мы и плюём туда через левое плечо. «Справа-спереди» – «психологическое будущее». Не случайно каждый второй памятник Ленину простирает руку туда, к коммунизму.

Сегодня модно (опять же) читать лекции и проводить научные конференции «с презентациями» — заранее заготовленными слайдами на экране, иллюстрирующими доклад. Но создать презентацию — это особое искусство. Она не заменяет лекцию, не отвлекает от лекции, а ненавязчиво иллюстрирует. Очень часто можно слышать: «бу-бу-бу» — следующий слайд, пожалуйста, «бу-бу-бу» — следующий слайд, пожалуйста». Аудитория ничего не успевает рассмотреть, понять, записать.

А вот на этой фотографии, ниже, мы видим правильно построенную лекционную аудиторию – амфитеатром. Все студенты находятся на удобном для восприятия расстоянии от экрана. Доска лектором уже не используется. Более того, лектор «отгородился» от аудитории экраном ноутбука.

Все внимание студентов сосредоточено на большой экран. Скорее всего.  лицо лектора туда не транслируется (а аудитория любит сохранять визуальный контакт с глазами лектора). Презентация часто перегружена текстами, которые лектор просто дублирует. Аудитория контактирует с экраном и «картинками», забыв про лектора. А в лекции факты, излагаемые лектором, воздействуют на СОЗНАНИЕ студента, жесты лектора воздействуют на ПОДСОЗНАНИЕ студента, а эмоции лектора воздействуют на ЧУВСТВА студента. И все эти три канала – равноценны. В данном случае (на фото) два последних канала не участвуют. А если записать на камеру самую блестящую и интересную лекцию и разместить в Интернете (или «Блэкборде») она не удержит внимание одиночного слушателя полтора часа – исчезает «эффект театра», общности слушателей. Надо сократить раза в три, зато в видеолекции можно активно использовать схемы, графики, анимацию, видеоиллюстрации. Можно остановить, рассмотреть, разобраться.

В стольном городе Москве, оказывается, есть «Институт Пушкина». Не знаю точно, чем он занимается, но однажды этот институт выделил грант КАИ на создание серии мини-видеолекций по разным наукам. Как я понял, для распространения среди абитуриентов стран СНГ, у которых русский язык — второй. Я про этот проект, реализуемый с мая 2014 года, ничего не слышал, пока в октябре режиссёр цикла коллега Долбин не привлёк меня «на пробу». Оказалось, что некоторые преподаватели, как Светлана Витальевна (в конце статьи на первом видеоролике присутствует среди героев «Фикуса»), легко восприняли новый жанр и замечательно «шагнули» из лекционной аудитории на экран. А вот некоторые…

Кто-то просто «парализуется» перед объективом. Кто-то зачитывает текст с планшета. Кто-то, выучив одно предложение наизусть из СВОЕГО (! ) текста произносит его в камеру, потом заучивает следующее предложение… Кто-то постоянно косит глазом в текст. Меня лично это удивило: с камерой работать проще. Всегда можно остановиться, переписать оговорку, неправильно произнесённую фразу. Как же они тогда в аудитории, живым студентам читают?! А вот так и читают. «Профессионалы» же, кандидаты наук. А в деградации образования один Фурсенко виноват. Учиться надо, господа! Коллега Долбин решил попробовать записать лекции по лазерной технике со мной, как с человеком, имеющим опыт работы на телевидении.

Часто шутят, что опытный преподаватель может принять зачёт или курсовую даже по незнакомой науке. Надо только показать ему правильный вариант работы и дать несколько типовых вопросов с правильными ответами. С лекциями — труднее. Говорят: чтобы хорошо изучить какую-то науку, надо начать её преподавать. Однажды академик Федосов, директор НИИ авиационных систем (все наши ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля»), чтобы лучше понимать аэродинамику, начал читать лекции по этой науке в «бауманке». А по диплому был радистом. А что такое аэродинамика с трудом знают даже те, кто её сдавал.

Математику читать я бы не взялся. А вот про лазеры, используя материал с кафедры, почему бы и нет – я же в школе отличником был.

Вот так мы и отсняли несколько роликов. Что тут началось!

«Профессионалы» были возмущены, как можно было приглашать какого-то некомпетентного актёра? Как можно жестикулировать, словно португалец. Дикция исполнителя не дойдёт до таджикских школьников! Да как можно сравнивать работу лазера с событиями на Майдане?! Так же нашего ректора могут в Европу не впустить! Да мы сами, да мы докажем!

Прислали молодого коллегу. Посмотрев мои ролики, тот сразу отказался: я так не смогу. Подогнали более компетентных, ну тех, что косят взглядом и заучивают собственный конспект. Прошу при этом, не обращая внимания на мои «нелиберастические» высказывания, всех заинтересованных лиц «в Европу пускать». Они без этого, как та Дунька — плохо себя чувствуют.

Хочу напомнить элементарную азбуку чтения лекций.

«Три кита», три дидактических принципа: НАУЧНОСТЬ – ДОСТУПНОСТЬ – НАГЛЯДНОСТЬ.

 

 

И они в лекции — равноправны. Занудное «научное» изложение — потеря времени!

МЫШЛЕНИЕ — ВАЖНЕЕ ПАМЯТИ. Тоже дидактический принцип.

ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ ОБЪЯСНЯЕТ. ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ — ВДОХНОВЛЯЕТ.

Далее — из правил профессора Г. Воробьёва:

1. Читать надо так, чтобы было интересно и понятно, при этом:

а) Интересный материал компенсирует недостатки речи

б) Артистизм лектора компенсирует дефицит информации

2. Внешность (на педагога надо быть похожим, а не…)

3. Формируйте чувство значимости присутствующих (они XXI век будут строить, а не мы)

4. На сознание студентов воздействуют ФАКТЫ, на подсознание воздействуют ЖЕСТЫ, на чувства воздействуют ЭМОЦИИ (тоже «три кита»)

5. Нужно повторять материал, не повторяясь (у нас как минимум ТРИ канала восприятия: зрительный, слуховой и моторный).

Ещё немного цитат из книги профессора Г. Воробьева:

« С кафедры часто вещают отнюдь не мастера ораторского искусства»

«Так, неожиданно для себя мы стали свидетелями возникновения единой системы обучения для всех и всегда.

Школы I поколения – для молодых,

II  поколения - для взрослых,   

Ш поколение – для стариков. Первый «пенсионный» университет открылся в Великобритании, примеру последовали другие страны, из наших соседей – Польша

и Венгрия» (Заметьте – 1986 год)

«Alma mater» ( Мать-кормилица) – так в прошлом веке называли свой университет. Это был дом студента, даже более – его семья. В такой духовной общности нуждаются современные студенты и не только студенты – учащиеся всех возрастов».

«Программисты стали первооткрывателями нового мира, и успех вскружил им голову. , Они увидели этот мир, очаровались, забыв о том, что им требуется управлять».

«Управление школой начинается с управления мотвами»

« При этом ученик всегда находится впереди, на виду, а компьютер – за ним, на втором плане, как бы говоря:

«Не бойся меня, я тебя не обижу, не притесню, Я ГЛУПЕЕ ТЕБЯ; только ты наделен творчеством, можешь мыслить иррационально, полагаться на интуицию, понимать не только текст, но и подтекст. Но я умею быстрее и лучше делать то, что тебе неинтересно, скучно и чем ты, человек, не должен заниматься»,

«Учреждения, хотя бы частично, может быть, исчезнут, а школы – нет. Это и есть новый образ жизни вообще и школьный образ жизни в частности, когда информатика, объединившись с телемеханикой, стала телематикой и открыла настежь двери в информационную эру».

 (Ещё раз напомню – 1986 год, без Грефа и Кузьминова, и без дилетантской болтовни про «Искусственный Интеллект», который «заменит» Человека)

«А теперь читателю предлагается тест, определяющий уровень культуры учебного заведения: в какой мере к нему подходит звание Alma mater (требуется набрать наибольшее количество очков из 10):

1. Каждый день – радость собираться в школу (училище, университет)

2. Войдя внутрь, забываешь о том, что делается за его стенами.

3. Приятно видеть здесь знакомые лица.

4. Трудно припомнить в этих стенах у себя чувство обиды, унижения, оскорбления.

5. В каждом помещении по-своему красиво и уютно.

6. Учебное расписание – калейдоскоп впечатлений и некогда скучать.

7. Сигнал на перерыв в занятиях застаёт врасплох и вызывает легкое чувство досады

8. Не хочется уходить домой и можно не уходить, потому что после официальных занятий начинаются полуофициальные и неофициальные.

9. Любишь приводить сюда друзей и знакомых, чтобы показать, где ты учишься.

10. Гордишься тем, что учишься именно здесь.

Ну, и где там «удаленка»?

Однажды, мой дипломник на задание «спроектируйте идеальное рабочее место преподавателя вуза» ответил:

«А у Вас не будет рабочего места. Вы дома будете иметь студию, с которой и будете читать лекции. И контролировать студентов по экрану, а прогульщики – потом запись просмотрят. Однажды по ТВ проректор Университета «Газпрома» (есть и такой) сказала важное: «Школа перестала обучать работать в команде». Здесь сказано главное: а при чём тут «удаленка»? Как мы будем социализировать обучаемых и, простите, «воспитывать» их?

Вот таблица, составленная режиссером – педагогом А. Ю. Долбиным (КНИТУ-КАИ)

 

 

проблемы:   решение
уровень подготовки лекторов только 15% готовы читать лекции (как ON так и OFF лайне) 1. Вокально-артистическая подготовка. Пение в хоре как обязательный курс. Ставить голос учить читать текст 2. Видеолекция (монтаж текста) а не зачитывание уже опубликованного учебника
Потеря концентрации. Половина лекции уходит на привлечения внимания к лекции, оговорки («эки», « меки»)   Переход на дистант незаметно свёлся к чисто «техничемким» аспектам, вытеснившими педагогическую и дидактическую составляющую Видеолекция разбитая на части. Для старшекласников и студентов 10 минутный ролик не позволит потерять концентрацию. За 25-30 минут видеолекций позволит заменить 45 минутные лекции ON-lane. Для начальных классов и дошкольного обучения ролики 3-5 минут - достаточно.
Низкий дизайнерский уровень видеолекций, презентаций. Основы дизайна (супрематизм Малевича) Основы психологии восприятия и рекламы.
Отсутствие компьютерных программ обучения, соответствующих образовательным методикам Программы есть, даже книжки написаны, но занудно и на техническом уровне, без педагогики. Надо сделать педагогические программы, учить дистанту как особому искусству

 

Комментарии:

Анализ существующих дистанционных видеолекций показывает,

что использование «живых» трансляций аудиторных лекций

в режиме ONLANE абсолютно не эффективно

по признанию всех, кто проводил подобные занятия.

Поспешные выводы о том что дистанционное образование

не эффективно - свидетельство того

что до сих пор никто не проводил

системного анализа дистанционного образования.

Из опыта создания видеолекций для института Пушкина:

https: //www. youtube. com/watch? v=RNOP-nLywos& list=UUTjiewxl3H53sLFrNAnytRg& index=434& ab_channel=%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B1%D0%B8%D0%BD

Из 20 лекторов только трое справлялись со своей задачей.

Причины: 1. Отсутствие поставленного голоса



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.