Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Общие черты самоубийств



Э. Шнейдман так описывает их общие черты.

1. Общей целью всех самоубийств является поиск решения. Суицид не является случайным действием. Его никогда не предпринимают бессмысленно или бесцельно. Он служит выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации. Ему свойственны непогрешимая логика и целесообразность. Он предпринимается в качестве единственно доступного ответа на труднейшую задачу: как можно выбраться, что делать? Таким образом, каждый суицид имеет целью найти решение стоящей перед человеком и вызывающей интенсивные страдания проблемы. Чтобы понять причину самоубийства, нужно узнать, какие проблемы оно должно было решить.

2. Общей задачей всех суицидов является прекращение сознания. Суицид парадоксальным образом представляет собой одновременное движение к чему-то и от чего-то. Главная практическая задача суицида - это то, к чему происходит движение, полное прекращение потока своего сознания, невыносимой боли как решение болезненных и насущных жизненных проблем. Отчаявшемуся человеку приходит в голову мысль о возможности прекращения сознания в качестве ответа или выхода из ситуации при наличии у него душевного волнения, повышенного уровня тревожности и высокого летального потенциала, составляющих три необходимые части суицидов. После этого возникает инициирующая искра и активный суицидальный сценарий начинает осуществляться.

3. Общим стимулом при суициде является невыносимая психическая боль.

Если прекращение своего сознания - это то, к чему движется суицидально настроенный человек, то душевная боль - это то, от чего он стремится убежать. Таким образом, суицид легче всего понять как сочетание движения по направлению к прекращению потока сознания и бегства от психической боли и невыносимого страдания. В клинической суицидологии есть правило: снизьте, подчас весьма незначительно, степень страдания, и человек выберет жизнь.

4. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности. Суицид следует понимать не как бессмысленный и необоснованный поступок, а как реакцию на фрустрированные психологические потребности человека. Прежде всего, суицид совершается из-за нереализованных или неудовлетворенных потребностей. Удовлетворите фрустрированные потребности - и суицид не возникнет.

5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность - безнадежность. В суицидальном состоянии возникает чувство беспомощности - безнадежности: " Я ничего не могу сделать (кроме совершения самоубийства), и никто не может мне помочь (облегчить боль, которую я испытываю)". Эта генерализованная эмоция проявляется в смятении и тревоге. Как показывает клинический опыт, на человека в состоянии душевного смятения, с выраженными летальными тенденциями нецелесообразно и бесполезно воздействовать путем увещеваний, разъяснительных бесед, порицания, оказания давления или каким-нибудь аналогичным способом. Наиболее эффективным путем снижения интенсивности суицидальных намерений является непрямое воздействие посредством уменьшения эмоционального напряжения. Отсюда целью вмешательства является снижение давления, оказываемого на человека реальными жизненными обстоятельствами и вызывающего у него эмоциональное напряжение.

6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность. Для самоубийства типично состояние, когда человек одновременно пытается перерезать себе горло и взывает о помощи. При этом оба стремления являются искренними, непритворными. Амбивалентность наиболее характерна для отношения к суициду. Человек одновременно чувствует потребность совершить его и желает (и даже планирует) спасения и вмешательства других. Психолог должен использовать такую амбивалентность, чтобы спасти обратившегося.

7. Общим состоянием психики является сужение когнитивной сферы. Было бы не совсем правильно считать суицид проявлением психоза, невроза или психопатии. Точнее его можно охарактеризовать как преходящее аффективное и интеллектуальное сужение сознания с ограничением использования возможностей. Синонимом сужения является " туннельность", то есть резкое ограничение вариантов выбора поведения, доступных для сознания данного индивида, когда он не находится в состоянии паники, способной довести его до дихотомического мышления: либо какое-то особое (почти волшебное) разрешение всей ситуации в целом, либо прекращение потока сознания. Важно противодействовать сужению мыслей суицидального человека, предпринимая попытки раздвинуть психические шоры и увеличивая число вариантов выбора.

8. Общим действием при суициде является агрессия (бегство). Бегство отражает намерение человека удалиться из зоны бедствия. Вариантами бегства являются, например, уход из дома или семьи, увольнение с работы, дезертирство из армии. Суицид в данном ряду означает предельное, окончательное бегство. Следует различать безобидное желание уйти и потребность покончить со всем, уйти навсегда. Смысл самоубийства состоит в радикальной и окончательной смене декораций. Действием, приводящим к этому, и является " уход".

9. Общим коммуникативным актом при суициде является сообщение о своем намерении. Люди, намеревающиеся совершить самоубийство, вследствие амбивалентного к нему отношения сознательно или безотчетно подают сигналы бедствия, жалуются на беспомощность, ищут возможности спасения. Общим коммуникативным действием при самоубийстве является не вражда, ярость, разрушение и даже не отход от других людей внутрь себя, а сообщение о своих суицидальных намерениях. Все люди, работающие сегодня в области суицидологии, знают о характерных признаках такого сообщения, как вербальных, так и невербальных. Их распознавание является незаменимым условием превенции суицидов.

10. Общей закономерностью суицида является соответствие суицидального поведения общему стилю поведения в течение жизни. Суицидальному поведению можно найти глубокие соответствия в стиле и характере поведения данного человека в течение его жизни.

Нередко при анализе суицидов путают понятия: причина, условия и повод.

Причина суицидального поведения — понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психиатрический анализ проблемы. Причина — это все то, что вызывает и обусловливает суицид. А. Г. Амбрумова основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую дезадаптацию личности. Помимо главной причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности и т. д. ). От причины следует отличать условия и повод. Под условиями понимают такой комплекс явлений, который хотя и не порождает конкретные следствия, но выступает необходимой предпосылкой их становления и развития. Нет причин и следствий без определенных условий. Условия существенно влияют не только на действия причин, но и на характер следствий. Одни и те же причины в неодинаковых условиях приводят к различным следствиям. Анализируя причины суицидов, приходится повсеместно встречаться с зависимостью их от условий.

Повод в отличие от причины — это событие, которое выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ поводов самоубийств не выявляет их причин.

  • Депрессия абортивная - Д. состояния, при которых в структуре психопатологического синдрома Д. не достигает большой выраженности. Наблюдается в клинике соматогенных психозов, неврозов, шизофрении, при латентных Д., циклотимии. Син.: субдепрессия.
  • Депрессия адинамическая - Д. с преобладанием вялости, апатии, безучастности (ослабления побуждений). Син.: Д. апатическая, Д. энергическая.
  • Депрессия ажитированная - сопровождается длительным речедвигательным возбуждением, вплоть до неистовства. Д. усложняется аффектом тревоги, страха. В таких случаях говорят о Д. тревожно-ажитированной или об ажитированной Д. со страхом. Часто возникают сложные формы депрессивного бреда (бред Котара).
  • Депрессия алкогольная - наблюдается у больных алкоголизмом в состоянии абстиненции, включает в себя компоненты дисфории (эмоциональная неуравновешенность, слезливость).
  • Депрессия «альтруистическая» — характерен феномен проекции Д. [Блейхер В. М., Крук И. В., 1986]. Не только себя, но и некоторых окружающих, особенно из числа близких и родственников, больной воспринимает как страдальцев, достойных сочувствия и жалости. Такая проекция наблюдается при самых различных степенях Д. — от легкой, циклотимической, до более тяжелой, параноидной, и может явиться одним из психологических факторов, способствующих расширенным суицидам.
  • Депрессия амбивалентная [Minkowski E., 1930] — Д., протекающая с явлениями амбивалентности.
  • Депрессия анаклитическая [Spitz R., 1946] — синдром, развивающийся у новорожденных и грудных младенцев в связи с их изоляцией от матери: например, в связи с помещением ребенка в больницу без матери или при направлении его в дом ребенка. Обычно Д. возникает после трех месяцев разлуки, ее причиной считают отсутствие тех аффективно насыщенных взаимоотношений, которые возникают между матерью и ребенком после его рождения. Чаще наблюдается в возрасте после 6 месяцев, когда привязанность ребенка к матери оказывается уже полностью сформированной. Патогномоничными считаются такие признаки, как печальная внешность ребенка, его аутичность, апатия, психомоторная заторможенность, отсутствие чувства удовольствия, повышенная раздражительность. Характерны широко раскрытые глаза ребенка, безучастное выражение лица, трудность установления с ребенком контакта, ряд психосоматических признаков (нарушения суточного ритма сна и бодрствования, нарушения сосания, явления диспепсии, иногда эпизодическое повышение температуры тела). При восстановлении контакта с матерью отмечается обратимость симптомов Д. а.
  • И многие др

· Биологические факторы. Наследственность имеет определённое влияние на появление депрессии, однако оно не столь велико, как в других психических заболеваниях и расстройствах. Возможность заболеть тяжёлой депрессией у ближайших родных больного (т. е. у родственников первого порядка) в 2-3 раза больше, чем у людей, у которых в родстве нет больных депрессией. Считается, что многие хромосомы человека и гены, находящиеся в них, связаны с появлением депрессии. Это хромосомы 4, 5, 10, 11, 12, 13, 18, 21 и Х.

В возникновении и течении депрессивных расстройств участвуют также многиенейромедиаторы (или нейротрансмиттеры), т. е. биологически активные химические вещества, посредством которых осуществляется передача электрического импульса от одной нервной клетки к другой через синаптическое пространство между ними. Самой большой группой являются моноамины: эпинефрин, норэпинефрин, серотонин, допамин и ацетилхолин. Таким образом, согласно теории нейромедиаторов, болезнь может начаться из-за уменьшения или изменения деятельности этих веществ. Интересен тот факт, что, хотя антидепрессанты увеличивают, в частности, количество серотонина и норэпинефрина в синаптическом пространстве сразу после приёма лекарства, действовать антидепрессант начинает только через 2-3 недели (! ) после его принятия. Исследователи пока не нашли объяснения этому феномену.

Одним из важных шагов в изучении биологических причин депрессии явилосьизучение структуры и деятельности головного мозга при помощи самых современных научных средств. В ходе проводимых исследований учёным удалось установить, что некоторые участки головного мозга больных, страдающих депрессией, имеют меньший или больший объём по сравнению с теми же участками головного мозга здоровых людей. Также была выявлена значительная разница в метаболической деятельности некоторых частей головного мозга у больных депрессией и людей, не страдающих этим заболеванием.

Наконец, в эндокринной системе лиц, имеющих депрессию, обнаружено изменение (уменьшение или увеличение) метаболизма в ряде желез внутренней секреции. Например, у депрессивных больных часто развивается субклинический гипотиреоз, который может никак не проявлять себя на телесном и гормональном уровне, но сильно влияет на эмоциональную сферу больного.

· Социальными факторами, которые играют значительную роль в проявлении первого эпизода депрессии, являются безработица, развод итраур. Один из факторов, очень тесно связанный с возникновением тяжёлой депрессии, — потеря родителя ребёнком в возрасте до 10 лет. Важно отметить, что в появлении последующих эпизодов депрессии эти социальные факторы уже не участвуют. С какого-то момента участие стрессогенного фактора в появлении депрессивного эпизода не обязательно. Предыдущие эпизоды сами становятся причинами для последующих проявлений болезни.

· При попытке объяснить причины депрессии с помощью психологических факторов, был сформулирован ряд теорий.

Например, существует много различных психоаналитических теорий депрессии. Согласно одной из них, депрессия возникает в случае потери значимого «другого», который при этом становится одновременно объектом любви и ненависти (вернее, гнева из-за того, что его потеряли). В результате отрицания ненависти или гнева возникает чувство вины, выливающееся в направленную на себя враждебность. Фрейд в одной из своих работ разделил понятия «траур» и «меланхолия», показав, что траур — это последствие действительной потери значимого и любимого человека, тогда как меланхолия — следствие потери скорее эмоционального, чем реального субъекта, после чего у больного наблюдаются пониженная самооценка, самопорицание, чувство вины, чего нет у человека в состоянии траура.

Помимо всего прочего, самые разнообразные проблемы в межличностных отношениях (неудачный выбор партнёра, расставание, недостаток любви и заботы в отношениях и признания на профессиональном поприще, а также многое другое) могут способствовать развитию пониженной самооценки и депрессивного эпизода у легко внушаемых людей.

Когнитивные теории возникновения депрессии утверждают, что человек, страдающий депрессией, развивает отрицательные мысли на трёх уровнях. Эта негативная триада устойчивых представлений депрессивных больных включает в себя, во-первых, видение себя лишёнными каких-либо достоинств и ни на что не годными людьми, во-вторых, видение окружающего мира как жестокого и вызывающего отвращение, и, наконец, в-третьих, безнадёжность по отношению к будущему.

Когнитивно-бихевиористская теория описывает больного депрессией как человека, для поведения которого характерна так называемая «выученная беспомощность». Этот термин довольно точно описывает то, что происходит, когда люди оказываются в обстоятельствах, при которых не могут предотвратить неблагоприятные внешние события: возникает пассивность, чувство отчаяния и безнадежности. Предполагается, что люди со временем привыкают к подобной собственной реакции на тяжёлые ситуации и уже не могут ответить на них иначе.

Все эти и многие другие теории ещё раз показывают нам, насколько многогранна и сложна эта болезнь. Депрессия — это заболевание, на появление которого влияет очень много факторов, и невозможно её анализировать, принимая во внимание только какой-то один из них.

Очень важно при лечении депрессивного эпизода относиться к этой болезни как к депрессии конкретного человека, не делая попытки чрезмерного обобщения симптомов и факторов появления заболевания: необходим личностный подход к каждому пациенту.

 

тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние. Состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии – активацией вегетативной нервной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Р. С. Немова, «тревожность – постоянно- или ситуативно-проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».

Причины:

—  Общая тревожность (обычное эмоциональное состояние - ребёнок в школе).

— . Переживание социального стресса (эмоциональное состояние на фоне которого развиваются его социальные контакты). Очень часто высокую тревожность по этому фактору демонстрируют лидеры.

— Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психологический фон не позволяющий удовлетворять свои потребности в успехе, достижениях высоких результатов.

— . . Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания возникающие в ситуациях, предполагающих самораскрытие, предъявление себя другим, демонстрацию своих возможностей.

— Страх ситуации проверки знаний – переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной. Это важный симптом эмоционального неблагополучия.

— Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – сильные переживания по поводу отзывов, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

— . Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – это индивидуальная неприспособленность к неприятностям, повышающая вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожные факторы среды.

— Неофрейдисты считают основной причиной тревожности неблагополучный ранний опыт отношений, из-за которого развивается базальная тревога (по Карен Хорни). Такая тревожность сопровождает человека всю жизнь, в значительной степени влияя на его отношения с другими людьми (по Гарри Стаку Салливану)

— Бихевиористы считают тревожность результатом научения. По их мнению это заученная реакция на угрожающие ситуации, которая, впоследствии, переносится и на другие, ассоциирующиеся с ними обстоятельства.

Классификация тревожности:

1. Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности:

— ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство.

— личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.

2. А. М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

— -с процессом обучения – учебная тревожность;

— -с представлениями о себе – самооценочная тревожность;

— -с общением – межличностная тревожность.

3. Зигмунд Фрейд говорил о наличии двух видов тревоги первичной и сигнальной.

v С позиции адаптивности-дезадаптивности    

                        конструктивная

                        деструктивная

                        дефицитарная

v По периодичности

                        эпизодическая

                      хроническая

v По происхождению –

                        врожденная

                      ситуативная

v  По степени осознанности, а также по уровню, силе, коморбидности и т. д.

Функции тревоги:

v приспособительное значение: состояние тревоги предвосхищает тот или иной вид опасности, предсказывает нечто неприятное, угрожающее и сигнализирует об этом индивиду

v поиск и обнаружение источников угрозы

v  тревога навязывает субъекту " свое" видение ситуации

v дезорганизующего влияния на деятельность

v оценка сложившейся ситуации

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.