Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гайдн. Сонаты для фортепиано.



Слово « соната» произошло от итальянского слова sonare – звучать. В 16-17 веках сонатами назывались вообще все инструментальные произведения, в отличие от вокальных, которые назывались кантатами[1]. Классическая соната формировалась в течение 17-18 вв. в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена. Сонату и симфонию объединяет наличие в первой части сонатного аллегрои медленная 2-я часть. Главным отличием от симфонии является камерность[2] сонаты - соната пишется для одного или двух исполнителей. В классической сонате 3 части. Первая часть – быстрая (сонатное аллегро). Вторая часть – медленная. Третья часть – быстрый финал. Крайние части, как и в симфонии, пишутся в основной тональности.

В эпоху Гайдна соната – это жанр, предназначенный для домашнего музицирования. Это и время когда создаётся молоточковое фортепиано. Клавесин, с его ударной манерой игры, трелями, форшлагами постепенно уходит в прошлое. Фортепианная музыка начинает свою историю. На фо-но можно извлекать более мягкий, напевный звук.  Некоторые сонаты Гайдна очень напевны по мелодизму, они хорошо звучат на фо-но. Но большинство сонат было написано для клавесина, так как фо-но в те времена было редким и малознакомым инструментом.

Гайдн написал свыше 50 сонат. У него не так много минорных сонат. Одна из них: соната ми минор, известная своим лирическим содержанием. 1 часть очень быстрая (presto). Главная партия порывистая, устремлённая, беспокойная (ми минор). Вторая тема – побочная партия звучит в соль мажоре, она более плавная, спокойная. Разработка основана на развитии главной партии. Частая смена тональностей, изменение регистров, динамических оттенков придаёт изложению неустойчивость, напряжённость. Реприза начинается проведением главной партии в ми миноре – основной тональности сонаты. Побочная партия тоже звучит в ми миноре. Обе темы сближаются по характеру. 2-я часть (andante, соль мажор, 3-х частная форма) переключает от активного действия в область раздумья, размышления. Основная тема – спокойная, светлая; развёртывается неторопливо. Её отличает сложный мелодический и ритмический рисунок. 3-я часть - быстрый финал. (ми минор, рондо [3]). Основная тема: танцевальная, подвижная, с острым ритмом, определяет характер всей части.

Соната ре мажор. Произведение состоит из трёх частей. Крайние части - быстрые, жизнерадостные обрамляют драматическую[4] среднюю часть. 1-й часть Главная партия задорная и весёлая, в ре мажоре. Побочная партия (ля мажор ) не контрастирует с главной, но дополняет её. Её отличает высокий регистр, лёгкая, порхающая мелодия. Она звучит мягко, изящно и легко. Разработка более напряжённа и серьёзна. Темы главной и побочной партий звучат в изменённом виде – более драматично. В репризе, как обычно, повторяются все темы экспозиции в основной тональности – ре мажор. 2-я часть (ре минор ) написана в характере глубокого раздумья. Мелодия основной темы 2-й части похожа на скорбный речитатив. Финал возвращает нас к весёлому, жизнерадостному настроению 1-й части. Он написан в форме рондо. Трижды проходит тема-рефрен, чередуясь с двумя эпизодами.

Клавирным сонатам Гайдна присущи лёгкость и изящество музыки, отсутствие резкого контраста между темами. В основном, музыка Гайдна очень жизнерадостная и светлая. Сочиняя такую музыку, Гайдн считал, что люди будут гораздо больше улыбаться и радоваться. Он говорил: «на свете так мало людей, которые умеют радоваться жизни. Моя задача – доставить им радость».


[1] Кантата от итальянского слова cantore – петь.

[2] Kamera – с итальянского комната, небольшое помещение.

[3] Рондо – слово французское. В переводе на русский язык означает «круг», «хоровод». Форма рондо определяется наличием главной темы – рефрена, который повторяется не менее 3-х раз. Между проведениями темы звучат «эпизоды», каждый эпизод звучит только один раз.

[4] Драматический – серьёзный.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.