Технологическая карта внеурочного мероприятия
Тема: Путешествие в мир фразеологизмов.
Цель урока: создать условия для продолжения формирования умения использовать знания для решения коммуникативных задач на основе темы «Путешествие в мир фразеологизмов».
Организация работы класса:
1. Подготовительный этап.
2. Этап целеполагания:
2. 1. Ситуация для создания мотивации.
2. 2. Предъявление цели.
3. Наблюдение фразеологизмов
4. Анализ фразеологизмов.
5. Конструирование коммуникативных ситуаций с использованием фразеологизмов.
6. Рефлексия. Показ сконструированных ситуаций и отгадка фразеологизмов.
Средства обучения: презентация, карточки с заданиями, толковые словари русского языка, фразеологический словарь;
Этап урока
| Задача урока
| Методический прием
| Используемые УУД
| Деятельность учителя
| Действия ученика
| Форма работы/выполнения действий
| I
|
| Приветствие
| Приветствие
|
| нет
| II
|
| Предъявление культурного образца целеполагания:
|
|
|
|
| 2. 1
| Создание мотивации
Учитель предлагает предложения с фразеологизмами для анализа их значений
(Приложение 1 )
|
Читают предложения, анализируют
| Фронтальная
индивидуальная
| Логические
Регулятивные
| 2. 2
| Учитель сообщает цель
| Принятие цели
| фронтальная
|
| Учитель предлагает предложения для анализа и сопоставления (нужно подобрать подходящий по смыслу фразеологизм)
(Приложение 2)
-Ребята, мы с вами подобрали по смыслу подходящие фразеологизмы. Можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь слово, не изменяя значения этих сочетаний слов?
-Ребята, на самом деле нельзя.
1. Слова во фразеологизме нельзя переставлять или заменять другими. Нельзя сказать “Ни мясо, ни рыба”. Это устойчивые выражения. 2. Нельзя заменять словами-синонимами. Например, вместо “куда глаза глядят” нельзя сказать “куда глаза смотрят”.
| Анализируют предложения, сопоставляют предложение с фразеологизмом и делают вывод
Варианты ответов детей
Вывод: Лексическое значение имеет не каждое слово во фразеологическом обороте, а весь фразеологизм в целом.
| Группы
| Логические
|
|
-Иногда для характеристики человека используют фразеологические обороты, отражающие какие– либо качества, черты характера в сравнении с животными.
Например, говорят, труслив как заяц.
Учитель предлагает закончить предложения:
Болтлив как … (сорока) Надут как … (индюк) Изворотлив как … (уж) Здоров как … (бык) Упрям как … (осел) Нем как … (рыба) Работает как … (лошадь)
|
Выполняют задание
Делают вывод: Фразеологизмы можно использовать для характеристики человека, чтобы подчеркнуть его те или иные качества.
|
Групповая
|
Логические
|
| (Работа со словарем)
Учитель предлагает решить кроссворд( по лексическому значению определить фразеологизм) с использованием словаря.
(Приложение 3)
- Ребята, если вы правильно выполните задание, выделенная строка кроссворда укажет особенность данных устойчивых оборотов.
|
Решаю кроссворд, работают со словарями
|
Групповая
|
Логические
|
| (Деятельность)
Учитель предлагает детям показать сценки со словами, но так, чтобы фразеологизм не назывался.
(Козёл отпущения, Зарыть талант в землю, Не находить себе места, Прощупывать почву)
|
Дети конструируют в группах сценки.
| Групповая
| Коммуникативные
| III
|
| Рефлексия
Показ сконструированных ситуаций и отгадка фразеологизмов.
| Дети показывают сконструированные сценки группами и пытаются отгадать задуманные фразеологизмы.
| фронтальная
|
| Приложение 1:
- Наврать с три короба - наговорить неправду.
- Зарубить (себе) на носу – запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
- Гнаться за двумя зайцами – делать одновременно несколько дел.
- Как курица лапой – писать небрежно и неразборчиво, так что нельзя понять.
- Спустя рукава – относиться к делу неохотно, работать кое-как.
- Льёт как из ведра – очень сильным потоком, струями (о проливном дожде).
Приложение 2:
|