Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЭЛЬФРИДА ЕЛИНЕК



           Эльфрида Е́ линек (род. 20 октября 1946)- австрийская романистка, драматург, поэт и литературный критик, лауреат Нобелевской премии 2004 года по литературе, лауреат премии Генриха Бёлля (1986), премии Георга Бюхнера (1998), премии Генриха Гейне (2002), чешской премии Франца Кафки (2004).

       После сдачи выпускных экзаменов у Елинек случился нервный срыв: она пыталась несколько семестров изучать историю искусства и театра в Венском университете, однако прервала учёбу в 1967 году из-за усиливающихся приступов страха. Целый год она провела дома в полной изоляции. Именно в это время Елинек начала писать.

       Первый сборник стихов «Тени Лизы» вышел в 1967 году. В следующем году она заканчивает роман «Буколит», который однако остаётся неопубликованным до 1979 года. После смерти отца Эльфрида в определённой мере освобождается от своих страхов и на некоторое время примыкает к левому движению немецкого студенчества 1960 годов.

       В 1971 году Эльфрида Елинек сдаёт экзамен по классу органа в консерватории. Её литературное развитие в эти годы происходит под влиянием Ролана Барта, которому она посвятила своё эссе «бесконечная невиновность».

       В 1972 Елинек переезжает жить к своему другу Герту Лошутцу в Берлин, однако год спустя возвращается в Вену, где вступает в члены Коммунистической партии Австрии, принимает активное участие в левом движении и в 1974 году выходит замуж за музыканта Готтфрида Хюнгсберга.

       В 1975 году для Елинек-писательницы наступает переломный момент: публикация её романа «Любовницы», марксистско-феминистской пародии на патриотический роман, заставляет всех говорить о новой величине в немецкоязычной литературе.

       В начале 1980 годов выходит её роман «Перед закрытой дверью» - о неблагополучных подростках из благополучных семей, заканчивающийся шокирующей сценой массового убийства целой семьи. По роману ставится аудиопьеса, а затем его экранизирует Паулюс Манкер.

       1983 год ознаменован для Эльфриды Елинек первым крупным скандалом. На театральной сцене появляется спектакль «Бургтеатр», в котором поднимается тема попыток Австрии подавить в себе своё национал-социалистическое прошлое. Слава Елинек как «разоблачительницы» своей собственной страны растёт.

       В тот же год выходит едва ли не главный труд Эльфриды Елинек - роман «Пианистка». , Следующим «возмутителем спокойствия» стал для Европы её роман «Похоть», моментально попавший в списки бестселлеров и написанный под влиянием возросших споров феминисток на тему порнографии.

       В 2001 году её «Пианистка» была в весьма радикальной манере экранизирована австрийским режиссёром Михаэлем Ханеке с Изабель Юппер в роли Эрики Кохут. Фильм единогласно признан одним из самых революционных в современном кинематографе и получил три главных приза на Каннском кинофестивале 2001 года (лучшая режиссура, лучшая женская роль, лучшая мужская роль).

       В своих поздних произведениях Елинек фокусируется на критике Австрии за ее неспособность преодолеть своё нацистское прошлое ( «Дети мёртвых»). Именно в этот период творчества к писательнице приходят всемирное признание и слава.

       Апофеозом творчества Эльфриды Елинек стало объявление её в 2004 году лауреатом престижнейшей Нобелевской премии по литературе за «музыкальное многоголосие в романах и драмах, которое со свойственной только ей языковой страстью разоблачает абсурдность и принуждающую власть социальных клише».

       Сразу после вручения Елинек Нобелевской премии на русский язык были переведены все её крупные работы, в том числе несколько театральных пьес.

       Госпожу Елинек мало любят. Восхищаются стилем, уважают жесткость, хвалят натурализм - но любить… Любовь - нечто из совсем другой системы. Система взглядов Елинек не подразумевает любви, потому что в этой системе нет людей. Есть существа, обуреваемые животными инстинктами, которые придумывают себе реальности более или менее комфортные. Но не совместимые одна с другой. Потому что существам не могут быть интересны чужие реальности. Они слишком заняты собой.
       Цитата:

       «Мужчина любит получать удовольствие и не любит ждать, а женщина на месте удовольствия затевает строительство жилого квартала, потому что в её случае затронуто целое в его страшной и угрожающей совокупности. Женщина и мир её чувств - факт малоприятный». («Пианистка»)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.